Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация учащихся школ'

Профессиональная ориентация учащихся школ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
934
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / ТЕСТЫ И АНКЕТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИИ ПО ТЕМПЕРАМЕНТУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Башмур Екатерина Олеговна, Лапотина Екатерина Игоревна

Профессия это билет в жизнь. Каждый школьник, находящийся на пороге выпуска из школы, сталкивается с серьёзным выбором своей будущей деятельности. От его решения зависит его дальнейший жизненный путь. У современных школьников есть острая проблема выбора профессии. Помочь им может учитель в ходе занятий по профессиональной ориентации. После тестирования, беседы, разбора типа личности и способностей школьника, педагог может помочь определить наиболее подходящую специальность. Проанализированы виды влияния на выбор профессии выпускником школы; изучены психические процессы и их роль в профессиональной деятельности; исследовано влияние темперамента и его полюсов при выборе профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Башмур Екатерина Олеговна, Лапотина Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация учащихся школ»

Список литературы

1. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, И.Г. Жуков; Р.Ф. Маричев. М.: ИЦПКПС, 2005. 104 с.

2. Зайцев О.С. Практическая методика обучения химии в средней и высшей школе / О.С. Зайцев. М.: КАРТЭК, 2012. 469 с.

3. Зайцев О.С. Методика обучения химии / О.С. Зайцев. М.: Владос, 2011. 384 а

4. Кирюшкин Д.М. Методика преподавания химии / Д.М. Кирюшкин. М.: ГУПИ, 2001. 352 а

5. Чернобелъская Г.М. Методика обучения химии в средней школе / Г.М. Чернобельская. М.: Владос, 2000. 336 а

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

ШКОЛ

1 "2 Башмур Е.О. , Лапотина Е.И.

1Башмур Екатерина Олеговна - студент; Лапотина Екатерина Игоревна - студент, кафедра математики и математического образования, факультет естественных, математических и компьютерных наук, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

Аннотация: профессия - это билет в жизнъ. Каждый школьник, находящийся на пороге выпуска из школы, сталкивается с серьёзным выбором своей будущей деятельности. От его решения зависит его дальнейший жизненный путь.

У современных школьников есть острая проблема выбора профессии. Помочь им может учитель в ходе занятий по профессиональной ориентации. После тестирования,

120

беседы, разбора типа личности и способностей школьника, педагог может помочь определить наиболее подходящую специальность.

Проанализированы виды влияния на выбор профессии выпускником школы; изучены психические процессы и их роль в профессиональной деятельности; исследовано влияние темперамента и его полюсов при выборе профессии. Ключевые слова: учащиеся школ, профессиональная ориентация, выбор профессии, тесты и анкеты по профессиональной ориентации, профессии по темпераменту.

По окончании школы человек делает выбор - определяется с профессией. По С.А. Кузнецову, профессия - это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования [1].

Каждый человек с детства задумывается о будущем роде деятельности. Кто-то хочет стать космонавтом, кто-то артистом, а кто-то президентом. Понять, к чему есть способности, непросто. Здесь-то и приходят на помощь учителя и психологи. Они проводят специальные беседы, тесты, анкетирования и выявляют навыки и интересы учащихся.

«Социологические опросы показывают, что 60% старшеклассников имеют устойчивые интересы к профессиональной деятельности; при этом около 70% не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей, соответствия их избираемой профессии», говорится в книге С.Н. Чистяковой, И.А. Умовской, Т.И. Шалавиной и А.И. Цуканова «Твоя профессиональная карьера» [2]. Это означает, что, даже сделав выбор, старшеклассник не может быть уверен в том, что выбранный род занятий подходит ему и что он добьется успеха в нём.

Влияет ли половая принадлежность на выбор профессии? Мужчины по своей природе - добытчики. С детства им внушают, что их главной обязанностью станет содержание семьи. Поэтому юноши довольно рано задаются вопросом

профессиональной ориентации. А вот среди женщин только незначительная часть задумывается об этом в подростковом периоде. Многие девушки думают о том, как удачно выйти замуж.

