Научная статья на тему 'Социально-коммуникативные факторы профессионального развития женщин, работающих в социономической сфере'

Социально-коммуникативные факторы профессионального развития женщин, работающих в социономической сфере Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
257
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / JOB BURNOUT / SOCIAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE / SOCIAL-COMMUNICATIVE PERSONAL TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Анастасия Петровна, Петраш Марина Дмитриевна

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи социально-коммуникативных факторов (личностных свойств и социально-коммуникативной компетентности) и показателей профессионального развития женщин, работающих в социономической сфере. Выявлено, что неблагополучный характер профессионального развития связан с низкой выраженностью определенных личностных свойств (нонконформизм, низкая нормативность поведения) и низким уровнем социально-коммуникативной компетентности личности. Полученные результаты также показывают, что существенно большую роль, по сравнению с качествами личности, в позитивном профессиональном развитии играет социально-коммуникативная компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-COMMUNICATIVE FACTORS OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF WOMEN WORKING IN THE SOCIALLY-ORIENTED FIELD

The article presents the results of a study on the interconnection the social-communicative factors (personal traits and social-communicative competence) and the features of the professional development of women working in the socially-oriented field. It reveals that the unsuccessful professional development is connected with the low level of some personal traits (anticonformism, not stable normative behavior) and social-communicative competence. The results also show that the social-communicative competence play a greater role than the personal traits in the positive professional development.

Текст научной работы на тему «Социально-коммуникативные факторы профессионального развития женщин, работающих в социономической сфере»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Гусева А.П., Петраш М.Д.

социально-коммуникативные факторы профессионального развития женщин,

работающих в социономической сфере

Современное общество характеризуется предъявлением все более высоких требований к профессионалам, меняются условия и содержание профессиональной деятельности, усложняются траектории профессионального развития. В связи с этим возрастает и актуальность исследований, анализирующих особенности и детерминанты профессионального развития человека.

Анализ литературы, посвященной проблеме профессионального развития, позволяет говорить о существовании различий в оценке и осмыслении самого понятия «профессиональное развитие». Исследователи, занимающиеся данной проблемой, указывают на то, что профессиональное развитие предполагает изменения психических функций и свойств человека, обусловленные взаимодействием с профессиональной деятельностью [2, 6]. Этот процесс носит фундаментальный, но неоднозначный характер, так как изменения могут быть как положительными, так и отрицательными [14, 17].

В качестве ключевых показателей профессионального развития выступают возможности самореализации и удовлетворенность профессиональной деятельностью [16]. Теоретические подходы к профессиональной самореализации отличаются многоплановостью и многоаспектностью: самореализация рассматривается и как результат развития личности, и как процесс развития потенциала человека, своего «Я», и неотъемлемый атрибут развития взрослого человека [7, 14]. Одним из наиболее важных параметров, оказывающих влияние на возможность самореализации человека в профессии, является удовлетворенность профессиональной деятельностью. Данный показатель отражает переживание реализации собственного замысла и смысла профессиональной жизни, успешность

самоосуществления в качестве профессионала [12].

Люди, занятые в социономических профессиях, наиболее подвержены риску эмоционального (профессионального) выгорания [8]. Эмоциональное выгорание является признаком неблагополучного характера профессионального развития и может выступать барьером в самореализации личности. В частности, в исследовании Видановой Ю.И. было обнаружено профессиональное выгорание у административных работников со стажем более 10 лет в виде псевдопрофессионализма, который проявляется как внешняя демонстрация профессиональной активности при низком качестве работы, низком уровне самореализации и неудовлетворенности работой [4]. Причины профессионального выгорания кроются в сочетании целого спектра факторов и являются результатом сложного взаимодействия личностных характеристик человека и особенностей его межличностных отношений в профессиональной сфере [1].

