Научная статья на тему 'СВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ'

СВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМФОРТ / ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / СТРЕМЛЕНИЕ К ДОМИНИРОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манкова Мария В.

В жизни каждого человека социально-психологическая адаптация занимает существенное место. Установление наличия или отсутствия связи с креативными способностями сможет помочь ответить на вопрос: можно ли посредством развития своего творчества улучшить и качество своей социальной жизни? Креативные способности и возможности студентов могут быть поглощены различными жизненными проблемами, а также непониманием того, каким образом способности могут воздействовать на окружающую действительность и на самого человека. Новизна исследования заключается в изучении креативных способностей в рамках адаптации студентов в обществе, что является необходимой основой для их становления и развития в нем. Был проведен теоретический обзор понятий социально-психологической адаптации, и креативности, а также эмпирическое исследование. Для подтверждения гипотезы о связи социальной адаптивности и креативных способностей были использованы следующие методики: тест социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда и тест личностной креативности Туник. Результаты были обработаны методами математической статистики в программе статистического пакета SPSS-22 и в дальнейшем интерпретированы. В результате выявлено несколько статистически значимых корреляций между исследуемыми показателями социальной адаптации и креативности, что говорит о частичном подтверждении гипотезы о связи, и вероятной корреляции социально-психологической адаптации с другими особенностями личности у студентов гуманитарного направления. В частности, было обнаружено наличие статистически значимых корреляций между стремлением к доминированию и эмоциональным комфортом с аспектами креативности, и между любознательностью и характеристиками адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Манкова Мария В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF CREATIVITY AND SOCIAL ADAPTABILITY IN HUMANITARIAN STUDENTS

In the life of every person, socio-psychological adaptation occupies a significant place. Establishing the presence or absence of a connection with creative abilities can help answer the question: is it possible to improve the quality of one's social life through the development of one's creativity? Creative abilities and opportunities of students can be absorbed by various life problems, as well as a lack of understanding of how abilities can affect the surrounding reality and the person himself. The novelty of the research lies in the study of creative abilities in the framework of the adaptation of students in society, which is the necessary basis for their formation and development in it. A theoretical review of the concepts of socio-psychological adaptation and creativity was carried out, as well as an empirical study. To confirm the hypothesis about the relationship between social adaptability and creative abilities, the following methods were used: the Rogers-Diamond test of socio-psychological adaptation and the Tunick personal creativity test. The results were processed by methods of mathematical statistics in the program of the statistical package SPSS-22 and further interpreted. As a result, several statistically significant correlations were found between the studied indicators of social adaptation and creativity, which indicates a partial confirmation of the hypothesis of a connection, and a probable correlation of socio-psychological adaptation with other personality traits in students of the humanities. In particular, there were found to be statistically significant correlations between dominance drive and emotional comfort with aspects of creativity, and between curiosity and adaptive characteristics.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»

GENERAL PSYCHOLOGY- PERSONALITY PSYCHOLOGY

Научная статья

УДК 316.66

Связь креативности и социальной адаптивности у студентов гуманитарного профиля обучения

Мария В. Манкова

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

E-mail: mankova@sfedu.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1696-5777

Аннотация

В жизни каждого человека социально-психологическая адаптация занимает существенное место. Установление наличия или отсутствия связи с креативными способностями сможет помочь ответить на вопрос: можно ли посредством развития своего творчества улучшить и качество своей социальной жизни? Креативные способности и возможности студентов могут быть поглощены различными жизненными проблемами, а также непониманием того, каким образом способности могут воздействовать на окружающую действительность и на самого человека. Новизна исследования заключается в изучении креативных способностей в рамках адаптации студентов в обществе, что является необходимой основой для их становления и развития в нем.

Был проведен теоретический обзор понятий социально-психологической адаптации, и креативности, а также эмпирическое исследование. Для подтверждения гипотезы о связи социальной адаптивности и креативных способностей были использованы следующие методики: тест социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда и тест личностной креативности Туник. Результаты были обработаны методами математической статистики в программе статистического пакета SPSS-22 и в дальнейшем интерпретированы.

