Научная статья на тему 'Личностно-коммуникативная компетентность практических психологов'

Личностно-коммуникативная компетентность практических психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Майборода Д. А.

Показана необходимость исследования личностно-стилевых характеристик, способствующих профессиональной компетентности практических психологов. Представлены обобщенные с помощью факторного анализа компоненты в структуре многомерного феномена «Личностно-коммуникативная компетентность». Рассмотрена степень выраженности личностных и стилевых характеристик в субъективном образе личностно-коммуникативной компетентности у практических психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Майборода Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-коммуникативная компетентность практических психологов»

речащими им. Это становится еще более справедливым при приближении индивида по какому-либо свойству к среднему показателю. Если он в той или иной степени находится посреди двух полюсов, то классификация зачастую является упрощением, а нередко даже искажением реальности.

Список литературы:

1. Павлов И.П. Физиологическое учение о типах нервной системы, темпераментах // Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2. - М., Л., 1951. - С. 77-88.

2. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд. Наука, 1961. - С. 9-20.

3. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Изд.: Наука, 1976. - С. 336.

4. Юнг К.Г. Аналитическая психология. - СПб., 1994 / Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского). - СПб.: Азбука, 2001. - С. 197.

5. Аугустинавичюте А. Соционика: в 2-х т. Т. 1: Введение. Т. 2. Психотипы. Тесты. - СПб., Terra Fantastica, 1998. - С. 25-32.

6. Хеджес П. Анализ характера, или типология по Майерс-Бриггс. -М.: Эксмо, 2003. - 320 c. (Patrisia Hedjes. Understanding your personality. With Myers-Briggs and more, 1993).

7. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.М. Типы темперамента в практической психологии. - СПб.: Речь, 2003. - С. 243.

8. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 111-131.

9. Уилсон Р.А. Квантовая психология / Пер. с англ.; под редакцией Я. Не-вструева. - К.: «Янус», 1998. - 224 с.

10. Лири Т. Семь языков Бога / Пер. с англ. - К.: «Янус»; М.: «Пересвет», 2001. - 224 с.

11. Гуленко В.В. Структурно-функциональная соционика: Разработка метода комбинаторики полярностей. Ч. 1 - К.: Транспорт Украни, 1999. - 187 с.

ЛИЧНОСТНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ1

© Майборода Д.А.*

Псковский государственный университет, г. Псков

Показана необходимость исследования личностно-стилевых характеристик, способствующих профессиональной компетентности прак-

1 Работа выполнена в рамках проекта № 4199 аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 гг.)».

* Кафедра Общей и социальной психологии. Научный руководитель Парфенова Н.Б., заведующий кафедрой Общей и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент.

тических психологов. Представлены обобщенные с помощью факторного анализа компоненты в структуре многомерного феномена «Лич-ностно-коммуникативная компетентность». Рассмотрена степень выраженности личностных и стилевых характеристик в субъективном образе личностно-коммуникативной компетентности у практических психологов.

Опираясь на понимание феномена компетентности и классификацию основных компетенций И.А. Зимней [1], мы рассматриваем компетенции, относящиеся к личности и компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию как взаимосвязанные между собой и проявляющиеся в практической деятельности психолога в форме личностно-коммуникативной компетентности.

Мы предположили, что в структуре личностно-коммуникативной компетентности практических психологов определяющими выступают личностные и коммуникативно-стилевые характеристики, способствующие профессиональной практической деятельности: эмоционально-личностная устойчивость к стрессу, диагностируемая с помощью опросника т (форма В); активность в интеллектуальной и коммуникативной сферах (опросник ОФДСИ В.М. Русалова); индивидуально-личностная ответственность (опросник уровня субъективного контроля в модификации Е.Ф. Бажина, Е.А. Го-лынкиной, А.М. Эткинда); характеристики социального и межличностного взаимодействия, диагностируемые с помощью опросников КОСКОМ-2 и СКК [2, 3]; предпочитаемые стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях и оценка самоэффективности, диагностируемые с помощью разработанных творческой группой проекта и проверенных по психометрическим критериям шкал [4].

