Научная статья на тему 'Концептуальные положения здоровьеориентированной подготовки специалистов'

Концептуальные положения здоровьеориентированной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения здоровьеориентированной подготовки специалистов»

Концептуальные положения здоровьеориентированной

В. ИРХИН, профессор Н. ЖЕРНАКОВА, декан

подготовки специалистов

Своеобразие социально-экономического развития России обусловливает необходимость подготовки конкурентоспособных и при этом здоровых специалистов. Высшей школе в решении этой стратегической задачи отведена ключевая роль. Обозначенная проблема осложняется тем обстоятельством, что до настоящего времени в педагогической теории и практике не определены теоретико-методологические и технологические аспекты обеспечения здоровья студентов в ходе реализации образовательного процесса. В этой связи интерес представляет инновационная образовательная программа Белгородского государственного университета на 2007-2008 гг., поддержанная конкурсной комиссией Министерства образования и науки России. В числе приоритетов программы - здоровье-сбережение студентов. Данное направление разработано на основе концепции развития здоровьеориентированной педагогической системы вуза, включающей в себя:

■ теоретико-методологическое обоснование концепции,

■ структурно-функциональную модель здоровьеориентированной педагогической системы,

■ противоречия, этапы, закономерности, критерии оценки уровня развития данной системы.

Ведущими методологическими подходами концепции являются системный и ва-леологический, а методологическими ориентирами - принципы сохранения, укрепления, формирования здоровья и здоровье-центризма. В последнее время в научной среде развернулась полемика по поводу «научности » понятий «здоровьеориентированная деятельность », «здоровьесберегающая деятельность», «здоровьеформирующая деятельность », «здоровьетворческая

деятельность » и др. Нередко поверхностная, а то и неверная их трактовка укрепляет точку зрения тех ученых, которые считают данные понятия околонаучными. В этой связи поясним, что здоровьеориентированная деятельность в условиях образовательного учреждения направлена на реализацию генеральной цели (ГЦ) образования - воспитание, обучение и развитие человека в соответствии с целостным пониманием здоровья (в единстве физического, психического и социального его компонентов).

Достижение ГЦ невозможно без следующих видов здоровьеориентированной деятельности, представляющих ее структуру: здоровьесберегающая деятельность (принцип сохранения здоровья), предполагающая устранение или снижение дидак-тогенных факторов риска для здоровья студентов; здоровьеформирующая деятель-

ность (принципы укрепления и формирования здоровья), включающая в себя наращивание (тренировку) физического, психического и социального резервов здоровья будущих специалистов, а также формирование ценностных установок личности на ЗОЖ, приращение валеологических знаний и умений. Ясно, что такого рода деятельность должна быть творческой, учитывающей как индивидуальные особенности студентов, так и образовательный контекст. Одним из ведущих методологических ориентиров является принцип здоровьецент-ризма, который предполагает ориентацию участников образовательного процесса на здоровье как базисную ценность и один из ключевых результатов деятельности.

Структурно-функциональная модель включает наличие таких структурных компонентов системы, как управление здоровьеориентированной деятельностью, осуществляемое на общественном, административном, профессионально-педагогическом и студенческом уровнях; здоровьеориентированный образовательный процесс, предполагающий использование здоровьесберегающих технологий и режимов обучения студентов, включение специализированных программ формирования культуры здоровья будущих специалистов, подготовки их к здоровьеориентированной профессиональной деятельности; здоровьеориентированная деятельность вузовской службы здоровья, осуществляющей медико-психологическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса; здоровая предметно-пространственная среда вуза.

