Научная статья на тему 'БЕСЧАСТНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ'

БЕСЧАСТНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
247
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРНАМЕНТ / ТЕКСТИЛЬ / РИСУНОК / ГРАФИКА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / КОМПОЗИЦИЯ / ИСТОРИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МЕТОД / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белгородский Валерий Савельевич, Дембицкий Сергей Геннадьевич, Калашников Виктор Евгеньевич, Ковалева Ольга Владимировна, Рыбаулина Ирина Викторовна

Статья посвящена памяти профессора Николая Петровича Бесчастнова - выдающегося ученого, искусствоведа, художника. Проводится анализ творческого и научного наследия. Рассматривается научный вклад созданных им трудов в развитие искусства и творческой практики в художественно-проектной деятельности. Анализируются серия научных статей и учебных пособий для студентов творческих направлений, таких как «Живопись», «Черно-белая графика», «Графика пейзажа», «Графика фигуры человека», «Графика натюрморта», «Основы композиции», «Цветная графика», «Сюжетная графика», «Художественный язык орнамента», «Текстильный фоторисунок», «История и методика проектирования», «Методы графической подачи моделей одежды», «Методы художественного проектирования текстильного рисунка». В каждом труде описывается не просто методика, а дается целостная картина, которая отражает сущность явления, показывает их органическую связь с эволюцией миропонимания и развитием научных представлений человечества. Неоспоримым фактом является деятельность Николая Петровича, направленная на формирование уникального подхода к художественному образованию в высших учебных заведениях, синтез научно-исследовательского и художественно-творческого подхода, что соответствует мировым тенденциям в системе образования. Выделяются основные цели и задачи образовательного процесса по мнению Н. П. Бесчастнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Белгородский Валерий Савельевич, Дембицкий Сергей Геннадьевич, Калашников Виктор Евгеньевич, Ковалева Ольга Владимировна, Рыбаулина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BESCHASTNOV NIKOLAY PETROVICH: CREATIVE LEGACY

The present study is dedicated to the memory of Professor Nikolai P. Beschastnov - an outstanding scientist, art critic, artist. The authors perform analysis of his creative and scientific heritage and consider the scientific contribution of his works to the development of art and creative practice in artistic design activity. The analysis focuses on a series of scientific articles and textbooks for students of creative directions, such as: “Painting,” “Black and White Graphics,” “Graphics of a Landscape,” “Graphics of a Human Figure,” “Graphics of a Still Life,” “Basics of Composition,” “Color Graphics,” “Subject graphics,” “Artistic language of ornament,” “Textile photographic drawing,” “History and design methodology,” “Methods of graphic presentation of clothing models,” “Methods of artistic design of textile design.” Each work describes not just a methodology, but provides a holistic picture that reflects the essence of the phenomenon, shows their organic connection with the evolution of the world outlook and the development of scientific ideas of mankind. An indisputably valuable was the activity of Nikolai Petrovich, aimed at the formation of a unique approach to art education in higher educational institutions, the synthesis of research and artistic and creative approach, which corresponds to world trends in the education system. The paper also highlights main goals and objectives of the educational process according to N. P. Beschastnov.

Текст научной работы на тему «БЕСЧАСТНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ: ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ»

Vestnik slavianskikh kul'tur. 2021. Vol. 61

In Memoriam

https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-365-377 ® |

In Memoriam

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

© 2021 г. В. С. Белгородский

г. Москва, Россия

© 2021 г. С. Г. Дембицкий

г. Москва, Россия

© 2021 г. В. Е. Калашников

г. Москва, Россия

© 2021 г. О. В. Ковалева

г. Москва, Россия

© 2021 г. И. В. Рыбаулина

г. Москва, Россия

БЕСЧАСТНОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ:

