Научная статья на тему 'Влияние темперамента на изучение иностранных языков'

Влияние темперамента на изучение иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3112
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Цыганок Г.Ю., Сергеева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние темперамента на изучение иностранных языков»

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность - ценное состояние личности, отличающееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса чаще всего ребенком проявляются такие эмоции, как удивление, радость познания, удовлетворённость деятельностью. Сущность любознательности заключается в возникновении загадок и их расшифровке как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Неоднократно установлен факт о том, что любознательные люди неравнодушны к миру, они всегда находятся в состоянии поиска чего-то нового, неизведанного.

Таким образом, рассмотрев различные точки зрения исследователей по определению сущности познавательного интереса, его структуры и основных признаках, мы пришли к следующему выводу. Познавательный интерес отличается от любых других педагогических феноменов познавательной активностью, явной избирательной направленностью на конкретный предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес способствует развитию умений ребенка выявлять закономерности и устанавливать связи между предметами познания.

Г. Ю. Цыганок, О. В. Сергеева Влияние темперамента на изучение иностранных языков

В связи с прогрессивным развитием общества в последние годы наблюдается все больший интерес к иностранному языку. Стремление изучать этот предмет объясняется многими причинами, одна из которых - желание путешествовать по миру, обогащать свои знания в общении с представителями различных стран и куль-

92

тур, а без знания хотя бы одного иностранного языка это сделать очень трудно. Самым популярным иностранным языком, на котором говорит большая часть населения земного шара, считается английский. Поэтому не случайно одним из распространенных языков, изучаемых в школе, является именно английский язык.

Проблема трудностей изучения иностранного языка уже изучили некоторые психологи (В.А. Артемов, Б.В. Беляев, И.А. Зимняя, З.И. Клычникова) и методистами (И.Л. Бим, Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий).

Актуальность данного исследования обуславливает тот факт, что не всегда желание школьников говорить и знать язык совпадает с их способностями к нему. Одним язык дается легко, другим -трудно. О том, как темперамент влияет на изучение иностранного языка (в данном случае английского) на среднем этапе обучения и пойдет речь в этой работе.

Иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других предметов школьной программы, и тем самым, очевидно, у учеников появляются некоторые трудности при изучении этого предмета.

Иностранный язык, действительно, требует работы - ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Ученик должен знать, ради чего он это делает, и иметь четко поставленную конкретную цель изучения иностранного языка. Цель может состоять в том, чтобы, например, овладеть английским языком, чтобы в подлиннике прочитать Шекспира или иметь возможность непосредственного общения со сверстниками - английскими школьниками, и т. д.

Влияние темперамента на изучение иностранных языков

Ученые с древности пытались обнаружить закономерности функционирования психики человека. Так, древнегреческий врач Гиппократ выдвинул идею о том, что жизнедеятельность и здоровье зависят от четырёх основных соков организма: крови (sanguis), лимфы (phlegma), желчи (chole) и чёрной желчи (melanos chole). В дальнейшем его классификация легла в основу современного представления о темпераменте.

В психологии под темпераментом (лат. смесь, соразмеренность) понимают совокупность индивидуальных свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности. Важным свойством темперамента является его относительная устойчивость на протяжении жизни человека.

«Греческий гений Гиппократ уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты», - писал великий русский физиолог Иван Павлов, развивший идеи Гиппократа.

93

И.П. Павлов различил четыре типа нервной системы:

1) сильный, неуравновешенный (с преобладанием силы процесса возбуждения);

2) сильный, уравновешенный, подвижный;

3) сильный, уравновешенный, инертный;

4) слабый.

Эти общие типы нервной системы лежат в основе четырех традиционных типов темперамента.

Существует четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик

Является обладателем непростого темперамента. Неуравновешенный, иногда вспыльчивый, бывает сложным собеседником. Сам иногда страдает от своей раздражительности и вспыльчивости, но ничего с ними поделать не может и теряет контроль при эмоциональных обстоятельствах. Однако при наличии интереса проявляет завидную инициативность, энергичность и принципиальность.

Языки зачастую даются холерику легко, «с налету». Будучи по натуре экстравертом, он стремится к новым контактам, к общению с людьми и с легкостью вступает в беседу, не испытывая робости перед языковым барьером. Хорошая вербальная память и быстрота реакции также позволяют холерику легче осваивать язык. Факторами, затрудняющими изучение, могут быть отсутствие усидчивости и эмоциональные перепады.

