Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УМЕНИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ SKRUM ТЕХНОЛОГИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УМЕНИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ SKRUM ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / SKRUM-ТЕХНОЛОГИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козик Ирина Валерьевна

Основной задачей современного образования принято считать формирование у учащихся ключевых компетенций: учебно-познавательные, информационные, социально-трудовые и коммуникативные. Эффективным способом, по мнению многих авторов научных трудов, считается вовлечение детей в проектную деятельность. В статье раскрываются основные понятия «проектная деятельность», «проект», рассматриваются базовые умения проектной деятельности младших школьников и применение Skrum-технологии, которая положительно влияет на формирование мотивации, самостоятельности и базовых умений проектной деятельности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козик Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BASIC SKILLS OF PROJECT ACTIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN USING SCRUM TECHNOLOGY

The main task of modern education is considered to be the formation of students ' key competencies: educational and cognitive, informational, social and labor and communicative. An effective way, according to many authors of scientific works, is to involve children in project activities. The article reveals the basic concept of "project activity", "project", examines the basic skills of project activity of younger schoolchildren and the use of Skrum-technology, which positively affects the formation of motivation, independence and basic skills of project activity of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УМЕНИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ SKRUM ТЕХНОЛОГИИ»

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УМЕНИЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ

SKRUM ТЕХНОЛОГИИ Козик И.В. Email: Kozik1176@scientifictext.ru

Козик Ирина Валерьевна - магистрант, факультет начального, дошкольного и дефектологического образования,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: основной задачей современного образования принято считать формирование у учащихся ключевых компетенций: учебно-познавательные, информационные, социально-трудовые и коммуникативные. Эффективным способом, по мнению многих авторов научных трудов, считается вовлечение детей в проектную деятельность. В статье раскрываются основные понятия «проектная деятельность», «проект», рассматриваются базовые умения проектной деятельности младших школьников и применение Skrum-технологии, которая положительно влияет на формирование мотивации, самостоятельности и базовых умений проектной деятельности младших школьников. Ключевые слова: проектная деятельность, базовые умения проектной деятельности, мотивация, самостоятельность, младший школьник, Skrum-технология, ключевые компетенции.

FORMATION OF BASIC SKILLS OF PROJECT ACTIVITY OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN USING SCRUM TECHNOLOGY

Kozik I.V.

Kozik Irina Valeryevna - Master's Student, FACULTY OF PRIMARY, PRESCHOOL AND DEFECTOLOGICAL EDUCATION, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION PACIFIC STATE UNIVERSITY, KHABAROVSK

Abstract: the main task of modern education is considered to be the formation of students ' key competencies: educational and cognitive, informational, social and labor and communicative. An effective way, according to many authors of scientific works, is to involve children in project activities. The article reveals the basic concept of "project activity", "project", examines the basic skills of project activity of younger schoolchildren and the use of Skrum-technology, which positively affects the formation of motivation, independence and basic skills of project activity of younger schoolchildren.

Keywords: project activity, basic skills of project activity, motivation, independence, junior school student, Skrum-technology, key competencies.

УДК 371.314.6

В современном обществе возрастает потребность в людях самостоятельных, активных, неординарно мыслящих, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем, достигать поставленные цели, к тем, кто может составить здоровую конкуренцию на рынке спроса.

С принятием Федеральных государственных стандартов начального общего образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.

34

Одна из главных задач современного образования заключается в вовлечении школьников младших классов в проектную деятельность.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности [4].

В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся:

1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности;

2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни;

3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата.

Способность самостоятельно добывать, анализировать и применять информацию очень важное умение младших школьников.

Проектные умения представляют собой гармоничный синтез личностных свойств, как приобретенных в процессе социализации личности, так и природных, полученных вследствие имеющегося генетического кода. Они формируются в процессе проектной деятельности и проявляются в уровне продуктивности, скорости, качестве и полноты овладения проектной деятельностью:

- исследовательские или поисковые;

- технологические умения;

- презентационные умения;

- рефлексивные умения;

- коммуникативные умения и навыки работы в сотрудничестве.

В свою очередь, каждое проектное умение включает в себя ряд структурных компонентов проектных умений (Таблица). Развитие структурных компонентов говорит о сформированности проектного умения.

Основной смысл включения учащихся в проектную деятельность остается прежним: это развитие их интеллектуальных способностей познавать изменяющийся мир и решать практические проблемы жизнедеятельности. Именно такое развитие и не обеспечивается в той практике, которую сегодня в наших школах называют проектной деятельностью [3, с. 28].

