Научная статья на тему 'Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности'

Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
954
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ / ПОДРОСТОК / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / CONTROL LOCUS / INTERNALITY / EXTERNALITY / MOTIVE / MOTIVATION IN LEARNING / TEENAGER / SENIOR TEENAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипова Лариса Валентиновна, Кухарчук Ольга Валерьевна

В статье представлены результаты эмпирического изучения интернальности и мотивации учения у старших подростков. Получены данные об особенностях экстернальности и интернальности у старших подростков, своеобразии их мотивации учения в связи с индивидуально-психологическими характеристиками личностного развития. Прикладной аспект проблемы исследования мотивации учения у подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности может быть реализован при сравнительном изучении мотивации учения и интернальности у подростков с интеллектуальной недостаточностью для разработки методов их психолого-педагогической коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шипова Лариса Валентиновна, Кухарчук Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning motivation of senior teenagers with different levels of internality and externality

The article presents the results of empirical study of internality and learning motivation of senior teenagers.The research has obtained the data on features of internality and externality of senior teenagers, originality of their motivation in learning associated with individual psychological characteristics of personal development. The applied aspect of the research of learning motivation of teenagers with different level of internality and externality can be realized at comparative study of learning motivation and internality of teenagers with intellectual insufficiency for development of methods of their psychological and pedagogical correction.

Текст научной работы на тему «Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности»

УДК 159.9 Шипова Лариса Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

Кухарчук Ольга Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ И ЭКСТЕРНАЛЬНОСТИ

Shipova Larisa Valentinovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Head of Special Psychology Department, Saratov State University

Kukharchuk Olga Valeryevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Special Psychology Department, Saratov State University

LEARNING MOTIVATION OF SENIOR TEENAGERS WITH DIFFERENT LEVELS OF INTERNALITY AND EXTERNALITY

Аннотация:

В статье представлены результаты эмпирического изучения интернальности и мотивации учения у старших подростков. Получены данные об особенностях экстернальности и интернальности у старших подростков, своеобразии их мотивации учения в связи с индивидуально-психологическими характеристиками личностного развития. Прикладной аспект проблемы исследования мотивации учения у подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности может быть реализован при сравнительном изучении мотивации учения и интернальности у подростков с интеллектуальной недостаточностью для разработки методов их психолого-педагогической коррекции.

Ключевые слова:

локус контроля, интернальность, экстерналь-ность, мотив, мотивация учения, подросток, старший подростковый возраст.

Summary:

The article presents the results of empirical study of in-ternality and learning motivation of senior teenag-ers.The research has obtained the data on features of internality and externality of senior teenagers, originality of their motivation in learning associated with individual psychological characteristics of personal development. The applied aspect of the research of learning motivation of teenagers with different level of internal-ity and externality can be realized at comparative study of learning motivation and internality of teenagers with intellectual insufficiency for development of methods of their psychological and pedagogical correction.

Keywords:

control locus, internality, externality, motive, motivation in learning, teenager, senior teenage.

Исследование мотивации учения у подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности имеет важное значение для развития личности несовершеннолетних, становления их субъектности, воспитания активности, инициативности и ответственности за события собственной жизни, оптимизации их межличностного взаимодействия, профилактики дезадаптивного поведения [1; 2; 3; 4].

В исследовании приняли участие 80 подростков в возрасте 14-15 лет. Исследование проводилось с помощью следующих методик: методика изучения уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд) [5]; методика диагностики учебной мотивации школьников (М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой) [6]; подростковый вариант теста Кет-телла для оценки личностных качеств подростков.

Результаты проведенного исследования по методике изучения уровня субъективного контроля показали, что преобладание в группе экстернальности отмечается по шкалам: Ио, Ин, Ис, Ип, Им; а в группе интернальности - по шкалам Ид и Из. Следует отметить, что у обследованных подростков преобладает общая экстернальная направленность, которая выражена у 55 % (44) школьников. Интернальная направленность свойственна 45 % (36) школьникам. Это свидетельствует о том, что большинство школьников возлагают ответственность за происходящее с ними на внешние факторы и считают, что их деятельность и жизненные события не связаны с их собственной активностью.

