Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития'

Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4581
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / профессиональное воспитание / воспитательная система / система профессионального воспитания / education / professional education / educational system / system of professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов Виталий Зуфарович

Развитие обыденно-житейских и научных представлений о сущности воспитания прошло длительный исторический путь, изменяясь под влиянием социокультурных, политических, экономических и многочисленных других факторов. В статье анализируются сформированные в различные исторические периоды представления о феномене воспитания. Особый акцент сделан на его целостности и многогранности. осуществлен сравнительный обзор концепций воспитания в современной отечественной и зарубежной науке, выявлено соотношение понятий «воспитание», «воспитательная система», «система воспитания». Констатируется, что в отечественной педагогической науке наибольший научный интерес к поискам решения актуальных проблем воспитания наблюдался на рубеже прошедшего и нынешнего века, однако уже в первое десятилетие ХХ.I в. он заметно снизился, во второе десятилетие — стал едва заметным. На фоне решения общих проблем воспитания особый акцент автор делает на профессиональное воспитание, которое как специфический вид деятельности педагогов профессионального образования и как научная проблема требует новых идей и концепций. Их проекция на практическую область воспитания в высшей школе должна дать качественно новые результаты в формировании личности будущих специалистов, обеспечить повышение уровня их готовности к профессиональной деятельности. Представлены результаты анализа теоретико-методологических ориентаций, понятийного аппарата, структуры и других компонентов знания о профессиональном воспитании будущих специалистов. Перечисляются наиболее актуальные и перспективные направления исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупов Виталий Зуфарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS: THE CONCEPT, STRUCTURE, AND GENESIS OF DEVELOPMENT

The development of everyday-life and scientific ideas about the essence of education has come a long historical way, changing under the influence of socio-cultural, political, economic and many other factors. The article analyzes the ideas about the phenomenon of education formed in different historical periods. Special emphasis is placed on its integrity and versatility. A comparative review of the concepts of education in modern domestic and foreign science is carried out, the ratio of the concepts of «education», «educational system», «system of education» is revealed. It is stated that in the domestic pedagogical science the greatest scientific interest in the search for solutions to urgent problems ofeducation was observed at the turn ofthe century, but in the first decade of the twentieth century, it decreased significantly, in the second decade it became barely noticeable. Against the background of solving the general problems of education, the author focuses on professional education, which, being both a specific type of activity of teachers of professional education and a scientific problem, requires new ideas and concepts. Their projection on the practical field of education in higher education should give qualitatively new results in the formation of the personality of future specialists, to ensure an increase in their readiness for professional activity. The paper presents the results of the analysis of theoretical and methodological orientations, conceptual apparatus, structure and other components of the knowledge about professional education of future specialists. The most relevant and promising areas of research are listed.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития»

Sitarov, V. A. (2019) Istoriia obrazovaniia v Rossii: dosovetskii i sovetskii periody. Znanie. Po-nimanie. Umenie, no. 1, pp. 201-211. DOI: 10.17805/zpu.2019.1.16 (In Russ.).

Cherniavskaia, V. S. and Merkulov, D. S. (2015) Vzaimosviaz' rezul'tatov EGE i uspeshnosti ucheb-noi deiatel'nosti vypusknikov shkoly. Sovremennye issledovaniia sotsial'nykh problem. №6. S. 290-300 [online] Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6558 (access date: 14.02.2019).

Submission date: 15.02.2019.

Ситаров Вячеслав Алексеевич — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]

Sitarov Vyacheslav Alekseyevich, Doctor of Pedagogy, Professor, Head, Department of Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities; Honoured Worker of Higher School of the Russian Federation. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: [email protected]

РО!: 10.17805^ри.2019.2.20

Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития

В. З. Юсупов Московский гуманитарный университет

Развитие обыденно-житейских и научных представлений о сущности воспитания прошло длительный исторический путь, изменяясь под влиянием социокультурных, политических, экономических и многочисленных других факторов. В статье анализируются сформированные в различные исторические периоды представления о феномене воспитания. Особый акцент сделан на его целостности и многогранности. Осуществлен сравнительный обзор концепций воспитания в современной отечественной и зарубежной науке, выявлено соотношение понятий «воспитание», «воспитательная система», «система воспитания». Констатируется, что в отечественной педагогической науке наибольший научный интерес к поискам решения актуальных проблем воспитания наблюдался на рубеже прошедшего и нынешнего века, однако уже в первое десятилетие ХХI в. он заметно снизился, во второе десятилетие — стал едва заметным.

На фоне решения общих проблем воспитания особый акцент автор делает на профессиональное воспитание, которое как специфический вид деятельности педагогов профессионального образования и как научная проблема требует новых идей и концепций. Их проекция на практическую область воспитания в высшей школе должна дать качественно новые результаты в формировании личности будущих специалистов, обеспечить повышение уровня их готовности к профессиональной деятельности.

Представлены результаты анализа теоретико-методологических ориентаций, понятийного аппарата, структуры и других компонентов знания о профессиональном воспитании будущих специалистов. Перечисляются наиболее актуальные и перспективные направления исследований.

Ключевые слова: воспитание; профессиональное воспитание; воспитательная система; система профессионального воспитания

ВВЕДЕНИЕ

Слово «воспитание» используется начиная с работ мыслителей Древней Греции.

«Самым важным в обучении мы признаем воспитание», утверждал Платон (Платон, 2004: 50). Аристотель воспринимал воспитание как искусство, «которое имеет целью восполнить то, чего не достает от природы» (Аристотель, 2008: 237). Основоположник педагогической науки Я. А. Коменский считал, что «надо следить за тем, чтобы академии воспитывали только трудолюбивых, честных и способных людей» (Коменский, 2000: 105). А. Дистерверг первым начал вводить словосочетания, отражающие взаимосвязь обучения и воспитания: «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (Дистерверг, 1956). К. Д. Ушинский свой фундаментальный труд в двух томах назвал «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (Ушинский, 2004). А. С. Макаренко видел воспитание как отдельную область педагогической деятельности. Методика воспитательной работы, считал он, отличается от методики преподавания, «и то и другое составляют два отдела педагогической науки» (Макаренко, 1985: 113).

