менной речи по-прежнему остается открытым для дальнейших исследований. Однако следует указать и положительную тенденцию: довольно широкий спектр вопросов уже решен и детально изучен. Важно уделить внимание не только теоретической, но и практической составляющей исследуемой проблемы. Подчеркнем, что приемы удаленного обучения иностранному языку нуждаются в дальнейшей разработке и анализе.
Для осуществления будущих исследований одной из мотивационных целей будет являться разработка образовательной программы для студентов на дистанционном уровне на основе уже имеющихся дисциплин по иностранному языку для студентов-юристов.
Для того чтобы указанная цель была достигнута, следует решить ряд задач. К последним стоит отнести следующие:
1) уточнить содержание профессионального обучения иностранной письменной речи для студентов юридических специальностей;
2) выявить все возможности дистанционных технологий, применяемых для обучения иноязычной письменной речи;
3) обозначить и исследовать самостоятельные навыки обучения студентов, которые необходимы им для освоения иноязычной письменной речи дистанционным способом.
Итогом решения обозначенных выше задач должна стать разработка методики профессионального обучения студентов-юристов иноязычной письменной речи посредством использования дистанционных технологий. В процессе осуществления указанной разработки следует обратить особое внимание на прикладную составляющую исследуемого вопроса. Под последним имеется в виду работа над содержанием дистанционного курса
Библиографический список
обучения, а также внедрение новых образовательных методов, которые в дальнейшем создадут соответствующую разновидность удаленного образования.
Таким образом, применение дистанционного обучения должно содержать ряд необходимых элементов, наличие которых обусловлено специфической направленностью осуществляемой деятельности. Перечислим упомянутые структурные элементы:
1) систематическое общение преподавателя со студентами;
2) общение студентов друг с другом посредством применения различных дистанционных технологий;
3) эффективная самостоятельная работа будущих специалистов;
4) групповая работа студентов-юристов;
5) регулярное проведение тестовых работ
Следует обратить особое внимание на ресурсную составляющую удаленного образовательного процесса. К данному элементу относятся справочная информация, различные гиперссылки, а также инструкция с описанием применяемых дистанционных приемов.
Таким образом, текущее состояние информационной образовательной среды открывает большие возможности для создания эффективной учебной деятельности студентов юридических факультетов дистанционным способом. В настоящее время в обществе наличествует большой спрос на высококвалифицированных молодых специалистов. В этой связи обучение иностранным языкам повысит квалификацию будущих профессионалов. В условиях стремительной глобализации общества будущим юристам особенно важно изучить иноязычную письменную речь.
1. Герасименко Т.Л., Ермолаева М.Е. Социально-эмоциональные аспекты регуляции эффективности обучения профессионально-ориентированному иностранному языку студентов неязыковых специальностей. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-3.
2. Шепелева Л.А., Марюхина В.В. Дистанционные образовательные технологии в высшем образовании. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89).
3. Думина Е.В. Интернет-дискурс как средство формирования умений иноязычной письменной речи у студентов нелингвистических специальностей (на примере деловой e-mail переписки юристов). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019; № 4 (833).
4. Елькина И.Ю. К вопросу о повышении учебной мотивации студентов дистанционного обучения. Образовательные ресурсы и технологии. 2020; № 1 (30).
5. Антонова Н.А., Хайруллина М.З. Специфика преподавания английского языка студентам юридического факультета как способа их профессиональной подготовки. E-scio. 2021; № 2 (53).
6. Итинсон К.С. Web 1.0, web 2.0, web 3.0: этапы развития веб-технологий и их влияние на образование. Карельский научный журнал. 2020; № 1 (30).
References
1. Gerasimenko T.L., Ermolaeva M.E. Social'no-'emocional'nye aspekty regulyacii 'effektivnosti obucheniya professional'no-orientirovannomu inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh special'nostej. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-3.
2. Shepeleva L.A., Maryuhina V.V. Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii v vysshem obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89).
3. Dumina E.V. Internet-diskurs kak sredstvo formirovaniya umenij inoyazychnoj pis'mennoj rechi u studentov nelingvisticheskih special'nostej (na primere delovoj e-mail perepiski yuristov). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2019; № 4 (833).
4. El'kina I.Yu. K voprosu o povyshenii uchebnoj motivacii studentov distancionnogo obucheniya. Obrazovatel'nyeresursy itehnologii. 2020; № 1 (30).