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, человеком, задающим вопросы, координатор, экспертом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

Проектные умения Структурные компоненты проектных умений

Исследовательские или поисковые Видеть проблемы.

Формулировать проблему.

Рассматривать проблему с разных точек зрения.

Задавать вопросы.

Давать определения понятиям.

Формулировать цель и задачи.

Выдвигать гипотезы.

Планировать свою деятельность.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Структурировать материал.

Делать выводы и умозаключения.

Самостоятельно найти недостающую информацию в разных информационных источниках.

Технологические умения Осуществить подбор необходимых материалов.

Навыки проведения конкретных технологических операций (предусмотренных технологическим процессом).

Корректировать объект деятельности.

Осуществлять контроль и испытание предмета деятельности.

Презентационные умения Построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе.

Выбор способов и форм наглядной презентации результатов (продукта) деятельности.

Изготовление предметов наглядности.

Рефлексивные умения Проводить рефлексию поставленной задачи и личных возможностей её решения.

Проводить анализ своей деятельности.

Осуществлять анализ результата по соответствию цели.

Коммуникативные умения и навыки работы в сотрудничестве Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

Взаимодействовать внутри группы.

Умение находить компромисс.

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач.

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Хоть учитель и занимает только стороннюю позицию, но в случае необходимости он помогает детям получить недостающий практический и теоретический опыт. Активное вмешательство в процесс проектной деятельности учеников недопустимо, учитель исключительно аккуратно, направляя и определяя вектор правильного движения группы, обеспечивает максимальную свободу для самостоятельной работы учеников и самостоятельного выражения и анализа условий задачи, над которой они трудятся. В результате учащиеся преодолевают возникающие трудности на разных этапах проектной деятельности, решают противоречия, находят и применяют самых рациональные способы их решения.

Организация самостоятельной работы является одна из главных проблем обучения в начальных классах, так как в этот период происходит активное усвоение материала и овладение определенными навыками и умениями. Поэтому, организация самостоятельной работы очень сложная и ответственная работа для всех учителей. Термин «самостоятельная работа» в психолого-педагогической литературе трактуется не однозначно.

Первая группа ученых самостоятельную работу рассматривают как средство организации самостоятельной деятельности. Н.Д. Гальскова, Е.Г. Тарева считают, что самостоятельная

36

работа - это средство организации ученика, проявляющее себя в умении определять перспективные цели учебно-познавательной деятельности, определять средства и способы их достижения, оценивать и корректировать процесс и результат учения и познания без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.

Б.И. Коротяев и П.И. Пидкасистый считают, что самостоятельная работа - это дидактическое средство обучения, с помощью которого осуществляется процесс обучения учениками по заданию преподавателя, но выполняемый самостоятельно, который служит усвоению, закреплению, совершенствованию знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалиста.

Следующая группа ученых рассматривают самостоятельную работу как форму организации. О.А. Нильсон считает, что «самостоятельная работа - это форма организации деятельности школьников, в которой им предлагаются учебные задания и инструкции их выполнения; работа проводится без предварительного инструктажа учителя; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения».

Б.Т. Лихачев рассматривает самостоятельную работу учащихся как активную и творческую форму, которая является системой организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся, протекает в отсутствии преподавателя и без его непосредственного участия.

Мотивация оказывает существенное влияние на процесс и результаты любой деятельности. Мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у обучающегося требуемых знаний, умений и навыков. Обучающиеся могут достигать высоких результатов деятельности, прежде всего за счет устойчивого интереса к деятельности. Наличие мотивации проявляется в самостоятельности, активности, инициативности, работоспособности ученика, его у мении преодолевать препятствия и затруднения в ходе выполнения проекта. Отсутствие мотивации главным образом проявляется в скуке и безынициативности, в рассеянности и забывчивости, слабом волевом контроле.

Ребёнок будет усваивать какой-либо материал в учебной деятельности, когда он будет знать, для чего это ему надо, тогда появится мотивация. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Значит, на каждом уроке нам необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, чего он не знает, и, самое главное, захотел это узнать.

