Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА БУДУЩЕГО В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ'

ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА БУДУЩЕГО В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ТЕЗАУРУС / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION CAPITAL / SOCIO-CULTURAL THESAURUS / POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степаненко Лариса Васильевна

В данной статье автором анализируется высшая техническая школа как финальная составляющая современной системы отечественного образования. Мы выделили в российской высшей технической школе гуманитарную составляющую - цикл дисциплин, непосредственно связанный с формированием социокультурного тезауруса, духовным развитием личности обучающегося, способного через изучение истории, культуры, языка, философии, социологии понять, проанализировать интеллектуальный опыт и актуальные идеи и вызовы сегодняшнего времени. Российское постиндустриальное информационное общество в качестве магистральных выявляет процессы формирования информационного капитала и социокультурного тезауруса личности обучающегося. В связи с актуализацией этих понятий создается и образовательная среда высшей технической школы, в условиях которой и формируется личность специалиста будущего. Именно поэтому в нашей статье поставлена проблема выявления качеств личности специалиста будущего с учетом приобретённого опыта знаний, умений, навыков и их приращения в информационный капитал в ходе активного учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степаненко Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE SPECIALIST PERSONALITY IN THE HIGHER TECHNICAL SCHOOL IN THE CONTEXT OF SOCIO-CULTURAL CHALLENGES OF TIME

In this article, the author analyzes the higher technical school as the final component of the modern system of national education. We have identified a humanitarian component in the Russian higher technical school-a cycle of disciplines directly related to the formation of a socio-cultural thesaurus, the spiritual development of the student's personality, able to understand and analyze intellectual experience and current ideas and challenges of today through the study of history, culture, language, philosophy, and sociology. The Russian post-industrial information society as the main reveals the processes of formation of information capital and socio-cultural thesaurus of the student's personality. In connection with the actualization of these concepts, the educational environment of the higher technical school is created, in which the personality of the future specialist is formed. That is why our article raises the problem of identifying the qualities of the future specialist's personality, taking into account the acquired experience, knowledge, skills and their increment in the information capital during the active educational process.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА БУДУЩЕГО В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ»

2. Карнаухова Я.Б. Развитие изобразительной и речевой знаково-символических систем в детском возрасте: сопоставительный аспект // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6 (108). С. 188-193.

3. Ковалевская А.Ф. Тифлопсихология: Учебное пособие / А.Ф. Ковалевская. Чита: ЗабГГПУ, 2011. - 178 с.

4. Коркунова Е.К., Логинова П.С., Собянина Т.И. Мировой опыт музеев по работе с незрячими и слабовидящими посетителями в рамках форума Музея современного искусства «Гараж» // Вестник Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. 2018. № 8. С. 94-97.

5. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.: Издательство Московского университета, 1988. - 288 с.

6. Metropolitan Museum of Art. [Электронный ресурс] / The Metropolitan Museum of Art, New York. 2000. URL: https://www.metmuseum.org/. (дата обращения 15.11. 2019).

7. Open Doors Organization (ODO). [Электронный ресурс] / Open Doors Organization. Chicago. 2001. URL: https://opendoorsnfp.org/. (дата обращения 12.11. 2019).

8. Smithsonian Institution. [Электронный ресурс] / The Smithsonian Institution. USA. https://www.si.edu/. (дата обращения 10.12. 2019).

Педагогика

УДК:378.036

кандидат педагогических наук, доцент Степаненко Лариса Васильевна

Новосибирский государственный технический университет (г. Новосибирск)

ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА БУДУЩЕГО В ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ

Аннотация. В данной статье автором анализируется высшая техническая школа как финальная составляющая современной системы отечественного образования. Мы выделили в российской высшей технической школе гуманитарную составляющую - цикл дисциплин, непосредственно связанный с формированием социокультурного тезауруса, духовным развитием личности обучающегося, способного через изучение истории, культуры, языка, философии, социологии понять, проанализировать интеллектуальный опыт и актуальные идеи и вызовы сегодняшнего времени. Российское постиндустриальное информационное общество в качестве магистральных выявляет процессы формирования информационного капитала и социокультурного тезауруса личности обучающегося. В связи с актуализацией этих понятий создается и образовательная среда высшей технической школы, в условиях которой и формируется личность специалиста будущего. Именно поэтому в нашей статье поставлена проблема выявления качеств личности специалиста будущего с учетом приобретённого опыта знаний, умений, навыков и их приращения в информационный капитал в ходе активного учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: информационный капитал, социокультурный тезаурус, постиндустриальное общество.

