Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка студентов экономического профиля в условиях модернизации высшего образования'

Профессиональная подготовка студентов экономического профиля в условиях модернизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUABLE ORIENTATIONS / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / AXIOLOGICAL AND COMPETENCE-BASED APPROACHES / ECONOMIC SHOTS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECONOMIC EDUCATION / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / DIGITAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ануфриева Ю.В.

В статье представлены некоторые тенденции развития профессиональной подготовки экономических кадров в современных социально-экономических условиях. Обращается внимание на основные компоненты образовательно-воспитательного процесса при подготовке экономических кадров в системе высшего образования. Предлагаются направления совершенствования профессионального образования экономических кадров в условиях модернизации системы высшего образования и интеграции в цифровую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ануфриева Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF THE ECONOMIC PROFILE IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE HIGHER EDUCATION

The article shares some results of tendencies in the development of vocational training of economic specialists in modern social and economic conditions. The main attention is paid to the general components of the educational process by preparation of economic specialists in the system of the higher education. The author of the paper offers directions of reserves of the improvement of professional education of economic workers in higher education institutions in conditions of modernization of the system of the higher education.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка студентов экономического профиля в условиях модернизации высшего образования»

ность. Однако в рыночных условиях репродуктивное обучение становится недостаточно эффективным в подготовке конкурентно-способного специалиста. Когда превалируют репродуктивная и исполнительская деятельность, развитие студента осуществляется вследствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение оказывает слабое влияние. При этом развивается память, а не мышление. На этом этапе отрабатываются на основе многократного повторения действий (упражнений) необходимые умения и навыки.

Второй этап. Продуктивный вариант учебной деятельности определяется тем, что это мотивационная и целеполагающая учебная и профессиональная деятельность. Учебная деятельность направляется и побуждается различными учебными мотивами. Мотивы многообразны, среди них наиболее адекватные учебным задачам учебно-познавательные мотивы. Если они формируются у студента, то его учебная работа становится осмысленной и эффективной. В их основе лежит познавательная потребность, а также потребность в саморазвитии и в формировании профессиональной квалификации и компетентности студентов. Данный вариант состоит из ориентировочного, исполнительского и контрольно-систематизирующего этапов самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельная работа связана с повторением, обобщением, систематизацией ранее изученного в новых условиях, она осуществляется в зоне ближайшего развития.

Библиографический список

Третий этап. Характеризуется тем, что вступают в силу законы и принципы развивающего обучения, которое ведет за собой развитие и формирует критическое и творческое мышление студентов. Ведущими видами деятельности выступают общение, учение, игра. При этом превалируют частично-поисковые и исследовательские формы обучения, которые содержат ряд новых элементов: логическое и интуитивное предвосхищение выдвижение и проверка гипотез, использование научных методов и приемов самостоятельной познавательной деятельности. В рамках данного этапа полноценно работает закон развития высших психических функций студентов в его расширительном варианте для высшей школы.

Таким образом, применение комплексной технологии «задача - диалог - игра» в рамках комплексной педагогической системы развивающего обучения в сочетании с компетентност-ным подходом обеспечивает целенаправленное погружение студентов в реальную профессиональную среду, что способствует формированию более эффективной профессиональной квалификации и компетентности, стремлению к непрерывному образованию и самообразованию. Профессионализм и компетентность являются теми качествами личности выпускника вуза, от которых зависят жизненные и трудовые успехи. Для конкурентоспособной личности специалиста главным является не объем получаемой информации, а умение творчески находить, усваивать и пользоваться ею.

1. Современные образовательные технологии в высшей школе. Available at: https://studme.org/36694/pedagogika/sovremennye_ obrazovatelnye

2. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под редакцией В.А. Сластенина, Г.И. Чижакова. Москва: Академия, 2003.

3. Никулина Г.С. Личностно-ориентированные технологии. Технология диалогового обучения. Available at: https://nsportal.ru/shkola/ materialy-k-attestatsii/library/2015/02/19/-lichnostno-orientirovannye-tekhnologii

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2001.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва: Академия, 2002.

References

1. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v vysshejshkole. Available at: https://studme.org/36694/pedagogika/sovremennye_obrazovatelnye

2. Slastenin V.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: ucheb. posob. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Pod redakciej V.A. Slastenina, G.I. Chizhakova. Moskva: Akademiya, 2003.

3. Nikulina G.S. Lichnostno-orientirovannye tehnologii. Tehnologiya dialogovogo obucheniya. Available at: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2015/02/19/-lichnostno-orientirovannye-tekhnologii

4. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretaciya: uchebnoe. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Akademiya, 2001.

5. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Akademiya, 2002.

