Научно-теоретическая статья
УДК 159.9.01; 159.923 © Забегалина С. В., Шилова И. М., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-420-426
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
Личность с позиции синергетики
Светлана Викторовна Забегалина, кандидат психологических наук, психолог Военной комендатуры (гарнизона 2 разряда) 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-2615-8298
Ирина Михайловна Шилова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии 2; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-8759-1696 ' Центральный военный округ, 432001, Ульяновск, Россия
2 Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, наб. Тухачевского, '4, Россия
Реферат. Введение. Личность остается в психологии одним из центральных понятий для изучения, не существует единого понимания данного феномена, что отражается во взглядах различных психологических школ. Отечественная психология отличается некоей общностью подходов, и, разделяя мнение отечественных авторов, все же выделим один из аспектов психологии личности, мало охваченный в науке, — синергетический подход к рассмотрению личности. Материалы, результаты и обсуждение. Изучение психологической литературы по теме исследования показало, что взгляды отечественных авторов на психологию личности отличаются большим единством по сравнению с зарубежными, что в принципе объясняется традициями российской психологии, общей фундаментальностью ее положений. Синергетический подход в психологии принимается неоднозначно, в одних случаях он подвергается резкой критике, в других — говорится о его преимуществах и инновационности. Безусловно, истина находится посередине. Личность как система имеет право на рассмотрение в психологии, однако следует учитывать ее качества: это система открытая, «мягкая», сложная, самоорганизующаяся. Нельзя бездумно и автоматически переносить на личность все законы и принципы синергетики. Применительно к личности они нуждаются в уточнении и тщательной формулировке. Выводы. С позиции синергетического подхода рассмотрение личности упрощается тем, что отсутствует жесткое и однозначное понимание термина «личность» в психологии и она в своем развитии постоянно стремится к самоорганизации, равновесию, адаптации.
Ключевые слова: личность, синергетический подход, адаптация, система, развитие личности, самоорганизация личности, принципы, новообразования личности, деятельность, личность как система
Для цитирования: Забегалина С. В., Шилова И. М. Личность с позиции синергетики // Психопедагогака в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 4(99). С. 420-426. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-420-426
Scientific and Theoretical Article
UDC 159.9.01; 159.923 © Zabegalina S. V., Shilova I. M., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-420-426
5.3.1. General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology
Personality from the Position of Synergetics
Svetlana V. Zabegalina, Candidate of Science (in Psychology), psychologist of Military commandant's office (garrison of grade 2) 1; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-2615-8298
Irina M. Shilova, Candidate of Science (in Pedagogy), Professor at the chair of General and Pedagogical Psychology 2; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-8759-1696
1 Central Military District, Ulyanovsk, 432001, Russia
2 Omsk State Pedagogical University, 14 Tukhachevsky embk., 644099, Omsk, Russia
Abstract. Introduction. Personality remains one of the central concepts for study in psychology, there is no single understanding of this phenomenon, which is reflected in views of various psychological schools. Russian psychology is distinguished by certain common approaches and, although the authors share the opinion of domestic scholars, they specify one of the aspects of personality psychology that is little covered in science - the synergetic approach to the study of personality. Materials, Results and Discussion. The study of the psychological literature on the topic of the study showed that the views of Russian authors on the psychology of personality are distinguished by greater unity, in comparison with foreign ones, which is basically explained by the traditions of Russian psychology and the general fundamentality of its provisions. The synergetic approach in psychology is not unambiguously accepted, in some cases it is sharply criticized, in others its advantages and innovative character are discussed. Definitely, the truth lies in the middle. Personality, as a system, has the right to be considered in psychology, but its qualities should be taken into account, that it is open, "soft", complex and self-organizing. It is impossible to thoughtlessly and automatically transfer all the laws and principles of synergetics to a person. In the case of an individual, they need to be clarified and carefully formulated. Conclusions. This article is an attempt to analyze personality from the position of a synergetic approach and does not claim that there is no alternative to other points of view and approaches.From the position of the synergetic approach the consideration of personality is simplified by the fact that there is no rigid and unambiguous understanding of the term 'personality' in psychology and that in its development it constantly strives for self-organization, balance, adaptation.
