Научная статья на тему 'Психологическое состояние военнослужащих в период их адаптации'

Психологическое состояние военнослужащих в период их адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
613
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / военнослужащие / психоэмоциональное состояние / адаптация / адаптивность / личность в особых условиях / субъект деятельности / психологическая работа / жизнеспособность / стресс / personality / military personnel / psycho-emotional state / adaptation / adaptability / personality in special conditions / subject of activity / psychological work / viability / stress

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Светлана Викторовна Забегалина

Введение. Рассматривается психоэмоциональное состояние в связи с возможностями адаптации личности. Приводятся причины негативного психоэмоционального состояния, способы его коррекции. Цель — выявление особенностей психоэмоционального состояния военнослужащих в период их адаптации. Материалы и методы. Исследование проводилось на выборке военнослужащих по контракту в количестве 60 человек. Использовались методики САН (самочувствие, активность, настроение) и ДПС (доминирующее психологическое состояние). При обработке эмпирических данных применялись пакет программ SPSS 25.0 и Excel, методы описательной статистики, корреляционный и факторный анализ. Результаты и обсуждение. Выявлена необходимость коррекции психоэмоционального состояния военнослужащих в период их адаптации. Психоэмоциональное состояние выступает показателем хода адаптации военнослужащих, причем его диагностика возможна с меньшими временными интервалами, в отличие от личностных тестов, в связи с чем применение методик САН, ДПС и некоторых других аналогичных обоснованно в практической деятельности психолога. Эмпирически исследованы показатели психоэмоционального состояния военнослужащих в период их адаптации, выделены три кластера с низкими, средними и высокими результатами. Практически все результаты по шкалам взаимосвязаны между собой на значимом уровне (САН и ДПС по отдельности). Исключение составляет шкала «эмоциональная желательность»: по ней результаты чаще не коррелируют с основными шкалами методики ДПС. Это говорит о том, что военнослужащие на этапе адаптации с высокими результатами по диагностике психоэмоционального состояния склонны несколько завышать свои показатели, их результаты отличаются от среднестатистических. Выводы. Психоэмоциональное состояние является показателем, индикатором успешности всего хода адаптации, его измерение важно в практических целях и не требует длительных интервалов, как при проведении личностных тестов, например, с помощью методики «Адаптивность», не предполагает особой подготовки и трудностей при осуществлении психодиагностической процедуры. Разделение на три кластера с высокими, средними и низкими показателями на обоих этапах эмпирического исследования позволило заключить, что психологическая работа по коррекции психоэмоционального состояния может применяться для всех групп испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Светлана Викторовна Забегалина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological State of Military Servicemen during their Adaptation

Introduction. This article examines the psycho-emotional state with regard to the possibilities of adaptation of the individual. The reasons for the negative psycho-emotional state, methods of its correction are given. The goal is to reveal the peculiarities of the psycho-emotional state of servicemen during their adaptation. Materials and Methods. The survey covered 60 contract military servicemen. The methods of defining Health, Activity, Mood and Dominant Psychological State were employed. When processing empirical data, the SPSS 25.0 and Excel software package, methods of descriptive statistics, correlation and factor analysis were used. Results and Discussion. The necessity of correcting the psycho-emotional state of military servicemen during their adaptation is revealed. The psycho-emotional state is an indicator of the course of adaptation of military personnel, and its diagnostics is possible within the short time intervals unlike personality tests. This makes the application of methods of defining Health, Activity, Mood and Dominant Psychological State and some other similar methods substantiated and desirable in psychologist’s practice. The indicators of the psycho-emotional state of military servicemen during their adaptation are empirically investigated. Three clusters with low, medium and high results are identified. Almost all the results on the scales are significantly interconnected (Health, Activity, Mood and Dominant Psychological State separately). The exception is the “emotional desirability” scale: according to it, the results often do not correlate with the main scales of the methodology of Dominant Psychological State. This suggests that military servicemen at the stage of adaptation with high results in the diagnostics of psycho-emotional state tend to somewhat overestimate their indicators and their results differ from the average ones. Conclusions. The psycho-emotional state is an indicator of the success of the entire course of adaptation, its measurement is important for practical purposes, does not require long intervals like personality tests, in particular the "Adaptability" technique, and does not imply special preparation and difficulties in conducting a psycho-diagnostic procedure. The distribution into three clusters with high, medium and low indicators at both stages of the empirical study showed that psychological work on the correction of the psycho-emotional state can be applied to all groups of subjects.