5. Antonova N.A., Hajrullina M.Z. Specifika prepodavaniya anglijskogo yazyka studentam yuridicheskogo fakul'teta kak sposoba ih professional'noj podgotovki. E-scio. 2021; № 2 (53).
6. Itinson K.S. Web 1.0, web 2.0, web 3.0: 'etapy razvitiya veb-tehnologij i ih vliyanie na obrazovanie. Karel'skij nauchnyj zhurnal. 2020; № 1 (30).
Статья поступила в редакцию 19.10.21
УДК 37.013
Chekaleva E.A., teacher (Mathematics and Computer Science), Municipal budgetary educational institution "Khotkovo Secondary School No. 5"
(Khotkovo, Russia), E-mail: [email protected]
SELF-ORGANIZATION OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF A SYNERGETIC APPROACH. The study of personal self-organization has long gone beyond the limits of pedagogy and psychology. A detailed consideration of this process requires the interaction of a large number of sciences: biology, medicine, pedagogy, psychology, physics, mathematics, sociology, etc., which directly indicates the need to study the self-organization of the individual using synergetics. The article reveals a problem of studying the process of self-organization of the individual on the basis of a synergetic approach. To solve this problem, the author studied and summarized materials in this direction from the point of view of a systematic approach using methods of analysis and synthesis, induction and deduction, etc. As a result, the definition of self-organization of the individual is highlighted, and the stages of the self-organization process are formulated. Their presentation and generalization are a scientific novelty and will be useful in the activities of educators, teachers, undergraduates and postgraduates of pedagogical areas of study.
Key words: synergetics, synergetic approach, personality, self-organization.
Е.А. Чекалееа, учитель математики и информатики, МБОУ «Хотьковская средняя общеобразовательная школа № 5», г. Хотьково,
E-mail: [email protected]
САМООРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Изучение вопроса самоорганизации личности давно вышло за пределы педагогики и психологии. Для детального рассмотрения данного процесса требуется взаимодействие большого количества наук: биологии, медицины, педагогики, психологии, физики, математики, философии, социологии и т.д., что непосредственно указывает на необходимость изучения самоорганизации личности в контексте синергетического подхода. В статье рассмотрены сущность понятия «синергетика», основные характеристики сложных систем, выявлены особенности процесса самоорганизации с точки зрения синергетики. С синергетической точки зрения человек определяется как постоянно развивающаяся открытая система. Процесс самоорганизации личности обучающихся направлен на то, чтобы индивид развивал в себе именно те внутренние качества, которые позволят ему максимально эффективно входить в систему социальных взаимоотношений и выстраивать гармоничные связи не только с окружающей средой, но и с самим собой.
Ключевые слова: синергетика, сложная система, структура, личность, самоорганизация.
Изучение личности человека давно не является прерогативой психологии, педагогики и физиологии. Каждая научная область решает свои научные проблемы, но целостное изучение человека и процесса становления его личности невозможно без консолидации всех знаний, накопленных о нем. Формирование личности, в частности становление процессов самости (самооценки, самовосприятия, самоорганизации, самообучения, самовоспитания и др.), является сложным процессом, зависящим от многих факторов, которые порой невозможно предугадать и предсказать. Для раскрытия многих глубинных процессов, происходящих при формировании психических новообразований, помогает синергети-ческий подход. Возможности применения синергетического подхода в педагогике в настоящее время не раскрыты полностью, несмотря на то, что к изучению данного вопроса обращается все большее количество исследователей (Т.В. Трин-дюк, Л.В. Лысогорова, О.В. Коршунова, М.С. Артюхина и др.). В рамках нашего исследования синергетический подход применяется для того, чтобы раскрыть процесс самоорганизации личности.
Цель исследования: раскрытие процесса самоорганизации личности человека при помощи синергетического подхода.
В процессе достижения поставленной цели нами решались следующие задачи: изучение педагогической, психологической, философской литературы по теме синергетического подхода с использованием методов анализа и синтеза; обобщение изученного материала; уточнение понятия «самоорганизация личности»; раскрытие процесса самоорганизации личности при помощи синергетиче-ского подхода.
Научная новизна: выявлены особенности процесса самоорганизации личности на основе синергетического подхода.
