Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОСТЬ, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ'

КРЕАТИВНОСТЬ, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермакова Е. С.

Введение. Исследование посвящено изучению характеристик креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов как важнейших аспектов личностного и профессионального развития в образовательной среде высшей школы. Результаты исследования позволят уточнить психологические знания о возможностях творческого личностного потенциала студентов, способствующего самоактуализации, а также выявить особенности формирования данных психологических феноменов в юношеском возрасте. Материалы и методы. Использовались следующие методики: тест личностной креативности Е. Е. Туник; диагностика самоактуализации личности САМОАЛ - методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калиной; шкала субъективного благополучия A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche в адаптации В. М. Соколовой. Выборка представлена студентами 1-2 курсов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Общее количество испытуемых - 90 человек, по 30 студентов психологического, экономического и технического направлений профессиональной подготовки в возрасте от 18 до 20 лет. Результаты исследования. Результаты позволили выделить сходство и различия в структуре связей показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов разных направлений подготовки. Обсуждение и выводы. Различия в факторной структуре связей показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия выборок студентов разных направлений профессиональной подготовки могут свидетельствовать о недостаточном использовании ресурсов креативности студентами технического и экономического направлений, что, вероятно, связано с незначительной креатизацией образовательной среды. Сходство факторной структуры показателей, отражающих связи креативности, самоактуализации и субъективного благополучия у всех студентов выборки позволяет предположить универсальность механизмов формирования данных психологических феноменов как предикторов творческого личностного потенциала в юности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ермакова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY, SELF-ACTUALIZATION AND SUBJECTIVE WELL-BEING OF STUDENTS

Introduction. The research is devoted to the study of the characteristics of creativity, self-actualization and subjective well-being of students as the most important aspects of personal and professional development in the academic environment of higher education. Study results will allow to clarify psychological knowledge about the possibilities of creative personal potential of students, contributing to self-actualization, as well as to identify the features of the formation of these psychological phenomena in adolescence. Materials and methods. The following methods were used: E. E. Tunik personal creativity test; diagnosis of self-actualization of the personality of SAMOAL - the technique of A. V. Lazukin in the adaptation of N. F. Kalina; subjective well-being scale A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche in adaptation by V. M. Sokolova. The sample is represented by students of 1-2 courses of St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I. The total number of subjects is 90 people, 30 students of psychological, economic and technical areas of professional training, aged 18 to 20 years. Results. The results made it possible to highlight the similarities and differences in the structure of relationships between indicators of creativity, self-actualization and subjective well-being of students from different areas of training. Discussion and conclusion. Differences in the factor structure of the links between indicators of creativity, self-actualization and subjective well-being of samples of students of different areas of vocational training may indicate insufficient use of creativity resources by students of technical and economic areas, which is probably due to a slight creatization of the educational environment. The similarity of the factor structure of indicators reflecting the links of creativity, self-actualization and subjective well-being in all students of the sample suggests the universality of the mechanisms of formation of these psychological phenomena as predictors of creative personal potential in youth.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОСТЬ, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТУДЕНТОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

|l69|

Научная статья УДК 159.923.2 ВАК 5.3.4

DOI 10.35231/18186653_2023_2_169

OPEN

Креативность, самоактуализация и субъективное благополучие студентов

Е. С. Ермакова

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. Исследование посвящено изучению характеристик креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов как важнейших аспектов личностного и профессионального развития в образовательной среде высшей школы. Результаты исследования позволят уточнить психологические знания о возможностях творческого личностного потенциала студентов, способствующего самоактуализации, а также выявить особенности формирования данных психологических феноменов в юношеском возрасте.

Материалы и методы. Использовались следующие методики: тест личностной креативности Е. Е. Туник; диагностика самоактуализации личности САМОАЛ - методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калиной; шкала субъективного благополучия A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche в адаптации В. М. Соколовой. Выборка представлена студентами 1-2 курсов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Общее количество испытуемых - 90 человек, по 30 студентов психологического, экономического и технического направлений профессиональной подготовки в возрасте от 18 до 20 лет.

Результаты исследования. Результаты позволили выделить сходство и различия в структуре связей показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов разных направлений подготовки.

Обсуждение и выводы. Различия в факторной структуре связей показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия выборок студентов разных направлений профессиональной подготовки могут свидетельствовать о недостаточном использовании ресурсов креативности студентами технического и экономического направлений, что, вероятно, связано с незначительной креатизацией образовательной среды. Сходство факторной структуры показателей, отражающих связи креативности, самоактуализации и субъективного благополучия у всех студентов выборки позволяет предположить универсальность механизмов формирования данных психологических феноменов как предикторов творческого личностного потенциала в юности.

Ключевые слова: креативность, самоактуализация, субъективное благополучие, студенты.

