Научная статья на тему 'Диагностика уровней профессионального саморазвития офицера'

Диагностика уровней профессионального саморазвития офицера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / ОФИЦЕР / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / OFFICER STATING THE EXPERIMENT / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / CRITERIA AND INDICATORS / УРОВНИ / LEVELS / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Ирина Валерьевна

В статье представлены результаты диагностического этапа исследования профессионального саморазвития офицера. Анализ проводился на основе выделенных критериев и соответствующих им показателей: мотивационно-ценностный критерий (показатели: наличие внутренней мотивации на профессиональное саморазвитие, наличие потребности в профессиональном саморазвитии и профессиональной самореализации, наличие ценностных ориентаций в военно-профессиональной деятельности); содержательный критерий (показатели: объем знаний и умений в области профессионального саморазвития, уровень теоретических военных знаний, сформированность военно-профессиональных умений и навыков); деятельностно-творческий критерий (показатели: умение проектировать и осуществлять профессиональное саморазвитие, творческая активность, способность к самоуправлению процессом профессионального саморазвития), рефлексивно-волевой критерий (показатели: рефлексивность, волевой потенциал, способность к самопознанию, самоорганизации, самообразованию, самосовершенствованию). Дан количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных, выявлены проблемные зоны профессионального саморазвития офицеров. Представлена критериальная характеристика низкого, достаточного и активного уровней профессионального саморазвития офицера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронина Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF LEVELS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF THE OFFICER

In article the author presented results of a diagnostic investigation phase of professional self-development of the officer and carried out the analysis on the basis of the marked-out criteria and indicators corresponding to them: motivational and valuable criterion (indicators: existence of internal motivation on professional self-development, existence of need for professional self-development and professional self-realization, existence of valuable orientations in military professional activity); substantial criterion (indicators: the volume of knowledge and abilities in the field of professional self-development, the level of theoretical military knowledge, formation of military and professional skills); activity and creative criterion (indicators: ability to project and carry out professional self-development, creative activity, ability to self-government by process of professional self-development), reflexive and strong-willed criterion (indicators: reflexivity, strong-willed potential, ability to self-knowledge, self-organization, self-education, self-improvement). The author gave quantitative and qualitative analysis of the obtained experimental data, revealed problem zones of professional self-development of officers and submitted the criteria characteristic of low, sufficient and active levels of professional self-development of the officer.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровней профессионального саморазвития офицера»

УДК 378.046

doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-1-52-59

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ОФИЦЕРА

Пронина Ирина Валерьевна

Войсковая часть 61460, Россия, г. Тамбов e-mail: IPronina@yandex.ru

В статье представлены результаты диагностического этапа исследования профессионального саморазвития офицера. Анализ проводился на основе выделенных критериев и соответствующих им показателей: мотивационно-ценностный критерий (показатели: наличие внутренней мотивации на профессиональное саморазвитие, наличие потребности в профессиональном саморазвитии и профессиональной самореализации, наличие ценностных ориентаций в военно-профессиональной деятельности); содержательный критерий (показатели: объем знаний и умений в области профессионального саморазвития, уровень теоретических военных знаний, сформированность военно-профессиональных умений и навыков); деятельностно-творческий критерий (показатели: умение проектировать и осуществлять профессиональное саморазвитие, творческая активность, способность к самоуправлению процессом профессионального саморазвития), рефлексивно-волевой критерий (показатели: рефлексивность, волевой потенциал, способность к самопознанию, самоорганизации, самообразованию, самосовершенствованию). Дан количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных, выявлены проблемные зоны профессионального саморазвития офицеров. Представлена критериальная характеристика низкого, достаточного и активного уровней профессионального саморазвития офицера.

Ключевые слова: профессиональное саморазвитие, офицер, констатирующий эксперимент, критерии и показатели, уровни, диагностика

Профессиональное саморазвитие офицера - это сознательная, непрерывная, целенаправленная деятельность по конструктивному изменению его личностных характеристик (знаний, умений, навыков, качеств, компетенций) в соответствии с требованиями военно-профессиональной деятельности и личной установкой. Структура профессионального саморазвития включает совокупность мотивационно-ценностного, содержательного, деятельностно-творческого и рефлексивно-волевого компонентов.