Keywords: personality, synergetic approach, adaptation, system, personality development, self-organization of personality, principles, new formations of personality, activity, personality as a system
Citation: Zabegalina S. V., Shilova I. M. Personality from the Position of Synergetics. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 420-426 (In Russ.). https://doi. org/10. 24412/1999-6241-2024-499-420-426
Основные положения
1. Существует множество пониманий того, чем является личность с точки зрения психологии. Существенные различия наблюдаются между отечественной и зарубежной психологией личности.
2. В развитии личности с позиции синергетическо-го подхода выделяются несколько аспектов, связанных с возрастными особенностями, личностной зрелостью, осуществляемой деятельностью, взаимодействием с другими системами, в том числе другими личностями и физической средой.
3. Личность является системой открытого типа, вступает во взаимодействие с другими системами и эволюционирует в своем развитии, подвержена процессу самоорганизации, как и любая сложная система. Периоды относительной стабильности личности перемежаются с кризисами. И именно неравновесность состояния личности как системы запускает процесс самоорганизации, способствующий ее адаптации.
4. Основные принципы синергетического подхода в науке в целом могут быть адаптированы применительно к психологии, в частности по отношению к психологии личности. Это обусловлено тем, что данные принципы носят общий характер, описывая, например, поведение открытых систем, к каковым относится и личность.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы.
Относительно понятия «личность» в психологической науке отсутствует единое понимание, это, с одной стороны, порождает некую размытость термина, с другой — позволяет насыщать его качественно новым содержанием, в соответствии с развитием человека как носителя этого феномена (эволюционным, историческим) и прогрессом науки. Трактовка понятия «личность» обретает качественно новое содержание в разных психологических школах, при различных исследовательских парадигмах и подходах.
В отечественной психологии трактовка понятия «личность», несмотря на отдельные акценты: субъект общественных отношений (А. Н. Леонтьев [1]), поведения (Б. Г. Ананьев [2]), деятельности (А. В. Петровский [3]), познания, носитель сознания (К. К. Платонов [4]) и т. д., отличается целостным характером. Существует нечто общее, подчеркивающее социальный характер и зависимость личности от социальной среды. Нет полностью противоречащих друг другу определений личности, только взаимодополняющие и акцентирующие внимание на отдельных факторах формирования, развития и существования личности. Практически всеми подчеркивается динамичность личности, ее обусловленность социальной средой [5].
Зарубежная психология, при всем многообразии теорий и концепций личности, также обладает общи-
ми чертами, однако все трактовки феномена личности обусловлены несколькими крупными направлениями, такими как психоанализ (А. Адлер, К. Г. Юнг и др.), бихевиоризм (Б. Скиннер), когнитивизм (А. Бандура, Дж. Кел-ли, Дж. Роттер), экзистенциальная (В. Франкл) и гуманистическая психология (А. Маслоу, К. К. Роджерс) [6]. Безусловно, можно выделить и другие направления, и авторов, но они упоминаются в психологической литературе реже [7]. При этом для современной зарубежной психологии характерен отход от «крайних» позиций, где личность понималась как изначально нездоровая, ограниченная в своих проявлениях сущность и ассимиляция тех концепций, что подчеркивают исключительность и силу личности, ее ценность для общества [8].
Значимость личности, ее ценностных ориентаций проходит в отечественной литературе лейтмотивом [9], популярным за рубежом является гуманистическое понимание личности, а наиболее известным в этом плане стал подход К. Роджерса [10]. Отдельные значимые критерии в оценке личности находим в работах В. Франк-ла [11], для него это индивидуальный, для каждого человека свой смысл жизни. А. Маслоу подробно анализирует мотивацию личности как основной двигатель на жизненном пути [12]. Е. Хейм рассматривает преодоление трудностей и различные стратегии этого преодоления [13]. В работах отечественных авторов копинг-стратегиям и защитным механизмам также уделяется значительное внимание [14].
Отдельно стоит отметить существование в психологии нескольких значимых теорий и подходов к личности, изучающих психическое здоровье, его пограничные состояния и отклонения от нормы в развитии личности. Этому вопросу уделяли внимание Г. А. Айзенк, Б. В. Зей-гарник, К. Леонгард, С. Я. Рубинштейн и др.
