Научная статья на тему 'Российская высшая школа в контексте идеи воплощения национальной образовательной парадигмы'

Российская высшая школа в контексте идеи воплощения национальной образовательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЫНОК ТРУДА / MODERNIZATION / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степаненко Лариса Васильевна

В данной статье нами акцентируется внимание на переориентирование развития внутри самой российской высшей школы в русле национальных интересов, что связано с улучшением качества и повышением уровня конкурентоспособности системы высшего образования. Отмечено, что в самой высшей школе государственной образовательной политикой выделены в качестве приоритетных направления по подготовке инженерных специальностей, нацеленные на формирование и консолидацию кадров инженерно-технического корпуса внутри страны. Поэтому в организации учебно-воспитательного процесса не утрачивает актуальности идея модернизации с учетом социальных вызовов времени информатизации, компьютеризации, цифровизации. Подчеркивается и то, что создание в ходе активного образовательного процесса условий, максимально приближенных к производственной деятельности способствует более гибкому процессу адаптации обучающихся и мотивированности их к самостоятельной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степаненко Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN HIGHER SCHOOL IN THE CONTEXT OF MAKING THE NATIONAL EDUCATIONAL PARADIGM

In this article we focus on the reorientation of development within the Russian higher education in line with national interests, which is associated with improving the quality and competitiveness of the higher education system. It is noted that in the highest school of state educational policy identified as a priority areas for the preparation of engineering specialties, aimed at the formation and consolidation of personnel of the engineering and technical corps in the country. Therefore, in the organization of the educational process does not lose the relevance of the idea of modernization, taking into account the social challenges of time-Informatization, computerization, digitalization. It is also emphasized that the creation in the course of an active educational process of conditions as close as possible to the production activities contributes to a more flexible process of adaptation of students and their motivation to independent professional activity.

Текст научной работы на тему «Российская высшая школа в контексте идеи воплощения национальной образовательной парадигмы»

Педагогика

УДК 378.036

кандидат педагогических наук, доцент Степаненко Лариса Васильевна

Новосибирский государственный технический университет (г. Новосибирск)

РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ ВОПЛОЩЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Аннотация. В данной статье нами акцентируется внимание на переориентирование развития внутри самой российской высшей школы в русле национальных интересов, что связано с улучшением качества и повышением уровня конкурентоспособности системы высшего образования. Отмечено, что в самой высшей школе государственной образовательной политикой выделены в качестве приоритетных направления по подготовке инженерных специальностей, нацеленные на формирование и консолидацию кадров инженерно-технического корпуса внутри страны. Поэтому в организации учебно-воспитательного процесса не утрачивает актуальности идея модернизации с учетом социальных вызовов времени - информатизации, компьютеризации, цифровизации. Подчеркивается и то, что создание в ходе активного образовательного процесса условий, максимально приближенных к производственной деятельности способствует более гибкому процессу адаптации обучающихся и мотивированности их к самостоятельной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: модернизация, общекультурные компетенции, инновационные технологии, рынок труда.

Annotation. In this article we focus on the reorientation of development within the Russian higher education in line with national interests, which is associated with improving the quality and competitiveness of the higher education system. It is noted that in the highest school of state educational policy identified as a priority areas for the preparation of engineering specialties, aimed at the formation and consolidation of personnel of the engineering and technical corps in the country. Therefore, in the organization of the educational process does not lose the relevance of the idea of modernization, taking into account the social challenges of time-Informatization, computerization, digitalization. It is also emphasized that the creation in the course of an active educational process of conditions as close as possible to the production activities contributes to a more flexible process of adaptation of students and their motivation to independent professional activity.

Keywords: modernization, General cultural competence, innovative technologies, labor market.