Диагностика профессионального саморазвития офицера представляет собой деятельность по выявлению состояния и качества результатов профессионального саморазвития офицера, причин, условий и обстоятельств, приведших к этим результатам. Цель диагностики заключается в определении условий реализации потенциала каждого офицера, эффективном управлении процессом профессионального саморазвития офицеров для повышения его результативности [1; 2].

В качестве базы исследования выступили 42 офицера отдельного подразделения воинской части г. Тамбова, основные задачи которого связаны с выполнением научно-исследо-

вательских, испытательных работ. Общий социальный портрет офицеров представлен в таблице 1.

Диагностика профессионального саморазвития офицеров проводилась в соответствии с выделенными критериями и показателями. Использовались методы и методики, представленные в таблице 2 [3].

В результате диагностики профессионального саморазвития 42 офицеров подразделения были получены следующие данные.

1. Мотивационно-ценностный критерий:

— наличие внутренней мотивации на профессиональное саморазвитие.

Результаты изучения мотивационного профиля личности офицеров позволили выявить их потребности и стремления, получив при этом представления о мотивационных факторах (рис. 1).

Основными мотивационными факторами военной службы являются взаимоотношения, вознаграждение, разнообразность, условия службы.

— наличие потребности в профессиональном саморазвитии и профессиональной самореализации.

Таблица 1

Социальный портрет офицеров

Критерии Количество

испытуемых (человек)

Возраст От 22 до 30 8

От 30 до 40 28

От 40 до 45 6

Пол Мужчины 37

Женщины 5

Семейное положение Женатые / замужем 5

Неженатые / не замужем 37

Срок службы От 1 года до 5 лет 5

От 5 лет до 10 лет 11

Свыше 10 лет 22

Свыше 20 лет 4

Образование Высшее военное образование 34

Высшее гражданское образование 8

Звание Младшие офицеры 37

Старшие офицеры 5

Проходили срочную службу 5

Имеют боевой опыт 7

Имеют государственные награды 12

Таблица 2

Методы и методики диагностики профессионального саморазвития офицеров

Наименование показателя для диагностики уровня профессионального саморазвития офицера Метод / методика диагностики уровня профессионального саморазвития офицера

Мотивационно-ценностный критерий

наличие внутренней мотивации на профессиональное саморазвитие Методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)

наличие потребности в профессиональном саморазвитии и профессиональной самореализации Методика диагностики потребности в самосовершенствовании (Г.Д. Бабушкин)

наличие ценностных ориентаций в военно-профессиональной деятельности Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В. А. Чи-кер, В. Э. Винокурова)

Содержательный критерий

объем знаний и умений в области профессионального саморазвития Беседа, наблюдение, анкетирование

уровень теоретических военных знаний Устный опрос, тестирование, письменные ответы на вопросы, наблюдение, решение расчетных задач, анализ результатов практической деятельности, наблюдение

сформированность военно-профессиональных умений и навыков Наблюдение, анализ результатов практической деятельности, выполнение упражнения контрольных стрельб, нормативов по предметам боевой подготовки, строевых приемов, проверки с помощью технических средств (тренажеры, приборы)

Деятельностно-творческий критерий

умение проектировать и осуществлять профессиональное саморазвитие Беседа, наблюдение, анкетирование

творческая активность Методика определения креативного потенциала (Г. С. Никифоров)

способность к самоуправлению процессом профессионального саморазвития Методика определения способностей к самоуправлению (В. И. Андреев)

Рефлексивно-волевой критерий

рефлексивность Методика диагностики рефлексивности (опросник А. В. Карпова)

волевой потенциал личности офицера Методика диагностики волевого потенциала личности (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов)

способность к самопознанию, самоорганизации, самообразованию, самосовершенствованию методика оценки способности к самообразованию, саморазвитию (В. И. Андреев)

Согласно методики Г. Д. Бабушкина, высокая степень выраженности потребности в саморазвитии характерна для 4,8 % офицеров, средняя степень выраженности - для 38,1 %, низкая степень - для - 57,1 %.

- наличие ценностных ориентаций в военно-профессиональной деятельности офицеров.