Исторически сложилось, что мужчина реализуется через карьеру и профессию. Для него это сфера обретения социального статуса и самоуважения. Женщина может реализоваться не только через карьеру. Большую роль для неё играют дом, семья, дети, любовь. Женщины намного легче приспосабливаются к ситуации и меняют профессию, не боясь показать свою уязвимость. Не реализовавшись через карьеру, женщина достаточно комфортно чувствует себя в доме, в сфере семейных ценностей.

Как влияют психические процессы на профессиональную деятельность? При взаимодействии человека с окружающей средой в структуре мозга возникают процессы, отражающие свойства объектов и явлений внешней среды. В психологии к психическим процессам относят: ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, эмоции [3]. Совершенно точно можно сказать, что все психические процессы оказывают огромную роль в профессиональной деятельности.

Разберём зависимость профессии и психических процессов на нескольких примерах. Например, если у человека будет плохо развито воображение, то он едва ли сможет стать художником или писателем. А если у человека плохая память, то он вряд ли сможет стать хорошим юристом или журналистом. Поэтому так важно, чтобы учителя и психологи вовремя выявили развитость того или иного психического процесса у ребенка, склонности школьника и главные ценности в его жизни.

При выборе профессии важно учитывать темперамент человека. Согласно И.П. Павлову выделяют четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик [4]. Рассмотрим, какие профессии какому темпераменту подходят больше.

Холерик способен построить карьеру в компании, где нужны стрессоустойчивые и энергичные сотрудники. Таким людям необходимо выражать свою энергию. Холерику подходят профессии дипломата, журналиста, репортёра, хирурга, предпринимателя, режиссёра, следователя, геолога и артиста.

Сангвиник - прекрасный стратег и руководитель. Ему подходит работа директора предприятия, менеджера среднего или высшего звена, психолога, учителя, организатора мероприятий.

Меланхолику не рекомендуется работать с людьми. Он не выносит постоянного общения. Ему приятнее проводить время с неодушевлёнными предметами или животными. Меланхолику придётся по душе трудиться художником, ветеринаром, композитором, писателем, агрономом.

С первого взгляда кажется, что медлительный человек - это не плюс для будущей профессии. Но отсутствие спешки для флегматика - его сильная сторона. Флегматик способен анализировать ситуацию без паники и находить решение в сложных вопросах. В связи с такими особенностями характера флегматик может стать прекрасным врачом-терапевтом, экономистом, научным сотрудником или главным бухгалтером.

Точно также важны при выборе профессии и полюса темперамента. Наиболее известны понятия интроверсии и экстраверсии, принадлежащих К. Юнгу и Г. Айзенку [5, 6].

Подходящие профессии для экстраверта: менеджер, врач, журналист, ведущий, секретарь, юрист, педагог, психолог, гид, политик и другие профессии, подразумевающие частое общение с людьми.

Профессии для интроверта: флорист, программист, инженер, водитель, редактор, бухгалтер, ветеринар, писатель, переводчик, художник, корректор, библиотекарь, статистик, лаборант и другие профессии, которые позволяют работать в одиночестве или минимизировать общение с людьми.

Амбиверт - промежуточный тип между экстравертом и интровертом. Это самый гибкий тип личности, который

умеет под всё подстраиваться. Амбиверты хорошо понимают других людей, умеют общаться с любым психологическим типом, и у них есть лидерские качества. Амбиверту по плечу любая профессия, но есть специальности, в которых они особенно преуспевают: фрилансер, менеджер, организатор мероприятий, политик, социальный работник, торговый посредник, писатель, дипломат, актёр.

Узнать свой темперамент, определить тип темперамента с учётом интроверсии и экстраверсии личности, а также эмоциональной устойчивости поможет тест Г. Айзенка [6].

