Научная статья на тему 'Духовно-нравственные ценности военнослужащих в современных условиях'

Духовно-нравственные ценности военнослужащих в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1557
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ВОИНСКИЕ ТРАДИЦИИ / ДУХОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / КОДЕКС ЧЕСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрынников Н. П.

В статье рассматривается сущность и содержание духовно-нравственных ценностей. Определяется важность духовно-нравственных ценностей для военнослужащих в современных условиях развития общества. Осуществляется постановка проблемы подготовки идейно-мотивированных специалистов военного дела имеющих высоки уровень форсированности культуры офицера. Контекст подготовки рассматривается с позиций повышения требований к морально-психологическому облику военнослужащих и их профессиональной компетенции во всех сферах межличностных отношений. Отмечается историчность опыта по формированию духовно-нравственных ценностей офицерского сословия. Определяется ряд ценностей военнослужащих и условия их формирования. Отмечается влияние на формирование духовно-нравственных ценностей гуманитарной составляющей военного образования. Отмечается влияние уровня развития духовной жизни и культуры государства на развитие личности военнослужащего. Отмечается усиление внимания на духовную составляющую подготовки военнослужащих. Обоснована актуальность изучаемой проблемы в контексте современных условий развития общества и уровня развития военного образования. Приведены значимые характеристики духовно-нравственных ценностей и их исторические основания для дальнейшего развития. Проанализирована специфика развития духовно-нравственных ценностей у современных военнослужащих и влияние различных факторов на формирование нравственной культуры будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственные ценности военнослужащих в современных условиях»

Духовно-нравственные ценности военнослужащих в современных условиях

Скрынников Николай Павлович,

преподаватель кафедры применения подразделений специального назначения, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, [email protected]

В статье рассматривается сущность и содержание духовно-нравственных ценностей. Определяется важность духовно-нравственных ценностей для военнослужащих в современных условиях развития общества. Осуществляется постановка проблемы подготовки идейно-мотивированных специалистов военного дела имеющих высоки уровень форсированности культуры офицера. Контекст подготовки рассматривается с позиций повышения требований к морально-психологическому облику военнослужащих и их профессиональной компетенции во всех сферах межличностных отношений. Отмечается историчность опыта по формированию духовно-нравственных ценностей офицерского сословия. Определяется ряд ценностей военнослужащих и условия их формирования. Отмечается влияние на формирование духовно-нравственных ценностей гуманитарной составляющей военного образования. Отмечается влияние уровня развития духовной жизни и культуры государства на развитие личности военнослужащего. Отмечается усиление внимания на духовную составляющую подготовки военнослужащих. Обоснована актуальность изучаемой проблемы в контексте современных условий развития общества и уровня развития военного образования. Приведены значимые характеристики духовно-нравственных ценностей и их исторические основания для дальнейшего развития. Проанализирована специфика развития духовно-нравственных ценностей у современных военнослужащих и влияние различных факторов на формирование нравственной культуры будущих офицеров. Ключевые слова: ценности, духовно-нравственные ценности военнослужащих, воинские традиции, духовность, профессиональная деятельность, нравственность, кодекс чести, духовно-нравственные качества.

В условиях дегуманизации общественных отношений в разных социальных общностях и институтах сохраняется опасность деморализации человека в целом. Все чаще проявляются проблемы в духовно-нравственной сфере общества, трансформации в представлениях о порядочности, честности, долге. В таких отраслях как воинская служба значение духовно-нравственной подготовленности трудно переоценить, так как от представителей данной профессии зачастую зависит жизнь и благосостояние большого количества людей.

В настоящее время актуальность приобретает морально-психологическая подготовка личного состава вооруженных сил РФ. В рамках данного направления подготовки большое внимание уделяется воспитанию ценностного отношения в профессиональной деятельности, анализу содержания ключевых моральных ценностей, а также выявлению средств их развития посредством соответствующих педагогических технологий. Перед педагогами ставится задача подготовки идейно-мотивированных и личностно зрелых специалистов.