Все больше исследователей начинают рассматривать качества и характеристики личности, как факторы профессиональной успешности человека и его профессионального развития, начиная от исследований роли профессионально важных качеств (Ф. Парсонс, Г. Мюнстерберг, Боген Г.) до современных исследований [9, 15, 19, 20]. Результаты исследований, проведенных Богатыревой О.О. и Губановой В.И., показывают, что к числу благоприятных факторов профессиональной самореализации относятся эмоциональная устойчивость, независимость суждений, социальная смелость, высокая нормативность поведения [3]. В исследовании Губановой В.И. установлено негативное влияние на степень самореализации в профессии таких личностных факторов, как неуверенность в возможностях реализации своего потенциала, экстернальный локус контроля, эмоциональная нестабильность, низкая мотивация к карьере [7].

Таким образом, результаты исследований указывают на то, что в числе факторов профессионального развития личности важное место занимают ее социально-коммуникативные характеристики.

В связи с вышесказанным, в рамках данного исследования была поставлена цель: изучить социально-коммуникативные факторы, влияющие на показатели профессионального развития женщин, работающих в сфере социономиче-ских специальностей.

В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения.

Гипотеза 1: Неблагополучный характер профессионального развития может быть связан с низкой выраженностью определенных личностных свойств, в частности конформизма и социальной нормативности поведения, и низким уровнем социально-коммуникативной компетентности личности.

Гипотеза 2: Предикторами самореализации и удовлетворенности профессиональной деятельностью в большей степени выступают личностные свойства и параметры эмоционального выгорания, в то время как отдельные стороны профессионального функционирования (целеустремленность, психофизиологический потенциал, межличностное взаимодействие, самоконтроль поведения) в большей степени связаны с социально-коммуникативной компетентностью. Для

достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 1) провести анализ показателей профессионального развития и эмоционального выгорания и исследовать взаимосвязи между ними; 2) изучить социально-коммуникативные личностные свойства и показатели социально-коммуникативной компетентности женщин, работающих в социономических профессиях; 3) изучить роль личностных свойств и социально-коммуникативной компетентности в профессиональном развитии.

Методы

Показатели профессионального развития личности изучались с помощью опросника «Факторы профессионального развития» М.Д. Петраш [16]. Диагностика эмоционального выгорания осуществлялась при помощи методики К. Маслач, в адаптации Н.Е.Водопьяновой [18].

В качестве социально-коммуникативных факторов мы рассматривали социально-коммуникативные свойства личности и социально-коммуникативную компетентность. Личностные свойства изучались с помощью 16-факторного опросника Р. Кеттелла (форма С) [13]; социально-коммуникативная компетентность с помощью методики диагностики социально-коммуникативной компетентности Зеера Э.Ф., Павловой А.М., Сыманюк Э.Э. [11].

Математический анализ данных проводился с использованием описательной статистики, кластерного анализа, дисперсионного анализа, пошагового регрессионного анализа. Анализ данных проводился при помощи программного комплекса SPSS 17 (SPSS Inc., Chicago, USA).

Характеристика выборки

В представленном исследовании приняли участие 64 женщины, в возрасте 23-55 лет, со стажем работы 0,5-35 лет. Все участницы исследования являются сотрудницами государственной организации, постоянно и часто взаимодействующими с большим количеством посетителей и коллег.

Результаты

Для исследования особенностей профессионального развития, с помощью кластерного анализа нами были выделены две группы респондентов с разной степенью благополучия профессионального развития в зависимости от показателей, самореализации и удовлетворенности профессиональной деятельностью. В первую группу вошли респонденты (40 человек), имеющие более высокие значения по показателям удовлетворенности профессиональной деятельностью и самореализацией в профессии: 24,05 и 28,25.

Во вторую с более низкими показателями (24 человека): 20,33 и 24,5 соответственно (различия достоверны при p<0,001, таблица 1).

Сравнение выделенных групп по другим показателям профессионального развития выявило достоверные различия между ними и по остальным факторам (p<0,001).

Таблица 1. Параметры профессионального развития в общей выборке и в выделенных группах (в баллах)

Наименование показателя и фактора Выборка (64 чел.) 1 группа (40 чел.) 2 группа (24 чел.) Ур.знач.