Annotation. In this article, the author analyzes the higher technical school as the final component of the modern system of national education. We have identified a humanitarian component in the Russian higher technical school-a cycle of disciplines directly related to the formation of a socio-cultural thesaurus, the spiritual development of the student's personality, able to understand and analyze intellectual experience and current ideas and challenges of today through the study of history, culture, language, philosophy, and sociology. The Russian post-industrial information society as the main reveals the processes of formation of information capital and socio-cultural thesaurus of the student's personality. In connection with the actualization of these concepts, the educational environment of the higher technical school is created, in which the personality of the future specialist is formed. That is why our article raises the problem of identifying the qualities of the future specialist's personality, taking into account the acquired experience, knowledge, skills and their increment in the information capital during the active educational process.

Keywords: Information capital, socio-cultural thesaurus, post-industrial society.

Введение. Образовательная практика высшей технической школы России на современном этапе осуществляет подготовку профессионально и социокультурно компетентного эрудированного специалиста будущего, востребованного в условиях постиндустриального информационного общества. На государственном уровне ставятся задачи формирования корпуса инженерно-технических кадров, обладающих содержательным и практическим багажом (тезаурусом) и способностями применять их в реальной профессиональной деятельности. Высшая техническая школа как финальная составляющая современной системы отечественного образования позволяет определить стратегическую составляющую в плане развития того типа личности обучающегося, в котором нуждается общество, актуализировать ценностные ориентиры, на основе которых происходит ее социокультурное оформление. Мы выделили в российской высшей технической школе гуманитарную составляющую как цикл дисциплин, непосредственно связанный с формированием социокультурного тезауруса, духовным развитием личности обучающегося, способного через изучение истории, культуры, языка, философии, социологии понять, проанализировать интеллектуальный опыт и актуальные идеи и вызовы сегодняшнего времени. Российское постиндустриальное информационное общество в качестве магистральных выявляет процессы социализированности, социокультурной адаптированности, конкурентоспособности подготовленного специалиста на рынке труда. В связи с актуализацией этих понятий создается и образовательная среда высшей технической школы, в условиях которой и формируется личность специалиста будущего. Именно поэтому в нашей статье поставлена проблема выявления качеств личности специалиста будущего с учетом приобретённого опыта знаний, умений, навыков и их приращения в информационный капитал в ходе активного учебно-воспитательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Сегодня процесс личностного и профессионального роста-развития специалиста будущего происходит в условиях ужесточения предъявляемых к нему требований.

Теоретико-методологической основой данной статьи послужили педагогические исследования, которые непосредственно поднимают острые проблемы современной педагогической практики высшей школы. В частности, в статьях В.Г. Иванова, А.А. Кайбияйнен, И.М. Городецкой [2], Н.Л. Селивановой [7],

Б. Стенсакера [8] анализируются социальные вызовы сегодняшнего времени, на которые должны отвечатьвсе участники образовательного процесса. В работах Ш. Амоношвили [1], Д.А. Леонтьева, А.А. Лебедевой, В.Ю. Костенко [4] исследователи рассматривают вопросы личностного роста-развития как обучающегося, так и преподавателя в контексте идеи преломления традиций академической педагогической школы в реалияхсовременной педагогической практики. Кроме этого, в работах Н.Л. Ивановой, Е.П. Поповой [3], В.В. Радаева, С.А. Медведева, Е.В. Талалакиной, А.В. Дементьева [5] освещаются весьма чувствительные аспекты раскрытия потенциала личности обучающегося в условиях использования традиционных и инновационных технологий. В исследовании Ф.Т. Шагеевой, М.Л. Смирновой [9] поднимаются вопросы развития коммуникативных навыков обучающихся. И, наконец, то, что современный педагогический процесс направлен на повышение качества обучения и воспитания в контексте вводимых новых образовательных технологий, анализируется в работе Ф.Л. Ратнер, Н.В. Тихоновой [6], А. Норстрома, Т. Новинен [10].

