Научная статья на тему 'Интеллектуальная пластичность в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем общей самоэффективности'

Интеллектуальная пластичность в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем общей самоэффективности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
648
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегральная индивидуальность / высокая и низкая самоэффективность / интеллектуальная пластичность. / integral individuality / high and low self-efficacy / intellectual plasticity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи интеллектуальной пластичности как свойства темперамента с межуровневыми показателями в структуре интегральной индивидуальности, в зависимостиот выраженности общей самоэффективности в студенческом возрасте. Выявлено, что интеллектуальная пластичность как свойство индивида определяет различия в проявлениикомплекса межуровневых взаимосвязей в структуре индивидуальности и характер индивидуальных стратегий самореализации в зависимости от уровня самоэффективности. Учетуказанных особенностей взаимовлияния индивидных и личностных свойств в структуреиндивидуальности позволяет определить вклад биологически- и социально-детерминированных качеств личности, способствующих её успешной самореализации вне зависимостиот сформированных когнитивных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual Plasticity within the Integral Individuality Structure in Students with Different Levels of General Self-Efficacy

This paper presents the results of the empirical study of the relationship between intellectual plasticity as temperamental property and inter-level parameters in the structure of integral individuality, depending on the level of general self-efficacy which students demonstrate studying at universities. It is found out that intellectual plasticity as property of individuality determines the differences in displaying the set of inter-level relationships in the structure of individuality. Intellectual plasticity also defines the nature of individual strategies for self-realization depending on the level of self-efficacy. Given these peculiarities of interaction between individual and personal properties in the structure of the individuality it is possible to define the contribution of biologically and socially determined personal traits that contribute to successful self-actualization of a personality irrespective of formed cognitive attitude.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная пластичность в структуре интегральной индивидуальности у студентов с разным уровнем общей самоэффективности»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3

НАУЧНЫЙ

ОТДЕЛ

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923.35

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОБЩЕЙ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ

Белых Татьяна Викторовна -

доктор психологических наук, заведующая кафедрой консультативной психологии, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение взаимосвязи интеллектуальной пластичности как свойства темперамента с межуровневыми показателями в структуре интегральной индивидуальности, в зависимости от выраженности общей самоэффективности в студенческом возрасте. Выявлено, что интеллектуальная пластичность как свойство индивида определяет различия в проявлении комплекса межуровневых взаимосвязей в структуре индивидуальности и характер индивидуальных стратегий самореализации в зависимости от уровня самоэффективности. Учет указанных особенностей взаимовлияния индивидных и личностных свойств в структуре индивидуальности позволяет определить вклад биологически- и социально-детерминированных качеств личности, способствующих её успешной самореализации вне зависимости от сформированных когнитивных установок.

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, высокая и низкая самоэффективность, интеллектуальная пластичность.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2015-15-3-60-64

Проблема изучения взаимосвязи интеллектуальной пластичности как формально-динамического свойства индивидуальности с социально-детерминированными показателями структуры интегральной индивидуальности является актуальной, так как позволяет выявить симптомокомплекс разноуровневых свойств, обеспечивающих успешную самореализацию личности в условиях учебной деятельности.

В настоящее время к личности будущего профессионала предъявляются высокие требования в области его аутопсихологической компетентности, которая базируется на оптимальном уровне уверенности в собственной способности овладеть выбранной профессией, в умении осуществлять целеполагание в учебной деятельности, использовать многовариативные способы профессиональной интеракции и др.

В нашем исследовании симптомокомплекс свойств в структуре интегральной индивидуальности изучался в зависимости от выраженности уровня самоэффективности как одной из когнитивных составляющих образа Я.

Исследование самоэффективности опирается на комплекс методологических принципов: субъектности, системности, развития (К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Д. Н. Узнадзе, Д. И. Фельдштейн и др.).

© Белых Т. В., 2015

Т. В. Белых. Интеллектуальная пластичность в структуре интегральной индивидуальности

В большинстве современных исследований самоэффективность понимается как убежденность, вера субъекта в свои возможности осуществлять деятельность, а также в собственное развитие в ходе достижения стоящих перед ним целей и задач. Общим в существующих определениях является акцент на оптимистическом самоубеждении человека относительно своих возможностей контролировать события при достижении целей, а также отнесение самоэффективности к предстоящей субъекту активности, а не к уже состоявшейся.

