Научная статья на тему 'Функциональные характеристики интегральной индивидуальности у студентов в условиях реализации потенциально конфликтного взаимодействия'

Функциональные характеристики интегральной индивидуальности у студентов в условиях реализации потенциально конфликтного взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегральная индивидуальность / субъект потенциально конфликтного взаимодействия / реакция на фрустрацию / коммуникативная самоэффективность / Integral personality / subject of potentially conflictual interaction / reaction to frustration / communicative self-efficacy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Газиева Марина Зеудыевна, Белых Татьяна Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение индивидуальных различий проявления функциональных особенностей интегральной индивидуальности у студентов при реализации взаимодействия во фрустрирующей ситуации, рассматриваемой как потенциально конфликтная. На основе проведенного статистического исследования выявлены существенные различия в проявлении функциональных характеристик личности в зависимости от субъективного представления о собственной коммуникативной эффективности. Обнаружено, что в зависимости от преобладания позитивного или негативного представления о собственной коммуникативной эффективности обнаруживается различная интеграция индивидных и личностных функциональных свойств индивидуальности. Эскалация конфликта во фрустрирующей ситуации в двух сравниваемых группах зависит от степени выраженности психодинамической адаптивности и эмоциональности в сочетании с низким уровнем способности к саморегуляции и несформированностью индивидуального стиля контроля эмоциональных реакций. Полученные данные могут быть использованы при планировании и осуществлении психологического консультирования студентов, реализующих неадаптивные способы межличностного взаимодействия. Компенсация низко выраженной психодинамической адаптивности и ярко выраженной эмоциональности возможна за счет выработки оптимального стиля саморегуляции в условиях целенаправленного психологического воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Газиева Марина Зеудыевна, Белых Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional Characteristics of the Integral Individuality of Students in the Context of Potentially Conflicting Interactions

The article presents the results of an empirical study, the purpose of which is to study individual differences in the manifestation of functional features of the integral individuality in students in the implementation of interaction in a frustrating situation, considered as potentially conflictual. On the basis of the conducted statistical research, significant differences in the manifestation of the functional characteristics of a personality are revealed, depending on the subjective idea of one's own communicative effectiveness. It was found that, depending on the prevalence of a positive or negative perception of one's own communicative effectiveness, a different integration of individual and personal functional properties of individuality is revealed. The escalation of the conflict in a frustrating situation in two compared groups depends on the degree of psychodynamic adaptability and emotionality in combination with a low level of self-regulation and an unformed individual style of controlling emotional reactions. The data obtained can be used in the planning and implementation of psychological counseling for students implementing non-adaptive ways of interpersonal interaction. Compensation for low-level psychodynamic adaptability and pronounced emotionality is possible due to the development of an optimal style of self-regulation in the context of purposeful psychological influence.

Текст научной работы на тему «Функциональные характеристики интегральной индивидуальности у студентов в условиях реализации потенциально конфликтного взаимодействия»



УДК 159.923.2

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛЬНО КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Газиева Марина Зеудыевна - кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной психологии и дошкольной дефектологии, Чеченский государственный педагогический университет, Грозный. E-mail: marina-gaziva@yandex.ru

Белых Татьяна Викторовна - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой консультативной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского. E-mail: tvbelih@mail.ru

В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение индивидуальных различий проявления функциональных особенностей интегральной индивидуальности у студентов при реализации взаимодействия во фрустрирующей ситуации, рассматриваемой как потенциально конфликтная. На основе проведенного статистического исследования выявлены существенные различия в проявлении функциональных характеристик личности в зависимости от субъективного представления о собственной коммуникативной эффективности. Обнаружено, что в зависимости от преобладания позитивного или негативного представления о собственной коммуникативной эффективности обнаруживается различная интеграция индивидных и личностных функциональных свойств индивидуальности. Эскалация конфликта во фру-стрирующей ситуации в двух сравниваемых группах зависит от степени выраженности психодинамической адаптивности и эмоциональности в сочетании с низким уровнем способности к саморегуляции и несформированностью индивидуального стиля контроля эмоциональных реакций. Полученные данные могут быть использованы при планировании и осуществлении психологического консультирования студентов, реализующих неадаптивные способы межличностного взаимодействия. Компенсация низко выраженной психодинамической адаптивности и ярко выраженной эмоциональности возможна за счет выработки оптимального стиля саморегуляции в условиях целенаправленного психологического воздействия. Ключевые слова: интегральная индивидуальность, субъект потенциально конфликтного взаимодействия, реакция на фрустрацию, коммуникативная самоэффективность.

DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-298-302

Проблема исследования особенностей реализации межличностного взаимодействия в условиях ситуации фрустрации остается актуальной для современной социальной и педагогической психологии. Не каждая ситуация фрустрации потребностей может быть конфликтной: это зависит от ряда субъективных факторов, к которым, безусловно, относится система представлений субъекта общения о собственной эффективности

в реализации коммуникации, коммуникативной и конфликтологической компетентности личности, представлений об уровне собственного профессионализма.

Целью настоящего исследования было обнаружение особенностей актуализации функциональных характеристик в многоуровневой структуре индивидуальности в ситуации фрустрации в зависимости от выраженности субъективного представления о собственной коммуникативной эффективности.

В предыдущих наших исследованиях было выявлено, что уровень самоэффективности может существенным образом влиять на характер одно- и межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности, определяя тип реализации ситуативного межличностного взаимодействия [1], стратегии совладания со стрессом [2]. Отдельной областью исследования стало изучение характера межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов в зависимости от выраженности стрессоустойчивости [3].

Методология исследования, принятая в теории и практике интегративного исследования индивидуальности, предложенная В. С. Мерли-ным, позволяет осуществлять анализ вклада как индивидных, так и социально детерминированных факторов, определяющих характер реализации межличностного взаимодействия. Такой подход расширяет возможности обнаружения причин индивидуальных различий реализации межличностного взаимодействия с учетом как биологически детерминированных, так и социально приобретенных качеств, определяющих способ интеракции.

В исследовании приняли участие 125 студентов Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского в возрасте 18-20 лет. Из общего числа участников исследования были отобраны 87 человек, разделенные на две выборки по степени выраженности коммуникативной самоэффективности, с высокой степенью - 22 человека и низкой - 65 человек. Данные студентов, имевших среднюю выраженность самоэффективности (38 человек), были исключены из статистической обработки.

© Газиева М. З, Белых Т. В., 2017

В качестве функциональных особенностей интегральной индивидуальности исследовались показатели формально-динамических характеристик, стили саморегуляции, тип и направленность реакции на фрустрацию, характеристики принятия решений.

Методы, использованные в исследовании: «Тест-опросник самоэффективности» (Дж. Мад-дукса и М. Шеера, адаптация А. В. Бояринцевой), опросник «Формально-динамические свойства индивидуальности» В. М. Русалова, опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Мо-росановой), опросник исследования уровня импульсивности (В. А. Лосенкова), опросник «Лич-

ностные факторы принятия решений» (ЛФР-25) Т. В. Корниловой, тест фрустрационных реакций С. Розенцвейга в модификации Н. В. Тарабриной. Использовался факторный анализ, позволивший выявить особенности интеграции межуровневых связей функциональных характеристик психодинамического, личностного и социально-психологического уровней в структуре интегральной индивидуальности.

Результаты факторного анализа функциональных особенностей в структуре интегральной индивидуальности в группе с позитивным представлением о собственной коммуникативной эффективности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты факторного анализа взаимосвязи функциональных характеристик в структуре интегральной индивидуальности у студентов с позитивным представлением о собственной коммуникативной эффективности

Функциональные характеристики интегральной индивидуальности Фактор

1-й 2-й 3-й 4-й

Индекс общей адаптивности 0,83 -0,46

Импульсивно сть 0,47 -0,41

Нацеленность на решение проблемы (тип реакции в ситуации фрустрации) 0,65

Самоэффективность коммуникативная 0,50

Самозащитный тип реакции в ситуации фрустрации 0,57 -0,48

Экстрапунитивность (направленность реакции в ситуации фрустрации) 0,57

Импунитивность (направленность реакции в ситуации фрустрации) 0,49 -0,58

Общий уровень саморегуляции -0,40 -0,81

Программирование (стиль саморегуляции) 0,49

Моделирование (стиль саморегуляции) -0,55 0,40

Оценивание результатов (стиль саморегуляции) -0,57

Планирование( стиль саморегуляции) -0,68

Гибкость -0,59

Рационально сть -0,82

Самостоятельность -0,78

Интрапунитивность -0,75 0,43

Индекс общей эмоциональности -0,92

Эмоциональность коммуникативная -0,92

Индекс коммуникативной активности -0,93

Дисперсия фактора, % 32,53 23,10 18,43 13,37

Согласно представленным данным (см. табл. 1), в этой группе студентов выделены четыре значимых фактора с общей дисперсией - 87,43%. Первый фактор с наибольшим факторным весом на положительном полюсе интегрирует показатели

психодинамической адаптивности: нацеленности на решение проблемы как продуктивного типа реакции во фрустрирующей ситуации, способности к программированию в качестве стиля саморегуляции, использование как экстрапунитивных

(с возможностью проявления самозащитного типа реагирования), так и импунитивных способов реагирования на фрустрацию в условиях межличностного взаимодействия. На отрицательном полюсе фактора расположены показатели психодинамической эмоциональности, коммуникативной активности и самообвинительный способ реагирования на фрустрацию. Таким образом, этот фактор отражает логическую последовательность его интерпретации: «индивидная адаптивность -активная самозащита во фрустрации - контроль эмоций».

