Научная статья на тему 'Формирование физической культуры обучающегося аудиовизуальными средствами'

Формирование физической культуры обучающегося аудиовизуальными средствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / MOTIVATIONAL-VALUE ORIENTATIONS / AUDIOVISUAL MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рютина Лариса Николаевна, Беспалая Валерия Андреевна

В данной статье рассмотрены проблемы восприятия обучающихся физической культуре и спорту аудиовизуальных средств, проанализированы ключевые направления в процессе физического развития. Приведены примеры самых важных сторон использования аудиовизуальных средств. Выявлена необходимость формирования гармонично и физически развитого специалиста, а также мотивационно-ценностные ориентации обучающихся в общем и физической культуре в частности. Сформулированы ключевые направления при подготовке обучающихся, обоснована цель проведения практических занятий преподавателем с помощью аудиовизуальных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование физической культуры обучающегося аудиовизуальными средствами»

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ Рютина Л.Н.1, Беспалая В.А.2 Email: Ryutina630@scientifictext.ru

'Рютина Лариса Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и спорта; 2Беспалая Валерия Андреевна — студент, факультет экономики и финансов, Иркутский государственный университет путей и сообщения, г. Иркутск

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы восприятия обучающихся физической культуре и спорту аудиовизуальных средств, проанализированы ключевые направления в процессе физического развития. Приведены примеры самых важных сторон использования аудиовизуальных средств. Выявлена необходимость формирования гармонично и физически развитого специалиста, а также мотивационно-ценностные ориентации обучающихся в общем и физической культуре в частности. Сформулированы ключевые направления при подготовке обучающихся, обоснована цель проведения практических занятий преподавателем с помощью аудиовизуальных средств. Ключевые слова: физическая культура, личность, мотивационно-ценностные ориентации, аудиовизуальные средства.

THE FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF AUDIOVISUAL EQUIPMENT Ryutina L.N.1, Bespalaya V.A.2

'Ryutina Larisa Nikolaevna — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS;

2Bespalaya Valeriya Andreevna — Student, FACULTY OF ECONOMICS AND FINANCE, IRKUTSK STATE TRANSPORT UNIVERSITY, IRKUTSK

Abstract: this article deals with the problems of perception of students ofphysical culture and sport, audiovisual media, analyzed the key trends in the process of physical development. Examples of the most important aspects of audio-visual media. Identified the need for the formation of a harmonious and physically fit specialist, as well as the motivational value orientations of students in General and physical education in particular. Formulated key areas in the preparation of students, justified the purpose of conducting practical classes with the teacher through audio-visual means. Keywords: physical culture, personality, motivational-value orientations, audiovisual means.

УДК 796.01

Необходимость и важность приобщения членов общества к ценностям физической культуры и спорта приветствуются на всех уровнях человеческого устройства: государства, семьи, личности. Тем не менее, вопрос формирования физической культуры остаётся актуальным: реализация имеющихся концепций и принципов формирования физической культуры через процесс образования не даёт требуемых результатов. Остаётся неразрешённым противоречие между большим объёмом социального опыта в сфере физической культуры, накопленным человечеством, и низким уровнем сформированности физической культуры личности.

Устранить сложившееся противоречие можно лишь тогда, когда в обществе изменится отношение к проблеме формирования физической культуры, когда эта проблема будет решена в учебных заведениях всех уровней, в том числе системы высшего образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования во все образовательные программы включена дисциплина «физическая культура» объемом 408 аудиторных часов, включающая в себя как теоретические, так и практические аспекты. Практика работы в вузе позволяет говорить о наличии у первокурсников низкого уровня мотивации к занятиям физической культурой. Это обстоятельство наглядно демонстрирует необходимость изменения стандартного подхода к изучению предмета и повышения уровня сформированности физической культуры обучающихся.

Физическую культуру личности можно представить как социально-детерминированную область общей культуры человека, представляющую собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующиеся определенным уровнем специальной образованности, мотивно-ценностных ориентаций и социально - духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье [1].

Под физической культурой мы понимаем часть культуры, представляющую собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, в совершенствовании его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.

В настоящее время мотивационно - ценностные ориентации обучающихся к спорту во многом формируются через аудиовизуальные средства, преимущественно через телевидение, видеофильмы и интернет. Влияние средств массмедиа становится настолько большим, что часто заставляет молодых людей ограничить свое взаимодействия с реальностью и погрузиться виртуальный электронный мир.

Естественно, что процесс «компьютеризации» мышления молодежи является объективным и независящим от отношения к нему педагогов. Поэтому бороться с этим явлением бессмысленно. Необходимо использовать положительные последствия внедрения аудиовизуальной информации, распространяемой СМИ, в сознании молодых людей с целью формирования их физической культуре и спорту. Формирование физической культуры обучающихся осуществляется перманентно и поэтапно на основе развития, прогресса самих аудиовизуальных средств. Это заставляет преподавателя постоянно пересматривать технические инструментальные возможности [2,3].

Аудиовизуальные средства повышают наглядность обучения, так как позволяют представить сущность физической культуры в компактной и запоминающейся форме визуального образа.