По шкале интернальности в области достижений (Ид) преобладание экстернальности наблюдается у 40 % (32) школьников, интернальности - у 60 % (48). Таким образом, большая часть подростков считает свои успехи результатом собственной активности. В соответствии со

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 19)

шкалой интернальности в области неудач (Ин) экстернальность отмечается у 55 % (44) школьников; интернальность - у 45 % (36). Для большей части подростков преобладающим является внешний контроль, ответственность за неудачи они возлагают на других людей или обстоятельства. Данные по шкале интернальности в семейных отношениях (Ис) свидетельствуют, что экстернальность преобладает у 65 % (52) школьников, а экстернальность - у 35 % (28). Школьники, у которых преобладает интернальность, склонны нести ответственность за события, происходящие в семье, а школьники, показавшие экстернальные качества, переносят ответственность за происходящее на других членов семьи. По шкале интернальности в области учебной деятельности (Ип) 55 % (44) школьников характеризуется экстернальной направленностью. Преобладание интернальности наблюдается только у 45 % (36) школьников. Большинство подростков считают, что сильное влияние на их учебную деятельность оказывают факторы окружающей действительности. Результаты по шкале интернальности в области межличностных отношений (Им) показывают, что экстернальная направленность выражена у 72,5 % (58) школьников, а интернальная -у 27,5 % (22). Таким образом, большинство подростков считают себя людьми, не способными оказывать влияние на партнеров по общению, устанавливать и контролировать неформальные контакты, большинство полагают, что все решает случай или действия родителей и учителей. По шкале интернальности в области здоровья (Из) экстернальная направленность выражена у 47,5 % (38) школьников, а интернальная - у 52,5 % (42) подростков, что свидетельствует о том, что большинство школьников осознают свою ответственность за собственное здоровье.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о разделении старших подростков на две группы: интерналы и экстерналы. В группу вошли 36 школьников, показавших ин-тернальную направленность по большинству шкал, во вторую группу - 44 подростка, показавшие экстернальную направленность.

Подросткам с высокой интернальностью свойственно большинство жизненных событий связывать с собственной личностью. Они считают себя ответственными за происходящее с ними, устанавливают связь между собственными качествами и проявленными усилиями с результатами деятельности, уверены в собственных способностях в достижении успеха, но обвиняют себя в произошедших неудачах. Подростки данной группы несут ответственность за события, происходящие в семье, склонны считать себя ответственными за организацию собственной деятельности. Они считают, что способны оказывать влияние на общение с окружающими, могут легко устанавливать, поддерживать и корректировать контакты.

Подростки с высокой экстернальностью, в свою очередь, склонны приписывать ответственность за происходящее с ними внешним факторам, не связывают успех в их деятельности и значимые жизненные события с собственной активностью, отказываются признавать достижения следствием собственных действий, объясняют положительные события случайностью или результатом помощи других людей. Подростки данной группы переносят ответственность за происходящее на других членов семьи, на окружение, характер межличностных отношений считают следствием действий партнеров по общению. Подростки-экстерналы полагают, что любая ситуация может разрешиться спонтанно или в результате действий окружающих их людей.

Анализируя результаты исследования по методике диагностики учебной мотивации школьников, отметим, что наиболее выраженными для подростков с интернальными чертами оказались мотивы достижения успеха (16,7 %), самоопределения и самосовершенствования (16,7 %) и престижа (12,9 %). Наименее значимыми стали мотивы аффиляции (3,7 %), избегания неудачи (3,7 %) и коммуникативные (3,7 %). Это свидетельствует о том, что подростки с интернальными чертами характера мотивированы на достижение успеха в учебе, осознают необходимость получения образования для достижения успеха в будущем. Они серьезно настроены на учебу, способны к творчеству и самосовершенствованию, не полагаются на случай, удачу и стечение обстоятельств, а отдают себе отчет в том, что необходимо приложить усилия для получения результата.

