УДК 378+37.0+004
Степаненко Лариса Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и политологии, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИНфОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ формы обучения В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматривается система российского высшего профессионального технического образования на современном этапе, основанная на формировании профессиональных компетенций обучающихся, нацеленная на широкую и разноплановую подготовку обучающихся к самостоятельной профессиональной деятельности. В данной статье мы особо выделяем сбалансированность традиционных и информационно-коммуникационных форм в организации учебно-воспитательного процесса, подчеркиваем необходимость мировоззренческого, социокультурного, а шире, - духовного развития обучающегося. Именно такая направленность современного образовательного процесса в высшей технической школе формирует не только профессиональную компетентность, но и тезаурус, эрудированность обучающихся. В результате обучения личность, обладающая такими качествами, может быть мобильна, способна ответить на социальные вызовы времени, а главное, - востребована в современных весьма жестких условиях конкуренции на рынке труда.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, традиционные и информационно-коммуникационные формы, духовность, тезаурус.
В рамках данной статьи мы ставим задачу проанализировать организацию учебно-воспитательного процесса в современной российской высшей школе с позиции использования традиционных и информационно-коммуникационных форм, выделить положительные и отрицательные моменты в их практическом применении, разработать методические рекомендации к внедрению положительного педагогического опыта.
Отечественная система высшего профессионального технического образования прошла многовековой путь развития и исторического закрепления в определенных структурах - отраслевых институтах, академиях, университетах, выявляя вариативность поиска наиболее эффективной модели функционирования. На современном этапе российская высшая школа профессионального технического образования обладает широким и разноплановым опытом построения и функционирования структуры управления, организации учебно-воспитательного процесса. И сегодня в государственной политике акцентируется внимание непосредственно на этом направлении развития высшей школы в связи с актуальностью подготовки корпуса инженерно-технических кадров. Поэтому техническое направление выводится в качестве приори-
тетного, непосредственно отражающего ситуацию на рынке труда, отвечающего на социальные запросы времени.
В условиях продолжающейся модернизации высшей профессиональной технической школы и встраивания ее в новый федеральный государственный образовательный стандарт большое внимание уделяется проблеме профессиональной компетентности. Ее постановка и актуализация направлены на подготовку специалиста, владеющего арсеналом профессиональных знаний (о специфике данного направления или специальности - истории возникновения, развития и практического закрепления, методических и методологических подходах, понятийном аппарате), умений (ориентироваться, анализировать, осмысливать специальные процессы), навыков практического применения основ профессионального мастерства [7]. Однако не только узкоспециализированная направленность образовательного процесса становится основополагающей в самом понятии «профессиональная компетентность». Понимая профессионализм как свободное владение основами профессионального мастерства, а компетентность как процесс систематизации полученных знаний, умений, навыков об основах профессии, мы предлагаем расширить понятийное поле, подчерки-
вая необходимость развития мировоззренческого, общекультурного, а шире, - духовного тезауруса обучающихся [4].
Таким образом, актуальность темы статьи определяется потребностью в анализе сбалансированности традиционных и информационно-коммуникационных форм организации учебно-воспитательного процесса, необходимом для развития общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Теоретико-методологической основой данной статьи является современная методология научно-педагогических исследований Р. М. Асадуллина и Е. Н. Григорьева [1], Б. Л. Вульфсона [3], Дж. Пайка и Д. Селби [11], опора на сравнительно-сопоставительный методологический подход, который позволяет выявить своеобразие традиционных и информационно-коммуникационных форм.
В связи с поставленной задачей и выделенным методологическим подходом в исследовательской части статьи мы попытаемся выявить те противоречия в организации учебно-воспитательного процесса, которые являются актуальными и требуют разрешения.
- Так, одно из противоречий связано с потребностью и поиском путей активной компьютеризации высшей технической школы (внедрение информационно-коммуникационных форм), с одной стороны, и оторванностью данного процесса от внимательного и последовательного научно-исследовательского изучения положительного и отрицательного опыта ввиду отсутствия обобщающих исследований, - с другой.
- Другое противоречие возникает между необходимостью встраивания инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса (электронных учебно-методических комплексов, мультимедийного сопровождения разных форм обучения) в традиционную модель образования (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) и недостаточной степенью эффективности восприятия, анализа, усвоения обучающимися разнопланово подаваемой информации [2].
- Третье противоречие заключается в необходимости выстраивания совместной деятельности и сотрудничества на диалоговых началах основных субъектов образовательного процесса - преподавателя и студента -
с целью максимального раскрытия творческого потенциала обучающегося, стимулирования его к самообразованию, эвристическим поискам и открытиям, с одной стороны, и преодолением авторитарного стиля организации учебно-воспитательного процесса, - с другой [6].
