Научная статья на тему 'Личная ответственность подростка в формировании учебной успешности в различных видах внеурочной деятельности'

Личная ответственность подростка в формировании учебной успешности в различных видах внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
560
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ДОСТИЖЕНИЙ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Худотеплова Е. Н.

Автор рассматривает влияние различных видов внеурочной деятельности на формирование уровня общей интернальности и интернальности в области достижений. На стадии эксперимента определяется вид внеурочной деятельности, которая формирует высокий уровень личной ответственности и является залогом учебной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Худотеплова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личная ответственность подростка в формировании учебной успешности в различных видах внеурочной деятельности»

УДК 378.048.2

ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОДРОСТКА В ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ УСПЕШНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Н.Худотеплова

Автор рассматривает влияние различных видов внеурочной деятельности на формирование уровня общей интернальности и интернальности в области достижений. На стадии эксперимента определяется вид внеурочной деятельности, которая формирует высокий уровень личной ответственности и является залогом учебной успешности.

Ключевые слова: общая интернальность, интернальность в области достижений, внеурочная деятельность, учебная успешность.

В современной системе образования под влиянием гуманистических идей осуществляется постоянный поиск инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса и обеспечению оптимальных условий для формирования учебной успешности подростка. Акцентируется необходимость центрирования образовательного процесса на интересах и возможностях учащихся, с одной стороны, и в то же время усиление их собственной ответственности за свои учебные результаты, с другой.

Ответственность выступает как существенная черта личности и отражает объем личных задач человека. Осознание подростком своей ответственности определяется целым рядом факторов. К ним относятся познавательные, мотивационные, характерологические, ситуативные и прочие. В процессе эволюции ответственности возникает внутренний механизм контроля. Виды ответственности различаются тем, что они являются формой контроля либо с позиций личности (интернальный локус контроля), либо с позиций общества (экстернальный).

Рассмотрим факторы личной ответственности подростка в учебной деятельности:

- способность занимать в обучении активную позицию;

- сформированность позитивного отношения к учебной деятельности;

- способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

- способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

- способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации;

- самостоятельность;

- умение пользоваться приобретенными личностными навыками в поведении;

- ориентация на успех;

- соблюдение баланса общих и личных интересов;

- способность анализировать своё поведение и конструктивно принимать замечания;

- доброжелательность, тактичность, уверенность в себе.

Принимая ответственность на себя, подросток становится субъектом учебной деятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития, по выражению В.И.Слободчикова, становится «автором собственной биографии».

Немаловажным фактором в формировании субъектности подростка является учитель. Учитель должен помогать ученикам, осваивать субъектную роль и использовать свои субъектные полномочия, организовать процесс обучения через актуализацию и обогащение субъектного опыта учащихся.

Для формирования субъектной позиции ученика в обучении учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ученик переходил от управления со стороны учителя учебной деятельностью к самоуправлению, от внешнего контроля к самоконтролю, от внешней оценки к самооценке. Такая логика построения учебного процесса меняет ролевые позиции, учитель с позиции урокодателя переходит в позицию фасилитатора, он становиться помощником ученика, создаёт условия и стимулирует его личностный рост, познавательную активность и самостоятельность. А ученик становиться

активным и заинтересованным участником учебного процесса. Ученик как субъект образовательного процесса всегда нацелен на личные достижения.

Субъективный контроль подростков - мера определения ответственности за успешность собственной учебной деятельности: «Я успешен в силу собственных усилий, и отсутствия помех со стороны посторонних».

Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

Нами анализировались данные по пяти шкалам опросника «Уровень субъективного контроля», которые соответствуют интересующим нас характеристикам субъективного контроля испытуемых:

1) шкала общей интернальности (Ио);

2) шкала интернальности в области достижений (Ид);

3) шкала интернальности в области неудач (Ин);

4) шкала интернальности в области межличностных отношений (Им);

5) шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).

Рассмотрим результаты шкалы общей интернальности и шкалы

интернальности в области достижений, полученные в группах подростков с разными предпочтениями относительно видов внеурочной деятельности по методике «Уровень субъективного контроля» (УСК). Средние значения по методике, по пяти шкалам, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Средние значения по методике УСК*

Группа Шкала

Ио Ид Ин Им Из

Гр. 1 5,3 6 4,6 6,1 4,8

Гр. 2 4,6 6,3 4,5 5,2 5,2

Гр. 3 6 6,3 5,4 6,4 4,8

Гр. 4 5,4 6,1 5,2 5,4 5,0

Гр. 5 5,5 4,6 5,1 6,2 5,1

Гр. 6 6 4,9 5,9 6,4 5,4

Гр. 7 4,8 5,1 4,9 5,8 5,4

Гр. 8 6,4 4,7 6,3 5,9 6,1

Гр. 9 5,1 5,2 5,1 5,7 5,9

Гр. 10 5,4 5,7 5,1 6,1 5,2

Гр. 11 4,9 5,5 4,8 6,3 5,4

*Условные обозначения:

