УДК 378.147
Степаненко Лариса Васильевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и политологии факультета гуманитарного образования ГОУ ВПО «Новосибирский государственный технический университет, Larisa508 @ngs.ru, Новосибирск
модернизация высшего профессионального технического образования: ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. Модернизация в сфере высшего профессионального технического образования не утрачивает своей актуальности на современном этапе развития. В данной статье анализируется блок гуманитарных дисциплин, который отражает инновационные технологии организации учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: модернизация образования, инновационные технологии.
Stepanenko Larisa Vasilyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor of the Department of History and Politology of the humanities faculty at the Novosibirsk State Technical University, gb@edu. nstu.ru, Novosibirsk
THE MODERNIZATION OF THE HIGHER SCHOOL TECHNICAL PROFESSIONAL EDUCATION: Human ASPECT
Abstract. The modernization of the higher school technical professional education is still very actual. The complex of humanity disciplines successfully learned with the innovative methods and forms as well as computerization of the education process are analyzed.
Keywords: modernization of education, innovative technology.
Российское высшее профессиональное техническое образование на современном этапе становится отражением магистральной идеи государственной политики развития общества - модернизации. На концептуальном уровне процессы модернизации характеризуют изменения как стратегии социально-экономического развития с учетом ее реструктуризации и глобализации, так и ситуации на рынке труда. В дефиниции самого понятия «модернизация» подчеркнута необходимость:
- обновления структуры высшего профессионального технического образования в направлении интегрированности и уров-невости;
- разработки концептуальных основ содержания, связанных с обогащением обучающихся знаниями, развитием умений и навыков, направленных на формирование личности, ее познавательных, творческих и созидательных способностей, приобретение и расширении опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности;
- практико-ориентированной направленности образовательного процесса на социокультурную адаптацию обучающихся на рынке труда.
Само понятие «модернизации»? интерпретируемое как процесс ускорения темпов развития общества, перехода к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов меж-культурного взаимодействия, - в проекции на образование характеризует профессиональную подготовку личности обучающегося. А именно: конкурентоспособных, предприимчивых людей, умеющих принимать самостоятельные решения, обладающих мобильностью (готовностью к самореализации), динамичностью (оперативностью реагирования и ориентированностью в социально-культурной ситуации), конструктивностью, развитым чувством ответственности, осознающих себя в нормативно-правовом поле деятельности.
Таким образом, в структурном и содержательном преломлении идеи модернизации
выделены те ключевые позиции, которые определяют качество образования на современном этапе.
В контексте государственной политики в области российского образования цель модернизации связана с созданием стабильно функционирующей системы образования с необходимостью последовательного и органичного обновления или регулирования ее составляющих, корректирования нормативно-правовых, концептуальных позиций в связи с запросами рынка труда, необходимостью восполнения дефицита профессий [5].
В связи с этим, выделены первоочередные и взаимосвязанные задачи. А именно:
- развитие образования как одного из приоритетных направлений национальной образовательной политики, характеризующегося заинтересованностью общества, государства и образовательных учреждений в повышении ответственности между субъектами образовательного процесса - обучающихся, профессорско-преподавательского состава;
- демократизация учебно-воспитательного процесса, обусловленная его доступностью и предоставлением равных возможностей обучающимся в получении образовательных услуг;
- обновление структурных составляющих образования начального, среднего и высшего уровней в связи с направленностью на достижение нового современного качества обучения и воспитания (расширение информационного поля, вариативности форм и методов, индивидуализацию и дифференциацию обучения и воспитания, практикоориентированную направленность, техноло-гизацию учебно-воспитательного процесса);
- совершенствование концептуальных основ содержания образования; разработка либо обновление дидактического инструментария и введение новых образовательных технологий (мультимедийных средств, электронных учебников и др.);
- потребность в совершенствовании процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров, которая обусловлена определением статуса педагога как ресурса повышения качества образования; активизация форм обмена педагогическим опытом с расширением межкультурного взаимодействия, направленная на повышение социаль-
ного статуса и профессионализма работников образования;
- инвестиционная привлекательность образования должна быть основана на формировании и регулировании нормативноправовых и организационно-экономичных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов связи с запросами предприятий на подготовку специалистов; актуализация практико-ориентированной составляющей образования.
На современном этапе актуальной для государственной политики видится развитие технического направления высшего профессионального образования в связи с отчетливо выраженным дефицитом специалистов инженерной направленности на рынке труда. Поэтому мы в данной статье акцентируем внимание на систему высшего профессионального технического образования, необходимость модернизации с учетом запросов рынка труда.