Современная образовательная среда имеет тенденцию развития в сторону цифровизации, что, несомненно, влияет на формирование познавательной деятельности. Развитие личности человека в быстро меняющемся мире в условиях насыщенной информатизационно ёмкой образовательной среды обусловливает совершенствование умения ориентироваться в большом потоке информации, способствует организации самостоятельного поиска необходимого учебного материала и ведёт к новообразованиям в психике человека. Стремление достигать новых вершин и максимально комфортно и продуктивно взаимодействовать с окружающим социумом стимулирует каждого человека к самопознанию и выявлению своих сильных и слабых сторон. Желание и способность личности организовать себя, чтобы добиваться намеченных целей, не является врожденным качеством. Способность к самоорганизации развивается и эволюционирует за счет волевых качеств характера человека, но имеют место быть и стихийные процессы самоорганизации, когда новообразования в психике человека происходят вроде бы не совсем осознанно и без его видимого участия, но при этом оказывают влияние на его дальнейшую судьбу. Понятие «самоорганизация» по отношению к личности человека мы подробно рассмотрели в статье «Теоретические основы процесса самоорганизации личности» [1]. Формирование и развитие самоорганизации познавательной деятельности обучающихся является предметом изучения не только психолого-педагогических наук и философии, но и междисциплинарных наук, таких как антропология и синергетика. Для целенаправленного развития личности обучающихся в новом образовательном пространстве необходимо обобщение синергетического опыта относительно процесса самоорганизации.
Рассмотрим, прежде всего, сущность понятия «синергетика», выявим особенности процесса самоорганизации с точки зрения синергетики.
Термин «синергетика» был предложен немецким физиком Г. Хакеном в 70-х годах XXI века. Таким образом, он обозначил новый сегмент междисциплинарных научных исследований. «Синергетика имеет дело с чрезвычайно сложными структурами систем» [2, с. 26]. Синергетика - это греческое слово, которое переводится как совместное, кооперативное действие. Она изучает процессы, происходящие в сложных системах, и описывает процессы взаимодействия ее элементов.
Системы, которые попадают в поле деятельности синергетики, должны не только иметь сложную структуру, но и обладать следующими характеристиками:
1. Открытость (неустойчивость). Система может обмениваться энергией или веществом с внешним миром.
2. Нелинейность. Невозможно предугадать направление развития системы и результат самоорганизации.
Представленным условиям полностью удовлетворяет человек как система, обладающая набором определенных физических и психологических особенностей. С синергетической точки зрения человек определяется как постоянно развивающаяся открытая система [3].
Несмотря на то, что синергетика возникла на стыке естественнонаучных дисциплин, результаты исследований и выявленные закономерности применимы в различных областях знаний. Такая универсальность основывается на том, что сложные системы встречаются повсеместно [4]. На данную особенность синергетики указывал Г. Хакен еще в своих ранних трудах [5].
В связи с тем, что научная деятельность Г. Хакена была связана с физикой, терминология синергетики изобилует физическими терминами: энтропия, неустойчивость системы, открытые системы, равновесные системы, аттрактор, точка бифуркации, флуктуации, самоорганизация, движение и т.д.
Рассмотрим некоторые термины более подробно. Понятие «аттрактор» обозначает относительно устойчивую структуру, к которой направлен процесс
самоорганизации. Применительно к процессу самоорганизации личности мы можем сказать, что аттрактор является некоторым желанным образом, идеалом, к которому стремится человек. В связи с тем, что человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, аттрактор с течением времени может меняться. Точка бифуркации неразрывно связана с состоянием неустойчивости. Она является переломным моментом в ходе трансформации старой структуры в новую. Для человека точка бифуркации обозначает начало нового этапа жизненного пути, выбор направления дальнейшего развития и ассоциируется с такими вопросами к самому себе: «Чего я хочу добиться в жизни?», «Важно ли для меня то, чем я занимаюсь?», «Каким человеком я хочу стать?» и т.п. В момент нахождения в точке бифуркации человек обращается к внутреннему «Я», ведет внутренний диалог с самим собой. В момент выхода человека (и любой другой сложной структуры) к точке бифуркации возникает несколько равновероятных путей дальнейшего развития. Невозможно предугадать и предсказать, какой именно вариант будет выбран личностью. «Создавая новое упорядоченное состояние, Природа предоставляет системе богатый выбор возможностей» [2, с. 125]. Результатом осмысления своих желаний с учетом имеющихся возможностей и потенций является выбор наиболее оптимального направления развития. Выбор одного из возможных вариантов развития происходит случайным образом. Большое влияние на личность в момент выбора оказывает изменение внешних параметров. Какой именно параметр окажет решающее воздействие, предугадать невозможно, но «ни в коем случае не следует раскаиваться в своем решении» [2, с. 131].
