Психологические науки
УДК 159.99
ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И КАЧЕСТВА
В. Жекова, Медицинский университет Софии; Медицинский диагностический центр им. Царицы Йоанны (София, Болгария), e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье подробно проанализированы определения и структура личности, основные качества управляющего, знания и навыки руководителя, его профессиональные качества, темперамент и его влияние на управленческие навыки, управление и руководство.
Ключевые слова: менеджер, личностные качества, ум, темперамент.
PERSONALITY OF MANAGER: MAIN FEATURES AND QUALITIES
Abstract. The article analyzes in detail the definitions and structure of the personality, the basic qualities of the manager, the knowledge and skills of the manager, his professional qualities, temperament and his influence on managerial skills, management and leadership.
Keywords: management, personality, intelligence, temperament.
Для правильного развития бизнеса в одной организации, ключевым фактором является лицо, которое ею руководит. Личность менеджера сочетает в себе разнообразие индивидуальных характеристик, которые определяют успех компании. Руководитель должен искать и находить проблемы в компании и через соответствующую стратегию решить их.
Менеджер это человек, который руководит компанией. Руководство выражается в управлении людьми для достижения целей организации. Менеджер, как руководитель организации, осуществляет некоторые хорошо известные основные функции управления:
1. Выбор и постановка целей;
2. Планирование деятельности людей в организации;
3. Организация людей для успешного осуществления деятельности;
4. Мониторинг и оценка их работы.
Эффект от руководящей деятельности менеджера связан с его способностями видеть и решать проблемы, определять цели и пути, способы и средства, с помощью которых будут достигнуты эти цели. Это, соответственно, требует специальных знаний при определении стратегии и тактики компании, в сочетании с творческим воображением и интуицией. Творческий характер руководящей деятельности менеджера подразумевает способность поиска новых инновационных решений в любой ситуации, с объяснением этих решений и умением убеждать других в их эффективности.
Деятельность руководителя связана с реализацией различных социальных ролей. Его основной ролью является руководство формальной структурой организации, т.е. правильное сочетание должностных ролей в иерархии. В то же время, он выполняет и неформальные роли, связанные с взаимоотношениями с людьми.
Анализируя деятельность менеджера, мы приходим к проблеме, связанной с его индивидуальными особенностями личности и необходимостью самопознания. Вряд ли кто бу-
дет оспаривать мысль, что для того, чтобы управлять поведением других людей, чтобы выбирать наиболее подходящие стратегии, умело вести организацию по пути достижения поставленных целей, он должен в первую очередь осознавать свои личные, индивидуальные навыки, качества и особенности своих психических процессов. Внутренний мир личности и самосознание своего "Я" влияют на поведение менеджера и связаны с его самооценкой и уверенностью в себе.
Определение личности - это интересный вопрос в современной психологии. Зигмунд Фрейд представляет ее как соединение трех частей - Оно, Я и Надо мной:
- «Оно» - это биологические импульсы и побуждения, формирующие желания и впечатления.
- «Я» - это выражение рационального поведения, подчиненного принципам реальности.
- «Надо мной» - включает в себя моральные ценности, нормы, требования общества к личности и заставляет «Я» подчиняться этим требованиям.
На основании многочисленных определений, данных рядом авторов, таких как Курт Левин, А. Леонтьев и другие, может обобщить, что личность - это сложная, интегральное психическое создание, которое управляет, корректирует и управляет своим поведением.
Что касается структуры личности, в психологической литературе введены взгляды К. Платонова, К. Юнга и Г. Айзенка.
Модель динамической функциональной структуры личности по К.К. Платонову
№ Подструктура личности Компоненты подструктуры Средства воздействия
1. Направление и нравственные качества Убеждения Идеалы, Интересы Воспитание
2. Опыт Знания Умения Обучение
3. Личностные особенности психических процессов Волевые Интеллектуальные Эмоциональные Упражнение
4. Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик Тренировка
Интровертно-экстравертная шкала Карла Юнга.
В зависимости от направления психической энергии, Юнг делит людей на: Интроверты - характеризуются акцентом психической жизни на их собственных ощущениях, чувствах, переживаниях и мыслях.
Экстраверты - направленность личности на окружающих людей и события. Позже психиатр Ганс Айзенк развивает идеи Юнга:
№ 2. - 2017
Модель Айзенка:
ФЛЕГМАТИК
интроверт
МЕЛАНХОЛИК
стабильная
нестабильная
САНГВИНИК
экстраверт
ХОЛЕРИК
Интелектуальные качества руководителя:
Мышление
При рассмотрении мышления руководителя важное место занимают свойства его индивидуального процесса мышления. Особенное значение для деятельности руководителя имеют: независимость, скорость, гибкость, глубина, критичность, новаторство. Ощущение самостоятельности - менеджер хорошо работает, когда он свободен в выборе действий, имеет возможность работать так, как считает необходимым. Другим качеством, связанным с автономией мышления, является риск - способность оценить, какой риск является разумным. Кроме того, нужно обратить внимание на роль активности, необходимости логического мышления. Мышление менеджера следует отличаться анализом и пониманием ситуации. Интеллектуальный анализ относится и к финансовому положению компании, отчетности, контролю и к принятию решений.