В целом для офицеров характерно отсутствие каких-либо специальных знаний и умений в области профессионального саморазвития. Лишь 4,8 % исследуемых осуществляют попытки целеполагания, проектирования, реализации профессионального саморазвития, хотя эффективность их действий не

Результаты методики диагностики ценностных ориентаций в карьере представлены на рисунке 2. Основными карьерными ценностями для офицеров являются стабильность службы, независимость, вызов. 2. Содержательный критерий: - объем знаний и умений в области профессионального саморазвития

всегда высокая. Управление и коррекция процесса профессионального саморазвития вызывает у них трудности. 45,2 % офицеров имеют общее представление о профессиональном саморазвитии, связывая его исключительно с приобретением знаний, умений, навыков по предметам боевой подготовки.

Потребности

Рис. 1. Мотивационный профиль личности офицеров

Карьерные ориентации

■ Профессиональная

9 8 12 5 ■ Управление

1 12 ■ Независимость ■ Стабильность службы ■ Стабильность места жительства ■ Служение ■ Вызов

■ Интеграция стилей жизни

Рис. 2. Карьерные ориентации офицеров

50 % опрошенных не имеют специальных знаний о профессиональном саморазвитии.

— уровень теоретических военных знаний

— сформированность военно-профессиональных умений и навыков.

Анализ диагностики имеющихся теоретических знаний и сформированности военно-профессиональных умений и навыков офицеров осуществлялся на основе данных контрольной проверки офицеров за зимний период обучения 2017 г., проведенной учебным отделом части.

Согласно руководящим документам по боевой подготовки, эффективность результатов усвоения военных знаний и формирования военно-профессиональных умений и навыков отражена следующим образом:

— оценка за профессионально-должностную подготовку: «хорошо» - 42,9 %, «удовлетворительно» - 57,1 %;

— оценка за физическую подготовку: «отлично» - 57,1 %, «удовлетворительно» -21,5 %, «неудовлетворительно» - 21,5 %;

— наличие классной квалификации: «специалист 2 класса» - 14,3 %, «специалист 3 класса» - 28,6 %, «не имеют» - 57,1 %.

3. Деятельностно-творческий критерий:

— умение проектировать и осуществлять профессиональное саморазвитие

Умение проектировать и осуществлять собственное профессиональное саморазвитие 7,1 % офицеров отметили как низкое, 92,9 % указали на отсутствие данного умения.

— творческая активность

Используя методику определения креативного потенциала (Г. С. Никифоров), путем обобщения мы выделили следующие группы офицеров:

1) креативный потенциал подавляется чувствами - 62,9 %, креативный потенциал развит, но не всегда проявляется - 30,9%, высококреативны, обладаете способностью побуждать к креативности других - 6,2 %;

2) не достает креативности - 21,4 % , ригидность при решении задач, использование стандартных решений - 66,7 %, креативный подход к решению проблем - 11,9 %;

3) рабочая среда не поощряет креативного мышления - 52,4 %, трудно быть креативным - 47,6 %;

— способность к самоуправлению процессом профессионального саморазвития

Методика определения способностей к процессу самоуправления позволила получить данные, представленные на рисунке 3.

Рис. 3. Уровни способностей к процессу самоуправления

4. Рефлексивно-волевой критерий:

— рефлексивность

Результаты методики диагностики рефлексивности (А. В. Карпов) позволили выделить три категории офицеров: с высокоразвитой рефлексивностью - 4,8 %, средний уровень рефлексивности - 30,9 %, низкий уровень рефлексивности - 64,3 %.

— волевой потенциал личности офицера В соответствии с методикой диагностики волевого потенциала личности (Н. П. Фети-скин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) офицеры распределились по трем группам следующим образом: низкий уровень силы воли - 38,1 %, средний уровень силы воли - 45,2 % , высокий уровень силы воли - 16,7 %.

— способность к самопознанию, самоорганизации, самообразованию, самосовершенствованию.

В соответствии с методикой оценки способности к самообразованию, саморазвитию (В. И. Андреев) путем обобщения мы констатировали средний уровень - 35,7 % , низкий уровень - 64,3 %. Высокого уровня данного показателя не зафиксировано.

