Научно-практическая статья
УДК 159.922 © С. В. Забегалина, Т. Н. Кильмашкина, 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-192-21-27
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии
Личностные характеристики офицера и особенности восприятия его образа в представлениях военнослужащих
Светлана Викторовна Забегалина \ кандидат психологических наук, психолог Военной комендатуры (гарнизона 2 разряда); [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-2615-8298
Татьяна Николаевна Кильмашкина 2, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права; к[email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3663-7102 1 Центральный военный округ, 432001, Ульяновск, Россия
2Юридический факультет института экономики, управления и права, Московский государственный областной университет, 1410143, Московская область, Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24, Россия Реферат
Введение. Объективная потребность Российского государства в подготовленных офицерских кадрах предполагает особое внимание к личностным характеристикам офицера и особенностям его образа у военнослужащих. В силу социально-политической обстановки в стране, проводимой спецоперации по денационализации Украины это стало еще более актуальным, так как подчиненный личный состав должен брать пример с личности офицера — военного профессионала, патриота, защитника Отечества. Это обусловливает практическую значимость научного анализа личностных характеристик офицера и особенностей его образа у военнослужащих как основу его авторитета в воинском коллективе. С образом офицера у военнослужащих во многом связана и оценка его эффективности, авторитетности и т. д. Военная реформа, проводимая в условиях социального кризиса российского общества, низкая эффективность обеспечения социальных, духовных и профессиональных потребностей военнослужащих привели к ряду негативных явлений в офицерской среде, таких как деградация нравственных ценностей института военной службы, ориентация значительной части офицерского состава на утилитарно-прагматический компонент в профессиональной деятельности, незаинтересованность в обучении и воспитании подчиненных, отсутствие стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию. В связи с этим возникает вопрос, каким же хотят видеть офицера военнослужащие по контракту, разрешению которого и посвящено настоящее исследование. Материалы и методы. Методологические основы решения проблемы включают в себя комплекс психологических, военно-педагогических подходов, теорий и концепций, раскрывающих особенности личности офицера. В работе были использованы методика Т. Лири, опросник «Карта оценки личности офицера», методика косвенного измерения системы самооценок. В качестве основных интерпретационных методов выступили сравнительный анализ, математическая статистика, в том числе корреляционный анализ по Спирмену. В исследовании приняли участие 60 военнослужащих. Результаты и обсуждение. Выявлены качества личности офицера, которые связаны в представлениях военнослужащих по контракту с образом офицера. Наиболее типичными оказались такие черты личности, как смелость, справедливость, честность, которые как составляющие образа офицера значимо взаимосвязаны. Выводы. Исследование показало, что существуют значимые взаимосвязи личностных характеристик офицера с особенностями его образа у военнослужащих. Карта оценки личности офицера, разработанная в целях исследования, является действенным прогностическим инструментом, так как охватывает профессионально важные и профессионально значимые качества офицера, которые могут быть оценены окружающими (экспертами) без дополнительных диагностических методик, и показывает, насколько и с чем именно желательные для офицера качества связаны с измеряемыми по традиционным методикам показателями.