В результате выявлено несколько статистически значимых корреляций между исследуемыми показателями социальной адаптации и креативности, что говорит о частичном подтверждении гипотезы о связи, и вероятной корреляции социально-психологической адаптации с другими особенностями личности у студентов гуманитарного направления. В частности, было обнаружено наличие статистически значимых корреляций между стремлением к доминированию и эмоциональным комфортом с аспектами креативности, и между любознательностью и характеристиками адаптации.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ- ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова

креативность, творчество, социально-психологическая адаптивность, адаптация, студенты гуманитарного профиля, высшее образование, обучение, эмоциональный комфорт, любознательность, стремление к доминированию

Для цитирования

Манкова М.В. (2021). Связь креативности и социальной адаптивности у студентов гуманитарного профиля обучения. Северо-Кавказский психологический вестник, 19(2), 5-19.

UDC 316.66

Relationship of creativity and social adaptability in humanitarian students

Maria V. Mankova

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation

E-mail: mankova@sfedu.ru

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1696-5777

Abstract

In the life of every person, socio-psychological adaptation occupies a significant place. Establishing the presence or absence of a connection with creative abilities can help answer the question: is it possible to improve the quality of one's social life through the development of one's creativity? Creative abilities and opportunities of students can be absorbed by various life problems, as well as a lack of understanding of how abilities can affect the surrounding reality and the person himself. The novelty of the research lies in the study of creative abilities in the framework of the adaptation of students in society, which is the necessary basis for their formation and development in it. A theoretical review of the concepts of socio-psychological adaptation and creativity was carried out, as well as an empirical study. To confirm the hypothesis about the relationship between social adaptability and creative abilities, the following methods were used: the Rogers-Diamond test of socio-psychological adaptation and the Tunick personal creativity test. The results were processed by methods of mathematical statistics in the program of the statistical package SPSS-22 and further interpreted. As a result, several statistically significant correlations were found between the studied indicators of social adaptation and creativity, which indicates a partial confirmation of the hypothesis of a connection, and a probable correlation of socio-psychological adaptation with other personality traits in students of the humanities. In particular, there

GENERAL PSYCHOLOGY' PERSONALITY PSYCHOLOGY

were found to be statistically significant correlations between dominance drive and emotional comfort with aspects of creativity, and between curiosity and adaptive characteristics.

Keywords

creativity, creation, socio-psychological adaptability, adaptation, humanitarian students, higher education, learning, emotional comfort, curiosity, desire for dominance

For citation

Mankova M. V. (2021). Relationship of creativity and social adaptability in humanitarian students. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik (North-Caucasian Psychological Bulletin), 19(1), 5-19. (in Russ.).

Введение

Социальная адаптация может определять процедуру по взаимоотношениям любого человека с социальной средой, а также выражает результат его связей и самосовершенствования в обществе. При этом у студентов, являющихся особой категорией людей в обществе, присутствуют различные креативные и нестандартные способности. Связь таких креативных способностей с возможностью социальной адаптации необходимо анализировать ввиду того, что не каждый уровень способностей и креативных возможностей может расцениваться обществом как нечто полезное. Подробнее обозначим приведенные понятия. Анализом креативных способностей и социальной адаптации занимались такие современные авторы, как: Суворова Е. В., Полякова Л. С., Южакова Ю. В., Потапов Д. А., Афанасьев И. В., Овчинникова Е. В., Конева У. В., Гимадиева Л. Ш.

В научном сообществе креативность очень часто рассматривают как важный и независимый фактор, характеризующий одаренность личности. Креативность может быть определена при помощи восприимчивости к новым позициям и идеям без возможности изначального критического мышления по отношению к ним. Креативность в этом случае определяется как способность изучать и исследовать новшества и идеи вне зависимости от ранее установленных стандартов их анализа.

М. В. Романова (2019) считает, что креативность является способностью осуществлять удивление и познавать, искать решение при наличии нестандартных ситуаций, и дает возможность осуществлять нацеленность на открытие новых способностей и возможностей познавать окружающий мир и развивать свой опыт.