Особый интерес возникает к проблеме становления духовно-нравственных ценностей военнослужащих, в связи с характерными тенденциями снижения роли моральных факторов в регуляции поведения военнослужащих, «фактов коррупции, безразличия и безответственности в профессиональной деятельности» [1]. В современных условиях, во многом благодаря процессу становления гражданского общества, происходит переориентация военнослужащих на решение гуманитарных проблем, повышаются требования к морально-психологическому облику личного состава вооруженных сил РФ.

В соответствии с объективными требованиями общества военнослужащие должны иметь в приоритете общечеловеческие ценности, проявлять ответственную гражданскую позицию, основанием для чего являются сформированные духовно-нравственные компетенции. Благодаря данному блоку компетенций военнослужащие относятся к

о о ш и т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

0

сч

N

01 г

выполнению профессионального долга осознанно, демонстрируя веру в правоту своего дела и преданность ему, самостоятельность суждений и желание активно и ответственно выполнять свои обязанности.

Для того чтобы определить специфику духовно-нравственных ценностей военнослужащих, следует обратиться к трактовке ключевых понятий «ценности» и «духовно-нравственные ценности».

Проблематика ценностей изучалась в контексте разных общественных наук: философии, социологии, психологии, большим количеством ученых. Среди них можно выделить Н.А. Бердяева, М. Ве-бера, А.Г. Здравомыслова, Г. Мюнстерберга, В.С. Соловьева и других.

Понимание сущности ценностей связано с изучением научных подходов к их определению, которые отмечают в качестве их важных характеристик: «культурную, социальную или личностную значимость явлений и фактов действительности для человека» [2]; их формирование в процессе социализации личности. Ценностные ориентации личности формируются на основе ценностей и задают «общую направленность интересам и устремлениям личности, отражают стремление выделить приоритетно-значимые объекты, которые становятся ориентирами в дальнейшем поведении» [3].

Духовно-нравственные ценности можно представить как стержень внутреннего мира личности, регулятор его эмоционально-чувственных состояний, смысложизненных ориентаций, определенный вектор межличностной коммуникации с людьми. Это те внутренние установки человека, которые незримо вплетены в ткань его повседневной жизнедеятельности, проявляясь в виде моральных чувств и отношений к себе, своей профессии и призванию, другим людям и миру в целом. В настоящее время к наиболее значимым духовно-нравственным ценностям относят: честность, ответственность, гуманность, совестливость и порядочность. У военнослужащих необходимо указать на необходимость формирования гражданственности и патриотизма как ключевых ценностей, лежащих в основе выполнения профессионального долга.

Отмечая роль духовно-нравственных ценностей, следует обратить внимание на их значение как фундамента устойчивого менталитета нации в целом. Данный тезис подтверждают слова А.И. Солженицына: «Всюду и везде дело в совести и морали. Только их надо воспитывать и самовоспитывать в себе» [4].

Содержание нравственных ценностей людей, посвятивших себя служению Отечеству, складывалось на протяжении веков «на основе формирующихся представлений о целостности России, опыта защиты ее интересов и независимости, героических подвигов российской армии и народа» [5].

Рассматривая исторический опыт офицерского сословия, насчитывающий более трех столетий, можно с уверенностью сказать о сложившихся ду-

ховно-нравственных канонах, которые находили свое отражение в воинских традициях, устоях, кодексах чести и так далее.

Так, во времена русской императорской армии огромное внимание уделялось развитию нравственных качеств кадетов, основными из которых были: трудолюбие, чувство взаимовыручки, любви к ближнему, патриотизм и воинский долг, честь и дисциплинированность. Этому способствовало преподавание Закона Божия. Следует отметить, что духовность многих великих полководцев России была напрямую связана с принимаемой ими этикой христианства[6]. Так, уже в XVIII веке в качестве одного из основных предметов кадетам преподавали основы христианской религии. Для укрепления духовности и нравственного развития воспитанников регулярно проводились пастырские беседы, коллективные молитвы. Таким образом, большинство выпускников кадетских корпусов были воспитаны в духе Православия. Следует отметить, что в настоящее время священники также активно привлекаются в процессы духовно- нравственного воспитания верующих военнослужащих.