Ключевые слова: карта оценки личности офицера, личностные характеристики, адаптация к служебной деятельности, прогноз адаптации личности, военно-профессиональная деятельность, личность военнослужащего, косвенное измерение
системы самооценок, особые условия
Для цитирования: Забегалина С. В., Кильмашкина Т. Н. Личностные характеристики офицера и особенности восприятия его образа в представлениях военнослужащих // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 1(92). С. 21-27. 1^://(кжогдЛ0.24412Л999-6241-2023-192-21-27
Scientific and Practical Article
UDC 159.922 © S. V. Zabegalina, T. N. Kilmashkina, 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-192-21-27
5.3.1. General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology
Personal Characteristics of an Officer and the Perception of his Image
by the Military Personnel
Svetlana V. Zabegalina \ Candidate of Science in Psychology, psychologist of the Military Commandant's Office (garrison
2nd category); [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-2615-8298
Tatiana N. Kilmashkina 2, Doctor of Science in Law, Professor, head of the chair of State and Law Theory;
к[email protected]; https://orcid.org/0000-0003-3663-7102
' Central Military District, Ulyanovsk, 432001, Russia
2 Law Faculty of the Institute of Economics, Management and Law, Moscow region State University, 24 Vera Voloshina st., Mytishchi, Moscow region, 1410143, Russia
Abstract
Introduction. The objective need of the Russian state for trained officer cadres implies special attention to the personal characteristics of the officer and the perception of his image by the military personnel. Due to the socio-political situation in the country, the special operation to denationalize Ukraine, this has become even more relevant, since subordinate personnel should follow an example of the personality of an officer — a military professional, patriot, defender of the Fatherland. This determines the appropriateness and practical significance of the scientific analysis of the personal characteristics of the officer and the features of his image as viewed by the military personnel, as the basis of his authority in the military collective. The image of an officer viewed by the military personnel is largely related to the assessment of his effectiveness, authority, credibility, etc. The military reform carried out permanently over the past decade and in the context of the social crisis of the Russian society, the low efficiency of ensuring the social, spiritual and professional needs of military personnel have led to a number of negative phenomena in the officer's environment. These include degradation of the moral values of the institute of military service, the orientation of a significant part of the officers to the utilitarian-pragmatic component in professional activities, disinterest in the training and education of subordinates, lack of desire for professional and personal self-improvement. In this regard, a problem arises: what kind of an officer do the contract soldiers want to see? The resolution of this issue is covered by the current study. Materials and Methods. The methodological foundations of solving the problem include a complex of psychological, military-pedagogical approaches, theories and concepts that reveal the features of the officer's personality. The author employed the method of T. Leary, the questionnaire «Personality assessment map ofthe officer», the method «Indirect measurement of the self-assessment system». The main interpretive methods were: comparative analysis, mathematical statistics, including correlation analysis according to Spearman. The study involved sixty military servicemen. Results and Discussion. The qualities of the officer's personality, which are associated with the image of an officer as viewed by the military personnel under contract, are revealed. The most typical personality traits involved courage, fairness, honesty, which, as components of the image of an officer, are significantly interrelated. Conclusions. The study showed that there are significant relationships between the personal characteristics of an officer and the peculiarities of his image as viewed by the military personnel. The officer's personality assessment map developed for the research purposes is a functional prognostic tool as it covers professionally important qualities of an officer, which may be estimated by the people around (experts) without any additional diagnostical methods, and reveals to what degree and with what exactly the qualities desired by the officer are related to the indicators measured by traditional methods.
Keywords: an officer's personality assessment map, personal characteristics, adaptation to service, forecasting personality adaptation, military professional activities, the identity of a soldier, indirect measurement of the self-assessment system, special
conditions
Citation: Zabegalina S. V., Kilmashkina T. N. Personal Characteristics of an Officer and the Perception of his Image by the Military Personnel. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023.
Vol. 28. No. 1(92). Pp. 21-27 (In Russ). https://doi.org/10.24412/1999-6241-2023-192-21-27
Основные положения
1. Образ офицера у военнослужащих тесно связан с его личностными особенностями. Он формируется на основании заранее имеющихся представлений и в ходе непосредственного опыта взаимодействия, видоизменяясь в силу различных требований среды и происходящих в мире событий, в частности военных действий, проводящейся спецоперации, так как проявляются ранее латентные качества, а также становятся более значимыми их последствия, реализуясь в боевой обстановке.
2. Значимые взаимосвязи личностных характеристик офицера с особенностями его образа в представлениях военнослужащих обусловлены и обобщенностью восприятия образа офицера вследствие внутригруппо-вого сходства опрашиваемых, а также взаимодействием их с конкретными личностями по долгу службы. Это дает возможность применять инструментарий, не требующий много времени для проведения исследования, и корректировать изучаемые характеристики (например, методики косвенного измерения системы самооценок) в зависимости от выборки. При этом возможно применение и общего инструмента (Карты оценки личности офицера), разработанного в целях исследования, охватывающего профессионально важные и профессионально значимые качества офицера различных родов войск, служб и с разными должностными обязанностями.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Образ офицера в настоящее время подвергается определенному изменению из-за происходящих в мире и в нашей стране событий. С учетом опыта боевых действий за пределами России, в том числе проведения специальной военной операции на Украине, требуется новый подход к пониманию офицерами своей роли, позиции безупречного служения Родине. Спецоперация по денационализации Украины показала, что на первый план выходят качества офицера, связанные с его смелостью, храбростью, способностью личным примером показать то, каким нужно быть в профессионально-личностном плане и как выполнять поставленные задачи.