В связи с этим, современная образовательная среда обновляется в соответствии с нормативно-правовой базой Федерального образовательного государственного стандарта. Процесс расширения содержательного поля изучаемых в высшей технической школе модулей очевиден в предметах гуманитарного цикла. На наш взгляд, именно эти социокультурные компетенции непосредственно связаны с личностным ростом-развитием. Более того, современное информационное общество актуализирует проблемы формирования информационного капитала и социокультурного тезауруса личности обучающегося. Интерпретация этих понятий видится нам необходимой ввиду многозначности их концептуального наполнения. Так, в понятии «информационный капитал личности обучающегося» мы акцентируем внимание на расширении содержательного поля с учетом используемых в современной педагогической практике традиционных и инновационных методов организации образовательного процесса. Понятие «социокультурного тезауруса личности» направлено непосредственно на изучение гуманитарных модулей (Истории, Основ личностной и коммуникативной культуры, Философии, Социологии и др.) с позиции выявления особенностей национально-исторического процесса и извлечения положительных и отрицательных уроков, изучения культуры в аспекте наследования и переосмысления опыта прошлого, овладения интеллектуальным наследием мировой философской мысли, своеобразия выстраивания форм общения и коммуникационных связей, влияющих на процесс роста-развития личности в социокультурной и профессиональной среде. Все это составляет процесс приращения знаний (содержания), умений анализировать, обобщать, синтезировать информационный материал, навыков их практического применения. Используемые нами понятия направлены на актуализацию деятельности высших психических функций личности обучающегося. А именно, восприятия информации, умение работать с информационными потоками, активизируя мыслительную деятельность, развивая языковую моторику, насыщая лексический арсенал, обогащая речевой аппарат. Кроме этого, в этих процессах особое внимание должно уделяться чувственно-эмоциональной сфере восприятия, анализа и обобщения информации, которая вскрывает творческую (креативную) составляющую, активизируя работу воображения. Именно поэтому, мы особо выделяем модули гуманитарного цикла, благодаря изучению которых формируется информационный капитал и социокультурный тезаурус личности обучающегося. Более того, современное информационное общество актуализирует процесс личностного роста-развития в направлении развития коммуникативных качеств обучающихся - умения выстраивать диалог, общаться, создавать творческую креативную среду взаимодействия, выявление индивидуальных качеств мобильности и гибкости.

Находясь высшей технической школе, в ходе активного учебно-воспитательного процесса, обучающийся закрепляет уже приобретенные знания, умения и навыки, - все то, что составляло его информационный капитал и социокультурный тезаурус. Но, главное, на этой основе обучающийся развивается дальше, продолжая процесс социализации в другой социально-культурной и профессиональной среде, - в условиях нового окружения и обучающихся, и педагогического корпуса. В связи с этим, образовательный процесс в высшей технической школы предзадаёт особый темпоритм жизнедеятельности в направлении личностного роста-развития, формирования профессиональных и общекультурных компетенций.

Однако, параллельно с активным учебно-воспитательным процессом актуализируются такие качества личности как самодисциплина, самообразование, самовоспитание, самоконтроль.

В связи с этим, в арсенале личности обучающегося мы выделяем определенные качества, совокупность которых и позволит сформировать его информационный капитал и социокультурный тезаурус. В их числе:

- индивидуальные способности - для студентов, обучающихся в техническом вузе мы выделяем определенные задатки и способности, связанные с математическим складом ума - анализом, запоминанием и удержанием в памяти формул (багаж знаний из модулей физики и химии), умением выстраивать логические цепочки, выявляя причинно-следственные связи;

- укреплении еволевых качеств - целеустремленности, усидчивости, стремления к расширению знаниевого поля, пытливости ума, цепляемости памяти. Умение преодолевать возникающие в ходе интеллектуальной деятельности трудности;

- актуализация мотивов - побуждений к деятельности и мотивации - как осознанного, целенаправленного процесса достижение цели и творческая самореализация в учебно-воспитательном процессе;

- усиление движения личности в сторону эрудированности - начитанности, расширения кругозора, самообразования, инициативность в расширении информационного поля деятельности.

