References
1. Friling G. Au'er. K. Chelovek, cvet, prostranstvo. Moskva, 1973.
2. Urvancev L.P. Psihologiya vospriyatiya cveta. Metodicheskoe posobie. Yaroslavl', 1981.
3. Marshalova M. V. Osobennosti zritel'nogo vospriyatiya u doshkol'nikov s narusheniem zreniya. Doshkol'naya pedagogika, 2008; 31 - 39.
4. Ermakov V.P., Yakunin G.A. Osnovy tiflopedagogiki: Razvitie, obuchenie i vospitanie detej s narusheniyami zreniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: VLADOS, 2000.
5. Remezova L.A. Kasatkina S.M. Formirovanie predstavlenij o cvete u doshkol'nikov s narusheniem zreniya: metodicheskoe posobie. Tol'yatti: SGPU, 2002.
6. Plaksina L.M. Razvitie zritel'nogo vospriyatiya u detej s narusheniem zreniya. Didakticheskijmaterial. Moskva, 1985.
7. Nikulina G.V., Fomicheva L.V., Zamashnyuk E.V. Zritel'noe Vospriyatie. Diagnostika i razvitie: uchebno-metodicheskoe posobie. Kirov: MCNIP, 2013.
8. Uruntaeva G.A., Afon'kina Yu.A. Praktikum po detskojpsihologii. Moskva: Prosveschenie, 1995.
Статья поступила в редакцию 25.01.18
УДК 37.035.2
Selin P.V., Colonel of Internal Service, Head of Chita Suvorov School of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Chita, Russia),
E-mail: selinpetr@mail.ru
THE POSSIBILITY OF APPLICATION OF SYNERGETIC APPROACH TO THE STUDY OF THE PROCESS OF TEAM BUILDING. The article discusses the fundamentals of synergetic method in the Humanities. The main trends in the methodology of self-organizing processes are indicated. The problem of possibility of application of synergetic approach to the study of the phenomenon of the teaching staff cohesion is stated. The consolidation of the collective in recent years is at the very center of sociological, psychological and pedagogical research and becomes the object of research from the point of view of synergetics, since it can be considered as an emergent phenomenon as a result of organizational transformations in the collective aimed at developing common values and the ability to solve complex problems arising before the collective of the educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It is proposed to consider the cohesion of the teaching staff as an emergent effect of the organizational influences within the education organization. To understand the idea of self-organization and to comprehend the possibility of studying the aspects of self-organization in the aspect of developing methods and problems of uniting the teaching staff, the author in detail considered the synergetic approach and those ideas that are most applicable to the stated topic.
Key words: synergetics, synergetic approach, theory of self-organization, emergence, structure, consolidation, cohesion, point of bifurcation, mode with peaking, nonlinearity.
П.В. Селин, полковник внутренней службы, начальник Читинского суворовского училища МВД России, г. Чита,
E-mail: selinpetr@mail.ru
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОЦЕССОВ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА
В статье рассмотрены основы синергетического метода в гуманитарных науках. Обозначены основные направления в методологии исследования самоорганизующихся процессов. Поставлена проблема возможности применения синергетического подхода в изучении феномена сплоченности педагогического коллектива. Сплочение коллектива в последние годы находится в самом центре социологических, психологических и педагогических исследований и становится объектом исследования с точки зрения синергетики, так как может рассматриваться как эмерджентный феномен в результате организационных преобразований в коллективе, направленных на выработку единых ценностей и способности решать сложные задачи, встающие перед коллективом образовательного учреждения МВД России. Предлагается рассматривать сплочённость педагогического коллектива как эмерджентный эффект в процессе организационных воздействий внутри педагогической организации. Для понимания сущности самоорганизации и осмысления возможности изучения аспектов самоорганизации в аспекте разработки методов и проблем сплочения педагогического коллектива, автором детально рассмотрен синергетический подход и те идеи, которые наиболее применимы к заявленной теме.
Ключевые слова: синергетика, синергетический подход, теория самоорганизации, эмерджентность, структура, сплочение, сплоченность, точка бифуркации, режим с обострением, нелинейность.
Все чаще в гуманитарных науках реализуется возможность применения синергетического подхода к изучению различных социальных феноменов. Сфера исследований в области самоорганизации систем весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений, в том числе и в гуманитарной сфере.
