Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 8. С. 44-50. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021. No. 8. P. 44-50.
Научная статья УДК 37.013.46
doi: 10.24412/2712-827Х-2021 -8-44-50
Диагностика уровня саморазвития и готовности офицерского состава к личностно-профессиональному росту
Илья Андреевич Лобанов
Армавирский государственный педагогический университет, Армавир, Россия, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме саморазвития военнослужащих в армейской среде. Рассматриваются проводимые на сегодняшний день преобразования в Вооруженных силах, отдельные вопросы модернизации системы военного образования и возможности по созданию условий для повышения качества военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в воинских частях путем внедрения опережающих педагогических технологий. Автор проводит исследование для определения начального уровня и оценке текущего состояния процесса саморазвития офицерского состава на основе мотивационного, ценностного, деятельностного и рефлексивно-волевого компонентов. Раскрываются методы и методики диагностики конкретного содержания мотивации офицеров, реальной структуры ценностных ориентаций личности не связанных с прохождением военной службы, определение потребностей в саморазвитии, в смысложизненных ориентациях, анализ представлений офицеров о жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь. Значительное внимание уделяется определению стремления развиваться, наличию качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностям реализации себя в профессиональной деятельности, рассматривается диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности способности офицера к самопознанию. Дается детальный анализ полученных результатов, указываются качественные и количественные показатели, проблемные вопросы по каждому компоненту в отдельности. Анализируются возможные пути для достижения эффективных результатов в ходе развития личностно-профессиональных качеств посредством обеспечения возможности взаимодействия с информационной средой, отведения необходимого количества времени для изучения материала или совершенствования умений и навыков, самодиагностики и организации мониторинга данного процесса непосредственно в воинском коллективе.
Ключевые слова: диагностика, методика, саморазвитие, личностно-профессиональное развитие, армейская среда, офицерский состав.
Для цитирования: Лобанов И.А. Диагностика уровня саморазвития и готовности офицерского состава к личностно-профессиональному росту // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. No 8. С. 44-50. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-44-50
Original article
Diagnostics of the level of self-development and readiness of the officer staff for personal and professional growth
Ilya A. Lobanov
Armavir State Pedagogical University, Armavir, Russia, [email protected]
© Лобанов И.А. 2021
Abstract. The article is devoted to the current problem of self-development of military personnel in the army environment. The article considers the ongoing transformations in the Armed Forces, certain issues of modernization of the military education system and opportunities to create conditions for improving the quality of military professional training of officers in military units through the introduction of innovative pedagogical technologies. The author conducts a study to determine the initial level and assess the current state of the process of self-development of officers on the basis of motivational, value, activity and reflexive-volitional components. The methods and methods of diagnosing the specific content of officers 'motivation, the real structure of personal value orientations not related to military service, determining the needs for self-development, in life-meaning orientations, analyzing officers' ideas about life according to such characteristics as the presence or absence of goals in the future, the meaningfulness of life prospects, interest in life, life satisfaction, self-image as an active and strong person, independently making decisions and controlling his life. Considerable attention is paid to the determination of the desire to develop, the presence of personality qualities that contribute to self-development, and the possibilities of self-realization in professional activity, the diagnosis of the level of self-development and professional and pedagogical activity of the officer's ability to self-knowledge is considered. A detailed analysis of the results obtained is given, qualitative and quantitative indicators are indicated, problematic issues for each component separately. The possible ways to achieve effective results in the development of personal and professional qualities are considered by providing the opportunity to interact with the information environment, allocating the necessary amount of time to study the material or improve skills, self-diagnosis and organization of monitoring of this process directly in the military team.
Keywords: diagnostics, methods, self-development, personal and professional development, army environment, officers.