В связи с многолетним опытом педагогической деятельности автора статьи, анализ практики последних лет позволил нам заострить весьма тревожные и чувствительные проблемы в личности обучающегося, которые имеют уже ни единичные проявления, но просматриваются как рядоположенные (носят массовый характер). А именно:

- скупость лексического арсенала, неподвижная моторика речи и скудность языка,

- неумение анализировать информационный материал, атрофированность мышления, пассивность, инертность мышления, нежелание сделать интеллектуальное усилие над собой, подчас неумение адекватно воспринимать информацию,

- неумение либо нежелание осуществлять процесс приращения знаний, выстраивать логическую цепочку причинно-следственных связей.

Преодоление этого негативного поля учебно-воспитательной деятельности видится нам в актуализации развития практических навыков - чтения, анализа, интерпретации, выстраивания гипотез, обобщения,

синтеза в работе с информацией. Именно поэтому, в современной образовательной практике мы актуализируем интерактивный процесс обучения и воспитания, основанный на взаимодействии преподавателя и обучающегося. В ходе этой деятельности реализуется задачи по социализации личности обучающегося в аспекте усвоения им новых норм поведения, общения, взаимоотношений - умение встраиваться в социально-культурную среду высшей школы, выстраивать коммуникативные связи в студенческой среде и с преподавательским составом, адекватно реагировать дисциплинарные и организационные требования обучения в высшей школе. В ходе образовательного процесса происходит и социокультурная адаптация личности обучающегося, связанная с овладением основами профессиональной культуры - умением общаться на профессиональном языке, расширять профессиональную эрудицию и кругозор, развивать способность к здоровой конкуренции, - безусловно, важной составляющей как в организации современного образовательного процесса, так и дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности. В этом аспекте актуальным является акцентирование внимания на обучающих и воспитательных задачах с учетом исторического момента - формировании в личности обучающегося способности к активному самообразованию и самореализации в общественной жизни, анализируя и осмысливая социокультурные вызовы времени.

В этом контексте, мы акцентируем собственно отношение обучающихся в высшей технической школе к изучаемым дисциплинам гуманитарного цикла. К сожалению, приходится констатировать, в массе своей, пренебрежительный, крайне поверхностный, формальный подход. Поэтому, для преподавательского корпуса ставятся задачи в изучении гуманитарных модулей выходить на идею их актуализации в плане личностного роста-развития - формирования знаний, умений, навыков, но и воспитания устойчивых этических принципов, необходимых человеку для дальнейшей деятельности.

В этой связи, мы попытаемся аргументировать аспекты в организации учебно-воспитательного процесса, которые позволят преодолеть эти негативные процессы в личности обучающегося в высшей технической школе. С этой целью возможна корреляция традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания. А конкретно: внедрение обязательного чтения научно-исследовательской литературы с последующим глубоким анализом в письменном (рукописном) виде (в жанре эссе): такая организация видится необходимой в связи с вопиющей безграмотностью обучающихся, неумением логически выстраивать предложения, четко выразить мысль, ограниченным словарным багажом, - все это признаки нежелания читать, отсутствия навыков работы с книгой. Поэтому, самые простые традиционные формы организации образовательного процесса - чтения, анализа, обобщения в работе с информационным материалом - видятся наиболее эффективными в преподавании практически всех гуманитарных дисциплин. Не менее актуализированной в современной образовательной практике видится и внедрение рефлексирующего диалога в силу отсутствия навыков общения, которые утрачиваются ввиду тотального увлечения современными гаджетами. Их использование в плане мгновенного получения информации и ее трансляции негативно влияет на интеллектуальный процесс. Развитие навыков выстраивания коммуникативных связей - умение слушать друг друга, корректно вступать в диалог, взаимодополняя, информационно обогащая собеседника, - все это направлено на преодоление пассивности и инертности мыслительного процесса, акцентуацию интерактивности в образовательном процессе.

Выводы. Таким образом, современная образовательная практика выявляет негативные аспекты в связи с внедрением инновационных гаджетов, безусловно, мешающих ведению собственно процесса обучения и воспитания, сосредоточенности на предмете, погруженности в информационное поле. На наш взгляд, только усидчивость, целенаправленная работа над собой в плане самоорганизации и самодисциплины, позволить сделать образовательный процесс продуктивным и направленным на формирование информационного капитала и социокультурного тезауруса личности обучающегося.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония / Ш.А. Амонашвили. - М.: Мастер - Банк, 2002. - 667 с.

