Научная статья на тему 'Специфика профессионального развития женщин в периоды поздней взрослости и старения'

Специфика профессионального развития женщин в периоды поздней взрослости и старения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
522
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПОЗДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ / LATE ADULTHOOD / СТАРОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ / PERSONALITY FACTORS / РЕСУРСЫ / RESOURCES / AGING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петраш Марина Дмитриевна

В статье представлены результаты изучения профессионального развития женщин в период поздней взрослости и старения. В ходе исследования изучена актуальная ситуация профессионального развития женщин. Проанализированы данные о степени выраженности синдрома эмоционального выгорания, рассмотрены личностные характеристики, выявлены особенности профессиогенеза в профессиональных группах нотариусов, врачей, медсестер. Анализ уровневых характеристик профессионального развития выявил наибольшую удовлетворенность профессиональной деятельностью и возможностью самореализации в профессии в группе нотариусов. У врачей, при средней удовлетворенности профессиональным развитием, отмечается высокая редукция личных достижений, т. е. появляется тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений. В группе медсестер, на фоне средней удовлетворенности профессиональной деятельностью, снижены возможность реализации в профессии, целеустремленность, способность к восстановлению психофизиологического потенциала. Выявлены профессионально-личностные факторы, способствующие благоприятной ситуации развития в группах. Показаны факторы профессионального развития, способствующие повышению уровня резервных возможностей, т. е. косвенно подтвержден факт того, что деятельность является условием здоровья. Библиогр. 11. Табл. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петраш Марина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CCHARACTERISTIC ASPECTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF WOMEN DURING ADULTHOOD AND AGING

This article presents the results of studies on professional development of women in the periods of adulthood and aging. During research the current situation of professional development of women was studied. The intensity of emotional burning syndrome were analyzed, personal characteristics were considered, features of professional development in different professional groups ("notaries", "doctors", "nurses") were revealed. The analysis of level characteristics of professional development revealed the greatest satisfaction with professional activity and opportunities for self-realization among notaries. Among doctors, at average satisfaction with professional development, the high reduction of personal achievements was noted, i.e. there was a tendency to give a negative estimation of professional achievements. Among nurses, together with average satisfaction with professional activity, professional self-realization opportunities, commitment was lower, low to psychophysiological potential restoration ability was found. The professional and personal factors promoting a favorable situation of development in groups was described. The factors of professional development promoting increase of level of reserve opportunities was shown, which indirectly confirms the fact that being active is a condition for health preservation. Refs 11. Tables 4.

Текст научной работы на тему «Специфика профессионального развития женщин в периоды поздней взрослости и старения»

УДК 159.9.07

Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2014. Вып. 2

М. Д. Петраш

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОДЫ ПОЗДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ И СТАРЕНИЯ*

В статье представлены результаты изучения профессионального развития женщин в период поздней взрослости и старения. В ходе исследования изучена актуальная ситуация профессионального развития женщин. Проанализированы данные о степени выраженности синдрома эмоционального выгорания, рассмотрены личностные характеристики, выявлены особенности профессиогенеза в профессиональных группах нотариусов, врачей, медсестер. Анализ уровне-вых характеристик профессионального развития выявил наибольшую удовлетворенность профессиональной деятельностью и возможностью самореализации в профессии в группе нотариусов. У врачей, при средней удовлетворенности профессиональным развитием, отмечается высокая редукция личных достижений, т. е. появляется тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений. В группе медсестер, на фоне средней удовлетворенности профессиональной деятельностью, снижены возможность реализации в профессии, целеустремленность, способность к восстановлению психофизиологического потенциала. Выявлены профессионально-личностные факторы, способствующие благоприятной ситуации развития в группах. Показаны факторы профессионального развития, способствующие повышению уровня резервных возможностей, т. е. косвенно подтвержден факт того, что деятельность является условием здоровья. Библиогр. 11. Табл. 4.

Ключевые слова: профессиональное развитие, поздняя взрослость, старость, личностные факторы, ресурсы.