Согласно позиции А. А. Алейниковой (2020, с. 249) креативность имеет в своем составе три ключевых элемента:

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Способность и умение мыслить творчески, заниматься поиском оригинальных решений, ликвидировать проблемы с опережением установленного времени, а также решать творческие задачи наиболее качественно.

2. Креативность представляет возможность управлять психологической инерцией и изменением мышления, а также принимать неожиданные решения в условиях ситуации, связанной с риском.

3. Креативность позволяет понять ключевые закономерности и особенности окружающего мира, исследовать действующие системы и объекты.

Важнейшими элементами креативности выступают, на основании позиции В. В. Байлук (2020, с. 52), следующие:

1. Рефлексия, которая дает возможность сформировать собственное сознание, предоставляющее возможность планировать и анализировать все события.

2. Целенаправленность может быть связана с общей организацией переживаемого и анализируемого опыта, и предоставляет возможность изменять окружающую среду.

М. В. Романова (2019) считает, что необходимо выделять следующие основные параметры и инструменты обеспечения креативности:

1. Оригинальность представлена как способность формировать некоторые недоступные изначально ассоциации, прогнозировать и реализовывать редкие идеи, и отвечать на все раздражители нестандартными способами и методами.

2. Проблемность позволяет выделить способность, связанную с поиском и обнаружением проблем.

3. Продуктивность дает возможность определить новые идеи, и генерировать их в нестандартных ситуациях.

4. Восприимчивость (гибкость) отражает чувствительность к разнообразным позициям и противоречиям, а также показывает способность создавать необычные и многогранные идеи, трансформируя работу применительно к новым условиям.

5. Созидательность предоставляет возможность улучшать объекты, и добавлять в них новые детали или элементы.

6. Наличие теоретической обоснованности определяется способностью личности решать все проблемы на основании анализа и синтеза.

7. Метафоричность позволяет формировать фантазию, объёмные и качественные ассоциации, применять графические или иные средства, способствующие выражению идей и мыслей.

По мнению Е. В. Суворовой (2019, с. 65) для исследования креативного мышления подходит анализ мышления, который позволяет узнать эту сторону личности у молодых людей, которые являются наиболее активными участниками развития и совершенствования представленного направления. Автор

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

считает, что существует два основных вида мышления. Первым видом является логическое мышление, которое может быть нацелено на одно направление, и позволяет анализировать конкретные события только с определенной точки зрения. Другой тип мышления позволяет отступать от логических соображений и побуждений, его можно направлять на несколько основных позиций.

На основании позиции Б. С. Исмакова, А. Г. Есенгелди, и А. К. Карим (2019) креативность не является некоторой особенной характерной чертой любого процесса познания, так как она будет являться глубокой характеристикой индивидуального характера у каждого человека. Авторы говорят о том, что личность невозможно сформировать физически, а можно воспитать в обществе путем воздействия. Воспитание в этом случае по мнению авторов является инструментом для образования условий, позволяющих адаптироваться среди других людей. Однако, если прямое обучение творческому мышлению невозможно ввиду субъективных и объективных причин, то можно создавать условия, которые будут стимулировать или замедлять творческую деятельность.

Д. А. Потапова и И. В. Афанасьев (2020) отмечают две основные категории факторов, которые могут создавать барьеры для развития креативного поведения: факторы ситуативного и личностного характера.

Ситуативными факторами могут быть следующие: ограничения во времени, стресс, высокая степень тревожности, желание быстро и без проблем находить конкретное решение, высокий или низкий уровень мотивации, неуверенность в своих способностях и возможностях.

Личностными факторами выступают проявление конформизма, неуверенность в собственных возможностях, или уверенность, эмоциональная подавленность, желание не использовать рискованное поведение, высокая тревожность с точки зрения личностных особенностей, и некоторые другие факторы.

