Научная статья на тему 'Проектная деятельность учащихся 2 класса как фактор формирования познавательных учебных действий'

Проектная деятельность учащихся 2 класса как фактор формирования познавательных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайруллина Д. И.

Подготовка учащихся, способных работать в современном образовательном пространстве – ключевая задача ФГОС НОО. В связи с этим в учебный процесс активно внедряются различные технологии, способствующие становлению компетентной личности. Автор обосновывает необходимость формирования познавательных УУД у учащихся начальной школы через внеурочную проектную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность учащихся 2 класса как фактор формирования познавательных учебных действий»

68 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

тельности в рамках деловой игры. Она должна включать в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике.

Таким образом, для повышения познавательной активности студентов, преподавателю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

© Хайруллина Д.И.*

Педагогический колледж № 8 «Измайлово», г. Москва

Подготовка учашдхся, способных работать в современном образовательном пространстве - ключевая задача ФГОС НОО. В связи с этим в учебный процесс активно внедряются различные технологии, способствующие становлению компетентной личности. Автор обосновывает необходимость формирования познавательных УУД у учащихся начальной школы через внеурочную проектную деятельность.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных технологий.

Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий дея-тельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие про-

* Кафедра «Преподавание в начальных классах». Научный руководитель: Воробьева О.В., преподаватель специальных дисциплин, аспирант ГБОУ МГПУ ИППО.

граммы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов активно используется в системе школьного образования и во внеурочной деятельности. За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Главная идея методов проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается, при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы. Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Формирование познавательных УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты, а так же создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

В работах М.А. Барсуковой, И.К. Баталиной, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. По-лат, И.Д. Чечель, С.Е. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Е.А. Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоко-вым, Н.А. Мансуровым, Г.В. Нарыковой охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; С. Лернер, И.Д. Чечель предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Именно проектно-исследовательская деятельность даёт новые возможности для решения этих задач. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.

70 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Метод проектов - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентатив-ные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта.

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников. Проектирование (проектная деятельность) - это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства.

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО. Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы.

Метод проектов - это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их познавательную деятельность и активность.

Формирование познавательных УУД - это надежный путь повышения качества образования. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Овладение учащимися познавательных УУД создаст возможность ориентирования в потоке учебной информации, прорабатывания и усваивания ее, осуществление поиска недостающей информации, осмысление текстов; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществление рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Успех детского проекта во многом будет зависеть от организации деятельности ребёнка. Работе над проектом нужно учить, постепенно увеличивая самостоятельность обучающихся. Учитель должен знать основы проектной деятельности и её структуру, виды проектов и методику работы по его созданию.

Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных

учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике.

Кроме того, работа над проектами позволяет:

- обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

- научиться применять полученные знания,

- организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Список литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 110 с.

3. Полат Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 347 с.

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.