M. D. Petrash

CCHARACTERISTIC ASPECTS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF WOMEN DURING ADULTHOOD AND AGING

This article presents the results of studies on professional development of women in the periods of adulthood and aging. During research the current situation of professional development of women was studied. The intensity of emotional burning syndrome were analyzed, personal characteristics were considered, features of professional development in different professional groups ("notaries", "doctors", "nurses") were revealed. The analysis of level characteristics of professional development revealed the greatest satisfaction with professional activity and opportunities for self-realization among notaries. Among doctors, at average satisfaction with professional development, the high reduction of personal achievements was noted, i.e. there was a tendency to give a negative estimation of professional achievements. Among nurses, together with average satisfaction with professional activity, professional self-realization opportunities, commitment was lower, low to psychophysiological potential restoration ability was found. The professional and personal factors promoting a favorable situation of development in groups was described. The factors of professional development promoting increase of level of reserve opportunities was shown, which indirectly confirms the fact that being active is a condition for health preservation. Refs 11. Tables 4.

Keywords: professional development, late adulthood, aging, personality factors, resources.

Петраш Марина Дмитриевна — кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; mp.07@bk.ru

Petrash Marina Dmitrievna — Ph.D. of Psychology, docent, St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; mp.07@bk.ru

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, в рамках научного проекта № 13-06-00837а «Комплексное изучение потенциалов и ресурсов личности в разные периоды взрослости и старения».

58

Введение. Вопросы профессионального развития личности составляют одну из центральных проблем современной психологической науки. Не случайно профессиональная жизнь человека, в разных ракурсах и проявлениях, привлекала внимание не только психологов, медиков, философов, социологов, но и многих других специалистов, что привело к возникновению ряда самостоятельных научных дисциплин и специальных исследовательских направлений.

Профессиональная деятельность, будучи одной из важнейших сфер самореализации и самоосуществления человека, не может не оказывать влияния на его психологическое функционирование. Сравнительные исследования демонстрируют, что каждая профессия имеет свою психологическую специфику и, как можно предположить, задействует специфические ресурсы. В настоящей статье мы обратились к проблеме профессионального развития в периоды поздней взрослости и старения. Актуальность этого вопроса объясняется тем, что личностные характеристики оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиогенеза; кроме того, успешная профессиональная деятельность, проявляясь в удовлетворенности профессиональной деятельностью и успешной самореализации в профессии, «оздо-равливает» человека, что крайне важно для «физиологического старения» [1]. Как отметила Н. В. Кузьмина, «фактором здоровья и творческого долголетия является непрерывная ответственная творческая деятельность... для приостановления саморазрушения необходима (возможно, с изменением темпов) активная, напряженная, ответственная деятельность субъекта творчества»1.

Поздняя взрослость является этапом завершения профессионального цикла. Однако в последние годы как у нас в стране, так и за рубежом [2] среди пожилых людей наблюдается тенденция работать дольше общеустановленного возраста выхода на пенсию. Также следует отметить, что после выхода на пенсию значительная часть пенсионеров сохраняет силу, мобильность, профессиональные способности, приобретенные благодаря жизненному опыту.

В настоящее время специфика профессионального развития на завершающем этапе профессиональной деятельности остается малоизученной, а исследованию особенностей влияния профессиональной деятельности на процесс старения не уделяется достаточного внимания. Цель нашего исследования заключалась в изучении специфики профессионального развития женщин в периоды поздней взрослости и старения.

Материалы и методы. В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики: диагностика профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон в адаптацтии Н. Е. Водопьяновой [3]; совладающее поведение — копинг-тест Р. С. Лазарус [4]; опросник «Большая Пятерка» [5]. Особенности профессионального развития мы изучали с помощью опросника «Факторы профессионального развития» М. Д. Петраш [6]. Опросник содержит две группы параметров: показатели профессионального развития личности и показатели профессионального функционирования. При этом учитывалось, что низкие показатели профессионального развития указывают на кризисный характер профессиогенеза.

Теоретический анализ проблемы, а также данные проведенных ранее исследований в контексте профессионального развития взрослого человека [7-10] позволили

1 Из выступления Н. В. Кузьминой на международной научной конференции «Ананьевские чте-ния-2013 — Психология в здравоохранении».