Введение. Развиваясь в контексте идеи модернизации, российская высшая техническая школа призвана подготовить специалиста будущего, обладающего не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями, - личность, адаптированную и социализированную в современной социокультурной среде. В связи с этим, в фокусе нашего внимания находится многоплановый процесс подготовки специалиста будущего. А конкретно: с одной стороны, личности, способной к усвоению широкого информационного поля знаний, развитию умений и практическому применению навыков, предложенных в образовательном процессе; с другой, - личности, активно работающей над собой в плане самообразования, - расширения тезауруса (багажа знаний) и эрудиции, самоанализа, самообучения и самовоспитания; с третьей, - личности, обладающей перспективным мышлением.

Более того, государственной образовательной политикой акцентируется внимания на переориентации высшей школы в русле развития национальных интересов, что непосредственно связано с улучшением качества и повышением уровня конкурентоспособности системы высшего образования; отмечается значимость выстраивания связей между социальными институтами высшего образования и профессиональной деятельности, которые призваны искать пути сближения в плане выстраивания учебно-воспитательного процесса с учетом социальных вызовов времени - выполнения заказов и разработок, реализуемых в проектной и производственной деятельности обучающимися. В связи с этим, подготовка специалистов будущего ведется с учетом запросов и задач, которые продиктованы как системой производства, так и складывающейся ситуацией на рынке труда, по которой осуществляется постоянный мониторинг. Следовательно, сегодня высшая техническая школа актуализирует методологические подходы в организации и концептуальном оформлении образовательного процесса - междисциплинарную компетентность, системность и практическую ориентированность в плане разработки инновационных проектов и партнерства с производственными коллективами (с промышленностью и бизнесом). Поэтому целью данной научной экспозиции является вхождение в проблему изучения национальной образовательной парадигмы в фокусе раскрытия личностных качеств обучающегося в высшей технической школе, - освоение им знаний, умений и навыков адаптации в ходе активного учебно-воспитательного процесса, выявление способностей к самостоятельному расширению информационного поля деятельности, развитие социокультурного потенциала для дальнейшей самостоятельной деятельности. Но главное, национальная образовательная парадигма нацелена на сохранения и аккумуляцию молодых поколений инженерно-технического корпуса внутри страны.

Изложение основного материала статьи. Отечественной высшей технической школой на современном этапе сформулирована расширенная система целеполагания, направленная на обучение и воспитание человека ищущего, познающего, творчески организованного. В связи с этим, ключевой позицией в системе целеполагания видится качество подготовленного специалиста - степень овладения профессиональными и общекультурными компетенциями и перспективность самореализации. Поэтому в данном исследовании нами ставится задача проанализировать процесс организации, подготовки и роста-развития личности обучающегося в высшей технической школе, способной отвечать на социокультурные вызовы времени, а именно: адаптированной к современной социокультурной реальности, мотивированной в учебном процессе на дальнейшую самореализацию в условиях профессиональной среды, основанной на жесткой конкуренции.

Параллельно с такой системой целеполагания и задачами формируется и национальная образовательная парадигма, основу которой составляет отношение к личности обучающегося как субъекту образовательного процесса, акцентирование внимания на максимальном раскрытии и развитии его креативных задатков и творческих возможностей - поиску новизны, нестандартным решениям, самобытному проявлению,

эвристичности, расширению тезауруса (багажа знаний) и эрудированности, формированию умения выстраивать диалог и толерантности (уважительного отношения к позиции и мнению собеседника).

Теоретическую основу данной работы составили труды представителей отечественной и зарубежной академической школы педагогики и психологии Ш. А. Амонашвили [1], В. И. Загвязинского [3],

A. Н. Леонтьева [7], В. А. Караковского, [6], Л. Хьелл, Д. Зиглера [19], С. Нильсона [21] и др. В этих психолого-педагогических исследованиях последовательно и обстоятельно раскрывается процесс роста-развития личности. Опираясь на эти фундаментальные исследования, мы особо акцентируем внимание на процессе интериоризации личности, который был описан Л. С. Выготским [2] и, проинтерпретирован современными представителями психолого-педагогической мысли Д. А. Леонтьевым, А. А. Лебедевой,

B. Ю. Костенко [8, с. 100], как весьма сложном, насыщенном событийностью, противоречивостью, в котором развивающемуся человеку предстоит найти свою модель поведения, выработать свою систему оценок и суждений в контексте многомерной, пульсирующей и постоянно изменяющейся реальности.