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация: Статья посвящена памяти профессора Николая Петровича Бесчаст-нова — выдающегося ученого, искусствоведа, художника. Проводится анализ творческого и научного наследия. Рассматривается научный вклад созданных им трудов в развитие искусства и творческой практики в художественно-проектной деятельности. Анализируются серия научных статей и учебных пособий для студентов творческих направлений, таких как «Живопись», «Черно-белая графика», «Графика пейзажа», «Графика фигуры человека», «Графика натюрморта», «Основы композиции», «Цветная графика», «Сюжетная графика», «Художественный язык орнамента», «Текстильный фоторисунок», «История и методика проектирования», «Методы графической подачи моделей одежды», «Методы художественного проектирования текстильного рисунка». В каждом труде описывается не просто методика, а дается целостная картина, которая отражает сущность явления, показывает их органическую связь с эволюцией миропонимания и развитием научных представлений человечества. Неоспоримым фактом является деятельность Николая Петровича, направленная на формирование уникального подхода к художественному образованию в высших учебных заведениях, синтез научно-исследовательского и художественно-творческого подхода, что соответствует мировым тенденциям в системе образования. Выделяются основные цели и задачи образовательного процесса по мнению Н. П. Бесчастнова. Ключевые слова: орнамент, текстиль, рисунок, графика, декоративно-прикладное искусство, композиция, история, художественное проектирование, метод, творчество.

In Memoriam

365

Информация об авторах:

Валерий Савельевич Белгородский — доктор социологических наук, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1435-4937. E-mail: rector@rguk.ru Сергей Геннадьевич Дембицкий — доктор экономических наук, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-9632-926X. E-mail: dembitskij-sg@rguk.ru Виктор Евгеньевич Калашников — кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0003-2158-2508. E-mail kalashnikov-ve@rguk.ru Ольга Владимировна Ковалева — кандидат технических наук, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-1160-5780. E-mail: kovaleva-ov@rguk.ru

Ирина Викторовна Рыбаулина — кандидат технических наук, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, 117997 г. Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid. org/0000-0003-1799-469X. E-mail: rybaulina-iv@rguk.ru Дата поступления статьи: 20.08.2021 Дата публикации: 28.09.2021

Для цитирования: Белгородский В. С., Дембицкий С. Г., Калашников В. Е., Ковалева О. В., Рыбаулина И. В. Бесчастнов Николай Петрович: творческое наследие // Вестник славянских культур. 2021. Т. 61. С. 365-377. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-365-377

Когда уходит крупный ученый, то долг коллег — вспомнить и оценить сделанное им. Николай Петрович Бесчастнов (1951-2021) — профессор, доктор искусствоведения, академик Академии Дизайна, талантливый художник, литератор, замечательный педагог и организатор, руководитель, в его наследии трудно выделить самый значимый аспект.

% f

Щ- ■ 1 А ж ъ

Николай Петрович Бесчастнов (1951-2021) Nikolay P. Beschastnov (1951-2021)

366

А

Поколение, к которому принадлежал Н. П. Бесчастнов, вступало в самостоятельную творческую жизнь одновременно с тем, как проходил процесс самоопределения отечественного дизайна и декоративно-прикладного искусства, в котором было значимо и осмысление наследия предыдущих исторических этапов, и новейшие достижения в различных областях деятельности. И круг интересов его как ученого, с одной стороны, определялся неразрывной связью с тематикой научной и преподавательской деятельности альма-матер и, соответственно, с вопросами искусства костюма и декора тканей, с другой — охватывал целый ряд других отраслей, преобразующих жизненную среду человека.

Время это было интересное и крайне продуктивное. Деятельность таких структур, как ВНИИТЭ или НИИХП, привлекала внимание не только специалистов, но и самых широких кругов общественности, в которой укреплялась убежденность в насущной необходимости осмысленного и целенаправленного решения задач эстетической организации среды обитания человека, совершенствования вещного мира, его окружавшего.

Бесценное научное наследие Н. П. Бесчастнова — это прежде всего серия учебных пособий по ряду творческих дисциплин [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13]. Это не просто методическая помощь будущему специалисту, но способ создания в сознании студента концептуальной цельной картины явления. Смысл высшего образования не в получении совокупности навыков, как утверждается ныне, и не в накоплении суммы знаний, как понималось ранее, но в формировании системного мышления. И здесь роль серии учебно-методических пособий Н. П. Бесчастнова, получившей заслуженное признание, огромна! Опытные и признанные художники отмечали их значимость и содержательность.

Подход к материалу в этой серии всегда комплексный. Так, рассматривая методику работы над графическим натюрмортом [10], Бесчастнов не только описывает конкретные приемы работы над изображением, но и выстраивает ретроспективу этого жанра, предлагает систематизацию способов построения изображения на плоскости, показывает их органическую связь с эволюцией миропонимания и развитием научных представлений человечества. При этом материал обретает характер актуальной художественной критики при рассмотрении явлений искусства последних десятилетий и одновременно остается собственно учебной литературой, подводя читателя к практическому освоению и проверке предлагаемых знаний.

