Научная статья на тему 'Специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации'

Специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структура интегральной индивидуальности / уровень адаптации к стрессу / ресурсность личности / психодинамическая эмоциональность / способы совладания со стрессом. / integral personality structure / level of adaptation to stress / personality resourcefulness / psychodynamic emotionality / ways of coping with stress.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

В статье представлены данные статистического исследования с применением факторного анализа, позволившего выявить специфику межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов, различающихся по уровню проявления адаптации в стрессе. В нашем исследовании была поставлена цель – изучить особенности межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов, имеющих разный уровень риска дезадаптации в стрессовой ситуации. Использовались такие методы, как методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», методика структуры формально-динамических свойств личности В. М. Русалова, методика диагностики типологических свойств нервной деятельности Я. Стреляу, Фрайбургский личностный опросник, опросник для диагностики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса; факторный анализ данных статистики. В исследовании приняли участие 120 студентов вуза в возрасте 18–21 года. Его результаты дали возможность установить существенные различия в характере взаимодействия нейродинамических, психодинамических и личностных свойств в целостной структуре индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации. Риск дезадаптации в стрессе согласно полученным данным определяется низкой биологически детерминированной ресурсностью личности, проявляющейся в слабой эргичности (выносливости), низкой пластичности и высоких показателях проявления эмоциональности в процессе социального взаимодействия и практической деятельности. Это создает условия для актуализации компенсации ресурсной недостаточности за счет проявления таких личностных особенностей, как невротичность, депрессивность и спонтанная агрессивность. Способность успешной адаптации к стрессу, напротив, обеспечивается нейрои психодинамической ресурсностью, но при повышении уровня эмоциональной лабильности усиливается склонность к использованию компенсаторных реакций в стрессовой ситуации. В обеих сравниваемых выборках при усилении способности к контролю за эмоциональной сферой повышается способность использовать оптимальные для конкретной ситуации способы совладания со стрессом, что может быть использовано в практике оказания психологического консультирования для студентов с разным уровнем риска дезадаптации в стрессовой ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of Inter-Level Relations in the Structure of the Integral Individuality of Students with Different Levels of Adaptation in a Stressful Situation

The article presents data from a statistical study using factor analysis, which made it possible to identify the specificity of inter-level relations in the structure of the integral individuality of students who differ in the level of adaptation in stress. The following methods were used: methods for determining neuropsychic stability, the risk of maladaptation in stress “Prognosis”, methods for the structure of formal-dynamic personality traits by V. M. Rusalov, the method for diagnosing the typological properties of the nervous activity by J. Strelau, the Freiburg personal questionnaire, a questionnaire for the diagnosis of ways of coping by R. Lazarus; factor analysis of statistical data. The study involved 120 university students aged 18–21 years. The results of the study revealed significant differences in the nature of the interaction of neurodynamic, psychodynamic and personal properties in an integral structure of individuality among students with different levels of adaptation in a stressful situation. The risk of maladaptation to stress, according to the findings, is determined by a low biologically-determined resourcefulness of a personality, manifested in weak ergonicity (endurance), low plasticity and tempo and high levels of manifestations of emotion in the process of social interaction and practical activities. This creates conditions for the actualization of compensation of resource insufficiency due to the manifestation of such personal characteristics as neuroticism, depression and spontaneous aggressiveness. The ability to successfully adapt to stress, on the contrary, is provided by neuro-and psychodynamic resourcefulness, but with an increase in the level of emotional lability, the tendency to use compensatory reactions in a stressful situation increases. In both compared samples with increasing ability to control the emotional sphere the ability to use ways of coping with stress that are optimal for a particular situation increases, which can be used in the practice of psychological counseling for students with different levels of risk of maladaptation in a stressful situation.

