Научная статья на тему 'Формирование исследовательских умений млаших школьников в процессе проектной деятельности'

Формирование исследовательских умений млаших школьников в процессе проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Р. А., Гусева А. С.

В данной работе затрагивается проблема формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности. В статье анализируются подходы и дидактические принципы формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательских умений млаших школьников в процессе проектной деятельности»

представителям малых коренных народов Сибири, успешно адаптироваться к условиям образовательного учреждения и общежития.

В рамках разработанного проекта «Мы все такие разные...» инициативной группой студентов и преподавателей колледжа, который был представлен на конкурс «Мой класс - моей школе!», проводимым Международным Институтом Развития «ЭкоПро», образовательным порталом «Мой университет», факультетом «Проектной деятельности и фандрай-зинга», в декабре 2010 г., дополнительные мероприятия могут быть следующие: организация проведения занятий с элементами тренинга (например, «Толерантность - что это?», «Толерантная личность», «Толерантность к другим: разные миры» и др.), фестиваля «Мы разные! Мы вместе!»; проведение просветительской работы со студентами колледжа через создания колонки в студенческой газете «С-Планеталь», размещенной на сайте колледжа.

Данная система не сводиться лишь к изучению культуры собственного народа, а ориентирована на межкультурное обучение, то есть на ознакомление с культурами различных народов и преодоление социально-культурных барьеров, предрассудков и противоречий, создание условий для налаживания конструктивного общения, содействие развитию публичных форм коммуникации, предполагающих свободное выражение мнений и конструктивный диалог.

Список литературы:

1. Василенко Д.В. Психологическая адаптация студентов-мигрантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.science.ncstu.ru.

2. Савенков А. Образовательная среда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psy.1september.ru.

3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001.

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Богданова P.A.*, Гусева A.C.4

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

В данной работе затрагивается проблема формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятель-

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и методики начального и дошкольного обучения.

* Студент 5 курса факультета Педагогики и методики начального образования.

иости. В статье анализируются подходы и дидактические принципы формирования исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности.

Формирование исследовательских умений младших школьников - актуальная проблема педагогической теории и практики. Обращение к выбранной проблеме исследования обусловлено направленностью российского образования на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» [3]. Содержание всех уровней образования предполагает обеспечение «адекватного мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; ... интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [3]. Эта интеграция невозможна без исследовательских умений, т.к. овладение ими предполагает расширение кругозора учащихся, формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие творческих способностей, которые позволят обучающимся находить решения в нестандартных ситуациях в процессе обучения и в жизни.

Младший школьный возраст очень значим для последующего обучения ребенка и формирования данных умений, т.к. на этом возрастном этапе формируется учебно-познавательная деятельность обучающегося. «Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий (операций), необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах» [11]. Именно в этом возрасте закрепляется мотив достижения успехов и формируется самооценка как постоянные личностные качества человека [9].

С целью более эффективного личностного развития ребенка в современной школе используют проектное обучение.

В анализируемой нами литературе нет однозначного понимания термина «проект». В «Словаре иностранных слов» (1996) отмечается, что это понятие произошло от латинского слова ргс^есШБ - «брошенный вперед» [17]. Одним из значений этого слова является «план, замысел» [17].

Полат Е.С. говорит о проекте как о методе, и как о технологии: «Метод проектов - это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием информационных технологий. ... Но это могут быть и традиционные средства.» [10]. Характеризуя проект как педагогическую технологию, автор отмечает, что эта технология включает в себя «совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов» [10].

Нефедова Л.А., Ухова Н.М. отмечают значимость проектного обучения в русле развития ключевых компетенций на современном этапе развития российского образования. Авторы характеризуют цель проектного обучения как создание условий, при которых дети: «самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобре-

тенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление» [8].

На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что формирование исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности целесообразно рассматривать через деятельностный и личностный подходы.

В процессе проектной деятельности формируется ориентировочная основа выполнения деятельности, которая важна при решении учебных задач и должна быть усвоена ребенком. Она связана с таким явлением, как интериоризация действия - переходом формируемого действия во внутренний план. Интериоризация действия происходит через обретение личностного смысла ребенком в осуществляемой деятельности.

«Освоение той или иной деятельности достигается при включении личности в практическую работу» [13], в овладении способами деятельности, в процессе которой ученик приобретает опыт. Поэтому проектная деятельность младших школьников помогает расширению и обогащению их субъектного опыта.