Применяемые в гуманитарной сфере идеи, основатель синергетики Г Хакен раскрыл следующим образом:
1) анализируемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых, или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом;
2) эти системы являются нелинейными;
3) при рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идёт об открытых системах;
4) эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям;
5) системы могут стать нестабильными;
6) с ними происходят качественные изменения;
7) в этих системах обнаруживаются эмерджентные новые качества;
8) возникают пространственные, временные, пространственно-временные или функциональные структуры;
9) структуры могут быть упорядоченными или хаотическими;
10) во многих случаях возможна математизация» [1, с. 55].
В педагогике принципы теории самоорганизации также все
чаще находят свое место. На наш взгляд, основные идеи синергетики эвристичны при подходе к исследованию коллектива, и, в частности, к процессам формирования сплоченности педагогического коллектива. При этом в педагогической науке коллектив, безусловно, можно рассматривать, как открытую систему, и, как пишет И.Н. Трофимова, человек, организм, отдельные функциональные системы, отдельные клетки, сообщество организмов могут быть рассмотрены как открытые динамические системы, не находящиеся в равновесии, но имеющие устойчивость за счет самоорганизации хаоса потенциальных состояний в определенные структуры. Как поведение в целом, так и сопровождающие его функциональные системы отвечают характеристикам динамических диссипативных систем, рассматриваемых синергетикой [2].
Для понимания сущности самоорганизации и осмысления возможности изучения аспектов самоорганизации в аспекте разработки методов и проблем сплочения педагогического коллектива, более детально рассмотрим синергетический подход и те идеи, которые наиболее применимы к интересующей нас теме.
Появление ключевых слов «самоорганизация», «самоорганизующиеся системы» (У.Р Эшби) и «открытые системы» (Л. фон Берталанфи) позволило родиться новому научному направлению, ставящему во главу исследования основное свойство материи - самоорганизацию. Синергетический подход в научной методологии явился тем звеном, который объединил и продолжил поиски всеобщих диалектических закономерностей.
Центральной идеей синергетики является самоорганизация открытых систем. Данная идея вполне применима при исследовании процессов, происходящих в коллективе. Под самоорганизацией подразумевается «процесс спонтанного (самопроизвольного) упорядочивания (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах» [3, с. 227]. И. Пригожин указывал, что процесс самоорганизации возможен только при условии неравновесности: «... возникновение и существование самоорганизующихся систем является следствием неравновесности и соответствующих нелинейных регуляторных связей ...» [4, с. 442].
Синергетический подход к изучению педагогического коллектива применила И.В. Данилова, которая определила педагогический коллектив как открытую, нелинейную, неравновесную диссипативную структуру, которая флуктуирует в разных направлениях между такими уровнями, как «кооперация» - «автономия» - «коллектив», сохраняя устойчивость в неравновесных условиях (создаваемых как внешними, так и внутренними воздействиями) благодаря гибкому управлению руководителя, занимающего позицию фасилитатора [5].
Что касается возможности переноса идеи самоорганизации системы при исследовании процессов, происходящих в педагогическом коллективе, то необходимо выделить ряд особенностей, диктуемых спецификой применения синергетического подхода в гуманитарных науках. Так, если в природе самоорганизация является стихийной, она инициируется изнутри самой системой, то социальные процессы, такие как процессы в коллективе, имеют «двойную» природу: в них происходят как процессы самоорганизации, так и процессы организации (управление).
А.П. Назаретян, применивший синергетику к изучению социальных процессов одним из первых, видит выход из ситуации, когда в науке звучат сомнения в возможности применения теории самоорганизации в гуманитарных науках, в необходимости пересмотра концепции самоорганизации в социально-гуманитарных науках. Он считает, что теория самоорганизации нуждается в добавлении принципа управления, и в гуманитарных науках должно произойти совмещение двух этих принципов: «Обнаружилась взаимодополнительность категорий самоорганизации и управления, неравновесия и устойчивости. Управление, конкуренция и отбор неотделимы от таких категорий, как субъект, цель, информация, ценность, оптимальность и проч. Все категории подобного рода вовлекаются в интегральную системно-синергетическую модель.» [6, с. 71].
Для нашего исследования важны механизмы управления процессом сплочения коллектива, которые не станут застывшими. Руководство осознает важность создания условий, при которых самоорганизация коллектива становится более благоприятной или выходит на такой аттрактор развития, который будет более предпочтительным и приводящим к большей эффективности деятельности всего коллектива.