Текст научной работы на тему «Специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923.2

Специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации

Т. В. Белых

Белых Татьяна Викторовна, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой консультативной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, tvbelih@mail.ru

В статье представлены данные статистического исследования с применением факторного анализа, позволившего выявить специфику межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов, различающихся по уровню проявления адаптации в стрессе. В нашем исследовании была поставлена цель - изучить особенности межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов, имеющих разный уровень риска дезадаптации в стрессовой ситуации. Использовались такие методы, как методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», методика структуры формально-динамических свойств личности В. М. Русалова, методика диагностики типологических свойств нервной деятельности Я. Стреляу, Фрайбургский личностный опросник, опросник для диагностики «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса; факторный анализ данных статистики. В исследовании приняли участие 120 студентов вуза в возрасте 18-21 года. Его результаты дали возможность установить существенные различия в характере взаимодействия нейродинамических, психодинамических и личностных свойств в целостной структуре индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации. Риск дезадаптации в стрессе согласно полученным данным определяется низкой биологически детерминированной ресурсностью личности, проявляющейся в слабой эргичности (выносливости), низкой пластичности и высоких показателях проявления эмоциональности в процессе социального взаимодействия и практической деятельности. Это создает условия для актуализации компенсации ресурсной недостаточности за счет проявления таких личностных особенностей, как невротичность, де-прессивность и спонтанная агрессивность. Способность успешной адаптации к стрессу, напротив, обеспечивается нейро- и психодинамической ресурсностью, но при повышении уровня эмоциональной лабильности усиливается склонность к использованию компенсаторных реакций в стрессовой ситуации. В обеих сравниваемых выборках при усилении способности к контролю за эмоциональной сферой повышается способность использовать оптимальные для конкретной ситуации способы совладания со стрессом, что может быть использовано в практике оказания психологического консультирования для студентов с разным уровнем риска дезадаптации в стрессовой ситуации. Ключевые слова: структура интегральной индивидуальности, уровень адаптации к стрессу, ресурсность личности, психодинамическая эмоциональность, способы совла-дания со стрессом.

001: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-298-303 Введение

Изучение взаимосвязи разноуровневых свойств в структуре интегральной индивидуальности, проявляющей разный уровень адаптации в стрессе, имеет важное, прежде всего, прикладное значение для общей и педагогической психологии. Обучаясь в высшей школе, студенты долж-

ны сформировать умение управлять собственным эмоциональным состоянием в стрессовой ситуации. За счет каких психологических ресурсов и сформированных психологических качеств возможно проявление большей нервно-психической устойчивости и, следовательно, низкого уровня дезадаптации в стрессе? На этот вопрос можно ответить, изучив специфику взаимодействия свойств в целостной структуре индивидуальности, раскрывающих взаимосвязь нейродинамических, психодинамических и личностных характеристик. В работах В. С. Мерлина [1] и его последователей наглядно показано наличие равновероятных связей между разноуровневыми свойствами в структуре индивидуальности, что отражает уникальность каждой личности и своеобразие способов адаптации в различных условиях самореализации, и особенно в условиях, требующих актуализации всех возможностей и ресурсов личности [2-10].

В отечественной психологии проблеме изучения ресурсности и потенциала личности посвящены исследования известных российских психологов: Д. А. Леонтьева, Т. В. Корниловой,

B. И. Моросановой.

Как указывают Т. Ю. Иванова и соавторы, проблема исследования ресурсов личности поднималась в работах как отечественных психологов (Д. А. Леонтьев, В. А. Бодров, В. А. Либина, Е. А. Сергиенко, К. Муздыбаев, Л. А. Китаев-Смык, Н. Е. Водопьянова, О. А. Конопкин, А. Б. Леонова, В. И. Моросанова, Л. Г. Дикая, Т. Л. Крюкова, А. К. Осницкий, В. А. Толочек), так и зарубежных (П. Балтес, Э. Динер, Р. Лазарус,

C. Фолкман, С. Мадди, С. Хобфолл, Р. Баумайс-тер и др.) [11]. Причины возникновения и актуализация личностью адаптивных возможностей в условиях стресса изучались в трудах зарубежных и российских ученых (Т. Кокс, Р. Лазарус, Г. Селье; Ф. Б. Березин, В. В. Бобров, Л. A. Китаев-Смык, С. А. Разумов и др.).

Стрессоустойчивость стала предметом исследования авторов, изучавших ее как психологическую устойчивость (Н. Д. Левитов, П. Б. Зиль-берман, Я. Рейковский, В. Л. Марищук, В. Г. Но-ракидзе), как надситуативную (В. А. Петровский) или поисковую активность (Н. Ф. Михеева), как сопротивляемость со смыслопорождением (Ф. Е. Василюк), как выносливость (жизнестойкость) (С. Кобаса, С. Мадди) [цит. по: 12].