Статья поступила в редакцию 30.01.18

УДК 378+658

Anufrieva Yu.V., Cand. оf Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian State University of Communication Line, Recognised

teacher of University of the West Scotland (Novosibirsk, Russia), E-mail: alex7@cn.ru

VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF THE ECONOMIC PROFILE IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE HIGHER EDUCATION. The article shares some results of tendencies in the development of vocational training of economic specialists in modern social and economic conditions. The main attention is paid to the general components of the educational process by preparation of economic specialists in the system of the higher education. The author of the paper offers directions of reserves of the improvement of professional education of economic workers in higher education institutions in conditions of modernization of the system of the higher education.

Key words: valuable orientations, axiological and competence-based approaches, economic shots, economic education, system of higher education, Federal state educational standards,individual educational routes, digital economy.

Ю.В. Ануфриева, канд. пед. наук, доц. каф. «Экономика транспорта» ФГБОУ ВО СГУПС, г. Новосибирск,

E-mail: alex7@cn.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены некоторые тенденции развития профессиональной подготовки экономических кадров в современных социально-экономических условиях. Обращается внимание на основные компоненты образовательно-воспитательного процесса при подготовке экономических кадров в системе высшего образования. Предлагаются направления совершенство-

вания профессионального образования экономических кадров в условиях модернизации системы высшего образования и интеграции в цифровую экономику.

Ключевые слова: ценностные ориентации, аксиологический и компетентностный подходы, экономическое образование, система высшего образования, федеральные образовательные стандарты, цифровая экономика, индивидуальные образовательные маршруты.

Основные направления совершенствования системы профессиональной подготовки студентов экономического профиля в условиях модернизации высшего образования связаны с обеспечением ее большей мобильности с целью соответствия возрастающим требованиям цифровой экономики, современных технологий и производства.

В рамках концепции Федеральных государственных образовательных стандартов четвертого поколения, тенденции развития системы подготовки экономических кадров связаны с разработкой современных требований к качеству подготовки обучающихся с учётом профессиональных стандартов. В этой связи следует отметить некоторые особенности экономического образования в настоящее время: увеличение объема предметно-ориентированных занятий, ценностно-ориентированная функция разных видов практик, усиление требований к освоению образовательных программ, формирование различных универсальных компетенций: системное и критическое мышление, умение работать в команде, лидерство, способности к коммуникации, саморазвитию и др. [1; 2].

Условием реализации современных образовательных программ является решение кадровых, материально-технических, информационно-образовательных, финансовых проблем, которые напрямую связаны с вопросами аккредитации и лицензирования образовательных учреждений. Основные требования связаны с соответствием содержания и качества подготовки кадров по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.

В современных условиях появление новых профессий и специальностей в сфере экономики, несомненно, влияют на содержание профессиональной подготовки студентов экономического профиля обучения, что делает необходимым корректировку учебных планов по направлениям подготовки укрупненных групп [3, с. 41].

Интеграция образовательных программ с профессиональными стандартами в соответствии с требованиями современного производства, вносят в подготовку бакалавров и магистрантов новое содержание с учетом утверждением программы развития цифровой экономики [4].

Сегодня обращение к цифровой экономики многие связывают с необходимостью подготовки экономических кадров, способных сочетать индивидуальные ценности с общественными интересами. Так, развитие цифровой экономики А.А. Азуан определяет как наличие «эффекта левши», когда речь идет о соизмеримости затрат на производство массового серийного производства и создание индивидуального уникального продукта [5]. Исследователи пришли к выводу, что высококвалифицированным трудом (творческие задачи, интеллектуальная работа) занимаются около 17% населения, а более 80% трудоспособного населения России не имеют навыков и компетенций для работы на современных рынках. На мировом рынке это в 1,5 раза меньше, чем в Японии или США, в 1,7 раза меньше, чем в Германии; вдвое ниже показателя Сингапура и в 2,6 раза - Велико-британии.В результате опросов среди российских работодателей большинство из них считает, что у современных выпускников недостаточно практических навыков и специальных знаний, что свидетельствует о среднем уровне их профессиональной подготовки в вузах [6].

В 21 веке необходимо формирование новых групп компетенций современного профессионала. К примеру, Л.В. Шмелькова классифицирует их на три группы:

«Цифровые компетенции - уверенное и эффективное использование информационно-коммуникационных технологий для работы, отдыха и общения.

Предпринимательские компетенции - способности превращать идеи в действия через творчество, инновации и оценку рисков, а также способности планировать и управлять проектами.

«Softskills» - способности выстраивать межкультурные сетевые коммуникации (социальные и профессиональные), учиться и совершенствоваться и др.» [7, с. 3].

Таким образом, проблема подготовки новых экономических кадров связана с тем, что экономический эффект предприятий и государства будет ощутим тогда, когда модернизация высшего образования, технологическая среда, становление информационно-технологического уклада и другие преобразования будут учитывать социокультурные, профессиональные проблемы молодежи, готовность будущих специалистов отвечать современным требованиям.