Данная статья является попыткой проанализировать личность с позиции синергетического подхода и не претендует на безальтернативность, бесперспективность других точек зрения и подходов. Рассматриваются психологическое понятие личности и ее самоорганизация, а также процесс адаптации как одной из ее целей с позиции синергетики.
Цель — рассмотреть психологическое понятие «личность» с точки зрения синергетического подхода, учитывая неоднозначность и многогранность понимания личности в психологии.
Материалы, результаты и обсуждение
Личность в психологии и с позиции синергетики. Синергетический подход, будучи заимствован в психологию из естествознания, является относительно новым [15]. И требуется время, чтобы выработать собственное понимание понятия «личность», так же как это потребуется с терминами «адаптация», «стресс», «кри-
зис» и др. Синергетика акцентирует внимание на таком источнике развития, как случайность, необратимость и неустойчивость, в противовес жесткой детерминированности и стабильности [16]. А значит, и развитие личности представляется не как строго обусловленное, упорядоченное и прогнозируемое с помощью учета воздействующих факторов и условий, а как вариабельное, изменчивое и неустойчивое характеризуется трудностью прогноза на относительно значимый по длительности период времени.
Основополагающим принципом синергетического подхода выступают понимание явлений нового порядка и прогресс в развитии системы через флуктуации (случайные отклонения) состояний их подсистем и отдельных элементов. Флуктуация при этом совсем не случайна, так как само ее возникновение, время наступления обусловлено накопленными изменениями в системе. Просто так система не меняется, но вот какого рода будут изменения, далеко не всегда понятно из-за множества влияющих факторов и их сочетаний [15].
Система остается стабильной благодаря наличию отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранность структуры и относительное равновесие ее состояния [16]. Гомеостаз «живых» систем обеспечивается, в первую очередь, активностью саморегуляционных механизмов, ассимиляции и аккомодации, способствующих достижению адаптации, а значит устойчивости [17]. При «жестком» типе устойчивость системы выше, а ее изменения поддаются более точному прогнозу. «Мягкий» тип системы менее стабилен и довольно легко поддается разрушению, поэтому взаимодействие с другими системами должно контролироваться, в первую очередь со стороны самой системы. Каждый человек взаимодействует с «жесткими» и «мягкими» системами, и нельзя сказать, какая именно из систем оказывает на него наибольшее влияние. В одних случаях это другой человек, в других — среда, в третьих — это система деятельности, в которую он вступает.
Чем система сложнее и чем больше открыта для посторонних, внешнесистемных воздействий, тем больше тенденция к нарушению равновесия, усилению отдельных отклонений, которые при своем накоплении, сочетании и вступлении во взаимодействие приводят к изменению системы в целом. Данное изменение является следствием случайного сочетания факторов и наблюдается после разного по длительности хаотического состояния системы. Через самоорганизацию элементов системы происходит ее изменение либо даже возникает нечто новое, ранее не наблюдавшееся, и вариации высоки, учитывая открытость и стремление к развитию личности как системы [18].
Если рассматриваются личность и общество, то последнее более прогнозируемо в своем развитии, более склонно к самоорганизации и саморазвитию, чем отдельно взятая личность [19].
Флуктуации по определению носят случайный характер, а значит, любые изменения системы, включая личность, обусловлены действием суммы случайных
факторов, при обязательном присутствии воздействий направленного и сознательного характера в силу социальности личности. Вспыхнувшие войны, возникновение новых общественных институтов, экономических, социальных или политических, обусловлены рядом факторов, таких как личная воля некоторых людей, наличие определенных философских учений, религиозных догм, лидеров соответствующей направленности, общественных, экологических и других проблем. Утверждать, что развитие человека и общества строго детерминировано, — алогично, учитывая периодически возникающие состояния хаотического характера в критические моменты генезиса и истории, что в свою очередь можно назвать флуктуацией, приведшей к изменению «мягкой» системы [17].
Развитие личности по сравнению с развитием общества представляется с позиции синергетики еще более сложно прогнозируемым, так как неучтенных воздействующих факторов на развитие личности, носящих случайный характер, гораздо больше, чем тех, что могут быть измерены и учтены. Сама личность далеко не всегда хорошо осознает свои сильные и слабые стороны, может сказать, как поведет себя при определенных обстоятельствах [20].
