Научная статья на тему 'Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника'

Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1780
205
Поделиться
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / UPBRINGING / OUTDOORS ACTIVITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается значимость внеурочной деятельности для младшего школьника, представлены ее виды и формы.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Outdoors activity as junior pupil social upbringing means

Outdoors activity significance for junior schoolchild is examined, its types and forms are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника»

ред всеми приходит к человеку ощущение внут- Библиографический список

ренней принадлежности к своему этносу, высо- 1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кри-

кая ответственность за его будущее. зис. - М., 1996.

УДК 37.02

Колесникова Татьяна Алексеевна

Лесосибирский педагогический институт -филиал Сибирского федерального университета kolesnikovatanya.96@mail.ru

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается значимость внеурочной деятельности для младшего школьника, представлены ее виды и формы.

Ключевые слова: воспитание, внеурочная деятельность, образование.

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Традиционное воспитание является мощным фактором стабильности и одновременно прогрессивного развития российского общества. Известно, что для воспитания существенную роль играет социальный опыт прошлых поколений.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но, ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом. В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание» (Л.Н. Толстой, Иммануил Кант, Г. Нойцер, Х.Й. Лийметс, А.В. Мудрик и т.д.). Воспитание - это сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки - педагогика [2, с. 8].

Приоритет в образовании отдается воспитанию, оно органично вплетается в общий процесс обучения и развития. Именно поэтому перед

школой стоят следующие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Решать эти задачи помогают благоприятная воспитывающая среда и целостная воспитательная система современной школы.

Процесс воспитания и развития ученика начальных классов - это коллективная, творческая, организаторская, созидательная забота об улучшении себя и окружающей жизни. Мир младшего школьника - таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности. В педагогической практике иногда возникают ситуации, когда ребенок по каким-либо причинам не может быть успешным в учебной деятельности. Поэтому педагогу необходимы дополнительные источники, ресурсы, которые бы могли сформировать у младшего школьника необходимые ему знания, умения и навыки. Значительным потенциалом для этого служит внеурочная деятельность.

Новый образовательный стандарт вводит сегмент внеурочной деятельности как важное нововведение, как важную сферу школьной жизни младшего школьника. Под понятием внеурочной деятельности попадают все те виды школьной деятельности, кроме учебной деятельности на уроке в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В новом образовательном стандарте внеурочная дея-

© Колесникова Т.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

29

тельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей [5].

В начальной школе можно использовать следующие формы организации внеурочной работы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики. Для того, данные формы организации были интересны младшим школьникам необходимо ознакомить с их тематикой, дети также имеют право выбрать в каком из мероприятий им участвовать.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей, индивидуальные учебные планы.

Это значит, что школа может выбрать те из видов деятельности для реализации, которых есть ресурсы, которые наиболее интересны школьникам и развернуть вокруг них деятельность. Любой вид внеурочной деятельности - это приобретение школьниками социального знания, опыта, воспитания, которое позволяет ребенку входить в общественную жизнь. Без понимания социальности ребенку очень трудно двигаться в своем социальном становлении и развитии. Социальное знание, воспитание передается младшему школьнику в семье от родителей, в школе от учителя. Но не надо забывать о том, что школьнику необходимо получение опыта переживания и позитивного отношения к тому знанию, тем базовым общественным ценностям, а также получение собственного опыта самостоятельного общественного действия.

Таким образом, нужно понять, что готовых путей никто не предложит. Виды и формы внеурочной деятельности направленные на развитие социального воспитания младших школьников в общеобразовательных школах очень разнообразны. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом это закрепления, расширения и практического использования отдельных аспектов учебной деятельности.

Стандарты второго поколения ФГОС были внедрены в образование совсем недавно. Они разработаны специально для того, чтобы каждый ребенок мог приобрести не только теоретические знания, но и научился применять все то, о чем ему рассказывают в школе, на практике. Кроме того, эта система способствует всестороннему развитию способностей школьников. Поэтому только современной школе необходимо решать в каком из направлений внеурочной деятельности ей работать, опираясь в первую очередь на потребности и интересы школьников начальных классах т. к. это первая ступень во взрослую жизнь в школе.

Библиографический список

1. Василенко Г.И., Еременко Н.И., Касаткина Н.А. Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам. - Волгоград: Учитель, 2007. -156 с.

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

3. Справочник классного руководителя. -2011. - №> 8.

4. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: «МарТ», 2002 - 320 с.

5. МудрикА.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

6. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. - М.: УРАО ИТИП, 2010. - 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Официальный сайт ФГОС: http:// standart.edu.ru/

30

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18