Обращаясь к важнейшему для художников декоративно-прикладного искусства и дизайна вопросу об орнаменте, Николай Петрович принципиально отходит от устоявшихся стереотипов изложения, отказывается от повторения распространенных в других изданиях описаний раппортной структуры орнамента. Главным становится формирование концептуального представления о возможностях графической интерпретации мотивов, о специфике эстетического переживания, продиктованного восприятием повторяющихся мотивов, что делается автором с привлечением различных научных данных, в том числе и психологии. Композицию пособия по орнаменту «Художественный язык орнамента» [11] Н. П. Бесчастнов начал чисто научно с формулировки проблематики, подразумевающей выявление особых выразительных средств графики. Бесчастнов аргументированно выявляет особую роль точки, наравне с линией, штрихом и пятном, являвшуюся на протяжении столетий важнейшим элементом орнамента в различных культурах. Существенным концептуальным моментом в этом издании стало подкрепляемое разнообразными примерами указание на связь декоративно-прикладного и стан-

кового искусства через органическое развитие и взаимовлияние и через активное включение многих авторитетных станковистов в деятельность по созданию декоративных работ.

Подобные, по большей части сугубо авторские решения противопоставляются подпадающим под предлагаемое понятие «канонический орнамент» способам оформления поверхности изделий.

Бесчастнов-исследователь всегда мыслит рассматриваемое явление в контексте времени и в контексте текущей практики, чему подтверждением служит ряд серьезных публикаций. Например, сборник «Пространство ВХУТЕМАСа» [14], представляющий материалы конференции, приуроченной к 90-летию ВХУТЕМАСа, ставший фундаментальным изданием, концентрирующим современные представления о масштабности и роли этого учебного заведения в становлении современного дизайна и искусства.

Приведенный там доклад Н. П. Бесчастнова «Текстфак ВХУТЕМАСа — начало становления современной школы текстильного дизайна в России» [5] является блестящим примером лаконичного изложения концептуальных научных представлений, формируемых десятилетиями исследований. Большой опыт, с одной стороны, преподавательской и методической, а с другой — искусствоведческой работы позволил автору убедительно определить природу текстильной школы ВХУТЕМАСа и показать ее актуальность для современной системы подготовки художников по текстилю. Не обходя при этом вниманием внутренние противоречия, Н. П. Бесчастнов обозначил тем самым проблематику взаимосвязи преподавания академических и специальных дисциплин в наши дни. Подход, соединяющий интерес к сложной пластической структуре реального мира и к острой выразительности основных геометрических форм, выработанный крупнейшими отечественными художниками ХХ в., преподававшими на Текстфаке, сохраняет свою значимость и в новом столетии.

В оригинальном альбоме «Русская революция орнамента», изданном в РГУ им. А. Н. Косыгина [15] на основе коллекции здешнего Музея художественного текстиля, Н. П. Бесчастнов, преодолевая расхожее противопоставление искусства модерна и конструктивизма, показывает их глубинную сущностную связь, основанную на переживании образа движения, обретающего, естественно, совершенно различную изобразительную интерпретацию. В исторической череде особое место занимает модерн, вводивший принципиально новые мотивы в орнамент, и несколько «волн интереса» к народному искусству, имевших в той или иной степени государственную поддержку.

Как у каждого крупного ученого, в исследованиях Н. П. Бесчастнова прослеживается момент саморефлексии. Так, рассматривая периодизацию искусствоведческого изучения орнамента, Николай Петрович выделяет несколько периодов активизации научной деятельности и, в частности, период 1960-1980-х гг., когда началась и интенсивно развивалась его собственная научная деятельность. И сделано это совершенно объективно, следуя исторической логике и правде факта.

