Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ'

ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2375
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ПОИСКОВО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казарьянц Каринэ Эдуардовна

В статье рассматривается сущность и преимущества личностно- деятельностного подхода как важное условие эффективности процесса обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казарьянц Каринэ Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNER-CENTERED APPROACH AS THE ESSENTIAL CONDITION OF THE EFFECTIVE LEARNING PROCESS

The article deals with the essence and advantages of the learner-centered approach as the essential condition of the effective learning process

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ»

Использование метода проектов на практике ведет к изменению позиций учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

В проектной деятельности педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта.

Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.

Таким образом, проектное обучение:

1. Убирает узкие рамки отдельных предметов и направлено на формирование «общих» способностей.

2. Делает главным не трансляцию знаний, а идеологию развития.

3. Меняет систему общения учителя и ученика - возникает диалог, в котором педагог перестает выполнять «цивилизаторскую миссию», происходит взаимообогащение друг друга.

4. Окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, а предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.

Учащиеся, включаясь в проектную деятельность, должны владеть разными коммуникативными стратегиями на всех этапах проектирования, включая публичные. Постепенному формированию этих качеств также должно быть место в начальной школе [5, с. 146].

Только при системных изменениях начальной школы, в которые естественным образом вписываются проектные задачи, можно достичь необходимых результатов для дальнейшего развития проектной деятельности в подростковой школе.

Таким образом, нами выявлены содержательные и управленческие особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Содержательные особенности: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Управленческие особенности: в течение первого года занятий, ученикам предлагается выполнение элементарных творческих заданий на формирование навыков проектной деятельности; второй год обучения - привлечение к проекту родителей; физиологические особенности детей младшего школьного возраста; учитель - организатор познавательной деятельности своих учеников, партнер; учитель должен уметь организовывать мероприятия; выполняет функцию режиссера [4, с. 203].

Литература

1. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

3. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Солдатова З. М. Использование проектного метода обучения на уроках. 2009.

ЛИЧНОСШО-ДЕЯТЕЛЬНОСГНЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Казарьянц Каринэ Эдуардовна

кандидат педагогических наук, профессор, Пятигорский государственный лингвистический университет,

г. Пятигорск

LEARNER-CENTERED APPROACH AS THE ESSENTIAL CONDITION OF THE EFFECTIVE LEARNING PROCESS Kazaryants Karina Eduardovna, candidate of pedagogical studies, professor of the chair of pedagogics, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сущность и преимущества личностно- деятельностного подхода как важное условие эффективности процесса обучения ABSTRACT

the article deals with the essence and advantages of the learner-centered approach as the essential condition of the effective learning process

Ключевые слова: личностно- деятельностный подход, инновационные подходы; эффективность, поисково-конструкторская деятельность, саморазвитие личности.

Keywords: Learner-centered Approach, innovative methods; effectiveness, search and design activity, self-development

Трансформация всего уклада жизни, смена социальных идеалов, радикальная ломка в развитии всех сфер общественной жизни предопределяют опережающее развитие образования. Рубеж веков ознаменовал изменчивость и непостоянство мира. В ситуации хаоса человек уже не может адаптироваться, не находясь в постоянном творчестве и самоизменении. Современный образованный человек - это личность, выступающая в качестве движущей силы собственного развития и осознающая свою ответственность и достоинство перед другими людьми, перед собой и миром в целом. Это значит, что необходимо искать новые пути и способы наиболее успешного развития ребёнка, осознающего своё «Я», место в мире, связь с этим миром, умеющим строить отношения с другими людьми и обществом в целом.

Новое общество требует иных стратегий социализации и образования.

Проблема эффективности образования, в целом, и педагогического процесса, реализуемого в школе, в частности, обусловлена наличием ряда весьма существенных, иногда противоречивых факторов. С одной стороны, лавинообразно нарастает поток информации, которую, предположительно, должен воспринять учащийся. С другой стороны, в силу многих причин учащийся часто имеет очень низкую мотивацию к ее усвоению. Положение усугубляется тем, что для успешной адаптации в современной жизни человеку необходимо отчетливо представлять информационную картину мира в целом, во всем ее многообразии и взаимосвязи различных процессов и явлений. Очевидно, что для формирования свободного и независимого человека, гражданина, готового к государственной и общественной деятельности, необходимо развивать современную систему образования на новой методологической основе.

Особый интерес в рамках новой парадигмы образования представляет личностно-деятельностный подход.

Личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как "научение жить здесь и сейчас".

Предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний - в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами

взаимодействия с миром (результат - умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Личностно-деятельностный подход своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся - его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений учитель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно цель каждого урока, занятия при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом. Например, цель занятия может быть поставлена так: «Сегодня каждый из вас научится решать определенный класс задач». Такая формулировка означает, что обучающийся должен отрефлексировать наличный, исходный, актуальный уровень знания и затем оценить свои успехи, свой личностный рост. Другими словами, обучающийся в конце урока, занятия, должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Такая постановка вопроса применительно к обучению означает, что все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого - его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей.