Анализ психологической, в частности военно-психологической, литературы показывает, что у отечественных и зарубежных исследователей нет единства взглядов на данное понятие. Особенности личности опосредуются в деятельности и проявляются в представлении о себе самом и других.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Исходя из личностных характеристик успешных в данной деятельности субъектов составляются про-фессиограммы, выделяются профессионально важные и профессионально значимые качества. Данными проблемами занимались такие авторы, как М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко [1], А. А. Караванов [2].
При рассмотрении личностных характеристик и Я-образа в психологии опорой являются концепции формирования личности в ходе активности,
в деятельности и общении (А. А. Бодалев, А. В. Бруш-линский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. И. Сло-бодчиков). Представление личности о себе меняется в процессе ее жизненного самоопределения и развития (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова,
A. Маслоу и др.).
Самооценка рассматривается в отечественной психологии как одно из проявлений субъектности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский,
B. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн).
Военные психологи и педагоги (А. В. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, А. А. Кобенко и др.) понимают представление о себе как важное составляющее самосовершенствования и профессионально-личностного становления будущих офицеров.
Достижение целей в принципе определяется качествами, традиционно приписываемыми офицерам (выдержка, добросовестность, настойчивость и т. д.), что подчеркивается как отечественными [3], так и зарубежными [4] исследователями. Вместе с тем они неодинаково проявляются в различных культурах, у разных народов, странах и, естественно, при социальных изменениях внутри страны. Трансформируется и понимание многих личностных качеств, являющихся основами для профессиональной деятельности офицера. В частности, это касается чувства долга согласно исследованиям ряда авторов [5].
Образ офицера имеет разное содержание, что было показано применительно к суворовцам [6], курсантам как к будущим офицерам [7]. Во многом офицер — это носитель четко заданных на уровне общества, менталитета народа ценностей [8].
На основании анализа литературы можно сказать, что высшим уровнем сформированности Я-образа и личности выступает адекватная оценка себя как проявление меры совпадения оценки личностью результатов своей деятельности и поведения с внешними оценками этих результатов другими людьми.
Именно поэтому в системе современного военного управления важное место занимает сформированный в воинском коллективе образ офицера в идеальном плане (представление о том, каким должен быть офицер), во многом определяющий характер специфических военно-социальных отношений в звене «начальник — подчиненный», а также обусловливающий направление изменений личности офицера, с тем чтобы достичь максимальной эффективности в деятельности и адаптивности как личности [9].
В целом нужно отметить, что адаптация к любой специальности начинается во время обучения [10] и зависит от того, насколько образ профессионала соответствовал реальности и насколько была точной
оценка своих возможностей, навыков, стремлений и т. д. Присутствует также динамика данного образа профессионала и представлений о нем, о себе, меняющая собственную идентичность [11].
Материалы и методы
В работе были использованы методика Т. Лири, предназначенная для исследования представлений о себе и для изучения образа других, а также методика косвенного измерения системы самооценок (далее — КИСС), в которой в качестве стимульного материала выступают схематические изображения человеческого лица. Согласно зарубежным исследованиям существует внутригрупповое сходство в восприятии лиц [12], что делает использование данной методики удобным диагностическим инструментарием. В целях исследования применялась раскладка качеств, наиболее часто предлагаемых для описания тех качеств, которые присущи образу офицера: «смелый», «справедливый», «честный». Указанные качества остаются практически неизменными в историческом ракурсе исследования данной тематики [13], а формирование образа офицера находится в динамике [14], требует специальных педагогических, морально-психологических, военно-патриотических средств [15].