Развитие высшего профессионального технического образования рассматривается нами как процесс, связанный со структурным оформлением в контексте принципов, общих для системы высшего профессионального отечественного образования и особенных для технического направления, с разработкой концептуальных основ содержания. В изучении историко-культурных, региональных, организационно-педагоги-
ческих аспектов развития высшего профессионального технического образования нам видится важным осмысление связи времен - «традиции и ее обновления» [4]. Только благодаря изучению многоплановых процессов в системе высшего профессионального технического образования возможно изучение опыта его организации, и обозначение перспектив его применения в современных условиях. Именно поэтому мы обратились к современному периоду, в котором происходят процессы эксперимен-тальности, поисковости, отвечая на вопрос, что из историко-педагогического опыта мы можем использовать сегодня.
Идея модернизации получила воплощение в создании уровневости в структуре высшего профессионального технического образования.
Традиционная для российского образования модель преемственности между
разными уровнями образования (школа -училище - вуз), ведущая к достижению целостности, направленная на прослеживание роста-развития обучающегося, на последовательный процесс личностного становления, в современном прочтении усилена на уровне высшего образования. Именно в развитии бакалавриата и магистратуры нашла свое подтверждение вертикальная интеграция. Такая гибкая структура позволит с течением времени проводить более жесткий профессиональный отбор обучающихся на основе мониторинга качества получаемых знаний, умений и навыков, образовательных услуг и профессионального роста-развития личности обучающегося.
На концептуальном уровне в системе высшего профессионального технического образования, мы особо выделяем блок гуманитарных дисциплин, изучение которых традиционно направлено на формирование целостной мировоззренческой картины у обучающихся, предоставление широкого информационного поля для построения обоснованных жизненных и профессиональных задач, дальнейшего профессионального роста-развития с акцентом на проявлении творческого начала обучающихся - саморазвитии, самообразовании, самовоспитании, - необходимого в дальнейшей самореализации.
Сегодня целью высшего профессионального технического образования становится обучение и воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни. Только такая личность отличается активностью восприятия и действия. В систему целеполага-ния, отвечающей на вызовы современного общества входит: отношение к личности обучающегося как субъекту образования, развитие творчески ориентированной личности, способной к поиску новизны, нестандартным решениям, самобытному проявлению, эвристичности, конкурентноспособной, обладающей навыками социокультурной адаптированности, профессионально-эрудированной, мобильной, коммуникабельной, толерантной, социализированной [2].
В связи с расширенным полем целепола-гания в системе гуманитарного знания формулируются и задачи:
- сохранение принципа природосообраз-ности (изначальной природы ребенка) и бе-
режное развитие его способностей;
- развитие креативной природы личности учащегося и создание креативной среды -предоставление психологической свободы для реализации творческого потенциала: нестандартных идей, мыслей, действий, их принятие и стимулирование способности самостоятельно находить неординарные решения;
- развитие высших психических функций (восприятия, чувств, эмоций, памяти, мышления, воображения, речи) через изучение гуманитарных дисциплин;
- развитие творческих способностей учащихся (образно-ассоциативных, образноэмоциональных, вербальных, коммуникативных);
- формирование навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучающихся через освоение обучающихся
- расширение общекультурного тезауруса;
- поиск востребованных форм самореализации на рынке труда.
В силу того, что блок гуманитарных дисциплин в системе высшего профессионального технического образования объединяет процесс воспитания и обучения, мы попытаемся разграничить эти понятия и выявить актуальные составляющие в каждом из них [1].
Обобщая содержание блока гуманитарных дисциплин, мы считаем, что целью его видится формирование мировоззренческой позиции личности обучающегося.
В этом аспекте, процесс воспитания должен быть теоретически разработанным (в плане формулировки целей и задач), практически адаптированным (в плане разработки методов воспитания) и научно обоснованным. Поэтому нами акцентируется внимание на важном аспекте воспитания - на личностных качествах обучающихся - стремлении к обогащению знаниями, к расширению и формированию тезауруса, развитию эрудиции. Мы считаем важным подчеркнуть и то, что воспитание как процесс, непосредственно проявляется через деятельность человека - его отношение к окружающему миру, этические императивы. Общество, пережившее социальные потрясения 1990-х гг., сегодня нуждается в притоке новых сил, в формировании молодого поколения, творчески, созидательно относящегося к его переустройству. В связи
с необходимостью ответить на социальные вызовы времени в процессе воспитания личности обучающегося актуализируются моменты коммуникативности, эрудированности, кругозора.
