Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОЙ ТЕЛЕИНФОРМАЦИИ В ВУЗЕ'

МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОЙ ТЕЛЕИНФОРМАЦИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЦЕНАРИЙ / УЧЕБНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Владимир Васильевич

Приводятся методологические обоснования создания Учебного телевидения и его применения с позиций наглядности и образности в преподавании, передачи учебной информации более сжатыми способами и другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF CREATION AND APPLICATION OF EDUCATIONAL TELEINFORMATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Methodological justifications of creation of Educational television and its application from positions of presentation and figurativeness are given in teaching, transfers of educational information in more squeezed ways and another

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОЙ ТЕЛЕИНФОРМАЦИИ В ВУЗЕ»

МЕТОДОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОЙ ТЕЛЕИНФОРМАЦИИ В ВУЗЕ

Карпов Владимир Васильевич,

доктор педагогических наук, профессор, профессор Санкт-Петербургского военного института внутренних

войск МВД России, Санкт-Петербург.

METHODOLOGY OF CREATION AND APPLICATION OF EDUCATIONAL TELEINFORMATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION. Karpov Vladimir Vasilyevich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the St. Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg. АННОТАЦИЯ

Приводятся методологические обоснования создания Учебного телевидения и его применения с позиций наглядности и образности в преподавании, передачи учебной информации более сжатыми способами и другое. SUMMARY

Methodological justifications of creation of Educational television and its application from positions of presentation and figurativeness are given in teaching, transfers of educational information in more squeezed ways and another. Ключевые слова: Сценарий, телеинформация, учебное телевидение Keywords: Scenario, teleinformation, educational television.

В ряду средств, применяемых для решения педагогических задач в вузе особое место занимают экранные средства передачи информации и особенно учебное телевидение (УТВ), так как его возможности открывают широкие перспективы повышения качества преподавания и уровня знаний студентов.

Учебное телевидение позволяет:

1. Повысить наглядность и образность в преподавании.

2. Передавать учебную информацию более сжатыми способами, с увеличенной скоростью и повышенной плотностью.

3. Показывать недоступные и труднодоступные для непосредственного наблюдения события, объекты, процессы.

4. Комплексно использовать различные виды технических средств обучения с возможностью быстрого переключения с одного вида на другой.

5. Максимально сочетать динамическую и статическую проекции.

6. Знакомить зрителя с уникальным оборудованием, технологическими процессами.

7. Учитывать особенности методики преподавания предмета.

8. Использовать различные планы передаваемых объектов и другое.

Для освоения учебного телевидения в вузе необходимы объективные предпосылки и, в первую очередь, развитая материально-техническая база, т.е. наличие в вузах средств приема, записи и создания учебной телеинформации.

Проблема внедрения учебного телевидения в практику вуза может рассматриваться с разных точек зрения:

- Научно-теоретической, включающей терминологию, определения, классификацию средств учебного телевидения.

- Организационной, имеющей в виду, что УТВ является составной

- частью средств массовой коммуникации, а значит отвечает всем ее признакам.

- Экономической, определяющей эффективность применения УТВ в учебно-воспитательном процессе.

- Дидактической, выделяющей особенности дидактики высшей школы и учитывающей опыт

применения УТВ в средней школе и профтехобразовании.

- Учебно-методической, определяющей методику создания, синтеза, анализа, применения УТВ в учебном процессе вуза.

- Психолого-педагогической, изучающей информационные процессы системы преподаватель -средство телеинформации - студент, особенности сенсорного восприятия последнего, наряду с факторами психологического, социального характера.

- Физиолого-гигиенической, учитывающей влияние аудиовизуальных особенностей экранных средств и методики их использования на состояние здоровья студентов.

Внедрение УТВ в учебно-воспитательный процесс вуза конечно же невозможно без учета всех перечисленных особенностей.

Конструирование учебной телеинформации проходит ряд обязательных стадий, каждая из которых рассматривается в тесном единстве.

В цельной педагогической системе вуза учебный материал курсов прежде всего подвергается анализу с точки зрения его особенностей и возможностей для создания телесценария учебной передачи.

При отборе материала для сценария передачи темы программ обучения анализируются по уровню сложности восприятия и усвоения их студентами, аудиовизуальными возможностями, ретроспективному и научно-техническому уровням. При конструировании учебной телеинформации преподаватель (сценарист) учитывает на сколько та или иная тема оснащены изобразительным учебным материалом (кино, диафильмами, планшетами, плакатами). Помятуя при этом, что основной

целью создания телепередач является стремление обогатить занятие (лекцию, практические, лабораторные), насытить его изобразительными материалами, создать учебную информацию, которая позволит гарантированно повысить уровень знаний обучаемых. Здесь же просматривается и другая, не менее важная цель: показать преподавателю возможные пути решения частной дидактической и воспитательной задачи по выбранной теме учебного курса.

Следующей стадией конструирования является создание сценария.

В подготовке учебных телепередач как широковещательного, так и замкнутого телевидения для вуза основным вопросом является создание сценария как научно-практического инструмента, владеть которым обязательно для преподавателя.

