Научная статья на тему 'СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молокова Диана Вячеславовна, Казанцева Виктория Алексеевна

В статье рассматривается понятие «проект», содержательные и управленческие особенности организации проектной деятельности младших школьников, а также влияние проектной деятельности на формирование личности младшего школьника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молокова Диана Вячеславовна, Казанцева Виктория Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIVE AND MANAGERIAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES YOUNGER STUDENTS

The article discusses the concept of "project", an informative and management organization design activity younger students, as well as the impact of project activities on the formation of a person younger pupils.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ного эффекта (так проводились телепередачи по общенаучным предметам еще на Ленинградской студии телевидения). Увы, эта иллюзия достаточно скоро развеивается, т.к. студент не только не видит преимуществ учебного телевидения, но скорее обращает внимание на его основной недостаток: отсутствие текущей обратной связи студент-преподаватель. Именно поэтому в учебных телепередачах удобнее отказаться от традиционной школьной доски, используя, в случае необходимости, телезаставки. Впрочем, необходимость использования телезаставок с текстом -должно учитываться при отборе учебного материала для телеинформации. Мы придерживаемся стойкого убеждения, что учебный материал, возможности которого бедны по изобразительному ряду, например, теоретические выкладки, целесообразно преподавать другими методами.

Перед преподавателем, начинающим работать с учебным телевидением часто встает вопрос о том, где предел насыщения видеоряда передачи изобразительным материалом? Ведущий-лектор, монотонно сообщающий учебный материал, не затрудняя себя отбором изобразительных средств не сможет достигнуть высокого обучающего результата, как в аудитории, так и на телевидении. Но и частая сменяемость кадров на телеэкране может привести к быстрому утомлению. Вопрос частоты сменяемости видеоряда на экране, его насыщенности для учебной телеинформации требует физиологического обоснования. По опыту создания и приема телепередач можно сказать, что использование в течение 30-ти минутной передачи З-х-4-х кинофрагментов продолжительностью от I до 3-х минут и 6-ти-8-ми (в зависимости от сложности) рисунков, схем, фотографий, слайдов, макетов, деталей не пересыщает видеоряд передачи, сохраняя внимание обучаемых.

Работа по созданию учебных телепередач находится в органическом единстве с приемами предъявления их на занятиях.

Поэтому важно наладить систематический просмотр передач учебного телевидения по циклам, анализ их с заинтересованными лицами в вузе и методистами. Удобной формой анализа учебной телеинформации являются семинары по учебному телевидению, проводимые на базе учебно-методических объединений, где передачи всесторонне анализируются, где рассматриваются методические приемы их использования, эффективность и перспективность.

Надо оказать, что в вопросе эффективности учебных телепередач методика их использования влияет как на качество усвоения учебной телеинформации обучаемыми, так и на результативность деятельности преподавателей с УТВ. В исследовании системы преподаватель -учебная информация - студент прежде всего интересует то, какие из умений преподавателя в педагогической деятельности могут играть значительную роль в формировании навыков работы с учебной телеинформацией, что в ней привлекает в большей степени, а что необходимо развить и дополнить»

Телепередача управляет вниманием и восприятием студентом учебной информации при одном важном условии: преподаватель должен уметь ее принимать. Как писал известный специалист по учебному телевидению Степанов А.А., функции ведущего в обучении и учителя должны быть разделены. Существует работа учителя на прекоммуникативной, коммуникативной и посткоммуникативной фазах. Поэтому преподаватель должен уметь подготовить группу к телепередаче, не быть пассивным наблюдателем в процессе ее приема, знать, что делать после телепередачи. Здесь требуется вооружить преподавателя методикой применения конкретной телепередачи, состоящей из двух частей:

1. Сценарного плана передачи, раскрывающего перед преподавателем ее структуру.

2. Методических указаний по ее применению передачи для определенной специальности. Методические указания должны базироваться на

конкретном опыте использования телепередачи, учитывать специфику отношений к ним преподавателей, а также недостатки, которые пока еще имеют место.

Но вместе с тем УТВ - перспективное средство педагогического и коммуникативного воздействия и взаимодействия между субъектами педагогического процесса, актуальность которого не ослабевает.

Литература

1. Карпов В.В., Катханов М.Н., Свиридова Н.Г. Новые технологии обучения на ФПКП: теория, опыт, проблемы. Книга 1. Труды Исследовательского центра. М, 1991 г.

2. Карпов В.В. Конструирование учебной телеинформации для средних профтехучилищ. Л. ЛГУ им А.А.Жданова 1982 г.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Молокова Диана Вячеславовна

студентка 3 курса Институт начального и среднего профессионального образования, г. Краснодара, Российская Федерация, научный руководитель Казанцева Виктория Алексеевна

преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация

SUBSTANTIVE AND MANAGERIAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES YOUNGER STUDENTS Molokova Diana V., 3rd year student of the Institute of the initial and secondary vocational education, Krasnodar, Russian Federation, supervisor

Kazantseva Victoria A. lecturer at the Department of pedagogy and methods of primary education, Kuban state University, Krasnodar, Russian Federation

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается понятие «проект», содержательные и управленческие особенности организации проектной деятельности младших школьников, а также влияние проектной деятельности на формирование личности младшего школьника.