2. Иванов В.Г., Кайбияйнен А.А., Городецкая И.М. Инженерное образование для гибкого, жизнеспособного и стабильного общества // Высшее образование в России. - 2015. - № 12. - С. 60-69.

3. Иванова Н.Л., Попова Е.П. Профессионалыи проблема внедрения инноваций в вузе // Вопросы образования. - 2017. - № 1. - С. 184-202.

4. Леонтьев Д.А., Лебедева А.А., Костенко В.Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л.С. Выготского // Вопросы образования. - 2017. - № 2. - С. 98-109.

5. Радаев В.В., Медведев С.А., Талалакина Е.В., Дементьев А.В. Пять моих главных вызовов в преподавании // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - С. 200-232.

6. Ратнер Ф.Л., Тихонова Н.В. Качество образования: педагогический аспект // Высшее образование в России. - 2019. - № 12. - С. 87-96.

7. Селиванова Н.Л. Инновационные ответы на современные вызовы воспитанию (читая В.А. Караковского) // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - Т.2. - №1 (36). - С. 16-25.

8. Стенсакер Б. Ассоциация университетов: усиление контроля, увеличение потенциала, развитие креативности в динамично меняющейся среде // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - С. 132-153.

9. Шагеева Ф.Т., Смирнова М.Л. Развитие коммуникативно-риторической компетенции будущих инженеров в исследовательском университете //Высшее образование в России. - 2019. - № 12. -С. 141-150.

10. Norström A., Hovinen T. Working Day Modelfor Students in Chemical and MaterialsEngineering // Proc. 12th Int. CDIO Conf., Turku University of Applied Sciences. Turku,Finland, June 12 - 16, 2016. - Р. 489-496.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Степанова Инга Юрьевна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); старший преподаватель Никитенко Юлия Александровна Сибирский федеральный университет (г. Красноярск); студент Аксенова Ирина Викторовна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация. Современная образовательная реальность выдвигает новые требования к педагогическому мастерству преподавателя вуза. Это обусловлено изменением требований рынка труда к выпускнику, с одной стороны, и перспективностью реализации идей личностно-деятельностной образовательной парадигмы. В статье показывается, что ориентация на освоение обучающимися умений и навыков, а не только теоретических знаний, требует изменения характера образовательного процесса в вузе. Личностно-деятельностный характер образовательному процессу можно придать, если на первый план выходят постановка проблем и разрешение проблемных ситуаций, которые способны стать личностно значимыми для обучающихся. Активизация позиции обучающихся приводит их к индивидуально-личностному раскрытию, что требует поддержки и сопровождения со стороны преподавателя. Для этого важно быть способным занимать позицию фасилитатора. Применение методов и приемов фасилитации становится важной качественной характеристикой педагогического мастерства преподавателя.

Ключевые слова: педагогическое мастерство, преподаватель, личностно-деятельностная образовательная парадигма, индивидуализация, фасилитация, образовательный процесс.

Annotation. Modern educational reality puts forward new requirements to the pedagogical skill of the teacher of the university. This is due to the change in the labour market requirements for the graduate, on the one hand, and the prospect of implementing the ideas of the personal and activity educational paradigm. The article shows that the orientation towards the learning of teachings and skills, not only theoretical knowledge, requires a change in the nature of the educational process in the university. The personal and activity character of the educational process can be given if the presentation of problems and the resolution of problem situations, which can become personally significant for students, come to the fore. Activation of the position of the students leads them to individual-personal disclosure, which requires support and support from the teacher. For this purpose, it is important to be able to take the position of a catalyst. Application of methods and techniques of facilitation becomes an important qualitative characteristic of teacher 's pedagogical skills.

Keywords: pedagogical skills, teacher, personal-activity educational paradigm, individualization, facilitation, educational process.

Введение. Сфера образования всегда воспринималась как одна из самых консервативных в жизни человека. Но все больше возрастающий рост технологий приводит к переосмыслению о способах получений и обработки знаний обучающимися и о содержательных изменениях в реализации образовательного процесса. Профессиональный рынок труда сегодня приветствует «командных игроков», специалистов обладающих такими ключевыми умениями как: умение результативно координировать свои усилия в рамках совместной деятельности, умение проявлять инициативу, брать на себя ответственность за свою работу, умение рассчитывать свое время и упорядочивать служебные обязанности, умение действовать и принимать решения в ситуациях неопределенности. Для формирования умений такого характера представляется необходимым выстраивание образовательного процесса, направленного на освоение и совершенствование способов совместной работы, продуктивного взаимодействия.