1 гр. - игровая деятельность; 2 гр. - познавательная деятельность; 3 гр. - проблемно-ценностное общение; 4 гр. - досугово-развлекательная деятельность; 5 гр. - художественное творчество; 6 гр. -социальное творчество; 7 гр. - трудовая деятельность; 8 гр. - спортивно-оздоровительная деятельность; 9 гр. - туристско-краеведческая деятельность; 10 гр. - сочетание 2-3 видов внеурочной деятельности; 11 гр. -сочетание 4-5 и более видов внеурочной деятельности

Из данных таблицы 1 мы видим, что все полученные по методике значения для групп лежат в области средних показателей (4-6 стенов). Для более наглядного представления результатов нами были построены графики, опираясь на которые мы проанализируем результаты, полученные по методике.

V V

Рис. 1. Результаты измерения общей интернальности в группах подростков

Из данных таблицы и рисунка видно, что наибольший уровень общей интернальности отмечается в группе 8 (спортивно-оздоровительная деятельность), а наименьший - в группе 2 (познавательная деятельность). У всех групп показатель общей интернальности находится в пределах средних значений по методике - 4-6 стенов и указывает на нормальный для подросткового возраста уровень субъективного контроля.

Средние значения по шкале общей интернальности говорят о том, что испытуемым свойственно контролировать любые значимые ситуации, они чувствуют свою ответственность за все, происходящее с ними. Однако при возникновении каких-либо критических ситуаций не исключено приписывание ответственности окружающим или «стечению обстоятельств».

Далее различия в группах по показателю общей интернальности мы проверяли с помощью непараметрического критерия различий Ц-Манна-Уитни (таблица 2).

Таблица 2. Матрица различий показателей общей интернальности в группах подростков*__________________________________________________________

2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр. 6 гр. 7 гр. 8 гр. 9 гр. 10 гр. 11 гр.

1 гр. 164,5** 73** 38,5* 121**

2 гр. 114,5** 329* 258* 46,5* 201,5** 432*

3 гр. 87,5** 41,5* 49**

4 гр. 162,5* 254**

5 гр. 142* 193,5**

6 гр. 24** 8,5** 88,5* 28**

7 гр. 123,5**

8 гр. 33,5** 322* 91,5**

9 гр.

10 гр.

*Условные обозначения:

1 гр. - игровая деятельность; 2 гр. - познавательная деятельность; 3 гр. - проблемно-ценностное общение; 4 гр. - досугово-развлекательная деятельность; 5 гр. - художественное творчество; 6 гр. -социальное творчество; 7 гр. - трудовая деятельность; 8 гр. - спортивно-оздоровительная деятельность; 9 гр. - туристско-краеведческая деятельность; 10 гр. - сочетание 2-3 видов внеурочной деятельности; 11 гр. -сочетание 4-5 и более видов внеурочной деятельности;

* - р < 0,05;

** - р < 0,01.

Из приведенных данных видно, что, несмотря на то, что все показатели в группах лежат в области средних значений, у подростков, предпочитающих различные виды внеурочной деятельности, обнаружены некоторые различия.

У подростков группы 1 (игровая деятельность) статистически достоверный показатель общей интернальности выше, чем у подростков группы 2 (познавательная деятельность), и ниже, чем у подростков групп 3 (проблемно-ценностное общение), 6 (социальное творчество) и 8 (спортивно -оздоровительная деятельность) (статистически достоверно на уровне 0,05 и 0,01).

У подростков группы 2 (познавательная деятельность) уровень общей интернальности статистически достоверно ниже, чем у большинства других

групп (статистически достоверно на уровне 0,05 и 0,01). Подростки групп 3 (проблемно-ценностное общение), 6 (социальное творчество) и 8 (спортивнооздоровительная деятельность) демонстрируют более высокий уровень общей интернальности, чем сверстники других групп (статистически достоверно на уровне 0,05 и 0,01).

Прочие группы при этом показывают средние результаты, которые являются более высокими, чем у группы 2 (познавательная деятельность), и более низкими, чем у групп 3 (проблемно-ценностное общение), 6 (социальное творчество) и 8 (спортивно-оздоровительная деятельность).

Таким образом, наибольшую общую интернальность демонстрируют подростки, предпочитающие в качестве основной внеурочной деятельности проблемно-ценностное общение, социальное творчество или спортивнооздоровительную деятельности. Наиболее низкую интернальность показывают подростки, выбирающие познавательную деятельность.