Многие исследователи считают, что процесс формирования ценностных ориентаций обучающихся носит сложный динамический характер, затрагивающий все структуры личности: когнитивные (познавательные) и поведенческие (профессиональные) и другие. Как показывает педагогическая практика, формирование ценностных ориентаций обучающихся в системе высшего образования имеет характер познавательной деятельности и формируется на стадии довузовского образования с учётом особенностей мотивации учащихся старших классов.

Таким образом, в образовательной системе «школа-вуз-производство» сегодня существует необходимость отбора и анализа личностных и профессиональных ценностей, как в содержательном, так и в количественном отношении. Особенности такой образовательно-воспитательной деятельности включает постановку проблемы, диагностику, наблюдение, выводы, их проверку, учет познавательной рефлексии, что обеспечивает успешное самоопределение обучающихся в новых социально-экономических условиях.

На наш взгляд, в основе вузовской подготовки экономических кадров в системе высшего образования должны сочетаться компетентностный и аксиологический подходы, которые способствуют формированию социоадекватного отношения к миру, жизненному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Реализация вузовского этапа формирования ценностных ориентаций будущих специалистов потребовала разработки инновационного научно-методического сопровождения; выделения ценностных категорий («ответственность», «лидерство», «коммуникабельность», «здоровьесбережение», «творчество», «саморазвитие», «эмоциональный интеллект», «профессиональная культура», «умение работать в команде», «нравственные качества», «умение комбинировать и сочетать знания», «инновацион-ность», «предприимчивость»); проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и портфолио. Для этих целей были разработаны и апробированы в учебной практике вариативные дисциплины: «Корпоративная социальная ответственность», «Экономика труда», «Экономика транспорта», «Лидерство и управление изменениями», «Мотивация и стимулирование труда», «Аутсорсинг на транспорте», «Организация научно-педагогической работы в высшей школе», образовательной программы академической магистратуры направления подготовки «Экономика фирмы и отраслевых рынков». Сохранение информации об учебной и профессиональной деятельности обучающихся (курсовых и расчетно-графических работ, рефератов, отчетов по практике, выпускных квалификационных работ, оценок и результатов личных достижений) способствуют формированию их персональной «карьерной истории».

В ходе проведенного нами исследования доказано, что индивидуальная маршрутизация образовательного процесса способствует формированию ценностных ориентаций на уровне каждого студента, учитывает возрастные способности: мировоззренческие; социально-психологические, индивидуально-психологические.

Развитие системы ценностей («ценности-адаптации, ценности-социализации, ценности-индивидуализации») будущих специалистов связано с поиском объективных критериев дальнейшего совершенствования системы высшего образования. При таком подходе система ценностей и ценностных ориентаций студентов будет адекватно отвечать требованиям общества и современного производства.

Проведенное нами исследование формирования ценностных ориентаций будущих экономистов включило оценку изменений личностных, мотивационных и деятельностных компонентов на всех этапах их обучения.

Следует отметить, что вузовский этап является продолжением подготовки на принципах последовательности и преемственности при формировании ценностных ориентаций студентов.

В проведенном нами исследовании, на вузовском этапе формирования ценностных ориентаций будущих специалистов в целях активизации ценностных и мотивационных установок, использовались современные формы и методы образовательно-воспитательного процесса, развивающие навыки командной работы, а также межличностной и межкультурной сетевой коммуникации; принятия решений в профессионально-социальных ситуациях; выявления факторов, характеризующих отношение к работе и другие; современные системы оценивания (рейтинговые, комплексные, электронные) и др. Поддержание и развитие мотивации каждого обучающегося с помощью обеспечения его всеми образовательными элементами предоставляет возможности раскрытия его индивидуальных способностей и талантов.

В ходе исследование отмечено, что для современных специалистов на вузовском этапе, особое значение имеет система морального стимулирования, формирование элементов профессиональной и корпоративной культуры, социальной ответственности, позволяющих повысить их уровень мотивации и эффективности работы в дальнейшем на предприятии.

Например, в ходе исследования использовались диагностика и инновационные формы образовательной деятельности, научно-методическое обеспечение, позволяющие выявлять и развивать у обучающихся лидерские способности. Для формирования такой ценностной ориентации как «лидерство» были разработаны подходы к отбору студентов в лидерские группы (кадровый резерв), содержание учебных модулей: «Корпоративная культура в системе управления производством», «Корпоративная социальная ответственность», «Лидерство и управление изменениями», педагогическое сопровождение.

На этапе формирования (межличностных и

межкультурных коммуникаций) к задачам педагога относилась организация образовательно-воспитательного процесса в направлении переживания, ощущения учащимися содержания получаемой информации. В ходе исследования нами использовались развивающие личностно-ориентированные технологии (диалог, диспут, кейс-задача, деловая игра, заполнение электронного портфолио и др.).