т б т б т б Р

Удовлетворенность профессиональной деятельностью 22,66 3,16 24,05 2,24 20,33 3,14 0,000

Самореализация в профессии 26,84 2,93 28,25 2,11 24,5 2,62 0,000

Психофизиологический потенциал 29,2 3,03 30,7 2,37 26,71 2,27 0,000

Целеустремленность 24,05 2,7 25,33 1,95 21,92 2,7 0,000

Межличностное взаимодействие 29,02 2,84 30,55 1,36 26,46 2,83 0,000

Самоконтроль поведения 13,64 1,6 14,2 1,26 12,71 1,68 0,000

Как видно из таблицы 1, женщины, удовлетворенные профессиональной деятельностью и возможностями самореализации в профессии (1 группа), характеризуются более высокой самооценкой психофизиологического потенциала, способности к восстановлению, у них выше целеустремленность и самоконтроль поведения, они более направлены на межличностное взаимодействие. В целом профессиональное развитие женщин данной группы можно охарактеризовать как благополучное. Профессиональное развитие женщин второй группы менее благополучно, что находит свое отражение в более низких показателях по всем шести факторам профессионального развития (таблица 1).

Учитывая, что деятельность респондентов связана с постоянным взаимодействием с широким кругом людей, можно предположить наличие высокого риска эмоционального выгорания, которое рядом исследователей рассматривается как признак кризисного характера профессионального развития [5, 10]. В связи с этим, был проведен анализ выраженности синдрома эмоционального выгорания и его составляющих в обеих группах (таблица 2).

Таблица 2. Средние значения параметров эмоционального выгорания

Наименование 1 группа 2 группа Выборка Ур.знач.

параметра т б т б т б

Эмоциональное истощение 16,33 3,79 19,67 3,76 17,58 4,09 0,001

Деперсонализация 5,68 3,14 8,17 3,63 6,61 3,52 0,005

Редукция личных достижений 38,55 4,45 34,46 4,34 37,02 4,81 0,001

Анализ уровневых показателей синдрома эмоционального выгорания выявил: более высокий уровень эмоционального истощения, редукции личных достижений и выраженную тенденцию к деперсонализации в группе женщин с неблагополучными показателями профессионального развития (различия достоверны при р<0,001; р<0,005). Это свидетельствует о сниженном эмоциональном фоне, подавленности, равнодушии, эмоциональном перенапряжении, а также о негативной оценке ими своих профессиональных достижений, компетентности, возможностей профессионального роста.

Учитывая задачи настоящего исследования, важно было проанализировать показатели социально-коммуникативных личностных свойств: факторы А «замкнутость - общительность», F «сдержанность - экспрессивность», Н «робость - смелость», Е «подчиненность - доминантность», Q2 «конформизм - нонконформизм», G «низкая нормативность поведения - высокая нормативность поведения», N «прямолинейность - дипломатичность», L «доверчивость - подозрительность» теста Р. Кеттелла. Данные факторы традиционно объединяются в блок социально-коммуникативных характеристик [13 и др.]. Статистически значимые различия между группами выявлены по факторам: А (р<0,05), G (р<0,01), Q2 (р<0,05). В таблице 3 представлены средние значения данных факторов по выделенным группам и в целом по выборке.

Таблица 3. Средние значения личностных факторов

A Q2 G

1 группа 9,95 4,33 9,80

2 группа 8,83 5,42 8,54

Выборка 9,53 4,73 9,33

Ур.знач. 0,031 0,019 0,007

Выявленная тенденция может указывать на то, что у женщин, вошедших в первую группу, высоко выражены готовность к сотрудничеству, совместной работе, они легко устанавливают непосредственные межличностные контакты с разными людьми. В то время как испытуемые второй группы занимают более пассивную позицию в межличностном взаимодействии (фактор А), для них характерна тенденция к самодостаточности (фактор Q2). Большая выраженность нормативности поведения (фактор G) у женщин из первой группы свидетельствует об их более выраженной ответственности, организованности, настойчивости в достижении цели, в то время как испытуемые из второй группы, прикладывают меньше усилий по выполнению групповых норм и требований.