Для цитирования: Ермакова Е. С. Креативность, самоактуализация и субъективное благополучие студентов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. -2023. - № 2. - С. 169-186. DOI 10.35231/18186653_2023_2_169

© Ермакова Е. С., 2023

Mi

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

Original article UDC 159.923.2 VAK 5.3.4

DOI 10.35231/18186653_2023_2_169

Creativity, Self-actualization and Subjective Well-being of Students

Elena S. Ermakova

Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. The research is devoted to the study of the characteristics of creativity, self-actualization and subjective well-being of students as the most important aspects of personal and professional development in the academic environment of higher education. Study results will allow to clarify psychological knowledge about the possibilities of creative personal potential of students, contributing to self-actualization, as well as to identify the features of the formation of these psychological phenomena in adolescence.

Materials and methods. The following methods were used: E. E. Tunik personal creativity test; diagnosis of self-actualization of the personality of SAMOAL - the technique of A. V. Lazukin in the adaptation of N. F. Kalina; subjective well-being scale A. Perrudet-Ba-doux, G. Mendelsohn, J. Chiche in adaptation by V. M. Sokolova. The sample is represented by students of 1-2 courses of St. Petersburg State University of Railways of Emperor Alexander I. The total number of subjects is 90 people, 30 students of psychological, economic and technical areas of professional training, aged 18 to 20 years.

Results. The results made it possible to highlight the similarities and differences in the structure of relationships between indicators of creativity, self-actualization and subjective well-being of students from different areas of training.

Discussion and conclusion. Differences in the factor structure of the links between indicators of creativity, self-actualization and subjective well-being of samples of students of different areas of vocational training may indicate insufficient use of creativity resources by students of technical and economic areas, which is probably due to a slight creatization of the educational environment. The similarity of the factor structure of indicators reflecting the links of creativity, self-actualization and subjective well-being in all students of the sample suggests the universality of the mechanisms of formation of these psychological phenomena as predictors of creative personal potential in youth.

Key words: creativity, self-actualization, subjective well-being, students.

For citation: Ermakova, E. S. (2023) Kreativnost', samoaktualizaciya i sub"ektivnoe blagopoluchie studentov [Creativity, Self-actualization and Subjective Well-being of Students] Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 169-186. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_169

Введение

Актуальность исследования креативности студентов как способности к творчеству обоснована необходимостью формирования в образовательном пространстве вуза конкурентоспособного специалиста, успешно адаптирующегося к меняющимся реалиям жизни, творчески подходящего к профессиональной деятельности, образованию, досугу и к своей продуктивной самореализации. Творческое мышление, чувствительность к проблемам, способность к воссозданию недостающих деталей, к прогнозированию считаются явными критериями креативности личности студента [16]. Креативное образование XXI века должно сформировать свободного и творческого человека, способного непрерывно самоопределяться, ориентируясь на общечеловеческие ценности, «устремленного быть», в полноте своей человеческой сущности самоосуществиться, самоактуализироваться [14].

Самоактуализация (также называемая самореализацией или самосовершенствованием) интенсивно происходит в студенческие годы в учебно-профессиональной деятельности, реализующей потенциал личности будущего специалиста. Достижение самоактуализации предполагает полную вовлеченность человека в жизнь и осознание того, чего он способен достичь [6]. Самоактуализация рассматривается как феномен, характеризующий активность личности по выявлению своих потенциальных возможностей, постижению собственного жизненного предназначения, результатом которого является личностное и профессиональное самоопределение студента [11].

Субъективное благополучие, как интегральный личностный феномен, необходим для эффективной учебно-профессиональной деятельности, поэтому психологическое неблагополучие, которое проявляется в негативной оценке своей жизни, в отсутствии уверенности в возможности её изменения, может явиться как причиной учебной дезадаптации, так и препятствием к формированию профессионально важных качеств личности студентов [12]. Субъективное благополучие в большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, чем от каких-либо объективных условий жизни. Основными факторами, определяющими благополучие, являются отношения с другими людьми, цели, мировоззрение человека и его ценности [21].

Вышеизложенное позволяет предположить, что исследование характеристик креативности, самоактуализации и субъективного благополучия позволит определить возможности творческого личностного потенциала студентов, ресурсов, способствующих его формированию, а также выявить особенности формирования данных психологических феноменов в юношеском возрасте.

Цель нашего эмпирического исследования - анализ особенностей и связей между показателями креативности, субъективного благополучия и самоактуализации студентов вуза разных направлений подготовки.

Гипотезами нашего исследования явились предположения о том, что 1) существуют различия между характеристиками креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов вуза разных направлений подготовки, 2) структура связей показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов вуза разных направлений подготовки имеет специфические особенности.

Обзор литературы

В современной психологической науке под креативностью понимается способность к творчеству, которая характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности. Креативность в широком смысле - это творческие умственные способности, зарождение интеллектуальных идей, умение осознавать проблемы, нешаблонно мыслить [1]. Известный исследователь творчества Д. Б. Богоявленская определяет креативность как свойство личности, выражающееся в уникальной постановке проблемы, в которой есть определенный личностный смысл. Креативность влияет на творческую продуктивность в любой сфере человека [2].