- Четвертое противоречие актуализирует возможность перехода к развитию творческой мыслительной деятельности обучающегося, с одной стороны, и преодолением у обучающегося репродуктивного начала -простого, доведенного до автоматизма, повторения освоенных операций, которое приводит к увязанию процесса обучения в самой примитивной фазе, лишает его и эмоционального фона, и сподвижничества, - тех качеств, которые должны сопровождать процесс образования, - с другой [5; 8].
- Пятое противоречие указывает на весьма жесткие условия, предзаданные современной социально-культурной средой, предъявляющие к обучающимся презентативные требования: коммуникабельность, речевая гибкость (развитость речевой моторики), языковая мобильность, широкий лексический багаж, с одной стороны, и трудностью формулирования, языковой скудностью из-за отсутствия начитанности, эрудированности, а шире, - очевидных пробелов на предыдущих этапах обучения и воспитания, -с другой [7].
Эти противоречия, выявленные в ходе практического опыта исследователей и автора статьи, ставят перед преподавательским корпусом ряд вопросов. В частности: Не происходит ли подмена более сложных интеллектуализированных процессов, более простыми? Не утрачивает ли обучающийся желания выхода в широкое поле интеллектуальной деятельности? Не становится ли обучающийся заложником самой идеи компьютеризации? Не теряется ли потребность живого общения? Данные вопросы поднимаются в связи с тем, что создание и активное применение новых информационно-коммуникационных технологий (аудио-видео сопровождения) в образовательном процессе открывает перед его участниками широкое поле интеллектуальной деятельности [9]. Новая техногенная среда образования гипотетически должна вносить изменения и в мотивационное поведение обучающих-
ся, стимулируя к глубокому погружению в систему научного знания [10]. Однако наряду с такой магистральной направленностью реальная практика выявляет и негативные аспекты - сиюминутное приобретение знаний от оперативного получения информации обучающимся и ее поглощения без аналитической работы. В связи с этим и поднимается вопрос о направленности процесса обучения и воспитания на преодоление мгновенного практического эффекта.
Данные противоречия обусловили поиск теоретических и практических подходов к организации и развитию новой модели образования российской высшей школы, ее концептуального наполнения и эффективного функционирования.
Именно поэтому мы характеризуем ситуацию в высшей технической школе как экспериментальную, просматривающуюся в непрекращающемся процессе варьирования образовательного стандарта, в активном внедрении новых компьютеризированных форм деятельности как для педагогического корпуса, так и для обучающихся. В ходе этого эксперимента, на наш взгляд, не утрачивает актуальности проблема сбалансированной корреляции исторически закрепленной традиционной формы организации образовательного процесса и активного использования информационно-коммуникативных технологий.
В данной статье мы попытались доказать, опираясь на собственный многолетний педагогический опыт, что использование традиционных форм организации учебно-воспитательного процесса должно сопровождаться внедрением новых информационно-коммуникационных технологий (электронных учебно-методических комплексов, аудио-видео сопровождения лекционных и семинарских занятий), обогащая процесс восприятия материала обучающимися, заставляя их находиться в постоянном поиске, расширяя свой тезаурус, формируя
общекультурные и профессиональные компетенции.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что организация учебно-воспитательного процесса на основе применения традиционных и информационно-коммуникационных форм видится весьма перспективной и может дать положительные результаты при условии, что информационно-коммуникационные технологии не должны быть самоцелью, но учебно-методическим сопровождением, стимулирующим процесс образования и самообразования обучающегося.
Таким образом, результат нашего исследования заключается в том, чтобы в интерактивном учебно-воспитательном процессе не было утрачено главное - раскрытие творческих способностей обучающегося - его стремление к поиску нового, активной эмоциональной и интеллектуальной деятельности. Непосредственно в этом направлении и организуется современный учебно-воспитательный процесс в высшей школе, основанный на формировании новых рабочих программ, отвечающих задаче повышения качества и эффективности обучения и воспитания, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося. Более того, результатом образовательного процесса, своеобразным маяком социали-зированности обучающегося, активизации его адаптивных качеств является вхождение личности в социально-культурную среду, подготовленной не только профессионально, но и мировоззренчески. Цель развития российской высшей школы на современном этапе - сохранение в образовательном процессе направленности на развитие личности обучающегося, обладающей профессиональной эрудицией, общекультурным тезаурусом, умением быстро ориентироваться в запросах рынка, осваивать приходящие новые формы организации жизни, способностью к самообразованию и самореализации в общественной жизни.
Библиографический список
1. Асадуллин Р. М., Григорьев Е. Н. Антропо- ский журнал. - 2015. - № 5 логический синтез методологических исследований педагогической деятельности // Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 3-13.
2. Воробьева Т. Ф. Факторы эффективности
С. 65-70.
3. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI в. - М.: УРАО, 1999. - 204 с.