Следующая задача нашего исследования заключалась в изучении степени выраженности социально-коммуникативной компетентности в выделенных группах, а именно: социально-коммуникативной адаптивности, стремления к согласию, толерантности, оптимизма, фрустрационной толерантности (по методике Зеера Э.Ф., Павловой А.М., Сыманюк Э.Э.). Согласно данной методике, высокие значения по изучаемым параметрам свидетельствуют о низкой выраженности основных показателей социально-коммуникативной компетентности. Данные по средним значениям рассматриваемых параметров представлены в таблице 4.

Таблица 4. Средние значения по параметрам социально-коммуникативной компетентности по выборке и выделенным группам

Социално-ком-муникативная адаптивность Стремление к согласию Толерантность Оптимизм Фрустрацион-ная толерантность

т 5 т 5 т 5 т 5 т 5

1 группа 27,13 4,25 33,65 5,99 35,55 5,37 25,90 4,13 30,15 6,92

2 группа 31,29 6,71 32,54 5,08 36,92 5,71 29,96 3,63 33,88 4,50

Выборка 28,69 5,63 33,23 5,65 36,06 5,50 27,42 4,39 31,55 6,35

Ур.знач. 0,003 0,452 0,340 0,000 0,022

В результате проведенного анализа выявлены статистически значимые различия между первой и второй группами по социально-коммуникативной адаптивности (р<0,01), оптимизму (р<0,001), фрустрационной толерантности (р<0,05). Испытуемых первой группы характеризует более высокий уровень социально-коммуникативной компетентности, о чем свидетельствует большая выраженность социально-коммуникативной адаптивности, оптимизма, фрустра-ционной толерантности.

Для изучения взаимосвязи каждого из шести показателей профессионального развития, параметров эмоционального выгорания и социально-коммуникативных особенностей личности был проведен множественный регрессионный анализ (МРА), результаты которого представлены в таблице 5.

Таблица 5. Взаимосвязи показателей профессионального развития личности и социально-коммуникативных характеристик личности по данным МРА

Зависимая переменная Предикторы КМК* (Ю КМД* (И2) Ст. ош.* Б-кр. Ур. знач.

Удовлетворенность профессиональной деятельностью <^2», «Эмоциональное истощение» 0,490 0,240 2,800 9,654 0,000

Самореализация в профессии «Эмоциональное истощение», «Оптимизм» 0,467 0,218 2,637 8,495 0,001

Целеустремленность «Оптимизм», 0,520 0,270 2,423 11,307 0,000

Психофизиологический потенциал «О», <Ю», «Эмоциональное истощение», «Редукция личных достижений» 0,745 0,555 2,084 18,416 0,000

Межличностное взаимодействие «Соц.-ком. адаптивность», «Ю», «Стремление к согласию» 0,672 0,452 2,152 16,481 0,000

Самоконтроль поведения «Фрустр. толерантность», «Деперсонализация» 0,630 0,398 1,270 13,196 0,000

Примечание:

* КМК - коэффициент множественной корреляции, КМД - коэффициент множественной детерминации, Ст. ош. - стандартная ошибка

Результаты МРА позволили выявить предикторы для каждого из шести показателей профессионального развития личности (табл.5). Остановимся на их описании.

Связи «удовлетворенности профессиональной деятельностью» обнаружены с фактором <^2» (В-коэф. - (-0,544)) и «эмоциональным истощением» (В-ко-эф. - (-0,233)), оказывающих (совместно) наиболее значимое отрицательное влияние. Высокая выраженность «^2» и эмоционального истощения являются предикторами неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Респондентам с высокими оценками по «^2», т.е. людям самодостаточным и независимым, затруднительно устанавливать контакты, прислушиваться к мнению коллектива, они стремятся в любых ситуациях отстаивать собственное мнение, что может обуславливать разочарование и неудовлетворенность профессиональной деятельностью.

Связи с «самореализацией в профессии» обнаружили: «эмоциональное истощение» (В-коэф. - (-0,206)) и «оптимизм» (В-коэф. - (-0,192)), что позволяет их рассматривать в качестве предикторов профессиональной самореализации. Высокий уровень эмоционального истощения негативно отражается на оценке личностью возможностей самореализации в профессии. В то время как увлеченность, вера в себя, в свои возможности, умение предвидеть позитивное решение проблемных ситуаций оказывает положительное влияние на оценку профессиональной самореализации.