Анализируя полученные данные, офицеры исследуемого подразделения были распределены в следующие группы: низкий уровень профессионального саморазвития характерен для 47,6 % офицеров, средний уровень - для 47,7 %, высокий уровень - для 4,7 % офицеров оцениваемого подразделения.

Для офицеров с низким уровнем профессионального саморазвития, характерно в целом положительное отношение к своей военно-профессиональной деятельности. Они осознают ее значимость, но при этом не испытывают потребности в самоанализе, самодиагностике и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов, профессиональные функции выполняют в основном по стандарту. Офицеры данной группы абсолютно не заинтересованы в получении новых военных знаний, умений, навыков. Основной движущей силой деятельности для них выступают внешние стимулы (приказы непосредственного начальника, командования части). Офицеры не имеют никаких знаний относительно сущности, организации, проектирования, реализации, управления, коррекции профессионального саморазвития офицеров. Для них не характерно проявление какой-либо активности, самостоятельности, инициативности в военно-профессиональной деятельности. Вся деятельности сведена к стандартному и шаблонному выполнению должностных и специальных обязанностей.

Низкий уровень профессионального саморазвития характерен для всех возрастных групп, как для женщин, так и мужчин, со всеми сроками службы, имеющих и гражданское, и военное образование. В эту группу вошли как младшие, так и старшие офицеры, а также офицеры, проходившие срочную службу, все незамужние и неженатые офицеры.

Офицеры с достаточным уровнем профессионального саморазвития высоко оценивают личностную значимость собственной профессиональной деятельности и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проявляют потребность в профессиональном саморазвитии, отличаются более определенным и конкретным целеполаганием, способностью к самопознанию и самооценке профессиональной деятельности и своей личности.

Для офицеров данной группы характерно наличие внутренней и внешней мотивации к профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию. Их главное отличие от группы офицеров с низким уровнем профессионального саморазвития заключается в убежденности о необходимости профессионального саморазвития, но при этом их знания о данном процессе поверхностны. Данная группа офицеров отличается активностью и самостоятельностью в военно-профессиональной деятельности. Офицеры предпринимают попытки планирования собственного профессионального саморазвития и осуществления действий по профессиональному саморазвитию. Но из-за низкого уровня знаний в области организации, проектировании, реализации, управления, коррекции профессионального саморазвития, процесс профессионального саморазвития не эффективен. На начальных этапах реализации совершаются ошибки, которые деформируют весь процесс. Главная ошибка заключается в отсутствии формирования концепции «Я идеальное как профессионал», модели идеального офицера-профессионала применительно к своей военно-учетной специальности. Соответственно определение общих и частных целей и задач, направлений, содержания профессионального саморазвития не конкретизировано.

Достаточный уровень профессионального саморазвития характерен для офицеров возрастных групп от 22 до 30 и от 30 до 40, исключительно мужчин со сроком службы от 1 года до свыше 10 лет, имеющих гражданское и военное образование. В данную группу вошли все офицеры, имеющие боевой опыт и государственные награды, как младшие, так и старшие офицеры.

Активный уровень профессионального саморазвития характерен всего лишь для небольшой группы офицеров, для которых военно-профессиональная деятельность и профессиональное саморазвитие приобретает личностную и глубоко осознанную ценность. Офицеры осознают и принимают профессиональное саморазвитие как личностно значимую и ценностно-целевую установку,

проявляют потребность в самосовершенствовании, имеют специальные знания о процессе профессионального саморазвития. Офицеры данной группы отличаются высокой внутренней мотивацией, готовностью и потребностью саморазвиваться. Они понимают сущность процесса профессионального саморазвитию, осуществляют его планирование и активную и самостоятельную реализацию. Но в виду наличия небольшого срока службы и соответственно опыта в данной области офицеры сталкиваются в определенными трудностями в процессе профессионального саморазвития (несвоевременная коррекция процесса саморазвития).

Активный уровень профессионального саморазвития характерен для офицеров возрастной группы от 22 до 30 и от 30 до 40 лет, в одинаковом соотношении для женщин и мужчин со сроком службы свыше 10 лет, имеющих высшее военное и гражданское образование. В данную группу вошли исключительно младшие офицеры.