Сангвиник

Обычно быстро приспосабливается к новым условиям, деятелен и продуктивен в работе, вызывающей живой интерес. Легко вступает в контакт с новыми людьми, непоседлив и нуждается в новых впечатлениях. Часто испытывает затруднения при выполнении длительных и монотонных операций. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее длительного и методичного напряжения, устойчивости внимания, терпения. Будучи в вечном поиске, он не достигает намеченной цели не потому, что испытывает дефицит силы воли, а просто от регулярной смены целей. Так же, как и холерик, сангвиник не испытывает затруднений с иностранными языками. Его общительность и обаятельность способствует развитию речевых навыков и восприятию иноязычной речи. Высокий темп усвоения знаний также помогает сангвинику справляться с заданиями. К факторам, препятствующим изучению языка, можно отнести некоторую поверхностность и непостоянство, а также постоянное переключение внимания на другую сферу (отвлекаемость).

94

Флегматик

Медлительный, спокойный в действиях, мимике и речи, флегматик может долго и упорно трудиться, не меняя вида деятельности и терпеливо перенося все трудности. Настойчивый и упорный, он не любит пустой болтовни и редко выходит из себя, рассчитывает свои силы и доводит дело до конца.

Будучи интровертом, флегматик имеет низкий уровень продуктивности вербальной (речевой) памяти и может испытывать затруднение с разговорной речью. Ему требуется время для того, чтобы привыкнуть к собеседнику и установить контакт. Зато, в отличие от холерика и сангвиника, он более способен к методичной деятельности, требующей выдержки и постоянства, и не утомляется от нее.

Меланхолик

Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, а также некоторая застенчивость, робость, нерешительность. Меланхолик эмоционально раним, чаще других испытывает тревогу, страх, нередко переоценивая характер угрозы, такие люди легче становятся жертвами правонарушений насильственного характера. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию («опускаются руки»).

При изучении иностранного языка меланхолик может столкнуться с тем, что его повышенная тревожность препятствует вступлению в вербальный контакт. В результате успешность усвоения речи может быть более низкой по сравнению с другими типами темперамента. Однако, если дать меланхолику возможность раскрыться, он проявит себя как глубокий и вдумчивый собеседник, способный к содержательному диалогу. Также к его достоинствам можно отнести способность изучать язык индивидуально, поскольку у него, в отличие от холериков и сангвиников, нет потребности постоянно находиться в коллективе.

Необходимо отметить, что в чистом виде отдельные типы темперамента практически не встречаются, и речь идет о преобладании и сочетании свойств определенных типов, которые и определяют поведение человека.

Освоение иностранного языка требует систематической и усердной работы. Немаловажно, чтобы ученик знал, ради чего он затрачивает время и энергию, т. е. имел мотивацию и четко поставленную конкретную цель. Однако, кроме этого, для продуктивности занятий необходимо учитывать особенности темперамента человека. Важно помнить, что не существует хороших и плохих темпераментов. У каждого студента есть слабые и сильные стороны, которые необходимо учитывать в процессе занятий языком. Поэтому усилия препода-

95

вателя должны быть направлены на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента конкретного ученика, совмещенное с нейтрализацией отрицательных проявлений.

К сожалению, о разнице темпераментов часто забывают, и это приводит к бесконечному сравнению с другими, с попыткой перенять чей-нибудь стиль или подстроиться под стереотип. А между тем именно в этих индивидуальных особенностях человека и содержатся основы будущего успешного развития.

Исследование

С целью изучения особенностей темперамента была использована методика Ганса Айзенка, направленная на выявление типа темперамента при помощи определения степени экстраверсии. По этой методике выделяется 4 типа темперамента: сангвиник-экстраверт, холерик-экстраверт, флегматик-интроверт, меланхолик-интроверт.

Исследование проводилось в феврале 2014 г. в Санкт-Петербургской общеобразовательной школе № 51. В исследовании принимали участие 30 учеников 10-го и 11-го классов.

Согласно полученным сведениям, среди 30 учеников было выявлено 12 человек с холерическим темпераментом, 1 - с флегматическим, 12 - с сангвиническим и 5 - с меланхолическим.

Анализируя данные по темпераменту и оценке учащихся, можно сказать, что учащиеся, имеющие холерический и сангвинический темперамент, более успешны в учебе, имеют больше отличных оценок, чем учащиеся с флегматическим и меланхолическим темпераментом.

Индивидуально-психологические особенности учащихся (темперамент) играют важную роль в процессе усвоения иностранного языка в образовательном учреждении. Такие особенности психологической деятельности, как темп усвоения знаний, восприятие иностранной речи, пластичность и гибкость в ее переработке и другие, становятся определяющими факторами усвоения иностранного языка в предлагаемом объеме. Экстравертированность также стимулирует развитие речевых навыков по восприятию внешней иноязычной речи, а интровертированность, наоборот, блокирует этот процесс. Также тревожность, невротизм могут препятствовать вступлению учащегося в контакт, вызывать страх. В результате, успешность усвоения речи может быть более низкой. Очевидно, этим можно объяснить более низкие результаты усвоения иностранного языка учащимися с флегматическим и меланхолическим темпераментом.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.