Для понимания существа проблемы соотношения самоорганизации и управления очень важно подчеркнуть, что в социуме процессы самоорганизации не всегда сопоставимы с явлениями природного и животного мира, где процессы самоорганизации происходят спонтанно. Если в животном мире стремление к выживанию, а также совместному выживанию многих видов, «дозирует» агрессивность по отношению к другим видам, что доказали исследования К. Лоренца [7, с. 78 - 101], то в социуме данный механизм изначально блокируется и возникает необходимость актуализации приемлемых в обществе способов стимуляции самоорганизации. Одними из таких механизмов и должны стать организационные мероприятия, стимулирующие группу к сплочению.
Обращаясь к социальной синергетике, отметим трансформацию взглядов на природу хаоса применительно к обществу. Любая система переживает два состояния - хаос и порядок. Эти два состояния постоянно сменяют друг друга. Однако система находится в поиске устойчивости, т. е. стремится избежать переходов от хаоса к порядку. В физике ученые отмечают две особенности: в открытых средах система упорядочивается, в закрытых (не сообщающихся с внешней средой) стремится к хаосу. Мера
хаоса называется энтропией мера порядка - негэнтропией (^). Другими словами, в изолированной системе действует закон возрастания энтропии, в открытой системе возрастает негэнтропия. Для целей нашего исследования подобная идея эффективна, так как подчеркивает необходимость открытости коллектива - открытости к новым идеям, открытости к включению новых членов коллектива, открытости к организационным изменениям. На наш взгляд, сам уровень сплоченности - это результат правильной открытой политики, проводимой в коллективе. Однако при характеристике коллективов МВД России авторы все чаще говорят о «закрытости», «командном стиле управления», авторитарности, «жесткой иерархичности», «единоначалия» и отсутствии плюрализма в мнениях членов коллектива [8]. Можно подчеркнуть важность таких качеств именно для коллективов, выполняющих боевые задачи, но не для педагогического коллектива, воспитывающего будущих сотрудников МВД России.
Если обратиться к основным механизмам самоорганизации, то специалистами выделяются два начала: создающее структуры и рассеивающее неоднородности. При сильном рассеивании структуры не возникают. При эффекте локализации порождаются структуры. Для того чтобы в системе происходил процесс самоорганизации, необходим ряд условий:
во-первых, в открытых системах самоорганизация осуществляется благодаря большому количеству взаимодействующих элементов;
во-вторых, сильно неравновесные связи являются условием самоорганизации;
в-третьих, взаимодействие элементов внутри открытой системы должно быть когерентным и кооперативным;
в-четвертых, в неравновесных условиях возможно спонтанное возникновение предпосылок для уменьшения энтропии и для увеличения порядка. Устойчивость системы возможна и при малых отклонениях от равновесия. Однако большое отклонение от равновесия способствует потере устойчивости и в этих условиях возможно скачкообразное развитие системы [3, с. 67]. В этих принципах заложены те идеи, которые могут найти свою применимость в процессе сплочения коллектива при учете когерентных, кооперативных действий коллектива, в условиях извне поставленной неравновесной задачи при достаточно высоком уровне взаимодействия.
Г.Н. Сериков подчеркивает, что сплочение - это объективное явление, сопутствующее взаимодействию партнеров друг с другом, характеризующееся тем, что в процессе их взаимодействия происходит коррекция согласия между ними, обусловливающая онтогенез сплоченности, причем в процессе взаимодействия субъекты сплочения определяются с содержанием, методами и формами приемлемого для себя сотрудничества с партнерами [9]. По мнению А.Ю. Ефремова и А.Д. Григорьева, сплочение профессионального коллектива является сложным организационным процессом, в котором лидером определяются основные стратегические принципы сплочения, а каждый член коллектива (команды), с одной стороны - конкурирующие друг с другом субъекты, но с другой стороны - создающие единое пространство межличностных коммуникаций, обеспечивая эффективность выполнения общей задачи [10].
Синергетический подход к изучению процессов сплочения был применен В.В. Васильковой [11]. По ее мнению, суть синергизма состоит в эффектах совместного действия, сотрудничества, так как в условиях неопределенности успех совместных действий членов группы в огромной степени зависит от того, сложилась ли группа в синергетически действующую систему или представляет собой конгломерат слабо связанных «элементов» [12].