В нашем опроснике «Карта оценки личности офицера» присутствуют только утверждения, описывающие образ офицера, для вариативности оценки мы использовали шкальную форму по семибалльной шкале Лайкерта. Опросник состоит из 18 пунктов, охватывая различные аспекты образа офицера. Для статистического анализа ответы на пункты предусмотрены в баллах, что дает возможность сравнения с другими показателями (за счет баллового характера).
Результаты и обсуждение
Результаты исследования образа офицера нужно отразить в ходе анализа по отдельным методикам и по полученным значимым взаимосвязям их показателей.
Социальные ориентации образа военнослужащих. По методике Т. Лири особенности образа офицера определяются на основе того, какие октанты, какие социальные ориентации являются наиболее выраженными.
Образ военнослужащих представлен в таблице 1.
Для образа офицера важна такая социальная ориентация, как «Авторитарный». Авторитарные личности стараются сделать так, чтобы их мнение было самым главным, учитывалась их точка зрения, могут настаивать на своем и не терпеть возражений. Однако этот показатель является адаптивным для личности офицера, в силу того что он должен уметь управлять подчиненными, командовать личным составом.
Согласно концепции Т. Лири противоположной по значению является социальная ориентация «Подчиняемый». Офицеры с яркой выраженностью данной
Таблица 1. Результаты изучения по методике Т. Лири образа офицера у военнослужащих (Table 1. Results of the study of the image of an officer as viewed by military personnel according to the method of T. Leary)
Шкалы социальных ориентаций Уровни социальных ориентаций
высокий средний низкий
кол-во % кол-во % кол-во %
Авторитарный 32 53,3 27 45,0 1 1,7
Эгоистический 23 38,3 35 58,3 2 3,4
Агрессивный 20 33,3 31 51,7 9 15,0
Подозрительный 22 36,7 28 46,7 10 16,6
Подчиняемый 20 33,3 37 61,7 3 5,0
Зависимый 12 20,0 35 58,3 13 21,7
Дружелюбный 13 21,6 29 48,4 18 30,0
Альтруистический 18 30,0 29 48,4 13 21,6
ориентации склонны занижать свои качества, уступать всем и во всем, слабовольны, пассивны. По нашим результатам, таковых оказалось 33,3%, причем все они обладали высокими или средними показателями по социальной ориентации «Авторитарный». Высокие показатели по подчиняемости можно объяснить необходимостью строгого подчинения вышестоящему руководству. Это означает, что офицеры в силу специфики профессиональной деятельности готовы как доминировать, так и подчиняться.
Социальная ориентация «Эгоистический» получила в основном высокую и среднюю выраженность. Возможно, это объясняется тем, что в силу специфики деятельности военнослужащие стремятся к независимости поступков, к тому, чтобы самостоятельно принимать решения [16]. По указанной шкале выявлены высокие и средние показатели (38,3 и 58,3%), у двоих военнослужащих (3,4%) они низкие.
По кругу Т. Лири противоположной рассмотренной является социальная ориентация «Зависимый». По ней больше половины офицеров получили средние значения (58,0%), 20,0% военнослужащих отметили офицера как зависимого и 21,7% считают, что он независим от окружающих. При высоких значениях данной социальной ориентации человек отличается неуверенностью в себе, тревожится по различным поводам, зависим от других, от чужого мнения. Однако эта социальная ориентация при своей выраженности также свидетельствует о послушности, конформности, вежливости с окружающими, что позитивным образом отражается на межличностном общении. Такие офицеры осознают свою взаимозависимость от коллектива, понимают, что нужно быть вместе, сообща.