Жизнь человека обусловлена изначально тем, где, в какой семье родился ребенок. Само его рождение в том или ином месте, у той или иной матери, питание и воспитание с пеленок — одновременно и случайно, и детерминировано. Социализация происходит при множестве воздействующих внешних факторов, среди которых разные социальные институты и агенты.
Оценка личности в возрастном аспекте с позиции синергетического подхода. Мы наметили акценты в развитии личности в возрастном аспекте с позиции синергетического подхода [15; 16].
Первый аспект оценки личности как системы — это возраст человека. Особенно заметным влияние социума и отдельных личностей как самостоятельных «мягких» систем становится с трех лет, когда у ребенка присутствуют не только самосознание, но и долговременная память и фантазия, которые превращаются во внутренний источник изменений.
При всех равных условиях развития в дошкольном возрасте важнейшим становится переход к обучению, недаром началу обучения в школе сопутствует кризис. В какую школу попадет ребенок, кто станет его первым учителем и одноклассниками — случайность, способная определить всю последующую жизнь. По Л. С. Выготскому, к началу школьного возраста в норме ребенок уже является личностью, а значит, в принципе именно с этого возраста можно его рассматривать как пример «мягкой» системы, обладающей определенной стабильностью и склонной к различным флуктуациям [21].
Согласно данным психологической науки, подросток в 15 лет обладает схожими чертами личности, что и в 4045 лет примерно на 80% (Р. С. Немов [22]). Это означает новый виток в развитии личности как системы, связанный с большей стабильностью. Начиная с подросткового
возраста наступает и следующий виток в развитии, подвергающийся мощным воздействиям, — момент окончания школы и выбора профессии, рода деятельности. Флуктуации личности как «мягкой» системы на данный период становятся уже детерминантами развития на всю последующую жизнь.
Все дальнейшие флуктуации, как правило, связаны с сильными воздействующими факторами и могут присутствовать не у всех личностей. Иными словами, одни личности остаются малоизменчивыми, в том понимании, что черты личности, характер стабильны на протяжении последующих жизненных этапов, другие личности претерпевают серьезные изменения под воздействием происходящих событий, как правило, связанных с серьезными испытаниями.
Второй аспект оценки личности как системы — личностная зрелость и интернальность [23], иными словами, сформированность личности как системы, устойчивость и стабильность, осознание себя как самостоятельного и ответственного за свою жизнь и решения человека, наличие всех психологически важных качеств в завершенном виде. Только сформировавшаяся личность способна контролировать себя и оценивать адекватным образом, а вследствие этого осуществлять и планировать свои действия надлежащим образом. Личностная зрелость выделяется особо, так как она является определенным «цементом», скрепляющим остальные черты личности, как кирпичики. Она стабилизирует личность как систему, делает ее устойчивее к внешним воздействиям, особенно негативного плана, способствует адаптации и жизнеспособности.
Третий аспект — это система деятельности, которую осуществляет человек. В зависимости от сложности, длительности обучения и выполнения, деятельность меняет личность своего субъекта. Изменения, как правило, направлены на адаптацию к деятельности, более того, личность как развивающаяся система стремится в условиях неопределенности подготовить себя к ожидаемому [24].
В профессиональной деятельности негативным следствием изменений, первоначально направленных на адаптацию, может стать профессиональная деформация личности, а также профессиональное выгорание. Система личности и система деятельности вступают во взаимодействие, и как результат — изменения, возможные в обеих системах. В некоторых случаях, когда личность характеризуется талантом или гениальностью, их взаимодействие приводит к рождению качественно новых результатов и даже видов деятельности. Примером являются изобретения, влекущие возникновение новых профессий, способов взаимодействия личности и окружающей среды. Оценка освоенности, хода выполнения деятельности и ее результатов дает возможность понять значимость личности для окружающих, а также ее влияние на окружающий мир.