В четырехтомной педагогической энциклопедии, изданной в 1960-е годы в СССР, воспитание определялось как целенаправленное формирование личности (Педагогическая энциклопедия, 1964: 321). В 1980-е годы в педагогической науке появляется трактовка воспитания в широком социальном смысле (воздействие окружающей действительности на человека); в широком педагогическом смысле (воспитание в системе образовательных учреждений); в узком педагогическом смысле (воспитание определенных качеств личности, взглядов, убеждений и т. д. (Бабанский, 1989). Такая трактовка отражала стремление дать целостное представление о многогранности феномена воспитания, но вела к тому, что трудно было, например, развести понятия «воспитание» в широком смысле слова и «социализация» или объяснить выделение воспитания в узком и еще более узком смысле. Для педагогов, особенно практических работников, такая многоуровневая трактовка представлялась излишне усложненной и непрактичной.

В 1990-е годы в определении термина «воспитание» в качестве ключевого появляется слово «условия». В Российской педагогической энциклопедии, изданной в эти годы, воспитание характеризовалось как «социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993: 199). В педагогическом словаре под редакцией В. А. Загвязинского, изданном в первом десятилетии нынешнего века, дается следующее определение: «Воспитание — целенаправленное создание условий и стимулирование развития человека, реализации его задатков и внутренних резервов; процесс субъект-субъектного взаимодействия, направленный на выработку определенных личностных качеств, которые задаются различными социальными институтами общества» (Педагогический словарь, 2008: 23).

КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ

В современной педагогической литературе предлагается множество определений термина «воспитание», которыми пользуются в настоящее время российские и зарубежные исследователи. Их обстоятельный анализ осуществлен в работах Л. В. Байбо-родовой, М. И. Рожкова (Современные концепции воспитания, 2000), Л. И. Новиковой (Новикова, 2010), А. И. Тимонина (Тимонин, 2012), П. В. Степанова (Степанов,

2017) и др. При этом трактовка понятия «воспитание» чаще всего определяется в контексте концепций воспитания, разработанных отдельными учеными или коллективами ученых.

В 1990-е годы начинается процесс формирования многочисленных и разнообразных концепций, имеющих такие названия, как «Воспитание учащейся молодежи в современном обществе» (З. А. Малькова, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова), «Системно-социальная концепция школьного воспитания» (Н. М. Таланчук), «Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности» (Е. В. Бондаревская) и др. Всего в то время в педагогической науке насчитывалось не менее 17 концепций воспитания школьников.

В них использовались различные смыслы слова «воспитание». В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова под воспитанием понимали «управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий» (Караковский, Новикова, Селиванова, 1996: 37). В основе концепции О. С. Газмана лежала идея самоценности личности, значимости воспитания для развития человека, его внутреннего потенциала, а не для приведения личности к тем или иным социальным требованиям воспитанности и общественной полезности (Газман, 1998). Н. Е. Щуркова предложила рассматривать воспитание как «процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры, обретение ребенком способности жить на уровне культуры, воссоздавать ее достижения и созидать новые материальные и духовные ценности» (Щуркова, 2000: 11). М. И. Рожков и Л. В. Байбородова трактовали воспитание как «педагогический компонент социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека» (Рожков, Байбородова, 2001: 13).

Процесс формирования новых концепций воспитания продолжился и в первое десятилетие XXI в. В качестве примера можно привести концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанную А. Я. Дани-люком, А. М. Кондаковым, В. А. Тишковым. В концепции под воспитанием понимается «педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества» (Данилюк, Кондаков, Тишков, 2009: 8).

В учебно-методической литературе последних лет отражено стремление одних авторов или авторских коллективов дать краткое и операциональное определение термина «воспитание», других — выделить и обосновать его сущностные характеристики. Так, в учебном пособии под редакцией П. И. Пидкасистого к их числу отнесены: целенаправленность воспитания; взаимодействие воспитателя и воспитуемых; представления воспитателя о личности воспитуемого как субъекта и объекта воспитания; созидательная деятельность человека, утверждающего себя в предметном мире (Педагогика, 2009: 248-249). С точки зрения авторов учебного пособия по профессиональной педагогике под редакцией С. Я. Батышева и А. М. Новикова, во всех определениях воспитания «присутствуют общие признаки, характеризующие это явление» (Профессиональная педагогика, 2009: 231) В их числе динамичность, предполагающая определенные качественные и количественные изменения, которые происходят в людях; целенаправленность воздействия на воспитанника, его «гуманистический вектор», взаимодействие воспитателя и воспитанника» (там же).

В педагогике высшей школы отражено стремление показать специфику воспитания студентов. Так, в учебнике Д. В. Чернилевского и О. К. Филатова дается следующее определение: «Воспитание — это целенаправленная содержательная профессио-

нальная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности студента, вхождению студента в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека» (Чернилевский, Филатов, 2005: 634). Это и подобные ему определения воспитания студента вуза недостаточно операциональны, лишены необходимой содержательной определенности, требуют уточнений и пояснений, демонстрируют слабость научного основания процесса воспитания.

Анализ новых концепций воспитания, научных и научно-методических работ последнего десятилетия, посвященных проблемам воспитания, показывает, что каких-то принципиально новых подходов к трактовке анализируемого понятия нет. Не случайно, например, в статье П. В. Степанова, опубликованной в 2017 г. под названием «Понятие "воспитание" в современных педагогических исследованиях», содержатся ссылки на работы отечественных исследований конца 90-х годов прошлого века и самого начала нынешнего века (Степанов, 2017: 127-128).

Традиционным для отечественной педагогической науки и практики является исследование проблем воспитания с позиций системного подхода, в контексте которого предметом изучения являются педагогические системы, воспитательные системы, системы воспитания. Педагогическими традиционно называют системы, действенность которых обеспечивается средствами собственно педагогической деятельности, включая специально организованную воспитательную деятельность, под которой понимается «целенаправленное преобразование педагогом всей совокупности воспитательных влияний на воспитанника» (Педагогический словарь, 2008: 77). Как синоним этого термина в педагогической литературе используется понятие «воспитательная работа», которым обозначается «воспитательная деятельность, направленная на организацию воспитательной среды, и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармонического развития» (там же: 186).