Социальная ориентация «Агрессивный» связана с требовательностью, прямолинейностью, откровенностью, строгостью в оценке других. При этом могут быть черты насмешливости и раздражительности. В определенной мере данная социальная ориентация для военнослужащих в целом, не только для офицеров, нужна, так как в положительном смысле она связана
с упорством, настойчивостью и энергичностью. Более того, как показывают исследования [17], она помогает во многих ситуациях воспринимать мир более объективно и вырабатывать адекватные реакции на происходящее. Средние баллы предпочтительнее, и они более часто встречаются (51,7), треть военнослужащих имеет высокие показатели по шкале и 15% — низкие, т. е. отличаются терпимостью, не склонны конфликтовать независимо от ситуации. Такое распределение по уровням может быть связано с тем, что, с одной стороны, офицеры в силу рода деятельности отличаются большей прямолинейностью, а с другой — некоторые стараются по максимуму избегать конфликтов.
В круге Т. Лири противоположной является социальная ориентация «Дружелюбный», означающая направленность на принятие и социальное одобрение, стремление к целям социальной группы, к которой принадлежишь, в данном случае офицерской среды. Дружелюбие для офицера — принятие другого как равного себе, готовность быть рядом и оказать помощь советом или делом. По ней немного чаще встречаются средние показатели, чем высокие, так как требуется соблюдать служебную субординацию.
Существует специфика некоторых военных специальностей, обусловливающая и адаптивные свойства, вернее свойства, способствующие адаптации, что проявляется уже на уровне учебно-профессиональной подготовки [18]. Так, у офицеров, связанных с юридическими специальностями, часто высоко развита характеристика «Подозрительный». В обычной среде, не военной, высокие показатели данной социальной ориентации говорят о том, что человек, скорее всего, отчужден, обидчив, склонен к сомнению во всем, критичен. В нашем случае по социальной ориентации «Подозрительный» в основном также распространены средние показатели, потому что офицерам свойственна высокая степень критичности и недоверия, они предпочитают относиться к людям избирательно. Положительный момент заключается в критичности по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
В определенном плане противоположной к социальной ориентации «Подозрительный» выступает социальная ориентация «Альтруистический».
Высокие показатели по шкале «Альтруистический» свидетельствуют о гиперответственности, стремлении помочь. В отрицательном плане эта социальная ориентация может проявляться как навязчивость со своей помощью, хуже всего, альтруизм может быть напускным, лицемерным. В межличностных отношениях офицер с выраженным альтруизмом проявляет эмоциональное отношение к подчиненным, сострадание, симпатию, заботу, бескорыстность и отзывчивость, способен подбодрить и успокоить окружающих.
Обобщенное восприятие образа военнослужащих. Результаты по методике КИСС показывают обоб-
щенное восприятие образа офицера военнослужащими, которое обусловлено внутригрупповым сходством опрашиваемых при восприятии и оценке лиц.
Для диагностики, согласно процедуре исследования, было отобрано три прилагательных «смелый», «справедливый», «честный».
Нами выявлены значения качеств офицера, составляющих образ, с помощью процентного соотношения.
Выяснилось, что на первом месте у военнослужащих для образа офицера стоит такое качество, как «смелый» (83,3%), на втором — «справедливый» (11,7%), на третьем — «честный» (5,0%) (рис.).
□ смелый § справедливый ЕП честный I
83,3%
Рис. Соотношение базовых качеств для образа офицера (Fig. The ratio of qualities basic for the image of officers)
Каждое из данных качеств получило свой ранг. Для выборки в 60 человек критические значе ния составляют 0,254 (при p=0,05) и 0,330 (при p=0,01).
Корреляционный анализ по Спирмену между показателями по методике Т. Лири и КИСС у военнослужащих показал статистически значимые результаты между определенными характеристиками (табл. 2). Таблица 2. Результаты корреляционного анализа по Спирмену между показателями методики Т. Лири
и методики КИСС (Table 2. Results of Spearman correlation analysis between the indicators of the T. Leary method and the Indirect measurement of the self-assessment system)
Шкалы социальных ориентаций Качества образа офицера
Смелый Справедливый Честный
Авторитарный 0,389** -0,260* 0,261*
Эгоистический 0,376** -0,264* 0,270*
Агрессивный 0,345** -0,268* 0,334**
Подозрительный 0,213 0,113 0,352**
Подчиняемый -0,060 0,068 0,008
Зависимый -0,189 0,103 0,045
Дружелюбный 0,230 0,285 0,291*
Альтруистический 0,251 0,355 0,234
Примечание. Уровень значимости: **р=0,01, *р=0,05.