У подростков в группе с экстернальными чертами характера наиболее значимыми оказались мотивы избегания неудачи (22,7 %), благополучия (16,7 %) и творческой самореализации (16,7 %). Наименее выражены учебно-познавательные мотивы, связанные как с содержанием учения (1,5 %), так и с процессом учения (1,5 %), а также мотивы достижения успеха (3 %). Подростки данной группы больше заботятся о своем социальном статусе в среде сверстников, об одобрении их родителями и педагогами.

Анализ полученных результатов по тесту Кеттелла показал, что для подростков с интернальными чертами характера характерны высокие результаты по шкалам: А, В, С, Е, F, G, Н, 02, 03 и низкие результаты по шкалам: D, I, и, 0, 04. Подростки этого типа общительны, доброжелательны, склонны к сотрудничеству, внимательны к людям, у них хорошо развито чувство эм-патии. В деятельности они предпочитают социально значимые ситуации, которые связаны с людьми, легко могут включаться в активные группы. В межличностных отношениях открыты, не

боятся критики. Для них характерными являются эмоциональная устойчивость, сдержанность, осторожность. Подростки данной группы постоянны в своих интересах, привязанностях, упорны в достижении цели, склонны к самоутверждению, придерживаются собственных взглядов, установок. Легко переключаются с одной деятельности на другую, оперативны, им свойственны хорошие организаторские способности. Они настойчивы, на них можно положиться, обязательны, руководствуются чувством долга и ответственности, характеризуются исполнительностью. Избегают помощи со стороны окружающих, стараются основываться на ресурсах собственной личности, социально смелы, предприимчивы, предпочитают групповые действия. Для них характерными являются уверенность в себе и своих близких, независимость, склонность принимать собственные решения, действовать самостоятельно.

В группе подростков с интернальными чертами характера получены следующие результаты: высокие показатели по шкалам: D, I, J, Q, Q4 и низкие по шкалам: A, B, С, E, F, G, H, Q2, Q3. Подростки данной группы отличаются сдержанностью, обособленностью, критичностью, предпочитают работать в одиночку, характеризуются эмоциональной неустойчивостью, чувствительностью, могут проявлять раздражительность, эмоциональную возбудимость. Склонны к избеганию компромиссов, предъявления требований со стороны окружающих. Как правило, осторожны, молчаливы, неторопливы, менее эффективны как организаторы, хорошо функционируют на второстепенных ролях. Не прилагают усилий при решении групповых задач, свободны от влияния группы, с трудом включаются в общегрупповые мероприятия. Предпочитают принимать решения вместе с другими людьми, им не хватает решительности, часто чувствуют свою неприспособленность к жизни.

Таким образом, изучение локуса контроля и мотивации учения у старших подростков позволяет выявить их индивидуально-психологические особенности, которые должны учитываться при разработке программ их самосовершенствования, личностного роста, становления их внутренней позиции личности, формирования готовности к самостоятельной жизни и профессиональному самоопределению.

Ссылки:

1. Гринина Е.С. Межличностные конфликты подростков // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. № 11. С. 19-24.

2. Куприянчук Е.В. Динамика суицидальных проявлений у подростков // Там же. 2015. № 5. С. 50-57.

3. Рудзинская Т.Ф. Характеристики социально-психологической дезадаптации подростков-бродяг : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 19 с.

4. Шипова Л.В. Изучение склонности подростков реабилитационного центра из неблагополучных семей к девиантным формам поведения // В мире научных открытий. 2014. № 11.1 (59). С. 546-559.

5. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3. С. 27-36.

6. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография. Улан-Удэ, 2004. С. 149-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.