Наиболее целостное представление о «воспитательной системе» как педагогическом феномене сложилось на рубеже XX и XXI вв. С точки зрения Л. И. Новиковой, В. А. Караковского, Н. Л. Селивановой, понятие «воспитательная система» шире, чем «педагогическая система». Свою позицию они объясняют следующим образом: «С одной стороны, она система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения). Педагогическая система, таким образом, более узкое понятие, чем воспитательная система, но она костяк воспитательной системы, ее остов» (Новикова, 2000: 91 30).

Воспитательную систему Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова рассматривают в качестве педагогической категории и феномена педагогической практики. У перечисленных авторов есть многочисленные определения этого понятия, отражающие как общие позиции, так и взгляды каждого из них. Их общая точка зрения отражена в одном из наиболее распространенных в науке определений образовательной системы как совокупности следующих компонентов: «цели, выраженные в исходной концепции (т. е. совокупность идей, для реализации которых система создается); деятельность, обеспечивающая реализацию целей; субъект деятельности, ее органи-

зующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некоторую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы» (там же: 31 ).

Н. С. Бордовская и А. А. Реан выдвигают тезис о целесообразности использования термина «система воспитания», понимая под ним «совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, государства) и логики выполнения социального заказа» (Бордовская, Реан, 2006: 102). Однако термин «система воспитания», образно говоря, не приживается в педагогике, не рассматривается в педагогических энциклопедиях и словарях. Не случайно и в диссертационных исследованиях, выполненных в первое десятилетие XXI в., объектом которых является воспитание, чаще используется термин «воспитательная система» (В. П. Созонов, А. П. Жигадло и др.).

К сожалению, среди диссертационных работ последних 10 лет нам не удалось обнаружить диссертаций, предметом исследования которых является воспитательная система. В учебно-методических изданиях понятие «воспитательная система» если и употребляется, то лишь в контексте решения конкретных воспитательных задач, тогда как в прежние годы неизменно подчеркивалось, что она охватывает весь педагогический процесс.

Широко используемые в отечественной педагогической науке и образовательной практике термины «воспитание» и «воспитательная система» гораздо реже, а то и вообще не используются учеными в Западной Европе и Северной Америке. В значительной степени это связано с терминологическим несоответствием значений понятия «воспитание», например, в русском и английском языках.

Исследования, проведенные А. Н. Джуринским, А. С. Даниловой, Н. Л. Селивановой и другими российскими учеными, показали, что в трудах Дж. Бэнкса, Э. Винна, И. Притчарда, Т. Ликона, К. Маклафлина, М. Смита, Дж. Фаркаш и других исследователей представлены различные аспекты проблематики воспитания в образовательных учреждениях, которые рассматриваются как социальные системы. С точки зрения К. Маклафлина, каждое из них уникально, но в то же время отражает процессы, которые происходят в современном обществе. В этой связи и эффективность образовательной среды и воспитательно-образовательного процесса, считает ученый, должна оцениваться в таких терминах, как эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры и т. п. (Маклафлин, 1996).

И. А. Тагунова, Н. Л. Селиванова, М. А. Исаева на основе анализа моделей светского воспитания в Англии, США, Канаде, Австралии обоснованно утверждают, что «воспитание в англоязычных странах — это прежде всего продукт либерализма в философии, психологи и образовании», результат влияния теории справедливости Джона Ролза, концепции нравственного развития личности Лоуренса Кольберга, концепции ценностных ориентаций личности Милтона Рокича, культурологической и социальной теории Арона Вилдавски (Тагунова, Селиванова, Исаева, 2015: 20, 35).

Так, концепция Л. Кольберга стала основанием для ориентации процессов обучения и общения в образовательных учреждениях на формирование индивидуальной системы ценностей, а использование методик изучения ценностных ориентаций личности М. Рокича позволило выявлять «индивидуальные ценности с позиции целей и средств их достижения» (там же: 34).

Таким образом, проблемы воспитания являются актуальными для исследователей и практики работы образовательных учреждений любой страны. Сказанное относится и к воспитанию в учреждениях системы профессионального образования.

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Термин «профессиональное воспитание» впервые он был использован в названии вышедшей в 1961 г. монографии А. П. Веселова «Профессиональное воспитание в СССР: очерки по истории среднего и низшего профессионального образования» (Веселов, 1961). Но содержательно в монографии этот термин не раскрывался. В 1978 г. была опубликована монография Н. Н. Дьяченко «Профессиональное воспитание молодежи» (Дьяченко, 1978), идеи и положения которой развивались в его последующих работах. С точки зрения ученого, «профессиональное воспитание — это составная часть профессионального образования, которая охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки, имеющих непосредственное отношение к профессиональной деятельности человека» (там же: 5). Его цель «заключается в формировании и утверждении на научной основе в людях профессиональных и моральных качеств, необходимых для успешной деятельности в конкретной области труда» (там же).

В последнее десятилетие прошлого века проблемы профессионального воспитания исследовались в контексте его организации в профессиональных училищах (С. Я. Ба-тышев, В. И. Белов, Н. Ф. Гейжан, Н. Н. Дьяченко, Б. С. Патралов и др.). При этом позиции исследователей существенно расходились. Так, В. И. Белов рассматривал профессиональное воспитание как социальное явление, представляющее собой взаимодействие производства и личности профессионала, и как педагогическую деятельность, выступающую «в виде специально организованного, контролируемого педагогического процесса приобщения учащегося к профессиональному труду в ходе профессионального становления его как субъекта профессиональной деятельности» (Белов, 2006: 169). Профессиональное воспитание ученый трактовал как продолжение трудового воспитания, имеющего общие концептуальные основания, методологические подходы, структуру и другие позиции (там же: 170).