Исследования креативности студентов показывают её значимость как одного из важнейших аспектов личностного и профессионального развития в образовательной среде высшей школы [19]. Исследования креативности студентов разных направлений подготовки выявили, что студенты - будущие педиатры по сравнению со студентами-психологами более нестандартно мыслят, могут находить решения творческих задач в социальной сфере. Будущие психологи имеют более

выраженные способности к созданию оригинального, нового продукта в условиях минимальной вербализации, с большей эффективностью способны преобразовывать проблемную ситуацию и неблагоприятные обстоятельства в творческую задачу. Кроме того, у будущих психологов статистически значительно выше такие параметры личностной креативности, как воображение и сложность [20]. В исследовании О. С. Золотухиной, О. Е. Панич обнаружены связи показателей самоактуализации и креативности у студентов специальности «педагог-психолог», хотя отмечен слабовыраженный общий творческий потенциал всей выборки студентов [10]. В нашем исследовании выявлено использование в стрессовых ситуациях креативного потенциала студентами технического и экономического направлений подготовки, незначительное использование в стрессовых ситуациях креативного потенциала студентами психологического направления [7].

А. Маслоу, благодаря работам которого появилось понятие «самоактуализация», понимал под этим феноменом стремление к самореализации или склонность человека реализовываться в том, чем он потенциально является. Самоактуализированного человека А. Маслоу представлял не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято [13]. Исследуя самоактуализацию студентов вуза, авторы отмечают средние и высокие её показатели по всем шкалам [8], определенную позитивную динамику в её развитии от первого курса к пятому [3], изменения в расстановке ценностей студентами, где важными становятся здоровье, профессиональное самоопределение и самореализация, а не ценность денег [9]. Результаты исследования О. В. Рудыхиной свидетельствуют о специфике проявления самоактуализации у студентов вуза в зависимости от степени активности их жизненной позиции. Автор говорит о существовании двух типов самоактуализации: первый тип проявляется в ориентации на активное, деятельное самовыражение, второй тип связан с ориентацией на экзистенциальное познание, творчество, стремление к гармоничным отношениям с окружающими людьми, что является важным в контексте оценки психологического благополучия студентов [17]. А. В. Быкова рассматривает креативность как неотъемлемую характеристику самоактуализации студентов

и доказывает успешность развития самоактуализации личности посредством тренинга креативности [4].

Субъективное благополучие личности является неотъемлемым фактором самоактуализации. Благополучие понимается по-разному в зависимости от общественных или личностных ценностей, а также в зависимости от альтруистической или эгоистической направленности: неблагополучие эгоцентрического типа с низкой интеграцией личности, среднее благополучие группоцентрического типа с умеренной интеграцией личности, благополучие просоциального типа с высокой интеграцией личности [15]. В исследованиях было выявлено, что у студентов преобладают умеренный уровень показателей субъективного благополучия личности: студенты воспринимают мир достаточно позитивно и верят в свои силы, эмоциональные переживания касаются в основном их непосредственной жизни и деятельности, у них отсутствуют серьезные проблемы, но при этом не стоит говорить о полном эмоциональном комфорте [5; 8]. Исследование субъективного благополучия студентов разных направлений подготовки показало, что студенты-первокурсники независимо от направления профессиональной подготовки имеют невысокий уровень субъективного благополучия, но достаточно высоко оценивают степень своей успешности в жизни, верят в свои силы, планируют свою жизнь и ставят цели на будущее [18].

Материалы и методы

Методический инструментарий исследования представлен следующими методиками: тест личностной креативности Е. Е. Туник; диагностика самоактуализации личности САМО-АЛ - методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калиной; шкала субъективного благополучия A. Perrudet-Badoux, G. Mendelsohn, J. Chiche в адаптации В. М. Соколовой.

Математико-статистические методы включали применение описательной статистики, t-критерия Стьюдента, факторного анализа.

Выборка представлена студентами 1-2 курсов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I. Общее количество испытуемых - 90 человек, из них студенты разных направлений подготовки:

психологического (30 человек), экономического (30 человек), технического (30 человек) в возрасте 18-20 лет.

Результаты исследования

Анализ результатов всей выборки показал, что большинство студентов по тесту личностной креативности Е. Е. Туник имеют показатели креативности выше среднего уровня, также высокие показатели креативности отмечаются по шкале «креативность» диагностики самоактуализации личности СА-МОАЛ. На высоком уровне находятся такие показатели самоактуализации, как «ценности», «аутосимпатия», «автономность» и «спонтанность», все остальные показатели ниже среднего или низкие. Тем самым студенты выборки направлены на поиск и создание нового, интересного и способны выбирать нетрадиционные пути решения задач, имеют тенденцию к предпочтению ценностей, присущих самоактуализирующейся личности, однако имеют менее выраженную личностную способность ценить свои достоинства, свои положительные черты, также страдает межличностное общение, что проявляется в недоверии к людям, предвзятости. Результаты шкалы субъективного благополучия позволяют охарактеризовать студентов выборки, как имеющих умеренный уровень субъективного благополучия, серьёзные проблемы у них отсутствуют, однако о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя.