Личностный подход в обучении предполагает развитие личностных качеств обучающихся, отношение к ним как к субъектам собственного развития.

Изучив педагогическую литературу, отметим дидактические принципы, на основе которых, на наш взгляд, формируются исследовательские умения младших школьников в процессе проектного обучения: принцип доступности в обучении (принцип постепенного увеличения трудностей); принцип связи теории с практикой; научности в обучении; создание положительного эмоционального фона педагогического процесса; сознательности, активности и самодеятельности; принцип сотрудничества; субъекгности [4, 15].

Охарактеризуем некоторые принципы:

1. принцип связи теории с практикой предполагает «связь научных знаний с практикой повседневной жизни» [4]. В процессе проектного обучения младшие школьники восполняют информационные дефициты, которые они осознают на учебных дисциплинах. Это обеспечивает формирование у детей умения «свободного перехода от учебной к неучебной деятельности, перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности, распознаванию и решению встающих в ней задач» [11];

2. принцип сотрудничества направлен на создание благоприятных условий для развития личности ребенка через совместную деятельность в процессе проектного обучения. Проектное обучение предусматривает диалог, взаимодействие учителя и младшего школьника как активных субъектов учебного процесса, взаимно обогащающих свой опыт.

Принцип сотрудничества предусматривает педагогическое сопровождение детей в процессе проектной деятельности. Так, на современном этапе развития образования функции учителя начальных классов расширяются. Сопровождая проектную деятельность ребенка учитель выступает как консультант, модератор, тьютор, фасилитатор [2].

Следует отметить, что современные образовательные тенденции характеризуются поиском новых форм работы с обучающимися с целью обеспечения качества образования. С этой целью в Лесосибирском педагогическом институте - филиале Сибирского федерального университета студенты-практиканты IV курса факультета Педагогики и методики начального образования помогают учителю в организации и руководстве проектной деятельностью детей. Результатом совместной деятельности учителя начальных классов, будущих педагогов и младших школьников является представление результатов работы на внутривузовской научно-практической конференции младших школьников в Лесосибирском педагогическом институте -филиале Сибирского федерального университета. Данная совместная деятельность вуза и школы способствует не только обеспечению непрерывности и преемственности образования, но и обогащению, расширению опыта всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, формирование исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности будет эффективным при соблюдении рассмотренных дидактических принципов и обновлении форм работы с младшими школьниками.

Список литературы:

1. Богданова Р. А. Взаимодействие будущих учителей и учащихся в процессе педагогической практики // Педагогика в пространстве науки и практики: сб. статей / Под ред. З.И. Лаврентьевой. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 186 с.

2. Витвицкая Л.А. Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 93-96.

3. Закон РФ «Об образовании». - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. - 48 с.

4. Коджаспирова В.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). - М.: МарТ; Ростов-н/Д: МарТ, 2005. - 448 с.

5. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007. - 224 с.

6. Курносенко В.И. Экологический проект «Зеленый друг» // Начальная школа. - 2010. - № 8. - С. 70-73.

7. Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе // Начальная школа. - 2010. - № 10. - С. 42-45.

8. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 61-66.

9. Немов P.C. Психология: в 3 ки. Кн. 2. Психология образования. -М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2008. - 272 с.

11. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сб. материалов / Под научн. ред. A.A. Леонтьева. - М.: Баласс; Издательский Дом РАО, 2003. - 368 с.

12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2005. - 480 с.

13. Организация педагогической практики в начальных классах / Под ред. П.Е. Решетникова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

14. Пахомова Н.Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения // Школьные технологии. - 2006. - № 6. - С. 109-114.

15. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.

16. Педагогическая антропология / Авт.-сост. Б.М. Бид-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

17. Словарь иностранных слов. - М.: Сирин, 1996. - 608 с.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ» (АВТОРЫ М.А. ВАСИЛЬЕВА, В.В. ГЕРБОВА, Т.С. КОМАРОВА)

© Гаджибекова Т.А.*, Цзян Е.А.*

Лесосибирский педагогический институт (филиал) Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

В статье анализируется предметно-развивающая среда как условие реализации программы дошкольного образования, в частности, программы «Воспитание и обучение в детском саду» (авт. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова).

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества

* Магистрант факультета педагогики и психологии.

* Исполняющий обязанности заведующего кафедрой Педагогики и методики начального и дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.