В качестве дополнительных заданий использовались следующие:

- выдвижение некоторых норм и предложений, которые воспринимаются обучающимися как данность;

- корректировка реализуемой инициативы, если она одобрена всем коллективом;

- постановка обучающихся в ситуации выбора, что способствует прояснению их позиций в происходящем.

Так, на этапе восприятия ценностных ориентаций будущих специалистов происходит оценка представлений о личностных и общественных ценностях. Понимание необходимости присвоения ценностных ориентаций как важных факторов личного и профессионального развития.

Результаты проведенного нами исследования позволили сделать вывод об определенной однородности ценностной сферы обучающихся, что объясняется одинаковой социально-культурной сферой становления и их возрастными особенностями.

На основе анализа можно сделать вывод, что эффективное управление изменениями в образовательно-воспитательном процессе обеспечивается анализом внутренних и внешних факторов: сочетанием различных современных образовательных моделей подготовки (сетевых, виртуальных, дистанционных и др.); использованием разнообразных фондов оценочных средств (расчетно-графических и имитационных заданий; ролевых и деловых игр; тренингов; моделирования социально-эконо-

Библиографический список

мических, управленческих мотивационных ситуаций (case-study); разработки научных проектов; заданий на практики с усилением инженерной составляющей; индивидуальных планов к выпускным квалификационным работам, портфолио); использование технических и информационных средств обучения; самореализации студентов посредством участия в олимпиадах, проектах, грантах, конференциях, круглых столах и др.

Таким образом, для эффективного управления образовательным процессом в вузе необходимо решение нескольких групп задач. Первая группа связана с выявлением факторов, влияющих на изменение профессиональной подготовки студентов экономического профиля обучения, на их ценностные ориентации.

Вторая группа задач связана с проведением диагностики изменений ценностных ориентаций обучающихся экономического профиля в вузе, определение характеристик и направленности изменений их профессиональной подготовки.

Третья группа задач направлена на определение динамики ценностных ориентаций студентов в ходе образовательно-воспитательного процесса на различных уровнях подготовки в вузе.

Четвёртая группа задач предполагает выявление тенденций трансформации профессиональной подготовки экономических кадров; создание педагогических условий, позволяющих реа-лизовывать изменения в профессиональной подготовке; оценка педагогических рисков и результатов происходящих изменений; повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава в вузе.

Пятая группа задач связана с разработкой и реализацией научно-методического обеспечения, формирующего все уровни компетенций влияющего на профессионально-ценностное самоопределение будущих специалистов в сфере экономики.

Проведённое исследование показало, что традиционные методы и формы организации учебно-познавательной деятельности не обеспечивают в полной мере возможности формирования ценностных ориентаций обучающихся экономического профиля, не способствует совершенствованию профессиональной подготовки экономических кадров.

Сегодня в рамках модернизации высшего образования необходимо обязательное использование в образовательно-воспитательном процессе инновационных образовательных методов, способности и готовности педагога к педагогическому риску, понимания единства образования, науки, культуры, воспитания и самообразования [8, с. 6].

Собственный опыт показал, что управление изменениями профессиональной подготовки студентов, основанное на ценностном осмыслении оценки результатов поэтапного формирования общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций на базе ключевых ценностных ориентаций будущих экономистов позволяют говорить об успешном процессе их профессионально-ценностного становления [9, с. 41].

Таким образом, процесс совершенствования профессиональной подготовки экономических кадров в системе высшего образования должен включать ценностно-профессиональное содержание образовательных программ, ориентированных на развитие творческого и лидерского потенциала, инженерно-экономического мышления, деловой активности обучающихся через формирование индивидуальных образовательных траекторий, что позволяет придать экономическому образованию новую направленность в современных социально-экономических условиях.

Понимание необходимости изменений в профессиональной подготовке студентов экономического профиля позволяет определить ориентиры развития отечественной системы образования, где регуляторами являются ценностные ориентации и конкурентные преимущества экономических кадров.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования направления подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратура) (проект ФГОС - 4). Available at: http:// regulation.gov.ru

2. ФГОС высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриат) (проект ФГОС - 4). Available at: http:// regulation.gov

3. Суева Н.Б. ФГОС - 4: Будущее профессионального образования. Профессиональное образование. Столица. 2016; 4: 41 - 42.

4. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Available at: http://base.garant.ru/71734878

5. Азуан А.А. Считаем себя великими и большими, а экономику имеем 3% от мировой. Новая газета. 2017; 130: 14 - 15.

6. Хамми И. Цифровая экономика: Как будет меняться рынок труда с 2018 по 2025годы. Available at: http://neohr.ru/kadrovye-voprosy/ article_post/tsifrovaya-ekonomika-kak-budet-menyatsya-rynok-truda-s-2018-po-2025-gody

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.