Второй фактор раскрывает совершенно иную последовательность в интеграции функциональных показателей. При наличии в этой группе самообвинительного способа реагирования на фрустрацию слабо выраженными оказываются адаптивность на уровне психодинамики, импунитивная реакция, общий уровень саморегуляции, гибкость и самостоятельность при принятии решений.

Третий фактор еще более ярко иллюстрирует зависимость между слабостью эмоционального контроля, проявляющегося в наличии импульсивности и отсутствии способности к оптимальной саморегуляции, несформированности таких ее стилей, как программирование, планирование, моделирование и оценивание результатов.

Содержательная интерпретация четвертого фактора позволяет обнаружить, что выраженность коммуникативной самоэффективности влечет за собой отказ от использования самозащитной реакции в ситуации фрустрации и импульсивности в поведении, при этом в качестве стиля саморегуляции может использоваться моделирование, которое позволяет осуществлять оптимальный контроль эмоциональных реакций.

Таким образом, факторный анализ позволяет сделать вывод, что студенты, имеющие позитивные представления о собственной коммуникативной эффективности, способны осуществлять оптимальный самоконтроль при наличии, с одной стороны, психодинамической адаптивности (индивидного уровеня анализа) и выработанных продуктивных стилей саморегуляции с точки зрения анализа приобретенных личностных качеств, с другой. Отсутствие психодинамической адаптивности ведет к усилению импульсивности и снижению способности к саморегуляции.

Рассмотрим данные факторного анализа функциональных особенностей в структуре интегральной индивидуальности в группе с негативным представлением о собственной коммуникативной эффективности (табл. 2).

Таблица 2

Результаты факторного анализа взаимосвязи функциональных характеристик в структуре интегральной индивидуальности у студентов с негативным представлением о собственной коммуникативной эффективности

Функциональные характеристики интегральной индивидуальности 1-й фактор 2-й фактор

Эмоциональность коммуникативная 0,99

Индекс коммуникативной активности 0,99

Индекс общей эмоциональности 0,95

Самоэффективность общая -0,53

Общий уровень саморегуляции -0,65

Программирование (стиль саморегуляции) -0,43

Оценивание результатов -0,45

Моделирование -0,36

Интрапунитивность (направленность реакции в ситуации фрустрации) 0,91

Межличностная интолерантность к неопределенности 0,38

Интолерантность к неопределенности 0,37

Препятственно-доминантный тип реагирования на фрустрацию -0,34

Экстрапунитивность (направленность реакции в ситуации фрустрации) -0,42

Импунитивность (направленность реакции в ситуации фрустрации) -0,49

Индекс общей активности -0,96

Индекс общей адаптивности -0,97

Эргичность коммуникативная -0,36

Дисперсия фактора, % 17,04 14,01

Согласно представленным данным (см. табл. 2), в этой группе студентов выделены два значимых фактора с общей дисперсией - 31,05%. Первый фактор позволяет выявить наличие зависимости между выраженностью психодинамической эмоциональности, низкими показателями активности и адаптивности на индивидном уровне (биологически-детерми-нированные характеристики), преобладанием самообвинительных (интрапунитивной направленности) реакций в ситуации фрустрации и интолерантностью к неопределенности.

Второй фактор раскрывает еще одну важную закономерность в проявлении функциональных свойств, а именно низкий уровень саморегуляции сопровождается межличностной интолерантностью к неопределенности и низкой коммуникативной выносливостью на индивидном уровне.