For citation: Lobanov I.A. Diagnostics of the level of self-development and readiness of the officer staff for personal and professional growth. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2021;8:44-50. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2021-8-44-50
Введение
В последнее время роль российской армии в решении геополитических вопросов неуклонно возрастает, новые вызовы безопасности нашему государству требуют применения Вооруженных Сил адекватно складывающейся международной обстановке. Доктрина информационной безопасности России [Указ Президента ... 2016] подчеркивает возникновение угроз в информационной области. Для защиты интересов государства и реализации Стратегии национальной безопасности [Указ Президента ... 2015] Вооружённые силы используют различные средства и способы, проводят внедрение перспективных образцов вооружения, модернизацию военной техники. Вместе с тем, эффективное применение военного потенциала возможно только на основе подготовки высококвалифицированных специалистов. Этому процессу способствует развитие законодательной системы государства, принятие поправок в 2020 г. в Конституцию Российской Федерации [Конституция 1993]. Поддержание в боеготовности и совершенствование армии - основная задача, проводимых на сегодняшний день преобразований в Вооруженных силах, модернизация системы военного образования, создание условий для повышения качества военно-профессиональной подготовки военнослужащих в воинских частях путем внедрения инновационных педагогических технологий позволят соответствовать требованиям современных реалий. «Неслучайно выдающиеся полководцы были всесторонне развитыми людьми, талантливыми воспитателями и тонкими психологами, умевшими найти путь к сердцу солдата» - Министр обороны С. Шойгу призывает офицеров -выпускников постоянно совершенствовать полученные в вузе знания и навыки, настойчиво искать новые формы обучения личного состава [Выступление.. .2018].
Основная часть
Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить уровень и оценить текущее состояние процесса саморазвития офицеров в армейской среде. Проблема саморазвития личности является одной из основных в гуманистическом педагогическом мировоззрении. Первоначально сформулированная как задача познания личностью себя в
качестве необходимого условия преобразования окружающего мира и самосозидания, проблема саморазвития трансформируется в педагогический принцип признания способности личности к саморазвитию, стремления к самосовершенствованию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности. Понятие «саморазвитие» имеет значение отраженного самоотношения - представления об оценке меня другими. Идея саморазвития личности рассматривается как признак новой педагогики, в основе которой лежит логика развития субъектности [Цукерман 1995].
В современной военной педагогике саморазвитие военнослужащих рассматривается как одно из наиболее важных направлений личностного совершенствования военнослужащего с целью достижения им собственных ценностных (жизненных) ориентиров [Калюжный 2004; Мулюкова, Саяркин 2015; Теория и практика ... 2003]. Саморазвитие представляет собой одно из непременных условий всестороннего формирования личности офицера, как естественное проявление сущности человека, которому в силу его природы присуще стремление к самореализации и самосовершенствованию. Реализуя возможности саморазвития, человек приобретает большую активность, целеустремленность, устойчивость к воздействию отрицательных факторов военно-профессиональной деятельности.
На основе анализа научных представлений о саморазвитии личности нами проведена диагностика уровня саморазвития и готовности офицерского состава к личностно -профессиональному росту по четырём взаимно обусловливающим компонентам: мотивационный, ценностный, деятельностный и рефлексивно - волевой (см. таблица 1).
Таблица 1. Компоненты личностно-профессионального роста
Наименование компонента Метод (методика) диагностики
Мотивационн ый 1. Методика диагностики мотивационной индукции Ж. Нюттена 2. Метод изучения мотивационного профиля личности
Ценностный Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова [Фетискин, Козлов, Мануйлов 2002].
Деятельностный 1. Методика диагностики реализации потребностей в саморазвитии [Фетискин, Козлов, Мануйлов 2002]. 2. Методика диагностики смысложизненных ориентаций (СЖО) [Леонтьев 2000].
Рефлексивно-волевой 1. Методика диагностики уровня саморазвития и профессионально -педагогической деятельности Л.Н. Бережнова [Настольная книга ... 2019]. 2. Методика «Что значит познать себя?» А.И. Красило [Маралов 2004].
Общее количество испытуемых в ходе проведения эксперимента составило 124 человека (офицерский состав воинских частей Южного военного округа). Рассмотрим результаты исследования показателей уровня саморазвития офицеров по каждому компоненту отдельно.