С помощью 1>критерия Стьюдента были обнаружены значимые различия в показателях самоактуализации и субъективного благополучия студентов психологического, экономического и технического направлений подготовки. У студентов технического и психологического направлений подготовки выявлены различия по шкалам методики САМОАЛ «Ориентация во времени» (уровень значимости - 0,01) и «Ценности» (уровень значимости - 0,01), шкалам субъективного благополучия «Изменения настроения» (уровень значимости - 0,01) и «Значимость социального окружения» (уровень значимости -0,05). У студентов технического и экономического направлений подготовки выявлены различия по шкалам методики САМОАЛ «Автономность» и «Контактность», шкалам субъективного благополучия «Напряженность и чувствительность» (уровень значимости - 0,05). У студентов психологического и эконо-

мического направлений подготовки обнаружены различия по показателю из методики САМОАЛ «Ориентация во времени» (уровень значимости - 0,05). Таким образом, студенты психологического направления больше живут в настоящем, чем в прошлом, нежели студенты экономических и технических направлений подготовки, они более ценностно ориентированы, стремятся к гармонии и положительному общению с другими людьми без манипуляций, в отличие от студентов экономического направления подготовки. Студенты технических направлений более автономны, им важно социальное окружение, помогающее решать проблемы, они подвержены значительным изменениям в настроении, могут испытывать чувство одиночества. Студенты экономического направления подготовки чаще переживают эмоциональное напряжение и более чувствительны, они ищут спокойствия в общении с людьми или в уединении.

Применимость факторного анализа показателей студентов психологического направления подготовки проверялась с помощью меры адекватности выборки Кайзера-Майера-Олкина (КМО) = 0,715 > 0,05, значимость по критерию сферичности Бартлетта 0,000 < 0,05, факторный анализ применим. Факторный анализ полученных данных проводился методом главных компонент с ротацией варимакс с нормализацией Кайзера в программе SPSS Statistics 17.0. Факторный анализ показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия выборки студентов психологического направления подготовки позволил выделить 4 фактора. Процент объясненной дисперсии составил 69,309 %. Большинство признаков по другим факторам имеет незначительные (менее 0,2) факторные нагрузки (табл. 1).

Первый фактор (19,098 % объясненной дисперсии) - эмоциональный комфорт или дискомфорт. Перечень показателей данного фактора позволяет предполагать, что студенты-психологи ощущают эмоциональный комфорт или дискомфорт в связи с состоянием своего здоровья, колебаниями настроения, степенью удовлетворенности повседневной деятельностью, тревожностью и чувствительностью.

Второй фактор (19,034 % объясненной дисперсии) - личностная креативность объединяет показатели креативности,

что может говорить о наличии у студентов психологического направления способностей ориентации в сложных ситуациях с применением нестандартных форм решения задач, в защите своих идей, невзирая на мнение окружающих, проявления настойчивости в достижении своих целей.

Таблица 1

Факторный анализ показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия выборки студентов психологического направления

подготовки

Фактор Названия переменных Значение факторной

нагрузки

1. Эмоциональный Уровень субъективного благополучия ,891

комфорт или Самооценка здоровья ,871

дискомфорт Изменения настроения ,790

Степень удовлетворенности повседневной ,732

деятельностью

Признаки, сопровождающие основную ,689

психоэмоциональную симптоматику ,615

Напряженность и чувствительность

2. Личностная Суммарный балл креативности ,971

креативность Сложность ,940

Любознательность ,904

Склонность к риску ,841

Воображение ,604

3. Самоактуализация Спонтанность ,885

и эмоциональный Автономность ,880

баланс Общий уровень самоактуализации ,836

Самопонимание ,770

Аутосимпатия ,750

Гибкость в общении ,602

4. Креативность Креативность (стремление к творчеству) ,853

и ценности Ценности ,802

самоактуализации Потребность в познании ,693

Ориентация во времени ,633

Третий фактор (18,980 % объясненной дисперсии) - самоактуализация и эмоциональный баланс. Студенты-психологи не испытывают высокого эмоционального напряжения и характеризуются уверенностью к себе и доверием к окружающему миру, автономностью, свободой самовыражения, уважением к своим достижениям и своей личности в целом, повышенной рефлексией и желанием налаживать с людьми прочные и дружеские отношения.

Четвертый фактор (12,197 % объясненной дисперсии) -креативность и ценности самоактуализации. Чем выше стремление к творчеству и ценности самоактуализации студентов, тем более выражены их потребность в познании и стремление жить настоящим, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов.

Применимость факторного анализа показателей студентов технического направления подготовки проверялась с помощью меры адекватности выборки Кайзера-Майера-Олкина (КМО) = 0,626 > 0,05, значимость по критерию сферичности Бартлетта 0,000 < 0,05, факторный анализ применим. Факторный анализ полученных данных проводился методом главных компонент с ротацией варимакс с нормализацией Кайзера в программе SPSS Statistics 17.0. Факторный анализ показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов технического направления подготовки позволил выделить пять факторов. Процент объясненной дисперсии составил 69,281 %. Большинство признаков по другим факторам имеет незначительные (менее 0,3) факторные нагрузки (табл. 2).