Реализация личностно-деятельностной парадигмы профессионального образования предполагает в первую очередь изменения характера процесса подготовки специалиста. Сегодня человек не может позволить себе потратить пять лет на изучение только теоретических знаний, а профессиональные умения и навыки осваивать еще в течение пяти лет за счет работодателя. Вследствие чего все больше смещение происходит в сторону практико-ориентированности образовательного процесса, реальные проекты обучающихся выступают на первый план. Для такого процесса теория больше не является центральным звеном содержания обучения, а лишь вспомогательным средством при освоении необходимых профессиональных навыков и ключевых умений обучающимися.

При этом следует обратить внимание, что умения и навыки по сути гораздо больше личностны, чем теоретические знания, которые могут быть усвоены формально. А, значит, требуется изменение отношения к обучающемуся. Формирование предъявляемых профессиональным рынком ключевых умений и навыков специалиста возможно за счет обращения к личностно-профессиональному потенциалу обучающегося, что предполагает работу с его сознанием и процессами его индивидуально-личностного развития.

А это требует от преподавателя мастерства определенного уровня и создания им ситуаций личностного развития для каждого обучающегося, обеспечения индивидуализации образовательного процесс.

Изложение основного материала статьи. Для придания образовательному процессу личностно-деятельностного характера необходимо его выстраивать вокруг поиска обучающимися ответов на свои вопросы, решения проблемных ситуаций, которые имеют личностный смысл. Подобные действия позволяют обучающимся столкнуться с состоянием неопределенности и поиском, подбором, выработкой новых способов действий. В следствие этого состояния неизвестности принимаются обучающимися как неизбежные, заставляя осознанно осваивать приемы саморегуляции психических состояний, преодолевать препятствия, не воспринимая их как непреодолимые. Нацеленность на освоение учебного содержания через поиск ответов на свои вопросы помогает обучающимися жить в мире неопределенности [1].

Подбор проблемных ситуаций, порождающих собственные вопросы, преподаватель разворачивает на основе содержания учебных дисциплин, обращая каждый раз обучающегося к собственному опыту, что ставит его в позицию субъекта своей деятельности, определяющего и реализующего цели. При этом необходимо учитывать личную значимость предъявляемых проблемных ситуаций для обучающихся, чтобы

они выступала для них мотивацией в преодолении возникающих трудностей. Задача преподавателя при этом процессе передать обучающимся ответственность за результаты их деятельности, способствовать осознанию ими себя следствием своей целенаправленной деятельности. Реализация личностно-деятельностного образовательного процесса преподавателем невозможна без признания уникальности субъектного опыта, который сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Именно субъектный опыт обучающегося и становится главным фактором для реализации такого процесса [5]. Следствием обращения обучающихся к личному опыту является рост познавательной активности и обогащение их творческого опыта (критического мышления), требующегося от современного профессионала. При этом содержание обучения становится конкретным и понятным для освоения, а не абстрактным.

Личностно-деятельностный образовательный процесс предполагает реализацию принципа индивидуализации. Под принципом индивидуализации нами понимается видение преподавателем в индивидуальных особенностях каждого обучающегося перспективы для их развития, обучение с опорой на сильные стороны, преодолевая при этом слабые. Такой процесс выводит обучающихся на уровень смыслов и отношений через погружение их в продуктивные состояния осознания, позволяющие сильнее концентрироваться и решать творческие, аналитические задачи, показывая реальную связь между обучением, ими как личностями и их жизнью. При реализации такого обучения для преподавателя важным является выстраивание отношений в системах «Я-обучающийся», «обучающийся-обучающийся». Основными же способами организации учебной деятельности в личностно-деятельностном образовательном процессе являются проекты (групповые/индивидуальные), исследования, дискуссии как максимально способствующие раскрытию внутреннего потенциала и ресурсов личности.