Таким образом, во второй половине прошлого века термин «профессиональное воспитание» начинает входить в лексикон педагогической науки. Однако для этого периода характерно непродуктивное для педагогики понимание профессионального воспитания лишь как социального явления, трудно отличимого от социализации, или как всей «совокупности элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки», что вносило путаницу в терминологический аппарат педагогики. Для многих исследователей конца прошлого и начала нынешнего века было характерно представление об идентичности целевых установок, теоретических оснований, компонентного состава трудового и профессионального воспитания; неопределенность трактовки термина «профессиональное воспитание», требующей комментариев, уточнений, пояснений и т. п.

Появляющиеся в этот период определения термина «профессиональное воспитание» не давали четкого представления о целях, содержательно не раскрывали его сущностные характеристики. Такую ситуацию можно объяснить как «молодостью» термина «профессиональное воспитание», так и тем фактом, что активно начавшиеся во второй половине прошлого века исследования проблем профессионального воспитания фактически были приостановлены в конце века, когда предпринимались попытки изъятия воспитательной функции из школ и вузов.

В результате до настоящего времени позиции исследователей в определении термина «профессиональное воспитание» расходятся существенным образом, что подтверждает осуществленный И. А. Шаршовым, Л. Н. Макаровой, И. Н. Борзых анализ более двух десятков современных трактовок рассматриваемого понятия. Сами авторы характеризуют профессиональное воспитание студентов вуза «как сознательно организованный процесс, в котором студент выступает как субъект собственного развития, самопознания, самовоспитания и самореализации, когда осуществляется присвоение личностью духовно-нравственных, профессиональных ценностей, аккумулированных в культуре, истории, литературе, психологии» (Шаршов, Макарова, Борзых, 2016: 33).

На рубеже прошедшего и нынешнего века термин «профессиональное воспитание» начинает использоваться в исследованиях, посвященных проблемам подготовки будущего учителя (Е. П. Белозерцев, С. Б. Елканов, В. П. Мезинов и др.). В 2001 г. А. В. Репринцев защитил докторскую диссертацию «Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя», в которой охарактеризовал этот феномен как целостное психолого-педагогическое явление, обусловленное совокупностью социальных, экономических, организационно-педагогических и других условий и факторов, представляющее собой последовательное, диалектичное движение личности будущего учителя к добровольно принятой им цели, в результате которого происходит развитие когнитивной (система профессиональных ценностей и идеалов, духовных потребностей и интересов, социально ценных мотивов), эмоциональной (нравственные и эстетические чувства, эмпатические способности) и деятельно-практической (прикладные педагогические умения, навыки, привычки, опыт саморефлексии) составляющих его нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности. С точки зрения исследователя, «сущность процесса профессионального воспитания будущих педагогов состоит в организации последовательных взаимодействий преподавателей и студентов, направленных на развитие их нравственно-эстетического отношения к действительности как формы социальной активности будущего учителя, как профессионально необходимого качества его личности» (Репринцев, 2001: 14).

В последние годы возрастает число исследователей проблемы формирования педагогической системы профессионального воспитания. В широком социальном контексте она рассматривается в докторской диссертации В. И. Белова. Автор понимает профессиональное воспитание «как сложный вид целенаправленного взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого формируется личность специалиста-профессионала, конкурентоспособного на современном рынке труда, что является и целью, и основным содержанием профессионального воспитания» (Белов, 2006: 7). «Профессиональное воспитание, — продолжает В. И. Белов, — это процесс формирования нравственного облика, профессиональных мотивов, интересов, ценностей, а также профессиональной компетентности, мобильности современного профессионала, развития его профессиональной культуры, которая обеспечивает высокое качество трудовой деятельности, успешность социальной адаптации, конкурентоспособность на рынке труда и формирует его как субъект труда и профессиональной культуры» (там же).

С позиции проблематики нашей статьи интерес представляет докторская диссертация О. Ю. Макаровой «Педагогическая система профессионального воспитания студентов медицинских вузов», результаты которой, с точки зрений ее автора, «позволили обосновать педагогическую систему профессионального воспитания студентов медицинского вуза как единый педагогический процесс, включающий формирова-

ние системы личностных качеств, общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной реализации будущей профессиональной деятельности» (Макарова, 2014: 354). При разработке концепции этой системы исследователем были выделены следующие компоненты: цели и задачи процесса подготовки; функции; закономерности и принципы; противоречия педагогического процесса; факторы, влияющие на процесс подготовки; условия эффективной реализации педагогического процесса; средства обучения и воспитания; формы обучения и воспитания; этапы подготовки; образовательные результаты.

О. Ю. Макарова определяет профессиональное воспитание в медицинском вузе как «планомерную, систематическую учебную и общественную деятельность, нацеленную на приобретение аспирантами и студентами профессиональных качеств в сочетании с высокими морально-этическими стандартами личности, присущими будущему врачу (провизору, социальному работнику), который призван разрешать возникающие перед ним клинические и нравственные проблемы и нести ответственность за собственные действия как в моральном, так и юридическом плане» (там же: 16-17).

Значительный интерес для современного исследователя проблем профессионального воспитания представляет анализ аналогичных по своей сути проблем в зарубежной высшей школе. В качестве примера можно назвать ориентацию в работе со студентами стран Европы и Северной Америки на приоритеты общечеловеческого гражданского и поликультурного образования, что по многим теоретическим контекстам совпадает с разработанными в отечественной науке теоретическим основами патриотического и поликультурного воспитания. При этом зарубежные исследования имеют достаточно высокий теоретический уровень разработанности философских, психологических и социологических концепций гражданского воспитания и гражданской идентичности, его этапов, форм, технологий, что нашло отражение в работах Дж. Вестхей-мера, Дж. Кана, К. Манхейма, Э. Эриксона, Дж. Юнисса и др.

И. А. Тагунова, Н. Л. Селиванова, М. А. Исаева, анализируя теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах, обращают внимание как на взаимосвязь понятий «гражданское образование» и «патриотическое воспитание», так и специфику их употребления в различных странах. Например, в США гражданскому образованию отводится значительная роль, а в ряде стран Западной Европы «настороженно относятся к воспитанию патриотизма, опасаясь развития национализма и шовинизма, которые могут способствовать развитию антидемократических процессов» (Тагунова, Селиванова, Исаева, 2015: 31).

