Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА ВУЗА'

ЛИЧНОСТНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Студент / научно-исследовательский потенциал / личностная креативность / любознательность / сложность. / Student / research potential / personal creativity / curiosity / complexity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина А. В., Косцова М. В.

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностной креативности как предиктора научно-исследовательского потенциала студента вуза. Согласно статистическому анализу были выделены только прямые корреляционные связи между мотивационным компонентом исследовательского потенциала и личностной креативностью студентов (rs=0,2 при p≤0,05), а также корреляты между исследовательской мотивацией и сложностью, любознательностью (rs=0,2 при p≤0,05). Поэтому только мотивированные студенты могут проявлять личностную креативность и создавать свой уникальный исследовательский продукт. С остальными компонентами исследовательского потенциала взаимосвязей не выявлено. Гипотеза доказана частично.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CREATIVITY AS A PREDICTOR OF A UNIVERSITY STUDENT'S RESEARCH POTENTIAL

The article presents the results of an empirical study of personal creativity as a predictor of a university student's research potential. According to statistical analysis, only direct correlations were identified between the motivational component of research potential and personal creativity of students (rs=0.2 at p≤0.05), as well as correlates between research motivation and complexity, curiosity (rs=0.2 at p≤0.05). Therefore, only motivated students can show personal creativity and create their own unique research product. There are no correlations with the other components of the research potential. The hypothesis has been partially proved.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА ВУЗА»

УДК 159.942.2

ЛИЧНОСТНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРЕДИКТОР НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА ВУЗА

© 2024 А. В. Гришина, М. В. Косцова

1 кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии e-mail:nast_kostsova @ mail. ru

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Севастополь)

2кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии e-mail:mashasev @ mail. ru

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет»

(г. Севастополь)

В статье представлены результаты эмпирического исследования личностной креативности как предиктора научно-исследовательского потенциала студента вуза. Согласно статистическому анализу были выделены только прямые корреляционные связи между мотивационным компонентом исследовательского потенциала и личностной креативностью студентов (rs=0,2 при p<0,05), а также корреляты между исследовательской мотивацией и сложностью, любознательностью (rs=0,2 при p<0,05). Поэтому только мотивированные студенты могут проявлять личностную креативность и создавать свой уникальный исследовательский продукт. С остальными компонентами исследовательского потенциала взаимосвязей не выявлено. Гипотеза доказана частично.

Ключевые слова: студент, научно-исследовательский потенциал, личностная креативность, любознательность, сложность.

PERSONAL CREATIVITY AS A PREDICTOR OF A UNIVERSITY STUDENT'S RESEARCH POTENTIAL

© 2024 A. V. Grishina1, M. V. Kostsova2

1Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology e-mail: nast_kostsova@mail.ru

Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education " V. I. Vernadsky Crimean Federal University" (Sevastopol)

2Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department

of Psychology e-mail: mashasev@mail.ru Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Sevastopol State University" (Sevastopol)

The article presents the results of an empirical study of personal creativity as a predictor of a university student's research potential. According to statistical analysis, only direct correlations were identified between the motivational component of research potential and personal creativity of students (rs=0.2 at p<0.05), as well as correlates between research motivation and complexity, curiosity (rs=0.2 at p<0.05). Therefore, only motivated students can show personal creativity and create their own unique research product. There are no correlations with the other components of the research potential. The hypothesis has been partially proved.

Keywords: student, research potential, personal creativity, curiosity, complexity.

Современное общество ориентируется на творческих и деятельных людей. Они вносят новизну в различные области жизни: социальную, экономическую, культурную, но в первую очередь - научную. Поэтому в наше время исследования в этой сфере стали особенно актуальны.

Это связано с тем, что современное общество требует креативных идей и творческости личности. Однако не существует единой концепции, которая бы согласовывала разные и даже противоположные взгляды ученых со всего мира в сфере психологии творчества. Л.Т. Репуччи в 60-е годы насчитал более 60 определений креативности, а сейчас их число, даже невозможно определить [5].

В словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского творчество определяется как «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный...» [3, с. 392].

Научный продукт может формироваться только в процессе научной деятельности. Целью статьи является эмпирическое изучение личностной креативности как предиктора научно-исследовательского потенциала студента вуза. Научная гипотеза: предполагается, что компоненты личностной креативности (склонность к риску, любознательность, сложность и воображение) у студентов вуза взаимосвязаны с компонентами научно-исследовательского потенциала (мотивационным, когнитивным и поведенческим).