Сплоченность характеризуется степенью взаимодействия между членами коллектива, благодаря которому они едины, тесно взаимосвязаны друг с другом в совместном взаимодействии, способствующем достижению общепризнанных целей [13]. По мнению А.П. Шарухина, сплоченность можно определить как явление, в котором реализуется высокий уровень развития взаимоотношений в ценностно-ориентационной, военно-профессиональной и межличностно-бытовой сферах деятельности. Основными результатами сплоченности являются ценностно-ориентационное единство, боевая сработанность и высокий уровень совместимости членов коллектива [14]. По мнению И.Н. Калашниковой и Я.О. Первишовой, уровень сплочённости персонала любой организации напрямую влияет на результаты её деятельности [15].
У системы, как правило, в неравновесном состоянии имеется два пути - разрушение или самоорганизация. Г. Хакен пишет: «Необходимо учитывать, что неравновесное состояние системы приводит к точке её бифуркации, когда система может идти двумя путями: а) за счет нарастания тенденций к дезорганизации (энтропии) начнет распадаться; б) вследствие устойчивого усиления кооперативных процессов переходит в режим самоорганизации» [1, с. 30]. Личность или группа (коллектив) как системы также способны к самоорганизации или разрушению.
Рассмотрим ещё одну особенность открытой системы, которая изучается в синергетическом подходе. Исследователями замечена закономерность стремления открытой системы к самоорганизации, при котором производится новый тип системы. Так открытые в 1900 г. Бенаром гидродинамические ячейки, а в 1951 г. Белоусовым химические часы, давали пример самоорганизации, при которой порядок и хаос не исключали друг друга, а создавали своеобразный синтез [16, с. 313].
В 1967 - 68 гг. И. Пригожин назвал такой тип самоорганизации диссипативной структурой. В открытой среде при самоорганизации, как уже говорилось, существует два источника -создающего структуры и рассеивающего неоднородности. Этот рассеивающий фактор связывают с возникновением процесса диссипации и так называемых диссипативных структур. «Физические или химические структуры получили название диссипативных потому, что для их поддержания требуется больше энергии, чем для поддержания более простых структур, на смену которым они приходят» [17, с. 18]. Диссипативные структуры - структуры, возникающие в процессе самоорганизации, для осуществления которых необходим противоположный - дезорганизующий - рассеивающий (диссипативный) фактор. Другими словами, в состоянии термодинамического равновесия элементы системы ведут себя независимо, не образуя структуры. Однако изменение системы и приведение её в неравновесное состояние приводит к тому, что элементы, прежде независимые, начинают образовывать структуру и согласованно взаимодействуют.
Такое понимание самоорганизации систем подводит к переосмыслению роли хаоса, который утрачивает негативный смысловой оттенок. Без хаоса немыслим порядок, из хаоса рождается новая структура. Хаос необходим как средство перебора возможностей развития, в нём рождается та единственная случайность, которая изменяет течение процессов. Таким образом, и для образования новой реальности в коллективе необходим дезорганизующий элемент воздействия, чтобы группа начала действовать согласованно, выстраивая адекватные взаимодействия внутри себя и с внешней реальностью, но не в ущерб себе насколько это возможно. Применительно к педагогическому коллективу данный механизм может быть реализован в условиях постановки совершенно новой задачи в образовательном учреждении.
Еще одной из перспективных идей самоорганизации является мысль, высказанная С. П. Курдюмовым и Е. Н. Князевой о «точки бифуркации», «блуждании по полю путей развития». Нелинейная система не имеет строго определенного пути. У неё имеется круг возможностей, по которому она «блуждает» в поиске новой устойчивости [3].
Важным понятием в синергетике является понятие бифуркации. Н.Н. Моисеев охарактеризовал явление бифуркации применительно к нелинейным, неравновесным процессам: «Организация системы обладает пороговыми состояниями, переход через которые ведет к резкому качественному изменению протекающих в ней процессов; к изменению самой организации» [9, с. 32]. Именно это «пороговое» состояние и называется точкой бифуркации. В этот момент прохождения системой порогового значения система находится в неравновесном состоянии и перед ней разворачивается целый веер возможностей. Как отметили И. Пригожин и И. Стенгерс «развитие системы в этот момент «вероятностное»; детерминистическое предсказание пути развития в этой ситуации невозможно» [17, с. 70].