Духовно-нравственные ценности военнослужащих всегда являлись неотъемлемой частью гармонически развитой личности офицера. Исследователи отмечают, что «прогрессивные представители офицеров всегда отличались не только храбростью в бою, но и гуманным отношением к подчиненным» [7]. Часто приводят в пример гуманные традиции суворовской школы, основатель которой всегда следовал воинскому Уставу, уважал честь полководца - отца для солдат и проявлял гуманное отношение к личности подчиненных.

Интерес представляют опубликованные в начале XX века «Советы молодому офицеру» В.М. Кульчицкого, в которых особое внимание уделялось проявлению духовно-нравственных качеств, ценности уважения человеческого начала, равноправия в отношениях и так далее. В данной публикации четко прослеживается «ревностная забота об офицерской чести, личном достоинстве, культуре поведения и общения» [8].

Говоря о специфике духовно-нравственных ценностей военнослужащих на современном этапе, следует определиться с актуальным содержанием самого понятия. Вслед за Г.В. Ососковым, под духовно-нравственными ценностями мы понимаем «социально значимые для духовного развития военнослужащего процессы и явления, функционирующие в системе исторически определенных общественно гражданских и военно-профессиональных отношений, которые положительно воздействуют на совершенствование личностных качеств и объективацию элементов мировоззрения, связанных с проявлением духовной культуры офицера и его реализацией себя как вооруженного защитника Отечества» [9].

Существует ряд незыблемых ценностей военнослужащих, сформировавшихся на протяжении, к которым следует отнести:

- патриотизм;

- воинский долг;

- воинскую честь;

- самоотверженность;

- гордость за исторические подвиги нации;

- дисциплинированность.

Для формирования соответствующих ценностей необходимо формировать представление о профессии, нормах профессиональной деятельности, добиваться ценностного и сознательного отношения к будущей воинской службе.

Содержание духовно-нравственных ценностей военнослужащих в современных условиях определяются возрастающим уровнем требований к подготовке и компетенциям в области гуманитарных военных знаний. Духовно-нравственные ценности лежат в основе общей культуры офицера, его межличностной психологической компетентности. Еще в процессе обучения должно быть реализовано нравственное самоопределение личности военнослужащего, которое базируется на моральных ценностях, иметь ценностный смысловой стержень.

Именно благодаря сформированным моральным ценностям и нравственному самоопределению происходит формирование духовности, что в целом определяет облик современного военнослужащего, способного иметь собственную мировоззренческую позицию, постоянно развиваться и стремиться к познанию мира и своей роли в нем.

В современных условиях формирование нравственной культуры военнослужащих происходит под влиянием ряда факторов, как объективных, так и субъективных. Так, в процессе обучения и воспитания, курсант знакомится с традициями армии, изучает кодексы чести и так далее. Военнослужащий должен усвоить ряд постулатов, которые в дальнейшем будут пронизывать все его поведение и профессиональное взаимодействие. Таким образом, духовно-нравственные ценности военнослужащих на современном этапе развития общества связаны с определенными тенденциями трансформаций на мировой арене, а также изменениями направлений профессиональной деятельности военнослужащих. Тем не менее, они имеют в своей основе многовековые традиции российской армии, воспитания защитников Родины в духе патриотизма, самозабвенного служения интересам своего Отечества, гордости за боевые заслуги своих предков и желания с достоинством и честью исполнять свой священный долг.

Литература

1. Панасенко Ю.А. Новые ценности современной России и военная служба //Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 3. С. 125-128.

2. Лавриненко, В. Н. Философия: учебник.- М.: Юристъ, 2014.- С.45.

3. Брычков, А.С. Ценностные ориентации в российской ментальности и их формирование у военных кадров/ А.С. Брычков, В.П. Карпен-ко//Социально-психологические проблемы мен-тальности /менталитета.- 2014.-№11. - С.43-44.

4. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека [Электронный ре-

сурс] : монография / О.А. Павловская [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Белорусская наука, 2011. — 451 с. — 978-985-08-1359-6.— Режим доступа:

http://www.iprbookshop.ru/10089.html

5. Орлова Е.Л. Формирование системы ценностей будущего военного специалиста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 126-131.

6. Развитие военной педагогики в ХХ1 ве-ке//Материалы V межвузовской научно-практической конференции / Под ред. С.В. Коста-рева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова. 2018.