Генеральная цель - обучение, воспитание и развитие здорового студента - является системообразующим фактором педагогической системы. Наряду с традиционными образовательными, воспитательными и развивающими функциями здоровьеориентированная педагогическая система вуза выполняет и ряд специфических функций: социализационную, связанную с необходимостью включения формирующейся личности в процесс усвоения и вос-

производства ценности здоровья и ЗОЖ, безболезненного вхождения индивида в социальную среду; культурологическую, заключающуюся в создании благоприятных условий для овладения студентами на научной основе знаниями о сохранении и укреплении здоровья; профилактическую, ориентированную на предупреждение заболеваний, функциональных нарушений и отклонений в развитии личности; коррекционно-реабилитационную, направленную на создание вокруг обучающегося реабилитационного пространства, на восстановление целостного здоровья студентов; укрепления здоровья, преследующую цель повышения адаптационных резервов организма человека.

Развитие здоровьеориентированной педагогической системы вуза возможно только в результате разрешения противоречий как источников ее движения. Основное противоречие видится между здоровьезатратной и здоровьесозидающей педагогическими системами вуза. В ходе структурной перестройки разрешаются противоречия, характерные для конкретного этапа развития здоровьеориентированной педагогической системы вуза. По мере своего

«созревания» она избавляется от проявлений старой системы и все более соответствует поставленной ГЦ. На этом основании ведущую закономерность исследуемой системы вуза, определяющую ее содержание и способы деятельности, можно сформулировать следующим образом: чемвыше уровень зрелости здоровьеориентированной педагогической системы вуза, тем в большей степени обеспечиваются условия для воспитания, обучения и развития здорового студента.

В своём развитии рассматриваемая система вуза проходит этапы возникновения (скрытый и явный периоды), становления (начальная и поздняя стадии) и зрелости (формирования целостной педагогической системы). В ходе скрытого периода этапа возникновения наблюдается количественный рост валеологических элементов и новых связей, а явный период данного этапа характеризуется созданием новых структур и структурных связей. На начальной стадии становления разворачивается перестройка целостной педагогической системы на основе здоровьеориентированной концепции и программы ее развития. Продолжается процесс создания новых и одновременно преобразования старых структур и структурных связей. В инновационную деятельность вовлекаются все участники педагогического процесса. До предела обостряется основное противоречие во всех компонентах педагогической системы. Роль компонента «управление » становится решающей. Преодоление кризиса и дальнейшее поступательное развитие новой педагогической системы зависит от способности управленцев включить механизмы самоорганизации и созидания иерархических структур новой системы вуза на основе её внутренних потенциальных возможностей. На поздней стадии этапа становления завершаются процессы структурной и функциональной интеграции и дифференциации. Валеологичес-ки обоснованные структуры и структурные связи становятся преобладающими. Здоровьеориентированная педагогическая система вуза переходит на этап зрелого развития,

в ходе которого разрешается основное противоречие.

Наряду с ведущей можно выделить и ряд частных закономерностей, а именно:

■ по мере созревания целостной здоровьеориентированной педагогической системы вуза снижается роль авторитарных управленческих и педагогических воздействий и одновременно возрастает роль гуманистических воздействий, учитывающих мотивационную сферу личности субъектов педагогической системы;

■ неблагоприятные для здоровья участников педагогического процесса воздействия внешней среды стимулируют поиск механизмов валеологического обновления вузовской педагогической системы;

■ чем более зрелой является здоровьеориентированная педагогическая система вуза, тем сильнее степень её влияния на педагогическую систему, на органы управления вышестоящего иерархического уровня и вузовское микросоциальное окружение;

■ зрелость здоровьеориентированной педагогической системы вуза определяется упорядоченной взаимосвязью всех её компонентов, отражающих валеологичес-кую сущность целого и осуществляющих специализированные функции по достижению цели воспитания, обучения и развития здорового человека.

Критерия-ми оценки педагогической системы вуза в качестве здоровьеориентированной выступают ее результативность, подготовленность руководителей и педагогов к работе по обеспечению здоровья студентов, удовлетворённость участников педагогического процесса деятельностью по формированию, сохранению и укреплению здоровья юношей и девушек.