Четвертый аспект оценки личности как системы — другие «мягкие» системы. Взаимодействие с другими личностями является наиболее популярным для
изучения в психологии. Любая группа людей также представляет собой систему, как и отдельно взятая личность. В группе как в системе каждая личность выполняет определенный набор задач и функций. Личность влияет на других членов группы, и группа определяет поведение личности. Личность ведет себя различным образом внутри групп, в которые входит, действие группы на личность также дифференцировано. Взаимодействие личности как «мягкой» системы и других «мягких» систем (личностей и их объединений) приводит к изменению всех систем. Более того, те свойства системы, что являются адаптивными внутри одной группы, могут привести к дезадаптации в другой. Пример — мера общительности, уровень интеллекта и т. д. Взаимодействие «мягких» систем способно порождать новые системы, в некоторых случаях с новыми качествами — образование политических партий, общественных объединений, как просоциального, так и асоциального характера (преступные группировки).
Пятый аспект оценки личности — физическая среда, «жесткие» системы, в рамках которых личность существует сама и осуществляет свою деятельность. Безусловно, что личность, если не активно преобразует, то хотя бы накладывает отпечаток на свое физическое окружение. Состояние «твердых» систем зависит не только от естественных процессов, но и от искусственно вызванных человеком. К примерам отрицательного плана следует отнести загрязнение окружающей среды, разрушение сложившихся экосистем, нарушение климата, вызванное излишне интенсивным воздействием человека, и т. д. Положительные воздействия на среду являются относительно позитивными, так как очистке предшествовало загрязнение, а орошение засушливой почвы может вызвать гибель сложившейся ранее экосистемы или падение уровня воды в водоеме. Исторически сложилось, что деятельность человека гораздо чаще имеет для физической среды в целом негативные, а не позитивные следствия, при этом способствует адаптации человека как вида в целом, а также отдельных личностей.
Саморазвитие и самоорганизация личности как системы с позиции синергетического подхода. Саморазвитие и самоорганизация личности как системы с позиции синергетического подхода обеспечивается чертами самой личности, особенностями среды и ближайшего социального окружения, а также свойствами, возникающими в процессе взаимодействия с другими системами. Так, личность приобретает умения и навыки, развивает свои таланты. Существуют и следствия такого взаимодействия негативного плана — возникновение психотравм, страхов, деформации личности.
Личность подвержена процессу самоорганизации, как и любая сложная система. Она является системой открытого типа, вступая во взаимодействие с другими системами и эволюционируя в своем развитии. Периоды относительной стабильности состояния, гомеостаза перемежаются его нарушениями, кризисами. И именно неравновесность состояния запускает процесс самоорганизации в личности как в системе. Так, личность
стремится к адаптации, в случае успеха достигает ее, тем не менее адаптивные процессы запускаются периодически, в зависимости от требований, на протяжении всей жизни. Любая адаптированность личности, с одной стороны, является характеристикой личности, с другой — она не выступает константой или перманентой, она колеблется, определяясь жизненной ситуацией личности и процессом деятельности, успехом.
Таким образом, самоорганизация личности проходит через ряд флуктуаций ее элементов и подсистем. Личность, как, впрочем, и группа, часто склонна подавлять флуктуации, распознавая их как некие отклонения, нарушения за счет отрицательных обратных связей. Так, в частности, личность регулирует свое поведение в обществе и свое собственное психологическое состояние. Однако постепенное накопление флуктуаций приводит к «расшатыванию» прежнего порядка, и через относительно кратковременное хаотическое состояние система, а в нашем случае личность, приходит к разрушению или качественному изменению, новообразованию. Состояние личности как системы после происшедшей бифуркации характеризуется результатом взаимодействия суммы всех воздействующих факторов, в том числе факторов случайного порядка.
Новообразования личности, развивающиеся через этап кризиса, а говоря языком синергетики, через этап хаоса, наблюдаются при достаточном для них уровне сложности личности как системы, когда накоплен ряд необходимых элементов, присутствуют связи между ними и взаимодействие. Синергетическое взаимодействие есть не простая сумма элементов, а взаимодействие, порождающее нечто новое, оно обеспечивает самоорганизацию системы. Если личность недостаточно развита, сложна как система для появления новообразований, то и флуктуации элементов будут недостаточными для перехода в новое состояние, для эволюции. Адаптация в полноценном варианте также будет отсутствовать. Так, для появления общения недостаточно лишь нескольких слов, требуется определенный словарный запас, владение семантикой слова, умение строить словосочетания и грамотно оформлять предложения в речь. Недостаточное развитие личности ребенка делает невозможным овладение речью, а как следствие, и полноценное общение.
