Научная статья на тему 'Проблема организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с Концепцией и программой духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России'

Проблема организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с Концепцией и программой духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1555
183
Поделиться
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВ-СТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липкина Нина Григорьевна

В статье рассматривается проблема организации внеурочной деятельности, соответствующей Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Данная проблема особенно актуальна в отношении начальной школы, поскольку с 1 сентября этого года начнется реализация новых подходов к организации внеурочной деятельности в первых классах. Уже сегодня педагоги начинают разработку программ, которые позволят организовать последнюю в соответствии с требованиями ФГОС. Первый опыт этой деятельности имеется, он свидетельствует о том, что, несмотря на имеющиеся методические материалы, в ее процессе возникает много трудностей.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липкина Нина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Проблема организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с Концепцией и программой духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России»

УДК 37.034:373.3

Н.Г. Липкина Проблема

организации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с Концепцией и программой духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Аннотация: В статье рассматривается проблема организации внеурочной деятельности, соответствующей Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности ребенка. Данная проблема особенно актуальна в отношении начальной школы, поскольку с 1 сентября этого года начнется реализация новых подходов к организации внеурочной деятельности в первых классах. Уже сегодня педагоги начинают разработку программ, которые позволят организовать последнюю в соответствии с требованиями ФГОС. Первый опыт этой деятельности имеется, он свидетельствует о том, что, несмотря на имеющиеся методические материалы, в ее процессе возникает много трудностей.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, Концепция духовно-нрав-ственного воспитания, программа внеурочной деятельности.

Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения особенно актуальна в отношении начальной школы, поскольку уже с 1 сентября этого года начнется его реализация в первых классах. Уже сегодня педагоги начинают разработку программ, которые позволят организовать внеурочную деятельность в соответ-

ствии с требованиями ФГОС. Первый опыт этой деятельности свидетельствует о том, что, несмотря на имеющиеся методические материалы, в ее процессе возникает много трудностей.

Конструирование программ внеурочной деятельности младших школьников, соответствующей Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, опирается на Примерную программу воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), которая является концептуальной и методологической основой программирования внеурочной воспитательной деятельности, а также на методический конструктор внеурочной деятельности «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности», разработанный Д. В. Григорьевым и П.В. Степановым (Григорьев, Степанов, 2010). В процессе конкретизации задач, ценностей, содержания, планируемых результатов учитываются особенности региона (культур-но-исторические, социально-экономические и др.), специфика образовательного учреждения,запросы всех субъектов образовательного учреждения. Разрабатываемая школой программа должна носить целостный, комплексный характер и быть направлена на создание воспитательного пространства, определяемого как уклад школьной жизни.

Обязательными при организации воспитательного процесса - это подчеркивается в Примерной программе - являются национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, определенных Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, а также основные направления воспитания и социализации младших школьников. В остальном Примерная программа носит рекомендательный характер.

В разрабатываемых школой программах акцент должен быть сделан, с точки зрения разработчиков Примерной программы, на формирование личностной культуры, социальной культуры, а также семейной культуры. И если целью программы должно стать формирование Национального идеала, то задачи определяются по данным трем областям формирования общей культуры школьников и направлениям воспитания и социализации младших школьников.

© Липкина Н.Г.,2011

14

Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения национального идеала должна осуществляться по следующим направлениям:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Данные направления должны быть реализованы в разрабатываемых школой программах, поскольку они дополняют друг друга и содержательно обеспечивают духовно-нрав-ственное развитие личности. Вместе с тем, в Примерной программе подчеркнуто: образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению воспитания и социализации, выделяя его для себя как ведущее.

В данном документе анализируются особенности воспитания и социализации учащихся начальной школы; рассматриваются подходы, которые лежат в основе разработки программы: аксиологический, системно-де-

ятельностный, развивающий; определяются задачи воспитания и социализации по всем шести направлениям воспитательной деятельности; даются примерные виды деятельности и формы занятий. Большое внимание уделяется совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации школьников, и это имеет принципиальное значение, поскольку воспитание, согласно Концепции, рассматривается не как узкоо-трослевая задача, а как первоочередная проблема всего общества.

Значима для разработки школьной программы также представленная в Примерной программе технологическая цепочка осуществления процесса духовно-нравственного воспитания по трем уровням результатов: от

приобретения социальных знаний - к получению школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, и, далее, - к получению им опыта самостоятельного общественного действия.

Среди условий эффективной организации духовно-нравственного развития младших школьников можно выделить следующие:

- педагогическая поддержка нравственного самоопределения детей;

- внимательное отношение к каждому школьнику;

преодоление самоизоляции детства, включение младшего школьника в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи,города,поселка и т.д.;

- наличие педагогически организованного сотрудничества школьника с учителями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

Важно, что разработчики Примерной программы обращают самое серьезное внимание на опасность локализации воспитания в границах отдельных учебных предметов или образовательных областей, например: духов-но-нравственная культура, этика, азбука нравственности и т.д. В программе подчеркнуто: духовно-нравственное воспитание должно пронизывать все виды образовательной деятельности: учебной, художественной, спортивной и т.д.