Представленная концепция реализуется в таком направлении инновационной образовательной программы БелГУ, как «Здоровьесберегающая система подготовки конкурентноспособных кадров для наукоемких экономических отраслей и социальной сферы региона». Направление предус-

матривает решение трех взаимосвязанных задач:

1) создание здоровьесберегающей модели, способствующей повышению качества подготовки кадров (научно-исследовательский проект);

2) создание вариативной образовательной структуры здоровьесбережения в процессе подготовки кадров (образовательный проект);

3) развитие здоровьесберегающих комплексов БелГУ, обеспечивающих повышение качества подготовки кадров (научнопроизводственный проект).

Первый проект включает обоснование методологических подходов и модели педагогической системыуниверситета, обеспечивающей подготовку конкурентоспособных кадров без потери здоровья основными участниками образовательного процесса.

Содержание второго проекта составляют: модернизация и разработка профессиональных образовательных программ, учебных дисциплин, вариативныхкурсов по выбору, открытие новых специальностей; формирование УМК; реализация модели и использование технологического инструментария по 22 специальностям; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; внедрение системы горизонтально-сетевого взаимодействия субъектов управления в образовательный процесс университета. Важнейший элемент программы -совершенствование качества подготовки, которое определяется кадровым потенциалом. За период действия программы возможность повышения квалификации предоставлена 62 преподавателям по 10 заявленным направлениям здоровьесбере-жения.

Среди ключевых направлений содержания второго проекта - обоснование диагностического комплекса определения групп здоровья студентов и сотрудников БелГУ; дальнейшая разработка здоровьесберегающей модели, способствующей повышению качества подготовки кадров; создание технологического инструментария по реализации здоровьесберегающей модели (в частности, разработка вариативного комплекса здоровьесберегающих технологий образовательного процесса: технологий обучения будущих специалистов и подготовки к здоровьеориентированной деятельности; технологий оздоровления участников образовательного процесса; технологий управления здоровьесберегающим образовательным процессом); повышение академической мобильности обучающихся (организация участия студентов, интернов, ординаторов, аспирантов в мониторинговых и скрининговых исследованиях); предоставление студентам возможностей для выполнения выпускных квалификационных работ; привлечение будущих специалистов к здоровьеориентированной исследовательской и волонтерской деятельности (организация волонтерских групп из числа студентов по пропаганде ЗОЖ, привлечение обучающихся к научным исследованиям по вопросам ЗОЖ, реализация целевой программы БелГУ «Охрана и укрепление здо-

ровья на 2007-2010 годы » с целью пропаганды знаний по вопросам ЗОЖ среди учащейся молодежи и населения города и области и др.).

Так, например, для создания здоровьесберегающей модели подготовлен диагностический комплекс для определения групп здоровья студентов и сотрудников БелГУ. За 2007-2008 учебный год обследовано 1185 студентов. Проанализированы и внесены в паспорт здоровья обследуемых первые результаты, которые в процессе учебы могут динамично изменяться. Задача программы состоит в своевременной коррекции выявленных отклонений и составлении рекомендаций по профилактике возможного развития социально обусловленной патологии.

Привлечение будущих специалистов к здоровьеориентированной и волонтерской деятельности - одна из составляющих проекта. Студентам предоставлена возможность для самореализации в виде подготовки и чтения лекций, бесед, создания клубов, других видов деятельности по популяризации знаний по предупреждению социально значи-мыхзаболеваний. Такого рода мероприятия в течение года были проведены для 270 студентов различных специальностей медицинского факультета. Кроме того, на всех педагогических факультетах университета апробирована программа подготовки будущих учителей к здоровьеориентированной деятельности. В волонтерскую деятельность включились студенты социально-теологического факультета из клуба «За здоровый образ жизни». Традиционными на медицинском факультете становятся мастер-классы для студентов с приглашением ведущих ученых России. Реализуются договоры с ММА им И.М. Сеченова, лабораторией хрономедицины и новыхтехнологий, Санкт-Петербургским институтом биорегуляции и геронтологии Северо-западного отделения РАМН по подготовке совместных научных исследований и публикаций. Заключен договор с медицинским факультетом Нишского университета (Сербия), и в настоящее время готовится группа студентов к взаимному обмену

на период прохождения производственной практики. На IV съезде студенческих научных обществ и обществ молодых ученых медицинских вузов России и стран СНГ подготовлен кзаключению договоро сотрудничестве с медицинским факультетом БелГУ.