С позиций концепции А. Бандуры, самоэффективность - специфический феномен самосознания личности. Самоэффективность - это не личностная черта, а особый когнитивный механизм, позволяющий субъекту анализировать свои возможности при выполнении тех или иных действий, обеспечивающий актуализацию их мотивации, формы поведения и возникновение эмоций. Исследователь считает, что высокая оценка личностью собственной эффективности не только снижает прогностические страхи и торможения, но и оказывает влияние на предпринимаемые попытки и прилагаемые усилия посредством предвосхищения будущего успеха [1].

Концепция самоэффективности опирается на многочисленные экспериментальные данные, полученные в рамках других подходов, таких как теория ожидаемой ценности Дж. Аткинсона, концепция каузальных атрибуций Б. Вайнера, теория локуса контроля Дж. Роттера, теория воспринимаемой Я-компетенции Р. Уайта и др., но, как отмечает Е. А. Шепелева, самоэффективность есть конструкт, существенно отличающийся от понятий, лежащих в их основе [2]. «Самоэффективность является когнитивным конструктом, базирующимся на личном опыте успешного выполнения деятельности» [2, с. 10].

В результате анализа многочисленных экспериментальных исследований было доказано, что высокая самоэффективность, как правило, оказывается связанной с высокой результативностью деятельности, однако, как отмечает Е. А. Шепелева, в некоторых случаях слишком сильно выраженная самоэффективность может оказаться дисфункциональной.

Проблема изучения взаимовлияния психологических свойств в структуре индивидуальности человека широко обсуждалась в отечественной психологии. Существуют разные модели изучения структуры индивидуальности человека.

Б. Г. Ананьев определяет индивидуальность как полисистемное образование, интегрирующее важнейшие свойства субъекта, личности и ин-

дивида, присущие определенному, конкретному человеку [3]. При этом структура индивидуальности, по Б. Г. Ананьеву, представляет собой систему субъектно-деятельностных (мотивация, коммуникативность, самооценка, когнитивные процессы, саморегуляция, рефлексия), индивидных (тип темперамента, а также психофизиологический компонент, включающий в себя уровень работоспособности, развитие крупной и мелкой моторики) и личностных (система отношений) особенностей человека.

Другой подход научного поиска - интегральный, основанный на познании взаимосвязей и взаимодействия переменных системы, базирующихся на законах управления развитием целостной индивидуальности. Феномен человека может быть понят и объяснен только через рассмотрение его как целостной системы. Такую модель исследования индивидуальности предлагает В. С. Мерлин [4]. Он понимал интегральную индивидуальность как синтез подсистем действительности, начиная от биохимических и кончая общественно-историческими (организм, индивид, личность, статус и т. д.).

В настоящем исследовании реализована цель - изучение взаимосвязи интеллектуальной пластичности как свойства темперамента (биологически детерминированный показатель в структуре интегральной индивидуальности) с комплексом личностных и социально-психологических свойств у студентов с высокой и низкой самоэффективностью как когнитивного конструкта личности, касающегося успешности самореализации.

В исследовании использовалось понятие общей самоэффективности, понимаемой как сумма выраженности самоэффективности в предметной и межличностной сферах.

Исследование проводилось на базе 4 институтов Северо-Кавказского федерального университета - гуманитарного, педагогического, юридического, экономики и управления. В нем приняли участие юноши и девушки 1-5 курсов в возрасте от 17 до 22 лет, 126 человек.

Методы исследования: «Тест-опросник самоэффективности» (Дж. Маддукс и М. Шеер, адаптация А. В. Бояринцевой), опросник «Формально-динамических свойств индивидуальности» В. М. Русалова, многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, опросник «Стратегии и модели преодолевающего поведения» Г. C. Никифорова; методика «Самоактуализа-ционный тест» (САТ), «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ) в адаптации Л. Н. Собчик.

Психология

61

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3

Был использован корреляционный анализ, позволивший выявить взаимосвязи разноуровневых свойств в структуре индивидуальности и определить вклад формально-динамических и социально-детерминированных показателей в формирование стратегий самореализации при

наличии разной выраженности уверенности в собственных достижениях.

Рассмотрим результаты корреляционного анализа показателей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с высоким уровнем самоэффективности (табл. 1).