Наряду с гражданским, наиболее значимым для национальных систем образования англоязычных стран является мультикультурное образование (как синонимы используются термины «поликультурное образование», «интеркультурное образование» и др.), первостепенной задачей которого, как показал А. Н. Джуринский, стало решение этнических и расовых проблем, освоение общекультурных ценностей, достижение баланса ценностей культур этнических групп, в том числе этнических меньшинств (Джуринский, 2007).

В настоящее время содержание гражданского и поликультурного образования, формирование правовой культуры, развитие коммуникативных способностей в педагогике англоязычных стран осуществляется «в контексте концепции либерального образования», направленного «на формирование у учащихся чувства внутренней свободы, но одновременно и ответственности перед собой и другими» (там же: 30).

Среди новых направлений реализации концепции либерального образования в университетах Великобритании, США, Франции, Японии и других стран выступает поддержка и развитие творческого потенциала студентов. Так, в докладе «Развитие креативности молодежи», подготовленном Министерством культуры, средств массовой информации и спорта Великобритании и представленном правительству Великобритании в июне 2006 г., обоснована необходимость разработки стратегии креативности в сфере образования, предлагается в качестве цели ее развития рассматривать раскрытие и создание условий для наиболее полной самореализации творческого потенциала личности (Roberts, 2006).

С точки зрения А. Маслоу, главная задача современного общества заключается в том, чтобы подготовить человека к очень изменчивой и сложной реальности, и здесь необходимо разработать «новый тип обучения, направленный на создание нового человека, столь необходимого нам, человека процессуального, креативного, импровизирующего, доверяющего самому себе, отважного и автономного» (Маслоу, 2011: 113).

Новые идеи, концепции, практики благотворно влияют на развитие университетского образования, но до настоящего времени не могут решать целый ряд его проблем. Так, З. В. Лукашеня, на основе анализа исследований зарубежных ученых приходит к выводу о «недостаточной реализации функций развития и воспитания в силу скатывания на позиции утилитарной подготовки, пренебрежения ценностями гуманизма» (Лукашеня, 2012: 168).

С точки зрения исследователя, наиболее прогрессивные идеи современного университетского образования предложили К. Ясперс (органическое сочетание исследовательской, образовательной и воспитательной функций), Х. Ортега-и-Гассет (университет как исследовательский институт, профессиональная школа и культурный центр), К. Керр (идея «мультиуниверситета» как совокупности сообществ, ориентирующихся на служение обществу, нации, региону), Р. Барнет (новая миссия университета заключается в реализации им своих интегрирующих возможностей с целью обучения каждого индивида умению определять собственную образовательную траекторию в соответствии с меняющейся жизненной и профессиональной ситуацией), Б. Кларк (предпринимательская модель университета, создающего и воспроизводящего интеллектуальный потенциал страны) (там же: 164-168).

Концепция либерального образования оказывает все большее влияние на изменения в понимании воспитания, которые под влиянием процессов евроинтеграции происходят в педагогике восточноевропейских стран. О. И. Долгая в качестве главных целей воспитания в Чешской Республике называет усвоение «таких ценностей, как свобода, ответственность и толерантность; поддержка осознания принадлежности собственного народа к европейскому и общемировому сообществу, уважение к другим народам, культуре и ценностям, которые выработались за период развития человеческого общества. Все эти качества и способности относятся к воспитанию гражданина демократического общества» (Долгая, 2015: 36).

В отечественной педагогической науке последних лет проведены исследования, посвященные гражданскому (О. Е. Бочаров, Е. В. Левкина), нравственному (Т. Г. Ми-рошиникова), художественному (А. Г. Недоседкина) воспитанию студентов; формированию их социальной компетентности (А. В. Спирин), использованию воспитательного потенциала студенческих объединений (А. А. Корнев) и т. д.

НОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Формой социального заказа на воспитание молодежи в России являются нормативные и программные документы. Среди первых приоритетное значение имеет Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нем воспитание в п. 2 ст. 2 определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (Федеральный закон ... : Электронный ресурс).

В соответствии с п. 1 ст. 69 данного закона «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» (там же).

В последние пять лет в Российской Федерации приняты документы, демонстрирующие системное обновление задач и механизмов государственной молодежной политики как следствия все более яркого проявления глобальной тенденции эффективного и продуктивного использования инновационного потенциала развития страны, основным носителем которого является молодежь. Необходимость изменения государственной молодежной политики главным образом связана с повышением эффективности использования как раз этого потенциала. Не меньшее значение имеет стремление государства преодолеть действующие в молодежной среде такие «проблемные факторы», как деструктивное информационное воздействие, повышение агрессивности, проявление национальной и религиозной нетерпимости.

Все это обусловило необходимость разработки и утверждения Правительством Российской Федерации документа под названием «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (от 29 ноября 2014 г. №2403-р), в котором определена «система принципов, приоритетных задач и механизмов, которые обеспечивают осуществление молодежной политики в российском государстве» (Распоряжение Правительства . : Электронный ресурс).

Анализ стратегических приоритетов, ключевых задач, ожидаемых результатов реализации государственной молодежной политики позволяет получить представление об идеальном образе молодого человека.

С 1 ноября 2018 г. начал действовать новый национальный проект «Образование», в который включены федеральные проекты «Социальная активность» и «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования». Первый нацелен на создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства). В числе его задач: разработка стандарта (целевой модели), создание и функционирование отрядов (сообществ, объединений) поддержки добровольчества (волонтерства), объединений (сообществ) полезного действия по популяризации здорового образа жизни на базе образовательных организаций; создание единой информационной платформы коммуникационного и содержательного взаимодействия, внедрение и реализация поддержки этих отрядов, осуществление проектов и мероприятий, направленных на раз-

витие социальной активности молодежи. Федеральный проект «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования» включает мероприятия по разработке проектно-ориентированных образовательных программ, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла; подготовку и реализацию образовательных программ совместно с организациями реального сектора экономики; трудоустройство выпускников образовательных организаций высшего образования по результатам индивидуальных и командных интеллектуальных и профессионально ориентированных состязаний. Ряд мероприятий рассматриваемого проекта являются перекрестными с соответствующими мероприятиями федерального проекта «Социальная активность» (например, формирование «неденежных» инструментов поддержки в части создания условий для развития сферы добровольчества (волонтерства) (приоритетный доступ к инфраструктуре, содействие академической и научной мобильности, привлечение наставников и т. д.)).