В ходе исследования мы применяли общенаучные методы, а также методы описательной и математической статистики:

К эмпирическим методам относятся: диагностика личностной креативности Е. Е. Туник; тест «Исследовательский потенциал студента» (авторы: Н. В. Бордовская, С. Н. Костромина, С. И. Розум, Н. Л. Москвичева) [4]; методы обработки эмпирических данных: количественная и качественная обработка результатов исследования, графическое отображение данных, вычисление ранговой корреляции Спирмена (ъ).

Описание выборки исследования: студенты-психологи П-1У курсов квалификации «бакалавр», а также студенты 1-11 курсов квалификации «магистр» направления «Психология». База исследования: СЭГИ (филиал) КФУ им.В.И. Вернадского и СевГУ (на базе Гуманитарно-педагогического института). Общее количество респондентов - 78.

Исходя из описательной статистики, можно выделить общую динамику по тесту Е.Е. Туник (рис. 1).

Гришина А. В., Косцова М. В. Личностная креативность как предиктор научно-исследовательского потенциала студента вуза

60 50 40 30 20 10 0

50,9

15,2 14,6 12,8 8,2

■ ■ ■ м

Склонность к риску Любознательность

Воображение Общий балл

Рис. 1. Средняя динамика по личностной креативности Е.Е. Туника

Компоненты «склонность к риску и «любознательность» находятся на среднем уровне у изучаемой выборки (14,6), «сложность» - на низком уровне среднего значения, что свидетельствует о нежелании студентов включаться в изучение сложных психологических явлений и мешает формировать научный аппарат будущего специалиста. Компонент «воображение» находится на низком уровне, что характеризует студентов высшей школы в низком творческом подходе в целом. Таким образом, общий показатель по личностной креативности находится на низком уровне (50,9), что свидетельствует о негативной психологической динамике.

Выделим специфику научно-исследовательского потенциала студента-психолога (рис. 2).

мотивационный когнитивный поведенческий общий балл

Рис. 2. Усредненные значения по методике «Исследовательский потенциал студента» (п = 78)

Исходя из данных рисунка, можно выделить, что у студентов высшей школы когнитивный компонент наиболее развит и находится на среднем уровне, это позволяет обучающимся решать когнитивные задачи интеллектуального творчества. Все остальные компоненты находятся на низком уровне. Развитие у студентов мотивации, поведенческого паттерна позволит улучшить показатель научно-исследовательского потенциала в целом.

Для доказательства статистической гипотезы о взаимосвязи личностной креативности и научно-исследовательского потенциала у студентов-психологов нами был использован непараметрический критерий ранговой корреляции Спирмена (Гз).

Мотивационная шкала Научно-исследовательского потенциала

Я8=0,2

Общий балл личностной креативности

Я8=0,2

Я8=0,2

Любознательность Сложность

Рис. 3. Корреляционные плеяды между переменными (при уровне достоверности 5 %)

Таким образом, согласно статистическому анализу, были выделены прямые корреляционные связи между мотивационным компонентом исследовательского потенциала и личностной креативностью студентов (г=0,2 при р<0,05), а также корреляты между исследовательской мотивацией и сложностью, любознательностью (^=0,2 при р<0,05). Только мотивированные студенты могут проявлять личностную креативность и создавать свой уникальный исследовательский продукт. С остальными компонентами исследовательского потенциала взаимосвязей не выявлено. Гипотеза подтвердилась частично.

Перспективы исследования. На основе полученных эмпирических данных будет создана программа по развитию мотивационного компонента исследовательского потенциала студента-психолога, а значит, и личностной креативности будущего профессионала.

Библиографический список

1. Гришина, А. В. Исследование научно-исследовательского потенциала студента вуза через призму эмоциональной направленности личности / А. В. Гришина // Современная гуманитаристика : коллективная монография / ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Ч. 4. - Севастополь : Севастопольский государственный университет, 2023. - С. 11-21.

2. Дубовицкая, Т. Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста / Т. Д. Дубовицкая // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - С. 103-109.

3. Психология: словарь / под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Москва : Политиздат, 1990. - 494 с.

4. Исследовательский потенциал студента / под редакцией Н. В. Бордовской. -Москва : Русайнс, 2018. - 259 с.

5. Гришина, А. В. Специфика рефлексии и проактивного совладающего поведения у студентов-психологов с разной научной субъектностью / А. В. Гришина, М. В. Косцова, Т. Д. Дубовицкая // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2023. - № 4(68). - С. 335-341. - иЯЬ: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get рд!У5143/ (дата обращения: 13.03.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.