Мотивационный компонент. Материал, полученный посредством завершения предложений, позволил нам сформулировать вывод о конкретном содержании мотивации офицера:
а) содержательный код: 42 % исследуемых связали объекты мотивации с трансценденцией, 18 % - с собственным «Я», остальные показатели составили менее 10 %. Таким образом, процесс мотивации офицеров наиболее оптимально выстраивать в отношении таких категорий как «трансценденция» (в части касающейся понятий - долг, честь, патриотизм) и «собственная личность» (повышение самооценки, предоставление большей автономии в условиях повседневной деятельности и выполнении задач по предназначению);
б) временной код: основные индивидуальные мотивационные объекты у личного состава находятся в области отдаленного будущего (44 %), поэтому для достижения
эффективных результатов в процессе саморазвития офицеров требуется смещение мотивационных объектов в область активного периода или ближайшего будущего. Это позволит в перспективе более эффективно проводить корректировку процесса профессионально - должностной подготовки.
В ходе проведения следующей мотивационной диагностики респонденты оценили мотивационные факторы по важности относительно друг друга, что позволило получить реальную информацию об их потребностях: преобладают потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении (20 %), потребность в четком структурировании работы (17 %), потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими (15 %); далее следуют потребность ставить для себя дерзновенные сложные цели и достигать их (14 %), потребность в ощущении востребованности в интересной работе (10 %); остальные потребности составили менее 10 %.
Ценностный компонент.
Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова [Фетискин, Козлов, Мануйлов 2002] использовалась с целью изучения реализации ценностных ориентаций личности, не связанных с прохождением военной службы. Полученные результаты позволили нам выделить основные ценностные ориентации применительно к личностно - социальной сфере военнослужащих: познание нового в окружающем мире (13 %); высокое материальное благосостояние (12 %); высокий социальный статус и управление людьми (10 %); признание и уважение людей, влияние на окружающих (9 %); здоровье (7 %), что позволяет нам более эффективно направить усилия для реализации творческого потенциала офицерского состава при организации процесса саморазвития.
Деятельностный компонент.
В основу диагностики положено выявление потребности в саморазвитии.
Количество офицеров, набравших 55 и более баллов, что соответствует активной реализации своих потребностей в саморазвитии, составило 48 %. Диапазон от 36 до 54 баллов, полученный офицерами, свидетельствует об отсутствии сложившейся системы саморазвития - 36 %. Результаты от 15 до 35 баллов дали основание предположить, что исследуемые находятся в стадии остановившегося саморазвития - 16 %. Полученные данные об отсутствии сложившейся системы саморазвития и о стадии остановившегося саморазвития у половины личного состава в возрасте от 20 до 50 лет подтверждают необходимость внедрения различных направлений познавательной деятельности, поиска методов педагогического стимулирования, которые направят личность на путь самопознания, помогут сформировать цели, спрогнозировать результаты и внести коррективы в ход личностно- профессионального роста.
С помощью методики диагностики смысложизненных ориентаций, адаптированной Д.А. Леонтьевым [Леонтьев 2000; Мотивация, действие ... 2004], проводилось исследование представления офицеров о жизни по таким характеристикам, как наличие или отсутствие целей в будущем, осмысленность жизненной перспективы, интерес к жизни, удовлетворенность жизнью, представления о себе как об активной и сильной личности, самостоятельно принимающей решения и контролирующей свою жизнь. Подводя итог полученных данных о сформированности представлений о жизни среди офицерского состава нами был сделан вывод, что среди личного состава преобладает низкий уровень осмысленности жизненной перспективы, а именно 98-99 %, и только 1-2 % респондентов показали средний уровень, высокий уровень зафиксирован не был. Таким образом, такая функция саморазвития как целеобразование необходима при формировании модели процесса саморазвития и должна получить свою реализацию в ходе дальнейших исследований в данном направлении.
Рефлексивно-волевой компонент.