Кроме этого, пристальное внимание в сборниках трудов отечественных исследователей [16] и ученых, таких как: Е. В. Какалина [6], В. А. Караковский [7], С. Д. Поляков [13], Н. Л. Селиванова [15] и др., уделено проблеме воспитания личности обучающегося, тем сложностям с которыми он сталкивается в учебно-воспитательном процессе. В работах зарубежных исследователей Дж. Ди Петро [17], Х. Гарнэра [18], Ю. Лехман [20], С. Нильсона и др. [21], А. Поропад [22], Р. Вествуда [23] и др. отмечается и особая миссия преподавателя, связанная с многоплановость задач, которые он обязан решать в ходе профессиональной деятельности. Кроме этого, ряд современных зарубежных и отечественных исследовательских трудов посвящены деятельности педагогического корпуса в условиях повышения качества и конкурентоспособности высшей школы, тем более, что эта позиция подкреплена соответствующим документом Правительства РФ «О распределении субсидий, предоставляемых в 2016 г. из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности» [13]. Речь идет о публицистической активности преподавателя, его соответствии современным стратегическим требованиям вуза [11]. Пафос этой деятельности заключается в том, что на современном этапе педагогический корпус вовлечен не только в учебно-воспитательный процесс, но и в исследовательскую работу в связи с тем, что современный образовательный процесс задаёт весьма жесткие требования и к преподавателю, который обязан непрерывно повышать квалификацию. В этом плане, комплементарность образовательной и исследовательской направлений деятельности связана с повышением уровня компетентности преподавателя. В этом контексте, мы особо отмечаем акцентирование внимания на требованиях, предъявляемых к современному инженерному образованию, в частности, представленных и проанализированных в исследованиях В. Г. Иванова, А. А. Кайбияйнен, И. М. Городецкой [4], А. И. Чучалина [16] при опоре на труды зарубежных исследователей [10]. В этих работах раскрыты новые подходы к подготовке обучающихся в высшей технической школе с учетом актуализации практико-ориентированной деятельности с применением подхода CDЮ («задумай - спроектируй - реализуй -управляй») [10, 16].

Таким образом, труды представителей академической и современной психолого-педагогической школы позволяют выявить преемственность в интерпретации самой проблемы личностного роста-развития обучающегося и обозначить перспективные тенденции в подготовке специалиста будущего с учетом национальных интересов.

В качестве методологической опоры в нашем исследовании выделены следующие подходы: междисциплинарный, актуализированный современной педагогической практикой, позволяющий выстроить межпредметные связи, с целью формирования тезауруса и приращения знаний личности обучающегося; компетентностный, предполагающий процесс усвоения профессиональных, специальных и общекультурных компетенций обучающимся; творческий, (основанный на индивидуализации и дифференциации обучения), направленный на раскрытие природного потенциала, аналитических способностей, активизацию развития высших психических функций - памяти, воображения, мышления и речи обучающегося.

Сегодня нормативно-правовой базой четко определен вектор развития высшей школы: формирование концептуальных основ содержания происходит в направлении расширения информационных полей, насыщения содержанием модулей (предметов изучения) - профессиональных, узкоспециальных и общекультурных.

Так, самим временем актуализирована идея накопления информационного капитала личности и развития современного типа мышления. В том, что высшая техническая школа сегодня открывает перед обучающимся широкое поле интеллектуальной деятельности и состоит идея накопления информационно-аналитического капитала личности. На наш взгляд, она реализуется через: формирование представления о профессии и освоение профессиональных компетенций, расширение и обогащение социокультурного тезауруса (общекультурных компетенций), - всего того, что предложено учебно-воспитательным процессом; вхождение личности обучающегося в самостоятельный поисково-творческий процесс (собственное творчество в направлении расширения информационных полей деятельности через анализ, освоение, интерпретацию с целью развития разных видов мышления и речевого аппарата (чувственно-эмоционального, образно-ассоциативного, вербального).