59

предположить, что ситуация профессионального развития в группах с разной профессиональной направленностью будет обладать различным психологическим содержанием. Мы предположили, что личностно-профессиональные факторы, способствующие благоприятной ситуации профессионального развития, могут выступать в качестве психологических ресурсов.

Характеристика выборки. В представленном исследовании приняли участие женщины (71 человек) в возрасте 50-69 лет, занятые в различных профессиональных сферах. В соответствии с профессиональной направленностью было выделено три группы: 1) нотариусы (средний возраст — 56 лет); 2) врачи трансфузиологии (средний возраст — 58 лет); 3) медицинские сестры (средний возраст — 55 лет).

Результаты. Анализ уровневых показателей по параметрам профессионального развития в выборке показал среднюю выраженность факторов профессионального развития и профессионального функционирования, что может указывать на благоприятную ситуацию профессиогенеза. Также следует отметить отсутствие существенных различий по изучаемым параметрам в группах женщин «предпенсионного» (50-55 лет) и «пенсионного» (56-69 лет) возрастов. Исключение составили показатели по параметру профессионального функционирования «межличностное взаимодействие». Было обнаружено, что потребность в общении, желании делиться своим опытом и знаниями с коллегами, а также умение устанавливать контакты с разновозрастными коллегами возрастают после наступления пенсионного возраста (р<0,05). Данный факт согласуется с мнением исследователей, которые полагают, что позитивное старение возможно в том случае, если «пожилой человек найдет возможность реализовать накопленный опыт в значимом для других деле и вложит в это частицу своей индивидуальности, своей души» [11, с. 67]. Известно, что передача своего опыта делает пожилого человека значимым для общества.

Сравнительный анализ уровневых показателей ситуации профессионального развития в группах с разной профессиональной направленностью выявил специфические различия (табл. 1). Для группы нотариусов характерна более позитивная оценка своей профессиональной жизни, о чем свидетельствует повышение значений всех параметров профессионального развития и профессионального функционирования в сравнении с группами врачей и медсестер, не имеющих между собой значимых различий. Выявленная тенденция может объясняться тем, что врачи и медсестры составляют профессиональную группу, относящуюся к типу профессий «человек — человек», в то время как профессия нотариуса относится к типу «человек — знаковая система» (по Е. А. Климову), что и определяет специфику профессиогенеза. Статистически значимых различий по выраженности параметров «самоконтроль поведения» и «психофизиологический потенциал» в группах не выявлено, однако в группе медсестер отмечается низкая способность к восстановлению психофизиологического потенциала.

Анализ составляющих синдрома «эмоционального выгорания» выявил различия по параметру «редукция личных достижений», наибольшая выраженность которого отмечается в группе врачей.

Анализ стратегий совладающего поведения позволил выявить специфические особенности профессиональных групп. Статистически значимые различия выявлены в использовании копинга «принятие ответственности», наибольшее значение которого отмечается в группе врачей (р=0,025). Было показано, что нотариусы

60

Таблица 1

Средние значения параметров профессионального развития в группах с разной профессиональной направленностью

Название параметра Профессиональные группы Б Р

Нотариусы Врачи Медсестры

т а т а т а

Факторы профессионального развития

Удовлетворенность профессиональной деятельностью 24,1 2,5 20,3 4,0 20,0 4,0 11,187 ,000

Самореализация в профессии 27,6 2,8 23,5 4,5 23,2 4,3 10,306 ,000

Факторы профессионального функционирования

Целеустремленность 22,6 3,3 19,0 4,6 18,9 5,0 6,349 ,003

Межличностное взаимодействие 27,7 4,4 25,3 3,8 25,3 3,5 3,069 ,053

ФПР (общий показатель) 90,4 9,0 82,6 12,4 80,2 11,3 6,172 ,003

Редукция личных достижений 35,9 6,0 29,5 5,8 33,4 7,5 6,018 ,004

наиболее часто используют стратегии: планирование решения проблемы (72%), положительная переоценка (69%), самоконтроль (67%); у врачей отмечается наиболее интенсивное использование принятия ответственности (77%), планирования решения проблемы (70%) и самоконтроля (69%); в деятельности медсестер характерными стратегиями выступают планирование решения проблемы (67%), самоконтроль (63%), принятие ответственности (63%).