Анализ и обобщение эмпирических результатов исследования, проведенного в рамках проекта на выборке практических психологов (п = 37), с помощью факторного анализа (факторизация первого и второго порядка) позволяет выделить основные компоненты личностно-коммуникативной компетентности.

1ф. «Эмоционально-личностная неустойчивость и неконструтивные стратегии поведения в ТЖС», наиболее обобщенный (14,5 % дисперсии), включает интегральные показатели: «Эмоционально-личностная неустойчивость по депрессивно-невротическому типу - или уравновешенность» (0,715), «Уверенность» (-0,715), самоэффективность (-0,708), «Эмоциональность общая» (0,705), «Эмоциональный уход от решения проблем» (0,595);

2ф. «Ответственность и активность в решении проблем», менее обобщенный (13,4 % дисперсии), включает: «Ответственность за здоровье и межличностные отношения» (0,802), рефлексивность (0,756), «Неконструктивный уход от решения проблем» (-0,731), «Активность интеллектуальная» (0,625);

3ф. «Эмоционально-личностная устойчивость, активность коммуникативная и конструктивные стратегии совладания с ТЖС», менее обобщенный (13,1 % дисперсии), включает: «Эмоционально-личностная устойчивость к стрессу» (0,792), «Активность коммуникативная» (0,740), «Конформность» (-0,731), «Конструктивное совладание с ТЖС через занятия работой, творчеством, спортом» (0,727);

4ф. «Ответственность в коммуникативной сфере», специфический (9,8 % дисперсии), включает: «Конструктивное решение проблем с помощью сверстникови коллег» (0,805), «Общая интернальность» (0,651), «Характеристики социально-коммуникативной компетентности»(0,453), «Активность психомоторная» (-0,420);

5ф. «Фрустрационная нетолерантность и совладание с ТЖС через обращение к абсолютным ценностям и компетентным взрослым», специфический (9,7 % дисперсии), включает: «Фрустрационная нетолерантность» (0,758), «Совладание с ТЖС через обращение к Богу» (0,718).

Таким образом, интегральный феномен «Личностно-коммуникативная компетентность» имеет структурно-уровневую организацию, образованную разной степенью обобщенности составляющих его компонентов. В зависимости от степени обобщенности компонентов различаются следующие уровни проявления: уровень обобщенных базовых компонентов, отражающих как личностные характеристики, аккумулированные в эмоционально-личностной (не)устойчивости, сопряженные соответственно с (не)конструк-тивными стратегиями совладания с ТЖС; уровень специфических компонентов, но достаточно характерный для практической деятельности психолога, отражающий основные характеристики социального и межличностного взаимодействия и ответственности за эффективность в межличностном общении, а также не способствующие эффективности профессиональной деятельности проявления фрустрационной нетолерантности и игнорирование реальных агентов поддержки.

Степень выраженности личностных и коммуникативных характеристик у практических психологов мы рассматриваем на основе частотного анализа первичных эмпирических данных.

24,2 % респондентов с высокими показателями активности в интеллектуальной сфере и подавляющее большинство (54,6 %) со средними показателями интеллектуальной активности.

Для практических психологов (27,3 % от общей выборки) с высокими показателями коммуникативной активности характерно: высокая потребность в общении, широкий круг и легкость вступления в новые социальные контакты, высокий набор коммуникативных программ легкая и плавная речь, быстрая вербализация, в целом способствующие профессиональной деятельности практического психолога. И почти у третьей части опрошенных практических психологов недостаточно представлена активность в коммуникативной сфере.

Количество респондентов в общей выборке с выраженной общей интер-нальностью (27,3 %) и выраженной экстернальностью (33,3 %) по сравнению с респондентами со смешанным локусом контроля (39,4 %), т.е., достаточно неопределенно высказывающихся относительно ответственности за события своей жизни (иногда берут ответственность на себя, иногда возлагают ответственность на других, на жизненные обстоятельства, на судьбу и т.п.) свидетельствует о том, что такая важная интегральная характеристика как ответственность в профессиональной деятельности проходит этап становления и начинает оказывать влияние на восприятие социальной реальности и конструирование субъективного образа жизненной ситуации и себя в ней.

