УДК 378.013.026.6
Степаненко Лариса Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и политологии, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск
МОТИВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ ВЫСШЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Отечественная высшая техническая школа переживает процессы обновления структуры и содержания. Существует необходимость анализа ее развития в современной социокультурной ситуации с акцентом внимания на мотивационной деятельности обучающихся. В статье уделено внимание тому, что сегодня к обучающемуся предъявляются жесткие требования - предприимчивости, способности к принятию самостоятельных решений, сотрудничеству, профессиональной мобильности, динамичности, оперативности реагирования, конструктивности. В связи с этим отечественное образование, основанное на принципах гуманизма, природосо-образности, индивидуализации и дифференциации процесса обучения и воспитания, направлено на формирование системы знаний, умений и навыков, раскрытие творческих способностей человека, приобретение и расширение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности - что и составляет основу мотивационной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: мотив, мотивационная деятельность, мотивационное воспитание и обучение.
Постановка задачи. Российская высшая техническая школа к современному этапу пережила кардинальные изменения не только на структурном, но и концептуальном уровнях, в которые непосредственно были вовлечены все участники педагогического процесса. В связи с этим в данной статье поставлена задача проанализировать степень мотивированности обучающихся в высшей технической школе модернизированного типа, выявить уровень социокультурного тезауруса (багажа знаний), который видится опорным для процесса приращения знаний, развития умений и приобретения практических навыков в ходе активного учебно-воспитательного процесса для реализации в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности и социокультурной адаптации, разработать учебно-методические рекомендации и возможность их использования в современной образовательной практике.
Осмысление хода модернизации образовательной практики позволяет нам выявить актуальность проблемы мотивированности профессиональной деятельности ключевых участников педагогического процесса - обучающегося и преподавателя. Обучающейся должен быть мотивирован на процесс воспитания и обучения с целью реализации полученных знаний, умений и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности,
а преподаватель - на обновление, обогащение дидактического инструментария предметного поля деятельности. Особо следует отметить, что обе стороны вовлечены не только в учебно-воспитательную, но и в исследовательскую работу.
Научная экспозиция, целью которой является введение в проблему. Таким образом, целью данной статьи видится выявление потребности в анализе мотивированности воспитания и обучения в высшей технической школе, необходимом для формирования фундаментальных мировоззренческих позиций и профессиональных качеств личности обучающегося, реализуемых в дальнейшей самостоятельной деятельности.
Анализ существующих методологических подходов к решению данной задачи. Теоретико-методологической основой статьи являются академические труды Л. С. Выготского [2], А. Н. Леонтьева [5], А. Маслоу [6], которые были посвящены анализу фундаментальной проблемы воспитания человека как деятеля, творца жизни, растущего и развивающегося в социуме. По мнению исследователей, процесс воспитания должен быть теоретически разработанным (в плане формулировки целей и задач), практически адаптированным (в плане разработки методов воспитания) и научно обоснованным (практические наблюдения должны быть обобщены и систематизиро-
ваны). На сегодняшнем витке педагогических исследований в проблеме воспитания актуализируется ключевой аспект - мотивации личности обучающегося, ее усилении в процессе воспитания личностных качеств -активности, целеустремленности, креативности. Именно так эта проблема поставлена в работах А. А. Костюниной и Л. А. Мокре-цовой [3], А. С. Чухрова [8]. В контексте исследовательских размышлений мотив как первоначальный импульс к познанию, развитию аксиоматики интереса обучающегося, дальнейшему процессу приращения знаний, умений и навыков видится необходимым инструментом в плане расширения эрудиции, развития кругозора, аналитической работы в информационном пространстве, которая способствует формированию опорных мировоззренческих позиций, выработке механизмов социокультурной адаптации, умелой организации профессиональной деятельности [7]. Исследователями подчеркивается и то, что мотивированное воспитание и обучение непосредственно проявляется через осознанное, осмысленное, целенаправленное отношение обучающегося к образовательному процессу, в ходе которого и раскрываются его индивидуальные способности [9]. Задача же преподавателя - стимулировать это мотивационное поведение, обогащать его примерами и расширять интеллектуальное поле деятельности обучающегося [10]. По мнению С. В. Богомазова [1, с. 114-118], современное общество - импульсивное, весьма драматичное по накалу событий, переживающее социальные потрясения -нуждается в притоке молодого поколения, творчески, созидательно относящегося к его переустройству. Тем более, что развитие креативности личности обучающегося видится магистральной идеей мотивацион-ной деятельности [4; 11].