Одним из ключевых понятий синергетики является «самоорганизация». Самоорганизация представляет собой автоматический процесс, при котором выживают комбинации, выгодные с точки зрения адаптации всего вида и отдельных организмов [5, с. 5]. Процесс самоорганизации личности также направлен на то, чтобы индивид развивал в себе именно те внутренние качества, которые позволят ему максимально эффективно входить в систему социальных взаимоотношений и выстраивать гармоничные связи не только с окружающей средой, но и с самим собой. Германом Хакеном была разработана общая схема процесса самоорганизации [5, с. 380].
Рис. 1. Общая схема процесса самоорганизации, предложенная Г. Хакеном
Представленная схема применима и к процессу самоорганизации личности. Человек является открытой, постоянно развивающейся системой. В течение жизни происходит не только физическое развитие человека, но и психологическое. Самоорганизация изначально затрагивает психику человека и модифицирует ее структуру. В процессе воспитания и обмена информацией с окружающей средой простейшие психологические структуры личности развиваются и изменяются. Простейшие психологические структуры (в большинстве своем изначально одинаковые у всех людей) подвергаются как целенаправленным (воспитательным), так и хаотическим внешним воздействиям. Результатом подобных влияний являются новообразования в психике человека, сугубо индивидуальные для каждого.
Г. Хакен в своих трудах по синергетике затронул вопрос ограниченности ресурсов. В книге «Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии» ученый объяснил многообразие видов в живой природе тем, что источники жизни и жизненные ресурсы не являются неисчерпаемыми [2, с. 27]. Ограниченность своих жизненных ресурсов чувствует и в полной мере ощущает каждый человек. Самоорганизация позволяет ему направить свои силы на развитие именно тех качеств, которые позволят прожить наиболее полную и насыщенную жизнь. Самоорганизация стимулирует движение личности к гармонии с собой и с миром.
Изучением процесса самоорганизации в рамках синергетики занимался еще один крупный зарубежный ученый И. Пригожин. И. Пригожин сформулировал теорию самоорганизации, также основанную на физических законах и, на первый взгляд, относящуюся к вопросам физико-математических дисциплин. Ученый пристальное внимание в своих работах уделял открытым системам, которые, как мы упоминали ранее, подвержены внешнему воздействию. В результате своих исследований И. Пригожин отметил, что «случайность и необратимость играют важную роль» [6] в процессе самоорганизации любой сложной системы. В соответствии с теорией И. Пригожина, в результате взаимодействия с окружающим миром любая открытая система выходит из состояния устойчивости. В процессе усиления неустойчивости происходит самоорганизация элементов системы, что направляет ее к устойчивому неоднородному состоянию. Как отмечал И. Приго-жин в своих трудах, чем дальше система находится от устойчивого состояния, тем она более активна. Причем процессы перехода системы из неустойчивого состояния в состояние устойчивости являются необратимыми процессами и характеризуются определенным направлением развития. Направление развития не определено изначально и носит характер случайности. И. Пригожин, равно как и Г. Хакен, отмечал большую роль случайности в процессе самоорганизации.
Процесс самоорганизации любой системы, как мы уже выяснили, является необратимым явлением, а значит, имеет направление во времени [7, с. 23].
И. Пригожин отмечал, что самоорганизация любой системы делает ее более гибкой, а значит, более устойчивой к внешним воздействиям. Самоорганизация позволяет системе адаптироваться к изменяющимся условиям действительности.
Г Хакен и И. Пригожин являются ярчайшими представителями зарубежных ученых, которые основали и развивали теорию самоорганизации. Выдающимися отечественными представителями, которые внесли свой вклад в развитие синергетики, являются С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева и Д.С. Чернавский. Ученые отмечали, что синергетика становится способом не просто открывания, но и создания реальности, способом увидеть мир по-другому и активно встраиваться в него. Парадигма самоорганизации влечет за собой новый диалог человека с природой [8, с. 64].
Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов в книге «Основания синергетики. Режим с обострением, самоорганизация, темпомиры» называют синергетику теорией самоорганизации [8]. Процесс самоорганизации любой сложной системы невозможно предсказать заранее, т.к. присутствуют несколько альтернативных вариантов развития. В соответствии с теорией самоорганизации Г. Хакена, ученые отмечают, что большую роль в синергетике играет случайность, а развитие структуры возможно только в том случае, если она находится в неустойчивом состоянии. Было осознано, что случайность и неопределенность коренятся в самой природе вещей. Новый системный стиль мышления не отменяет вероятностного видения мира, но дополняет его такими важнейшими элементами, как сложность, системность, целенаправленность [8, с. 22].
Может сложиться ошибочное мнение, что абсолютно любое воздействие на систему извне способно запустить процесс самоорганизации. Это не так. Не любая случайность существенна и одинакова по последствиям [8, с. 45]. Для того чтобы случайное событие повлияло на дальнейший ход самоорганизации системы, требуется, чтобы система была в режиме с обострением. Понятие режима с обострением в область синергетики ввел С.П. Курдюмов. Работы ученого, выполненные совместно с коллегами, позволили сделать вывод о том, что режимы с обострением за короткое время способны привести к формированию новых структур. Сохранение целостности структуры возможно в том случае, если период быстрого развития будет сменяться периодом замедления. Режимы с обострениями хорошо описываются общей схемой процесса самоорганизации Г. Хакена (рис. 1). В период воздействия внешних факторов структура из относительно устойчивого состояния переходит в период неустойчивости. Система находится в точке бифуркации, то есть в максимально высокой точке неустойчивости. Для того, что система продолжила свое существованияе, она должна пойти по одному из равновозможных путей развития, тем самым система снова переходит в состояние относительной устойчивости, но уже обладая новыми характеристиками и внутренними структурами. Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов указывают на то, что неустойчивость не может больше рассматриваться только в негативном контексте. Наоборот, неустойчивость означает развитие, которое происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность [8, с. 40 - 41].
Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов в своих научных трудах отметили, что синергетика все делает гибким, нежестким, открытым. Синергетическое действие - это стимулирующее действие [8, с. 66]. Направление развития структур является целями эволюции или аттракторами. Цель строит самого человека. При приближении к цели происходят существенные изменения [9, с. 146].
Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов подготовили благотворную почту для изучения личности с применением синергетического подхода. Многие российские
Библиографический список
ученые обратили свой взор на новую междисциплинарную область знаний. Е.И. Ярославцева в своей работе отмечает, что для изучения личности в контексте синергетики большое значение имеет момент контакта или встречи [3]. В процессе этого события человек изучает окружающую среду и встраивается в нее. Результатом взаимодействия личности и социума, мира является соизмерение собственных сил. Человек постоянно живет в режиме соизмерения себя с окружающим миром. По мере развития - развертывания своих потенций - он приобретает способность не только спонтанно проявлять свою активность, но и осознанно управлять ею. Человек способен через соотношение с самим собой осуществлять саморегуляцию, развивая как таковой принцип осознанного, целенаправленного влияния на собственное системное развитие [3]. Саморазвитие человека невозможно без самоорганизации, которая обязательно должна иметь аттрактор. Для достижения предполагаемой цели личность должна быть активной. Как отмечает Е.И. Ярославцева, активность может иметь как положительные (удачи), так и отрицательные последствия (неудачи). Встреча с неудачами напоминает человеку об ограниченности своих ресурсов и требует грамотного распределения своих сил, возможностей, корректировать поставленные цели, учитывая допущенные ошибки. Е.И. Ярославцева, рассматривая человека с точки зрения синергетического подхода, так же как и Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Г Хакен подчеркивает гибкость, пластичность личности в современных условиях, возможность развития высокой степени адаптации к новым, нестандартным условиям за счет формирования новых структур.
