Научная статья на тему 'Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов'

Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3025
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усольцева Ирина Владимировна

Опираясь на принципы компетентностного подхода в статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте новых ФГОС; раскрывается алгоритм реализации внеурочной деятельности на основе использования проектной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усольцева Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов»

ФГОС второго поколения

УДК 379.8

И. В. Усольцева

Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов

На что нужно обратить внимание при организации внеурочной деятельности в контексте новых Федеральных государственных образовательных стандартов?

Аннотация. Опираясь на принципы компетентност-ного подхода в статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте новых ФГОС; раскрывается алгоритм реализации внеурочной деятельности на основе использования проектной технологии.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, федеральные государственные образовательные стандарты, компетентностный подход, проектная технология.

Изменения социально-экономической ситуации в стране создают предпосылки к конкретным преобразованиям в системе российского образования. Образовательная система приобрела новые качества: она стала более мобильной, демократичной, вариативной. Инновационность новых государственных образовательных стандартов можно характеризовать многими параметрами, но особо следует подчеркнуть, что воспитание обозначено как важнейшая составная часть и личностный результат стандартов. В школах обязательна реализация программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Новая система организации образовательного процесса реализуется через новую структуру базисного учебного плана, здоровьесозидающие технологии, открытую образовательную среду, государственно - общественное управление и т.д. Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и составляет часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса. Сейчас у образовательного учреждения есть возможность предоставлять учащимся выбор широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Организация внеурочной деятельности в ОУ в условиях введения ФГОС второго поколения требует

компетентностно - ориентированного подхода. Подхода, который бы отвечал принципам, способствующим:

• развитию у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

• формированию у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Под внеурочной деятельностью разработчики стандарта подразумевают все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Блок внеурочной деятельности может реализовываться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Задача развития индивидуальных способностей и возможностей школьников, воспитания в них новатор-

22

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

ФГОС второго поколения

ского отношения к труду всё больше овладевает педагогическим сознанием преподавателей.

Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и средств решения задач духовно-нравственного развития и воспитания, а также вопросов развития индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя внеурочной деятельности является заложить основы творческого, исследовательского потенциала ребёнка и его дальнейшего развития.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей, т.е. способности учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать, что результат, в конечном счете, должен быть направлен на развитие определенных личностных качеств, прежде всего нравственных, формирование системы ценностей.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням в соответствии со структурой целей компетентностного подхода: усвоение знаний и выработка умений и навыков; формирование отношений и развитие творческих способностей.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма

(точнее - тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень -более сложными, третий уровень - самыми сложными формами внеурочной деятельности.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей).

Эти образовательные эффекты должны соответствовать современным социальным ожиданиям и должны заключаться:

• в расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы;

• в повышении сложности проблем к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленные новизной проблем;

• в расширении возможностей выбора эффективных способов решения проблем.

При организации внеурочной деятельности детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Перечисленные позиции составляют концептуальную основу организации внеурочной деятельности детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:

• урочную;

• внеурочную (культурные практики);

• внешкольную (социальные практики);

• семейную;

• общественно полезную.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.

Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с уч-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

23

ФГОС второго поколения

реждениями дополнительного образования. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

Анализируя литературу, научные труды в области методики организации внеурочной деятельности на сегодняшний день можно констатировать отсутствие комплекса компетентно - ориентированных методов реализации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС второго поколения. Компетентност-ный подход в общем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса.

Развитие системы внеурочной деятельности также невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения. Образовательные программы, которые предполагается использовать преимущественно в условиях общеобразовательных учреждений, должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой - учитывать его достоинства. Поэтому педагоги при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его образовательной программы определенного направления внеурочной деятельности. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Развитие системы внеурочной деятельности в образовательных учреждениях становится по-настоящему эффективным, если образовательные программы соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

Образовательные программы внеурочной деятельности нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социально-культурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного общеобразовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

Структурируя программу в соответствии с «Методическим конструктором» необходимо помнить, что:

S В образовательном учреждении должно быть создано пространство вариативности для школьников.

S Важно учитывать все имеющиеся и необходимые виды ресурсов (временной, кадровый, программный, материально - технический, финансово - экономический и т.д.).

S Целенаправленное и систематическое привлечение детей к созданию эстетически богатой предметной среды обогащает их знаниями, навыками, формирует художественный вкус.

S Деятельность школьников на третьем уровне результатов должна способствовать дальнейшей социализации выпускника.

S Важные качества предметной среды образовательного учреждения - это привлекательность, информативность, красота для каждого ребенка и для всех участников образовательного процесса в целом.