Более того, система, что не способна к самоорганизации, не может выдержать и воздействий извне, она разрушается. Даже у взрослой личности такое возможно, недаром существует термин «распад личности».
Самоорганизация системы (иными словами, личности) после этапа хаоса возможна при условии преобладания положительных обратных связей над отрицательными. Так, общение личности развивается в том случае, если положительное «подкрепление» значимей отрицательного. Те или иные формы поведения личности также развиваются в зависимости от того, какие обратные связи наблюдаются. Такое развитие и самоорганизация личности как системы призваны служить целям адаптации, способствуя не только сохранению системы, но и укреплению ее позиций внутри других «мягких» систем, в которые она входит.
У личности как системы существует целый набор «датчиков», оповещающих, как проходит ее функционирование, какие угрозы и, напротив, «преференции» и «лакомые кусочки» существуют. Эти «датчики» эволюционируют на протяжении развития человека как социального существа, меняясь в зависимости от общества и его культуры.
Накопление многими личностями изменений эволюционного плана постепенно приводит к изменениям в системе общества, эволюции общества, вплоть до смены общественно-экономической формации. Флуктуации личностей, накапливаясь, обусловливают и флуктуации общества, приводя к войнам и революциям, а в более мягких вариантах — обусловливают направления развития моды, науки, техники, искусства и т. д. Самоорганизация личности как системы идет ускоренными темпами при интенсивных положительных обратных связях. Так, сильная позитивная внутренняя мотивация, значимое внешнее подкрепление поведения содействует развитию навыков деятельности, способностей, выработке личностных качеств.
Нужно отметить, что развитие личности как системы практически невозможно одними и теми же темпами и равномерно в разных направлениях, при этом оно может оставаться гармоничным. Навыки, способности, знания накапливаются постепенно, но неравномерно [25]. То одна, то другая сфера личности вырывается вперед, при этом влияет на остальные, подтягивая их до необходимого уровня. Самоорганизация личности как системы призвана не только способствовать развитию, но и соблюдать относительный баланс в развитии для успешного функционирования в целом и адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности. При этом присутствует и элемент прогнозирования: личность не только приспосабливается к настоящему, она делает прогноз на будущее и предпринимает шаги к адаптации в будущем, с учетом опыта прошлого и уже существующих возможностей. Личность стремится к контролю окружающего мира и самоконтролю, что помогает чувствовать себя адаптивным сегодня и ответственным за собственное будущее [23].
Принципы синергетического подхода по отношению к личности. Опираясь на работы Г. Николиса, И. Пригожина, И. Стенгерса и Г. Хакена [26; 15; 16], охарактеризуем основные принципы синергетического подхода. Они не имеют конкретного определения и жесткой терминологии, тем проще адаптировать их применительно к психологии, в частности по отношению к личности как к психологическому понятию.
1. Существует несколько видов открытых нелинейных систем разных уровней организации: динамически стабильные, адаптивные и эволюционирующие системы. Личность имеет все указанные характеристики: обладает определенной стабильностью и при этом адаптируется к условиям, в норме склонна к развитию.
2. Системы взаимодействуют, чему способствует хаотическое, неравновесное состояние других систем, выступающее стимулом к анализу условий и адаптации, приведению себя в гармоничное состояние. Личность
взаимодействует с другой личностью для получения ответа на свои вопросы, реализации своих потребностей, в первую очередь социального порядка.
3. Неравновесность является имманентным условием и фактором развития личности как системы. Пока человек жив, он к чему-то стремится, и, с одной стороны, он ищет гармонии и стабильности, а с другой — нуждается в переменах и изменениях.
4. Объединение сложных открытых систем, таких как личность, создает новое образование, которое не равно сумме личностей, в него входящих, а образует систему иного уровня, с собственными системными функциями и характеристиками. Группа людей всегда, с одной стороны, определяется своими членами, а с другой — ее качества — результат взаимодействия людей в группе в ходе межличностного общения, деятельности и даже восприятия. Процессы, происходящие внутри группы, при этом отражаются не только на группе, но и на каждом ее члене, воздействуя на личность как систему более низкого уровня.
5. Личность как эволюционирующая система через неравновесность склонна к новым образованиям на уровне отдельных сфер личности, возникновению новых свойств, прохождению через этапы самоорганизации и закреплению новых личностных качеств.