Собственно научные исследования Николая Петровича были прежде всего сконцентрированы в его кандидатской «Становление методов художественного проектирования печатного текстильного рисунка в России» и докторской «Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России (история, теория, практика)» диссертациях [16; 17]. Их важнейшие положения выходят далеко за пределы чисто текстильного творчества, имея теоретическое и практическое значение для всех отраслей дизайна и прикладного искусства. Так, важным для понимания генезиса и процессов исторического развития этих видов деятельности является выделение этапов становления культуры — канон, историческая проектная культура, проектное творчество. Каждый из них привносит свой компонент от глубокого погружения в художественную традицию до структурированной деятельности с применением новейших технологий. Скажем, базовые мотивы орнамента сложились в ранний период, а в дальнейшем развивалось и усложнялось взаимоотношение орнамента и формы изделия.

Николай Петрович относился к орнаменту не только как к одной из форм проек-тно-художественного творчества, а как к «живой» системе, способной меняться с течением времени, с учетом формы и материала, психологией восприятия современным человеком визуального контента. Он четко понимал, что, не зная истории, народной художественной культуры, т. е. того, что способствовало зарождению орнамента как уникального явления в истории человечества, невозможно понять и спрогнозировать дальнейшие пути его развития. Создается впечатление, что за многие тысячелетия истории орнамента все уже придумано, но восприятие современного человека и инновационные технологии позволяют по-иному создавать, казалось бы, обычные каноничные узоры, наполнять их новым смыслом или, наоборот, лишать всяческого значения, сохраняя или формируя в новом прочтении лишь эстетическую составляющую.

Одной из ранних публикаций, посвященных данной теме, была статья в журнале «Декоративное искусство СССР» под названием «Уроки народного ткачества» (статья должна была называться «Уроки народного творчества», но при верстке журнала в редакции допустили ошибку) [18]. Статья была небольшая, но принципиальная, так как именно в ней Николай Петрович очень точно определил силу влияния «традиций народного текстиля, <.. .> перешедших из кустарного в машинное производство, и орнаментальное наследие различных нетекстильных народных изделий» на развитие отечественного печатного текстиля XX в. Вывод, к которому тогда пришел Бесчастнов, актуален и сегодня: «народный дизайн» все больше и больше становится популярен, и тема русской идентичности, в том числе в дизайне текстиля, — одна из основных задач, которую пытаются решить современные художники-дизайнеры костюма и текстиля.

Продолжением этой статьи многие годы спустя стали две публикации: «Традиции народного творчества в отечественном художественном текстиле» [19] и «От народного предметного творчества к отечественному декоративно-прикладному искусству фольклорного направления: современный опыт и пути развития» [20]. Николай Петрович всегда понимал, что без глубокого анализа и изучения традиций невозможно выработать правильных современных методов проектирования текстильного рисунка, который бы не только отвечал актуальным тенденциям, но и способствовал решению проблемы «русского дизайна». И современный «микс» различных орнаментальных форм, дискретности и непрерывности в орнаменте, его раппортность, сочетание народных традиций и «приемов искусства постмодернизма» — не случайность, а закономерность,

новый виток в развитии орнаментального искусства. «Приведет ли этот "микс" к формированию новой семантики в предметном искусстве, произойдет ли новая материализация поисков духовной аутентичности или победит духовный космополизм? Пока сказать трудно, но интерес к древним орнаментальным кодам постепенно возрастает по мере того, как человечество <.. .> обращается к природе...».

Воспринимая орнамент как вид искусства, осознавая его роль в современном декоративно-прикладном искусстве и народном творчестве, Николай Петрович особенно восхищался таким явлением в истории отечественного текстильного искусства, как русский текстильный авангард 1920-1930-х гг., чему были посвящены не только научные публикации, но и книга, написанная в соавторстве с профессором, доктором искусствоведения А. Н. Лаврентьевым «Ткань Авангарда», вышедшая в свет в 2020 г. [21]. Эта книга уникальна, так как авторы представили авангардный текстиль не просто как одно из направлений в искусстве текстиля или как часть истории нашей страны, а прежде всего через призму тех художников, которые его создавали, читатель понимает, что они чувствовали, как работали над своими проектами и с какой любовью и преданностью относились к своему делу.

Отдельная серия статей посвящена видам орнаментов и анализу того, как они проявляются в современном текстильном искусстве. К сожалению, не все Николай Петрович успел завершить, но есть очень много наработок, которые обязательно будут опубликованы.