Значимость нового социального заказа на воспитание студенческой молодежи обусловлена научным представлением о профессиональном воспитании как разновидности социального воспитания в современном обществе. Эту позицию всестороннее обосновывает, например, А. И. Тимонин, утверждающий, что в таком качестве оно «отражает в своем содержании общественное явление, сущность которого заключается в приобщении человека к профессионально-трудовой деятельности и связанным с ней функциями в соответствии со специальностью и уровнем квалификации» (Тимо-нин, 2012: 55). Новые концептуальные позиции в исследовании профессионального воспитания, с точки зрения ученого, сводятся к установлению его связи с развитием личности студента, активностью обучающегося в макросфере и микросфере вуза; развитием совокупности особенно значимых для профессионального воспитания качеств личности (индивидуальная социальная ответственность, профессиональная этика, внутренний локус контроля, внутренняя диалогичность и т. п.).

Реализация нового социального заказа на воспитание студенческой молодежи и запросы образовательных организаций высшего образования задают ориентиры для научной работы исследователей в области профессионального воспитания студентов вузов. Ярким подтверждением этого факта стала проведенная в декабре 2017 г. в Московском гуманитарном университете XIV Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания» (Высшее образование для XXI века ... , 2017).

Анализ материалов конференции показывает, что наиболее актуальными и перспективными являются следующие направления исследований:

— современная социокультурная ситуация и проблемы профессионального воспитания;

— традиционные и новые концептуальные подходы к формированию системы профессионального воспитания в вузе;

— теоретико-методологические основы профессионального воспитания в образовательной организации высшего образования;

— закономерности и основные принципы функционирования и развития системы профессионального воспитания студентов вуза;

— специфика воспитательной системы образовательной организации высшего образования;

— сущность, содержание и структура процесса профессионального воспитания студента;

— ценностно-целевые ориентиры профессионального воспитания студентов;

— методики и технологии профессионального воспитания студентов в современном вузе;

— соотношение процессов воспитания и социализации учащейся молодежи;

— критерии успешности воспитательной работы в образовательной организации высшего образования;

— характер и особенности воздействия социальной среды и системы воспитательных воздействий как условие личностного развития студента вуза;

— студенческое объединение как база развития интересов и способностей студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональное воспитание является важной составной частью системы высшего профессионального образования, призванной обеспечить развитие высоконравственной, ответственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности России, обладающей достаточными знаниями, умениями, опытом, личностными качествами для полноценной реализации своего потенциала во всех сферах жизнедеятельности.

В настоящее время наиболее изученными являются проблемы профессионального воспитания студентов в контексте их подготовки к выполнению профессиональных задач (например, для будущего учителя — выполнение ответственных социальных функций, для будущего врача — решение возникающих перед ним клинических и нравственных проблем). В более общем плане проблема формирования системы профессионального воспитания поставлена, но пока остается малоисследованной. Для студентов, особенно обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», образовательным программам «Педагогика и психология высшей школы», «Педагогический менеджмент», «Общая педагогика, история педагогики и образования», многочисленные аспекты этой проблемы могут стать предметом исследования в выпускных квалификационных и научно-квалификационных работах (диссертациях).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2015 г.» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_171835/ (дата обращения: 25.09.2018).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.09.2018).

Аристотель (2008). Политика. Метафизика. Аналитика. М. : Эксмо. 960 с.

Бабанский, Ю. К. (1989) Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. М. : Педагогика. 560 с.

Бордовская, Н. В., Реан, А. А. (2006) Педагогика : учеб. пособие. СПб. : Питер. 304 с.

Белов, В. И. (2006) Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях : дис. ... д-ра пед. наук. СПб. 385 с.

Веселов, А. П. (1961) Профессиональное воспитание в СССР : очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. М. : Учпедгиз. 231 с.

Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания (2017) : XIV Международная научная конференция, МосГУ, 14-16 декабря 2017 г. : Доклады и материалы : в 2 ч. / под общ. ред. И. М. Ильинского ; науч. ред. Ч. К. Ламажаа. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та.

Газман, О. С. (1998) Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании // Народное образование. №8. С. 108-111.

Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. (2009) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение. 26 с.

Джуринский, А. Н. (2007) Проблемы поликультурного воспитания в зарубежной педагогике // Вопросы философии. №10. С. 41-52.

Дистерверг, А. (1956) Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз. 376 с.

Долгая, О. И. (2015) Новые типы воспитания в Чехии: Гражданское воспитание // Проблемы современного образования. № 3. С. 32-40.

Дьяченко, Н. Н. (1978) Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М. : Высш. школа. 216 с.

Караковский, В. А., Новикова, Л. И., Селиванова Н. Л. (1996) Воспитание? Воспитание ... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М. : Новая школа. 155 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коменский, Я. А. (2000) Лабиринт света и рай сердца. М. : МИК. 311 с.

Лукашеня, З. В. (2012) Тенденции зарубежного университетского образования в духовно-нравственном развитии личности // Духовнкть особистостп методолоия, теорiя i практика. №5 (52). С. 160-168.

Макаренко, А. С. (1985) Соч. : в 8 т. М. : АПН СССР. Т. 5. 333 с.

Макарова, О. Ю. (2014) Педагогическая система профессионального воспитания студентов медицинских вузов : дис. . д-ра пед. наук. Казань. 514 с.

Маклафлин, К. (1996) Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование. Вып. №6. С. 99-105.

Маслоу, А. (2011) Новые рубежи человеческой природы : пер. с англ. 2-е изд., испр. М. : Смысл: Альпина нон-фикшн. 496 с.

Новикова, Л. И. (2010) Педагогика воспитания : Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика ; сост. Е. И. Соколова. М. : Пэр Сэ. 226 с.

Новикова Л. И., Караковский В. А., Селиванова Н. Л. (2000) Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания : Материалы конференции / редкол.: Л. В. Байбородова (отв. ред.) и др. Ярославль : Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинско-го. 171 с. С. 28-45 .