6. Переход личности от неупорядоченного состояния, от кризиса к состоянию порядка, т. е. к новому этапу развития при всех вариациях кризисов характеризуется общими чертами, что позволяет применять общий для психологии личности математический аппарат.
7. Личность как перманентно развивающаяся система всегда открыта для взаимодействия с другими системами, в том числе природного характера, вследствие чего и наблюдаются упорядочивание, самоорганизация системы и направляются процессы адаптации в ней.
8. Чем больше личность как система нестабильна, тем более она восприимчива к внешним воздействующим факторам, которые бы остались индифферентными при равновесном состоянии личности.
9. Кризис личности собирает воедино все ее черты, поведение диктуется общим взаимодействием подсистем, проявляется то, насколько личность цельная, и взаимодействие подсистем интенсифицируется. В идеале развитая личность в критической ситуации демонстрирует высокую согласованность действий своих элементов.
10. Именно критические периоды в жизни человека приводят к активизации бифуркационных механизмов — перехода с помощью кратковременных точек раздвоения к тому или иному относительно долговременному режиму системы — аттрактору. В случае с такой сложной системой, как личность, заранее предсказать, какой из возможных аттракторов займет система, невозможно [17].
Несмотря на многогранность и неоднозначность понимания личности в психологии, наравне с двумя другими феноменами (деятельность и общение) она является метапсихологической категорией [3], что дает возможность выделить наиболее общие моменты в позиции ученых-психологов и сравнить ее с позицией си-нергетиков (табл.).
Таким образом, переход личности на новую стадию своего развития аккумулирует ранее имевшиеся характеристики, поведение диктуется общим взаимодействием подсистем и элементов, в ходе изменений проявляется то, насколько личность сформирована, и взаимодействие подсистем переходит на новый уровень. Несмотря на то что психология и синергетика по своей сути являются отдельными и независимыми науками, их взгляд на развитие личности и на саму личность обладает общими чертами, при этом каждая наука использует свою собственную терминологию.
Выводы
1. Рассмотрение личности с позиции синергетического подхода упрощается тем, что отсутствует жесткое и однозначное понимание термина «личность» в психологии. Широкие границы понятия дают возможность различных трактовок и подходов к его анализу.
Таблица. Личность в психологии с позиции синергетики (Table. Personality in psychology and from the position of synergetics)
Показатель Личность
Психология, психологические подходы Синергетика, синергетический подход
Понимание личности Метакатегория в психологии, человек как социальное существо с индивидуальными особенностями, наделенное сознанием и осуществляющий деятельность, способный к познанию и т. д. Личность как открытая эволюционирующая система «мягкого типа»
Свойства Стабильность, устойчивость, активность, детерминированность, наличие единства, но не тождества с понятиями «человек» и «индивидуальность», «субъект деятельности, общения». Объединение личностей не равно сумме личностей, в него входящих, а образует систему иного уровня, с собственными системными функциями и характеристиками Случайность воздействий, необратимость последствий и неустойчивость, неравновесность, низкая прогнозируемость на единичном уровне; объединение систем дает возможности обмена информацией, учета сложных воздействующих факторов
Процессы Развитие, адаптация через процессы ассимиляции и аккомодации, детерминированность воздействующими условиями и факторами Самоорганизация и изменение системы как следствие случайного сочетания факторов, наблюдается после разного по длительности хаотического состояния системы
Основные характеризующие изменения понятия Кризис, новообразования личности, стресс, адаптация Переход от кризиса к относительно «ровному плато развития» проходит в соответствии с возрастным, профессиональным, мировоззренческим и другим развитием личности Накопление изменений приводит к активизации бифуркационных механизмов — переходу с помощью кратковременных точек раздвоения к тому или иному относительно долговременному режиму системы — аттрактору
Характер развития Новообразования личности, чередуясь с этапами кризиса, призваны служить адаптации, развитие личности происходит, согласно Л. С. Выготскому, «от кризиса к кризису» Цикличный переход личности от хаоса к состоянию порядка. Личность развивается постоянно, под воздействием ряда случайных факторов
2. Сложность синергетического подхода к пониманию обусловлена необходимостью «ухода» от острых углов в анализе, связанных с противоречием, принятым в качестве парадигмы свойств личности, в частности, таким как стабильность, детерминированность в психологии и нестабильность, случайность в синергетике.