Стрессоустойчивость рассматривается в настоящее время как компонент системы профессионально важных качеств специалистов разного профиля деятельности (А. Я. Анцупов, М. Е. Зеленова, И. О. Котенев, Е. О. Лазебная, А. Г. Маклаков, В. Э. Мильман, В. В. Романов, Ч. Д. Спилберг, A. M. Столяренко, Г. С. Човды-рова и др.) [цит. по: 13].

В рамках теории и практики интегральной индивидуальности стрессоустойчивость исследовалась М. З. Газиевой (2012). В ее работе указывается на то, что в психологической науке наряду с аддитивной стратегией изучения стрес-соустойчивости (т. е. с позиции поэлементного подхода, основанного на принципах редукционизма в исследовании индивидуальности) используется также и интегративный подход. «Стрессоустойчивость является интегративным свойством субъекта, характеризующим приспособительную активность разноуровневых свойств низших и высших уровней интегральной индивидуальности; обеспечивающим динамическое равновесие многоуровневой структуры в процессе взаимодействия индивида со средой и в условиях объективных требований деятельности» [4, с. 19]. М. З. Газиевой было выявлено, что структуры интегральной индивидуальности стрессоустойчивых студентов проявляют более высокую приспособительную активность и согласованность в функционировании свойств низших (биологически детерминированных) и высших (социально детерминированных) уровней, гибкость межуровневых связей, что обеспечивает динамическое равновесие системы, по сравнению со стрессонеустойчивыми студентами.

Организация и методы исследования

В исследовании приняли участие 120 студентов Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, возраст 18-21 год. Из них в статистическом эксперименте участвовали 51 чел. Из статистического эксперимента были исключены 49 студентов в связи с высоким уровнем социальной желательности ответов. Использовались следующие психодиагностические методы: методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», методика структуры формально-динамических свойств личности В. М. Русалова, методика диагностики типологических свойств нервной деятельности Я. Стреляу, Фрайбургский личностный опросник, опросник «Способы со-владающего поведения» Р. Лазаруса.

Результаты исследования

При использовании корреляционного и факторного анализа были получены следующие данные.

В табл. 1 представлены результаты факторизации интеркорреляционных матриц разноуровневых свойств в структуре индивидуальности у студентов с высоким уровнем адаптации в стрессе.

Таблица 1

Межуровневые связи в структуре интегральной индивидуальности у студентов с высоким уровнем адаптации в стрессовой ситуации

Интегральная индивидуальность Фактор

Уровень Свойства 1 2 3

Эргичность 0,680

Социальная эргичность 0,817

Психодинамический Социальная пластичность 0,482

Темп 0,656

Эмоциональная лабильность 0,743

Нейродинамический Сила по торможению -0,464

Депрессивность 0,681

Общительность 0,492

Застенчивость 0,494

Открытость 0,862

Личностный Фемининность 0,437

Конфронтационный копинг 0,868

Дистанцирование 0,856

Самоконтроль 0,795

Поиск поддержки 0,810

Принятие ответственности 0,439

Решение проблемы 0,658

Согласно табл. 1 на данной выборке выявлено три значимых фактора. Первый и третий факторы составили свойства личностного уровня, тогда как второй фактор объединяет свойства всех трех выделенных уровней в структуре индивидуальности - психодинамического, нейродинамического и личностного. Начнем анализ с первого, целостного фактора. Показатели, вошедшие в него, связаны со свойствами, проявляющимися в социальном взаимодействии. Наибольший факторный вес принадлежит показателю «социальная эргичность», далее по степени убывания факторных весов расположены «эргичность», «темп», «социальная пластичность» на психодинамическом уровне, «общительность» на личностном и «сила по торможению» с отрицательным факторным весом на уровне нейродинамики. То есть согласно данному фактору студенты, имеющие высокий уровень адаптации в стрессовой ситуации, проявляют высокую выносливость при общении и пластичность при реализации социального взаимодействия во взаимосвязи с низким уровнем проявления силы по торможению со стороны биологически детерминированных свойств и ярко выраженной общительности со стороны социально выработанных способов взаимодействия с окружением.