Таблица 2

Факторный анализ показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия выборки студентов технического направления подготовки

Фактор Названия переменных Значение факторной

нагрузки

1. Личностная Суммарный балл креативности ,975

креативность и вера Склонность к риску ,847

в людей Любознательность ,813

Сложность ,780

Воображение ,727

Взгляд на природу человека ,635

2. Самоактуализация Гибкость в общении ,851

Общий уровень самоактуализации ,815

Автономность ,778

Ориентация во времени ,728

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактность ,681

Аутосимпатия ,567

3. Значимость Значимость социального окружения ,924

социального окружения Изменения настроения ,881

и эмоциональный Уровень субъективного благополучия ,853

дисбаланс Самооценка здоровья ,829

4. Стремление Креативность (стремление к творчеству) ,883

к творчеству Признаки, сопровождающие основную

и чувствительность психоэмоциональную симптоматику ,780

Ценности ,690

5. Уверенность в себе Спонтанность ,870

и эмоциональная Напряженность и чувствительность ,779

напряженность

Первый фактор (17,638 % объясненной дисперсии) - личностная креативность и вера в людей. Студентам технического направления свойственны все характеристики креативности, они любознательны, находятся в поиске новых идей, нетрадиционных решений задач, постановке целей они испытывают

положительный интерес к учебной деятельности. Чем выше личностная креативность, тем более выражена вера в человечность, естественная симпатия и доверие к людям.

Второй фактор (16,548 % объясненной дисперсии) - самоактуализация - включает показатели уверенности в себе и доверия к окружающему миру, автономности, свободы в самовыражении, уважения к своим достижениям и своей личности в целом, повышенной рефлексии и желании налаживать с людьми прочные и дружеские отношения.

Третий фактор (14,104 % объясненной дисперсии) - значимость социального окружения и эмоциональный дисбаланс. Субъективное благополучие студентов связано со значимым социальным окружением и состоянием здоровья. Чем выше значимость социального окружения для студентов, тем выше их эмоциональный дисбаланс.

Четвертый фактор (11,177 % объясненной дисперсии) -стремление к творчеству и чувствительность. Чем ярче выражено творческое отношение студентов к жизни и ценности самоактуализирующейся личности, тем чаще проявляются перепады настроения, чувствительность к незначительным препятствиям и неудачам.

Пятый фактор (9,874 % объясненной дисперсии) - уверенность в себе и эмоциональная напряженность. Чем выше уверенность в себе и доверие к окружающему миру, тем более выражено эмоциональное напряжение студентов.

Применимость факторного анализа показателей студентов экономического направления подготовки проверялась с помощью меры адекватности выборки Кайзера-Майера-Олкина (КМО) = 0,508 > 0,05, значимость по критерию сферичности Бартлетта 0,000 < 0,05, факторный анализ применим. Факторный анализ полученных данных проводился методом главных компонент с ротацией варимакс с нормализацией Кайзера в программе SPSS Statistics 17.0. Факторный анализ показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов экономического направления подготовки позволил выделить пять факторов. Процент объясненной дисперсии составил 70,209 %. Большинство признаков по другим факторам имеет незначительные (менее 0,2) факторные нагрузки (табл. 3).

Таблица 3

Факторный анализ показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия выборки студентов экономического направления подготовки

Фактор Названия переменных Значение факторной

нагрузки

1. Самоактуализация Общий уровень самоактуализации ,972

Автономность ,886

Спонтанность ,874

Аутосимпатия ,752

Потребность в познании ,687

Контактность ,667

Креативность (стремление к творчеству) ,530

2. Личностная Суммарный балл креативности ,978

креативность Сложность ,841

Склонность к риску ,777

Любознательность ,762

Воображение ,735

3. Эмоциональный Изменения настроения ,872

дисбаланс Уровень субъективного благополучия ,846

и значимость Значимость социального окружения ,796

социального

окружения

4. Самовыражение Гибкость в общении -,759

в общении Взгляд на природу человека ,680

и креативность Креативность (стремление к творчеству) ,665

Ценности ,627

5. Эмоциональный Признаки, сопровождающие основную

дисбаланс психоэмоциональную симптоматику ,857

и самопонимание Напряженность и чувствительность ,655

Самопонимание -,568

Первый фактор (22,289 % объясненной дисперсии) - самоактуализация. Данный фактор объединяет показатели самоактуализации, ценности студентов и поведение независимы от оценки окружающих, студенты открыты новым впечатлениям, ценят себя и уважают за свои достоинства, им нравится творческое течение жизни, они общительны.

Второй фактор (16,311 % объясненной дисперсии) - личностная креативность объединяет показатели личностной креативности, что может говорить о наличии у студентов выборки способностей ориентации в сложных ситуациях с применением нестандартных форм решения задач, в защите своих идей, невзирая на мнение окружающих, проявлении настойчивости в достижении своих целей. Студенты любознательны, у них хорошо развито воображение.

Третий фактор (12,821 % объясненной дисперсии) - эмоциональный дисбаланс и значимость социального окружения. Субъективное благополучие студентов связано со значимым социальным окружением. Чем выше значимость социального окружения для студентов, тем выше их эмоциональный дисбаланс.