Сценарий прежде всего обеспечивает четкое и ясное изложение материала, базируется на современных достижениях науки и техники, учитывает насущные вопросы учебно-воспитательной деятельности вуза и высшего образования, показывает достижения методики преподавания, приемы последней в практике.

Сценарий телепередачи, его аудиовизуальная структура определяют видеоряд, с помощью которого можно управлять вниманием и восприятием учащихся, влиять на качество усвоения учебного материала. Но это чисто текстовая часть сценария, которая не даст желаемого результата, если не будет сопровождаться организационной деятельностью. Поэтому правильнее сказать, что работа со сценарием состоит из таких этапов как разработка содержания и композиции информации, деятельности по организации телепередачи, подбора методик изложения и демонстрации учебного материала, ведущим передачу, организации приема и анализа телепередачи.

В учебной телепередаче эфирного вещания в силу ее технической оснащенности, режиссерской подготовленности, наличия вспомогательных работников студии, таких как помощник и ассистент режиссера, оператор, звукооператор, специалисты по кинодемонстрации и т.д. есть объективная возможность создать разносторонний видео и аудио ряд: насытить передачу учебным материалом, дать его в большем объеме, чем на обычном занятии. Количество же учебного материала в передаче во многом зависит от ее типа.

В свою очередь тип передачи определяет ее конструкционную структуру и инструментовку. От типа передачи зависит выбор изобразительных средств, режиссерская компоновка ее. Известны такие типы телепередач, как:

- лекция, проводимая, как правило, из телестудии;

- передача-репортаж. проводимая с места события;

- передача-экскурсия. которая позволяет как бы раздвинуть стены учебной аудитории и перенестись в научную лабораторию, цех завода, на строительную площадку;

- передача-интервью может познакомить с выдающимися учеными, практиками, показать перспективы науки, техники, культуры;

- передача-беседа за круглым столом позволяет путем диалога между участниками поставить проблемы, указать пути решения, заинтересовать зрителя.

На первых порах наиболее оптимальной структурой учебной передачи являются все же передачи-лекции из телестудии вуза с использованием преподавателем кино и слайдов, мультипликации, рисунков, схем, фото и киноматериалов. По мере освоения преподавателем приемов учебного телевидения, можно идти дальше.

Учебные передачи-репортажи можно проводить с выставки с участием научных сотрудников и специалистов отрасли. В ходе таких передач учащиеся знакомятся с достижениями науки и производства. Такие передачи будят творческую мысль студентов, развивают творческие способности. Передачи такого типа хорошо показали себя по завершении темы на лекции.

Передача-репортаж начинается обычно словами: "Мы находимся сейчас в лаборатории, цехе, училище,

культурном центре". Передачи- репортажи хороши тем, что в них помимо ведущего, может принимать участие известный ученый, представитель культуры или искусства. При просмотре этих передач студенты как бы становятся соучастниками происходящего на экране, являются свидетелями рождения мысли, новаций науки, техники, культуры. Здесь можно максимально приблизить теоретическую и производственные стороны программы обучения, показать практическую значимость и перспективу дисциплины.

Разработка сценария совмещена с деятельностью по организации. телепередачи. Сюда включается не только составление сценарного плана передачи, т.е. его структуры, количества и расположения выступающих в кадре, последовательности их выступлений, видеоряда передачи, организации информации в процессе изложения. Здесь же проводится согласование с телестудией вуза объектов для кинофотосъемки, если таковая запланирована, других объектов видеоряда передачи, организаций выступающих в кадре. Надо сказать, что требование к передачам, особенно по специальным дисциплинам в вузе, по показу современной технологии, достижений производства и науки заставляет искать изобразительный материал на заводах, научно-производственных объединениях, лабораториях институтов. Это связано во многом с инициативностью и, если точнее, предприимчивостью сценариста-преподавателя. От него зависит какой будет передача, на сколько эффективно будет ее воздействие на аудиторию.

Этой же цели служит методика изложения учебного материала с телеэкрана. Автор сценария должен ясно представлять назначение передачи, имея в виду, что она может на занятии играть роль, например, вводной в тему лекции, передачи на практическом занятии, повторительно-обобщающей, как на лекции, так и на практическом занятии и др. и, исходя из этого, строить изложение. Вместе с тем не следует ограничивать преподавателя, принимающего передачу, помня о том, что он может использовать ее фрагментарно после записи, т.е. выбрать нужную ему часть телеинформации для самостоятельного конструирования видеоряда занятия.

В учебных передачах вводных в тему и непосредственно на лекции при изложении материала ведущему целесообразно акцентировать внимание учащихся на узловых вопросах темы, темпом изложения давать возможность записать наиболее важные формулировки и положения. В сценарии необходимо учитывать, что в студии отсутствует непосредственный контакт с аудиторией, поэтому ведущему необходимо уметь предвосхищать ее возможную реакцию и как бы "втягивать" в телеинформацию преподавателя в аудитории или лаборатории и студентов. Здесь важно, чтобы преподаватель при работе с учебном телевидением умел активизировать познавательные способности учащихся постановкой направленных вопросов, был мастером проблемного обучения. Хочется отметить важную особенность, влияющую на качество восприятия телеинформации: при комментировании фрагментов фильмов показ событий на экране обязательно синхронен с рассказом ведущего передачу.