Итак, образ офицера связан с представлениями о нем как о личности и характеристиках, проявляющихся в общении (социальными ориентациями). В общении проявляются не только особенности личности, но и механизмы защиты, которые служат для адаптации в обществе, включаясь при значимых неудачах в деятельности или взаимодействии с другими людьми [19].
Важную роль играют логическое мышление и различные виды интуиции — профессиональной и соци-
альной (в нашем случае), так как именно налаженная связь между прошлым, настоящим и будущим, представленная в сознании, помогает избежать излишних стрессов и чувствовать себя комфортно в различных условиях [20].
Результаты по Карте оценки личности офицера у военнослужащих получили балловое выражение (табл. 3).
Наиболее высокие показатели по следующим характеристикам: социальная интуиция (6,1), целеустремленность (6,2), активность (5,9), уверенность в себе (5,8), умение принять решение (5,8), общий интеллект (5,2), профессиональная интуиция (5,4), самоконтроль (5,2), лидерские качества (5,3), физическая и психическая выносливость (5,2).
Таблица 3. Карта оценки личности офицера (Table 3. Personality assessment map of an officer)
Показатели Средний балл
Теоретическая подготовка 3,9
Практическая подготовка 3,3
Вы полнение должностных обязанностей 4,1
Общий интеллект 5,2
Умение принять решение 5,8
Логическое, продуктивное мышление 4,5
Профессиональная интуиция 5,4
Коммуникативные способности 4,7
Социальная интуиция 6,1
Уверенность в себе 5,8
Самообладание 5,0
Самоконтроль 5,2
Целеустремленность 6,2
Лидерские качества 5,3
Честность и справедливость 4,5
Физическая и психическая выносливость 5,2
Активность 5,9
Сила и здоровье 4,9
Существуют значимые взаимосвязи личностных характеристик офицера (оцениваемых с помощью Карты) с особенностями его образа у военнослужащих, для проверки этого предположения был проведен корреляционный анализ по Спирмену, который и показал наличие значимых коэффициентов.
Такое качество образа, как смелый, оказалось связано со следующими качествами: умением принять нужное решение (0,334), интуицией (0,401), уверенностью в себе (0,540), настойчивостью при достижении цели (0,421), лидерскими качествами (0,356), физической и психической выносливостью (0,343), активностью (0,365), силой и здоровьем (0,289).
Качество «справедливый» как составляющая образа значимо взаимосвязано с выполнением должностных обязанностей (0,335), умением принять решение (0,304), профессиональной интуицией (0,354),
социальной интуицией (0,404), коммуникативными способностями (0,291), честностью и справедливостью (0,643).
Качество «честный» значимо взаимосвязано с такими качествами, как социальная интуиция (0,404) и справедливость (0,643).
Социальным фактором формирования образа офицера являются его институциональный статус и социально-экономическое положение, их стабильность помогает прогнозировать адаптацию к служебной деятельности, в том числе в особых условиях [21].
Результаты анализа образа офицеров показывают, что он не в полной мере отвечает требованиям модернизации Вооруженных Сил. Значимая часть командиров в воинских подразделениях обладает характеристиками, которые затрудняют их взаимодействие с личным составом. Данное обстоятельство обусловливает важность и необходимость выработки конкретных направлений формирования позитивного образа офицеров с учетом изменившихся условий внешней среды и задач по совершенствованию системы подготовки и отбора командных кадров.
Формирование позитивного образа командира в современных условиях — это поиск, разработка и поддержание методами социального воздействия таких условий взаимодействия системы «личность офицера — военно-социальная среда», которые обеспечивают совершенствование и реализацию офицера-руководителя в рамках профессиональной деятельности.
Для создания позитивного образа офицера необходимо стремление офицера как руководителя к полному самовыражению и самореализации, повышению личностно-делового потенциала, рациональному использованию ресурсов личного состава, успешному формированию в воинском подразделении своего позитивного образа.