7. Александров, Е. А. Гуманитаризация как средство гуманизации учебно-воспитательного процесса: некоторые аспекты военно-исторического и зарубежного опыта// В сборнике: «Развитие военной педагогики в ХХ1 веке». Материалы V межвузовской научно-практической конференции. Под ред. С.В. Костарева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова. 2018.- С. 76-84.

8. Городов П.Н. Гуманитаризация как средство гуманизации учебного процесса// Гуманитаризация подготовки кадров: пути, опыт, проблемы: материалы научно-теоретической конференции.- М.:ВУ, 1991.

9. Ососков, Г.В., Деркачев, А.О., Беляков, Б.Л. Философско-политологические и исторические аспекты военного управления: Учебник. М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2015 - С.295.

Spiritual and moral values of military servants in modern conditions

Skrynnikov N.P.

Ryazan Guards Higher Airborne Command School named after

Army General V.F. Margelov The article discusses the essence and content of spiritual and moral values. The importance of spiritual and moral values for military personnel in modern conditions of social development is determined. The problem of training ideologically motivated military specialists who have a high level of forcing of an officer's culture is being stated. The training context is examined from the standpoint of increasing the requirements for the moral and psychological appearance of military personnel and their professional competence in all spheres of interpersonal relations. The historicity of experience in the formation of the spiritual and moral values of the officer class is noted. A series of values of military personnel and the conditions for their formation are determined. The influence on the formation of spiritual and moral values of the humanitarian component of military education is noted. The influence of the level of development of the spiritual life and culture of the state on the development of the personality of a serviceman is noted. The influence of the level of development of the spiritual life and culture of the state on the development of the personality of a serviceman is noted. There is a focus on the spiritual component of the training of military personnel. The relevance of the problem under study is grounded in the context of modern conditions for the development of society and the level of development of military education. The significant characteristics of spiritual and moral values and their historical basis for further development are given. The specificity of the development of spiritual and moral values in modern military personnel and the influence of various factors on the formation of the moral culture of future officers are analyzed. Keywords: values, spiritual and moral values of military personnel, military traditions, spirituality, professional activity, morality, code of honor, spiritual and moral qualities. References

1. Panasenko, Yu.A. New values of modern Russia and military service // Intellect. Innovation. Investments. 2015. № 3. S. 125128.

о о ш n m

О m n m й А

X £ m

О

x О m

0

01 n А

ы о

Ш А X X m

2. Lavrinenko, V. N. Philosophy: a textbook. - Moscow: Yurist, 2014.- P.45.

3. Brychkov, A.S. Value orientations in the Russian mentality and

their formation among military personnel / A.S. Brychkov, V.P. Karpenko // Social and psychological problems of mentality / mentality .- 2014.-№11. - P.43-44.

4. Spiritual and moral values in the formation of modern man [Electronic resource]: monograph / O.A. Pavlovskaya [et al.]. -Electron. text data. - Minsk: Belarusian science, 2011. - 451 c. -978-985-08-1359-6.— Access mode: http://www.iprbookshop.ru/10089.html

5. Orlova E.L. Formation of the value system of the future military

specialist // Psychology of education in the multicultural space. 2016. № 34 (2). Pp. 126-131.

6. The development of military pedagogy in the twenty-first century

// Proceedings of the V Interuniversity Scientific Practical Conference / Ed. S.V. Kostareva, I.I. Sokolova, N.V. Ershov. 2018.

7. Aleksandrov, E. A. Humanitarianization as a means of humanizing the educational process: some aspects of military history and foreign experience // In the collection: "Development of military pedagogy in the XXI century". Proceedings of the V Interuniversity Scientific Practical Conference. Ed. S.V. Kostareva, I.I. Sokolova, N.V. Ershov. 2018.- p. 76-84.

8. Cities P.N. Humanitarianization as a means of humanizing the

educational process // Humanitarianization of personnel training: ways, experience, problems: materials of the scientific-theoretical conference.- M.: VU, 1991.

9. Ososkov, G.V., Derkachev, A.O., Belyakov, B.L. Philosophical-

political and historical aspects of military control: Textbook. M .: VA RVSN them. Peter the Great, 2015 - p.

o w

N ei Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.