Анализ уровней профессионального саморазвития офицеров применительно к их социальному портрету также позволяет сделать следующие выводы.

Низкий уровень профессионального саморазвития характерен для старших офицеров, имеющих большую выслугу лет. Учитывая возможность предстоящего увольнения в ближайшие 3-4 года, данная группа офицеров не проявляет никакой заинтересованности в профессиональном саморазвитии. Низкий уровень профессионального саморазвития также характерен для группы офицеров, прошедших военную службу по призыву в течение года на должностях операторов научной роты, имеющих выслугу лет от 1 года до 5 лет. Это связано во многом с отсутствием у них высшего военного образования и отсутствием адекватного представления о военной службе, а также специальных знаний и умения в отношении профессионального саморазвития.

Низким уровнем саморазвития отличаются офицеры с выслугой от 5 до 10 лет и свыше 10 лет. Это во многом обусловлено тем, что они не видят для себя перспектив в продвижении по службе, получении очередных воинских званий. Их деятельность во многом является исключительно шаблонным выполнением должностных и специальных обязанностей.

Достаточный уровень профессионального саморазвития в первую очередь характерен для офицеров, имеющих боевой опыт. Выполнение боевых задач позволило им выявить пробелы в военных знаниях, умениях, навыках, компетенциях. Поэтому степень мотивации к профессиональному саморазвитию у них несколько выше, чем у предыдущей группы. Но для них характерно больше принятие необходимости саморазвиваться, чем желание.

Активный уровень профессионального саморазвития характерен для небольшой группы офицеров, имеющих выслугу лет свыше 10 лет, отличающихся наличием нескольких высших образований, высокими моральными качествами, в первую очередь чувством ответственности, а также амбициями.

Таким образом, в целом профессиональное саморазвитие офицеров подразделения можно охарактеризовать как достаточное и низкое. Основной причиной, на наш взгляд, служат неблагоприятная морально-психологическая обстановка в воинском коллективе, в подразделении и в части в целом. Основные ее проявления заключаются: в неведении офицерами перспектив в карьерном росте; случаях проявления неуважения чести и достоинства офицеров со стороны непосредственных начальников и командования части; отсутствии принципиальности и двойных стандартов при оценивании результатов деятельности одинаковых категорий офицеров; широком использовании в качестве стимулирования военно-профессиональной деятельности формы наказаний в виде дисциплинарных взысканий и лишения денежных выплат; расстановке на руководящих воинских должностях, предусматривающих руководство и работу с личным составом, офицеров, не имеющих педагогических знаний и опыта и не желающих совершенствовать свое педагогическое мастерство и др. Именно это во многом обуславливает равнодушие большинства офицеров не только к профессиональному саморазвитию, но и к выполнению должностных и специальных обязанностей.

Кроме этого, необходимо отметить, что в целом в воинской части профессиональное саморазвитие офицеров сводится исключительно к развитию содержательного компонента в части знаний, умений, навыков по определяющим боевую готовность предметам (тактико-специальная, специальная, техническая, физическая подготовка, радиационная, химическая, биологическая защита).

Но учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что даже, несмотря на полученные нами результаты профессионального саморазвития в исследуемом подразделении, результаты ежегодного психологического тестирования офицеров на готовность и способность несения службы в суточных нарядах (включая возможность несения службы с боевым оружием), результаты контрольной проверки 2017 г., боевое применение офицеров данного подразделения показало, что они могут реализовывать себя как боеспособные и готовые успешно выполнять задачи по предназначению офицеры. При этом, офицеры, диагностированные как испытывающие потребность и готовые к профессиональному саморазвитию, не всегда смогли в условиях, максимально приближенных к боевым, выступить как боеспособные офицеры.

На наш взгляд, учитывая опыт старших и высших офицеров, необходимо отметить, что в условиях боевых действий особую значимость приобретают мотивационно-ценностный и рефлексивно-волевые компоненты профессионального саморазвития, которые оказывают воздействующее влияние на наиболее полное использование потенциала офицера. Самый главный мотив к успешному выполнению задач по предназначению, особенно в условиях боевых действий, - безграничная Любовь к Родине.