Особое значение приобретает развитие коммуникативной компетентности командира, которая помогает управлять без деструктивных конфликтов, находить общий язык с разными людьми, способствует достижению поставленных целей с минимальными организационными, психологическими потерями.
Формирование позитивного образа офицера как руководителя в реальных условиях его жизнедеятельности должно приобрести характер продуманной военно-социальной политики, направленной на внедрение эффективной обратной связи в звеньях по типу «руководитель — подчиненный».
Важным направлением формирования позитивного образа офицера является обеспечение устойчивости с помощью различных методов социальной регуляции: экономических, политических, правовых, социокультурных, педагогических, ориентирующих, управленческих, символических, эстетических.
Выводы
1. Эмпирически показано, что для образа офицера важны такие социальные ориентации, как «Авторитарный», «Эгоистический», «Подозрительный», «Агрессивный», «Подчиняемый», «Альтруистический». Каждая из данных ориентаций выполняет свою функцию. Так, авторитарность и подчиняемость необходимы офицеру для комфортного и эффективного существования в строгой иерархической структуре, а подозрительность обусловливает здоровую критичность при оценке людей и их действий. Эгоистичность служит для самостоятельности при принятии решений, а агрессивность — для реализации поставленных задач, обеспечивая напористость и устремленность на выполнение поставленной задачи. Альтруистичность необходима как живое участие в судьбе других, подчиненного состава, способность к взаимовыручке, готовность пожертвовать своими интересами, а иногда и собой, т. е. готовность к подвигу.
2. Восприятие образа офицера военнослужащими детерминировано внутригрупповым сходством. Наиболее востребованными оказались такие качества, как «смелость», «справедливость», «честность», которые относятся к морально-нравственным характеристикам, означая, что именно они, а не физическая выносливость или ум наиболее ценятся военнослужащими. Возможно, это объясняется тем, что здоровье и интеллектуальные способности у командира, у офицера должны присутствовать априори.
3. Образ офицера служит основой для построения прогноза его успешности в реальности. Прогнозирование будущего каждой конкретной личности, в частности будущей эффективности офицера в деятельности, опирается на несколько различных уровней мышления [22], каждый из которых обеспечивает свои цели. Так, при принятии важных решений офицер задействует не только логическое мышление, представленное в сознании, но и свою профессиональную интуицию, которая вырабатывается в ходе теоретической и практической подготовки, выполнения должностных обязанностей, а также социальную интуицию, развиваемую в коммуникативной деятельности, разрешении различных конфликтов, и т. д.
4. Карта оценки личности офицера, разработанная в целях исследования, является действенным прогностическим инструментом, так как охватывает профессионально важные и профессионально значимые качества офицера, которые могут быть оценены окружающими (экспертами) без дополнительных диагностических методик. Карта оценки личности офицера не требует много времени на проведение и обработку результатов, а также не подразумевает специального образования и подготовки экспертов.
Перспективы. В дальнейшем планируется продолжить исследование процессов самопознания,
самоотношения и самовосприятия в служебной деятельности офицера. Насколько офицер в представлении своего собственного «Я» считает себя соответствующим «идеальному» образу офицера, насколько понимание образа офицера различается при разных сроках службы, а также при различных видах служебной деятельности в Российской армии. Предполагаются также уточнение инструментария
для исследования образа офицера, его личностных и индивидуальных особенностей, связи со способностью адаптироваться в военно-профессиональной среде и в жизни в целом, проведение диагностической процедуры, развернутого исследования на различных выборках, оценка офицеров различных структур с выделением специфики, обусловленной особенностями их деятельности.
Список источников
1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск, 2016. 223 с.
2. Караванов A. A. Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза : дис. ... канд. психол. наук. Воронеж, 2004. 145 с.
3. Локус контроля более полувека исследований / под ред. Е. Г. Ксенофонтовой. М., 2021. 112 с.
4. Campbell J. B. Modern personality theories: What have we gained? What have we lost? In G. J. Boyle, G. Matthews, & D. H. Saklofske (Eds.). The SAGE handbook of personality theory and assessment. 2006. Vol. 1. Pp. 190-212. https://doi.org/10.4135/9781849200462.n9.