Николай Петрович, без сомнения, талантливый художник в широком понимании этого слова — в основном силы свои отдавал не собственно искусству, но искусствоведению. Хорошо зная современную графику, будучи автором ряда публикаций о творчестве известных художников, Н. П. Бесчастнов в научных разработках уделял большое внимание прикладной графике. Например, имеющей солидную историю почтовой открытке или торговой этикетке и ярлыку. Или же, напротив того, проектной деятельности с использованием новейших технологий — фотографии и цифровой обработки изображений. Как и в случае с изобразительным и орнаментальным творчеством, собственные опыты в фотографии подтолкнули Николая Петровича к идее разработки первого в отечественной образовательной практике стандарта подготовки фотохудожников на высших ступенях образования — в бакалавриате и магистратуре.

Основным полем для реализации творческих идей и научных изысканий Николая Петровича была организация образовательного процесса в Институте искусств Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина. Свой патриотический долг он видел в создании творческой атмосферы, благодаря которой воспитывались высококультурные, креативные личности, внесшие заметный вклад в развитие общей культуры России. Николай Петрович придерживался идеи, что без креативности нет инноваций, а без инноваций нет прогресса. Только креативное сознание способно победить в инновационном соревновании между странами и культурами, «креативщики» играют определяющую роль в посткризисной экономике эпохи знаний. Николай Петрович говорил, что воспитание «думающего» художника — это очень трудный и долгий процесс и задача преподавателя, педагога — всячески способствовать и помогать молодому человеку.

Для стимулирования креативных процессов в педагогической и студенческой среде Николаем Петровичем предпринимались важные меры при поддержке руководства университета, такие как создание новых лабораторий и мастерских; техническое переоснащение имеющихся аудиторий; непрерывное компьютерное обучение современным технологиям; создание новых учебников и учебных пособий; участие студентов в конкурсах и выставочной деятельности; включение в образовательный процесс новых дисциплин, необходимых для формирования современного специалиста для сферы искусства и дизайна.

Важнейшее качество ученого — чувство современности, восприимчивость к запросам времени. Отвечая на запросы современного общества, Николай Петрович работал над увеличением количества направлений подготовки, связанных с изучением и практической деятельностью в различных видах искусства. К уже существовавшему направлению «Искусство костюма и текстиля» по решению руководства университета РГУ им. А. Н. Косыгина были добавлены в образовательный процесс Института искусств такие направления, как «Изящные искусства», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «Реставрация», «Теория и история искусств», «Живопись», что было стратегически верным решением, так как Институт искусств таким образом становился центром художественной и инновационной деятельности, заявившим о себе как о ведущем образовательном учреждении России по изучению искусства и творческой практики в художественно-проектной деятельности.

Концепция развития Института искусств была построена на осознании возрастания роли искусства в постиндустриальном обществе. Бесчастнов-ученый был человеком на своем месте: его научная работа органично сочеталась с поиском форм организации учебного процесса. Сопоставление истории и современного состояния декоративного искусства и дизайна, рассмотрение различных инфраструктурных составляющих этой сферы деятельности подводили к пониманию эффективности «опережающего образования». Его приемы становятся все актуальнее в современном мире, перенасыщенном информацией. Обретающий профессию должен строить себя на балансе теории и практики, в освоении нового и неизведанного, учась искать решение неожиданно трудных, не хрестоматийных задач, понимая при этом свою родовую связь с традицией.

Невозможно не отметить колоссальную работу Николая Петровича по организации учебного процесса в аспирантуре по подготовке научно-исследовательских кадров по направлению Искусствоведение (направленность подготовки Техническая эстетика и дизайн). Н. П. Бесчастнов был как научным руководителем аспирантуры, так и заместителем председателя диссертационного совета по специальности Техническая эстетика и дизайн. Аспиранты Института искусств и Института дизайна успешно защищали кандидатские диссертации в стенах университета, получали искомые степени. Стабильная и безупречная работа ученого совета под руководством профессора Н. П. Бесчастнова позволила сохранить совет, с 2017 г. он являлся единственным в России диссертационным советом, присваивающим ученым степени в сфере дизайна.