3. В терминах синергетики личность в своем развитии постоянно стремится к самоорганизации, равновесию, адаптации, эволюционирует, проходя через ряд точек бифуркации, смену периодов стабильности и нестабильности. Для практических целей наиболее интересен переход личности от неупорядоченного состояния (хаоса) к порядку, инструменты, методы, способы такого перехода и его стимуляции.
4. Личность как открытая и «мягкая» система с позиции синергетического подхода предполагает применение методологического инструментария синергетики при своем изучении.
5. Развитие личности с позиции синергетики определяется не только свойствами ее как системы, но и взаимодействием ее с другими системами различного типа, как открытых, так и закрытых, при этом влияние первых значительно выше и менее прогнозируемо.
6. Прогнозирование развития личности опирается на знание общих характеристик любой личности, особенностей отдельной личности, а также ее взаимодействия как системы открытого типа с другими себе подобными и отличными от нее, в частности, таких систем, как среда и деятельность.
Область применения и перспективы. Методологический подход к личности с позиции синергетического подхода дает возможности расширенного анализа всех процессов личности. Следовательно, дальнейшему углубленному изучению подлежат такие процессы, как развитие, адаптация, а также межсистемные связи в ходе взаимодействия.
Список источников / References
1. Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. А. Н. Леонтьев: деятельность, сознание, личность. М., 2005. 431 с.
2. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М., 2008. 134 с.
3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. 528 с.
4. Платонов К. К. Психология личности. М., 1966. 17 с.
5. Костромина С. Н., Гришина Н. В. Процессуальный подход в психологии личности // Научные подходы в современной отечественной психологии : монография. М., 2022. 240 с.
6. Corr P. J., Matthews G. The Cambridge Handbook of Personality Psychology. New-York, 2009. https://doi.org/10.1017/ CB09780511596544.002.
7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2020. 608 с.
8. Campbell J. B. Modern personality theories: What have we gained? What have we lost? In G. J. Boyle, G. Matthews, & D. H. Saklofske (Eds.). The SAGE handbook of personality theory and assessment. 2006. Vol. 1. Pp. 190-212. https://doi.org/10.4135/9781849200462.n9.
9. Забегалина С. В. Формирование ценностных ориентаций и идеалов личности // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 1(38). С. 22-28.
10. Rodgers K. Toward a modern approach to values: The valuing process in the mature person. Journal of Abnormal and Social Psychology. 1964. No. 68. Pp. 160-167.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. М., 1990. 368 с.
12. Маслоу А. Мотивация и личность СПб., 2019. 400 с.
13. Heim E. Coping and psychosocial adaptation. Journal of Mental Health Counseling. 1988. No. 10. Pp. 136-144.
14. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3-18.
15. Haken H. Synergetik in der Psychologie Selbstorganisation verstehen und gestalten (in German). Gottingen, Bern, Wien, Toronto, Seattle, Oxford, Prag: Hogrefe, 2006. ISBN 3-8017-1686-4. OCLC 181495870.
16. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986. 432 с.
17. Плотинский Ю. М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М., 1992. 133 с.
18. Журавлев А. Л., Харламенкова Н. Е. Психология личности как открытой и развивающейся системы // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 6. С. 30-39.
19. Секач М. Ф. Квантовая психология // Живая психология. 2014. Т. 1, № 2. С. 4-8.
20. Fredrichson В. The Upside of Your Dark Side. Hardcover, 2020. 236 р.
21. Выготский Л. С. Лекции по психологии. М., 2022. 148 с.
22. Немов Р. С. Общая психология. СПб., 2008. 304 с.
23. Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychol. Monogr. 1966. Vol. 80, No 1. Pp. 36-44 (Whole № 609).
24. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-26.
25. Зеер Э. Ф. Прогнозирование профессионального будущего как условие преодоления его асимметрии // Путь науки. 2014. Т. 2, № 9(9). С. 113-115.
26. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М., 1979. 512 с.
Поступила 22.12.2023; одобрена после рецензирования 18.01.2024; принята к публикации 18.02.2024.
Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.