DOI: 10.25588/CSPU.2018.11 ..6..004
УДК 371.01: 371 ББК 74.202.42:74.04
И. В. Верховых1, Н. П. Шитякова2
JORCro № 0000-0003-4799-9985 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-1015-5896 §
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
г
г а ж
E-mail: [email protected] к
о
№
ж о
Й д
So
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты анализа педагогических исследований по проблемам организации проектной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями Федерального государ- § ственного образовательного стандарта. Цель статьи - охарактеризовать существующие подходы к применению метода проектов на начальной ступени образования, выявить существующие трудности, возникающие в ходе проектной деятельности.
Материалы и методы. Для достижения цели были использованы такие методы, как анализ, анкетирование и беседа.
Резулътаты. Проведенное анкетирование позволило нам сформулировать основные проблемы, которые возникают в ходе осуществления про-
№
№ № а ж
и
ектной деятельности. Одна из таких проблем - это отсутствие в большин- $
¡3
о
стве случаев подготовки, специального обучения проектированию. Вторая
а
«о
о
С5
•о
«о
о £ сц
проблема связана с трудностями, которые возникают у младших школьников при постановке проблемы и в поиске информации. Отметим, что информацию для проектов дети пытаются найти в основном на страницах сети интернет, а к книгам, энциклопедиям и словарям обращаются редко. Третья проблема - низкая степень самостоятельности при подготовке проектов. Следовательно, проектная деятельность не решает своей основной задачи - формирования метапредметных умений. Действия детей сводятся к получению информации по теме проекта и подготовке выступления (презентации), причем в некоторых случаях путем механического заучивания доклада.
Обсуждение. Отмечается, что в процессе осуществления проектной деятельности на ступени начального общего образования у младших школьников должны формироваться в первую очередь метапредметные умения. Приобретение обучающимися в ходе работы над проектом новых для себя знаний является не основным, а побочным продуктом деятельности. Возрастные особенности младших школьников не позволяют выполнить им все действия по проектированию самостоятельно. Поэтому основной задачей учителя является обучение детей отдельным действиям, необходимым для проектирования. Вторая задача - способствовать проявлению творческих способностей детей, которые будут отражаться в выборе и подготовке продукта проекта. Третья задача - сформировать умение презентовать результаты своего информационного поиска. Один из путей реализации этих задач - включение в образовательный процесс начальной школы курсов внеурочной деятельности по подготовке к проектной деятельности.
Заключение. Осуществление специальной работы по формированию у младших школьников умений формулировать проблему исследования, осуществлять информационный поиск, работать с текстом, находить пути решения проблемы, выстраивать последовательность своих действий для достижения цели, презентации продукта проекта позволит превратить проектную деятельность из средства по расширению кругозора обучающихся в различных областях знаний в средство по формированию метапредмет-
сц
^ ных умений.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, технология проектной деятельности.
Основные положения:
- изучены основные подходы к организации проектной деятельности в начальной школе;
- выявлены проблемы, возникающие у субъектов образовательного процесса в ходе осуществления проектной деятельности на ступени начального общего образования;
- предложены варианты решения данных проблем.
1. Введение (Introduction) подростков, указывает на то, что
Основы теории организации обязательными составляющими
проектной деятельности в школе разработаны в трудах Е. С. Полат, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, О. В. Рубцовой и других ученых России. Е. С. Полат рассматривает проектную деятельность как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач. Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко дают развернутую характеристику проектной деятельности школьников как самостоятельной психолого-педагогической категории, которая включает в себя такие компоненты, как мотив, цель, способ, предмет, результат и осуществляется в три этапа: организационно подготовительный, технологический, заключительный [2; 3]. О. В. Рубцова, рассматривая проектную деятельность
проектной деятельности должны быть ролевое экспериментирование, которое позволяет превратить учебную проблему в личностно значимую для подростка задачу и обеспечивает его эмоциональную вовлеченность в процесс обучения; рефлексивная коммуникация, основу которой составляет перепозиционирование участниками своих оценок и точек зрения [4].
