Научная статья на тему 'Структура интегральной индивидуальности у студентов с разной самоэффективностью в учебной деятельности'

Структура интегральной индивидуальности у студентов с разной самоэффективностью в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / STRUCTURE OF INTEGRAL INDIVIDUALITY / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SELF-EFFICIENCY IN ACADEMIC ACTIVITIES / ТИП ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY TYPE / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / SELF-REALIZATION OF THE INTEGRATED PERSONALITY / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / COPING STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

Анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление факторной структуры интегральной индивидуальности у студентов с разной самоэффективностью в учебной деятельности. Доказано, что межуровневые связи в структуре интегральной индивидуальности имеют свою специфику в зависимости от уровня самоэффективности личности в учебной деятельности. Различия в структуре интегральной индивидуальности в зависимости от уровня самоэффективности в учебной деятельности проявляются в симптомокомплексах индивидных, личностных и социально-психологических свойств, определяющих уровень выраженности психодинамической и личностной адаптивности; индивидной ресурсности; способов совладания со стрессовой ситуацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of integral individuality of students with different self-efficiency in learning activities

The article analyzes the results of an empirical study aimed to identify the factor structure of integral individuality of students with different self-efficiency in learning activities. It proves that the inter-level connections in structure of integral individuality have their specifications depending on the level of efficiency of the individual in educational activities. Differences in the structure of integral individuality depending on the level of self-efficiency in academic activities manifested in the symptom of an individual, personal and socio-psychological characteristics that determine the level of severity of psychodynamic and personal adaptability; the subject of activity; ways of coping with a stressful situation.

Текст научной работы на тему «Структура интегральной индивидуальности у студентов с разной самоэффективностью в учебной деятельности»

психология личности

Белых Т.В.

структура интегральной индивидуальности у студентов с разной самоэффективностью в учебной деятельности

Современная многоуровневая система высшего образования ориентирована на формирование у студентов комплекса компетенций, включающих, в том числе и готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала в условиях выбранной профессии. Успешное формирование данной общекультурной компетенции возможно при условии понимания тех психологических факторов, которые могут способствовать или препятствовать оптимальной самореализации личности в будущей профессиональной деятельности. Особенности интеграции свойств в структуре индивидуальности, включающей психодинамический, личностный и социально-психологический уровень, позволяют определить как психологические ресурсы, так и сформированные в результате поэтапной социализации личностные свойства, которые в своем единстве создают уникальное своеобразие способа самореализации личности сначала в учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

Актуальность проведенного исследования определяется, тем самым, необходимостью психологического анализа условий формирования компетенций, связанных с развитием готовности личности к конструктивной, творческой, созидательной самореализации в профессиональной деятельности.

Проблема изучения условий формирования профессионально-важных качеств личности - традиционная проблема педагогической психологии и акмеоло-гии, изучение же особенностей многоуровневой организации индивидуальности человека и способа самореализации личности выводит эту проблему на уровень исследования общих закономерностей развития индивидуальности в условиях деятельности и позволяет анализировать такие аспекты этой проблемы как: соотношение «биологического» и «социального» в проявлении индивидуального своеобразия личности, «внешней» и «внутренней» детерминации поведения.

В рамках развития теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, данной проблеме посвящены современные исследования, выполненные как в Пермской психологической школе (Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, А.И. Щебетенко), так и Пятигорской психологической школе, возглавляемой В.В. Белоусом. Резуль-

таты современных исследований, направленных на выявление психологических факторов, определяющих системное взаимодействие разноуровневых свойств в структуре индивидуальности человека позволяют говорить о том, что к таким системообразующим основаниям можно отнести: индивидуальный эмоциональный стиль (Дорфман Л.Я., 2011) [1], рефлексивность (Белоус В.В., Боязитова И.В., И.Н. Зиник 2011) [2], стрессоустойчивость (Боязитова И.В., Газиева М.З., 2012) [3], коммуникативная самоэффективность (Белых Т.В., 2015) [4].

в настоящем исследовании была реализована цель - изучение структуры интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем выраженности самоэффективности в учебной деятельности. в исследовании приняли участие 110 человек, студентов Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского в возрасте от 17 до 22 лет. Был использован следующий диагностический инструментарий: «Тест-опросник самоэффективности» (Дж. Маддукс и М. Шеер, адаптация А.В. Бояринцевой), опросник «Формально-динамических свойств индивидуальности» В.М. Русалова, многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С.В. Чермянина, опросник «Стратегии и модели преодолевающего поведения» Г.С. Никифорова); «Самоактуализационный тест» (САТ) в адаптации Ю.Е. Алешиной, «Тест социально-коммуникативной компетентности» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.). В качестве статистических методов применялся факторный анализ для выявления межуровневой интеграции свойств в структуре индивидуальности. Межуровневые связи изучались на психодинамическом, личностном и социально-психологическом уровне.