Иногда при создании учебной телеинформации для вуза сценарист (и это как правило и ведущий телепередачи), не мудрствуя лукаво, выбирает в качестве основного объекта видеоряда классную (аудиторную) доску. Старательно исписывая ее формулами, сопровождая это объяснениями, он считает, что достигает тем самым нуж-

ного эффекта (так проводились телепередачи по общенаучным предметам еще на Ленинградской студии телевидения). Увы, эта иллюзия достаточно скоро развеивается, т.к. студент не только не видит преимуществ учебного телевидения, но скорее обращает внимание на его основной недостаток: отсутствие текущей обратной связи студент-преподаватель. Именно поэтому в учебных телепередачах удобнее отказаться от традиционной школьной доски, используя, в случае необходимости, телезаставки. Впрочем, необходимость использования телезаставок с текстом -должно учитываться при отборе учебного материала для телеинформации. Мы придерживаемся стойкого убеждения, что учебный материал, возможности которого бедны по изобразительному ряду, например, теоретические выкладки, целесообразно преподавать другими методами.

Перед преподавателем, начинающим работать с учебным телевидением часто встает вопрос о том, где предел насыщения видеоряда передачи изобразительным материалом? Ведущий-лектор, монотонно сообщающий учебный материал, не затрудняя себя отбором изобразительных средств не сможет достигнуть высокого обучающего результата, как в аудитории, так и на телевидении. Но и частая сменяемость кадров на телеэкране может привести к быстрому утомлению. Вопрос частоты сменяемости видеоряда на экране, его насыщенности для учебной телеинформации требует физиологического обоснования. По опыту создания и приема телепередач можно сказать, что использование в течение 30-ти минутной передачи З-х-4-х кинофрагментов продолжительностью от I до 3-х минут и 6-ти-8-ми (в зависимости от сложности) рисунков, схем, фотографий, слайдов, макетов, деталей не пересыщает видеоряд передачи, сохраняя внимание обучаемых.

Работа по созданию учебных телепередач находится в органическом единстве с приемами предъявления их на занятиях.

Поэтому важно наладить систематический просмотр передач учебного телевидения по циклам, анализ их с заинтересованными лицами в вузе и методистами. Удобной формой анализа учебной телеинформации являются семинары по учебному телевидению, проводимые на базе учебно-методических объединений, где передачи всесторонне анализируются, где рассматриваются методические приемы их использования, эффективность и перспективность.

Надо оказать, что в вопросе эффективности учебных телепередач методика их использования влияет как на качество усвоения учебной телеинформации обучаемыми, так и на результативность деятельности преподавателей с УТВ. В исследовании системы преподаватель -учебная информация - студент прежде всего интересует то, какие из умений преподавателя в педагогической деятельности могут играть значительную роль в формировании навыков работы с учебной телеинформацией, что в ней привлекает в большей степени, а что необходимо развить и дополнить»

Телепередача управляет вниманием и восприятием студентом учебной информации при одном важном условии: преподаватель должен уметь ее принимать. Как писал известный специалист по учебному телевидению Степанов А.А., функции ведущего в обучении и учителя должны быть разделены. Существует работа учителя на прекоммуникативной, коммуникативной и посткоммуникативной фазах. Поэтому преподаватель должен уметь подготовить группу к телепередаче, не быть пассивным наблюдателем в процессе ее приема, знать, что делать после телепередачи. Здесь требуется вооружить преподавателя методикой применения конкретной телепередачи, состоящей из двух частей:

1. Сценарного плана передачи, раскрывающего перед преподавателем ее структуру.

2. Методических указаний по ее применению передачи для определенной специальности. Методические указания должны базироваться на

конкретном опыте использования телепередачи, учитывать специфику отношений к ним преподавателей, а также недостатки, которые пока еще имеют место.

Но вместе с тем УТВ - перспективное средство педагогического и коммуникативного воздействия и взаимодействия между субъектами педагогического процесса, актуальность которого не ослабевает.

Литература

1. Карпов В.В., Катханов М.Н., Свиридова Н.Г. Новые технологии обучения на ФПКП: теория, опыт, проблемы. Книга 1. Труды Исследовательского центра. М, 1991 г.

2. Карпов В.В. Конструирование учебной телеинформации для средних профтехучилищ. Л. ЛГУ им А.А.Жданова 1982 г.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Молокова Диана Вячеславовна

студентка 3 курса Институт начального и среднего профессионального образования, г. Краснодара, Российская Федерация, научный руководитель Казанцева Виктория Алексеевна

преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация

SUBSTANTIVE AND MANAGERIAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES YOUNGER STUDENTS Molokova Diana V., 3rd year student of the Institute of the initial and secondary vocational education, Krasnodar, Russian Federation, supervisor

Kazantseva Victoria A. lecturer at the Department of pedagogy and methods of primary education, Kuban state University, Krasnodar, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.