Такие обобщенные стратегии поведения практических психологов в ТЖС как «Конструктивное совладание через занятия работой, творчеством, спортом» (35,5 %), «Конструктивное решение с помощью сверстников и коллег» (22,6 %), в которых выражена специфика организации усилий практическими психологами в процессе взаимодействия с жизненными затруднениями, направленная на совладание через активность в деятельности (работа,творчество, спорт) и обращение к помощи значимых других, относятся к конструктивным стратегиям совладания с трудностями в межличностных отношениях, в профессиональной деятельности, в организации досуга. От 22 до 32 % респондентов отвергают наличие конструктивных стратегий совладания с жизненными трудностями.

«Неконструктивный уход от решения проблем (25 %) и особенно «Эмоциональный уход от решения проблем» (32,3 %) отражают нецелесообразную направленность в ТЖС на себя (отказ от действий, погружение в свои переживания, беспокойство о настоящем и будущем, критика и обвинение себя) в затруднительных обстоятельствах, а также в некоторых случаях надежду на чудо, вместо обращения за помощью к значимым другим, игнорирование проблем или требование изменения ситуации от окружающих - в целом относятся к неконструктивным стратегиям поведения в ТЖС.

Самоэффективность в ТЖС приобретает определенность у 27,3 %, 12,1 % затрудняются в оценке собственной эффективности и подавляющее большинство (62,7 %) находятся в зоне абсолютного среднего.

По характеристикам социально-коммуникативной компетентности (оперативная социальная компетентность, эго-компетентность, вербальная компетентность, понимание педагогических ситуаций, коммуникативно-личностный потенциал, имидж, самопрезентация, понимание подростков, моральные установки), наиболее представленным у 36,4 % респондентов, со средне выраженными показателями (39,4 %), наблюдаются и достаточно выраженные низкие показатели (24,2 %). Такой интегральный показатель как уверенность, отражающий и эмоциональную стабильность, и стабильность человеческих отношений, и мотивацию на достижения наиболее представлен у 39,4 % практических психологов, вместе с тем, у 33,3 % слабо выраженная уверенность в себе.

Таким образом, проявления эмоционально-личностной неустойчивости у третьей части опрошенных практических психологов, пониженной активности в интеллектуальной и коммуникативной сферах, выраженной экстер-нальности, слабо выраженной рефлексивности, недостаточной социально-коммуникативной компетентности с ориентацией на избегание неудач и стремлением к конформности, слабо выраженной уверенности в себе, а также неопределенности в оценке собственной эффективности совладания с ТЖС не способствуют формированию организации усилий практическими психологами в процессе взаимодействия с жизненными затруднениями конструктивному совладанию с трудностями в межличностных отношениях, в профессиональной деятельности, в организации досуга, что свидетельствует о необходимости научно-методического и индивидуально-личностного сопровождения практических психологов.

Список литературы:

1. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Материалы XIII Всероссийского совещания. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - Кн. 2. - С. 4-15.

2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

3.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999.

4. Середа Е.И., Парфенова Н.Б. Проблемно-ресурсное сопровождение студенческой молодежи в изменяющихся социальных условиях: учебно-методическое пособие. Книга первая. - Псков: Изд-во ООО «Логос Плюс», 2010. - 140 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА: ПУТИ РЕШЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ

© Смышникова А.С.*

Алексеевский педагогический колледж, г. Алексеевка

В данной статье раскрываются основы психологического здоровья ребенка (критерии, факторы возникновения психологического нездоровья), рассматриваются основные направления организации образовательного пространства дошкольника, целью которого является сохранение психологического здоровья.

Данная статья адресована студентам специальности «Дошкольное образование» и практическим работникам дошкольных учреждений.

* Дошкольное отделение. Научный руководитель: Сычева А.А., преподаватель психологии первой квалификационной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.