В качестве предикторов «целеустремленности» выделены «оптимизм» (В-коэф. - (-0,273)) и фактор (В-коэф. - 0,428). Жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, увлеченность, наряду с социальной нормативностью представляют тот ресурс, который позволяет личности строить планы профессионального роста, верить в их реализацию и целенаправленно стремиться к достижению своих целей.

Предикторами «психофизиологического потенциала» оказались фактор (В-коэф. - 0,653), фактор «О» (В-коэф. - (-0,441)) «эмоциональное истощение» (В-коэф. - (-0,217)), «редукция личных достижений» (В-коэф. - 0,129). Как видим, значимый вклад в самооценку психофизиологического потенциала вносят показатели эмоционального выгорания. Положительную роль играет социальная нормативность поведения, помогающая преодолевать и способствующая повышению самооценки психофизиологического потенциала восстановления. Оказалось также, что некоторые эмоциональные свойства личности, в частности спокойствие, уверенность в себе и своих силах, могут благоприятно влиять на психофизиологический потенциал личности.

В числе предикторов фактора «межличностное взаимодействие» оказались социально-коммуникативная адаптивность (В-коэф. - (-0,234)), стремление к согласию (В-коэф. - 0,109) и фактор (В-коэф. - 0,519). Это означает, что умение взаимодействовать с различными людьми, гибкость в общении, низкая конфликтность, уступчивость, стремление договориться и социальная нормативность поведения способствуют умению выстраивать эффективные и функциональные отношения с коллегами и клиентами.

«Самоконтроль поведения» в регрессионной модели связан с фактором (В-коэф. - 0,362), «деперсонализацией» (В-коэф. - (-0,067)) и «фрустрационной толерантностью» (В-коэф. - (-0,122)). Смысл этих связей заключается в том, что в качестве предиктора самоконтроля поведения в профессиональной среде выступают социальная нормативность, как свойство личности, позитивная оценка своих профессиональных достижений, эмоциональная устойчивость личности в сложных ситуациях взаимодействия.

В целом, регрессионный анализ показал значение ряда личностных свойств и социально-коммуникативных компетенций для позитивного профессионального развития личности. Обращает на себя внимание высокая вовлеченность такого личностного свойства, как социальная нормативность поведения, которое выступает в качестве предиктора целеустремленности, межличностного взаимодействия и самоконтроля поведения в профессиональной среде. Значимым предиктором удовлетворенности профессиональной деятельностью оказался конформизм. Существенно большую роль, по сравнению с качествами личности, в позитивном профессиональном развитии играет социально-коммуникативная компетентность.

Выводы и обсуждение

Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам:

1. Анализ психологических показателей профессионального развития выявил две группы с разным характером профессионального развития:

- У респондентов первой группы (благополучной) выявлена позитивная оценка основных показателей профессионального развития. Женщины этой группы высоко оценивают себя как субъекта профессиональной деятельности.

- Во второй группе неблагополучный характер профессионального развития проявляется в отсутствии удовлетворенности своим социально-профессиональным статусом, разочарованности в профессии, низкой оценкой возможностей самореализации.

- Исследование синдрома эмоционального выгорания выявило низкую степень выраженности составляющих (эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений) у женщин с благополучным профессиональным развитием и увеличение всех параметров эмоционального выгорания в группе женщин с неблагополучными показателями профессионального развития.

2. Анализ социально-коммуникативных личностных свойств и социально-коммуникативной компетентности женщин с разным характером профессионального развития, позволил выделить ряд особенностей:

- В «благополучной» группе: выраженные коммуникативные характеристики; высокий уровень социально-коммуникативной компетентности; социализация поведенческого контроля; женщины этой группы более интегрированы в систему межличностных отношений в коллективе.

- У женщин с неблагополучным характером профессионального развития отмечаются трудности в установлении контактов с людьми, в межличностном взаимодействии, они в меньшей степени склонны к сотрудничеству. Их характеризует низкий уровень социально-коммуникативной компетентности, дистанцированная и отчужденная позиция по отношению к группе.