В этом плане нам видится актуальной идея развития междисциплинарных связей и разработки междисциплинарных проектов, как реализующих идею интеграции в самом дидактическом инструментарии -формулировке целей, задач, содержания, методических и методологических подходов к освоению разных дисциплин (модулей). Мы попытаемся рассмотреть процесс построения междисциплинарных связей на примере цикла гуманитарных дисциплин в связи с преподаванием его предметов автором данной статьи -Истории, Основ личностной и коммуникативной культуры.

Так, в рамках Истории (точнее Истории России) целью является представление весьма широкого исторического процесса, охватывающего основные сферы жизнедеятельности - экономику, политику, культуру, - насыщенного фактами, событиями; интерпретация этого материала без искажения и объективная оценка событий и фактов. Спецификой понятийного аппарата Истории является овладение фактом, в связи с этим, в ходе изучения данного предмета обучающемуся необходимо активизировать работу высших психических функций, а конкретно: память (запоминание, удержание фактологического материала), аналитические способности (в плане умения оперировать фактологическим материалом, сравнения-сопоставления исторических периодов, персоналий, выстраивания причинно-следственных связей,

обобщения с учетом извлечения положительных и отрицательных уроков исторического прошлого, прогнозирования путей развития на основе изучения исторического опыта).

В рамках предмета Основы личностной и коммуникативной культуры целью видится раскрыть само понятие личности, представить многочисленные примеры творческих личностей из разных сфер жизнедеятельности и особо обратить внимание на ключевую составляющую в этом понятии - творческую самореализацию человека. Более того, сегодня самим временем актуализированы активные формы выстраивания коммуникативных связей, которые по-разному воздействуют на человека, и видится необходимым проанализировать степень умения и эффективности их использования, продуктивности их воздействия на развитие человека в направлении к личности. Это особо актуально для сегодняшнего поколения обучающихся, у которых есть опыт и возможность мгновенного, оперативного получения информации. Однако вместе с этим, высвечивается и другая сторона этого процесса - утрата (или атрофирование) навыков живого общения, неумение или даже презрения к этой практике, нежелание слушать и слышать другого человека, дефицит толерантности. В связи с этим, актуальными видятся формы живой коммуникации, - вербального и языкового общения, - реализуемые в учебно-воспитательном процессе.

Следовательно, личностно-ориентированное образование выстраивается как сложно организованный процесс, предполагающий раскрытие природно-генетических задатков обучающегося и сохранение принципа природосообразности (изначальной природы и бережное развитие его способностей); развитие креативных навыков и создание креативной среды - свободы для реализации творческого потенциала - нестандартных идей, мыслей, действий и стимулирование к самостоятельной поисковой деятельности; развитие высших психических функций (восприятия, чувств, эмоций, памяти, мышления, воображения, речи) через активную информационно-аналитическую работу благодаря привлечению современных технологических средств в качестве мобильной возможности получения информации; нахождение коммуникативных форм в ходе познавательной и практической деятельности.

Изменение концептуальных основ содержания в сторону насыщения информационно-аналитического поля позволяет нам выйти на общие методические принципы обучения и воспитания, сохраняемые и обогащаемые современной педагогической практикой. Методическую основу процесса обучения и воспитания, на наш взгляд, должно составлять со-творчество преподавателя и обучающегося. Поэтому в качестве приоритетного мы выделяем метод рефлексирующего диалога, стимулирующий творческую направленность как личности обучающегося, так и преподавателя. Следовательно, сам процесс подобной организации и построения учебно-воспитательной деятельности изначально основан на творческой составляющей, в которую вовлечены обе стороны, - преподаватель и обучающийся. При этом, преподаватель должен обладать весьма широкой профессиональной эрудицией и общекультурным тезаурусом (багажом знаний), техническим арсеналом передачи приемов, навыков овладения спецификой предмета, в связи с тем, что именно он становится проводником важной идеи обучения и воспитания - транслятора информации, расширения профессиональных компетенций, извлечения жизненно-практических уроков из конкретных примеров.