Таблица 1

Корреляционные зависимости показателей интегральной индивидуальности с интеллектуальной пластичностью у студентов в группе с высоким уровнем общей самоэффективности

Уровень интегральной индивидуальности Показатель в структуре интегральной индивидуальности Интеллектуальная пластичность

Психодинамический уровень Индекс интеллектуальной активности 0,90

Эргичность коммуникативная -0,69

Эргичность интеллектуальная 0,69

Скорость интеллектуальная 0,46

Личностный уровень Сензитивность 0,72

Предметная самоэффективность 0,70

Гибкость поведения -0,67

Познавательные потребности 0,65

Межличностная самоэффективность -0,56

Самоуважение 0,51

Шкала шизофрении (шизоидный тип личности) -0,52

Коммуникативный потенциал -0,49

Самопринятие 0,42

Шкала ипохондрии (астено-невротический тип личности) 0,42

Шкала психастении (тревожно-мнительный тип личности) -0,42

Социально-психологический уровень (копинг-стратегии ) Осторожные действия -0,55

Импульсивные действия -0,48

Интеллектуальная пластичность (как формально-динамическая характеристика) в структуре индивидуальности имеет значимые корреляции с такими показателями на уровне психодинамики, как индекс интеллектуальной активности (сумма показателей интеллектуальной эргичности, пластичности и скорости), что подтверждается наличием отдельных корреляционных связей интеллектуальной пластичности с каждым из перечисленных показателей. При этом выявлена отрицательная корреляция с показателем коммуникативной эргичности, т. е. при анализе проявления психодинамических особенностей у студентов с высокой уверенностью в успешности собственных достижений обнаруживается, что интеллектуальная пластичность взаимосвязана с характеристиками, определяющими высокий уровень интеллектуальной активности и низкий уровень коммуникативной выносливости (см. табл. 1).

Личностные особенности в изучаемой группе студентов образуют следующее сочетание свойств с показателем интеллектуальной пластичности: выявлена положительная корреляция с сензитивностью (способность к осуществлению рефлексии собственных потребностей и чувств), с уверенностью в достижениях в предметной деятельности, с выраженными познавательными потребностями, самоуважением, самопринятием и наличием тенденции к развитию астено-невротического типа личности. Отрицательные корреляции интеллектуальной пластичности с показателями личностных свойств, выявленные в данной группе, позволяют говорить о наличии следующих особенностей: при увеличении интеллектуальной пластичности снижаются гибкость поведения, уверенность в достижениях в межличностной сфере, коммуникативный потенциал, тенденция к развитию шизоидного

62

Научный отдел

Т. В. Белых. Интеллектуальная пластичность в структуре интегральной индивидуальности

и тревожно-мнительного типа личности. Выявлена отрицательная корреляционная связь с такими копинг-стратегиями, как осторожные и импульсивные действия.

Проанализируем результаты корреляционного анализа показателей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с низким уровнем самоэффективности (табл. 2).

Таблица 2

Корреляционные зависимости показателей интегральной индивидуальности с интеллектуальной пластичностью у студентов в группе с низким уровнем общей самоэффективности.

Уровень интегральной индивидуально сти Показатель в структуре интегральной индивидуальности Интеллектуальная пластичность

Психодинамический уровень Индекс интеллектуальной активности 0,87

Эмоциональность интеллектуальная -0,70

Индекс общей адаптивности 0,59

Индекс общей эмоциональности -0,55

Индекс общей активности 0,46

Скорость интеллектуальная 0,42

Личностный уровень Шкала психопатии (социопатический тип личности) 0,64

Поддержка 0,49

Спонтанность 0,49

Сензитивность 0,43

Ценностные ориентации 0,42

Ориентация во времени -0,40

Социально-психологический уровень (копинг-стратегии) Избегание -0,41

В группе студентов с низким уровнем самоэффективности интеллектуальная пластичность на уровне психодинамических особенностей связана, как и в первой сравниваемой группе, с высоким уровнем выраженности индекса интеллектуальной активности, при этом, в отличие от предыдущей группы, увеличение интеллектуальной пластичности у студентов с низкой уверенностью в собственных достижениях обеспечивает высокий уровень адаптивности и общей активности (высокая выраженность индекса общей адаптивности и общей активности), а также скорость протекания интеллектуальных операций. Также снижается индекс общей эмоциональности и переживаний от неудач при решении проблемных ситуаций (см. табл. 2).