Первый фактор отражает тот факт, что представители данной выборки в стрессовой ситуации могут использовать различные стратегии совладания со стрессом, используя наряду с конфронтацией и дистанциорованием социальную поддержку, самоконтроль, разрешение проблемы и принятие ответственности на себя. Третий фактор раскрывает еще одну особенность взаимосвязи личностных свойств у студентов с высоким уровнем адаптации в стрессе. Чем выше уровень открытости, сформированной в процессе социализации личностной характеристики, тем выше эмоциональная лабильность, застенчивость и склонность к депрессивности.

Таким образом, можно говорить о том, что высокий уровень проявления адаптации в стрессе у студентов обеспечивается со стороны нейро- и психодинамики низкой силой по торможению, высокой социальной выносливостью и социальной пластичностью, умеренной эмоциональной лабильностью, а также сформированными коммуникативными способностями и возможностью использовать многовариативные способы совла-дания со стрессом.

В табл. 2 представлены результаты факторизации интеркорреляционных матриц разноуровневых свойств в структуре индивидуальности у студентов с низким уровнем адаптации в стрессе.

Межуровневые связи в структуре интегральной индивидуальности у студентов с низким уровнем адаптации в стрессовой ситуации

Таблица 2

Интегральная индивидуальность Фактор

Уровень Свойства 1 2 3

Эргичность 0,499 -0,420

Социальная эргичность -0,608

Пластичность 0,616 -0,536

Психодинамическии Темп -0,721

Социальный темп -0,680

Эмоционально сть -0,605

Социальная эмоциональность -0,850

Экстраверсия-интроверсия 0,465 0,728

Невротичность 0,618

Спонтанная агрессивность 0,461

Депрессивность 0,713

Застенчивость 0,695

Фемининность 0,556

Личностный Конфронтация 0,765

Дистанцирование 0,798

Самоконтроль 0,825

Принятие ответственности 0,911

Бегство 0,832

Решение проблемы 0,407

Как видно из табл. 2, в сравниваемой выборке в результате факторизации выделены также 3 фактора, но взаимосвязь разноуровневых показателей в структуре индивидуальности существенно отличается. Третий фактор раскрывает наибольшие различия, свойственные студентам с низким уровнем адаптации в стрессовой ситуации. В отличие от первой выборки для этих респондентов характерны низкие показатели выраженности таких психодинамических показателей, как темп, социальный темп, социальная эргичность, пластичность во взаимосвязи с высоким уровнем невротичности, спонтанной агрессивности, депрессивности, застенчивости. Второй фактор раскрывает следующую закономерность: усиление выносливости и пластичности на уровне психодинамики связано с низкой эмоциональностью в социальном взаимодействии и высокой экстраверсией. Первый фактор объединил такие показатели, как высокий уровень экстраверсии, фемининность и, как в первой выборке, способность использовать разные способы совладания со стрессом. В отличие от студентов с высоким уровнем адаптации в стрессе студенты данной выборки могут использовать еще один способ

совладания - «бегство». Таким образом, студенты с низкой адаптацией в стрессовой ситуации на уровне биологически детерминированных психологических свойств имеют слабо выраженные показатели темпа, выносливости и пластичности, снижающие ресурсность личности в критической или стрессовой ситуации, что сопровождается высокой вероятностью проявления невротич-ности, депресиивности, спонтанной агрессивности как компенсаторных способов достижения адаптации. Снижение показателей эмоциональности и повышение экстравертированности на психодинамическом уровне приводит к усилению выносливости и пластичности в приспособительном поведении и как результат - к возможности использования многовариативных способов со-владания со стрессом.

Обсуждение результатов и выводы

Подводя итог анализу полученных данных, можно констатировать следующее:

межуровневые связи свойств в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации имеют существенные различия;

основные различия сравниваемых групп связаны с разным вкладом в реализацию приспособительных возможностей показателей нейро- и психодинамики, определяющих биологически детерминированную ресурсность личности;

высокая адаптированность в стрессовой ситуации детерминирована выносливостью и пластичностью в процессе социального взаимодействия, способностью сохранять высокий темп и работоспосбность в практической деятельности в сочетании с низкой силой по торможению, определяющих, в свою очередь, общительность и способность использовать многовариативные способы совладания со стрессом;

