Научная статья на тему 'Личность Н. Ф. Катанова как пример проявления этнокультурной толерантности'

Личность Н. Ф. Катанова как пример проявления этнокультурной толерантности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н.Ф. КАТАНОВ / УЧЕНЫЙ-ВОСТОКОВЕД / ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / ТЮРКОЛОГИЯ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / "ИНОРОДЕЦ" / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПОЛИНАЦИОНАЛЬНЫЙ (МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ) / N.F. KATANOV / "FOREIGN OBJECT" / POLYNATIONAL (MULTINATIONAL) / ORIENTALIST SCIENTIST / ORIENTALISM / TURCOLOGY / INTERETHNIC TOLERANCE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанбаева Клавдия Ивановна

В статье показана личность Н.Ф. Катанова, ученого востоковеда прошлых столетий, его вклад в народное просвещение с позиции современной педагогической задачи воспитание толерантности в современном многонациональном российском обществе, рассмотрено понятие толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Katanov's Personality as a Manifestation of the Ethnic-and-Cultural Tolerance

The article shows N.F. Katanov's personality as an Orientalist scientist of the past centuries, his great contribution to peoples' education from the point of view of modern educational idea, i.e. how to cultivate the tolerance in the Russian society nowadays. The concept of tolerance is considered in the article as well.

Текст научной работы на тему «Личность Н. Ф. Катанова как пример проявления этнокультурной толерантности»

УДК 37.01 ББК 74.24

Султанбаева Клавдия Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики и психологии профессионального образования Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

г. Абакан Sultanbaeva Klavdiya Ivanovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor БераЛшеП; of Pedagogics and Psychology of Professional Education Khakass State University named after N.F. Katanov

Abakan

Личность Н.Ф. Катанова как пример проявления этнокультурной

толерантности

Katanov’s Personality as a Manifestation of the Ethnic-and-Cultural Tolerance

В статье показана личность Н.Ф. Катанова, ученого - востоковеда прошлых столетий, его вклад в народное просвещение с позиции современной педагогической задачи - воспитание толерантности в современном многонациональном российском обществе, рассмотрено понятие

толерантности.

The article shows N.F. Katanov’s personality as an Orientalist scientist of the past centuries, his great contribution to peoples’ education from the point of view of modern educational idea, i.e. how to cultivate the tolerance in the Russian society nowadays. The concept of tolerance is considered in the article as well.

Ключевые слова: Н.Ф. Катанов, ученый-востоковед, востоковедение, тюркология, межэтническая толерантность, «инородец», просвещение,

полинациональный (многонациональный).

Key words: N.F. Katanov, Orientalist scientist, Orientalism, Turcology, interethnic tolerance, «foreign object», education, polynational (multinational).

Современные философы, ученые и мыслители обозначают обострение противоречий между этническими групповыми интересами народов России, между необходимостью обеспечения благоприятных условий для полноценного развития среднестатистического россиянина и невозможностью властей и социальных учреждений в полной мере гарантировать эти условия. Одной из острых проблем современного российского общества является обеспечение межнационального согласия, нормализация и устойчивое развитие толерантных межэтнических отношений: игнорирование этих насущных проблем, как известно из истории, приводит к самым печальным результатам. Бесспорно,

приоритеты в решении этих проблем связаны с системой образования и воспитания подрастающих поколений. В Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (2006) определены ее цели, задачи и условия, обеспечивающие «укрепление единства и целостности» государства, «сохранение исторической духовной общности народов и культур России» [2, с.31].

В контексте обозначенной проблемы обратимся к истории отечественного образования, прогрессивному опыту российских народов дооктябрьского периода XX в. Не претендуя на исчерпывающее рассмотрение поставленной проблемы, в качестве предмета нашего внимания назовем пример проявления межэтнической толерантности в лице выдающегося ученого, востоковеда Николая Федоровича Катанова (1862-1922). Исследовательскими задачами при этом являются выявление личности ученого как идеального образца в выстраивании толерантных межэтнических отношений; использование историко-педагогических сведений в образовательном процессе вуза и школы как средства воспитания ценностного отношения к великим просветителям прошлого.

Понятие «толерантность» является одним из активно изучаемых и используемых в теории и практике гуманитарных наук, его трактуют как политическую идею, как философию жизни в отношении поликультурных обществ, как социально-культурный феномен, как личностное качество и т.д. (Алиев М., Гречко П.К., Мчедлов М.П., Лекторский В.А., Шалин В.В., Палаткина Г.М. и др.). Толерантность как социальное явление выступает одним из способов предотвращения и разрешения возникающих конфликтов. В разном сочетании толерантность рассматривается исследователями как проявление терпимости к внешнему воздействию, в конечном итоге приводящее к толерантному поведению. Толерантное поведение человека сегодня есть показатель его интеллектуального развития, проявление культуры и готовности к успешной коммуникации в обществе. В межэтническом взаимодействии толерантное поведение является главным условием выстраивания взаимопонимания и сотрудничества контактирующих.