Результаты факторного анализа в группе студентов с высоким уровнем самоэффективности в учебной деятельности представлены в таблице № 1.

Таблица 1

Результаты факторного анализа межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с высокой выраженностью убежденности в эффективности собственной учебной деятельности.

Уровни интегральной индивидуальности Показатели Фактор Фактор Фактор

1 2 3

Личностный Ориентация во времени 0,42

Коммуникативный потенциал -0,62

Познавательные потребности 0,48

Моральная нормативность -0,85

Гипертимно сть 0,57

Межличностная самоэффективность 0,50

Уровни интегральной индивидуально сти Показатели Фактор Фактор Фактор

1 2 3

Социально-психологическии Вступление в контакт -0,50

Поиск социальной поддержки -0,41

Импульсивные действия -0,44

Непрямые действия 0,50

Осторожные действия -0,45 0,52

Психодинамический Индекс психомоторной активности 0,46

Индекс интеллектуальной активности 0,51

Пластичность коммуникативная -0,68

Индекс общей активности 0,54

Скорость интеллектуальная 0,48

Индекс общей адаптивности 0,44

Индекс общей эмоциональности -0,68

Скорость коммуникативная 0,40

В результате факторного анализа в первой группе студентов выделено три фактора. Первый фактор раскрывает особенности интеграции разноуровневых свойств в структуре индивидуальности следующим образом: студенты, субъективно воспринимающие себя как успешные в учебной деятельности, на уровне «внутренней» психодинамической детерминации способны проявлять высокую активность в психомоторной и интеллектуальной деятельности, демонстрируя наличие высокой скорости при интеллектуальной обработки информации и высокий уровень психодинамической адаптивности. Личностные свойства, определяющие социально-приобретенные стереотипы поведения, проявляются в сформиро-ванности познавательных потребностей, гипертимности, но при этом низкой моральной нормативности в поведении. второй фактор раскрывает следующую закономерность в межуровневой организации интегральной индивидуальности: при снижении на уровне психодинамики коммуникативной пластичности, обнаруживается снижение коммуникативного потенциала на уровне приобретенных личностных свойств и использование в качестве способов совладания со стрессом «непрямых» и «осторожных» действий. Использование «импульсивных действий» в качестве копинга для этой группы студентов не является характерной.

Анализ третьего фактора позволяет сделать следующий вывод: психодинамическая высокая скорость реализации коммуникативных процессов, при низкой выраженности эмоциональности как индивидного свойства могут подкреплять убежденность в собственной эффективности в ситуациях межличностного взаимодействия и способствовать проявлению такого важного для ощущения эффективности самореализации свойства, как «компетентность во времени». Обнаружение этого маркера во взаимосвязи со всеми предыдущими показателями указывает на способность студентов этой группы воспринимать настоящее как ценностный

для собственной реализации период. Такая особенность, как указывал А.Маслоу, характерна для людей проявляющих не только стремление к самоактуализации, но и способность реализовать свой собственный потенциал.

Результаты факторного анализа в группе студентов с низким уровнем самоэффективности в учебной деятельности представлены в таблице № 2.

Таблица 2

Результаты факторного анализа межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с низкой выраженностью убежденности в эффективности собственной учебной деятельности.

Уровни интегральной индивидуально сти Показатели Фактор Фактор Фактор

1 2 3

Личностный Поведенческая регуляция -0,51 -0,44

Коммуникативный потенциал -0,70

Моральная нормативность 0,61 -0,46

Личностный адаптационный потенциал -0,42

Дезадаптационные нарушения -0,46 -0,70

Контроль поведения -0,73

Психастения 0,71

Шизоидность 0,78

Чувствительность 0,49

Импульсивность -0,69

Социально-психологическии Вступление в контакт -0,47

Поиск социальной поддержки -0,45

Осторожные действия 0,48

Избегание 0,41 0,51

Непрямые действия -0,43

Асоциальные действия -0,50 0,42

Агрессивные действия 0,57

Психодинамиче ский Индекс интеллектуальной активности -0,42 0,49

Индекс общей активности 0,42 -0,48

Индекс общей эмоциональности 0,50 0,57

Индекс общей адаптивности -0,53 -0,63

В этой группе студентов, также как и в первой группе выделены три фактора. Первый фактор раскрывает особенности взаимосвязи разноуровневых свойств в структуре индивидуальности следующим образом: студенты с субъективным представлением о себе как неуспешных в учебной деятельности на уровне пси-