проявление низкой адаптированности в стрессовой ситуации, напротив, детерминировано низкими показателями выносливости, темпа и пластичности как в практической деятельности, так и в процессе социального взаимодействия, которые взаимосвязаны с невротичностью, де-прессивностью и спонтанной агрессивностью. При этом низкие показатели выносливости и пластичности связаны с эмоциональностью на психодинамическом уровне, повышающей риск дезадаптации личности в стрессовой ситуации. При снижении эмоциональности увеличивается экстраверсия и способность использовать оптимальные для конкретной ситуации способы совладания со стрессом;

планирование психологической консультативной деятельности со студентами, имеющими риск дезадаптации в стрессовой ситуации (особенно значимой для профессий, реализуемых в системе «человек-человек»), связано с разработкой методов, направленных на развитие способности к распознаванию способов эмоционального реагирования на ситуацию неопределенности или конфликта интересов в процессе межличностного взаимодействия; осознания выработанных способов совладания со стрессом; развития оптимальных стилей межличностного взаимодействия, позволяющих осуществить социально приемлемую компенсацию биологически детерминированной ресурсной недостаточности личности путем социального научения и тренинга.

Список литературы

1. Мерлин В. С. Психология индивидуальности : Избранные психологические труды / под ред. Е. А. Климова. Воронеж, 1996. 448 с.

2. Белоус В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2000. 136 с.

3. Белых Т. В. Психологические закономерности динамики субъектных свойств в структуре индивидуальности. М. ; Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2003. 328 с.

4. Газиева М. З. Развитие структур интегральной индивидуальности стрессонеустойчивых студентов : автореф. дис... канд. психол. наук. Ставрополь, 2012. 21 с.

5. Гойя Ш. М. Влияние темперамента на продуктивность речемыслительной деятельности школьников в спокойной и стрессовой ситуациях : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1991. 20 с.

6. Гордецова И. М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших школьников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. Вып. 2. С. 71-78.

7. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под ред. Б. А. Вяткина. М., 1999. 327 с.

8. Макарова К. В. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1992. 20 с.

9. Мищенко Л. В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1993. 21 с.

10. Найманов А. Т. Экспериментальное исследование проблемы распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1991. 20 с.

11. Иванова Т. Ю., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Расска-зова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. № 1. С. 85-121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennye-problemy-izucheniya-lichnostnyh-resursov-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 03.04.2019).

12. Краснова М. А. Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 768-770.

13. Ильева Н. С. Формирование стрессоустойчивости в профессиональной деятельности руководителей средних специальных учебных заведений : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2009. 22 с.

Образец для цитирования:

Белых Т. В. Специфика межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем адаптации в стрессовой ситуации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 298-303. БО!: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-298-303

Specificity of Inter-Level Relations in the Structure

of the Integral Individuality of Students

with Different Levels of Adaptation in a Stressful Situation

T. V. Belykh

Tatiana V. Belykh, https://orcid.org/0000-0001-8760-9297 Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, tvbelih@mail.ru

The article presents data from a statistical study using factor analysis, which made it possible to identify the specificity of inter-level relations in the structure of the integral individuality of students who differ in the level of adaptation in stress. The following methods were used: methods for determining neuropsy-chic stability, the risk of maladaptation in stress "Prognosis", methods for the structure of formal-dynamic personality traits by V. M. Rusalov, the method for diagnosing the typological properties of the nervous activity by J. Strelau, the Freiburg personal questionnaire, a questionnaire for the diagnosis of ways of coping by R. Lazarus; factor analysis of statistical data. The study involved 120 university students aged 18-21 years. The results of the study revealed significant differences in the nature of the interaction of neurodynamic, psychodynamic and personal properties in an integral structure of individuality among students with different levels of adaptation in a stressful situation. The risk of maladaptation to stress, according to the findings, is determined by a low biologically-determined resourcefulness of a personality, manifested in weak ergonicity (endurance), low plasticity and tempo and high levels of manifestations of emotion in the process of social interaction and practical activities. This creates conditions for the actualization of compensation of resource insufficiency due to the manifestation of such personal characteristics as neuroticism, depression and spontaneous aggressiveness. The ability to successfully adapt to stress, on the contrary, is provided by neuro-and psychodynamic resourcefulness, but with an increase in the level of emotional lability, the tendency to use compensatory reactions in a stressful situation increases. In both compared samples with increasing ability to control the emotional sphere the ability to use ways of coping with stress that are optimal for a particular situation increases, which can be used in the practice of psychological counseling for students with different levels of risk of maladaptation in a stressful situation.