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. рассматривают проектную деятельность как средство формирования универсальных учебных действий [5]. Психологические факторы успешной реализации проектной деятельности представлены в трудах С. И. Неизвестного [6]. Рассматривая проектную деятельность школьников как
0 о
г
г а ж
а -к к
к 3
о
№
ж
ж о
Й д
№ So
ж о
о
№ ж
а
ж о
й
№
л №
о о
о
№ №
№ к к
з №
№ №
а ж
к
к §
¡3
О
а
«о
о к
3
tj
Jf
.0
«о
о
£ е
СЦ ttj Й5
творческую, Л. Н. Азарова и Н. А. Оленева приводят сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности [7]. Возможности проектно-исследова-тельской деятельности учащихся-подростков в построении их активного взаимодействия с социальной средой были представлены Е. Б. Се-востьяновой [8]. Н. Е. Седова рассматривает применение метода проектов на этапе творческого применения языкового материала [9].
Технологии исследовательского и проектного обучения широко представлены в трудах А. И. Савенкова [10, 11]. Способы организации массовых проектов в начальной школе раскрыл А. В. Горячев [12]. Особого внимания заслуживают труды В. С. Лазарева, в которых прослеживается критика существующих подходов к организации проектной деятельности в школе и представлен авторский подход к осуществлению данного вида деятельности [13, 14, 15].
Цель настоящей статьи - охарактеризовать существующие подходы к применению метода проектов на начальной ступени образования, выявить существующие трудности,
возникающие в ходе проектной деятельности.
Задачи исследования:
- выявить основные проблемы, возникающие у учителей и учащихся в ходе проектной деятельности;
- рассмотреть возможные способы решения этих проблем.
2. Материалы и методы (Materials and methods)
Для того чтобы выявить основные проблемы, возникающие у учителей и учащихся в ходе проектной деятельности, нами было проведено анкетирование учителей начальных классов и младших школьников. В исследовании приняли участие 120 детей в возрасте от 8 до 11 лет и 28 учителей. Результаты опроса учителей начальных классов свидетельствуют о наличии у 66,5% респондентов трудностей при организации проектной деятельности, которые связаны с отсутствием времени для обучения детей основам работы над проектами. И этому есть вполне объективные причины, связанные с перегрузкой учителей.
Последствия данной проблемы очевидны. Разработкой и оформлением проектов занимаются родители.
Проиллюстрируем сказанное полученными в ходе исследования результатами. В одном из вопросов анкеты младшим школьникам предлагалось оценить свой вклад в создание проекта. Так, 14,1 % респондентов признались в том, что всю работу за них выполнили взрослые, 23,2 % школьников отметили, что взрослые сделали большую часть проекта, а 39,5 % обучающихся - разделили работу пополам с родителями и учителем. Лишь 23,2 % опрошенных отметили, что самостоятельно работали над проектом. Подобный вопрос был задан и учителям. При оценивании степени самостоятельности младших школьников в создании проекта 73,5 % педагогов констатируют факт помощи со стороны учителя и родителей.
В ходе анкетирования мы выяснили, что самой сложной работой в ходе подготовки проекта для младших школьников оказалась работа с информацией. На это указали 59,7% респондентов. Трудности возникали у младших школьников и при постановке проблемы (в 44,8% случаев). На вопрос: «В каких источниках ты находил информацию для проекта?» были получены следу-
ющие ответы. На первом месте оказался интернет -73,8 %, на втором месте - словари и энциклопедии -46,5 %, на третьем месте - книги и учебники - 25,7 %.
Итак, результаты анкетирования позволили нам сформулировать основные проблемы, которые возникают в ходе осуществления проектной деятельности. Одна из таких проблем - отсутствие в большинстве случаев подготовки, специального обучения проектированию. Данная проблема порождает трудности, которые возникают у младших школьников при постановке проблемы и в поиске информации. Отметим, что информацию для проектов дети пытаются найти в основном на страницах сети и интернет, а к книгам, энциклопедиям и словарям обращаются редко. Третья проблема - низкая степень самостоятельности при подготовке проектов. Следовательно, проектная деятельность не решает своей основной задачи - формирования метапредметных умений. Действия детей сводятся к получению информации по теме проекта и подготовке выступления (презентации), причем в некоторых случаях путем механического заучивания доклада.
О
о
г
г а ж
а -к ж
ж 3
о
№
ж
ж о
Ж(
д №
ж о
о
№ ж
а л
ж о
Ж
№
л №
о о
о
№ №
№ ж
ж
з №
№
№ а
ж ж
ж ¡3
о
а
«о
о «
S
С5
Jf
•о
«о
о £ сц
И5
¡SÏ
4. Обсуждение (Discussion)
С каждым годом усиливается внимание педагогов к организации проектной деятельности в школе. Анализ существующей литературы показывает, что в определении сущности основных понятий достигнуто единство мнений. Метод проектов обычно понимают как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Однако изучение представлений современных ученых позволяет говорить о существовании нового подхода к осуществлению проектной деятельности в школе. В связи с этим встречаются критические суждения относительно традиционного подхода к организации проектной деятельности в школе. Отмечается, что проекты превращаются в реферативные работы, тем самым развивая лишь познавательные умения школьников. Основной задачей проектной деятельности является развитие метапредметных умений. А получение учащимися в ходе работы над проектом новых для себя
знаний является не основным, а побочным продуктом деятельности.