ходинамической организации имею низкую адаптивность и интеллектуальную активность, при этом для них характерным является проявление эмоциональности как индивидного свойства. На этом фоне, личностные свойства, вошедшие в этот фактор, позволяют говорить о низкой выраженности поведенческой регуляции, проявлении психастенических реакций, при отсутствии дезадаптивных нарушений и высокой моральной нормативности поведения, что существенным образом отличает студентов этой группы от предыдущей. В качестве способа совладания со стрессовыми ситуациями, при указанном сочетании свойств, используются «осторожные действия».

Второй фактор, выделенный в данной группе студентов, отражает следующие взаимосвязи в структуре индивидуальности: при высокой выраженности общей и интеллектуальной психодинамической активности, указывающей на наличие «внутренней», биологически-детерминированной ресурсности личности, студенты имею низкую выраженность способности к поведенческой регуляции, низкий коммуникативный и личностный адаптационный потенциал в сочетании с низкой моральной нормативностью и шизоидностью. Что говорит скорее о влиянии негативного социального опыта, сформировавшего субъективное восприятие себя как неэффективной личности, неспособной осуществлять творческую самореализацию. В качестве копинг-стратегий студенты этой группы могут выбирать «избегание», «асоциальные» и «агрессивные» действия, что может рассматриваться как компенсация негативного образа собственной эффективности.

Третий фактор выявляет следующие взаимосвязи в структуре трех уровней интегральной индивидуальности: при низких показателях психодинамической активности и адаптивности, проявляется высокая эмоциональность на личностном уровне, связанная с чувствительностью, сензитивностью к изменениям окружающей действительности, но при этом с отсутствием импульсивности. В качестве способа совладания со стрессом выбирается «избегание», что вполне соответствует образу эмоциональной, чувствительной личности.

Таким образом, проведенный анализ содержания выделенных факторов позволил обнаружить существенные различия в интеграции разноуровневых свойств в структуре индивидуальности у студентов с разным уровнем выраженности самоэффективности в учебной деятельности.

Для студентов, убежденных в собственной учебной эффективности свойственно непротиворечивое сочетание психодинамической ресурсности и приобретенных личностных свойств, позволяющее осуществлять успешную самореализацию, проявляя активность, независимость в оценке событий, коммуникативную эффективность. Для студентов, убежденных в собственной учебной неэффективности, напротив, обнаруживается рассогласование между наличием интрасубъектных ресурсов и установок относительно собственной эффективности, успешности самореализации, которая подкрепляется, соответственно низкими коммуникативными достижениями, непродуктивными копинг-стратегиями и высокой личностной сензитивностью к изменениям. Полученные данные позво-

ляют определить основные направления психолого-педагогической коррекции для студентов с негативным представлением о собственной учебной успешности, с целью создания условий для актуализации того уникального индивидного ресурса, которым они обладают и обеспечения возможности для их созидательной, творческой самореализации в будущей профессиональной деятельности.

литература

1. Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль как самодеятельность // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа / Сост. Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман, М.Р. Щукин. М.: Смысл, 2011. С. 192-201.

2. Белоус В. В., Боязитова И. В., зиник И. Н. Интегральная индивидуальность рефлексивного человека. Пятигорск, Из-во ПГЛУ, 2012, 110с.

3. Боязитова И.В., Газиева М.З. Стрессоустойчивость как системообразующий фактор во взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. №1.,2012, с.326-330.

4. Белых Т.В. Структура интегральной индивидуальности студентов с разным уровнем коммуникативной самоэффективности //М: изд-во «Мир науки». - 2015. - 70с.

Кузнецова Л.Э.

личностные детерминанты формирования социально-психологической адаптации личности с ограниченными возможностями в процессе трудоустройства

В современной психологии проблема изучения психологической поддержки личности в трудных жизненных ситуациях становится актуальной. Последние годы наблюдается рост соматически больных людей, имеющих ограничения в здоровье и социальный статус инвалида, нуждающихся в психологической поддержке и психологическом сопровождение с целью активизации адаптационных возможностей и обеспечения успешной социально-психологической адаптации как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Необходимо учитывать, что в трудной жизненной ситуации регуляция поведения определяется взаимодействием средовых и личностных факторов, что актуализирует исследования адаптивных и дезадаптивных моделей поведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.