Keywords: integral personality structure, level of adaptation to stress, personality resourcefulness, psychodynamic emotionality, ways of coping with stress.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Merlin V.S. Psihologiya individualnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy [Psychology of Individuality: Selected Psychological Works]. Ed. by E. A. Klimov. Voronezh, 1996. 448 p. (in Russian).

2. Belous V. V. Vvedenie v psihologiyu polimorfnoj individualnosti [Introduction to the Psychology of Polymorphic Individuality]. Pyatigorsk, 2000. 136 p. (in Russian).

3. Belykh T. V. Psihologicheskie zakonomernosti dinamiki subektnyh svojstv v strukture individualnosti [Psychological regularities of dynamics of subjective properties in the structure of individuality]. Moscow, Stavropol, 2003. 328 p. (in Russian).

4. Gazieva M. Z. Razvitie struktur integralnoj individualnosti stressoneustojchivyh studentov [Development of structures of integral individuality of stress-resistant students]. Thesis. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Stavropol, 2012. 21p. (in Russian).

5. Goya Sh. M. Vliyanie temperamenta na produktivnost rechemyslitelnoj deyatelnosti shkolnikov v spokojnoj i stressovoj situatsiyakh [The Influence of Temperament on the Productivity of Speech-Thinking Activity of Schoolchildren in Calm and Stressful Situations]. Thesis. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Rostov-on-Don, 1991. 20 p. (in Russian).

6. Gordetsova I. M. Interrelation of Anxiety Expectations, Psychodynamic Anxiety and Sociometric Status in High School Students. Problemy integral'nogo issledovaniya individual'nosti [Problems of Integral Study of Individuality]. Perm, 1978, iss. 2, pp. 71-78 (in Russian).

7. Integralnaya individualnost cheloveka i ee razvitie [Integral Human Individuality and Its Development]. Ed. by B. A. Vyatkina. Moscow, 1999. 327 p. (in Russian).

8. Makarova K. V. Svoeobrazie struktury integralnoj individual'nostipodrostka vzavisimosti otsocial'nyh us-lovij zhiznedeyatelnosti [The Peculiarity of the Structure of the Integral Individuality of a Teenager Depending on the Social Conditions of Life]. Thesis. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Rostov-on-Don, 1992. 20 p. (in Russian).

9. Mishchenko L. V. Dinamika struktur integralnoj individualnosti studentov v zavisimosti ot specifiki uchebnoj deyatelnosti [Dynamics of Structures of Integral Individuality of Students Depending on Specifics of Educational Activity]. Thesis. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Rostov-on-Don, 1993. 21 p. (in Russian).

10. Naimanov A. T. Eksperimentalnoe issledovanieproblemy raspoznavaniya raznourovnevyh osnov individualnosti studentov pedvuza [Experimental Study of the Decidability of the Multi-Level Foundations of Individuality of Students of Pedagogical Universities]. Thesis. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Rostov-on-Don, 1991. 20 p. (in Russian).

11. Ivanova T. Yu., Leontiev D. A., Osin E. N., Rasskazo-va E. I., Kosheleva N. B. Modern Problems of Studying Personal Resources in Professional Activity. Organizat-sionnaya psykhologiya [Organizational psychology], 2018, no. 1, pp. 85-121. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-izucheniya-lichnostnyh-resursov-v-professionalnoy-deyatelnosti (accessed 3 April 2019) (in Russian).

12. Krasnova M. A. Psychological and Pedagogical Support of Increasing Stress Resistance of Adolescents. Molodoy uchenyy [Young Scientist], 2016, no. 12, pp. 768-770 (in Russian).

13. Ileva N. S. Formirovanie stressoustojchivosti v pro-fessiona'noj deyatelnosti rukovoditelej srednih spetsi-al'nykh uchebnykh zavedenij [Formation of stress resistance in professional activity of heads of secondary special educational institutions]. Thesis. Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Tver, 2009. 22 p. (in Russian).

Cite this article as:

Belykh T. V. Specificity of Inter-Level Relations in the Structure of the Integral Individuality of Students with Different Levels of Adaptation in a Stressful Situation. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 3, pp. 298-303. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-298-303

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.