Для определения стремления развиваться, наличия качеств личности, способствующих саморазвитию, и возможностей реализации себя в профессиональной деятельности нами применялась Методика диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л.Н. Бережнова [Настольная книга ... 2019]. Самооценка личностью офицера своих качеств и оценка проекта педагогической поддержки, как возможности профессиональной самореализации показали, что уровни стремления к саморазвитию сосредоточены на уровнях от низкого до выше среднего: очень низкий - 0 %, низкий - 23 %, ниже среднего - 34 %, средний - 28 %, выше среднего - 15 %, высокий - 0 %, очень высокий - 0 %. Таким образом, нами был сделан вывод, что личный состав имеет заинтересованность ниже среднего уровня в получении новых военно-профессиональных знаний, умений и навыков. При этом движущей силой для развития в большей степени выступают внешние факторы служебной деятельности, а не внутренние мотивационные факторы и стремление к самостоятельному развитию.
Изучение способности офицера к самопознанию было основано на Методике «Что значит познать себя?» А.И. Красило [Маралов 2004]. Результаты диагностики представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Результаты диагностики
№ п/п Описание Значение
1 Офицеры практически не имеют опыта самоанализа 58%
2 Офицеры способны к систематической работе по самопознанию 37%
3 Офицеры склонны к получению новых знаний в различных областях 3%
4 Офицеры профессионально разбираются в вопросах самостоятельного развития 2%
Как видим, статистические данные об уровне самопознания военнослужащих свидетельствуют о том, что исследуемые (58 %) практически не имеют опыта самоанализа или имеют теоретические знания, но не применяют их на практике.
Заключение
При определении уровня и анализе состояния процесса саморазвития офицерского состава нами выявлено, что отдельные критерии компонентов (отсутствие сложившейся системы саморазвития, стадии остановившегося саморазвития, осмысленность целей, мотивационные компоненты, стремление к саморазвитию) имели низкие показатели в связи со слабо организованной и недостаточно спланированной реализацией способностей офицера к саморазвитию в армейской среде, в том числе без учета индивидуальных способностей военнослужащих. Выявленные трудности в реализации личностно-профессионального саморазвития характерны для большинства военнослужащих.
Для достижения эффективных результатов на мотивационном этапе процесса саморазвития необходимо основные мотивационные объекты личности военнослужащего сместить в область активного периода жизнедеятельности или ближайшего будущего. Для повышения активности в реализации потребностей в развитии необходимо учитывать обучение (самообучение) офицеров существующим методам и способам саморазвития. Это связано с тем фактом, что более половины исследуемых находятся в стадии остановившегося саморазвития или показали данные об отсутствии сложившейся системы саморазвития. Обучению военнослужащих должно предшествовать создание необходимых педагогических условий в воинском коллективе и педагогическое сопровождение процесса со стороны командования. Преобладающий низкий уровень осмысленности жизненной перспективы, слабо сформированные цели на свое будущее или вообще отсутствие целей как таковых, говорит нам о необходимости включения в повседневную деятельность военнослужащих целевых установок для достаточной реализации функции целеобразования как таковой.
Таким образом, детальное планирование процесса саморазвития офицера на основе развития личностно-профессиональных качеств посредством обеспечения возможности взаимодействия с информационной средой, отведения необходимого количества времени для изучения материала или совершенствования умений и навыков будет положительно влиять на разрешение трудностей при самореализации личности офицера, а самодиагностика и организация мониторинга данного процесса непосредственно в воинском коллективе (подразделении) позволят более эффективно оценить уровень достигнутых результатов.
Список литературы
1. Выступление Министра обороны от 28.06.2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/ 20180628/ 1523573387.html (дата обращения 03.07.2021).
2. Калюжный А.С. Организация и содержание воспитания различных категорий военнослужащих: Учебное пособие. Н. Новгород: НГТУ, 2004.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения 03.07.2021).
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
5. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 258 с.
6. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004.
608 с.