Проанализировав личностные характеристики, которые выступают в качестве внутренних ресурсов человека, мы выявили различия, отражающие психологическое содержание профессионального развития в рассматриваемых группах. В табл. 2 представлены данные дисперсионного анализа показателей личностных характеристик.

Таблица 2

Показатели личностных характеристик в профессиональных группах

Название параметра Профессиональные группы Б Р

Нотариусы Врачи Медсестры

т а т а т а

Личностные ха рактеристики (Big-5)

Экстраверсия («Э») 25,5 4,8 24,3 5,6 25,3 5,8 ,325 ,724

Самосознание, организованность («СС») 32,79 4,9 31,1 4,8 33,1 5,1 1,061 ,352

Сотрудничество («СГ») 32,9 4,4 32,0 3,5 36,0 3,4 6,379 ,003

Эмоциональная стабильность («ЭС») 27,6 5,8 26,1 6,3 22,9 5,9 3,863 ,026

Открытость опыту («ОО») 28,00 6,024 27,14 4,757 29,00 5,595 ,589 ,558

61

Следует отметить, что выраженность всех факторов находится в диапазоне средних значений, т. е. можно предположить, что для большинства испытуемых характерна избирательность в общении и умеренная социальная активность (фактор «Экстраверсия»), они отличаются развитыми волевыми характеристиками (фактор «Самосознание»), стремлением к самосовершенствованию и наличием осознаваемой жизненной цели (фактор «Открытость опыту»).

Значимые различия затрагивают параметры сотрудничества и эмоциональной стабильности. В группе медсестер выражен параметр «сотрудничество», в то время как хорошая эмоциональная стабильность наиболее характерна для нотариусов. Это позволяет предположить, что у медсестер личностная структура отличается большей гибкостью в плане социальной культуры общения, а у нотариусов — эмоциональной стабильностью. Таким образом, можно говорить о том, что выявленные особенности личностной структуры обусловлены профессиональной деятельностью.

Уровневый анализ параметров профессионального развития подтвердил нашу гипотезу о том, что оценка собственного профессионального развития зависит от профессиональной направленности женщин.

Мы предположили, что удовлетворенность собственным профессиональным развитием обеспечивается различными психологическими ресурсами в зависимости от профессиональной направленности. Регрессионный анализ показал (табл. 3), что в группе врачей в качестве предикторов удовлетворенности профессиональной деятельностью и самореализации в профессии выступают одни и те же параметры — профессиональные ресурсы (целеустремленность). У медсестер та же картина, предикторами являются профессионально-личностные ресурсы (психофизиологический потенциал и экстраверсия). Удовлетворенность профессиональной деятельностью у нотариусов обеспечивается профессиональными ресурсами (межличностное взаимодействие и целеустремленность), в то время как предикторами самореализации выступают профессионально-личностные ресурсы (межличностное взаимодействие и открытость опыту).

Таблица 3

Объясненный процент дисперсии предикторов профессионального развития в группах с разной профессиональной направленностью

Профессиональные группы Предикторы

удовлетворенности профессиональной деятельностью самореализации в профессии

Компоненты в Компоненты в

Нотариусы Межличностное взаимодействие 0,442 Межличностное взаимодействие 0,395

Целеустремленность 0,376 Открытость опыту 0,386

R 2 34,2% 37,4%

Врачи Целеустремленность 0,695 Целеустремленность 0,684

R 2 48,4% 46,7%

Медсестры Психофизиологический потенциал 0,553 Психофизиологический потенциал 0,538

Экстраверсия 0,463 Экстраверсия 0,487

R 2 59,7% 60,6%

62

Корреляционный анализ также обнаружил, что структура параметров профессионального развития и личностных характеристик в различных профессиональных группах имеет свои специфические особенности.