Благодаря масштабному пониманию направления в развитии образовательной деятельности, Николай Петрович скорректировал образовательные процессы в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре, интегрируя в них научно-исследовательский и художественно-творческий подход, таким образом синтезируя научное и креативное. Продолжение традиций научной школы, сформированной в Институте искусств, Николай Петрович видел в закреплении выпускников аспирантуры, магистратуры на кафедрах Института искусств. Полный цикл по подготовке кадрового потенциала, высокопрофессиональный действующий педагогический состав, теоретические и методические разработки позволили Николаю Петровичу стать основоположником ведущей научной школы РГУ им. А. Н. Косыгина по художественному проектированию костюма и орнамента. Это огромный успех для художественно-дизайнерской школы Института искусств.

Дело Николая Петровича будет продолжаться. У него осталось много учеников и последователей. Незавершенные планы по развитию и становлению научной школы и отечественного художественного образования обязательно воплотятся в жизнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бесчастнов Н. П. Живопись: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛА-ДОС, 2007. 223 с.

2 Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика: учебное пособие для студентов вузов (бакалавриат). М.: ВЛАДОС, 2019. 288 с.

3 Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2008. 175 с.

4 Бесчастнов Н. П., Журавлева Т. А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка. Учебное пособие. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003. 294 с.

5 Бесчастнов Н. П. Графика текстильного орнамента (Печатный рисунок). Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2004. 431 с., ил.

6 Бесчастнов Н. П. Графика пейзажа: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2017. 332 с.

7 Бесчастнов Н. П. Графика фигуры человека. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005. 344 с.

8 Бесчастнов Н. П. Наброски головы и фигуры человека. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2006. 264 с., 280 ил.

9 Бесчастнов Н. П. Портретная графика: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2007. 367 с.

10 Бесчастнов Н. П. Графика натюрморта: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2019. 255 с.

11 Бесчастнов Н. П. Художественный язык орнамента: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2010. 335 с.

12 Бесчастнов Н. П. Сюжетная графика: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2017. 399 с.

13 Бесчастнов Н. П. Цветная графика: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2019. 176 с.

14 Бесчастнов Н. П. Текстфак ВХУТЕМАСа — начало становления современной школы текстильного дизайна в России // Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации: Сборник докладов Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию ВХУТЕМАСа. Мoscow, 17-19 ноября 2010 г. М.: Изд-во МГХПА им. С. Г. Строганова: МАРХИ, 2010. 238, [1] с.

15 Русская революция орнамента. М.: Северный паломник, 2020. 200 с.: ил.

16 Бесчастнов Н. П. Становление методов художественного проектирования печатного текстильного рисунка в России: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1993. 17 с.

17 Бесчастнов Н. П. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России (история, теория, практика): дис. . д-ра искусствоведения. М., 1998. 328 с.

18 Бесчастнов Н. П. Уроки народного ткачества // Декоративное искусство СССР. 1986. № 7. С. 10-11.

19 Бесчастнов Н. П., Рыбаулина И. В., Дембицкая А. С. Традиции народного творчества в отечественном художественном текстиле // Дизайн и технологии. 2019. № 73 (115). С. 6-13.

20 Бесчастнов Н. П., Рыбаулина И. В., Дембицкая А. С. От народного предметного творчества к отечественному декоративно-прикладному искусству фольклорного направления: современный опыт и пути развития // Вестник славянских культур. 2020. Т. 55. С. 272-286.

21 Бесчастнов Н. П., Лаврентьев А. Н. Ткань авангарда. М.: РИП-холдинг, 2020. 336 с.