Обратимся к размышлениям профессора В. С. Лазарева, который считает, что проектная деятельность будет способствовать развитию мышления учащихся в том случае, если при разработке проекта будут решаться учебные задачи, связанные с освоением способов этой деятельности. Для развития практического мышления учащихся и формирования у них соответствующих умственных действий необходимо обеспечить освоение ими комплекса метапредметных понятий: проект; проблема, проблемная ситуация; решение проблемы; поиск решения проблемы; измерение, измерительная шкала; оценка; критерий; принятие решения; цель и целеполага-ние; план и планирование; результативность и эффективность решения проблемы; условия эффективной командной работы [14]. Таким образом, в результате проектной деятельности дети должны освоить культурные способы исследования окружающего мира и решения практических проблем.
Представленный выше подход, раскрывает суть проектной деятель-
ности на ступени основного общего образования. Естественно, в начальной школе невозможно осуществить проект в представленном варианте. Но обращение к подходу, описанному В. С. Лазаревым, позволяет увидеть перед собой цель, к которой нужно стремиться. Учитывая принцип преемственности, мы видим своей задачей выстраивание проектной деятельности в начальной школе, ориентируясь на достигнутые результаты на предыдущей ступени образования и на планируемые результаты следующей ступени образования.
В настоящее время преобладает традиционный подход к осуществлению проектной деятельности в начальной школе. Он характеризуется направленностью на достижение предметных результатов в проектной деятельности, что искажает суть проектной деятельности. Мы отмечаем необходимость корректив теории и практики проектной деятельности в начальной школе с учетом требования к подготовке младших школьников к решению жизненно важных проблем средствами проектной деятельности.
Психологи отмечают, что для эф-
фективного осуществления проектной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, «зрелость», включающая:
- сформированность коммуникативных умений (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи;
- гибкость, вариативность и самостоятельность мышления;
- умение адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- умение обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- умение делать конструктивные пожелания, замечания.
Следовательно, задача учителя на начальной ступени образования
О
о
г
г а ж
а -к к к
о
л
ж
ж
0 Й
д
1
ж о
о
№ ж
а
ж о
й
I
л №
о о
о
№ I
№ к к
I
№
№ а
ж к
к ¡3
о
а
«о
о к
3
1=3
.0
«о
о
£ е
сц
05
Й5
заключается в создании условий для формирования такой готовности. Федеральный государственный стандарт начального общего образования предусмотрел достижение данной задачи.
В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи и работать с источниками информации, готовность слушать и слышать собеседника, умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия [16].
Таким образом, мы обнаруживаем противоречие: для осуществления проектной деятельности младших школьников необходим целый ряд разнообразных умений, на формирование которых, в свою очередь, и направлена проектная деятельность. Следовательно, начальная школа - это первая ступень на пути к реализации проектов. С одной стороны, учащиеся в силу своих возрастных особенностей еще не обладают необходимым комплексом умений для подготовки и презентации проектов, с другой стороны, ФГОС предписывает учителям включение в образовательный процесс проектной деятельности с целью формирования у младших школьников метапредметных умений.
В начальной школе проекты можно разделить на две группы: учебные и внеучебные. Учебные проекты направлены, прежде всего, на формирование познавательных результатов. Темы для проектов обозначены в учебниках, хотя могут быть предложены и учителем. Вне-учебный проект не имеет границ: от мини-проекта до долгосрочного, от индивидуального до коллективного,
от информационного до творческого. Широкое распространение получила технология работы над массовым проектом А. В. Горячева. Он предлагает двухкомпонентную организацию проектной деятельности. На первом этапе учащиеся осуществляют информационный поиск по выбранному направлению общей темы, делятся полученными знаниями с одноклассниками. На втором этапе дети работают над созданием своего продукта проекта к теме, которая была выбрана на предыдущем этапе [12].