Параметры профессионального развития в группе нотариусов образуют меньшее количество связей с личностными характеристиками. В корреляционной структуре отсутствуют параметры профессионального функционирования «межличностное взаимодействие» и «целеустремленность», что можно объяснить существованием не рассматривающихся в нашем исследовании факторов, которые являются модераторами целеустремленности и способствуют включенности в процесс межличностного взаимодействия.

Обнаружено, что высокий уровень самосознания, стремление к самосовершенствованию и наличие осознаваемой жизненной цели, эмоциональная стабильность способствуют позитивной оценке собственного профессионального развития (удовлетворенности профессиональной деятельностью и самореализации в профессии) женщин из группы нотариусов.

Корреляционные связи параметров профессионального функционирования с копинг-стратегиями «конфронтация» и «бегство-избегание» свидетельствуют о том, что для поддержания высокого уровня резервных возможностей, способности к восстановлению потенциала нотариусам требуется прилагать определенные психологические усилия.

Корреляционная структура параметров профессионального развития и личностных характеристик в группе врачей выглядит несколько иначе: самосознание способствует удовлетворенности своим профессиональным развитием; эмоциональная стабильность помогает реализоваться в профессиональной деятельности, найти смысл; волевой компонент личности помогает поддерживать высокий уровень резервных возможностей (способность к восстановлению психофизиологического потенциала), регулировать свое поведение в конкретной ситуации (самоконтроль поведения), ставить цели, планировать собственную деятельность (целеустремленность). Корреляционные связи параметров профессионального функционирования с копинг-стратеги-ями свидетельствуют о том, что для бесконфликтного общения и регуляции своего поведения врачам требуется затратить определенные усилия, как и нотариусам.

В группе медсестер корреляционный анализ выявил свою картину взаимосвязи факторов профессионального развития и личностных характеристик. Так, высокий уровень экстраверсии способствует удовлетворенности выполняемой деятельностью, нахождению в ней смысла, помогает ставить цели, планировать собственную деятельность, способствует адаптации в коллективе. Поддержание высокого уровня резервных возможностей, способности к восстановлению потенциала обеспечивается волевым компонентом личности, эмоциональной стабильностью и высоким уровнем социальной культуры общения. Стратегия «планирование решения проблемы» благоприятствует самореализации в профессии и постановке целей, планированию собственной деятельности.

Обсуждение. Сопоставление показателей личностных характеристик и характеристик профессионального развития позволяет говорить о различном психологическом наполнении актуальной ситуации профессионального развития в группах с разной профессиональной направленностью (обобщенные данные представлены в табл. 4).

63

Таблица 4

Показатели индивидуально-психологических характеристик профессионального развития женщин в группах с разной профессиональной направленностью

Нотариусы Врачи Медсестры

Профессиональное развитие Удовлетворенность профессиональной деятельностью. Самореализация в профессии. Способности к восстановлению психофизиологического потенциала выше среднего. Планирование собственной деятельности (целеустремленность). Конструктивное межличностное взаимодействие. Самоконтроль поведения. На фоне средней удовлетворенности профессиональной деятельностью снижение: уровня резервных возможностей, способности к восстановлению потенциала, самореализации, целеустремленности; трудности в общении. Средне-высокий самоконтроль поведения. На фоне средней удовлетворенности профессиональной деятельностью: низкая самореализация, целеустремленность; трудности в общении; снижение уровня резервных возможностей. Средне-высокий самоконтроль поведения.

Синдром эмоционального выгорания Средняя выраженность синдрома эмоционального выгорания по всем параметрам. Средняя выраженность эмоционального истощения и деперсонализации. Выраженность редукции личных достижений (тенденция к негативному оцениванию себя). Средняя выраженность синдрома эмоционального выгорания по всем параметрам.

Личностные характеристики На фоне умеренно выраженной социальной активности, волевого компонента, социальной культуры общения и стремления к самосовершенствованию выражена эмоциональная стабильность. Умеренная выраженность социальной активности, волевого компонента, социальной культуры общения, эмоциональной стабильности и стремления к самосовершенствованию. На фоне умеренно выраженной социальной активности, волевого компонента, стремления к самосовершенствованию отмечается высокий уровень социальной культуры общения и сниженный уровень эмоциональной стабильности.