Новаторство
Новаторство характеризует человека как творческую личность и предполагает инициативу, нестандартное мышление, смелость. Несомненно, это требует сильной воли. Отсюда следует, что новаторство является морально-волевым процессом. Новаторство также означает гибкое мышление, адаптацию и принятие нового. А это качество необходимо в современной работе из-за непредвиденных ситуаций и результатов, которые предоставляет рынок
Воображение
Воображение принадлежит высшим когнитивным процессам. Самое большое значение воображения состоит в том, что оно позволяет прогнозировать результаты деятельности, прежде чем мы приступили к ней. Следовательно, воображение помогает руководителю лучше ориентироваться в деятельности компании; оно позволяет ему найти выход даже при отсутствии достаточных всесторонних знаний; помогает руководителю обогнать время.
Интуиция - это подсознательный психический процесс, импульс для принятия оптимального решения. Она включает в себя предвидение, которое помогает правильно ориентироваться в создавшейся ситуации. В то же время, понятие не может быть абсолютным. Интуиция может быть хорошей только тогда, когда присутствует сильно развитый интеллект, хорошая мотивация и профессионализм.
Интуиция
Лидерские знания и навыки:
Навыки формируются медленно на протяжении длительной и целенаправленной работы.
Необходимые навыки менеджера:
• Способность руководить;
• Умение планировать и организовывать;
• Навыки коммуникации;
• Межличностные навыки;
• Навыки обучения;
• Навыки презентации (выражения и речи);
• Умение заявить о себе.
Профессиональные качества, необходимые для руководителя:
• Готовность работать в условиях неопределенности (особенно необходимы при неблагоприятных условиях окружающей среды, в которой деятельность осуществляется);
• Мотивация к достижениям;
• Уровень требований;
• Целенаправленность
• Уверенность.
Темперамент руководителя
Он выражает личные особенности человека и характеризует его внешнее поведение. Требования руководящей деятельности к темпераменту менеджера:
Основные свойства показатели ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА
Меланхолик Флегматик Сангвиник Холерик
1. Быстрота реакций Слабая Слабая Умеренная Сильная
2. Эмоциональность Глубокая Слабая Умеренная Сильная
3. Версивность Сильная-интро Интро Экстра Сильная-экстра
4. Активность Слабая Сильная Умеренная Сильная
Менеджер меланхолик - робкий, неуверенный. Не выдерживает тяжелого и длительного стресса, не контактен, легко уязвим. У него есть склонность к интроспекции, самоанализу и самокритике. Исполнительный и прилежный. Считается наиболее неприемлемым типом управленческого характера.
Менеджер флегматик - спокойный и уравновешенный, упорный и терпеливый. Имеет твердо установленные привычки, полностью независим и самостоятелен. Слабо эмоционален, с медленными и вялыми движениями.
Менеджер сангвиник отличается силой, уверенностью и подвижностью нервных процессов. Он открыт для нового, энергичен и работоспособен. Чувства и эмоциональные переживания являются умеренными. Тип сангвиника лучше всего подходит для менеджера.
Менеджер холерик очень активен, энергичен и настойчив. Мысль его течет очень быстро, характеризуется неэкономичным расходованием сил - когда занимается чем-либо, вкладывает всю свою энергию, не зная меры и преград, но такое сверх напряжение приводит к быстрому истощению его сил. С другой стороны, он обладает богатым воображением,
интуицией и изобретательностью. Способен идти на риск, принимать быстрые и смелые решения, в то время как другие не решаются.
Известно, конечно, что на практике почти не встречаются чистые типы, а существуют различные «переливания» среди четырех типов темперамента.
Основная часть управления в каждой организации состоит в координации ее деятельности и направлении усилий ее членов для достижения поставленных целей. Этот процесс включает в себя способность быть лидером. Лидерство является неотъемлемой частью эффективного управления. Эти два явления тесно связаны между собой, но, тем не менее, различны. Каждый менеджер должен быть лидером, но не каждый руководитель является менеджером. Лидерство проявляется в межличностных отношениях. Оно связано с достижением целей таким образом, когда последователи лидера воспринимают эти цели как свои собственные. Управление затрагивает людей, выполняющих определенные функции, контролируя их взаимодействие. Эффективное управление невозможно без лидера.
Литература:
1. Василев П. Управление на персонала. София, 2009.
2. Иванов Ив. Организационна психология. В. Търново, 2000.
3.Костригин А.А. Менеджмент в дошкольном образовании: перспективы исследования ценностных оснований // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 1 (21). С. 187-190.
4. Стойнешка Р. Психология на управлението. София, 2000.
5. Тодорова Е. Социална психология. София, 1989.
6. Урбанович А. Психология управления. Минск, 2003.
7. www.brains.hit.bg
References:
1. Vasilev P. Upravlenie na personala. Sofiya, 2009.
2. Ivanov Iv. Organizatsionna psikhologiya. V. T"rnovo, 2000.
3.Kostrigin A.A. Menedzhment v doshkol'nom obrazovanii: perspektivy issledovaniya tsennostnykh osnovanii // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. 2015. № 1 (21). S. 187-190.
4. Stoineshka R. Psikhologiya na upravlenieto. Sofiya, 2000.
5. Todorova E. Sotsialna psikhologiya. Sofiya, 1989.
6. Urbanovich A. Psikhologiya upravleniya. Minsk, 2003.
7. www.brains.hit.bg
— • — Сведения об авторе
Виктория Жекова, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры политики в области здравоохранения и управление, Медицинский университет - Софии; управляющий, Медицинский диагностический центр им. Царицы Йоанны (София, Болгария).