Рассмотрим результаты изучения интернальности в области достижений (рис. 2). У подростков всех групп показатели интернальности в области достижений лежат в области средних значений по методике «Уровень субъективного контроля» (УСК) (4-6 стенов), характеризующих возрастную норму.

Рис. 2. Результаты измерения интернальности в области достижений в группах

подростков

Самые низкие показатели интернальности в области достижений демонстрируют группы 5 (художественное творчество) и 8 (спортивно-оздоровительная деятельность). Наиболее высокие результаты отмечены в группах 2 (познавательная деятельность) и 3 (проблемно-ценностное общение). Прочие группы подростков имеют результаты по шкале, находящиеся между этими полюсами, и также не выходящие за пределы средних показателей.

Средний уровень интернальности в области достижений свидетельствует о принятии ответственности над эмоционально-положительными событиями, о том, что все успехи и достижения они считают результатом собственных усилий. Тем не менее страх или тревога могут заставить их отказаться от такой ответственности и переложить ее на обстоятельства, судьбу и др.

Далее нами были рассмотрены различия в группах по показателю интернальности в области достижений, обнаруженные с помощью Ц-критерия Манна-Уитни (таблица 3).

Таблица 3. Матрица различий показателей интернальности в области достижений в группах подростков*_____________________________________________________________________

2 гр. 3 гр. 4 гр. 5 гр. 6 гр. 7 гр. 8 гр. 9 гр. 10 гр. 11 гр.

1 гр. 71,5** * * 8, сч 94* 102,5** 35,5*

2 гр. 198** 53,5** 201* 214,5**

3 гр. 96** 37** 74,5** 111** 40* 73*

4 гр. 117** 61* 183* 176,5** 110,5*

5 гр. 277* 93,5*

6 гр. 88,5*

7 гр.

8 гр. 54* 326,5* 107*

9 гр. 71,5*

10 гр.

*Условные обозначения:

1 гр. - игровая деятельность; 2 гр. - познавательная деятельность; 3 гр. - проблемно-ценностное общение; 4 гр. - досугово-развлекательная деятельность; 5 гр. - художественное творчество; 6 гр. -социальное творчество; 7 гр. - трудовая деятельность; 8 гр. - спортивно-оздоровительная деятельность; 9 гр. - туристско-краеведческая деятельность; 10 гр. - сочетание 2-3 видов внеурочной деятельности; 11 гр. -сочетание 4-5 и более видов внеурочной деятельности;

* - р < 0,05;

Результаты анализа различий в группе показали следующее. Наиболее высокие результаты по шкале интернальности в области достижений показывают группы 2 (познавательная деятельность), 3 (проблемно-ценностное общение) и 4 (досугово-развлекательная деятельность), что подтверждается статистически достоверно на уровне 0,05 и 0,01 при сравнении с большинством групп (кроме сравнения групп между собой и с группой 10 - сочетание 2-3 видов внеурочной деятельности).

Наиболее низкий результат по шкале демонстрируют группы 5 (художественное творчество) и 8 (спортивно-оздоровительная деятельность) также в сравнении с большинством других групп (статистически достоверно на уровне 0,05 и 0,01).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочие группы имеют средние результаты в сравнительном анализе и занимают промежуточное положение между указанными группами подростков.

Таким образом, мы видим, что группа подростков, предпочитающих проблемно-ценностное общение как вид внеурочной деятельности,

демонстрируют высокий уровень общей интернальности и интернальности в сфере достижений.

Источники:

1. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1991. С. 176.

2. Даутова О.Б. Шаг к себе: новые вызовы современного образования. СПб, 2008. с. 152.

3. Мачехина О.Н. Учитель в социально-контекстном пространстве современной школы // Человек и образование. Москва, 2009. №4. С. 154-157.

4. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя. Оренбург, 1999. С. 280.

References

1. Belkin A.S. Situaciya uspeha: kak ee sozdat': kniga dlya uchitelya. Moskva, Prosvesch'enie, 1991. S. 176.

2. Dautova O.B. SHag k sebe: novy'e vy'zovy' sovremennogo obrazovaniya. SPb, 2008. s. 152.

3. Machehina O.N. Uchitel' v social'no-kontekstnom prostranstve sovremennoy shkoly' // CHelovek i obrazovanie. Moskva, 2009. №4. S. 154-157.

4. Sokolova L.B. Formirovanie kul'tury' pedagogicheskoy deyatel'nosti budusch'ego uchitelya. Orenburg, 1999. S. 280.

Зарегистрирована: 08.05.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.