Копинг-стратегии Планирование решения проблемы. Положительная переоценка. Принятие ответственности. Планирование решения проблемы. Планирование решения проблемы. Самоконтроль.

Обобщая данные исследования, можно отметить, что наиболее благоприятная ситуация профессионального развития выявлена в группе нотариусов. У них отмечается позитивная оценка собственно профессионального развития, они довольны работой, которую приходится выполнять в рамках профессии, находят смысл в профессиональной деятельности. Составляющие синдрома «эмоционального выгорания» имеют среднюю степень выраженности. Эмоциональная стабильность, волевые характеристики, стремление к самосовершенствованию, а также использование конструктивных стратегий совладающего поведения выступают в качестве характеристик, способствующих продуктивному разрешению трудных ситуаций и развитию в профессии.

Ситуация профессионального развития врачей и медсестер представляет во многом схожую картину, однако обнаруживается ряд отличительных особенностей. Так, на

64

фоне средней удовлетворенности собственным профессиональным развитием в группе врачей отмечается снижение параметров профессионального функционирования (в сравнении с группой нотариусов), но это снижение не доходит до критического уровня. У медсестер на фоне средней удовлетворенности профессиональной деятельностью отмечаются низкая самореализация в профессии, снижение стремления к постановке целей, планированию собственной деятельности, появляются трудности в общении, снижается способность к восстановлению психофизиологического потенциала. Следует отметить несформированность синдрома «эмоционального выгорания», в то время как в группе врачей показана выраженность редукции личных достижений, т. е. появляется тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей.

Выводы. Проведенное исследование подтвердило наше предположение о том, что различия в профессиональной направленности и условиях профессиональной деятельности создают различные предпосылки для профессионального развития человека как субъекта труда.

Сравнительный анализ уровневых характеристик профессионального развития выявил наибольшую удовлетворенность профессиональной деятельностью и возможностью самореализации в профессии в группе нотариусов. У врачей, при средней удовлетворенности профессиональным развитием, отмечается высокая редукция личных достижений, т. е. тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений. В группе медсестер, на фоне средней удовлетворенности профессиональной деятельностью, снижены возможность реализации в профессии, целеустремленность, выявлена низкая способность к восстановлению психофизиологического потенциала.

Литература

1. Александрова М. Д. Очерки психофизиологии старения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965. 112 с.

2. Роик В. Д. Превратить старость в радость: Основы жизнедеятельности населения в пожилом возрасте. М.: МИК, 2008. 432 с.

3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 336 с.

4. Вассерман Л. И., Абабков В. А., Трифонова Е. А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика: учебно-метод. пособие / под науч. ред. Л. И. Вассермана. СПб.: Речь, 2010. 192 с.

5. Яничев Д. П. Когнитивные аспекты самовосприятия личностных черт у пациентов с невротической и неврозоподобной симптоматикой: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. 25 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Петраш М. Д. Психологическое содержание и факторы возникновения кризисов профессионального развития на этапе начала профессиональной деятельности // Экспериментальная психология. 2011. № 4. С. 88-100.

7. Головей Л. А., Манукян В. Р., Петраш М. Д. Соотношение возрастных и профессиональных кризисов в развитии взрослого человека // Акмеология. 2009. № 4 (32). С. 31-39.

8. Головей Л. А., Петраш М. Д. К проблеме развития субъекта деятельности // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ 2007. С. 76-84.

9. Манукян В. Р., Петраш М. Д. Психологические ресурсы преодоления возрастных и профессиональных кризисов средней взрослости // Психология зрелости и старения. 2010. № 2 (50). С. 5-23.

10. Стрижицкая О. Ю. Субъективное благополучие пожилых женщин с различным профессиональным прошлым // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. 2012. Вып. 4. С. 53-60.

11. Глуханюк Н. С., Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. 112 с.

Статья поступила в редакцию 9 января 2014 г.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.