Педагогика (2009) : учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М. : Издательство Юрайт. 430 с.

Педагогическая энциклопедия (1964) : в 4 т. / ред. И. А. Каиров, Ф. П. Петров. М. : Советская энциклопедия. Т. 1. 831 с.

Педагогический словарь (2008) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. И. Загвязин-ский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др. ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М. : Издат. центр «Академия». 352 с.

Платон (2004). Избранное. Государство. М. : АСТ. 493 с.

Профессиональная педагогика (2009) : учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., пере-раб. М. : ЭГВЕС. 456 с.

Репринцев, А. В. (2001) Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя : дис. . д-ра пед. наук. Курск. 519 с.

Рожков, М. И., Байбородова, Л. В. (2001) Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 256 с.

Российская педагогическая энциклопедия (1993) : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая российская энциклопедия. Т. 1. 607 с.

Современные концепции воспитания (2000) : материалы конференции / редкол.: Л. В. Бай-бородова (отв. ред.) и др. Ярославль : Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. 171 с.

Степанов, П. В. (2017) Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. №2. С. 121-128.

Тагунова, И. А., Селиванова, Н. Л., Исаева, М. А. (2015) Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. Вып. 3 (38). С. 20-36.

Тимонин, А. И. (2012) Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник КГУ им. Некрасова. Т. 18. С. 55-58.

Ушинский, К. Д. (2004) Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии : в 2 т. М. : Фаир-Пресс.

Чернилевский, Д. В., Филатов, О. К. (2005) Педагогика высшей школы : учебник для вузов. М. : Машиностроение. 702 с.

Шаршов, И. А., Макарова, Л. Н., Борзых, И. Н. (2016) Содержание профессионального воспитания студентов в современном вузе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Т. 15. №4. С. 31-36.

Щуркова, Н. Е. (2000) Новое воспитание. М. : Педагогическое общество России. 132 с.

Roberts, P. (2006) Nurturing Creativity in Young People: A report to Government to inform future policy. London: DCMS. 89 р.

Дата поступления: 10.10.2018 г.

PROFESSIONAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS: THE CONCEPT, STRUCTURE, AND GENESIS OF DEVELOPMENT

V. Z. Yusupov Moscow University for the Humanities

The development of everyday-life and scientific ideas about the essence of education has come a long historical way, changing under the influence of socio-cultural, political, economic and many other factors. The article analyzes the ideas about the phenomenon of education formed in different historical periods. Special emphasis is placed on its integrity and versatility. A comparative review of the concepts of education in modern domestic and foreign science is carried out, the ratio of the concepts of «education», «educational system», «system of education» is revealed.

It is stated that in the domestic pedagogical science the greatest scientific interest in the search for solutions to urgent problems ofeducation was observed at the turn ofthe century, but in the first decade of the twentieth century, it decreased significantly, in the second decade it became barely noticeable.

Against the background of solving the general problems of education, the author focuses on professional education, which, being both a specific type of activity of teachers of professional education and a scientific problem, requires new ideas and concepts. Their projection on the practical field of education in higher education should give qualitatively new results in the formation of the personality of future specialists, to ensure an increase in their readiness for professional activity.

The paper presents the results of the analysis of theoretical and methodological orientations, conceptual apparatus, structure and other components of the knowledge about professional education of future specialists. The most relevant and promising areas of research are listed.

Keywords: education; professional education; educational system; system of professional education

REFERENCES

Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 noiabria 2014 g. №2403-r «Ob utverzh-denii Osnov gosudarstvennoi molodezhnoi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2015 g.». Kon-sul'tantPlius [online] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ (access date: 25.09.2018).

Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012 №273-FZ. Kon-sul'tantPlius [online] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (access date: 25.09.2018). (In Russ.).

Aristotel' (2008). Politika. Metafizika. Analitika. Moscow, Eksmo. 960 s. (In Russ.).

Babanskii, Iu. K. (1989) Izbrannye pedagogicheskie trudy / comp. by M. Iu. Babanskii. Moscow, Pedagogika. 560 s. (In Russ.).

Bordovskaia, N. V. and Rean, A. A. (2006) Pedagogika : ucheb. posobie. St. Peterburg, Piter. 304 p. (In Russ.).

Belov, V. I. (2006) Sistema professional'nogo vospitaniia v sovremennykh sotsial'no-ekonomi-cheskikh usloviiakh : Dis. ... Doctor of Pedagogy. St. Peterburg. 385 p. (In Russ.).

Veselov, A. P. (1961) Professional'noe vospitanie v SSSR : ocherki po istorii srednego i nizshego proftekhobrazovaniia. Moscow, Uchpedgiz. 231 p. (In Russ.).

Vysshee obrazovanie dlia XXI veka: problemy vospitaniia (2017) : XIV Mezhdunarodnaia nauch-naia konferentsiia, MosGU, 14-16 dekabria 2017 g. : Doklady i materialy : in 2 vol. / ed. by I. M. Il'in-skii. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. (In Russ.).

Gazman, O. S. (1998) Vospitanie i pedagogicheskaia podderzhka detei v obrazovanii. Narodnoe obrazovanie, no. 8, pp. 108-111. (In Russ.).

Daniliuk, A. Ia., Kondakov, A. M. and Tishkov, V. A. (2009) Kontseptsiia dukhovno-nravstvenno-go razvitiia i vospitaniia lichnosti grazhdanina Rossii. Moscow, Prosveshchenie. 26 p. (In Russ.).

Dzhurinskii, A. N. (2007) Problemy polikul'turnogo vospitaniia v zarubezhnoi pedagogike. Voprosy filosofii, no. 10, pp. 41-52. (In Russ.).

Disterverg, A. (1956) Izbrannye pedagogicheskie sochineniia. Moscow, Uchpedgiz. 376 p. (In Russ.).

Dolgaia, O. I. (2015) Novye tipy vospitaniia v Chekhii: Grazhdanskoe vospitanie. Problemy sovre-mennogo obrazovaniia, no. 3, pp. 32-40. (In Russ.).