- Особую роль в контексте профессионального развития играют личностные свойства: нонконформизм ^2) и низкая нормативность поведения которые являются предикторами неблагополучного профессионального развития.

- Показан также вклад фактора тревожности («О») при его низких значениях в позитивную оценку потенциала психофизиологического восстановления.

- Высокая степень выраженности параметров социально-коммуникативной компетентности («оптимизм», «социально-коммуникативная адаптивность», «стремление к согласию», «фрустрационная толерантность») способствует благополучному профессиональному развитию;

- Интенсивное развитие синдрома эмоционального выгорания ведет к негативной оценке личностью своего профессионального развития.

Полученные результаты сопоставимы с результатами других исследований (Богатырева О.О., Губанова В.И., Виданова Ю.И., Агапова Е.В., Винокур В.А.) и подтверждают важную роль социально-коммуникативных факторов в профессиональном развитии личности. Человек как субъект профессиональной деятельности реализует себя в пространстве социальных отношений. Благополучное профессиональное развитие возможно в условиях, когда личность готова и умеет сотрудничать, стремится работать и принимать решения совместно с другими людьми, выполняет групповые нормы и требования, существующие в организации, тесно интегрирована в систему межличностных отношений в коллективе. Полученные результаты свидетельствуют также о необходимости специальных

мер психологической поддержки профессионального развития профессионалов социономической сферы, имеющих низкие показатели социально-коммуникативной компетентности.

литература

1. Агапова Е.В., Винокур В.А. Роль личностных характеристик в формировании синдрома профессионального выгорания у государственных служащих // Будущее клинической психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Вып. 2 / Под ред. Левченко Е.В., Бергфельд А.Ю. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2008. С. 221-229.

2. Бендюков М.А. Психология профессионального развития в условиях рынка труда // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2006. №7(17). С. 65-78.

3. Богатырева О.О. Проблемы профессиональной самореализации: социально-психологический и культурно-исторический аспекты // Мир психологии. 2009. №1. С. 251-259.

4. Виданова Ю.И. Психическое выгорание в процессе профессионализации административных работников // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Сер. 6. 2007. Вып. 4. С. 364-369.

5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб.: Питер, 2009. 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Головей Л.А. Психология профессионального развития. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 119 с.

7. Губанова В.И. Барьеры самореализации женщины в профессиональной среде // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. 2009. Вып. 1. Ч.1. С. 236-241.

8. Дикая Л.Г. Профессиональное выгорание и безопасность труда в социально-ориентированных профессиях // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2015. № 3 (47). С. 43-52.

9. Завалишина Д.Н. Модели профессионального развития человека // Психологические основы профессиональной деятельности./ Сост. В.А. Бодров. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. С. 508-516.

10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект; Фонд

«Мир», 2008. 336 с.

11. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентостный подход. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 216 с.

12. Ермолаева М.В., Охотенко Р.В. Удовлетворенность трудом как обобщенное переживание качества самореализации субъекта в пространстве его саморазвития // Мир психологии. 2009. № 2. С. 249-256.

13. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. 112 с.

14. Коростылева Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. / Под ред. Никифорова Г.С., Коростылевой Л.А. СПб.: Изд-во С.-Пе-терб. ун-та, 2001. С. 3-23.

15. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2004. 940 с.

16. Петраш М.Д. Психологическое содержание и факторы возникновения кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности // Экспериментальная психология. 2011. T. 4. № 4. С. 88-100.

17. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. Под ред. Э.Ф. Зеера. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 252 с.

18. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института психотерапии, 2002. 490 с.

19. Huang Q., Sverke M. Women's occupational career patterns over 27 years: Relations to family of origin, life careers, and wellness // Journal of Vocational Behavior. 2007. № 70. pp. 369-397.

20. O'Brien K.M., Friedman S.M., Tipton L.C., Linn G. Attachment, Separation, and Women's Vocational Development: A Longitudinal Analysis // Journal of Counseling Psychology. 2000. Vol. 47. № 3. pp. 301-315.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.