Переходя к понятию социальной адаптации, стоит уточнить, что в психологии она определяется как процедура, связанная с активным приспособлением человека к социальной действительности, а также социальная адаптация отражает результат подобного процесса на практике. Другими словами, адаптация является способностью изучать и понимать человеком возможность приспосабливаться к различным позициям и требованиям, присутствующим в рамках окружающей среды и действительности. В этом случае адаптация должна происходить без внутреннего дискомфорта и конфликта, который не должен развиваться с внешней средой.

И. А. Сватова (2019, с. 77) считает, что адаптация выступает предпосылкой для построения активной деятельности и важным условием увеличения работоспособности с точки зрения фактора эффективности. В этом случае адаптация нужна для успешного функционирования и развития человека в обществе.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

С. А. Савельева (2019, с. 222) полагает, что существует три основных формы адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении:

1. Адаптация формального типа. Она дает возможность изучать и получать информацию по приспособлению студента к новому социальному окружению, направлена на изучение структуры высшего учебного заведения, к исследованию процедуры обучения, требованиям и к обязанностям.

2. Адаптация общественного типа является процессом по интеграции групп студентов, обучающихся в высшем учебном заведении и объединении таких групп в единую студенческую систему и сообщество.

3. Адаптация дидактического типа затрагивает процедуру подготовки студентов к иным формам и технологиям учебной деятельности в рамках высшего учебного заведения.

Адаптация студентов, обучающихся на гуманитарных специальностях в некоторой степени отличаются от тех, кто обучается на технических и естественнонаучных направлениях. Специфические условия осуществления адаптации студентов могут быть определены условиями обучения, индивидуальными возможностями и способностями, а также отношением высшего учебного заведения к студентам, обучающимся в их стенах. Осуществление профессиональной подготовки и адаптации студентов позволяет им приобрести навыки и знания, которые в будущем будут использованы в ходе трудоустройства. Юношеский возраст позволяет воспринимать более глубоко и дифференцированно окружающую действительность, развивать свою самостоятельность, и расширять потребность в общении со своими сверстниками (Корнилова, Петрова, 2019, с. 129).

С. В. Гурьев (2019, С, 58) отмечает, что важнейшим показателем адаптации студента выступает степень адаптированности. Автор благодаря исследованию выделил три ключевых критерии адаптированности студента:

1. Возможность сформировать познавательную самостоятельность.

2. Уровень формирования ценностных ориентаций личности.

3. Система коммуникативных знаний, умений и навыков.

По мнению А. Д. Швецовой (2019, с. 726) социальная и психологическая адаптация студентов в высшем учебном заведении может быть определена через такие категории как «формирование», «присвоение», «усвоение», «изменение социального положения». Определяется она в этом случае как возможность для интеграции основных характеристик и параметров социального и личностного типа у студентов к вузовской среде и возможности использовать свои навыки и знания на практике.

Для того чтобы сформировать стратегические и тактические основы, позволяющие максимально адаптироваться студенту к обучению в высшем учебном заведении, особенно важно знать и принимать к вниманию

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

интересы и жизненные планы студента. Качественное и успешное решение представленных проблем позволит улучшить адаптацию и совершенствовать свою деятельность, повышать объём знаний и навыков, и тем самым войти во взрослую жизнь максимально подготовленным.

Методы

Целью проведенного эмпирического исследования было установление связи между креативностью и социальной адаптаций у студентов гуманитарного профиля обучения.

Гипотеза исследования: между показателями социально-психологической адаптивности и креативности существует связь.

Задачами исследования являлись: подбор испытуемых, выбор подходящих методик, проведение самого исследования, обработка и последующая интерпретация полученных данных.

Для проведения данного исследования было опрошено 60 человек, чей возраст варьируется от 18 до 24 лет.

Тестирование было проведено при помощи Google Forms в период с 04.05.2020 по 14.05.2020.

Для осуществления психологического тестирования было выбрано две методики: тест-опросник социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда и опросник личностной креативности Е. Е. Туник.

Методика социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда направлена на исследование ключевых особенностей социально-психологической адаптации и всех связанных с этим черт и особенностей личности. Стимульный материал представлен 101 утверждением, от третьего лица единственного числа без применения местоимений. В методике существуют 6 ключевых интегральных показателей: адаптация, самоприятие, принятие других, эмоциональная комфортность, интернальность, стремление к доминированию, и эскапизм.