Текст научной работы на тему «Психологическое состояние военнослужащих в период их адаптации»

Научно-практическая статья

УДК 159.922 © С. В. Забегалина, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-188-71-78

5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии

Психологическое состояние военнослужащих в период их адаптации

Светлана Викторовна Забегалина \ кандидат психологических наук, психолог; svetlanviktorovn@mail.ru;

https://orcid.org/0000-0003-2615-8298

1 Центральный военный округ, 432001, Ульяновск, Россия

Реферат

Введение. Рассматривается психоэмоциональное состояние в связи с возможностями адаптации личности. Приводятся причины негативного психоэмоционального состояния, способы его коррекции. Цель — выявление особенностей психоэмоционального состояния военнослужащих в период их адаптации. Материалы и методы. Исследование проводилось на выборке военнослужащих по контракту в количестве 60 человек. Использовались методики САН (самочувствие, активность, настроение) и ДПС (доминирующее психологическое состояние). При обработке эмпирических данных применялись пакет программ SPSS 25.0 и Excel, методы описательной статистики, корреляционный и факторный анализ. Результаты и обсуждение. Выявлена необходимость коррекции психоэмоционального состояния военнослужащих в период их адаптации. Психоэмоциональное состояние выступает показателем хода адаптации военнослужащих, причем его диагностика возможна с меньшими временными интервалами, в отличие от личностных тестов, в связи с чем применение методик САН, ДПС и некоторых других аналогичных обоснованно в практической деятельности психолога. Эмпирически исследованы показатели психоэмоционального состояния военнослужащих в период их адаптации, выделены три кластера с низкими, средними и высокими результатами. Практически все результаты по шкалам взаимосвязаны между собой на значимом уровне (САН и ДПС по отдельности). Исключение составляет шкала «эмоциональная желательность»: по ней результаты чаще не коррелируют с основными шкалами методики ДПС. Это говорит о том, что военнослужащие на этапе адаптации с высокими результатами по диагностике психоэмоционального состояния склонны несколько завышать свои показатели, их результаты отличаются от среднестатистических. Выводы. Психоэмоциональное состояние является показателем, индикатором успешности всего хода адаптации, его измерение важно в практических целях и не требует длительных интервалов, как при проведении личностных тестов, например, с помощью методики «Адаптивность», не предполагает особой подготовки и трудностей при осуществлении психодиагностической процедуры. Разделение на три кластера с высокими, средними и низкими показателями на обоих этапах эмпирического исследования позволило заключить, что психологическая работа по коррекции психоэмоционального состояния может применяться для всех групп испытуемых.

Ключевые слова: личность; военнослужащие; психоэмоциональное состояние; адаптация; адаптивность; личность в особых условиях; субъект деятельности; психологическая работа; жизнеспособность; стресс

Для цитирования: Забегалина С. В. Психологическое состояние военнослужащих в период их адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 1(88). С. 71-78. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-188-71-78

Scientific and Practical Article

UDC 159.922 © S. V. Zabegalina, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-188-71-78

5.3.1 General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology

Psychological State of Military Servicemen during their Adaptation

Svetlana V. Zabegalina \ Candidate of sciences (in Psychology), psychologist; svetlanviktorovn@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-2615-8298 ' Central Military District, Ulyanovsk, 432001, Russia Abstract

Introduction. This article examines the psycho-emotional state with regard to the possibilities of adaptation of the individual. The reasons for the negative psycho-emotional state, methods of its correction are given. The goal is to reveal the peculiarities of the psycho-emotional state of servicemen during their adaptation. Materials and Methods. The survey covered 60 contract military servicemen. The methods of defining Health, Activity, Mood and Dominant Psychological State were employed. When processing empirical data, the SPSS 25.0 and Excel software package, methods of descriptive statistics, correlation and factor analysis were used. Results and Discussion. The necessity of correcting the psycho-emotional state of military servicemen during their adaptation is revealed. The psycho-emotional state is an indicator of the course of adaptation of military personnel, and its diagnostics is possible within the short time intervals unlike personality tests. This makes the application of methods of defining Health, Activity, Mood and Dominant Psychological State and some other similar methods substantiated and desirable in psychologist's practice. The indicators of the psycho-emotional state of military servicemen during their adaptation are empirically investigated. Three clusters with low, medium and high results are identified. Almost all the results on the scales are significantly interconnected (Health, Activity, Mood and Dominant Psychological State separately). The exception is the "emotional desirability" scale: according to it, the results often

do not correlate with the main scales of the methodology of Dominant Psychological State. This suggests that military servicemen at the stage of adaptation with high results in the diagnostics of psycho-emotional state tend to somewhat overestimate their indicators and their results differ from the average ones. Conclusions. The psycho-emotional state is an indicator of the success of the entire course of adaptation, its measurement is important for practical purposes, does not require long intervals like personality tests, in particular the "Adaptability" technique, and does not imply special preparation and difficulties in conducting a psycho-diagnostic procedure. The distribution into three clusters with high, medium and low indicators at both stages of the empirical study showed that psychological work on the correction of the psycho-emotional state can be applied to all groups of subjects.

Keywords: personality; military personnel; psycho-emotional state; adaptation; adaptability; personality in special conditions;

subject of activity; psychological work; viability; stress

Citation: Zabegalina S. V. Psychological State of Military Servicemen during their Adaptation. Psychopedagology in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 1(88). Pp. 71-78 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-188-71-78

Основные положения

1. Адаптация личности военнослужащего связана с его психоэмоциональным состоянием. Особенно важным периодом адаптации является первый год службы в новой воинской части.