Реализация третьего проекта направлена на создание здоровьесберегающей инфраструктуры университета, в которую войдут:

■ НИЛ профилактической и восстановительной медицины, офтальмологическая лаборатория и лаборатория практических навыков «Фантомные стоматологические классы»;

■ кафедра профилактической, восстановительной медицины;

■ филиал клиники вертеброневроло-гии на базе института последипломного медицинского образования БелГУ;

■ поликлиника (клиника) профилактического и восстановительного лечения на базе Центра семейной медицины;

■ учебно-спортивный комплекс С. Хоркиной;

■ Центр семейной медицины;

■ санаторий-профилакторий на базе природного парка «Нежеголь »;

■ Международный молодежный туристический спортивно-оздоровительный и культурный комплекс БелГУ;

■ научно-производственный комплекс «Аптека БелГУ»;

■ молодежный культурный центр.

Наряду с этим осуществляется организация деятельности всех компонентов, входящих в систему территориально распределенной здоровьесберегающей инфраструктуры университета.

В процессе создания вариативной образовательной структуры здоровьесбереже-ния модернизированы имеющиеся профессиональные образовательные программы по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология» и разработаны новые на основе включения учебных дисциплин «Генетический анализ», «Медицинская реабилитология », «Интенсивная терапия », а также вариативных курсов по выбору студентов («Репродукция человека», «Психо-

коррекция кризисных состояний»,

«Лечебная физкультура и массаж»,

«Морфологическая диагностика заболеваний человека» и др.), которые способствуют академической мобильности студента. В настоящее время функционирует лаборатория «Фантомные стоматологические классы», оборудование которых не имеет аналогов в вузах России.

Представленные концептуальные положения здоровьеориентированной подготовки специалистов в вузе позволяют совершенствовать образовательную деятельность, направленную на подготовку востребованного специалиста, адапти-

рованного к современным потребностям рынка труда, способного выстраивать свою дальнейшую образовательную траекторию, имея мощный потенциал психического и физического здоровья.

О. ШЕВЦОВ, начальник управления

Повышение престижности высшего образования в постсоветский период обусловило острую конкуренцию между учебными заведениями, особенно обострившуюся в связи с так называемой «демографической ямой ». В условиях ограниченности финансовых ресурсов на рекламу и недоверия к ней значительной части населения России на первый план выходит грамотный брендинг вуза, подчёркивающий конкурентные преимущества и формирующий его позитивный имидж посредством масс-медиа.

Как справедливо отмечает А.П. Коро-ченский, медийные имиджи являются усечёнными и неполными образами реальных явлений и персон, и потому относительно легко поддаются коррекции. Имиджи отличаются локальностью по масштабу дей-

Формирование медийного имиджа вуза

ствия, подвижностью и изменчивостью [1]. Изменчивость имиджа позволяет предпринимать усилия по его конструированию в целях эффективной коммуникации с потенциальными потребителями услуг. К таковым мы в первую очередь относим абитуриентов и их родителей, работодателей, инвесторов, организации-заказчики, другие вузы.

Плодотворное взаимодействие с данными целевыми аудиториями реализуется лишь при эффективном брендинге вуза посредством СМИ. Разумеется, привлечение абитуриентов возможно и в результате проведения дорогостоящих рекламных кампаний, но расходование средств на рекламу в условиях региона не всегда способствует расширению доли рынка образовательных услуг. К тому же предназначение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.