В целом, основные направления деятельности офицеров для эффективного профессионального саморазвития, на наш взгляд, должны заключаться в первую очередь в формировании и развитии мотивационно-ценностного, рефлексивно-волевого компонентов. В частности необходимо сформировать внутреннюю мотивацию офицеров к профессиональному саморазвитию и поддерживать на должном уровне рефлексивно-волевой компонент, позволяющий прикладывать определенные усилия к осуществлению профессионального саморазвития. Офицерам также важно освоить содержательный компонент, т. к. он позволяет не только проектировать процесс профессионального саморазвития, но и управлять им и осуществлять своевременную коррекцию для формирования личности офицера-профессионала. Данный компонент не должен сводиться только к развитию знаний, умений и навыков по предметам боевой подготовки, но и к развитию компетенций, личностных качеств офицеров, как это и предусматривается целями, задачами, содержанием боевой

подготовки. Существующий в части формальный подход к осуществлению мероприятий боевой подготовки в целом приводит к утрате умений и навыков, снижению качества знаний, компетенций офицеров. Кроме этого, важным представляется создание благоприятной морально-психологической обстановки.

Формирование и развитие мотивационно-ценностного, содержательного компонентов у офицеров в свою очередь окажет положительное воздействие на деятельностно-творческий компонент, определяя содержание исполнительских действий офицеров по профессиональному саморазвитию.

Таким образом, можно сделать вывод, что, к сожалению, профессиональное саморазвитие офицеров, несмотря на всю свою важность и актуальность применительно к поддержанию боеготовности Вооруженных Сил, в настоящее время в подразделении воинской части неудовлетворительно. Учитывая потенциальные возможности боевой подготовки, важным представляется осуществление грамотной организации и реализации процесса профессионального саморазвития офицеров.

Литература

1. Макарова Л. Н., Королева А. В. Характеристика проблемных зон развития критического мышления студентов гуманитарных специальностей // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. № 2 (261). С. 103-108.

2. Мещеряков Д. В. Педагогическое обеспечение личностно-профессиональной компетентности будущих офицеров в военном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тверь, 2014.

3. Тестотека. URL: http://testoteka.narod.ru/

References

1. Makarova L. N., Koroleva А. V. Kharak-teristika problemnykh zon razvitiya kriticheskogo myshleniya studentov gumanitarnykh spetsial'nostej [Characteristic of problem zones of development of critical thinking of students of humanitarian specialties] // Izvestiya Voronezhskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta. 2013. № 2 (261). S. 103-108.

2. Meshcheryakov D. V. Pedagogicheskoye obespecheniye lichnostno-professional'noj competent-nosti budushchikh ofitserov v voennom vuze [Pedagogical ensuring personal and professional competence of future officers of military higher education institution]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tver', 2014.

3. Testoteka [Test hypostasis]. URL: http://testoteka.narod.ru/

* * *

DIAGNOSTICS OF LEVELS OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF THE OFFICER

Pronina Irina Valeryevna

Military Base 61460, Russia, Tambov e-mail: IPronina@yandex.ru

In article the author presented results of a diagnostic investigation phase of professional self-development of the officer and carried out the analysis on the basis of the marked-out criteria and indicators corresponding to them: motivational and valuable criterion (indicators: existence of internal motivation on professional self-development, existence of need for professional self-development and professional self-realization, existence of valuable orientations in military professional activity); substantial criterion (indicators: the volume of knowledge and abilities in the field of professional self-development, the level of theoretical military knowledge, formation of military and professional skills); activity and creative criterion (indicators: ability to project and carry out professional self-development, creative activity, ability to self-government by process of professional self-development), reflexive and strong-willed criterion (indicators: reflexivity, strong-willed potential, ability to self-knowledge, self-organization, self-education, self-improvement). The author gave quantitative and qualitative analysis of the obtained experimental data, revealed problem zones of professional self-development of officers and submitted the criteria characteristic of low, sufficient and active levels of professional self-development of the officer.

Key words: professional self-development, officer stating the experiment, criteria and indicators, levels, diagnostics

Об авторе:

Пронина Ирина Валерьевна, кандидат экономических наук, инженер войсковой части 61460, г. Тамбов

About the author:

Pronina Irina Valeryevna, Candidate of Economics, Engineer of Military Base 61460, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.