Процесс обучения через блок гуманитарных дисциплин открывает широкое поле интеллектуальной деятельности, позволяя не только получить знания о социально-культурном контексте, но и выстроить междисциплинарные связи: формируя картину мира как детерминированного целого, обогащая мировоззрение обучающегося. А конкретно:
• в Отечественной истории - через изучение исторической ретроспективы развития государственности на основе взаимодействия трех составляющих - экономики (определяющей модели экономического развития и специфику экономических отношений), политики (выделяющей формы государственного устройства и приоритетные направления) и культуры (отражающей взаимодействие вертикали власти и общества в нормативно-правовом поле деятельности);
• в Политологии - через актуализацию идеи формирования вертикали политической власти, историю становления властных институтов, реализацию принципов демократии (свободы слова, печати, собраний и др.) в общественной жизни, участия личности и общества в процессах формирования политической власти;
• в Культурологии - через изучение и усвоение морально-нравственных основ деятельности (репродуктивной или творческой), формирование эстетических принципов самопроявления человека в творчестве, знании нормативно-правовых механизмов регулирования отношений между людьми;
• в Психологии - через раскрытие неординарных качеств личности благодаря изучению моделей его поведения, взаимоотношений между людьми;
• в Педагогике - через разные игровые формы (обучающие, развивающие, познавательные), направленные не только на развитие умений, навыков, знаний, но и коммуникативных качеств;
• в Социологии - в развитии общества, в выстраивании моделей отношений личности и общества на основе нормативно-правовых актов.
Следовательно, преемственная связь между дисциплинами гуманитарного цикла обе-
спечивает последовательность, системность и целостность процесса формирования личности обучающегося. Важным в современной практике высшего профессионального технического образования видится создание максимальных условий для выявления задатков, развития способностей и интересов учащихся, ориентированных на наиболее полное раскрытие и реализацию возможностей учащихся в социально-культурной жизни. Такая направленность обучения и воспитания призвана сформировать творческую, конкурентноспособную личность, что видится и актуальным, и перспективным в связи с актуализацией самого понятия «рынок труда» [3].
Сегодня обогащение содержательного (или даже информационного) поля блока гуманитарных дисциплин происходит в направлении развития мультимедийных средств, в силу того, что самим временем актуализирована идея расширения информационного пространства личности обучающегося, погружение его в социально-историческую, экономическую, политическую, и культурную среду.
Практико-деятельностная сторона учебно-воспитательного процесса основана на тесном взаимодействии педагога и ученика через введение интерактивных форм и методов обучения. Ее основу составляют принципы, выявленные нами в ходе изучения концептуальных основ гуманитарных дисциплин, получивших историческое закрепление, и не утративших актуальности сегодня:
- преемственности, который просматривается в сохранении и обновлении дидактических единиц в соответствии с изменением системы целеполагания в связи с требованиями времени - квалифицированный специалист, творчески ориентированная, социально и культурно адаптированная, профессионально эрудированная, конкурентноспособная личность обучающегося;
- индивидуализированного и дифференцированного подходов к обучению и воспитанию.
Таким образом, обобщая представленный материал, мы подчеркиваем, что высшее профессиональное техническое образование в блоке гуманитарных дисциплин направлено на развитие, культивирование в
подрастающем поколении осознания своей принадлежности к определенным социально-культурным традициям (национальноэтническим, региональным), на основе которых складываются приоритеты и в плане саморазвития личности обучающегося.
Следовательно, в системе высшего профессионального технического образования изучение блока гуманитарных дисциплин -это процесс получения:
- знаний об основах гуманитарных наук (теории и истории);
- приобретения умений дать оценку событиям общественной жизни;
- развития навыков владения языком этих наук (историческими фактами, ключевыми понятиями и их интерпретацией, анализа в контексте времени, формулировать проблемы), направленных на раскрытие генетических задатков и способностей человека - образно-ассоциативных, чувственно-эмоциональных, коммуникативных, вербальных.
На современном этапе, когда возрастает интерес к техническим средствам, одной из важных задач является сохранение, даже усиление эмоционального, когнитивно-познавательного начал в формировании творчески ориентированной личности, способ-
ной к дальнейшей самореализации через разные виды, направления и формы деятельности.
Изучение блока гуманитарных дисциплин в системе высшего профессионального технического образования позволяет актуализировать в нем обучающую, воспитывающую, развивающую, познавательную направленность, личностный рост-развитие, сопряженные с творческими достижениями - участием в Интеллектуальных играх, Олимпиадах, Дельфийских играх, организованных в рамках межвузовского взаимодействия.
Библиографический список
1. Вербицкий А. А. Личностный и компетент-ностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.
2. Майер Б. О., Наливайко Н. В. Об онтологии качества образования в обществе знания // Философия образования. - № 3 (24). - 2008. - С. 4-18.
3. Неудахина Н. А. Основы педагогического мастерства. - Барнаул: АГАУ, 2009. - 203 с. .
4. Степашко Л. А. Историко-педагогическое теоретическое исследование: научный аппарат. -Хабаровск : ХГПУ, 2005. - 60 с.
5. Филонов Г. Н. О методологии проектирования образовательных стандартов // Педагогика. -№ 8. - 2009. - С. 3-6.