2. Психоэмоциональное состояние военнослужащих поддается изменению, в связи с чем актуальны психокоррекционные мероприятия, проводимые с личным составом.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Период адаптации к военной службе отличается сложностью в силу резкой смены как вида деятельности, так и среды, в том числе социальной, когда личность в новых для себя условиях подвержена влиянию воздействующих факторов больше, чем в привычной среде.

Адаптация личности определяет эффективность деятельности, психологическое благополучие и комфорт, напрямую отражается на характере социальных отношений, общем морально-психологическом климате тех малых групп, в которые входит личность [1]. Несомненно, новая среда предъявляет и новые требования к адаптации личности, накладывает отпечаток на привычные динамические стереотипы, поведение и деятельность [2], отражается на эмоциональном фоне и настроении личности. При этом собственно адаптивный потенциал относится к способностям личности, которые можно развивать в ходе специальных психологических мероприятий [3]. Именно это и определяет актуальность темы исследования психоэмоционального состояния военнослужащих в период их адаптации. Предметом исследования выступает психоэмоциональное состояние военнослужащих по контракту в период их адаптации в новой для них воинской части.

Проблема исследования заключается в том, что изучение адаптации происходит в процессе психодиагностики по плану с периодичностью не чаще чем через шесть месяцев (в норме ежегодно), что не позволяет выявлять актуальный уровень адаптации на текущий момент. В связи с этим оценка психоэмоционального состояния должна позволить отследить происшедшие

изменения психологического статуса в ходе адаптации за более короткий период (например, за две недели).

Результаты анализа исследуемой проблемы позволили сформулировать гипотезу о том, что психоэмоциональное состояние в период адаптации военнослужащего изменяется в ходе специальных психокоррекционных мероприятий, проводимых с личным составом.

Цель состоит в выявлении особенностей психоэмоционального состояния военнослужащих в период их адаптации, влияния на него психокоррекционных мероприятий.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Психоэмоциональное состояние показывает, как человек склонен реагировать доминирующим образом [4]. Эмоции определяют реагирование на действительность, отражаются на самочувствии и функциональном состоянии человека. Если эмоциональная активация снижается, например, наблюдается притупление эмоций, то снижается и активность нервной системы, собственно активность и жизнеспособность [5]. Эмоциональные реакции усиленного характера также нарушают функционирование психики и лишают индивида способности эффективно действовать. Только оптимальное эмоциональное возбуждение способствует готовности к деятельности и ее эффективности [6].

Эмоции связаны с субъективным миром переживаний, показывают то, как человек воспринимает действительность [7]. Информационный аспект эмоций рассмотрен в теории эмоций П. В. Симонова, которая относится к разряду когнитивистских.

Психоэмоциональным состояниям, согласно Е. П. Ильину [8], присущи некоторые особенности: они выражают состояние психики в целом за определенный промежуток времени, они связаны с личностью: демонстрируют ее отличительные черты, при этом сами выступают «строительным материалом» для структурирования и изменения свойств личности. На фоне психоэмоциональных состояний ярче проявляются либо маскируются особенности личности. Например, состояние ожидания боя, испытываемое военнослужащими, характеризуется определенным набором ощущений и восприятий, образами памяти

и мышления, неупорядоченности волевой активности, не свойственной им в обычных условиях.

Согласно Г. Айзенку [9], психоэмоциональные состояния, связаны с типами темперамента. Например, сангвиники чаще, чем меланхолики, находятся в приподнятом эмоциональном состоянии. Интересно, что одна и та же ситуация может вызывать полярные (противоположные) состояния, что особенно проявляется в сложных условиях обстановки.

На психоэмоциональное состояние влияет также устойчивое настроение, которое может быть характерно для личности. При этом по-разному эмоции проявляются у разных людей и корректируются в общении с окружающими [10], зависят от коллектива и коммуникативных навыков (С. К. Нартова-Бочавер, А. В. Потапова [11]).

В ходе адаптации военнослужащие испытывают психоэмоциональное напряжение, связанное с тем, что они попадают в незнакомую среду, о которой у них до этого были неясные и часто ошибочные представления, почерпнутые из рассказов знакомых. В реальности военнослужащие могут столкнуться с совершенно другими трудностями, не теми, которые им представлялись неизбежными. Нередко военнослужащие не понимают, что причина их трудностей заключается в них самих, в том, что они проявляют небрежность во внешнем виде, исполняют свои обязанности по службе без желания, с безразличием, перекладывая выполнение задач на других. Самые ответственные военнослужащие испытывают напряжение из страха не выполнить поставленную задачу, подвести товарищей, не оправдать доверия непосредственного командира, что они переживали и во время службы по призыву [12].

В любом случае это ведет к дополнительным психоэмоциональным нагрузкам, тревоге, негативным переживаниям, что отрицательным образом отражается на общей боевой готовности, на психофизиологическом состоянии военнослужащих [13].

Во многом адаптация определяется психофизиологическими особенностями военнослужащих, а также степенью развития саморегуляции функциональных состояний, это обеспечивает стабильность и устойчивость к негативным воздействующим факторам [14]. Ход адаптации нужно просчитывать, опираясь на объективные данные и индивидуальные характеристики личности [15]. Сами же личностные факторы адаптации принято относить к субъективным [16]. Объективно-субъективные факторы адаптации находятся как бы «на стыке», с одной стороны, они связаны с подготовкой личности к деятельности, к среде, с другой — детерминированы спецификой той самой деятельности, ситуации и обстоятельств в целом [17].