Диагностика личностной креативности по Е. Е. Туник дает возможность определить 4 ключевые особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.

Далее был проведен дисперсионный и корреляционный анализ с использованием таких методов математической статистики как: непараметрический U-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Пирсона, в программе SPSS-22.

Результаты

Для проведения анализа возможных различий между показателями креативности у студентов с разным уровнем социально-психологической адаптации, было выделено 3 группы, рассортированные по показателю адаптивности.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

От 0 до 0,4 - низкая (3 человек), от 0,4 до 0,6 - средняя (23 человека), и от 0,6 и больше - высокая адаптивность (34 человека).

При применении непараметрического и-критерия Манна-Уитни удалось выявить следующие различия между подгруппами. В частности, при сравнении низкой и средней подгруппы получились следующие результаты (табл. 1):

Таблица 1

Сравнение дисперсий у студентов с низкой и средней адаптацией

Любо- Креа- знатель- тивность ность Воображение Сложность Склонность к риску

и Манна-

Уитни 16,000 29,000 18,000 16,500 10,500

1 -1,488 -,444 -1,334 -1,452 -1,932

Асимпто-

тическая

значимость ,137 ,657 ,182 ,146 ,053

(2-сторонняя)

Точная знч.

2*(1-сторон. ,157ь ,705ь ,211ь ,157ь ,052ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знач.)

а. Группирующая переменная: Уровень адаптации

Ь. Не скорректировано на наличие связей.

Критерий показал, что у подгрупп с низкой и средней адаптивностью нет статистически значимых различий в проявлении их креативных показателей. Данный результат может быть недостоверным, в силу большой разницы в количестве испытуемых в выборках.

Далее будет рассмотрены результаты дисперсионного анализа между студентами со средней и с высокой адаптивностью (табл. 2).

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Таблица 2

Сравнение дисперсий у студентов с средней и высокой адаптацией

Любо- Склон-

Креатив- знатель- Вообра- Слож- ность

ность ность жение ность к риску

U Манна-Уитни 280,000 293,000 331,500 287,000 247,000

Z -1,807 -1,601 -,971 -1,696 -2,349

Асимп-

тотическая

значимость ,071 ,109 ,331 ,090 ,019

(2-сто-

ронняя)

У данных подгрупп существуют статистически значимые различия по такому показателю креативности, как склонность к риску.

Последнее сравнение дисперсий - между подгруппами студентов с низкой и с высокой социальной адаптивностью (табл. 3).

Таблица 3

Сравнение дисперсий у студентов с низкой и высокой адаптацией

Любо- Склон-

Креатив- знатель- Вообра- Слож- ность

ность ность жение ность к риску

U Манна-Уитни 38,000 44,500 39,500 48,000 34,000

Z -,724 -,363 -,642 -,168 -,952

Асимп-

тотическая

значимость ,469 ,716 ,521 ,867 ,341

(2-сто-

ронняя)

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Таблица 3

Сравнение дисперсий у студентов с низкой и высокой адаптацией

Любо- Склон-

Креатив- знатель- Вообра- Слож- ность

ность ность жение ность к риску

Точная знч.

2*(1-сторон. ,507ь ,733ь ,542ь ,896ь ,376ь

знач.)

а. Группирующая переменная: Уровень адаптации

Ь. Не скорректировано на наличие связей.

В данном случае не было выявлено статистически значимых различий. Как уже было упомянуто выше, данный результат может быть следствием большой разницы в количестве испытуемых.

В полученных результатах есть только одно значимое различие: по склонности к риску у студентов со средней и с высокой адаптацией, оставшиеся признаки не имеют существенных расхождений по показателям креативности.

Далее будут рассмотрены результаты корреляционного анализа, с применением коэффициента корреляции г-Пирсона, проведенного для проверки гипотезы о наличии связей между показателями креативности и социально-психологической адаптивности.

