Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход как условие совершенствования проектной деятельности в начальной школе'

Системно-деятельностный подход как условие совершенствования проектной деятельности в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Ю.Н.

Автор рассматривает проектную технологию как универсальное средство развития личности младшего школьника и предполагает, что проектная деятельность в начальной школе будет более эффективной в том случае, если она основывается на системно-деятельностном подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход как условие совершенствования проектной деятельности в начальной школе»

124

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Михайлова Ю.Н.*

Средняя общеобразовательная школа № 26, г. Якутск

Автор рассматривает проектную технологию как универсальное средство развития личности младшего школьника и предполагает, что проектная деятельность в начальной школе будет более эффективной в том случае, если она основывается на системно-деятельностном подходе.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, проектная деятельность в начальной школе, универсальные учебные умения, развитие личности учащегося.

Новые условия развития российского общества продиктовали необходимость существенных изменений в системе образования, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах. Отличительной особенностью нового стандарта начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных навыков, а формирование универсальных учебных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

Эффективной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся, которая, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности обучающихся и способствует формированию их интеллектуального, творческого, личностного потенциала.

Полат Е.С. рассматривая проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта, определила основные требования к использованию метода проектов. Метод

Учитель начальных классов.

Теория и методика обучения и воспитания

125

проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Рассматривая проектную технологию как универсальное средство развития личности учащегося, педагоги широко применяют ее в своей педагогической деятельности. Однако анализ состояния школьной практики позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как деятельностной технологии обучения. Зачастую проектная деятельность носит локальный, эпизодический характер, слабо организовано обучение младших школьников основам проектной технологии, недостаточный уровень теоретической и практической подготовки педагогов к организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, отмечается преобладание позиции руководителя в организации совместной деятельности с детьми, что ведет к снижению учебных и образовательных результатов.

В качестве решения этих проблем мы видим реализацию системно-деятельностного подхода, что позволит обеспечить максимальное использование образовательных ресурсов проектной деятельности. В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов, на основе чего определены три группы требований к его проектированию и реализации: к формулированию целей образования как планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных); к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации стандартов. Системнодеятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников.

Мы рассмотрели сущность термина «системно-деятельностный подход» и пришли к выводу о том, что на сегодняшний день нет четкой трактовки этого понятия. В научной литературе рассматривается соединение категорий «система» и «деятельность», однако как методология системнодеятельностный подход разработан недостаточно. В своем понимании сущности системно-деятельностного подхода мы опираемся на теоретические положения концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина,

126

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

П.Я. Гальперина, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину позволят конкретно воплотить принцип системности на практике. Понятие «система» достаточно подробно проработано в методологической литературе, большинство исследователей выделяют две основных признака: 1) указание ее целостности в качестве существенного признака всякой системы; 2) понимание системы как множества элементов вместе с отношениями между ними. Базовую трактовку понятия «система» мы находим в Энциклопедическом словаре: система - (от греч. sysntema -составленное из частей; соединение) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

По утверждению А.В. Хуторского, термин «системно-деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы.

Как видим, для достижения определенной образовательной цели необходимо организовать системную, последовательную работу. Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, с подготовкой кадров, с обучением школьников. Использование метода проектов строится на кардинальном изменении роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности. Безусловно, это

Теория и методика обучения и воспитания

127

предполагает перевод обучающегося и учителя в сторону системного мышления; рациональной организации познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса; индивидуализацию учебного процесса и обращение к принципиально новым познавательным средствам.

Управление обучением и достижение поставленных образовательных целей в процессе проектной деятельности обеспечивают следующие требования к организации процесса обучения:

- организация творческой и исследовательской деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;

- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

- организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива каждого ученика;

- выбор технологии обучения, предполагающий построение учебного процесса на деятельностной основе, на концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей основе, на проблемной основе, на личностно-смысловой основе, на диалоговой основе, на ситуативной основе и др.

С этой целью должна быть разработана образовательная программа по освоению проектно-исследовательских умений учащимися в урочном и внеурочном пространстве начальной школы с учетом возрастных особенностей детей и доступных форм организации в начальной школе, а также учебно-методическое обеспечение, позволяющее эффективно ее реализовать.

При системно-деятельностном подходе образовательной задачей является формирование личности, развитие индивидуальности, содействие развитию личности (знания, умения, навыки не цель, а средства развития); способы общения сводятся к пониманию, признанию и принятию личности, к учету точки зрения ученика, неигнорированию его чувств и эмоций; тактика строится на идеях сотрудничества; позиция учителя исходит из интересов ученика и перспектив его развития; положением к руководству становятся слова: «Не рядом и не над, а вместе!». То есть в качестве основного условия эффективной организации проектно-исследовательской деятельности будет выступать система взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что предполагает совместную учебно-познавательную деятельность взрослых и учащихся, направленную на решение личностно-значимых образовательных задач и создание конкретного продукта. Системно-деятельностный подход ко всем компонентам методической системы в рамках проектной технологии обучения может оказать принципиальное влияние на повышение качества обучения. В соответствии с системно-деятельностным подходом повышение качества обучения основывается на двух взаимосвязанных процессах: организация деятельности обучаемого, в том числе индивидуальной самостоятельной деятельности, и контроль этой деятельности.

128

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

На основании вышесказанного определяем, что осуществление системно-деятельностного подхода в процессе организации проектной деятельности начальной школы имеет следующие особенности:

- конечной целью обучения является формирование способа действий;

- способ действий может быть сформирован только в результате специально организованной деятельности;

- механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками.

Таким образом, организуемая проектная деятельность в начальной школе будет более эффективной в том случае, если она основывается на системно-деятельностном подходе, а именно:

- проектные навыки и умения рассматриваются как одна из ключевых характеристик учащихся и учителей, позволяющих рационально организовывать познавательную деятельность обучаемых в ходе учебного процесса; индивидуализировать учебный процесс;

- разработана образовательная программа по освоению проектноисследовательских умений учащимися в урочном и внеурочном пространстве начальной школы с учетом возрастных особенностей детей и доступных форм организации в начальной школе, а также учебно-методическое обеспечение, позволяющее эффективно ее реализовать;

- в качестве основного условия эффективной организации проектноисследовательской деятельности будет выступать система взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что предполагает совместную учебно-познавательную деятельность взрослых и учащихся, направленную на решение личностно-значимых образовательных задач и создание конкретного продукта.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - М., 2009. - № 4. - С. 18-22.

2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -272 с.

3. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2012. - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.