Педагог, реализующий программу внеурочной деятельности должен владеть рядом специфических методов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения.

К таким методам можно отнести:

S группу методов, работающих на самостоятельное освоение ребенком отдельных знаний, навыков. Например, методы активного освоения, методы программированного обучения, мотивация воспитанников;

S методы групповой работы, владение которыми особенно ценно в связи с применением системно-деятельностного подхода в образовательном процессе;

S группу методов и приемов распределения коллективной деятельности;

S методы рефлексии, способствующие ребенку определить свое место в социуме.

Не стоит забывать и об управленческих аспектах данного вопроса. Для организации внеурочной деятельности в МОУ средней общеобразовательной школе №24 г. Сургута в качестве пилотной площадки опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения был разработан следующий алгоритм действий способом проектирования (табл. 1).

Обозначенные пакеты работ могут быть распакованы до отдельных видов работ, что позволяет пошагово увидеть объем работ для достижения ожидаемого результата.

С целью определения сроков реализации проекта в целом и отдельных видов работ готовится планграфик как в виде ленты Гантта, так и в виде плана-сетки.

Для успешной деятельности образовательное учреждение должно уметь устанавливать необходимые связи и контакты с учреждениями дополнительного образования соответствующей направленности, информируя их о своих целях, направлении деятельности, предложениях и проблемах, побуждая возникновение интереса к сотрудничеству с образовательным учреждением.

24

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

ФГОС второго поколения

Таблица 1

Проект «Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС второго поколения»

Еди- ничный проект Пакет работ Ожидаемые результаты

Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС второго поколения Анализ организационного пространства внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС второго поколения Перечень выявленных несоответствий между имеющимися условиями реализации внеурочной деятельности и условиями, соответствующими требованиям ФГОС второго поколения, включающий в себя следующие условия: - нормативно-правовая база; - кадровые условия; - научно-методическое обеспечение; - учебно-методическое обеспечение; - материально-техническое обеспечение.

Анализ предметного содержания в соответствии с текстом ФГОС второго поколения Перечень внесенных изменений в предметное содержание ФГОС второго поколения.

Анализ технологий обучения и воспитания для реализации внеурочной деятельности. Определение перечня технологий обучения и воспитания для реализации внеурочной деятельности, соответствующих требования введения ФГОС второго поколения.

Изучение запросов участников образовательного процесса Определение перечня необходимых внеурочных услуг (видов, форм направлений).

Освоение содержания ФГОС второго поколения Все педагоги школы будут владеть теоретическими знаниями по содержанию ФГОС второго поколения.

Модернизация рабочих программ внеурочной деятельности Обновленные программы внеурочной деятельности, соответствующие по содержанию, используемым формам и методам требованиям ФГОС второго поколения.

Реализация программ внеурочной деятельности Реализованные программы внеурочной деятельности, соответствующие трехуровнему результату.

Мониторинг и контроль реализации внеурочной деятельности в ОУ. Анализ процесса реализации внеурочной деятельности в ОУ. Разработанные показатели и критерии, позволяющие оценить ход реализации внеурочной деятельности в ОУ. Аналитические материалы (отчеты), отражающие результаты реализации программы внеурочной деятельности.

Отдельный пакет работ Отдельные виды работ Ожидаемые результаты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение запросов участников образовательного процесса 1. Подготовка анкет по выявлению запросов родителей обучающихся школы на внеурочную деятельность НОО 2. Подготовка содержания заявлений по выявлению приоритетных направлений в вопросах внеурочной деятельности родительской общественности школы. 3. Определение сроков заполнения заявлений. 4. Сбор заявлений, обработка информации. Заявления родителей на предметы (курсы, секции, кружки и т.д.) внеурочной деятельности.

Учитывая все риски и выгоды в методике организации внеурочной деятельности можно сделать следующие выводы:

1. Внеурочная деятельность наиболее полно реализует поисковый режим образования, осуществляя взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, т.е. детьми и педагогами как равными субъектами.

2. Необходимо помнить, что внеурочная деятельность обладает огромным потенциалом для формирования личности обучающегося, способствует его дальнейшему самоопределению в той или иной социокультурной ситуации.

Становление и утверждение развитой рыночной экономики в нашей стране оказывает большое влияние на школу, которая тоже вынуждена и должна изменяться для того, чтобы быть способной удовлетворять новым требованиям, быть признанной социальным заказчиком.

Литература

1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2010 г. - (Стандарты второго поколения).

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.223 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /

A. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

4. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - (Работаем по новым стандартам).

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.]; под ред.

B. А.Горского. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с. - (Стандарты второго поколения).

6. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время - М.: Просвещение, 2010.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.