В результатах анализа удалось выявить следующие значимые корреляции при г, достигающем уровня статистической значимости р < 0,05:

- Слабая связь между стремлением к доминированию и склонностью к риску, при г = 0,28.

- Слабая связь между эмоциональным комфортом и склонностью к риску, при г = 0,27.

- Слабая связь между адаптацией и любознательностью, при г = 0,27.

- Слабая связь между интернальностью и любознательностью, при г = 0,26.

- Слабая связь между эмоциональным комфортом и любознательностью, при г = 0,26.

Также были выявлены следующие высокозначимые корреляции при г, достигающем уровня статистической значимости р < 0,01:

- Средняя связь между стремлением к доминированию и сложностью, при г = 0,51.

- Умеренная связь между стремлением к доминированию и любознательностью, при г = 0,33.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

- Умеренная связь между стремлением к доминированию и склонностью к риску, при r = 0,28.

Обсуждение результатов

Дисперсионный анализ выявил одно значимое различие по такой характеристике у студентов с высоким и средним уровнем адаптивности как склонность к риску.

Наиболее сильная и достоверная корреляционная связь, выявленная в данном исследовании - это связь между стремлением к доминированию и сложностью. Именно такая характеристика социальной адаптации как стремление к доминированию имеет больше всего связей, согласно результатом анализа. Можно предположить, что тем, кто стремится к власти, необходимо уметь как можно больше, чтобы воплощать свою потребность властвования. Для того, чтобы быть успешным руководителем могут потребоваться и иные качества.

Связь эмоционального комфорта с любознательностью и склонностью к риску может быть объяснена тем, что человек, испытывающий себя комфортно в обществе, будет испытывать меньшее количество стресса, и получение знаний может казаться ему менее трудной задачей. Касательно риска, у такого человека может быть менее высокий порог его понимания, что такое риск, эти люди могут считать риском потенциально более опасные вещи.

Помимо обнаруженной связи любознательности со стремлением к доминированию, и степенью эмоционального комфорта, была также установлена связь любознательности с адаптивностью и интернальностью. Любопытный человек, вероятно, может учитывать больше элементов в различных ситуациях, что может потенциально объяснить связь с внутренним локусом контроля. Такой человек возможно знает больше путей реализации в социуме, что предполагаемо объясняет связь с адаптивностью.

Среди смежных исследований, результаты которых перекликаются с полученными, можно выделить следующие:

Похожие результаты, фиксирующие низкий уровень связей показателей креативности и адаптивности, уже так же были установлены и за рубежом (Kinga & Szamoskozi, 2012) (Mouchiroud & Bernoussi, 2008). Такой показатель креативности, как оригинальность, может быть также связан с большим уровнем социальной адаптивности (Gryazeva-Dobshinskaya et al., 2020). Более высокие показатели креативности могут быть также связаны с более высокой успеваемостью, что может способствовать более успешной адаптации в учебном заведении (Anonymous, 2012). Однако и успешная адаптация в обществе может способствовать творческому процессу (Ashton-James, Chartrand, 2009).

Креативность в рамках социума помогает снизить стресс с течением времени (Orkibi, 2021), однако в напряженные моменты творческий процесс

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

может уступать процессу интеллектуальному (Yakymchuk et al., 2019), что означает, что в критические моменты студенты могут поступать уже известными им способами, а не создавать новые. Возможным решением здесь способна стать мысленная проработка напряженных ситуаций до того, как они случатся на самом деле. Но в целом творчество так же может выступать важным помощником адаптации в обществе (Sozinov et al., 2021, Bultseva et al., 2021).

Данное исследование позволило установить наличие значимых связей между креативностью и социально-психологической адаптивностью, исходя из этого можно предположить, что развивая креативность, возможно повысить и успешность социальной адаптации, однако для подтверждения данного предположения следует провести более подробные исследования, с проведением соответствующих мероприятий по развитию одной или обеих характеристик.

Литература

Алейникова, А. А. (2020). Формирование и мониторинг самооценки креативных способностей студентов среднего профессионального образования.