Межэтническая толерантность есть способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни других («не своих») членов сообщества, их поведению, национальным традициям, обычаям, мнениям, чувствам, идеям, верованиям.

Толерантная личность характеризуется расположенностью, терпеливостью, снисходительностью, умением слушать и понимать других, в целом гуманной позицией в отношении любого человека. Такое определение толерантной личности вписывается в понятие «интеллигентная или гуманная личность». Историческое становление и развитие межэтнических отношений в полинациональной России не было гладким и однолинейным. Как свидетельствуют исторические источники, в своем эволюционном развитии система отечественного образования всегда поддерживалась лучшими представителями российской интеллигенции, ратовавшими за равные права во всеобщем обучении, за доступность образования для трудящихся масс, уважение прав представителей «инородцев», т.е. всех представителей нерусской части населения. В дореволюционной России только единицы из «инородцев» достигали вершин образования. Одним из таких представителей являлся Н.Ф. Катанов, выходец из небогатой хакасской семьи.

Н.Ф. Катанов внес огромный вклад в развитие и становление российского востоковедения в г. Казани, начав трудиться в качестве экстраординарного преподавателя турецко-татарских языков в январе 1894г. Почти 30 лет активной жизни прожил он в Казани, занимаясь не только педагогической, востоковедческой, но и обширной общественно-просветительной деятельностью. Он состоял членом 22 российских и международных общественных органов и организаций.

Н.Ф. Катанов как ученый-востоковед получил признание среди специалистов еще при жизни. За большие достижения в российском востоковедении он был удостоен Советом Казанского университета присвоения докторской степени без защиты диссертации в 1907г. Огромный вклад Н.Ф. Катанова в развитие отечественной науки был официально признан «выдающимся» на уровне ученых Казани, России и Европы (Заседание

историко-филологического факультета Казанского университета от

24.07.1919г.) [1, с.279].

Из статьи некролога К. Харламповича: «Н.Ф. Катанов был превосходный знаток множества языков, как восточных, так и западно-европейских (...он в своих работах использовал знакомство с 114 европейскими и азиатскими языками)» [5, С. 187]. Высокая оценка профессионально-педагогической

деятельности ученого дана в совокупности с признанием его личностных качеств: аккуратность, исполнительность и неизменная доброжелательность к людям.

В смутные революционные времена коллеги рекомендовали Н. Ф. Катанова для работы в различных комиссиях, зная о том, какие титанические усилия были им предприняты до 1917г. для возрождения восточного факультета (отделения) при Казанском университете. Причиной его востребованности являлась не только компетентность ученого, но и жизненная линия поведения -преданность востоковедению и народному просвещению, порядочность, трудолюбие и высокая степень ответственности. Наглядно продемонстрировал это Н.А. Бобровников (1854-1921), бывший директор Казанской инородческой учительской семинарии, попечитель Оренбургского учебного округа. В связи с учреждением Востоковедной комиссии при Обществе АИЭ КУ в 1919г. для возрождения восточного факультета в числе лиц, рекомендованных Бобровниковым, был Н.Ф. Катанов. Н.А. Бобровников видел в кандидатуре Катанова человека, авторитетного в Казани, не зараженного шовинизмом и политическим пристрастием. Он отметил: «Н.Ф.Катанов всегда был для нашей комиссии трудно заменимой силой. Не касаясь здесь его широкой и проницательной осведомленности в области восточных языков вообще, я считаю долгом огласить, что лишь благодаря его бескорыстной отзывчивости на практические запросы инородческого просвещения, Переводческая комиссия могла выполнить многие свои планы, по изданиям на якутском и башкирском языках. Затем, когда Казанская учительская семинария . лишилась своей работоспособности в отношении продолжения учебных и других работ для инородцев, только благодаря Николаю Федоровичу не

прервалась окончательно традиция тех работ. Это - бескорыстная, огромная работа, .даже - подвиг проф. Катанова» [4, с.118.]. Насколько был прав Н.А. Бобровников в оценке труда Николая Федоровича, можно убедиться сегодня по прошествии почти 100 лет.