Отечественный психолог И.А.Зимняя специально выделяет также деятельностный компонент личностно ориентированного подхода. Личностный компонент лич-ностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности обучающегося. Учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения с учеником. Адресованные ученикам вопросы, замечания, задания в условиях личностно-деятельностного подхода стимулируют их личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют их учебную деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий.

При данном подходе к обучению основным элементом работы, обучающихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной

деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслооб-разующей для всего процесса обучения.

В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что в нем ставится и решается основная задача образования - создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной профессионально компетентной личности через активизацию внутренних резервов. «Личностный» компонент этого подхода означает, что все обучение строится с учетом прошлого опыта обучающегося, его личностных особенностей в субъекто-субъектном взаимодействии. Обучение «преломляется» через личность обучающегося, через его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т. д.; оно принимает их и соразмеряется с ними. В связи с этим И.А. Зимняя справедливо замечает, что на самом деле речь должна идти не только об отношении педагога к ученику, важно, чтобы этот процесс был обоюдным, а это предполагает «свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнёра обучения - педагога» [5,84].

Личностно-деятельностный подход был определен концепцией общего среднего образования, выдвинутой в качестве одного из системно-образующих факторов перестройки школьного образования.

Суммируя вышеизложенное подчеркнём: реализация личностно ориентированной парадигмы в условиях отечественной системы образования - задача не из легких. Цели, задачи, содержание образования определены образовательными стандартами и программами по всем учебным предметам. Они отражены в учебниках и учебных пособиях.

Практика многих стран показывает, что попытки предоставить учащимся возможность самим определять выбор предметов, целей, содержания обучения приводят к резкому снижению общего академического уровня знаний и в итоге - общего культурного уровня.

Содержание образования - один из важнейших компонентов системы. Поэтому отбору содержания образования уделяется столь пристальное внимание подчас в ущерб другим компонентам системы: методам, организационным формам, средствам обучения.

Способы познания - главное, чему следует обучать учеников. Не принципиально, будет ли это объемный материал, отражающий последние достижения науки или только основные ее направления. Важно, как мы учим детей, т.е. учим ли их самостоятельно приобретать нужные им знания. Казалось бы, все уже поняли, что попытка передать знания от учителя к ученику в готовом виде - дело ненадежное. Ребёнок может эти знания усвоить (выучить), но они не станут его знаниями, его убеждениями.

Не следует забывать, подчеркивает Е.С. Полат, что только тогда, когда знания «выращиваются» самими учениками, которые приходят к познанию того или иного явления, факта, осмысливают его в соответствии с собственным опытом, они становятся их собственным достоянием. Выбор за учителем. Есть две альтернативы, определяющие его видение будущего поколения, с необходимостью выбора правильного решения в той или иной ситуации

[9,23]. Если, по меткому выражению Д. Дьюи, у человека «нет вопроса, или проблемы для разрешения, или... нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум»! Если он не умеет анализировать ситуацию, предвидеть и взвешивать все возможные последствия, то не в состоянии принять верное решение. Это не просто профессиональные, квалификационные умения, но и жизненно необходимые. Это умения не просто мыслить, а мыслить критически [4,11]. Вот почему и в наших сложившихся условиях образования необходимо смена парадигмы обучения. Традиционную парадигму, которую условно можно представить в виде схемы «учитель-учебник-ученик», должна сменить принципиально иная - «ученик - учебник - учитель», где приоритетной является деятельность учения, а не преподавания, где «проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления. Большой интерес, как инновационные методы проведения практических занятий, вызывают активные методы обучения, т.к. они способствуют эффективному усвоению знаний, формируют навыки практических исследований, позволяющие принимать профессиональные решения; позволяют решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность, развивают творческие способности, создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов [3]. Инновационные подходы в обучении широко используются на занятиях в Пятигорском государственном лингвистическом университете. Кузьминова И.Я. разработала методическую систему упражнений, предназначенных для обучения речи на английском языке студентов вуза с помощью развития их творческого мышления. И.Я. Кузиминова отмечает, что истинную адекватность упражнения можно определить только при рассмотрении её в деятельности обучения [8]. В рамках Пятилетки методических инноваций на 5 курсе Института лингвистики, коммуникационного менеджмента и информационных технологий состоялась бинарная лекция на тему: «Педагогическая техника как компонент педагогической технологии» (лекторы проф. Л.Л. Супрунова, проф. К.Э. Ка-зарьянц), в основу которой была положена реализация принципов личностно-деятельностного подхода. Данная лекция была призвана стать, прежде всего, некой «шпаргалкой» к предстоящей 5 курсу учебной практике. Инновационный характер лекции заключается в том, что впервые в университете, а возможно и в России, был осуществлен междисциплинарный подход к формированию у будущих педагогов профессиональных компетенций с учетом их знаний и умений по педагогике и методике преподавания немецкого языка. Данное занятие сугубо отличалась о того, что принято считать «типичной» лекцией, прежде всего тем, что оно явилось удачной комбинацией теории и практики. Теоретическая часть по педагогике была представлена профессором Супруновой Л.Л. в доступной и занимательной форме, практическая же, которую вела профессор Казарьянц К.Э., являлась тренингом педагогических навыков студентов на немецком языке.