Педагогический вуз в социокультурном и образовательном пространстве региона, 246-251.

Байлук, В. В. (2020). О креативно-ориентированном профессиональном образовании. Педагогическое образование в России, 2, 51-65. Гурьев, С. В. (2019). Трудности социальной адаптации студентов-первокурсников. Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опыт и инновационные технологии физического воспитания, 58-60. Исмакова, Б. С., Есенгелди, А. Г., и Карим, А. К. (2019). Развитие творческих способностей у студентов в процессе обучения. Психология в системе социально-производственных отношений, 62-65. Корнилова, А. Г., и Петрова, С. Ф. (2019). Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников в университете. Проблемы современного педагогического образования, 62-2, 128-130. Потапов, Д. А., и Афанасьев, И. В. (2020). Развитие креативности личности в системе непрерывного образования. Bulletin of the International Centre of art and Education, 1. Романова, М. В. (2019). Связь творческих способностей и интеллекта у молодежи. Общество: социология, психология, педагогика, 11. Савельева, С. А. (2019). Социально-психологическая адаптация студентов.

Теория и практика модернизации научной деятельности, 221-225. Сватова, И. А. (2019). Факторы социально-психологической адаптации студентов. Психология в моей будущей профессии, 75-80.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

Суворова, Е. В., Полякова, Л. С., и Южакова, Ю. В. (2019). Модель развития профессионально-личностного потенциала студентов. Мир науки. Педагогика и психология, 7(1).

Швецова, А. Д. (2019). Целеполагание как фактор организации социальной адаптации студентов. Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения, 725-730.

Anonymous, (2012). The relationship between Creativity and Social Adaptively with the Academic Performance of the High School Students in Zanjan City. Journal of Educational Administration Research Quartery, 3(10), 15-28.

Ashton-James, C. E., & Chartrand, T. L. (2009). Social cues for creativity: The impact of behavioral mimicry on convergent and divergent thinking. Journal of Experimental Social Psychology, 45(4), 1036-1040. https://doi.org/10.1016/j. jesp.2009.04.030.

Bultseva, M. A., & Lebedeva, N. M. (2021). The role of intercultural competence, in the relationship between intercultural experiences and creativity among students. International Journal of Intercultural Relations, 82, 256-264.

Gryazeva-Dobshinskaya, V. G., Dmitrieva, Y. A., Korobova, S. Y., & Glukhova, V. A. (2020). Children's Creativity and Personal Adaptation Resources. Behavioral Sciences, 10(2). https://doi.org/10.3390/bs10020049

Kinga, S., & Szamoskozi, S. (2012). Relationship between social creativity and social intelligence, and their cognitive correlates, Transylvanian Journal of Psychology (Erdélyi Pszichológiai Szemel), 39-62.

Mouchiroud, C., & Bernoussi, A. (2008). An empirical study of the construct validity of social creativity. Learning and Individual Differences, 18(4), 372-380. https:// doi.org/10.1016/j.lindif.2007.11.008.

Orkibi, H. (2021). Creative Adaptability: Conceptual Framework, Measurement, and Outcomes in Times of Crisis. Frontiers in Psychology, 11. https://doi. org/10.3389/fpsyg.2020.588172

Sozinov, A. A., Bakhchinaa A. V., & Alexandrov Y. I. (2021). The Way of Learning Preserved in The Structure of Individual Experience Shapes Task-Switching: Implications for Neuroscience and Education. International Journal of Cognitive Research in Science Engineering and Education. http://doi. org/10.23947/2334-8496-2021-9-2-291-299

Yakymchuk, B. A., Yakymchuk, I. P., Vakhotska, I. O. Sundukova, I. V., & Lohvinova, Y. O. (2019). The Impact of Creativity and Intelligence on the Social Adaptation of the Students of the Faculty of Physical Education. Journal of Intellectual Disability - Diagnosis and Treatment, 7(4), 188-199. https://doi. org/10.6000/2292-2598.2019.07.03.17

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

References

Aleinikova, A. A. (2020). Formation and monitoring of self-assessment of creative abilities of students of secondary vocational education. Pedagogical university in the socio-cultural and educational space of the region, 246-251.

