УДК 37.015.3
С. Г. ГУНБИНА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТА КОЛБА ДЛЯ ДИАГ НОСТИКИ ТИПА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ TQM
Проблема индивидуализации обучения становится всё более актуальной в последнее время в связи с быстрыми изменениями в экономической, правовой, политической и других сферах жизни и необходимостью приспосабливаться к ним, постоянно обучаясь. Особенно актуальной данная проблема становится в условиях всеобщего управления качеством, когда необходимым становится постоянное обучение на рабочем месте.
В некоторых отраслях изменения происходят столь быстро, что знания устаревают на 50% в течение 2-3 лет, поэтому необходимо постоянное обучение сотрудников. Индивидуализация обучения в этом случае позволит за короткое время качественно обучить специалистов. Критериями индивидуализированности обучения могут быть: учёт ведущей системы восприятия (зрительной, слуховой или кинестетической), когда разным группам слушателей предлагается в процессе обучения больше наглядного материала, более подробные объяснения или возможность получить знания на практике; учёт аналитичности или синтетичности мышления (и тогда обучение строится от частного к общему или наоборот) и т. п.
В данной работе нами было проанализировано использование теста Колба для диагностики типа обучения. Данный тест представляет собой оценочный лист, который содержит описание различных действий в процессе обучения. Испытуемый должен оценить использование каждого из них в процессе обучения (т. е. как испытуемый обучается) с использованием балльной системы. Далее по формуле подсчитывается количество набранных испытуемым баллов и по количеству набранных баллов определяется преобладающий тип обучения.
В процессе диагностики выделяются 4 типа обучения:
Тип А: человек опирается на имеющийся опыт, характеризуется тем. что работнику сразу же предоставляется возможность выполнить конкретную работу в соответствии с его предыду-
© С. Г. Гунбина, 2004
щим опытом. Успех обучения и адаптации в этом случае зависит от интуиции новичка, ответственности, чувства проблемы и предшествующего практического опыта. Неуспех является следствием рассеянности, нелогичности, поверхностности- «витания в облаках». Тип В: опирается на размышление и наблюдение, много думает в процессе обучения. Работники, работающие на сборочных операциях, вначале долго смотрят на готовое изделие и только потом приступают к работе с ним. Обучение идёт медленно, т. к. обучающиеся наблюдают, делают1 пометки для себя и действуют методом проб и ошибок. Обучающиеся пытаются повторить действия, продемонстрированные им. В этом случае важна способность человека перестраиваться за счёт размышления. Тип С: ориентирован на построение концепций, обучаемые заинтересованы в теоретическом анализе любой проблемы но не склонны реали-зовывать свои знания на практике. Тип В: ориентированы на экспериментирование, сразу хотят всё попробовать. Учатся только на своих ошибках. Они импульсивны и безответственны, безрассудны и нетерпеливы. Очень деятельны.
На основе изучения данных характеристик нами было выдвинуто предположение, что выделенные типы соответствуют описаниям темперамента и базируются на особенностях высшей нервной деятельности человека. Рассмотрим эти характеристики.
Сангвиник - человек живой, подвижный, стремящийся к новым впечатлениям и переживаниям, частой смене деятельности. Обладатель сильной уравновешенной и подвижной нервной системы. Способный быстро осваивать любую деятельность, но поверхностный.
Флемгатик - человек с устойчивыми стремлениями и настроениями, трудно переключающийся на что-либо новое. Обладатель сильной уравновешенной, но инертной нервной системы. Склонный долго осваивать любую деятельность, но освоив, может действовать эффективно. Эмоции трудно проявляется.
Меланхолик - человек легкоранимый и чувствительный ко всем событиям, происходящим вокруг него. Обладатель слабой нервной системы. Склонный к осмыслению происходящий событий, не может долго выполнять какую-либо деятельность из-за быстрого развития утомления. Эмоции сильны, но слабо проявляются во внешнем облике человека, в основном негативные.
Холерик - человек быстрый, порывистый, быстро берущийся за новые дела, но также быстро «остывающий». Обладатель сильной неуравновешенной нервной системы с преобладанием возбуждения. Стремится напором преодолеть все трудности и препятствия, но с трудом доводящий до конца начатые дела.
Как видно из описания, типы обучения людей и типы их темперамента и проявления темперамента в деятельности имеют общие черты.