Примерная программа воспитания и социализации младших школьников, как и методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников», (Григорьев, Степанов, 2010) - существенное подспорье для написания школьных программ. Тем не менее проблем возникает много:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- как оптимально распределить время, отпущенное на организацию внеурочной деятельности?

- какую роль в организации внеурочной деятельности будет играть классный руководитель?

- как привлечь к реализации отдельных направлений специалистов дополнительного образования? Каковы механизмы интеграции основного и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности? В отдельных школах не хватает помещений для проведения занятий во внеурочное время, не хватает специалистов для осуществления отдельных видов деятельности.

- Как предоставить детям возможность выбора, как координировать программу,по которой организуется внеурочная деятельность в классе, с индивидуальными программами для детей, занятых в системе дополнительного образования, в спортивных, музыкальных, художественных школах?

Конечно же, заниматься со школьниками отдельными видами внеурочной деятельности должны специалисты - педагоги дополнительного образования. Такие направления, как спортивно-оздоровительное, художествен-но-творческое, туристско-краеведческое, необходимо передать в ведение учреждений дополнительного образования детей, там имеются условия для занятий, там сохранится своеобразие этого вида образования. Если педагоги дополнительного образования войдут в штат общеобразовательных учреждений, данный вид образования может утратить свою специфику, ассимилироваться с общим. Кроме этого, использование учреждений дополнительного образования частично снимет проблему нехватки помещений в самой школе для организации внеурочной деятельности.

Далее, отдельные программы могут быть разработаны педагогами школы. Такой опыт есть в ОУ СОШ № 135 (данное образовательное учреждение в прошлом учебном году работало в экспериментальном режиме). Так, учителем начальных классов Аленой Владимировной Гюнтер была разработана программа «Лего-конструирование>> (художественноэстетическое и технологическое направления внеурочной деятельности). Данная программа направлена на развитие творческих способностей первоклассников, обучение их конструированию, моделированию, на развитие пространственного, образного, технологического мышления, что делает эту программу весьма актуальной. Не менее актуальна и другая программа, тоже разработанная учителем начальной школы Любовью Степановной Ябло-ковой, - «Мои умелые пальчики». Данная программа нацелена на формирование умений по планированию и практическому воплощению замыслов и идей, а также на развитие художественного вкуса и творческих способностей школьников. Как видим, школа может использовать и свой потенциал и предложить школьникам разнообразные развивающие программы, разработанные педагогами.

Программы внеурочной деятельности в

школе разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС и спецификой данного образовательного учреждения. Это хорошо видно на примере школы № 135.

Безусловно, есть направления в воспитательной работе в начальной школе, которые можно определить как инвариантные. В этот период закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется отношение к себе и окружающим людям, закладываются основы отношения к познавательной деятельности. Поэтому реализация всех программ всех должна быть ориентирована на формирование личностной и социальной культуры как необходимого условия духовно-нрав-ственного воспитания. Отсюда, большую роль в организации внеурочной деятельности играют направления, обозначенные в Примерной программе учащихся начальной школы: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Инвариантны и подходы к организации воспитывающей деятельности: аксиологический, системно-деятельностный и развивающий.

Реализация внеурочной деятельности предполагает три уровня воспитательных результатов (Григорьев В.Д., Степанов П.В., 2010).

Первый уровень направлен на приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах,об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряе-мых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Авторы данного положения подчеркивают: первый уровень воспитательного результата достигается во взаимодействии с педагогом. Отсюда успешное достижение его предполагает высокий уровень педагогической культуры учителя, его способность понимать и принимать каждого ребенка, устанавливать контакт с ним и его родителями.

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом - предполагает включение ребенка в систему развивающих и развивающихся отношений,поскольку достигается он в дружеской среде. И здесь тоже многое зависит от педагогического мастерства педагога, от его умения создавать эту среду, формировать благоприятный климат коллектива.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Учащимся первого класса необходимо освоить прежде всего первый и второй уровни результата. Д.В. Григорьев подчеркивает: форсирование уровней недопустимо. Да и не доступны пока для детей этого возраста образовательные формы,характерные для третьего уровня результата. Внимание

учителя должно быть сосредоточено на принятии детьми необходимых для дальнейшего их продвижения по пути личностного и социального развития знаний и на создании дружеской, доброжелательной по отношению к каждому ребенку, среды, без которой невозможно подняться на второй уровень результата.

Все сказанное выше предполагает повышение уровня мастерства учителя начальных классов, рост его компетентности в разработке и реализации программ внеурочной деятельности и создании необходимых условий для духовно-нравственного воспитания школьников.

Библиографический список

Григорьев В.Д., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение,2010.