Bailuk, V. V. (2020). About creative-oriented professional education. Pedagogical education in Russia, 2, 51-65.

Guriev, S. V. (2019). Difficulties of social adaptation of first-year students. Physical culture and sport in the system of vocational education: experience and innovative technologies of physical education, 58-60.

Ismakova, B. S., Yesengeldi, A. G., & Karim, A. K. (2019). Development of creative abilities of students in the learning process. Psychology in the system of social and industrial relations, 62-65.

Kornilov, A. G., & Petrova, S. F. (2019). Socio-psychological adaptation of first-year students at the university. Problems of modern teacher education, 62-2, 128-130.

Potapov, D. A., & Afanasiev, I. V. (2020). Development of personality creativity in the system of continuous education. Bulletin of the International Center of Art and Education, 1.

Romanova, M. V. (2019). Relationship between creativity and intelligence in young people. Society: sociology, psychology, pedagogy, 11.

Savelyeva, S. A. (2019). Socio-psychological adaptation of students. Theory and practice of modernization of scientific activity, 221-225.

Svatova, I. A. (2019). Factors of socio-psychological adaptation of students. Psychology in my future profession, 75-80.

Suvorova, E. V., Polyakova, L. S., & Yuzhakova, Yu. V. (2019). Model of development of professional and personal potential of students. The world of science. Pedagogy and Psychology, 7(1).

Shvetsova, A. D. (2019). Goal-setting as a factor in the organization of social adaptation of students. Modern Vectors of Education Development: Actual Problems and Promising Solutions, 725-730.

Anonymous, (2012). The relationship between Creativity and Social Adaptively with the Academic Performance of the High School Students in Zanjan City. Journal of Educational Administration Research Quartery, 3(10), 15-28.

Ashton-James, C. E., & Chartrand, T. L. (2009). Social cues for creativity: The impact of behavioral mimicry on convergent and divergent thinking. Journal of Experimental Social Psychology, 45(4), 1036-1040. https://doi.org/10.1016/j. jesp.2009.04.030.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bultseva, M. A., & Lebedeva, N. M. (2021). The role of intercultural competence, in the relationship between intercultural experiences and creativity among students. International Journal of Intercultural Relations, 82, 256-264.

Gryazeva-Dobshinskaya, V. G., Dmitrieva, Y. A., Korobova, S. Y., & Glukhova, V. A.

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY

(2020). Children's Creativity and Personal Adaptation Resources. Behavioral Sciences, 10(2). https://doi.org/10.3390/bs10020049 Kinga, S., & Szamoskozi, S. (2012). Relationship between social creativity and social intelligence, and their cognitive correlates, Transylvanian Journal of Psychology (Erdelyi Pszichologiai Szemel), 39-62. Mouchiroud, C., & Bernoussi, A. (2008). An empirical study of the construct validity of social creativity. Learning and Individual Differences, 18(4), 372-380. https:// doi.org/10.1016/j.lindif.2007.11.008. Orkibi, H. (2021). Creative Adaptability: Conceptual Framework, Measurement, and Outcomes in Times of Crisis. Frontiers in Psychology, 11. https://doi. org/10.3389/fpsyg.2020.588172 Sozinov, A. A., Bakhchinaa A. V., & Alexandrov Y. I. (2021). The Way of Learning Preserved in The Structure of Individual Experience Shapes Task-Switching: Implications for Neuroscience and Education. International Journal of Cognitive Research in Science Engineering and Education. http://doi. org/10.23947/2334-8496-2021-9-2-291-299 Yakymchuk, B. A., Yakymchuk, I. P., Vakhotska, I. O. Sundukova, I. V., & Lohvinova, Y. O. (2019). The Impact of Creativity and Intelligence on the Social Adaptation of the Students of the Faculty of Physical Education. Journal of Intellectual Disability - Diagnosis and Treatment, 7(4), 188-199. https://doi. org/10.6000/2292-2598.2019.07.03.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.