Возрастные особенности младших школьников указывают на невозможность выполнения всех действий по проектированию без участия взрослых, особенно в первом классе, поскольку они находятся в зоне ближайшего развития. Но это участие необходимо регламентировать. На наш взгляд, функция учителя заключается в том, чтобы научить ребенка отдельным действиям, необходимым для проектирования. В ходе анкетирования мы выяснили, что самой сложной работой в ходе подготовки проекта для младших школьников оказалась работа с информацией. Следовательно,
одна из первостепенных задач учителя - научить находить нужную информацию в различных источниках, выделять главное, понимать и пересказывать прочитанное. Без этого невозможно дальнейшее движение к получению результатов проектной деятельности.
Вторая задача - способствовать проявлению творческих способностей детей, которые будут отражаться в выборе и подготовке продукта проекта. Третья задача -сформировать умение презентовать результаты своего информационного поиска. Один из путей реализации этих задач - включение в образовательный процесс начальной школы курсов внеурочной деятельности по подготовке к проектной деятельности. Необходимым условием эффективности проектной деятельности является подбор таких тем, видов и продуктов проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. На первых этапах проектной деятельности в качестве продукта может быть рисунок или композиция, выполненная руками детей и т.п.
Функция родителей должна заключаться в осуществлении помощи
0 о
г а ж
а -к ж ж
о
л
ж
ж
0
Ж(
д
1
ж о
о
№ ж
а
ж о
Ж
I
л №
о о
о
№ I
№ ж
ж
I
№
№ а
ж ж
ж ¡3
о
а
«о
о «
S
С5
Jf
•о
«о
о £ сц
И5
¡si
и поддержки: поиск информационных ресурсов, совместная с ребенком работа с текстом, обучение ребенка приемам оформления и т.д.
Таким образом, грамотно организованная работа над учебными проектами позволит младшим школьникам постепенно освоить все этапы проектирования. С каждым новым проектом границы доступного для каждого ребенка будут расширяться: сегодня он может только прочитать текст и выделить главное с помощью взрослых, завтра уже самостоятельно, а через некоторое время будет предлагать темы проектов и реализовывать их без помощи взрослых.
5. Заключение (Conclusion)
Изучение проблемы организации проектной деятельности позволяет сделать следующие выводы. Проектная деятельность является весьма востребованной в настоящее время, как на ступени начального
общего образования, так и на ступени основного общего образования. Данный вид деятельности можно осуществлять и на уроках, и во внеурочное время. В начальной школе дети систематически включаются в разработку учебных проектов. Однако проведенное нами исследование свидетельствует о наличии проблем, как у учителя, так и у детей. Выявленные проблемы можно решить, на наш взгляд, за счет ресурсов внеурочной деятельности. Это может быть и отдельный курс внеурочной деятельности, направленный на обучение младших школьников проектированию. Обращение к существующим курсам внеурочной деятельности («Мир деятельности» Л. Г. Петерсон, «Проектная деятельность» Н. Ю. Пахомовой, «Все узнаю, все смогу А. В. Горячева и др.) позволит сформировать необходимые для участия в проектной деятельности метапредметные умения.
Библиографический список
1. Полат Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. - № 6. - С. 43-47.
2. Матяш Н. В. Проектная деятельность как структурная единица процесса обучения // Инновации в образовании. 2010. - № 11. - С. 23-30.
3. Матяш Н. В., Хохлова М. В. Информационные творческие проекты как средство развития личности младшего школьника // Педагогическое образование в России. 2014. - № 5. - С. 45-49.
4. Рубцова О. В., Кривошеева Л. Б. Проектирование как способ организации учеб-
ной деятельности подростков (на примере технического моделирования) // Психологическая наука и образование. 2015. - Том 20. - № 3. - С. 133-146.
5. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. - № 1 (5) - С. 104-110.
6. Неизвестный С. И. Психологические факторы успешной проектной деятельности [Электронный ресурс]. URL: ttp://rgsu.net/about/science/publishing/maga-zine/2017UZ/2017UZ_2572.html (дата обращения: 11.10.18).
7. Азарова Л. Н., Оленева Н. А. Основные подходы к пониманию сущности понятий «проектная деятельность», «метод учебных проектов», «учебный проект» [Электронный ресурс]. URL: ttp://lira.dolgorukovo.net/view_article.php?id=20 (дата обращения: 28.11.18).
8. Севостьянова Е. Б. Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся-подростков в построении их активного взаимодействия с окружающей ^ средой // Психологическая наука и образование. 2012. - № 4. - С. 34-41.