Одной из ключевых составляющих образовательного процесса является его практико-ориентированная направленность. В реализации этой составляющей высшая школа выстраивает связи с разными производственными коллективами. Проектная и практическая деятельность обучающихся осуществляется в направлении реализации заказов производства. Поэтому именно такая деятельность позволяет выявить степень общепрофессиональной и узкоспециальной компетентности обучающегося, раскрыть его креативно-творческий потенциал, навыки коммуникации и социализации. Самостоятельная проектно-практическая деятельность обучающихся выражается формулой CDЮ: «задумай - спроектируй - реализуй - управляй» [10], актуальной для современного образовательного процесса, который открывает перед обучающимся самое широкое поле деятельности, - учебно-воспитательное, исследовательское, практико-ориентированное.

Выводы. Обобщая исследовательский материал, мы делаем вывод о том, весьма важным видится актуализация национальной образовательной парадигмы - направленности образования на развитие личности обучающегося, способной своей деятельностью ответить на социальные вызовы времени, обладающей профессиональной эрудицией, общекультурным тезаурусом, умением быстро ориентироваться в запросах рынка, осваивать приходящие новые формы организации жизни. В динамично обновляющихся информационных потоках весьма агрессивной социокультурной среды, миссия высшей технической школы связана с тем, чтобы не потерять личность обучающегося в мире технических гаджетов и поверхностного поглощения информации, а помочь разобраться и найти устойчивые ценностные ориентиры для дальнейшей продуктивной самостоятельной жизни в профессии.

Литература:

1. Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония / Ш. А. Амонашвили. М.:. Мастер-Банк, 2002. - 667 с.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский.М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.

3. Загвязинский, В. И. Практическая методология педагогического поиска / В. И. Загвязинский. Тюмень: ЗАО «Легион-Групп», 2005. - 72 с.

4. Иванов В. Г., Кайбияйнен А. А., Городецкая И. М. Инженерное образование для гибкого, жизнеспособного и стабильного общества // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 60-69.

5. Какалина Е. В. Компоненты модели воспитательного пространства в системе открытого образования // Вестник Тамбовского гос. ун-та. 2009. № 5(73). С. 109-120.

6. Караковский В. А. Сегодня самое время поклониться учителям России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т 2, №1 (36). С. 13-15.

7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Мысль, 1996. - 175 с.

8. Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л. С. Выготского // Вопросы образования № 2, 2017. С. 98 -109.

9. Назарова И. Б. Вызовы для российских университетов и преподавателей // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 61-68

10. Переосмысление инженерного образования. Подход CDЮ / Эдвард Ф. Кроули, Й. Малмквист, С. Остлунд, Д. Р. Бродер, К. Эдстрем / Под ред. А. И. Чучалина. М.: Высшая школа экономики, 2015. 502 с.

11. Польдин О. В., Матвеева Н. Н., Стерлигов И. А., Юдкевич М. М. Публикационная активность вузов: эффект проекта «5-100» // Вопросы образования № 2, 2017. С. 10-33.

12. Поляков С. Д. В. А.Караковский и Л. С. Выготский: опыт сопоставления идей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2, №1 (36). С. 41-47.

13. Постановление Правительства от 19 мая 2016 г. № 960-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2016 г. из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности».

14. Селиванова Н. Л. Инновационные ответы на современные вызовы воспитанию (читая В.А. Караковского) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №1 (36). С. 16-25.

15. Управление в сфере воспитания: программы, методические материалы и рекомендации / Под ред. Н.А.Барановой. Тверь: ООО «ГК «Стимул», 2014. - 102 с.