При увеличении интеллектуальной пластичности у студентов с низкой уверенностью в собственных возможностях обнаруживается высокая выраженность проявления независимости в принятии решений, спонтанности, стремления к самоактуализации. Вместе с тем могут обнаруживаться недооценка ценности настоящего жизненного этапа и возможность развития социопатического типа личности. Чем

выше уровень интеллектуальной пластичности, тем ниже вероятность использования избегания как способа совладания со стрессогенными обстоятельствами.

Использование модели интегральной индивидуальности при интерпретации полученных данных позволяет изучить зависимости между показателями разных уровней организации -индивида, личности, субъекта деятельности. В результате анализа выявлено, что студенты, уверенные в высоком уровне собственных достижений при наличии высокой выраженности интеллектуальной пластичности, характеризуются высокой интеллектуальной активностью и рефлексивностью, но низкой эмоциональной выносливостью в сочетании с низким уровнем коммуникативного потенциала и уверенности в эффективности межличностного общения.

Студенты, не уверенные в высоком уровне собственных достижений, но имеющие высокий уровень интеллектуальной пластичности, обладают высокой выраженностью показателей интеллектуальной активности и скорости, приобретают способность к контролю над эмоциональной сферой, что способствует

Психология

63

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3

проявлению спонтанности и стремлению к самоактуализации.

Интеллектуальная пластичность как формально-динамическая характеристика индивида определяет различия в проявлении симптомокомплекса межуровневых взаимосвязей в структуре индивидуальности и способствует созданию индивидуальных стратегий самореализации при наличии социально-детерминированных убеждений личности относительно собственной успешности или неуспешности в достижении поставленных целей. Учет указанных особенностей взаимовлияния индивидных и личностных свойств в структуре индивидуальности позволяет выяснить вклад биологи-чески-детерминированных и приобретенных качеств и свойств личности, способствующих успешной самореализации личности вне зависимости от сформированных когнитивных установок. Наличие высокого уровня убежденности в собственной эффективности не является залогом успешности самореализации, как и наличие низкой уверенности не определяет ее неуспешность. Следует говорить о различиях в стилевых особенностях самореализации, базирующихся на специфике взаимодействия всей системы разноуровневых показателей в структуре интегральной индивидуальности.

Список литературы

1. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. 320 с.

2. Шепелева Е. А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 24 с.

3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А. А. Бодалева. М. ; Воронеж, 1996. 384 с.

4. Мерлин В. С. Психология индивидуальности : избр. психол. тр. / под ред. Е. А. Климова. Воронеж, 1996. 446 с.

Intellectual Plasticity within the Integral Individuality Structure in Students with Different Levels of General Self-Efficacy

T. V. Belykh

Saratov State University

10a, Volskaya str., Saratov, 410000, Russia

E-mail: [email protected]

This paper presents the results of the empirical study of the relationship between intellectual plasticity as temperamental property and inter-level parameters in the structure of integral individuality, depending on the level of general self-efficacy which students demonstrate studying at universities. It is found out that intellectual plasticity as property of individuality determines the differences in displaying the set of inter-level relationships in the structure of individuality. Intellectual plasticity also defines the nature of individual strategies for self-realization depending on the level of self-efficacy. Given these peculiarities of interaction between individual and personal properties in the structure of the individuality it is possible to define the contribution of biologically and socially determined personal traits that contribute to successful self-actualization of a personality irrespective of formed cognitive attitude.

Key words: integral individuality, high and low self-efficacy, intellectual plasticity.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bandura A. Teoriya sotsialnogo naucheniya (Social learning theory).St.-Petersburg, 2000. 320 p.

2. Shepeleva E. A. Osobennosti uchebnoy i sotsialnoy samoeffektivnosti shkolnikov: avtoref. dis. kand. psikhol. nauk (Features of educational and social self-efficacy students: abstract. of the candidate of psychologigal sciences). Moscow, 2008. 24 p.

3. Ananyev B. G. Psikhologiya i problemy chelovekoz-naniya. Pod red. A. A. Bodaleva (Psychology and problems chelovekoznaniya. Ed. by A. A. Bodalev). Moscow; Voronezh, 1996. 384 p.

4. Merlin V. S. Psikhologiya individualnosti: izbr. psikhol. tr. Pod red. E. A. Klimova (Psychology of Personality: selected psychological works. Ed. by E. A. Klimov). Voronezh, 1996. 446 p.

64

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.