D'iachenko, N. N. (1978) Professional'noe vospitanie uchashcheisia molodezhi. Moscow, Vyssh. shkola. 216 s. (In Russ.).

Karakovskii, V. A., Novikova, L. I. and Selivanova N. L. (1996) Vospitanie? Vospitanie ... Vospitanie! Teoriia ipraktikashkol'nykh vospitatel'nykhsistem. Moscow, Novaia shkola. 155 p. (In Russ.).

Komenskii, Ia. A. (2000) Labirint sveta i rai serdtsa. Moscow, MIK. 311 p. (In Russ.).

Lukashenia, Z. V. (2012) Tendentsii zarubezhnogo universitetskogo obrazovaniia v dukhovno-nravstvennom razvitii lichnosti. Dukhovnist' osobistosti: metodologiia, teoriia i praktika, no. 5 (52), pp. 160-168. (In Russ.).

Makarenko, A. S. (1985) Sochinenia : in 8 vol. Moscow, APN SSSR. Vol. 5. 333 p. (In Russ.).

Makarova, O. Iu. (2014) Pedagogicheskaia sistema professional'nogo vospitaniia studentov med-itsinskikh vuzov : Dis. ... Doctor of Pedagogy. Kazan'. 514 p. (In Russ.).

Maklaflin, K. (1996) Issledovanie sistemy pedagogicheskoi pomoshchi i podderzhki v shkolakh Ang-lii i Uel'sa. Novye tsennosti obrazovaniia: zabota — podderzhka — konsul'tirovanie, issue 6, no. 99-105. (In Russ.).

Maslou, A. (2011) Novye rubezhi chelovecheskoi prirody : transl. from Engl. 2nd ed. Moscow, Smysl: Al'pina non-fikshn. 496 p. (In Russ.).

Novikova, L. I. (2010) Pedagogika vospitaniia : Izbrannye pedagogicheskie trudy / ed. by N. L. Se-livanova and A. V. Mudrik. Moscow, Per Se. 226 p. (In Russ.).

Novikova L. I., Karakovskii V. A. and Selivanova N. L. (2000) Kontseptual'nye osnovy teorii vospi-tatel'nykh system. In: Sovremennye kontseptsii vospitaniia : Materialy konferentsii / editorial-boards: L. V. Baiborodova (ed.) et al. Iaroslavl', Iarosl. gos. ped. un-t im. K. D. Ushinskogo. 171 p. Pp. 28-45. (In Russ.).

Pedagogika (2009) : ucheb. posobie / ed. by P. I. Pidkasistogo. Moscow, Izdatel'stvo Iurait. 430 p. (In Russ.).

Pedagogicheskaia entsiklopediia (1964) : in 4 vol. / ed. by I. A. Kairov and F. P. Petrov. Moscow, Sovetskaia entsiklopediia. Vol. 1. 831 p. (In Russ.).

Pedagogicheskii slovar' (2008) : ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zaved. / V. I. Zagviazinskii, A. F. Zakirova, T. A. Strokova et al.; ed. by V. I. Zagviazinskii and A. F. Zakirova. Moscow, Izdat. tsentr «Akademiia». 352 p. (In Russ.).

Platon (2004). Izbrannoe. Gosudarstvo. Moscow, AST. 493 p. (In Russ.).

Professional'naia pedagogika (2009) : uchebnik dlia studentov, obuchaiushchikhsia po peda-gogicheskim spetsial'nostiam i napravleniiam / ed. by S. Ia. Batysheva and A. M. Novikova. 3na ed. Moscow, EGVES. 456 p. (In Russ.).

Reprintsev, A. V. (2001) Teoreticheskie osnovy professional'nogo vospitaniia budushchego uchi-telia : Dis. ... Doctor of Pedagogy. Kursk. 519 p. (In Russ.).

Rozhkov, M. I. and Baiborodova, L. V. (2001) Organizatsiia vospitatel'nogo protsessa v shkole: ucheb. posobie dlia studentov vyssh. ucheb. zavedenii. Moscow, Gumanit. izd. tsentr VLADOS. 256 p. (In Russ.).

Rossiiskaia pedagogicheskaia entsiklopediia (1993) : in 2 vol. / ed. by V. V. Davydov. Moscow, Bol'shaia rossiiskaia entsiklopediia. Vol. 1. 607 p. (In Russ.).

Sovremennye kontseptsii vospitaniia (2000) : materialy konferentsii / L. V. Baiborodova (ed.) et al. Iaroslavl', Iarosl. gos. ped. un-t im. K. D. Ushinskogo. 171 p. (In Russ.).

Stepanov, P. V. (2017) Poniatie «vospitanie» v sovremennykh pedagogicheskikh issledovaniiakh. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, no. 2, pp. 121-128. (In Russ.).

Tagunova, I. A., Selivanova, N. L. and Isaeva, M. A. (2015) Teoretiko-metodologicheskie orien-tiry modelei vospitaniia v angloiazychnykh stranakh. Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psikhologiia. Vol. 3 (38). Pp. 20-36. (In Russ.).

Timonin, A. I. (2012) Professional'noe vospitanie kak vospitanie sotsial'noe. Vestnik KGU im. Nekrasova, vol. 18, pp. 55-58. (In Russ.).

Ushinskii, K. D. (2004) Chelovek kak predmet vospitaniia. Opyt pedagogicheskoi antropologii : in 2 vol. Moscow, Fair-Press. (In Russ.).

Chernilevskii, D. V. and Filatov, O. K. (2005) Pedagogika vysshei shkoly : uchebnik dlia vuzov. Moscow, Mashinostroenie. 702 s. (In Russ.).

Sharshov, I. A., Makarova, L. N. and Borzykh, I. N. (2016) Soderzhanie professional'nogo vospitaniia studentov v sovremennom vuze. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus, vol. 15, no. 4, pp. 31-36. (In Russ.).

Shchurkova, N. E. (2000) Novoe vospitanie. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii. 132 p. (In Russ.).

Roberts, P. (2006) Nurturing Creativity in Young People: A report to Government to inform future policy. London, DCMS. 89 p.

Submission date: 10.10.2018.

Юсупов Виталий Зуфарович — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]

Yusupov Vitaliy Zufarovich, Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.