7. Мулюкова И.Р., Саяркин Л.А. Самообразование и самовоспитание военнослужащих. Руководство ими в ходе военной службы // Педагогическое мастерство: материалы VII Международной научной конференции, 2015 г. М.: Буки-Веди, 2015. С. 230-232.
8. Настольная книга практического психолога. В 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: практич. пособие / Е.И. Рогов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 507 с.
9. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие / Под обшей редакцией И.А. Алехина. М.: Изд-во «Военный университет», 2003.
10. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71296054 (дата обращения 03.07.2021).
11. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224 (дата обращения 03.07.2021).
12. Управление мотивацией: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ, под ред. проф. Е.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 399 с.
13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 362 с.
14. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. М.: Интерпракс, 1995. 288 с.
References
1. Vystuplenie Ministra oborony ot 28.06.2018 goda. [Speech by the Minister of Defense on June 28, 2018]. (In Russ.). Available at: https://ria.ru/ 20180628/ 1523573387.html (accessed: 03.07.2021).
2. Kalyuzhnyi A.S. Organizatsiya i soderzhanie vospitaniya razlichnykh kategorii voennosluzhashchikh [Organization and content of education of various categories of military personnel]: uchebnoe posobie. N. Novgorod, NGTU, 2004. (In Russ.)
3. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniya 01.07.2020). [The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020)]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (accessed: 03.07.2021).
4. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennykh orientatsii (SZhO) [Life-Sense Orientation Test (LSS)]. Moscov, Smysl, 2000, 18 p. (In Russ.)
5. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya [The basics of self-knowledge and self-development]: uchebnoe posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenii. Moscov, Akademiya, 2004, 258 p. (In Russ.)
6. Leont'eva D.A. Motivatsiya, deistvie i perspektiva budushchego [Мотивация, действие и перспектива будущего]. Moscov, Smysl, 2004, 608 p. (In Russ.)
7. Mulyukova I.R., Sayarkin L.A. Samoobrazovanie i samovospitanie voennosluzhashchikh. Rukovodstvo imi v khode voennoi sluzhby [Self-education and self-education of military personnel. Leading them during military service]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, 2015, Moscov, Buki-Vedi, 2015, pp. 230-232.
8. Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psikhologa. Rabota psikhologa so vzroslymi. Korrektsionnye priemy i uprazhneniya [Handbook of a practical psychologist. Work of a psychologist with adults. Corrective techniques and exercises]: praktich. posobie. Part 2, Moscov, Yurait, 2018, 507 p. (In Russ.)
9. Alekhina I.A. Teoriya i praktika vospitaniya voennosluzhashchikh Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii [Theory and practice of education of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation]: uchebnoe posobie. Moscov, Voennyi universitet, 2003. (In Russ.)
10. Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. N 683 «O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii». [Decree of the President of the Russian Federation of December 5, 2016 No. 646 "On approval of the Doctrine of information security of the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/71296054 (accessed: 03.07.2021).
11. Ukaz Prezidenta RF ot 5 dekabrya 2016 g. № 646 «Ob utverzhdenii Doktriny informatsionnoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii». [Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"]. (In Russ.). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224 (accessed: 03.07.2021).
12. Upravlenie motivatsiei [Management of motivation]: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moscov, YuNITI-DANA, 2004, 399 p. (In Russ.)
13. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups]. Moscov, Institut Psikhoterapii, 2002, 362 p. (In Russ.)
14. Tsukerman G.A. Psikhologiya samorazvitiya [Self-development psychology]. Moacov, Interpraks, 1995, 288 p. (In Russ.)
Информация об авторе И.А. Лобанов - аспирант, Армавирский государственный педагогический университет.
Information about the author I.A. Lobanov - Postgraduate, Armavir State Pedagogical University.
Статья поступила в редакцию 12.09.2021; одобрена после рецензирования 18.11.2021; принята к публикации 18.11.2021
The article was submitted 12.09.2021; approved after reviewing 18.11.2021; accepted for publication 18.11.2021.