Способы мотивации в проекте:

1. диагностические (учет ожиданий ребенка от учения, познавательных мотивов, социометрии в классе);

2. соревновательные (конкурс, рейтинг, экспертная оценка, награждение дипломами...);

3. эволюционные (показ развития отдельного ребенка в проектной технологии, анализ анкет, отзывов ребят);

4. эмоциональные (опора на личный опыт, обращение к чувствам);

5. ролевые (создание игровых моментов);

6. демонстрационные;

7. проблемные ситуации;

8. ситуация выбора (формы проекта, состава группы, возможно, содержания, оформления);

9. составление маршрута продвижения в проекте (этапы, станции).

В работе над проектом эффективно исполнять обязанность и при этом получал удовольствие от своей деятельности учащимся помогает применение технологии Scrum -одна из самых популярных на сегодня гибких технологий. Термин заимствован из регби («схватка»), активно внедряется в образование.

Чаще всего при подготовке к мероприятию или при создании проекта, учитель распределяет роли между учащимися, назначает ответственных за выполнение того или иного дела, ведет контроль, выступает в роли этаких «надзирателей», то в СКРАМ -

37

технологии роль учителя - владелец проекта - человек, который обладает основной задумкой всего, что будет происходить.

Ученики делятся на фокус-группы - это отдельная скрам-команда, ответственная за свои задачи (дети самостоятельно выбирают команду, к которой хотят присоединиться, исходя из своих предпочтений и способностей) - редколлегия и информационный сектор и другие. Учитель является заказчиком некоего продукта, учащиеся - исполнители, желающие удовлетворить запрос.

В течение пяти минут создается бэклог (корзина идей) проекта. Идеи могут быть самые разнообразные. Для фиксации всех идей нам помогает скрам-доска. В первый столбец доски «БЭКЛОГ» вносятся все идеи, которые поступили от учеников. Во второй столбец «В РАБОТЕ» - те задачи, которые выбрал, утвердил владелец проекта (учитель). Работа над проектом начинается в виде спринта, на протяжение которого каждый учащийся решает задачу самостоятельно в соответствии с выбранной должностью. Ежедневно проводятся встречи со скрам-мастером. Первое время им может выступать сам учитель, но постепенно эта роль отводится ответственному ученику, который хорошо владеет умением управлять проектом. Поочередно каждому участнику он задает вопросы:

- Что ты сделал вчера?

- Что ты сделаешь сегодня?

- С какими проблемами ты столкнулся?

Все открытые вопросы скрам-мастер заносит в список «ПУНКТЫ ДЕЙСТВИЙ». Помощь в решении проблемы может оказать мастер, учитель или другие участники скрам-команды.

Третья колонка «ПРОВЕРКА» - на этом этапе Мастер проверяет, насколько хорошо выполнена поставленная задача. Если задача выполнена хорошо, то дело переносится в колонку «СДЕЛАНО».

Принимает работу владелец проекта. Он оценивает работу в соответствии с теми критериями, которые выдвигал к работе. Об этих критериях следует сообщить заранее, чтобы Мастер каждой фокус-группы и сами участники на этапе проверки могли оценить свою деятельность и внести коррективы своевременно.

На скрам-доске все ясно видно, какие задачи решены, какие требуют доработки, что еще осталось сделать, кроме того с указанием спринтов (времени на выполнение той или иной задачи), можно правильно все распланировать. И обязательно, в конце любого спринта необходимо проводить рефлексию, чтобы понять, комфортно ли было участникам работать, какие сложности возникли.

Самостоятельность как качество личности формируется постепенно. Сначала ребёнок опирается на внешний инструмент - доску, а позже, освоив навыки планирования, применяет их уже во внутренней мыслительной деятельности.

Можно сделать вывод, что выбранная технология положительно влияет на мотивацию и самостоятельность учащихся, формирование базовых умений проектной деятельности, что позволит им эффективнее осваивать школьную программу, равно как и легче интегрироваться в профессиональную взрослую жизнь.

Список литературы /References

1. Веракса А.Н., Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. / Пособие для педагогов дошкольных учреждений: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва, 2010.

2. Корноухова С.В. Skrum-технологии в образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2018/10/18/skrum-tehnologii-v-obrazovanii/ (дата обращения: 12.01.2021).

3. Лазарев В.С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения / В.С. Лазарев // Психологическая наука и образование, 2015. № 3. С. 25-34.

4. Попова И.Г. Понятие проектной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://videouroki.net/razrabotki/poniatiie-proiektnoi-dieiatiel-nosti.html/ (дата обращения: 12.01.2021).

5. Филоненко А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. ООО "Издательство Молодой ученый" (Казань). Июнь, 2014. № 8 (67).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.