ABSTRACT

The article discusses the concept of "project", an informative and management organization design activity younger students, as well as the impact of project activities on the formation of a person younger pupils.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, младший школьник.

Keywords: the project, project activities, a Junior student.

В современной системе образования появляется множество новейших методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс обусловливает поиск новых, эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из главных направлений деятельности современной школы является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Возросшим требованиям к универсальности знаний, учащихся отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Проект - (от лат. - «брошенный вперед») - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата цели, создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству. Проект должен порождать уникальные результаты, достижения, продукты [3, с. 127].

Проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

В результате проектной деятельности формируются люди, которые умеют планировать свою деятельность, могут заранее прогнозировать ее результаты.

Требования к содержанию обучения в системе проектной деятельности:

1. У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Они должны прийти к ощущению их ограниченности, расхождения с представлениями научного сообщества.

2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся, ясно представляли их содержание; правдоподобными в восприятии учащихся, учащиеся должны быть в состоянии связать новое понятие с имеющимися понятиями, плодотворными. Новые идеи должны быть явно полезнее старых.

Возрождающийся в последнее время интерес к проектному методу обучения не случаен. У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых - осязаемый результат творческой деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижение подлинно творческого результата невозможно без организованного процесса обучения. В процессе создания учебного проекта, приобретения учащимися новых знаний, не может быть получено без опоры на базовые (основные) знания и на

общие учебные и предметные действия. Существенное знание имеет и тема учебного проекта, которая должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. Метод проектов может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше [2, с. 89].

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Возможные темы учебных проектов разнообразны, как и их объемы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочных деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, ориентируются на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные [1, с. 59].

Широкое применение метода проектов в практике обучения сводится к работе над той или иной темой, к групповой работе, к внеклассному мероприятию. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов предполагает способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Чтобы добиться такого результата, нужно научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Образование младших школьников должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания и умения, способные уже сегодня помочь ученику в решении его насущных жизненных проблем.

Использование метода проектов на практике ведет к изменению позиций учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

В проектной деятельности педагог занимает лидирующую, но не доминирующую позицию, выполняет функции режиссера, но не распорядителя, играет роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, с другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта.

Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности учителю нужно искать способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки учебного процесса.

Таким образом, проектное обучение:

1. Убирает узкие рамки отдельных предметов и направлено на формирование «общих» способностей.

2. Делает главным не трансляцию знаний, а идеологию развития.

3. Меняет систему общения учителя и ученика - возникает диалог, в котором педагог перестает выполнять «цивилизаторскую миссию», происходит взаимообогащение друг друга.

4. Окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, а предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.

Учащиеся, включаясь в проектную деятельность, должны владеть разными коммуникативными стратегиями на всех этапах проектирования, включая публичные. Постепенному формированию этих качеств также должно быть место в начальной школе [5, с. 146].

Только при системных изменениях начальной школы, в которые естественным образом вписываются проектные задачи, можно достичь необходимых результатов для дальнейшего развития проектной деятельности в подростковой школе.

Таким образом, нами выявлены содержательные и управленческие особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Содержательные особенности: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Управленческие особенности: в течение первого года занятий, ученикам предлагается выполнение элементарных творческих заданий на формирование навыков проектной деятельности; второй год обучения - привлечение к проекту родителей; физиологические особенности детей младшего школьного возраста; учитель - организатор познавательной деятельности своих учеников, партнер; учитель должен уметь организовывать мероприятия; выполняет функцию режиссера [4, с. 203].

Литература

1. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

3. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалифик. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5. Солдатова З. М. Использование проектного метода обучения на уроках. 2009.

ЛИЧНОСШО-ДЕЯТЕЛЬНОСГНЫЙ ПОДХОД КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Казарьянц Каринэ Эдуардовна

кандидат педагогических наук, профессор, Пятигорский государственный лингвистический университет,

г. Пятигорск

LEARNER-CENTERED APPROACH AS THE ESSENTIAL CONDITION OF THE EFFECTIVE LEARNING PROCESS Kazaryants Karina Eduardovna, candidate of pedagogical studies, professor of the chair of pedagogics, Pyatigorsk State Linguistic University, Pyatigorsk АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сущность и преимущества личностно- деятельностного подхода как важное условие эффективности процесса обучения ABSTRACT

the article deals with the essence and advantages of the learner-centered approach as the essential condition of the effective learning process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.