374

А

In Memoriam

Vestnik slavianskikh kul'tur. 2021. Vol. 61

***

© 2021. Valery S. Belgorodsky

Moskow, Russia

© 2021. Sergey G. Dembitsky

Moskow, Russia

© 2021. Viktor E. Kalashnikov

Moskow, Russia

© 2021. Olga V. Kovaleva

Moskow, Russia

© 2021. Irina V. Rybaulina

Moskow, Russia

BESCHASTNOV NIKOLAY PETROVICH: CREATIVE LEGACY

Abstract: The present study is dedicated to the memory of Professor Nikolai P. Beschastnov — an outstanding scientist, art critic, artist. The authors perform analysis of his creative and scientific heritage and consider the scientific contribution of his works to the development of art and creative practice in artistic design activity. The analysis focuses on a series of scientific articles and textbooks for students of creative directions, such as: "Painting," "Black and White Graphics," "Graphics of a Landscape," "Graphics of a Human Figure," "Graphics of a Still Life," "Basics of Composition," "Color Graphics," "Subject graphics," "Artistic language of ornament," "Textile photographic drawing," "History and design methodology," "Methods of graphic presentation of clothing models," "Methods of artistic design of textile design." Each work describes not just a methodology, but provides a holistic picture that reflects the essence of the phenomenon, shows their organic connection with the evolution of the world outlook and the development of scientific ideas of mankind. An indisputably valuable was the activity of Nikolai Petrovich, aimed at the formation of a unique approach to art education in higher educational institutions, the synthesis of research and artistic and creative approach, which corresponds to world trends in the education system. The paper also highlights main goals and objectives of the educational process according to N. P. Beschastnov.

Keywords: ornament, textiles, drawing, graphics, arts and crafts, composition, history, artistic design, method, creativity. Information about the authors:

Valery S. Belgorodsky — DSc in Sociology, Professor, A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Sadovnicheskaya St., 33, 117997 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1435-4937. E-mail: rector@rguk.ru Sergey G. Dembitsky — DSc in Economics, Professor, A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Sadovnicheskaya St., 33, 117997 Moscow, Russia. ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-9632-926X. E-mail: dembitskij-sg@ rguk.ru

In Memoriam

375

Viktor E. Kalashnikov — PhD of Art, Associate Professor, A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Sadovnicheskaya St., 33, 117997 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2158-2508. E-mail kalashnikov-ve@ rguk.ru

Olga V. Kovaleva — PhD in Technology, Associate Professor, A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Sadovnicheskaya St., 33, 117997 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1160-5780. E-mail: kovaleva-ov@ rguk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Irina V. Rybaulina — PhD in Technology, Associate Professor, A. N. Kosygin Russian State University (Technology. Design. Art), Sadovnicheskaya St., 33, 117997 Moscow, Russia. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1799-469X. E-mail: irina_rybaulina@ mail.ru

Received: August 20, 2022

Date of publication: September 28, 2021

For citation: Belgorodsky V. S., Dembitsky S. G., Kalashnikov V. E., Kovaleva O. V., Rybaulina I. V. Beschastnov Nikolay Petrovich: creative legacy. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2021, vol. 61, pp. 365-377. (In Russian) https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-61-365-377

REFERENCES

1 Beschastnov N. P. Zhivopis': uchebnoeposobie dlia studentov vuzov [Painting: a study guide for university students]. Moscow, VLADOS Publ., 2007. 223 p. (In Russian)

2 Beschastnov N. P. Cherno-belaia grafika: uchebnoe posobie dlia studentov vuzov (bakalavriat) [Black and white graphics: textbook. manual for university students (bachelor's degree)]. Moscow, VLADOS Publ., 2019. 288 p. (In Russian)

3 Beschastnov N. P. Izobrazhenie rastitel'nykh motivov: uchebnoe posobie dlia studentov vuzov [Depicting plant motifs: a study guide for university students]. Moscow, VLADOS Publ., 2008. 175 p. (In Russian)

4 Beschastnov N. P., Zhuravleva T. A. Khudozhestvennoe proektirovanie tekstil'nogo pechatnogo risunka. Uchebnoe posobie [Artistic design of textile printed design. Textbook]. Moscow, Izdatel'stvo MGTU im. A. N. Kosygina Publ., 2003. 294 p. (In Russian)

5 Beschastnov N. P. Grafika tekstil'nogo ornamenta (Pechatnyi risunok). Uchebnoe posobie dlia vuzov [Textile ornament graphics (Printed drawing). Textbook for universities]. Moscow, Izdatel'stvo MGTU im. A. N. Kosygina Publ., 2004. 431 p., il. (In Russian)

6 Beschastnov N. P. Grafika peizazha: uchebnoe posobie dlia studentov vuzov [Landscape graphics: a study guide for university students]. Moscow, VLADOS Publ., 2017. 332 p. (In Russian)

7 Beschastnov N. P. Grafika figury cheloveka. Uchebnoe posobie dlia vuzov [Human figure graphics. Textbook for universities]. Moscow, Izdatel'stvo MGTU im. A. N. Kosygina Publ., 2005. 344 p. (In Russian)