Исследовательская часть. В связи с поставленной задачей и опорой на выделенные методологические подходы в исследовательской части статьи мы попытаемся выявить те аспекты в мотивированности обучающихся в ходе образовательного процесса, которые становятся актуальными, создают зону тревожности и требуют особого педагогического внимания и участия в их разрешении.
Многолетняя педагогическая практика автора статьи в современной высшей техни-
ческой школе (и особенно последних пяти лет) позволяет актуализировать одну из проблем, которая наблюдается в массовом плане у обучающихся - дефицит чтения, низкий уровень эрудированности, нежелание расширять багаж знаний, весьма суженный кругозор, неумение работать над собой в интеллектуальном и чувственно-эмоциональном аспектах. И, как следствие этой индифферентности, - неумение работать над собой, нежелание заниматься самообразованием, -скудность памяти, неразвитость воображения, атрофированность мыслительного аппарата, отсутствие речевой моторики. Именно в направлении разрешения этой проблемы ак-тивноработаетблокгуманитарныхдисциплин в техническом вузе (в частности, такой модуль как «Культура и личность»).
В связи с этим в рамках данного модуля разрабатывается дидактический инструментарий.
Цель - воспитание художественных вкусов, оценок, ориентиров, а шире - формирование основ мировосприятия средствами искусства разных видов и жанров. В данном случае мы особо акцентируем внимание на осмыслении процесса художественного (или эстетического) воспитания, в силу того, что он и сегодня видится основой духовного развития личности обучающегося.
В круг задач входят - развивающая (на основе гармонизации абстрактно-логических и образно-эмоциональных высших психических функций); познавательная (формирование целостной картины мира, основанной на интеграции знаний, умений, навыков, получаемых в ходе анализа, осмысления художественных произведений и примеров творческих личностей); воспитательная (приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающей жизни); здоровьесберегающая (осознание целительных сил искусства, создание позитивного эмоционального фона деятельности).
Содержание художественного мотивированного воспитания и обучения основывается на получении знаний об основах искусств благодаря знакомству с классическими и современными произведениями литературы, живописи, музыки и других видов искусства, приобретении умений интерпретировать художественные произведения (понимать, раскрывать, осмысливать замысел художника)
и развитии аналитических способностей на примерах изучения биографического пути творческих личностей из мира искусств.
Этот процесс поставлен на методические рельсы через организацию просмотров памятников искусства разных эпох, посещение музеев, картинных галерей, театральных постановок. В связи с тем что современная жизнь богата просветительскими формами (библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, филармонии и др.), практика проведения экскурсий, лекций-бесед об искусстве остается востребованной. Она направлена на развитие художественных вкусов, ориентиров, оценок, общекультурного тезауруса, что крайне важно в процессе личностного становления обучающихся.
Система доказательств и научная аргументация. Мы считаем необходимым отметить, что при систематически проводимой такого плана деятельности, основанной на заинтересованности, увлеченности и самих обучающихся, и педагогов, процесс мотивированного воспитания и обучения приобретает художественно-просветительскую и практическую направленность. Благодаря этому расширяется опыт эмоционально-ценностного отношения к миру искусств, к окружающей художественной среде. Нам видится актуальным обращение к такому опыту введения мотивированного художественного воспитания и обучения в практике современной высшей технической школы в связи с тем, что сегодня особенно актуальным видится развитие творческих способностей обучающихся (вербальных - владение словом, образно-эмоциональных, образно-ассоциативных), которые направлены на активизацию мыслительного аппарата, развитие речевой моторики, приобретение и расширение словарного, лексического багажа, развитие адаптационных механизмов живого общения, которое также становится дефицитом сегодняшней жизни.