Исследование адаптации является сложной проблемой на протяжении существования психологиче-

ской науки, а подходы к ее изучению сильно отличаются в рамках различных концепций и теорий [18]. Адаптация обеспечивает жизнеспособность личности, умение и способность противостоять негативным факторам среды, что также стало предметом исследования в психологии [19].

Несмотря на весь интерес к проблеме адаптации, практически без внимания остается вопрос о субъективной оценке своего психологического состояния в период трудностей, в первую очередь психоэмоционального, которое вызывает интерес у зарубежных ученых [20].

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 60 военнослужащих в возрасте от 22 до 40 лет. В целях анализа актуального психологического состояния военнослужащих в период их адаптации к военной службе в новой для них воинской части были применены две методики — САН (самочувствие, активность, настроение) и ДПС (доминирующее психологическое состояние).

Исследование проводилось в два этапа. Первый этап имел целью замер психоэмоционального состояния, которое военнослужащие испытывают, попав в воинскую часть для прохождения службы. Второй этап исследования осуществлялся через две недели после коррекции психоэмоционального состояния и включал повторное тестирование по указанным методикам.

По методикам САН и ДПС были использованы варианты пересчета баллов в стены (максимальный показатель — 10 стенов, минимальный — 1 стен).

Результаты и обсуждение

Особенности психоэмоционального состояния военнослужащих в начале этапа адаптации. По методике САН на первом этапе исследования выявлено, что самый большой разброс данных наблюдается по шкале «настроение», о чем свидетельствует самая значительная дисперсия — 4,274. Наибольшее совпадение зафиксировано по оценкам по шкале «самочувствие», где самая маленькая дисперсия — 2,112. Об этом же позволяют судить и показатели стандартной ошибки и стандартного отклонения. Среднее говорит в целом о хорошем самочувствии: определен показатель свыше 5 стенов по всем трем шкалам (5,58 — по шкале «самочувствие»; 5,88 — «настроение» и 5,90 — «активность»).

На втором этапе по методике САН по всем трем шкалам показатели улучшились. Так, среднее по шкалам «самочувствие», «активность» возросло примерно на 0,8 стена, а по шкале «настроение» — на 1,4 стена.

Таким образом, работа по коррекции психоэмоционального состояния военнослужащих является эффективной, поскольку по полученным результатам заметно повысились средние показатели и разброс данных стал меньше.

Затем были проанализированы результаты описательной статистики по методике ДСП (Методика

определения доминирующего психологического состояния). Средние величины по шкалам представлены на графике (рис. 1).

"♦"ДСП 1 —ДСП 2

Рис. 1. Средние значения по методике ДСП на этапах эмпирического исследования (Fig. 1. Average values according to the Dominant Psychological State method at the stages of empirical research) Примечания: Ак — активное — пассивное отношение к жизненной ситуации; Ат — атипичность ответов; Сж — социальная желательность; Сп — спокойствие — тревога; Рб — работоспособность; Уж — удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью в целом; Эу — эмоциональная устойчивость.

Самые высокие показатели в среднем были получены по шкале «активное — пассивное отношение к жизненной ситуации». Учитывая период адаптации, это весьма важно, так как говорит о готовности военнослужащих изменяться или менять среду, активно приспосабливаясь к новой для них обстановке. Самый низкий показатель среднего из информативных шкал касается удовлетворенности жизнью в целом, а самый высокий — эмоциональной устойчивости. Высокий разброс данных, о чем свидетельствует дисперсия, означает, что существует большое число военнослужащих с неблагоприятными показателями психоэмоционального состояния, нуждающихся в его коррекции.

На втором этапе исследования результаты по основным шкалам методики значительно выше, что позволяет вести речь о значимости психокоррек-ционной деятельности.

Такая коррекция проводилась в рамках психологической работы с военнослужащими в период их адаптации в воинской части, что особенно необходимо при признаках девиантного поведения, которое часто сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно тревогой, страхом и агрессией [21].

Пути коррекции психоэмоциональных состояний военнослужащих. Среди способов коррекции негативных психоэмоциональных состояний [22] выделяется релаксация с сопутствующей десенсибилизацией, что может использоваться в работе как с отдельными военнослужащими, так и с целыми группами (подразделениями). Например, психолог объединяет несколько военнослужащих, которые боятся высоты или пребывания в изолированном помещении, вместо того

чтобы заниматься с каждым военнослужащим индивидуально. Десенсибилизация эффективна не только в случае фобий или неуверенного поведения, но и при других негативных переживаниях.

Кроме релаксации психолог задействует другие ингибиторы (несовместимые реакции) тревоги: юмор, повышение чувства безопасности и поддержки, переживание успеха.

В целом десенсибилизация разбивается на три этапа, когда страх, тревога нивелируются за счет связи со стимулами, антагонистичными им, например, релаксацией.