Вопрос о роли синергетики в познании личности человека, его места в современном мире рассматривается в научных трудах Г.Г Малинецкого [10], Д.А. Леонтьева [11] и др. Ученые отмечают, что произошла переоценка понятия личности и способов ее изучения. В процессе становления человек постоянно сталкивается с ситуациями неопределенности, необходимостью постоянного выбора, вынужден оценивать риски и последствия своих действий. В частности, Д.А Леонтьев обратил внимание на то, что оформились предпосылки для построения концепции неравновесной персонологии - теории самоорганизующейся личности, находящейся в непрерывном динамическом взаимодействии с условиями своего существования и эволюционирующей через постоянный рост сложности и внутренней организации [11].
Таким образом, процесс самоорганизации личности, механизмы формирования внутренних психологических структур в настоящее время находится на начальной стадии изучения. Мы можем его охарактеризовать как внутренние действия человека, направленные на развитие и формирование новых внутренних качеств личности, которые способствуют адаптации к изменяющимся внешним условиям, встраиванию в социум, позволяют развивать свои потенции. Процесс самоорганизации происходит постоянно, на протяжении всей жизни человека. Двигаясь по направлению к аттрактору, человек то достигает периода равновесия, внутреннего баланса, то снова входит в период режима с обострениями и выбирает пути своего дальнейшего развития. Достигая одной намеченной цели (аттрактора), человек движется к следующей и так далее, пока не завершит свой жизненный путь.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования могут быть применены при дальнейшем изучении процесса самоорганизации, в том числе при помощи синергетического подхода.
Представленные материалы помогут в работе педагогов общеобразовательных школ для организации учебного и воспитательного процесса.
1. Чекалева Е.А. Теоретические основы процесса самоорганизации личности. Проблемы современного педагогического образования. 2020; Выпуск 67, Ч. II: 260 - 262.
2. Хакен Г Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. Москва - Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.
3. Ярославцева Е.И. Человек в контексте синергетики. Философия науки. 2002; Выпуск 8: Синергетика человекомерной реальности: 256 - 276.
4. Хакен Г Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам: Перевод с английского. Москва: Мир, 1991.
5. Хакен Г Синергетика. Москва: Мир, 1980.
6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Перевод с английского. Москва: Прогресс, 1986.
7. Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000.
8. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режими с обострением, самоорганизация, темпомиры. Москва: Алетейя, 2002.
9. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. Серия: Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения. Москва: Наука, 1994.
10. Малинецкий ГГ. Синергетика и наука о человеке. Мир человека: неопределенность как вызов. Москва, 2019: 86 - 110.
11. Леонтьев Д.А. Синергетика и личность: к неравновесной персонологии. Мир человека: неопределенность как вызов. Москва, 2019: 261 - 273.
References
1. Chekaleva E.A. Teoreticheskie osnovy processa samoorganizacii lichnosti. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; Vypusk 67, Ch. II: 260 - 262.
2. Haken G. Tajny prirody. Sinergetika: uchenie o vzaimodejstvii. Moskva - Izhevsk: Institut komp'yuternyh issledovanij, 2003.
3. Yaroslavceva E.I. Chelovek v kontekste sinergetiki. Filosofiya nauki. 2002; Vypusk 8: Sinergetika chelovekomernoj real'nosti: 256 - 276.
4. Haken G. Informaciya isamoorganizaciya: Makroskopicheskijpodhod k slozhnym sistemam: Perevod s anglijskogo. Moskva: Mir, 1991.
5. Haken G. Sinergetika. Moskva: Mir, 1980.
6. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz haosa: Novyjdialog cheloveka s prirodoj. Perevod s anglijskogo. Moskva: Progress, 1986.
7. Prigozhin I. Konec opredelennosti. Vremya, haos i novye zakony prirody. Izhevsk: NIC «Regulyarnaya i haoticheskaya dinamika», 2000.
8. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Osnovaniya sinergetiki. Rezhimi s obostreniem, samoorganizaciya, tempomiry. Moskva: Aletejya, 2002.
9. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Zakony 'evolyucii i samoorganizacii slozhnyh sistem. Seriya: Kibernetika - neogranichennye vozmozhnosti i vozmozhnye ogranicheniya. Moskva: Nauka, 1994.
10. Malineckij G.G. Sinergetika i nauka o cheloveke. Mir cheloveka: neopredelennost' kak vyzov. Moskva, 2019: 86 - 110.
11. Leont'ev D.A. Sinergetika i lichnost': k neravnovesnoj personologii. Mir cheloveka: neopredelennost' kak vyzov. Moskva, 2019: 261 - 273.
Статья поступила в редакцию 26.10.21