4. Гусельцева М. С. Культурно-деятельност-
электронного обучения // Сибирский педагогиче- ная традиция: становление и развитие // Вопросы
психологии. - 2015. - № 4. - С. 3-15.
5. Коржуев А. В., Садыкова А. Р. Смысловой контент педагогического знания и проблема понимания // Педагогика. - 2015. - № 9. - С. 10-17.
6. Креативная педагогика. Методология, теория, практика: монография / под ред. В. В. Попова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 319 с.
7. Малкова Н. Ю., Цигулева О. В. Высшее образование и человеческий капитал в России и за рубежом: сравнительный контекст // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. -С. 126-133.
8. Нечаев Н. Н., Идобаева О. А., Подольский А. И. Подходы к пониманию категории развития и некоторые вопросы образовательного процесса // Вопросы психологии. - 2015. -№ 5. - С. 3-13.
9. Роберт И. В. Основные направления развития информатизации образования // Педагогика. - 2015. - № 10. - С. 3-38.
10. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. - М.: Институт психологии Российской академии наук, 2009. - 200 с.
11. Pike G., Selby D. Global teacher, global learner. - London: Hodder&Stoughton, 1988. - 298 p.
Поступила в редакцию 28.01.2016
Stepanenko Larisa Vasilevna
Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Department History and Politology, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
TRADITIONAL AND INFORMATION-KOMMUNICATIONAL FORM OF THE EDUCATION IN THE MODERN high schooi IN RUSSIA
Abstract. The system of the high professional technical education in Russia it's the opening more impossibility for students. The main of the problem high technical school today - it is the develop of the professional competitions. Actuality of the problem of modern education - its balance of the traditional form and information-communicational technology. But also the main aspect - it's the develop social and cultural knowledge - are basic of the creative activity of the personality. The actuality in the modern life and modern education it is the self-education and self-upbringing, the develop of the spiritual, creative of the personality.
Keywords: professional competitions, traditional and information-communicational technology, knowledge, spiritual.
References
1. Asadullin, R. M., Grigoriev, E. N., 2015. Antropologicheskij sintez metodologicheskih issle-dovanij pedagogicheskoj dejatel'nosti [Anthropological synthesis of the methodological bases of pedagogical activity's research]. Pedagogika [Pedagogy], 1, pp. 3-13 (in Russ.).
2. Vorobyeva, T. A., 2015. Faktory jeffektivnos-ti jelektronnogo obuchenija [Factor influencing the Efficacy of E-learning]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 5, pp. 65-70 (in Russ., abstr. in Eng.).
3. Vulfson, B. L., 1999. Strategija razvitija obra-zovanija na Zapade na poroge XXI v. [Educational strategy in the West: toward the XXI century]. Moscow: URAO Publ., 204 p. (in Russ.).
4. Guseltseva, M. S., 2015. Kul'turno-deja-tel'nostnaja tradicija: stanovlenie i razvitie [Cultural-activity tradition: formation and development]. Voprosy psychologii [Problems of philosophy],
4, pp. 3-15 (in Russ.).
5. Korjuev, A. V., Sadykova, A. R., 2015. Smys-lovoj kontent pedagogicheskogo znanija i problema ponimanija [Semantic content of pedagogical knowledge and the problem of comprehension in pedagogic research]. Pedagogika [Pedagogy], 9, pp. 10-17 (in Russ.).
6. Popova, V V., 2012. Kreativnaja pedagogika. Metodologija, teorija, praktika: monografija [The pedagogika of creative. Methodology, theory, practice]. Moscow: BINOM. Laboratory of knowledge, 319 p. (in Russ.).
7. Malkova, I. Y., Tsiguleva, O. V., 2015. Vyss-hee obrazovanie i chelovecheskij kapital v Rossii i za rubezhom: sravnitel'nyj kontekst [Higher education and human capital in Russia and Abroad: a comparative context]. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 5, pp. 126-133 (in Russ., abstr. in Eng.).
8. Nechaev, N. N., Idobayeva, O. J., Podolsky, A. I., 2015. Podhody k ponimaniju kategorii razvitija i nekotorye voprosy obrazovatel'nogo processa [Approaches to interpreting the category of development and education]. Voprosy psychologii [Questions of psychology], 5, pp. 3-13 (in Russ.).
9. Robert, I. V., 2015. Osnovnye napravlenija razvitija informatizacii obrazovanija [Main directions of education informatization development].
Pedagogika [Pedagogy], 10, pp. 30-38 (in Russ., abstr. in Eng.).
10. Shadrikov, V. D., 2009. Ot individa k indi-vidual'nosti: vvedenie v psihologiju [From persons to personaity: The introduction in psychology]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 200 p. (in Russ.).
11. Pike, G., Selby, D., 1988. Global teacher, global learner. London: Hodder&Stoughton, 298 p.
Submitted 28.01.2016