На первом этапе проводится диагностика ситуаций, вызывающих трудности, с обозначением наиболее фрустрирующих, с ранжированием по значимости для индивида. На втором этапе происходит обучение релаксации, ее алгоритму и правилам ее самостоятельного использования. На третьем этапе у военнослужащего, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, порождающих у него негативные состояния, и постепенно снижается сила отрицательных состояний.

Десенсибилизация в обычной жизни у личности включает только два этапа: осознание ситуаций, вызывающих негативные психоэмоциональные состояния, и собственно десенсибилизацию через опыт, тренировку в реальных ситуациях (многократное повторение их в жизни при поддержке специалиста-психолога), когда индивид учится относиться к ним спокойно. У военнослужащих иной порядок десенсибилизации в силу того, что много времени они проводят на службе, а внешние контакты ограничены, особенно в закрытых гарнизонах.

Метод «наводнения», или имплозивная терапия, считается одним из опасных методов, так как демонстрация стимулов, вызывающих отрицательные психоэмоциональные состояния, может повлечь сильную негативную реакцию. Этот метод должен применяться только опытными специалистами, он заключается во внезапном предъявлении военнослужащему сцен, вызывающих у него чрезвычайно сильную тревогу.

На первом этапе также составляется перечень стрессирующих ситуаций и стимулов, производится их ранжирование. На втором этапе происходит тренировка устойчивости к ним за счет работы воображения и выражения своих сопутствующих эмоций. В психологически спокойной обстановке, где не чувствуется угроз, военнослужащий вызывает у себя крайне негативные воспоминания, иногда даже ставшие кошмарами. Поддержка извне, спокойствие психолога-терапевта, других сослуживцев постепенно способствуют тому, что сила негативного переживания снижается, невелируется. Обычно один военнослужащий способен побороть эмоциональный заряд негативных воспоминаний в течение 10-60 минут.

8

3

2

1

В более сложных случаях временно переходят на другой метод работы (например, рациональный разбор ситуации и ее предпосылок), а затем возвращаются к имплозивной терапии, когда понятно, что ситуация уже потеряла свою остроту, стала осознаваться как прош лое, а значит, уже не угрожающее.

В целом десенсибилизация используется чаще, чем «наводнение», поскольку является менее стрессовым методом и не требует очень высокой квалифи кации консультанта.

В индивидуальном порядке применяются мет од ы, соответствующие личностным особенностям военнослужащих.

Опытно-экспериментальная работа по коррекции психоэмоционального состояния военнослужащих.

После проведенных мероприятий по коррекции психоэмоционального состояния военнослужащих налицо повышение показателей по всем информативным шкалам, что свидетельствует об улучшении психоэмоционально го состояния. Так, по шкалам «активное — пассивное отношение к жизненной ситуации», «спокойствие — тревога», «эмоциональная устойчивость», «удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью в целом» повысилось среднее больше чем на единицу, а по шкале «работоспособность: высокая — низкая» — на единицу. Атипичность ответов снизилась более чем в два раза, откуда следует, что ответов, говорящих о серьезных отклонениях от средне-групповых, стало намного меньше.

Для того чтобы определить различия результатов на первом и втором этапах исследования, был применен кластерный анализ. По методу кластеризации К-средних было получено три кластера на обоих этапах с лучшими, худшими и промежуточными (средними) результатами.

Первый кластер включает военнослужащих с хорошим психоэмоциональным состоянием, у них низкая атипичность ответов, позволяющая судить об осознанности и согласованности их оценок.

Второй кластер объединяет военнослужащих с промежуточными (средними) показателями психоэмоционального состояния.

В третий кластер вошли военнослужащие с недостаточной активностью, невысоким уровнем эмоционального фона, пониженной работоспособностью (в среднем это 2,59) и т. д. Их количество составило 17 человек (28,3%), в наибольшей степени нуждающихся в коррекции психоэмоционального состояния в период адаптации к воинской службе (табл. 1).

При этом менее половины обследуемых (43,4%) обладают достаточно высокими (позитивными) результатами по диагностике психоэмоционального состояния, им не требуется коррекция, тем не менее психологическое воздействие осуществляется с целью закрепить их морально-психологическую устойчивость, поддержать их благоприятный психологический статус.

Таблица 1. Результаты кластерного анализа на первом этапе эмпирического исследования (Table 1. Results of cluster analysis at thefirst stage of emp irical research)

Шкалы методик Класте >

1 2 3

С — самочувствие 0,27 g71 0,41

А — активность 0,31 0,24 0,41

Н — настроение 0,08 0,59 0,35

Ак — активное — пассивное отношение к жизненной ситуации 0,46 0,47 0,47

Рб — работоспособность: высокая — низкая 0,15 0,06 0,59

Сп — спокойствие — тревога 0,31 0,82 0,76

Э у — эмод иональная устойч ивость 0,04 0,59 0,88

Уж — удовле творенность — неудовлетворенность жизнью в целом 0,27 0,06 0,94

Сж — социальная желатепаноьть 0,3 5 0,47 0,35

Ат — атипичность ответов 0,23 0,65 0,59

В процентном соотношении мы представим результаты визуально на рис. 2.