Учитель, проводящий с учениками занятия по профессиональной ориентации, работает вместе со школьным психологом. Их работа начинается не в 9 или 11 выпускных классах, а со дня поступления ребёнка в школу.

Как это происходит:

A) При поступлении в учебное заведение ребёнку задают вопрос «А зачем ты вообще идёшь в школу?», который помогает узнать его учебную мотивацию.

Б) При переходе в среднее звено (5 класс), проводится анкетирование по определению мотивов учебной деятельности. Школьник выбирает наиболее подходящие ему варианты, а преподаватель и психолог анализируют результаты и таким образом выявляют мотивы учебной деятельности.

B) В 9 классе проводится анкетирование профильного самоопределения учащихся. На этом этапе ученикам помогают определиться с профилем, на котором они бы хотели учиться в 10-11 классах. Проводится анкетирование по методике «Профиль», а также заполняется опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной) [7].

Г) В 10-11 классах ученики уже распределены на профили по своим интересам и склонностям, они могут раз в неделю посещать УПК (учебно-производственный комбинат), на котором более близко знакомятся с выбранной ими там профессией. Заполняется дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова «Я предпочту», который

помогает выявить склонности человека к определенным типам профессий. По результатам исследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А. Климова: человек -природа; человек - знаковая техника, знаковый образ; человек - техника; человек - человек; человек -художественный образ [8]. Существует множество тестов по профориентации и многие из них проводятся в школах. В книге Н.В. Тутубалиной «Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации», каждый ученик сможет найти тесты, которые помогут определиться с будущей профессией

[9].

На выбор профессии, несомненно, может повлиять позиция старших членов семьи, мнение друзей, учителей. К мнению всех этих людей прислушаться можно, и даже нужно. Но, с уверенностью можно сказать, что выбор профессии человек должен сделать сам. К окончанию школы он уже сформировавшаяся личность и находится в том возрасте, когда может самостоятельно принимать важные в своей жизни решения.

Существует огромное количество литературы, рассказывающей о разных профессиях. Например: «Кем быть? Секреты выбора профессии. Книга, с которой начинается карьера» Д. Парнова [10], «Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника» Г. Резапкиной [11], «1000 профессий традиционных, новых, редких. Краткий энциклопедический словарь» М. Горбуновой, Е. Кирилюк, А. Орешкиной [12]. Данные книги могут помочь школьнику при выборе рода деятельности.

Профессий в мире невероятно много. И не существует специальностей хороших или плохих, есть те, что нравятся и подходят человеку или не нравятся и не подходят. При выборе рода деятельности важно учитывать многие факторы, такие как темперамент и его полюса, пол, знания, интересы, способности. Профессия определяет дальнейшую жизнь человека. Поэтому очень важно сделать правильный выбор.

Ведь, как говорил древнегреческий философ Сократ: «Не

профессия выбирает человека, а человек профессию».

Список литературы

1. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб: Норинт, 1998. 1534 с.

2. Чистякова С.Н., Умовская И.А., Шалавина Т.И., Цуканов А.И. Методика преподавания курса «Твоя професссиональная карьера»: Книга для учителя. 2 изд. М: Просвещение, 1999.189 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.592 с.

4. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, 2003. 288с.

5. Юнг К.Г. Психологические типы. Цюрих: RascherVerlag, 1921. 538 с.

6. Айзенк Г. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов. М., 1995. 217-224 с.

7. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.М.: Генезис, 2005.124 с.

8. Климов Е.А. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). М.: Когито-Центр, 2005.

9. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профессиональной ориентации. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 288 с.

10. Парнов Д. Кем быть? Секреты выбора профессии. Книга, с которой начинается карьера. М.: Книжный мир, 2014. 280 с.

11. Резапкина Г. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.: Генезис, 2007. 140 с.

12. Горбунова М., Кирилюк Е., Орешкина А. 1000 профессий традиционных, новых, редких. Краткий энциклопедический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2011. 251 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.