Имея обширные научные связи с ведущими востоковедными центрами России и Европы, Николай Федорович щедро делился с простыми учителями, любителями старины, краеведами своими знаниями. Из воспоминаний С. Е. Малова, бывшего ученика, доктора языкознания: «Н. Ф. Катанов был верен своему обещанию заботиться о редакции и продвижении к печати сочинений, касающихся «инородцев» любимой им Сибири» [3, с.46], поэтому всякий, кто посвящал себя просвещению инородцев, находил бескорыстную поддержку Катанова. Малов отметил, что многие работы были напечатаны благодаря личным усилиям Катанова, несмотря на сопротивление отдельных ученых «академистов», не желавших видеть сочинения простых людей рядом на страницах Ученых записок Казанского университета. Так, он издал сочинения П.А. Полякова, Алектарова (по казахскому языку и этнографии), Бекимова (казахский эпос), Н.Я. Саркина (казахская словесность), С. Матвеева (этнография крещенных татар), В. Мошкова (музыка Волжско-Камского края), Я.Д. Коблова (по мифологии татар) и др. Умение бескорыстно помочь, убедить в пользе сочинения, уважительное отношение к простым людям, независимо от этнического или сословного происхождения, были, вероятно, его принципиальной позицией, продиктованной желанием служить своему народу. Не имея возможности прямого общения со своими сибирскими земляками, Катанов приложил все усилия для просвещения народностей Казанского и соседних регионов. Выходец из трудового народа, Н.Ф. Катанов не мог не сочувствовать простым людям. Всю свою жизнь он боролся с нуждой и неприветливым отношением к себе как инородцу со стороны богатых представителей, не теряя чувства собственного достоинства и самоуважения.

В изучение Казанского края, истории г. Казани ученый внес свою значительную лепту, не меньше сделал для сохранения потомкам чрезвычайно важной информации о культурах, языках, истории татар и соседних народов,

создавая и развивая музейное дело в Казанской духовной академии, университете, затем Казанском городском музее. Совершенно не случайно наши современники в Хакасии, Татарии, Чувашии, Башкирии, Средней Азии считают его своим сыном, земляком, по праву гордятся его именем.

Целостный образ личности Катанова невозможно представить без его дружественных отношений с представителями разных народов. Как отмечено исследователями С.Н. Ивановым, М.К. Бакеевым, А.Г. Каримуллиным, И.А. Абдуллиным, Д.Г. Тумашевой, И.Ф. Коковой, в разносторонней деятельности Н.Ф. Катанова большое место принадлежит коммуникативным качествам, его наука имеет человеческое «лицо». Умение устанавливать дружеские отношения с малознакомыми людьми в обществе, естественность поведения, скромность и уважение к личности независимо от национальной принадлежности, возраста и пола свидетельствуют о высокой внутренней культуре ученого. Воспоминания о Катанове разных людей в целом дают общую картину о нем как о незаурядной личности. Из воспоминаний Анны Николаевны Катановой, дочери ученого выясняется: «В нашу скромную квартиру

непрерывной и пестрой вереницей приходили люди самых разнообразных общественных положений, профессий, национальностей, взглядов, возрастов, образовательного уровня. Причиной этой необычной широты диапазона знакомств Николая Федоровича являлась необычайная широта его знаний, интересов и глубокая человечность, привлекавшая к нему людей. Особенно много бывало у нас посетителей различных национальностей: монголы, буряты, китайцы, японцы, болгары, сербы, финны, турки; иностранцы-путешественники из Западной Европы; не говоря уже о представителях местных народностей.Все это создавало какую-то особенную интернациональную в лучшем смысле слова атмосферу в доме, где не могло быть места никакой национальной исключительности. Сам человек нации, «инородец», Николай Федорович всегда очень внимательно относился к представителям любой национальности, ни для кого не делая исключения» [3, с. 178-179].

В дружбе с такими просветителями, как Н.И. Ашмарин, К. Насыри, Ш. Марджани, А.В. Васильев, Н.И. Андерсон, Э. Пекарский, Катанов проявлял всегда открытость, готовность помочь. Действительно, там, где требовались

компетентность, профессионализм ученого в переводах с татарского на русский язык, уточнении или расшифровке трудных текстов, выборе транскрипции, продвижении в печать малоизвестных авторов, Катанов безотказно помогал, способствуя распространению знаний, бескорыстно служил народу. Совершенно лишенный националистических настроений или шовинизма (воспоминания дочери А.Н. Катановой, высказывание Н.А. Бобровникова и др.), Николай Федорович выступал примером культуры общения в обществе, привлекая всеобщее внимание своим специфическим стилем рассказчика.