Особо обращаем внимание на то, что сегодня существенно влияет на организацию и проведение учебно-воспитательного процесса тотальное (и даже агрессивное) использование обучающимися современных технических средств коммуникаций: активное вторжение смартфонов, планшетов, которые иногда заменяют преподавателя. Попытаемся выделить положительные и
отрицательные аспекты такого погружения обучающихся в информационно-техническое поле. К положительным моментам, пожалуй, можно отнести оперативное получение необходимой информации. Однако негативных нюансов гораздо больше, в частности: отсутствие аналитики, поглощение информации, только чтение, эксплуатация репродуктивной функции мыслительной деятельности.
В связи с этим, практическая составляющая процесса воспитания и обучения заставляет преподавателя работать в новой информационно-насыщенной среде, актуализируя необходимость для обучающихся приобщаться к чтению, к анализу, к размышлению в весьма жестких условиях сжатости часовой сетки гуманитарных дисциплин. Однако для преподавателя не снимается задача развить у обучающихся качества поисковости, эвристических открытий, творчества, креативности в живой среде общения.
Поэтому особое внимание уделяется подготовке педагогического корпуса кадров по самым разным программам, в их числе:
- организация и проведение методических семинаров по преподаванию экспериментальных курсов, таких как «Информационная культура как основа профессионального роста преподавателя», «Компьютер в художественном образовании»; «Инновационные технологии в художественном воспитании и обучении», «Компьютерный рисунок и дизайн» и др.;
- разработка методических рекомендаций по практической составляющей такого плана модулей;
- методические семинары по авторским программам («Основы личностной и коммуникативной культуры» и электронным учебно-методическим комплексам «Культура и личность»).
Следовательно, художественная образовательная область в современной высшей технической школе связана с актуализацией проблемы формирования духовности обучающихся: введение их в мир искусства, предоставление возможностей раскрытия художественно-творческих способностей, - все это направлено на формирование общекультурного кругозора, художественных ориентиров и запросов, способности противостояния суррогатной продукции сегодняшней
художественной жизни.
В данной статье мы попытались доказать, опираясь на собственный многолетний педагогический опыт, что мотивационное воспитание и обучение в рамках гуманитарных моделей только обогащает тезаурус обучающегося, не нанося вред. И сегодня целью образовательного процесса становится воспитание и обучение мотивированной личности - познающей, способной творчески мыслить, применять полученные знания в жизни. Только такая личность отличается активностью восприятия и действия. В сферу мотивационности, отвечающей на вызовы современного общества, входит: отношение к обучающемуся как субъекту образования, развитие творчески ориентированной личности, способной к поиску новизны, нестандартным решениям, самобытному проявлению, эвристичности, развитие конкурентноспособности, развитие навыков социокультурной адаптированности, формирование профессионально-эрудированной личности и профессиональной мобильности, коммуникабельность, толерантность, личностная социализация как результат учебно-воспитательного процесса.
Результаты исследования. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что мы попытались расширить поле мо-тивационной деятельности обучающегося и актуализировать в этом понятии следующие аспекты:
- сохранение принципа природосообраз-ности (изначальной природы обучающегося) и бережное развитие его способностей;
- развитие креативной природы личности обучающегося и создание креативной среды -психологической свободы для реализации творческого потенциала: нестандартных идей,
мыслей, действий, стимулирование способности самостоятельно находить решения;
- развитие высших психических функций (восприятия, чувств, эмоций, памяти, мышления, воображения, речи) через знакомство с миром искусства разных видов и жанров;
- развитие творческих способностей обучающихся (образно-ассоциативных, образно-эмоциональных, вербальных);
- воспитание коммуникативных качеств, формируемых через искусства разных видов и жанров;
- формирование навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся через освоение форм и видов художественного просвещения;
- расширение общекультурного тезауруса.
Практическая направленность статьи заключается в разработке электронных учебно-методических комплексов в рамках модулей «Культура и личность», «Основы личностной и коммуникативной культуры», которые используются в качестве технического сопровождения.