28,3%

□ высокие исредние □ низкие показатели

Рис. 2. Распределение военнослужащих по кластерам до

психологической коррекции (Fig. 2. Distribution of militarypersonnel into clusters before psychological correction)

На втором этапе согласно результатам кластерного анализа число военнослужащих в каждом кластере, основанное на количественных данных, изменилось (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6,6%

31,7% J \ i 61,7%

□ высокие □ средние □ низкие показатели 1

Рис. 3. Распределение военнослужащих по кластерам после психологической коррекции (Fig. 3. Distribution of military personnel into clusters after psychological correction)

Так, доля военнослужащих с позитивными результатами по диагностике психоэмоционального состояния стала доминирующей — 61,7%, доля военнослужащих со средними показателями составила 31,7%, и лишь 6,6% военнослужащих продемонстрировали по-прежнему недостаточно хорошее психоэмоциональное состояние.

Более подробно результаты второго этапа тестирования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты кластерного анализа на втором этапе эмпирического исследования (Table 2. Results of cluster analysis at the second stage of empirical research)

В первом кластере у военнослужащих благополучные показатели отмечены по всем шкалам. Второй кластер содержит военнослужащих с достаточно высокими показателями по методике САН. В то время как по методике ДПС по четырем шкалам («работоспособность», «спокойствие — тревога», «эмоциональная устойчивость», «удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью в целом») наименьшие показатели по всей выборке. Это говорит о необходимости дополнительной психологической работы для нормализации психологического статуса данных военнослужащих. Иными словами, воздействие, которое было оказано, принесло положительный эффект, но требуется продолжить работу, чтобы закрепить результаты.

В третий кластер вошли четверо военнослужащих, у которых по-прежнему низкие результаты по методике САН по всем трем шкалам «самочувствие», «активность», «настроение» (ниже четырех стенов). Вместе с тем и у них намечается положительная тенденция, так как по второй методике (ДПС) результаты диагностики по некоторым шкалам даже выше в среднем, чем в первом кластере. Однако шкала «социальная желательность» говорит о том, что данные военнослужащие немного завышают свои показатели психоэмоционального состояния, возможно, поняв, что путем

настроя на нужное состояние они способны улучшить его, в частности, повысить свою работоспособность, удовлетворенность жизнью в целом, стать спокойными и эмоционально устойчивыми.

С помощью корреляционного анализа по Спир-мену были определены показатели, которые связаны между собой, т. е. повышение одних вызовет повышение других в случае значимой положительной корреляционной связи, и, напротив, понижение — в случае отрицательной корреляционной связи.

Практически все показатели по методикам взаимосвязаны между собой на значимом уровне. Исключение составляет шкала «эмоциональная желательность», по которой результаты чаще не коррелируют с основными шкалами методики ДПС. Выделяется на общем фоне и шкала «атипичность ответов», значимо отрицательно коррелирующая со шкалами методик ДПС и САН. Это позволяет заключить, что военнослужащие на этапе адаптации с высокими результатами по диагностике психоэмоционального состояния склонны несколько завышать свои показатели и их результаты отличаются от среднестатистических.

По методике САН корреляции между шкалами составили от г=0,684 (между самочувствием и настроением) до г=0,828 (между активностью и настроением), коэффициент корреляции значим при р=0,01.

По методике ДПС положительно значимо коррелируют показатели практически всех информативных шкалы. Коэффициент корреляции колеблется от г=0,417 при р=0,01 («спокойствие — тревога» и «активное — пассивное отношение к жизненной ситуации») до г=0,825 при р=0,01 («работоспособность — эмоциональная устойчивость»).

Исключение составляет шкала «эмоциональная желательность», которая коррелирует не со всеми основными шкалами методики ДПС, не связана с активным — пассивным отношением к жизненной ситуации. Выделяется на общем фоне и шкала «атипичность ответов», значимо отрицательно коррелирующая со шкалами методики ДПС и методики САН.

На основании этого можно сделать вывод, что военнослужащие на этапе адаптации с высокими результатами по диагностике психоэмоционального состояния склонны несколько завышать свои показатели и их результаты отличаются от среднестатистических.

Следует обратить внимание, что большинство коэффициентов корреляции значимо при р=0,01, т. е. при самом высоком уровне значимости.

Корреляция между всеми информативными шкалами свидетельствует о близости показателей — они измеряют свойства, которые взаимосвязаны, а значимые корреляционные связи между шкалами демонстрируют, что, изменяя одно свойство (его выраженность), мы можем ожидать изменения и другого в аналогичную сторону. Различия в психоэмоциональ-