9. Седова Н. Е., Колентионок Е. Н. Проектные методы в развитии креативности | младших подростков на уроках иностранного языка // Вестник Челябинского государ- ^ ственного педагогического университета. 2009. - № 4 - С. 135-142. ^
10. Савенков А. И. Проектирование и следование в современном образовании // § Химия в школе. 2008. - № 6. - С. 1-8. |
11. Савенков А. И. Методика учебного исследования и проектирования в ^ практике начального обучения // Начальная школа. 2012. - № 9. - С. 54-60. ч^
12. Горячев А. В. Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 22100» // Начальная школа плюс До и После. 2004. - № 5. - С. 8-15. ^
13. Лазарев В. С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2015. - Том 20. - № 3. - С. 25-34.
14. Лазарев В. С. Новое понимание метода проектов в образовании // Педагогика.
2ORCID No. 0000-0002-1015-5896 Candidate of Sciences (Education), Associate Professor of the Department of pedagogy, psychology and subject methods, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
3
2011. - № 10. - С. 3-11. 2
15. Лазарев В. С. Проектная и псевдопроектная деятельность в школе // Народное образование. 2014. - № 8. - С. 130-136.
16. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru (дата обращения: 28.11.18).
л а
о
2 §
I. V. Verkhovikh1, N. P. SHityakova
JORCID No. 0000-0003-4799-9985 Academic Title of Associate Professor, Professor of the Department of pedagogy, psychology and subject methods, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: verhovihiv@cspu .ru ^
S к
№ а
S
E-mail: [email protected] ^
PROBLEMS OF ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES
IN THE ELEMENTARY SCHOOL IN ACCORDANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE GEF
Abstract
Introduction. The article presents the results of the analysis of pedagogical research on the problems of organization of project activities in primary school in accordance with the requirements of the Federal state educational standard. The purpose of the article is to characterize the existing approaches to the application of the project method at the primary level of education, to identify the existing difficulties arising in the course of project activities.
Materials and methods. To achieve the goal, such methods as questioning and conversation were used.
Results. The survey allowed us to formulate the main problems that arise in the course of project activities. One of these problems-is the lack of training in most cases, special training design. The second problem is related to: difficulties that arise in younger students in the formulation of the problem and in finding information. Note that children try to find information for projects mainly on the Internet, and rarely turn to books, encyclopedias and dictionaries. The third problem is the low degree of autonomy in the preparation of projects. Therefore, the project activity does not solve its main task - the formation of metasubject skills. Children's actions are limited to obtaining information on the subject of the project and preparing a speech (presentation), and in some cases by mechanical memorization of the report..The survey allowed us to formulate the
a
I
main problems that arise in the course of project activities. One of
^ these problems-is the lack of training in most cases, special training
£
o 1!
design. The second problem is related to: difficulties that arise in younger students in the formulation of the problem and in finding information. Note that children try to find information for projects mainly on the Internet, and rarely turn to books, encyclopedias and
dictionaries. The third problem is the low degree of autonomy in the preparation of projects. Therefore, the project activity does not solve its main task - the formation of metasubject skills. Children's actions are limited to obtaining information on the subject of the project and preparing a speech (presentation), and in some cases by mechanical memorization of the report.
Discussion. It is noted that in the process of project activities at the stage of primary General education in primary school children should be formed primarily metasubject skills. The acquisition of new knowledge by students in the course of work on the project is not the main, but a by-product of the activity. Age features of younger students do not allow them to perform all the design actions on their own. Therefore, the main task of the teacher is to teach children the individual actions necessary for the design. The second task is to promote the creative abilities of children, which will be ft reflected in the selection and preparation of the project product. The third task is to form the ability to present the results of your information search. One of the ways to implement these tasks is to include in the educational process of primary school courses of extracurricular activities in preparation for project activities.
Conclusion. Implementation of special work on the formation of the ability of younger schoolchildren skills to set forth a problem of the research, to carry out an informational search, to work with text, to find ways of solutions to a problem, to build a sequence of their actions to achieve the goal. The presentation of the product of | the project will allow to turn the project activity into a means of expanding the horizons of students in various fields of knowledge, into a means for the formation of metasubject skills.
Keywords: project activity, method of projects, technology of project activity.
Highlights:
- the main approaches to the organization of project activities
ft o
n
s
N'
a
s o' n
ft R
ft ft
ft
in primary school are studied;
- the problems that arise in the subjects of the educational process in the course of project activities at the stage of primary General education are identified;
- proposed solutions to these problems.