Важным становится смещения фокуса на личностные возможности и ресурсы каждого из обучающихся внутри работы со всей учебной группой, что требует от преподавателя выхода на адаптивно-творческий уровень проявления своих педагогических способностей. Преподаватель выступает в роли помощника в саморазвитии обучающихся, обеспечивая условия, способствующие их личностному росту. Данный уровень педагогических способностей преподавателя предполагает рефлексивный анализ и творческое приложение успешных образов к конкретным обстоятельствам осуществляемых им педагогических действий в образовательном процессе. При применении репродуктивного уровня педагогического мастерства невозможно выстраивать образовательный процесс, нацеленный на поиск согласия в смыслах между преподавателем и обучающимся, при котором происходит развитие личности и зарождение исследовательского азарта в обучении [3]. Развитие личности может протекать в условиях открытости, выстроенных доверительных отношений, проявления взаимного интереса в системе «преподаватель-обучающийся».

Очевидно, при реализации личностно-деятельностного образовательного процесса преподавателю необходимо проявлять открытость обучающимся, эмпатию, демонстрировать свой опыт (как успешный, так и неуспешный). Такие проявления способствуют вхождению обучающихся в состояние «потока», когда полностью включен только созидательный процесс и исчезает тревога насчет возможного успеха или провала в обучении, становится важным сам процесс. Такие значимые отношения с преподавателем позволяют обучающимся не бояться принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, что способствует формированию их конкурентоспособности на рынке труда как будущих профессионалов. В организации личностно-деятельностного образовательного процесса очень многое зависит от преподавателя, от того как именно он организует данный процесс. Для эффективной организации такого процесса необходима специфическая педагогическая позиция, ключевой целью которой выступает содействие развитию личности обучающегося для его профессионального становления.

Необходимой позицией при реализации личностно-деятельностного образовательного процесса нам видится позиция преподавателя как фасилитатора. Фасилитация в переводе с английского (facilitate) означает облегчать, содействовать. При личностно-деятельностном образовательном процессе - это в первую очередь содействие развитию личности для дальнейшего гармоничного становления в профессиональной жизни. Основоположником термина «фасилитация» в сфере образования является К. Роджерс, который раскрывает ее как образовательный процесс насыщенный благоприятной атмосферой и отвечающий запросам, потребностям обучающихся, нацеленный на их мотивацию самостоятельной познавательной деятельности [2]. Основанием позиции фасилитатора являются три установки. Первая установка - это открытость преподавателя своим собственным смыслам и переживаниям, их выражение обучающимся в образовательном процессе. Для второй установки характерно принятие, одобрение и доверие чувств, мнений, личности обучающегося. Третья заключается в эмпатическом понимании. Здесь рассматривается способность преподавателя внутренне понимать реакции обучающегося, видеть происходящее его глазами. Воспринимая данные установки как основополагающие при совершении своих действий в личностно-деятельностном образовательном процессе, преподаватель-фасилитатор создает атмосферу, способствующую обучению, у обучающегося появляется стимул к самопроизвольному учению. Описанные установки выступают катализаторами, побуждающими обучающихся к действиям, предоставляют им свободу и возможность учиться, и, что самое ценное, обучаться преподавателю в совместно с ними, т.е. выстраивая процесс взаимообучения.

Осуществление стержневого принципа фасилитации заключается в том, что преподаватель не навязывает модели учебного поведения, а пытается раскрыть его творческий потенциал, опираясь на искреннюю веру в обучающегося и поддержку его стремления к самоактуализации. Для такого процесса преподавателю-фасилитатору необходимо уметь создавать среду, формирующую отношения заботы, доверия и взаимоуважения субъектов учения, чувственное и эмпатическое слушание, климат освобождения от разочарования, тревоги, раздражительности, отчаяния, стимулирующую самоинициированное учение и личностный рост. Таким образом, сама среда уже становится условием «ситуации успеха», а отношения признания ценности, принятия, доверия, созданные в среде выступают стимулом к творческой деятельности. Выстраиваемое взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса побуждает каждого быть активным участником, запуская процессы самопознания и самоидентификации, стимулирующие и инициирующие осмысленное обучение [4]. При этом поддержка, получаемая обучающимися от преподавателя выполняет с одной стороны защитную функцию (от неуверенности и страха невыполнения учебного задания), с другой стороны помогающую функцию (утверждение психологического статуса обучающихся, т.е. представление о месте их в системе межличностных отношений в группе).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.