Шкалы методик Класте >

1 2 3

С2 — самочувствие 0,84 0,05 0,75

А2 — активность 0,35 0,05 0,75

Н2 — настроение 0,03 0,37 0,75

Ак2 — активное — пассивное отношение к жизненной ситуации 0,41 0,00 0,00

Рб2 — работоспособность: высокая — низкая 0,65 0,58 0,00

Сп2 — спокойствие — тревога 0,41 0,89 0,00

Эу2 — эмоциональная устойчивость 0,97 0,89 0,00

Уж2 — удовлетворенность — неудовлетворенность жизнью в целом 0,49 0,58 0,50

Сж2 — социальная желательность 0,38 0,58 0,75

Ат2 — атипичность ответов 0,16 0,74 0,00

Количество испытуемых 7 9 4

ном состоянии, наряду с личностными особенностями индивида, детерминируют стратегии поведения при адаптации к стрессу [23]. Так как в настоящее время изменяются требования к профессии военнослужащих, появляются новые специальности, подверженные психоэмоциональному стрессу, нуждающиеся в дополнительном внимании психологов, то и процесс адаптации и текущих изменений, в том числе связанных с профессиональной деформацией, требует новых исследований как узкой, так и широкомасштабной тематики. Развитие психоэмоциональной устойчивости способствует в дальнейшем избежать психологических травм, а также снизить риск различного рода психических расстройств, способных развиться в результате психотравм [24].

Выводы

1. Психоэмоциональные состояния изменчивы, будучи динамичным явлением, при этом они менее постоянны, чем свойства личности, но более устойчивы, чем психические процессы. Психоэмоциональное состояние личности характеризует успешность процесса адаптации, в том числе у военнослужащих. Методики САН и ДПС, измеряющие психоэмоциональное состояние военнослужащих, следует применять через небольшие интервалы времени, что делает их удобным и оперативным средством оценки хода адаптации у военнослужащих.

2. Практически все показатели по методикам взаимосвязаны между собой на значимом уровне. По мето-

дике САН корреляции между шкалами «самочувствие», «активность», «настроение» составили от г=0,684 до г=0,828, коэффициент корреляции значим при р=0,01. По методике ДПС положительная значимая корреляционная связь отмечается в отношении показателей всех информативных шкал. Коэффициент корреляции колеблется от г=0,417 до г=0,825 при р=0,01. Существует несколько инструментов для оценки психоэмоционального состояния. Кроме тестового метода, сюда можно отнести наблюдение, экспертную оценку, беседу.

3. Показатели испытуемых военнослужащих до и после проведения психокоррекционной и психологической работы значительно улучшились, причем относительно равномерно, изменения планомерны, наибольшие из них затронули самочувствие. Это проявляется в изменении численности кластеров с высокими, средними и низкими показателями. Психоэмоциональное состояние военнослужащих на этапе адаптации нуждается и поддается коррекции, улучшению, что способствует не только оптимизации психологического статуса, но и росту самой адаптивности как свойства личности, развитию процесса адаптации в благоприятном русле.

Перспективы. Существуют и другие показатели адаптации личности военнослужащего, подлежащие оценке, требуется выделение всех детерминант процесса адаптации военнослужащих в целях оптимизации их психологического состояния и эффективности деятельности, повышения жизнеспособности.

Список источников

1. Дикая Л. Г., Журавлев А. Л., Занковский А. Н. Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений // Институт психологии Российской академии наук. 2016. Т. 1, № 1. С. 7-48.

2. Забегалина С. В. Прогностические и адаптационные способности как детерминанты жизнеспособности человека // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. М., 2016. С. 356-373.

3. Лукашенко Д. В. Адаптивный потенциал как способность личности // Человеческий капитал. 2015. № 10(82). С. 88-90.

4. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб., 2003. 632 с.

5. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 2012. 464 с.

6. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002. 607 с.

7. Додонов Б. И. В мире эмоций. М., 1987. 140 с.

8. Ильин Е. П. Психология воли. СПб., 2009. 368 с.

9. Айзенк Г. Структура личности. СПб., 1999. 464 с.

10. Социальный капитал личности : монография / Л. Г. Почебут, А. Л. Свенцицкий, Л. В. Марарица, Т. В. Казанцева. М., 2014. 250 с.

11. Нартова-Бочавер С. К., Потапова А. В. Введение в психологию развития : учеб. пособие. М., 2005. 216 с.

12. Султанмуратов Ю. М., Овчинников А. А., Султанова А. Н., Сычева Т. Ю. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих, влияющие на успешность адаптации // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2017. № 3(96). С. 50-56.

13. Тюрин А. А. Психофизиологические механизмы адаптации и дезадаптации военнослужащих // МНКО. 2015. № 6-1. С. 208-214.

14. Караяни А. Г., Караваев А. Ф. Психологические и психофизиологические особенности деятельности операторов боевых беспилотных летательных аппаратов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 6-15. https:// doi.org/10. 24411/1999-6241-2021-11001.

15. Теплов В. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 535 с.

16. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2006. 479 с.

17. Hobfoll S. E. Social and psychological resources and adaptation. Review of General Psychology. 2002. Vol. 6(4). Pp. 307-324.

18. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. М., 2010. 368 с.

19. Махнач А. В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 4. С. 5-16.

20. Xiaowei G., Feng Z. The Impact Bias in Affective Forecasting: Focalism or Unforeseen Adaptation? Journal of Psychological Science. 2015.-05- en.cnki.com.cn.

21. Ярошук Д. В. Психологические особенности представлений военнослужащих об эмоциональной устойчивости личности в экстремальных ситуациях // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2017. № 8. С. 219-230.

22. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. М., 2005. 992 с.

23. Човдырова Г. С., Пяткина О. А. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 41-47. https://doi.org/10. 24411/1999-6241-2021-11005.

24. Levy-Gigi E., Bonanno G. A., Shapiro A. R., Richter-Levin G., Keri S., Sheppes G. Emotion regulatory flexibility sheds light on the elusive relationship between repeated traumatic exposure and posttraumatic stress disorder symptoms. Clinical Psychological Science. 2016. No 4(1). Pp. 28-39. https://doi.org/10.1177/2167702615577783.

Поступила 30.08.2021; одобрена после рецензирования 25.09.2021; принята в печать 30.11.2021.

References

1. Dikaya L. G., Zhuravlev A. L., Zankovsky A. N. Current state and prospects of research on adaptation and implementation of a professional in the conditions of continuous socio-economic changes. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Vol. 1, No. 1. Pp. 7-48. (In Russ.)

2. Zabegalina S. V. Prognostic and adaptive abilities as determinants of human viability. Human viability: individual, professional and social aspects. Ed. by Makhnach A. V., Dikaya L. G. Moscow, 2016. Pp. 356-373. (In Russ.)

3. Lukashenko D. V. Adaptive potential as the ability of personality. Human Capital. 2015. No. 10(82). Pp. 88-90. (In Russ.)

4. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. Great Psychological Dictionary. St. Petersburg, 2003. 632 p. (In Russ.)

5. Izard K. E. Psycholgy of emotions. St. Petersburg, 2012. 464 p. (In Russ.)

6. Stolyarenko A. M. Extreme psychopedagogy. Moscow, 2002. 607 p. (In Russ.)

7. Dodonov B. I. in the world of emotions. Moscow, 1987. 140 p. (In Russ.)

8. Ilyin E. P. Psychology of volition. St. Petersburg, 2009. 368 p. (In Russ.)

9. Eysenck H. Structure of personality. St. Petersburg, 1999. 464 p. (In Russ.)

10. Social capital of personality. Pochebut L. G., Sventsitsky A. L., Mararitsa L. V., Kazantseva T. V. Moscow, 2014. 250 p. (In Russ.)

11. Nartova-Bochaver S. K., Potapova A. V. Introduction to developmental psychology. Moscow, 2005. 216 p. (In Russ.)

12. Sultanmuratov Yu. M., Ovchinnikov A. A., Sultanova A. N., Sycheva T. Yu. Individual psychological features of military servicemen affecting the success of adaptation. Siberian Bulletin of Psychiatry and Narcology. 2017. No. 3(96). Pp. 50-56. (In Russ.)

13. Tyurin A. A. Psychophysiological mechanisms of adaptation and disadaptation of military personnel. The world of Science, Culture and Education. 2015. No. 6-1. Pp. 208-214. (In Russ.)

14. Karayani A. G., Karavaev A. F. Psychological and Psychophysiological Features of Unmanned Combat Aircrafts Operators' Activity. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 1(84). Pp. 6-15. https://doi.org/10. 24411/1999-6241-2021-11001. (In Russ.)

15. Teplov V. M. Problems of individual differences. Moscow, 1961. 535 p. (In Russ.)

16. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psychology of personality adaptation. Analysis. Theory. Practice. St. Petersburg, 2006. 479 p. (In Russ.)

17. Hobfoll S. E. Social and psychological resources and adaptation. Review of General Psychology. 2002. Vol. 6(4). Pp. 307-324.

18. Nalchajyan A. A. Psychological adaptation. Moscow, 2010. 368 p. (In Russ.)

19. Makhnach A. V. Viability of a person as a subject of study in psychological science. Psychological Journal. 2017. Vol. 38. No. 4. Pp. 5-16. (In Russ.)

20. Xiaowei G, Feng Z. The Impact Bias in Affective Forecasting: Focalism or Unforeseen Adaptation? Journal of Psychological Science. 2015.-05- en.cnki.com.cn.

21. Yaroshuk D. V. Psychological features of the ideas of military servicemen about the emotional stability of the individual in extreme situations. Family and Personality: problems of interaction. 2017. No. 8. Pp. 219-230. (In Russ.)

22. Malkina-Pykh I. G. Psychosomatics. Reference book of practical psychologist. Moscow, 2005. 992 p. (In Russ.)

23. Chovdyrova G. S., Pyatkina O. A. Coping Strategies of an Individual when Adapting to Stress. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 1(84). Pp. 41-47. https://doi.org/10. 24411/1999-6241-2021-11005. (In Russ.)

24. Levy-Gigi E., Bonanno G. A., Shapiro A. R., Richter-Levin G., Keri S., Sheppes G. Emotion regulatory flexibility sheds light on the elusive relationship between repeated traumatic exposure and posttraumatic stress disorder symptoms. Clinical Psychological Science. 2016. No. 4(1). Pp. 28-39. https://doi.org/10.1177/2167702615577783.

Submitted: 30.08.2021; approved after reviewing: 25.09.2021; accepted for publication: 30.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.