Четвертый фактор (9,927 % объясненной дисперсии) - самовыражение в общении и креативность. Студенты-экономисты не ориентированы на личностное общение, чаще прибегают к фальши и к манипуляциям в общении, они не уверены в том, что интересны или симпатичны собеседнику. Чем выше уровень такого самовыражения в общении, тем менее студенты стремятся к творческой жизни, насыщенности и наполненности, положительному настрою на людей, стремлению к искренним и гармоничным межличностным взаимоотношениям.

Пятый фактор (8,260 % объясненной дисперсии) - эмоциональный дисбаланс и самопонимание. Чем более выражены неуверенность, ориентация на мнение окружающих, неспособность в осознании и рефлексии своих чувств, тем чаще отмечаются перепады настроения, повышенная тревожность, чувствительность к различным воздействиям, высокий уровень эмоционального напряжения.

Обсуждение и выводы

Обнаруженные значимые различия показателей самоактуализации и субъективного благополучия студентов разных направлений подготовки позволяют полагать, что студенты психологического направления подготовки больше живут в настоящем, чем в прошлом, нежели студенты экономических и технических направлений подготовки, они более ценностно ориентированы, стремятся к гармонизации и положительному общению с другими людьми без манипуляций, в отличие от студентов экономического направления подготовки. Студенты технического направления более автономны, им важно окружение, оно помогает совместно решать актуальные проблемы, они больше подвержены изменениям в настроении, испытывают чувство одиночества. Студенты экономического направления подготовки чаще переживают эмоциональные напряжения и более чувствительны, тем самым ищут успокоение в общении с людьми или в уединении.

Факторный анализ позволил выделить различия в структуре связей показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия выборок студентов психологического, технического и экономического направлений профессиональной подготовки. Эмоциональный комфорт или дискомфорт, как

отдельный фактор, выявлен в выборке студентов-психологов, что может говорить о выраженной тревожности в связи с состоянием своего здоровья, колебаниями настроения, степенью удовлетворенности повседневной деятельностью, чувствительностью, это может свидетельствовать о недостаточном использовании резервов совладающего поведения будущими психологами. Креативность как непременный атрибут самоактуализации у студентов психологического направления связана с потребностью в познании и стремлении жить настоящим у студентов технического направления подготовки - с частыми перепадами настроения, чувствительностью к незначительным препятствиям и неудачам; у студентов-экономистов - со слабой ориентированностью на личностное общение. Такие различия могут свидетельствовать о недостаточном использовании ресурсов креативности студентами технического и экономического направлений,что, вероятно, связано с незначительной креатизацией образовательной среды, не способствующей проявлению творческих способностей студентов. Характеристики самоактуализации у студентов-психологов связаны с уважением к своим достижениям и своей личности в целом, повышенной рефлексией и желанием налаживать с людьми прочные и дружеские отношения; у студентов технического направления - с проявлениями эмоционального напряжения; у студентов-экономистов - с повышенной тревожностью, чувствительностью к различным воздействиям, высоким уровнем эмоционального напряжения. Вероятно, что стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей у студентов технического и экономического направлений недостаточно актуализируется условиями образовательной среды и вызывает эмоциональный дисбаланс.

Выявлены аналогичные структуры связей показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия выборок студентов психологического, технического и экономического направлений профессиональной подготовки. Личностная креативность как отдельный фактор представлена во всех выборках студентов по направлениям профессиональной подготовки. Это может свидетельствовать о наличии у студентов выборки творческих способностей, применении нестандартных форм решения задач, любознательности, раз-

витого воображения. Самоактуализация как отдельный фактор представлена во всех выборках студентов по направлениям профессиональной подготовки. Можно предполагать, что у всех студентов имеется тенденция к полному раскрытию своего потенциала и включению в активную деятельность всех способностей. Показатели субъективного благополучия, характеризующие различные характеристики эмоционального комфорта, представлены во всех выборках студентов по направлениям профессиональной подготовки, что может говорить о субъективном ощущении удовлетворенности жизнью.

Гипотеза нашего исследования о том, что существуют различия показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов разных направлений подготовки, подтверждена частично; гипотеза о специфических особенностях структуры связей показателей креативности, самоактуализации и субъективного благополучия студентов разных направлений подготовки подтверждена.

Таким образом, выявленное сходство факторной структуры показателей, отражающих связи креативности, самоактуализации и субъективного благополучия у всех студентов выборки позволяет предположить универсальность механизмов формирования данных психологических феноменов как предикторов творческого личностного потенциала в юности.

Список литературы

1. Ахмерова А. Ф. Креативность как основная характеристика творческой личности // Вестник Университета Российской академии образования. - 2015. - № 3. - С. 7-11.

2. Богоявленская Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 35-41.

3. Большакова О. Н. Особенности развития самоактуализации студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7(77). - С. 27-31.

4. Быкова А. В. Роль тренинга креативности в развитии параметров самоактуализации личности студентов // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 13. - № 4. -С. 1109-1112.

5. Виноградова Г. А. Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса // Поволжский педагогический вестник. - 2015. -№ 3(8). - С. 18-20.

6. Гуцунаева С. В. Особенности самоактуализации студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 1560.