8 Beschastnov N. P. Nabroski golovy i figury cheloveka. Uchebnoe posobie dlia vuzov [Outline of the head and human figure. Textbook for universities]. Moscow, Izdatel'stvo MGTU im. A. N. Kosygina Publ., 2006. 264 p., 280 il. (In Russian)

9 Beschastnov N. P. Portretnaia grafika: uchebnoe posobie dlia studentov vuzov [Portrait Graphics: A Study Guide for University Students]. Moscow, VLADOS Publ., 2007. 367 p. (In Russian)

376

A

In Memoriam

Vestnik slavianskikh kul'tur. 2021. Vol. 61

10 Beschastnov N. P. Grafika natiurmorta: uchebnoe posobie dlia studentov vuzov [Still life graphics: a study guide for university students]. Moscow, VLADOS Publ., 2019. 255 p. (In Russian)

11 Beschastnov N. P. Khudozhestvennyi iazyk ornamenta: uchebnoe posobie dlia studentov vuzov [The artistic language of ornament: a textbook for university students]. Moscow, VLADOS Publ., 2010. 335 p. (In Russian)

12 Beschastnov N. P. Siuzhetnaia grafika: uchebnoe posobie dlia studentov vuzov [Subject graphics: a textbook for university students]. Moscow, VLADOS Publ., 2017. 399 p. (In Russian)

13 Beschastnov N. P. Tsvetnaia grafika: uchebnoe posobie dlia studentov vuzov [Color Graphics: A Study Guide for University Students]. Moscow, VLADOS Publ., 2019. 176 p. (In Russian)

14 Beschastnov N. P. Tekstfak VKhUTEMASa — nachalo stanovleniia sovremennoi shkoly tekstil'nogo dizaina v Rossii [VKhUTEMAS Textfak — the beginning of the formation of a modern school of textile design in Russia]. Prostranstvo VKhUTEMAS: Nasledie. Traditsii. Novatsii.: Sbornikdokladov Vserossiiskoinauchnoi konferentsii, posviashchennoi 90-letiiu VKhUTEMASa. Moscow, 17-19 noiabria 2010 g. [VKHUTEMAS Space: Heritage. Traditions. Innovations: Collection of reports of the All-Russian scientific conference dedicated to the 90th anniversary of VKhUTEMAS. Moscow, November 17-19, 2010]. Moscow, Izdatel'stvo MGKhPA im. S. G. Stroganova: MARKhI Publ., 2010. 238, [1] p. (In Russian)

15 Russkaiarevoliutsiia ornamenta [Russian revolution of ornament]. Moscow, Severnyi palomnik Publ., 2020. 200 p.: il. (In Russian)

16 Beschastnov N. P. Stanovlenie metodov khudozhestvennogoproektirovaniiapechatnogo tekstil'nogo risunka vRossii [Formation of methods of artistic design of printed textile design in Russia: PhD thesis, summary]. Moscow, 1993. 17 p. (In Russian)

17 Beschastnov N. P. Khudozhestvennoe proektirovanie tekstil'nogo pechatnogo risunka v Rossii (istoriia, teoriia, praktika) [Artistic design of textile printed design in Russia (history, theory, practice): DSc thesis]. Moscow, 1998. 328 p. (In Russian)

18 Beschastnov N. P. Uroki narodnogo tkachestva [Folk weaving lessons]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, 1986, no 7, pp. 10-11. (In Russian)

19 Beschastnov N. P., Rybaulina I. V., Dembitskaia A. S. Traditsii narodnogo tvorchestva v otechestvennom khudozhestvennom tekstile [Traditions of folk art in domestic artistic textiles]. Dizain i tekhnologii, 2019, no 73 (115), pp. 6-13. (In Russian)

20 Beschastnov N. P., Rybaulina I. V., Dembitskaia A. S. Ot narodnogo predmetnogo tvorchestva k otechestvennomu dekorativno-prikladnomu iskusstvu fol'klornogo napravleniia: sovremennyi opyt i puti razvitiia [From folk art to domestic folk arts and crafts: modern experience and ways of development]. Vestnik slavianskikh kul'tur, 2020, vol. 55, pp. 272-286. (In Russian)

21 Beschastnov N. P., Lavrent'ev A. N. Tkan'avangarda [Avant-garde fabric]. Moscow, RIP-kholding Publ., 2020. 336 p. (In Russian)

In Memoriam

377

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.