В процессе педагогического исследования одной из самых важных сторон использования аудиовизуальных средств с целью формирования уверенности в себе и силы воли, среди обучающихся университета было проведено анкетирования (Табл. 1).

Таблица 1. Уровни личностных качеств обучающихся, %

Качества Экспериментальная группа Контрольная группа

Высокий Средний Низкий Высокий | Средний | Низкий

1 Уверенность в себе 16,6 83,4 - 16,6 80 3,3

13,3 66,6 - 23,3 76,7 -

2 Сила воли 13,3 66,6 20 10 63,3 26,7

16,6 73,3 10 13,3 80 10

Результаты, которые приведены в таблице, свидетельствуют о положительной динамике.

Первый из этапов формирования физической культуры на основе использования аудиовизуальных средств характеризуется конструктивным и адекватным отношением обучающихся к современной аудиовизуальной форме представления информации, органическим включением аудиовизуальной техники в методический арсенал преподавателя.

На этом этапе преподаватель физической культуры и спорта создает систему дидактических аудиовизуальных материалов, позволяющую ему оперативно находить и использовать необходимую аудиовизуальную информацию. В видеотеку преподавателя (видео, дискеты, флеш-карты, DVD, CD) включаются:

• фотографии спортсменов, деятелей спорта, комплексы специальных физических упражнений, фрагменты эмоционального переживания спортивных достижений и неудач;

• фрагменты научно-популярных, художественных фильмов, несущих идею победы человека над страхом, болью, «злом», и т.д., его физического совершенства, а также социальные ролики;

• телепроекты по созданию образа физически культурного человека (И. Роднина, Е. Исинбаева);

• видеозапись интервью известных персоналий, поддерживающих ценности физической культуры и спорта (президент России, премьер министр и др.);

• социальные ролики телеканала «Спорт», нацеленные на формирование физической культуры личности;

• видеозаписи спортивных соревнований регионального, местного характера («Лыжня России», «Кросс нации»);

• видеозаписи спортивных соревнований высших достижений (чемпионат Европы, мира, Олимпийские игры).

Организация преподавателем физической культуры аудиовизуальных библиотек обеспечивает возможность накопления, хранения и использования различных аудиовизуальных ресурсов - от текстовых до мультимедийных. Эти ресурсы должны быть доступны как преподавателю физической культуры, так и обучающимся [4].

Вторым этапом формирования физической культуры обучающихся является стимулирование преподавателем их деятельности по развитию интереса к изучению физической культуры в целом, а также с учетом избранных специальностей. Основанием для этого служит понимание мотивационно-ценностного отношения средств и метода физической культуры и спорта.

На данном этапе преподаватель активизирует и оценочно поощряет работу студентов по самостоятельному изучению аудиовизуальных источников, формирующих мотивационно-ценностное отношение к физической культуре: подготовку докладов, эссе, рефератов, курсовых работ, выполнение проектов и т.д.

Реализация представленных этапов во многом зависит от активности и желания преподавателя физической культуры использовать все многообразия педагогического инструментария, включающего в себя также и наглядные аудиовизуальные средства, формирующие физическую культуру обучающегося.

Направленность образовательного процесса в вузе во многом определяется достижением единства роли умственной деятельности и их двигательной активности. Взаимопонимание преподавателя и обучающегося способствует достижению цели и задач физической культуры и спорта, необходимо отметить, что у обучающихся вырабатывается мотивационно-ценностное отношение к занятиям, профессионально-прикладной физической подготовки, установки на здоровый стиль жизни [5].

Список литературы / References

1. Авдеев Н.Н. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Н.Н. Авдеев. М.: Академия, 2001. 240 с.

2. Агеевец В.У. Организация физической культуры и спорта / В.У. Агеевец, Т.М. Каневец. М.: ФиС, 1986. 192 с.

3. АйзенкГ.Ю. Новые методы и средства обучения / Г.Ю. Айзенк. № 1. М.: Знание, 1988. 119 с.

4. Виленский М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М. Я. Виленский. М.: Знание, 2001. 340 с.

5. Баевский Р.М. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Р.М. Баевский. М.: Изд-во РУДН, 2006. 284 с.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ

Шарафутдинова Г.М. Email: Sharafutdinova630@scientifictext.ru

Шарафутдинова Гэльсиудэр Магсумовна - учитель информатики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дулесовская основная общеобразовательная школа Сарапульского района, д. Дулесово, Удмуртская Республика

Аннотация: статья раскрывает суть проектной методики, как одной из наиболее востребованных образовательных технологий, без систематического применения которой невозможно использовать центральные установки современного образования: «научить детей учиться». Привлекает внимание к проектной и исследовательской деятельности российских ученых-методистов. Раскрывает цель проектной деятельности учащихся и ее задачи. Автор проводит анализ собственной деятельности, показывает этапы создания проекта. Подчеркивает необходимость самоанализа и самооценки деятельности ученика. Раскрывает вопросы положительной динамики в формировании умений и навыков учащихся. Рассматривает возможность работы с информацией не только индивидуально, но и в группах и парах, что позволяет анализировать и синтезировать идеи. Ключевые слова: метод, проект, исследовательская деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.