References
1. Polat E.S. (2006)Metod proektov: istoriyai teoriya voprosa [Project method: history and theory]. Shkolnye texnologii. 6, 43-47. (In Russian).
2. Matyash N.V. (2010) Proektnaya deyateVnosf kak strukturnaya ediniczaprocessa obucheniya [Project activities as a structural unit of the learning process]. Innovacii v obrazovanii.11, 23-30. (In Russian).
3. Matyash N.V. (2014) Informacionnye tvorcheskie proektys kak sredstvo razvitiya lichnosti mladshego shkol'nika [Information creative projects as a means of development of the personality of the younger schoolboy]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 5, 45-49 (In Russian).
4. Rubczova O.V. (2015) Proektirovanie kaksposob organizacii uchebnoj deyateVnosti podrostkov (na primere texnicheskogo modelirovaniya) [Design as a way of organization of educational activity of teenagers (on the example of technical modeling)]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. 20, 3, 133-146. (In Russian).
5. Asmolov A.G. (2011) Proektirovanie universalnyx uchebnyx dejstvij v starshej shkole [Designing universal learning activities in high school]. NacionaVny^jpsixologicheskij zhurnal. 1(5), 104-110. (In Russian).
6. Neizvestny'j S.I. (2017) Psixologicheskiefaktorys uspeshnojproektnoj deyateVnosti [Psychological factors of successful project activity]. Available at: http://rgsu.net/about/sci-ence/publishing/magazine/2017UZ/2017UZ_2572.html. (Accessed: 28.11.2018) (In Russian).
7. Azarova L.N. (2010) Osnovnye podxodys k ponimaniyu sushhnosti ponyatij «proektnaya deyateVnosV», «metod uchebnyx proektov», «uchebnysj proekt» [Basic approaches to understanding the essence of concepts «project activity», «method of educational projects», «educational project»]. Available at: http://lira.dolgorukovo.net/view_arti-cle.php?id=20 (Accessed: 28.11.2018) (In Russian).
8. Sevost yanova E.B. (2012) Vozmozhnosti proektno-issledovatelskoj deyateVnosti
a
I
uchashhixsya-podrostkov v postroenii ix aktivnogo vzaimodejstviya s okruzhayushhej sredoj
£ £
o
1!
£
[Possibilities of design and research activities of teenage students in building their active interaction with the environment]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. 4, 34-41 (In Russian).
9. Sedova N.E. (2009) Proektny'e metodys v razvitii kreativnosti mladshixpodrostkov na urokax inostrannogoyazy 'ka [Project methods in the development of creativity of younger adolescents in foreign language lessons]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. 4, 135-142 (In Russian).
10. Savenkov A.I. (2008) Proektirovanie i sledovanie v sovremennom obrazovanii [Design and follow-up in modern education]. Ximiya v shkole. 6, 1-8 (In Russian).
11. Savenkov A.I. (2012)Metodika uchebnogo issledovaniya iproektirovaniya vprak-tike nachalnogo obucheniya [Methods of educational research and design in the practice of primary education]. Nachal'naya shkola. 9, 54-60 (In Russian).
12. Goryachev A.V. (2004) Proektnaya deyateVnosf v Obrazovatel'noj sisteme «Shkola 2100» [Project activities in the Educational system "School 2100»]. Nachafnaya shkolaplyus Do i Posle. 5, 8-15 (In Russian).
13. Lazarev V.S. (2015) Proektnaya deyateVnosf uchashhixsya kak forma razvivay-ushhego obucheniya [Project activities of students as a form of developmental education]. Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. 20, 3, 25-34. (In Russian).
14. Lazarev V. S. (2011) Novoe ponimanie metodaproektov v obrazovanii [New understanding of the project method in education]. Pedagogika. 10, 3-11. (In Russian).
15. Lazarev V.S. (2014) Proektnayaipsevdoproektnayadeyatefnost" vshkole [Project and pseudo-project activities at school]. Narodnoe obrazovanie. 8, 130-136. (In Russian).
16. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma nachalnogo obshhego
Available at: http://fgosreestr.ru (Accessed: 28.11.2018) (In Russian).
?
ft o
<3
obrazovaniya (2015) [Approximate basic educational program of primary General education]. §
N'
a §
o'
s ft
&
ft ft
a
ft §
§ §
a
aft
ft s
ft ^
o o
a ft
ft o
s
s
ft
ft
ft a
R
ft s
ft ft
ft