Для подтверждения нашего предположения нами было проведено тестирование испытуемых и тестом Колба, и тестом диагностики темперамента (тестом Айзенка). В исследовании приняли участие 94 человека (мужчины и женщины в возрасте 25-50 лет с преобладанием возрастной категории 30-40 лет). Профессиональный состав выборки: мастера, менеджеры и предприниматели.
Исследование проводилось в дневные часы с соблюдением всех требований к процедуре обследования. Полученные данные представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы, каждый тип обучения используют представители практически всех темпераментов, но можно наблюдать преобладание одного из темпераментов в каждом типе. В типе А преобладают сангвиники - 40%, типе В -флегматики - 75%, в типе С - меланхолики -46%, в типе В - холерики 41%. Типы темперамента, как уже говорилось выше, связаны с особенностями протекания нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга, с их силой, уравновешенностью и подвижностью. Это врожденные психические свойства, остающиеся практически неизменными на протяжении всей жизни человека. Теоретические исследова-
ния, проведённые И. П. Павловым показали, что типы темперамента можно сгруппировать в два типа - «художественный» (к которому он отнёс холериков и сангвиников) и «мыслительный» (флегматики и меланхолики). Характеристики этих типов таковы. - .
Для «художников» характерно запоминание путём целостного схватывания и воспроизведение по представлению, быстрое формирование образа деятельности, точное детальное запоминание зрительных объектов, развитое конкретно-чувственное мышление, высокая любознательность, ярко выраженная потребность в новых впечатлениях, художественное, образное восприятие мира, импульсивность поведения, пониженное чувство ответственности, плохой эмоциональный контроль и отсутствие желания следовать нормам. Что мы и наблюдаем у типов обучения А и В.
Для «мыслителей» характерно развитие способности к логической переработке информации, склонность к осмысливанию мира, хорошее запоминание абстрактно-логического материала, высокое развитие словесно-логического мышления, желание овладеть знаниями и интерес к самому процессу познания и созданию теорий. Они обладают высоким самоконтролем поведения, сдержанны в проявлении чувств, уравновешены, ответственны и прилежны. Они склонны к постепенному освоению любой деятельности, разумны и не склонны нарушать нормы. Что и характерно для типов обучения В и С.
Наличие других способов обучения у этих типов темперамента (не соответствующих проявлению темперамента в деятельности) означает использование приёмов обучения, не являющихся присущими данному типу. Отсутствие большой чистоты в соответствии типа темперамента и типа обучения (около 40%, и только в одном случае 75%) возможно объясняется еще и тем, что для диагностики темперамента были использованы не электрофизиологические методы (которые очень точны), а метод опроса, предполагающий дачу испытуемыми социально желательных ответов и отражающих приспособление человека к недостаткам своего темперамента.
Таблица 1. Результаты теста Колба и теста Айзенка
Типы обучения/ Темперамента Сангвиник, % Флегматик,% Меланхолик, % Холерик, %
Тип А 40 23 18 19
Тип В 25 75 0 0
Тип С 10 27 46 17
Тип Б 0 1 35 24 41
1-1 а основании п р о в е д ё н н ых и с с л е до в а н и й можно сделать следующие выводы.
1. Диагностика типа обучения по Колбу скорее всего имеет в своей основе разделение обучаемых по типу темперамента. Тип А соответствует типу сангвиника, тип В - типу флегматика, тип С - типу меланхолика и тип О - типу холе-ри ка.
2. Использование данного разделения эффективно, т. к. тип темперамента не изменяется в течении жизни и, диагностировав его один раз, можно и далее опираться в обучении на диагностированный тип.
3. Недостатком данного подхода может быть неиспользование резервов, которые можно получить при использовании других способов обучения. Если все обучение строго «привязано» к определённому типу, то человек не сможет развить другие возможности своей нервной системы.
4. Желательно данное знание типа использовать не в массовом, а в индивидуальном обучении, которое и предполагается как система наставничества в условиях TQM.
БИБЛИОГРАФИЧБСКИЙ СПИСОК
1.Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. - М.: Прометей, 1993. -306 с.
2. Способности. К 100-летию со дня рождения Б. М. Теплова. - Дубна: Изд.центр «Феникс», 1997. - 392 с.
3. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. - М.: Изд. корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
Гунбина Светлана Геннадьевиа, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Экономика и менедэ/смент» УлГТУ.