16. Чучалин А. И. О применении подхода CDIO для проектирования уровневых программ инженерного образования // Высшее образование в России. 2016. №. 4. С. 17- 32

17. Di Pietro G. (2004) The Determinants of University Dropouts: a Bivariate Probability Model with Sample Selection // Applied Economics Letters. Vol. 11. No. 3. P. 187-191.

18. Garnier H. E., Stein J. A., Jacobs J. K. (1997) The Process of Dropping out of High School: A 19-Year Perspective // American Educational Research Journal. Vol. 34. No 2. P. 395-419.

19. Kh'ell L., Zigler D. Theories of personality. SPb.: Peter, 2003. 608 p.

20. Lehmann W. (2007) "I Just Didn't Feel Like I Fit In": The Role of Habitus in University Dropout Decisions // The Canadian Journal of Higher Education. Vol. 37. No 2. P. 89-110.

21. Nilson C., Fetherston C.M., McMurray A., Fetherston T. Creative Arts: An Essential Element in the Teacher's Toolkit When Developing Critical Thinking in children // Australian Journal of Teacher Education. 2013. № 7. P. 1 - 17.

22. Poropat A. E. (2009) A Meta-Analysis of the Five-Factor Model of Personality and Academic Performance // Psychological Bulletin. Vol. 135. No. 2. P. 322-338.

23. Westwood P. What teacher need to know about teaching methods. - ACER Press, 2008. - 106 p.

Педагогика

УДК 378

профессор кафедры педагогики Столярчук Людмила Ивановна

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); старший преподаватель кафедры английского языка,

заместитель декана факультета экономики и управления Козлова Алена Валерьевна

НОУ ВПО «Московский экономический институт» (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (НА ОПЫТЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности (содержательная и технологическая) формирования межкультурной коммуникативной компетентности (МКК) студентов неязыковых направлений подготовки экономики, менеджмента, юриспруденции, педагогического образования (на опыте обучения английскому языку). Уточнение целей и содержания направлений профессиональной подготовки формирования МКК (содержательная особенность) и разработка и обоснование технологически выстроенной дидактической системы педагогических средств формирования МКК (технологическая особенность) и их интеграция обеспечивают эффективность исследуемого процесса.

Ключевые слова: межкультурная коммуникативная компетентность (МКК), особенности (содержательная и технологическая), иностранный язык, студенты бакалавриата, неязыковые направления подготовки (экономика, менеджмент, юриспруденция, педагогическое образование).

Annotation. The article discusses the features (content and technology) of the formation of intercultural communicative competence (ICC) of students of non-linguistic areas of Economics, management, law, pedagogical education (on the experience of teaching English). Clarification of the goals and content of the areas of professional training of the ICC (content feature) and the development and justification of technologically built didactic system of pedagogical means of the ICC (technological feature) and their integration ensure the effectiveness of the process under study.

Keywords: intercultural communicative competence (ICC), features (content and technology), foreign language, undergraduate students, non-linguistic areas of training (Economics, management, law, pedagogical education).

Введение. Динамика образовательной политики в России, масштабы и социальная направленность изменений актуализируют потребность общества и системы высшего образования в подготовке будущих профессионалов, способных к осмыслению мира в условиях глобализации, активной продуктивной деятельности в пространстве межкультурной коммуникации. В этой связи особо остро встает задача формирования межкультурной коммуникативной компетентности у студентов, определяемая нормативными документами: Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года), федеральными государственными образовательные стандартами высшего образования различных направлений подготовки (ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) от 30 ноября 2015 г., ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) от 09 февраля 2016 г., ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) от 29 декабря 2016 г.), для различных направлений подготовки бакалавриата, подчеркивается важность формирования общекультурных компетенций: «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) [3, 4, 5]. ВО ФГОСах ВО 3 ++ по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата с двумя профилями подготовки) от 22 февраля 2018 г. выделяются группы универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [6], в группе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.