7. Ермакова Е. С., Андрюшенко Д. А. Креативность, тревожность и совладающее поведение студентов транспортного вуза // Психология способностей и одаренности: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Ярославль, 21-22 ноября 2019 года / под ред. В. А. Мазилова. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2019. - С. 413-416.

8. Ермакова Е. С., Кедич С. И. Субъективное благополучие и здоровая агрессивность как факторы самоактуализации студентов транспортного вуза и работников локомотивных бригад // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2019. - Т. 16. - № 4. -С. 101-106. - DOI 10.31079/1992-2868-2019-16-4-101-106.

9. Забелина А. В. Самоактуализация личности студентов как условие психологического здоровья // Концепт. - 2013. - № 9. - С. 1-8.

10. Золотухина О. С., Панич О. Е. Взаимосвязь самоактуализации и креативности у студентов специальности «педагог-психолог» // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: сборник материалов 3-й международной научно-практической конференции, Махачкала, 28 декабря 2013 года. - Махачкала: Апробация, 2013. - С. 187-188.

11. Ланских М. В., Гут Ю. Н., Сазонов Д. Н. Самоактуализация личности студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки в системе ВПО // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 2. - С. 159-165. - DOI: 10.26170/po20-02-20.

12. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 679 с.

13. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 351 с.

14. Мороз В. В. Развитие креативности студентов: монография. - Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2011. - 183 с.

15. Павлоцкая Я. И. Возможности и ограничения психологической помощи при различных типах благополучия личности // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1-1. - С. 1561.

16. Романцов М. Г., Михалевская Г. И. Креативный фактор и привлекательность избранной студентами специальности // Ананьевские чтения, 2001: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., - 2001. - С. 185-186.

17. Рудыхина О. В. Субъектность и самоактуализация студентов вуза в контексте проблемы психологического благополучия // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - № 2. - С. 540-548. - DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-67

18. Самохвалова А. Г., Тихомирова Е. В., Вишневская О. Н., Шипова Н. С. Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социо-кинетика. - 2021. - Т. 27. - № 2. - С. 32-38. - DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-2-24-31.

19. Сорокина О. В. Развитие креативности как профессионально значимого качества у студентов-психологов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2010. - № 4. - С. 115-120.

20. Удалова Т. Ю., Мордык А. В., Иванова О. Г., Осовик М. А. Сравнительная характеристика креативности студентов-педиатров и студентов-психологов образования // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2021. - Т. 9. - № 2(33). - С. 183-191. -DOI: 10.23888/humJ20212183-191.

21. Яремчук С. В. Субъективное благополучие как компонент ценностно-смысловой сферы личности // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 5. - С. 85-95.

References

1. Ahmerova, A. F. (2015) Kreativnost' kak osnovnaya harakteristika tvorcheskoj lichnosti [Creativity as the main characteristic of a creative personality]. Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovaniya - Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. No. 3. Pp. 7-11. (In Russian).

2. Bogoyavlenskaya, D. B. (1999) «Sub"ekt deyatel'nosti» v problematike tvorchestva [The "subject of activity" in the problems of creativity]. Voprosy psihologii - Questions of psychology. No. 2. Pp. 35-41. (In Russian).

3. Bol'shakova, O. N. (2011) Osobennosti razvitiya samoaktualizacii studentov [Features of the development of students' self-actualization]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Les-gafta - Scientific Notes of the P. F. Lesgaft University. No. 7(77). Pp. 27-31. (In Russian).

4. Bykova, A. V. (2008) Rol' treninga kreativnosti v razvitii parametrov samoaktualizacii lichnosti studentov [The role of creativity training in the development of self-actualization parameters of students' personality]. Vestnik Bashkirskogo universiteta - Bulletin of Bashkir University. Vol. 13. No. 4. Pp. 1109-1112. (In Russian).

Е. С. ЕрмАковА

5. Vinogradova, G. A. (2015) Sub"ektivnoe blagopoluchie lichnosti studenta v usloviyah jiS^j social'no-ekonomicheskogo krizisa [Subjective well-being of a student's personality in a socioeconomic crisis]. PovoLzhskij pedagogicheskij vestnik - Volga Pedagogical Bulletin. No. 3(8).

Pp. 18-20. (In Russian).

6. Gucunaeva, S. V. (2015) Osobennosti samoaktualizacii studencheskoj molodezhi [Features of self-actualization of students] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education. No. 1.1. Pp. 1560. (In Russian).

7. Ermakova, E. S., Andryushenko, D. A. (2019) Kreativnost', trevozhnost' i sovladayushchee povedenie studentov transportnogo vuza [Creativity, anxiety and coping behavior of transport university students]. Psihologiya sposobnostej i odarennosti [Psychology of abilities and Giftedness]. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Yaroslavl, November 21-22, 2019. Edited by V. A. Mazilov. Yaroslavl: Ushinsky K. D. Yaroslavl State Pedagogical University Pp. 413-416. (In Russian).

8. Ermakova, E. S., Kedich, S. I. (2019) Sub"ektivnoe blagopoluchie i zdorovaya agressivnost' kak faktory samoaktualizacii studentov transportnogo vuza i rabotnikov lokomotivnyh brigad [Subjective well-being and healthy aggressiveness as factors of self-actualization of students of a transport university and employees of locomotive crews]. Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke - Social and humanitarian sciences in the Far East. Vol. 16. No. 4. Pp. 101-106. DOI: 10.31079/1992-2868-2019-16-4-101-106. (In Russian).