5. Buchtel E. E., Ng L. C. Y., Norenzayan A., Heine S. J., Biesanz J. C., Chen S. X., Bond M. H., Peng Q., Su Y. A sense of obligation: cultural differences in the experience of obligation. Personality and Social Psychology Bulletin. 2018. Vol. 44, No 11. Pp. 1545-1566.
6. Лесите Э. Ю. Качества российского офицера в представлениях суворовцев // Научно-практические исследования. 2019. № 5.2(20). С. 28-31.
7. Шашин И. Н., Корбут А. В., Митасова Е. В. Образ курсового офицера-преподавателя // Актуальные проблемы адаптации курсантов образовательных организаций МВД России к условиям профессиональной деятельности : сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 517-519.
8. Сметанников А. П. Теоретические основы аксиологического подхода к формированию военно-профессионального образа офицера // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2021. № 3(292). С. 50-54.
9. Забегалина С. В., Белозерова Л. А., Чигарькова А. В. Структура личности специалиста, обеспечивающая эффективность деятельности в особых условиях // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2015. Т. 21, № 1. С. 42-45.
10. Lopez-Fernandez O., Rodrigues-Illera J. L. Investigating university students' adaptation to a digital learner course portfolio. Computer&Education. 2009. Vol. 52. Pp. 608-616.
11. Сорокин А. И. Динамика выраженности категорий идентичности курсантов военного вуза в процессе социализации // Мир образования — образование в мире. 2018. № 2(70). С. 185-191.
12. Benedek M., Daxberger D., Annerer-Walcher S., & Smallwood J. Are you with me? Probing the human capacity to recognize external/internal attention in others'faces. Visual Cognition. 2018. No. 26(7). Pp. 511-517. https://doi.org/10.1080/13506285.2018.1504845.
13. Трегубова М. С. Формирование мужественности в военных учебных заведениях пореформенной России (на основе дворянских мемуаров) // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2021. № 2(71). С. 37-45.
14. Суслов Д. В., Лопуха Т. Л. Формирование образа современного офицера Вооруженных Сил Российской Федерации // European Social Science Journal. 2017. № 2-1. С. 272-280.
15. Славко А. Л. Особенности формирования высоконравственной личности защитника правопорядка: историческая ретроспектива // Вестник экономической безопасности. 2020. № 3. С. 361-363.
16. Zhang J. W., Chen S., Manukyan A., Tomova Shakur T. K., Bilgin B., Chai W. J., Ramis T., Shaban-Azad H., Razavi P., Nutankumar T. A compassionate self is a true self? Self-compassion promotes subjective authenticity. Personality and Social Psychology Bulletin. 2019. Vol. 45, No. 9. Pp. 1323-1337.
17. Wilkowski B. M., Robinson M. D. When aggressive individuals see the world more accurately: the case of perceptual sensitivity to subtle facial expressions of anger. Personality and Social Psychology Bulletin. 2012. Vol. 38, No 4. Pp. 540-553.
18. Набока А. А. Особенности психологической адаптации курсантов к обучению в юридическом вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 3(86). С. 268-278. https://doi.org/10.24412/1999-6241-2021-386-268-273.
19. Freud A. The Ego and the Mechanisms of Defence. N. Y., 2018. 192 p.
20. Fortunato V. J., &Furey J. T. The theory of MindTime: The relationships between Future, Past, and Present thinking and psychological well-being and distress. Personalityand Individual Differences. 2011. No 50(1). Pp. 20-24. https://doi.org/10.1016/j. paid.2010.08.014.
21. Забегалина С. В. Трудности прогнозирования адаптации личности в особых условиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6, № 3. С. 78-99.
22. Gilead M., Trope Y. & Liberman N. Thinking about the future: A construal level theory perspective. In G. Oettingen & A. T. Sevincer (Eds.) The psychology of thinking about the future. N.-Y., 2018. Pp. 296-309.
Поступила 20.06.2022; одобрена после рецензирования 10.07.2022; принята к публикации 30.11.2022.
Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.