Таким образом, результат нашего исследования заключается в актуализации мотивированности деятельности обучающегося. Мы настаиваем на том, что в современном образовательном процессе расширение содержательного (или даже информационного) поля должно происходить в направлении развития художественного воспитания и обучения. Самим временем актуализирована идея формирования информационного капитала личности, современного типа мышления. В проекции на развитие человека в системе художественного образования это просматривается в раскрытии разных творческих способностей человека, обогащении его духовной культуры.
Библиографический список
1. Богомазов С. В. Информационно-поисковая деятельность в рамках всеобщей информатизации образования // Наука и современность. -2015. - № 37. - С. 114-118.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
3. Костюнина А. А., Мокрецова Л. А. Реализация программы развития профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях прак-тико-ориентированного обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 1. - С. 35-41.
4. Креативная педагогика. Методология, теория, практика. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 319 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Мысль, 1996. - 175 с.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2003. - 352 с.
7. Чесноков В. А. Субъектность студентов юридического вуза: принципы, условия и механизмы развития // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 4 (23). - С. 182-185.
8. Чухров А. С. Роль воспитательного компонента в профессионально-личностном становлении студентов технического университета // Сибирский педагогический журнал. - 2015. -№ 1. - С. 27-32.
9. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. - М.: Ин-т пси-хол. РАН, 2009. - 200 с.
10. Westwood P. What teacher need to know about teaching methods. - ACER Press, 2008. -106 p.
11. Nilson C., Fetherston C. M., McMurray A., Fetherston T. Creative Arts: An Essential Element in the Teacher's Toolkit When Developing Critical Thinking in children // Australian Journal of Teacher Education. - 2013. - № 7. - P. 1-17.
Поступила в редакцию 11.04.2017
Stepanenko Larisa Vasilevna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of History and Politology, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
MOTIVATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN UPGRADED HIGH TECHNICAL SCHOOL
Abstract. National higher technical school, experiencing the process of updating the structure and content, reveals the need to analyse its development in the modern socio-cultural situation, focusing on motivational activities of students. In this article attention is paid to the fact that the learner must meet rigid requirements of the enterprise, the ability to make independent decisions, cooperation, professional mobility, agility, responsiveness, constructive. In this regard, domestic education based on the principles of humanism, natural law, individualization and differentiation of process of training and education aimed at formation of knowledge, abilities and skills, develop their creative abilities, the acquisition and expansion experience of independent activity and personal responsibility - which is the basis of the motivational activities of students.
Keywords: motive, motivational activities, motivational education and training.
Reference
1. Bogomazov, S. V., 2015. Information search activities in the framework of universal Informatization of education. Science and modernity, 37, pp. 114-118. (In Russ.)
2. Vygotsky, L. S., 1996. Educational psychology. Moscow: Pedagogika-Press Publ., 536 p. (In Russ.)
3. Kostunina, A. A. Mokretsova, L. A., 2016. The program of development of professional motivation of future teachers in the context of practice-based learning. Siberian pedagogical journal, 1, pp. 35-41. (In Russ.)
4. Creative pedagogy. Methodology, theory, practice. Moscow: BINOM. Laboratory knowledge Publ., 2012, 319 p. (In Russ.)
5. Leont'ev, A. N., 1996. Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Thought Publ., 175 p. (In Russ.)
6. Maslow, A., 2003. Motivation and personality. St. Petersburg: Peter Publ., 352 p. (In Russ.)
7. Chesnokov, V. A., 2010. Subjectivity of the students of the law school: the principles, conditions and mechanisms of development. World of science, culture, education, 4 (23), pp. 182-185. (In Russ.)
8. Chukhrov, A. S., 2015. The Role of the educational component in professional and personal development of students of technical University. Siberian pedagogical journal, 1, pp. 27-32. (In Russ.)
9. Shadrikov, V. D., 2009. The individual for identity: introduction to psychology. Moscow: Institute of psychology. Russian Academy of Sciences Publ., 200 p. (In Russ.)
10. Westwood, P., 2008. What teacher need to know about teaching methods. ACER Press Publ., 106 p.
11. Nilson, C., Fetherston, C. M., McMurray, A., Fetherston, T., 2013. Creative Arts: An Essential Element in the Teacher's Toolkit When Developing Critical Thinking in children. Australian Journal of Teacher Education, 7, pp. 1-17.
Submitted 11.04.2017