Живой интерес у присутствующих вызвали упражнения по разработке голоса, манеры общения преподавателя с учениками, а также вариантов ведения занятия. Без внимания не остались вопросы о внешнем виде современного

преподавателя, полномочиях учителя и влияния школы на дальнейшую жизнь учеников.

Главным плюсом лекции, по мнению студентов, стала вовлеченность студентов и приглашенных преподавателей в процесс обсуждения проблем. Возможность свободно высказывать свои мысли, ряд практических заданий, обширность и актуальность предоставленной информации, неординарная подача материала, тесное взаимодействие аудитории и лекторов,- все это, несмотря на научный характер лекции, поддерживало непринужденную атмосферу.

Важность данного занятия для студентов невозможно переоценить. Прежде всего, тем, что оно пробудило интерес у будущих преподавателей к работе с учениками.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

2. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - С.4.

3. Гончаров С.М., Гурин В.А. Кредитно-модульная система организации образовательного процесса: методические аспекты: Монография. НУВГП, 2008. с. 240.

4. .Дьюи. Психология и педагогика мышления. Пер.с англ. / Дж.Дьюи. - Москва: Лабиринт, 1999.

- 189с. - (Классика мировой гуманитарной мысли).

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Изд. второе доп.,исп. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.- 384.

6. Казарьянц К.Э. Современные технологии в обучении иностранному языку: Школа третьего тысячелетия (учебное пособие на немецком языке). -Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013.- №2. - С.95-96.

7. Казарьянц К.Э. Мотивационная сфера личности современного студента в процессе профессионального становления. - Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2011. -№1. -С. 209-213.

8. Кузьминова И.Я. Содержание комплекса упражнений, направленных на обучение синтаксической синонимии. - Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. -№1(65). С. 104-107.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат.

- М., 2003. - С. 3 - 23.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТИЛЬНОГО ОРНАМЕНТА СТУДЕНТАМИ-ДИЗАЙНЕРАМИ ИНТЕРЬЕРА

Херувимова Татьяна Николаевна

старший преподаватель, Казанский Государственный Архитектурно, Строительный Институт, г. Казань THE STUDY OF TEXTILE ORNAMENT STUDENTS-INTERIOR DESIGNERS

Kheruvimova Tatiana Nikolaevna, senior lecturer, Kazan State Architectural Construction Institute, Kazan

АННОТАЦИЯ

В статье представлены предложения по выполнению курсовой работы в рамках дисциплины «История искусств» «История художественного текстиля» для бакалавров направления подготовки 072500 «дизайн», в частности по разработке орнамента текстильного комплекта для интерьера в историческом стиле. Предполагается, что навыки и опыт, полученные студентами в ходе работы, помогут им чувствовать себя конкурентоспособными в профессии.

ABSTRACT

The article presents suggestions for implementation of course work within the discipline "History of art", "History of textile art" for bachelors majors 072500 design, in particular on the development of textile ornament kit interior in the historic style. It is assumed that the skills and experience gained by students in the course work and help them to feel competitive in the profession.

Ключевые слова: текстиль; орнамент; подготовка бакалавров.

Keywords: textile; ornament; bachelor.

В связи с реалиями нашего времени и реформами в высшей школе нынешнее поколение студентов направления подготовки 072500 «дизайн» (бакалавры) поставлены в довольно сложные условия. Количество часов по профилирующим предметам предельно сокращено, большой объем знаний студент должен освоить самостоятельно. Не все из них поступят в магистратуру, а быть конкурентоспособным и востребованным специалистом на рынке труда хотелось бы каждому. В последние годы в нашем ВУЗе по этой специальности в основном обучаются девушки. Одним из направлений трудоустройства могли бы быть портьерные салоны, где знания стилистических особенностей орнамента ткани и специфики работы цвета

и рисунка текстиля в интерьере помогут в работе с клиентом.

В рамках дисциплины «История искусств» - «История художественного текстиля» на 3-ем курсе в 5-ом семестре учебной программой предусмотрены лекционный курс и практические занятия. В процессе изучения данной дисциплины студентам предлагается выполнить реферат, графическую курсовую работу и подтвердить свои теоретические знания в ответах на зачетные вопросы. К сожалению, установленное количество часов столь мало, что лекционный курс позволяет лишь бегло рассмотреть историю развития текстиля в странах Западной Европы, Дальнего и Среднего Востока, в России. Для более глубокого овладения материалом студентам предлагается ряд тем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.