Важным условием самоорганизации и усложнения структуры является неустойчивость системы (неравновесность), которая позволяет выйти на новый путь развития. Неустойчивые системы (среды) - «определенный класс систем (сред), поведение которых чувствительно к малым возмущениям, к хаотическим флуктуациям на микроуровне, состояние которых может резко изменяться под их влиянием» [3, с. 227]. И. Пригожин говорит о том, что без неустойчивости, случайности и бифуркации вооб-
ще невозможно какое-либо развитие [17]. Это не означает, что синергетика отвергает значимость устойчивости: «Хотя организация мира такова, что все в нем, в общем, устойчиво, но все устойчиво лишь относительно, до определенной степени, на некоторой, пусть и длительной, стадии развития. Все в мире мета-стабильно. Сложноорганизованные системы имеют тенденцию распадаться, достигая своего развитого состояния. Неустойчивость диалектична. Устойчивость вырастает из неустойчивости, в результате неустойчивости, ибо начало, рождение нового структурного образования связано со случайностью, хаосом, неустойчивостью. А устойчивость, в конце концов, рано или поздно оборачивается неустойчивостью» [3, с. 32].
В случае управления педагогическим коллективом, особенно образовательных учреждений МВД России в виду сложных задач, стоящих перед будущими сотрудниками полиции, важно создании ситуации неопределенности, непрерывного развития, неравновесности, постановки новой сложной задачи, тогда процессы самоорганизации и сплочения коллектива будут эффективными.
Еще одной из эвристических идей, которые могли бы быть применены в отношении процессов сплочения педагогического коллектива, может стать идея выбора нового пути развития вблизи точки бифуркации и «режим с обострением». По И. Пригожину, неустойчивость системы обостряемся именно в точке бифуркации, при этом в этот момент важна роль флуктуаций, выводящие систему на новый путь развития: «... вблизи точек бифуркации в системах наблюдаются значительные флуктуации. Такие системы как бы «колеблются» перед выбором одного из нескольких путей эволюции» [17, с. 56]. Однако по мнению Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова, флуктуации только в режиме с обострением, когда появляется механизм обратной положительной связи, малое воздействие выводит систему на новый путь развития [3].
Нелинейность как принцип самоорганизации системы не раз описывалась основателями синергетики, так С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева описали особенности «феномена нелинейности:
1) принцип «разрастания малого», «усиление флуктуаций». Нелинейность может усиливать флуктуации;
2) «пороговость чувствительности». Определенные нелинейные системы имеют «критическую точку», ниже которой - все стирается, выше - многократно возрастает;
3) дискретность путей эволюции. Система имеет не любой путь развития, а только определенный спектр этих путей;
4) эмерджентность - невыводимость нового из наличных элементов, возможность неожиданных изменений направлений течения процессов, возможность случайности в момент бифуркации» [3, с. 23].
Для целей нашего исследования важна идея эмерджентно-сти, когда система в сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями и при несводимости свойств системы к сумме свойств её компонентов, приобретает системный эффект. Так педагогический коллектив, осуществляющий единую цель, как общественно, так и профессионально значимую, при успешном научном руководстве обретает сплоченность, позволяющую добиться более значимых результатов.
Таким образом, с появлением теории самоорганизации (синергетики) формируется новый тип рациональности, который рассматривает социальные явления, в частности, педагогический коллектив, как саморазвивающиеся и самоорганизующиеся системы. Применение синергетического подхода в социально-гуманитарных науках возможно при коррекции некоторых идей. Так идея самоорганизации в социальных науках должна быть дополнена принципом управления, так как естественные и регулируемые в природе процессы через самоорганизацию (например, агрессивность), блокируются в человеческом обществе и дополняются механизмами управления. В этом смысле сплоченность педагогического коллектива может быть как спонтанно самоорганизующимся феноменом, так и целенаправленно управляемым процессом. Сплочение коллектива в последние годы находится в самом центре социологических, психологических и педагогических исследований и становится объектом исследования с точки зрения синергетики, так как может рассматриваться как эмерджентный феномен в результате организационных преобразований в коллективе, направленных на выработку единых ценностей и способности решать сложные задачи, встающие перед коллективом образовательного учреждения МВД России.