Как истинный интеллигент, заботящийся о своем народе, он проявлял способность уважать другие народы, не впадая в националистическую крайность. Чрезвычайно актуальны эти идеи сегодня, когда исторически сложившиеся прогрессивные традиции дружбы и взаимопомощи в многонациональной России подвергаются очередным испытаниям в лице новых поколений времен «перестройки» 1995-1999гг. и связанными с нею локальными межэтническими конфликтами. Именно исторические личности-символы, не их обожествленные образы, но понятные человеческие качества требуются в нравственном, интернационально-патриотическом воспитании молодежи сегодня.

Постоянный труд над собой, самосовершенствование сильных сторон личности, отсутствие самоуспокоенности и постоянное движение вперед, высокая степень ответственности, цельность, завершенность своих действий -вот слагаемые талантливой личности Н.Ф. Катанова. Самобытность его личности выражалась во многих чертах характера: тонком чувстве юмора -своеобразном механизме самозащиты, необыкновенной отзывчивости, чуткости, открытости для людей, «непонятном» бескорыстии, истинном интернационализме, готовности услужить другим, скромности. В совокупности эти черты являются показателями духовно-нравственной личности, личности -гражданина своего отечества, патриота, обладавшего высокой культурой. К сожалению, в советский период остались незамеченными эти и другие стороны личности ученого, несправедливо заклейменного «врагом народа».

Полученные исследовательские материалы позволяют утверждать, что Н.Ф. Катанов как выдающийся российский ученый, педагог-просветитель на

рубеже XIX - XX веков проявил поистине научный подвиг, сохранив лучшие традиции Казанского востоковедения своей подвижнической деятельностью в исследовании тюркологии, создавая музеи в кратчайшие сроки, проводя просветительную работу среди многоликого населения Поволжья, занимаясь многочисленными переводами и т.д. Он не только пропагандировал, но и проявлял высокую культуру межэтнического взаимодействия в жизни многонационального общества. Катанов, как и его коллеги, показал пример честного служения науке, народу. При этом его гражданская позиция состояла в неустанном самосовершенствовании, активном научно-творческом труде в процессе движения к высшей цели - служить на благо своему народу. Гуманистическая сущность всей его профессиональной, научно-творческой и педагогической деятельности определяется тем, что он подчинил ее добровольно избранной цели жизни - бескорыстное служение своему отечеству и народу посредством развития востоковедения. Воспитание толерантных взаимоотношений в молодежной и детской среде на примере личностей-символов остается актуальной педагогической задачей.

Библиографический список:

1. Исаков, А.П., Исаков, Е.П. Летопись Казанского государственного университета. В 2-х томах. Т.1. 1804-1945 [Текст] / А.П. Исаков, Е.П. Исаков. - Казань: ООО «Дизайн-студия МИАН», 2004. -488с. - 1000 экз.

2. Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации // Вестник образования. - М., 2006. - № 18. - С.21-33. - 60000 экз.

3. Николай Федорович Катанов. Материалы и сообщения [Текст] /Сост. Н.Г. Доможаков. - Абакан, Хакасское книжное изд-во, 1958. -215с. - 2000 экз.

4. Султанбаева, К.И. Николай Федорович Катанов - выдающийся ученый-востоковед, тюрколог, просветитель: монография [Текст] / К.И. Султанбаева. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2009. - 144с., -100 экз. илл. - ISBN 978-5-7810-0556-7.

5. Харлампович, К. Профессор Н.Ф. Катанов (некролог) [Текст] /К. Харлампович //Казанский музейный вестник. -1922. -№ 1.-С.187-195. - 500 экз.

Bibliography

1. Conception of the National Educational Policy of the Russian Federation [Text] // Herald of Education. - M., 2006. - № 18. - P. 21-33. - 60000 шр.

2. Isakov, A.P., Isakova, E.P. Annals of the Kazan State University. In 2 V. - V.2. 18041945 [Text]. - Kazan: The Design Studio MIAN Publishing House, 2004. - 488 p. - 500 cop.

3. Kharlampovich, K. Professor N.F. Katanov (Necrologue) [Text] // Kazan Museum Herald. - 1922. - № 1. - P. 187-195. - 500 rop.

4. Nickolay Fyodorovich Katanov. Materials and Reports [Text] / Under the Editorship of N.G. Domozhakov. - Abakan: Khakas Publishing House, 1958. - 215 p. - 2000 cop.

5. Sultanbaeva, K.I. Nickolay Fyodorovich Katanov Is an Outstanding Orientalist Turkologist, Enlightener: Monograph [Text] / Abakan: The Khakas State University Publishing House, 2009. - 144 p. ill. - 100 cop. - ISBN 978-5-7810-0556-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.