Таким образом, исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы:

выявлены значимые различия в актуализации функциональных характеристик в многоуровневой структуре индивидуальности в ситуации фрустрации в зависимости от выраженности субъективного представления о собственной коммуникативной эффективности;

студенты демонстрируют наличие способности к самоконтролю эмоциональных реакций и продуктивный тип реагирования в ситуации фрустрации (нацеленность на решение проблемы) при наличии психодинамической (индивидной) адаптивности и сформированных стилей саморегуляции. Наличие позитивного представления о собственной коммуникативной эффективности может сопровождаться проявлением активной самозащиты в ситуации фрустрации потребностей при низкой эмоциональности на уровне психодинамики;

студенты с негативным представлением о собственной коммуникативной эффективности, напротив, обладают высокой психодинамической эмоциональностью и низкой коммуникативной выносливостью в сочетании с низкими показателями активности и адаптивности. Им свойственны самообвинительная направленность реакции в ситуации фрустрации потребностей в условиях межличностного взаимодействия и неспособность принимать оптимальные решения в ситуации неопределенности, что может служить причиной обострения потенциально конфликтных ситуаций;

студенты обоих сравниваемых групп могут проявлять поведение, приводящее к эскалации конфликта в ситуации фрустрации, но выбор более продуктивного типа реагирования на потенциально конфликтную ситуацию будет зависеть от наличия или отсутствия психодинамической адаптивности на уровне индивидной организации и сформированности способности к саморегуляции и соответствующего индивидуального стиля контроля за проявлением эмоций в ситуации межличностного взаимодействия на уровне личностной подсистемы в структуре целостной индивидуальности человека.

Список литературы

1. Белых Т. В., Майрамян А. М. Структурно-функциональные характеристики субъекта межличностного ситуативного взаимодействия // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 73-82.

2. Белых Т. В. Структура интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем коммуникативной самоэффективности. М., 2015. 70 с.

3. БоязитоваИ. В., ГазиеваМ. З. Стрессоустойчивость как системообразующий фактор во взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. 2012. № 1. С. 326-330.

Образец для цитирования:

Газиева М. З., Белых Т. В. Функциональные характеристики интегральной индивидуальности у студентов в условиях реализации потенциально конфликтного взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 298-302. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-298-302.

Functional Characteristics of the Integral Individuality of Students in the Context of Potentially Conflicting Interactions

M. Z. Gazieva

Chechen State Pedagogical University

33, Kievskaya str., Chchnya, Groznyy, 364031, Russia

E-mail: marina-gazieva@yandex.ru

T. V. Belykh

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: tvbelih@mail.ru

The article presents the results of an empirical study, the purpose of which is to study individual differences in the manifestation of functional features of the integral individuality in students in the

implementation of interaction in a frustrating situation, considered as potentially conflictual. On the basis of the conducted statistical research, significant differences in the manifestation of the functional characteristics of a personality are revealed, depending on the subjective idea of one's own communicative effectiveness. It was found that, depending on the prevalence of a positive or negative perception of one's own communicative effectiveness, a different integration of individual and personal functional properties of individuality is revealed. The escalation of the conflict in a frustrating situation in two compared groups depends on the degree of psychodynamic adaptability and emotionality in combination with a low level of self-regulation and an unformed individual style of controlling emotional reactions. The data obtained can be used in the planning and implementation of psychological counseling for students implementing non-adaptive ways of interpersonal interaction. Compensation for low-level psy-chodynamic adaptability and pronounced emotionality is possible due to the development of an optimal style of self-regulation in the context of purposeful psychological influence. Key words: Integral personality, subject of potentially conflictual interaction, reaction to frustration, communicative self-efficacy.

References

1. Belykh T. V., Mayramyan A. M. Strukturno-funkt-sionalnyye kharakteristiki subyekta mezhlichnostnogo situativnogo vzaimodeystviya [Structural and functional characteristics of the subject of interpersonal situational interaction]. Humanization of education, 2016, no. 2, pp. 73-82 (in Russian).

2. Belykh T. V. Struktura integralnoy individualnosti studentov s raznym urovnem kommunikativnoy samoef-fektivnosti [The structure of the integral individuality of students with different levels of communicative self-efficacy]. Moscow, 2015. 70 p. (in Russian).

3. Boyasitova I. V., Gazieva M. Z. Stressoustoychivost kak sistemoobrazuyushchiy faktor vo vzaimosvyazi raznou-rovnevykh svoystv integral'noy individualnosti [Stressresistance as a system-forming factor in the interrelation of different-level properties of integral individuality]. Vestn. Pyatigor. gos. lingv. un-ta [Pyatigorsk State University Bulletin], 2012, no. 1, pp. 326-330 (in Russian).

Cite this article as:

Gazieva M. Z., Belykh T. V. Functional Characteristics of the Integral Individuality of Students in the Context of Potentially Conflicting Interactions. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 3, pp. 298-302. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-298-302.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.