9. Zabelina, A. V. (2013) Samoaktualizaciya lichnosti studentov kak uslovie psihologich-eskogo zdorov'ya [Self-actualization of students' personality as a condition of psychological health]. Koncept- Concept. No. 9. Pp. 1-8. (In Russian).

10. Zolotuhina, O. S., Panich, O. E. (2013) Vzaimosvyaz' samoaktualizacii i kreativnosti u studentov special'nosti «pedagog-psiholog» [The relationship of self-actualization and creativity among students of the specialty «teacher-psychologist»]. Aktual'nye problemy sovremennoj nauki v 21 veke [Actual problems of modern science in the 21st century]. Collection of materials of the 3rd International Scientific and Practical Conference, Makhachkala, December 28, 2013. Mahachkala: Limited Liability Company «Approbation». Pp. 187-188. (In Russian).

11. Lanskih, M. V., Gut, Yu. N., Sazonov, D. N. (2020) Samoaktualizaciya lichnosti studentov, obuchayushchihsya na raznyh napravleniyah podgotovki v sisteme VPO [Self-actualization of the personality of students studying in different areas of training in the HPE system]. Ped-agogicheskoe obrazovanie v Rossii - Pedagogical education in Russia. No. 2. Pp. 159-165. DOI: 10.26170/po20-02-20. (In Russian).

12. Leont'eva, D. A. (ed.) (2011) Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnosis]. Moscow: Smysl. (In Russian).

13. Maslou, A. G. (2011) Motivaciya i lichnost' 3-e izd [Motivation and personality. 3rd ed]. St. Petersburg: Piter. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Moroz, V. V. (2011) Razvitie kreativnosti studentov [Development of students' creativity]. Orenburg: Orenburgskij gos. un-t. (In Russian).

15. Pavlockaya, Ya. I. (2015) Vozmozhnosti i ogranicheniya psihologicheskoj pomoshchi pri razlichnyh tipah blagopoluchiya lichnosti [Possibilities and limitations of psychological assistance for various types of personal well-being]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education. No. 1-1. Pp. 1561. (In Russian).

16. Romancov, M. G., Mihalevskaya, G. I. (2001) Kreativnyj faktor i privlekatel'nost' izbrannoj studentami special'nosti [Creative factor and attractiveness of the chosen specialty by students]. Anan'evskie chteniya - Ananyev readings. Abstracts of the scientific and practical conference. St. Petersburg. Pp. 185-186. (In Russian).

17. Rudyhina, O. V. (2019) Sub"ektnost' i samoaktualizaciya studentov vuza v kontekste problemy psihologicheskogo blagopoluchiya [Subjectivity and self-actualization of university students in the context of the problem of psychological well-being]. Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii - Herzen Readings: Psychological research in Education. No. 2. Pp. 540-548. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-67. (In Russian).

18. Samohvalova, A. G., Tihomirova, E. V., Vishnevskaya, O. N., SHipova, N. S. (2021) Sub"ektivnoe blagopoluchie studentov, postupivshih v vuz na raznye napravleniya podgotovki [Subjective well-being of students who entered the university in different areas of training]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Socio-

|l86| kinetika - Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. Vol. 27. No. 2. Pp. 32-38. DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-2-24-31. (In Russian).

19. Sorokina, O. V. (2010) Razvitie kreativnosti kak professional'no znachimogo kachestva u studentov-psihologov [Development of creativity as a professionally significant quality among psychology students]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki - Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences. No. 4. Pp. 115-120. (In Russian).

20. Udalova, T. Yu., Mordyk, A. V., Ivanova, O. G., Osovik, M. A. (2021) Sravnitel'naya harak-teristika kreativnosti studentov-pediatrov i studentov-psihologov obrazovaniya [Comparative characteristics of creativity of pediatrician students and educational psychology students]. Lichnost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie - Personality in a changing world: health, adaptation, development. Vol. 9. No. 2(33). Pp. 183-191. DOI: 10.23888/ humJ20212183-191. (In Russian).

21. Yaremchuk, S. V. (2013) Sub"ektivnoe blagopoluchie kak komponent cennostno-smyslovoj sfery lichnosti [Subjective well-being as a component of the value-semantic sphere of personality]. Psihologicheskij zhurnal - Psychological Journal. Vol. 34. No. 5. Pp. 85-95. (In Russian).

Ермакова Елена Сергеевна - доктор психологических наук, доцент, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0001-6467-8804, e-mail: e_s_erma-kova@mail.ru

Elena S. Ermakova - Dr. Sci. (Psychol.), Assistant Professor, Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 00000001-6467-8804, e-mail: e_s_ermakova@mail.ru

Информация об авторе

Information about the author

Поступила в редакцию: 19.05.2023 Принята к публикации: 05.06.2023 Опубликована: 30.06.2023

Received: 19 May 2023 Accepted: 05 June 2023 Published: 30 June 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.