УДК 159.923
© Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н., 2016
© Krushelnitskaya O.I., Tretyakova A.N., 2016
ЛОКУС КОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
LOCUS OF CONTROL OF STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Аннотация. Описаны и проанализированы результаты исследования локуса контроля учащихся среднего профессионального образования. Выполнено сравнение с результатами исследований других авторов. Выделены основные особенности локуса контроля исследуемого контингента: высокая интернальность в области межличностных отношений и здоровья; низкая интернальность в области профессиональной деятельности и в области неудач.
Abstract. The results of the study of locus of control of students of secondary vocational education were described and analyzed in the article. The results were compared with results of other authors. The main features of the locus of control of the studied population have been identified. It is high internality in the field of interpersonal relations and health, low internality in professional activities and in the field of failure.
Ключевые слова: локус контро- Key words: locus of control, sec-
ля, среднее профессиональное ondary vocational education, in-
образование, интернальность, ternality, externality, the level of
экстернальность, уровень субъек- subjective control. тивного контроля.
Понятие «локус контроля» было введено Дж. Роттером в 1954 году. Локус контроля характеризует склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля), либо собственным способно-
стям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Экстернальность и интернальность, вероятно, не являются личностными чертами как таковыми (глубинные и стабильные особенности личности). Один и тот же человек может проявлять интернальность в одних областях деятельности и экстернальность в других. Кроме того, локус контроля одного и того же человека может претерпевать существенные изменения с течением времени и под влиянием обстоятельств. Скорее, локус контроля должен рассматриваться как характерная особенность человека, которая является одним из важных факторов его личностного развития. В то же время, сама эта особенность меняется под влиянием других внешних и внутренних факторов развития личности.
Люди с интернальным локусом более активны, спокойны, независимы, самостоятельны в работе. Они чаще имеют положительную самооценку, что сочетается с выраженной уверенностью в себе, терпимостью и позитивным отношением к другим людям. Интерналы обычно более популярны в группах. К негативным эффектам высокой интернальности можно отнести тяжелое переживание неудач, склонность винить себя во всех бедах.
Людям с экстернальным (внешним) локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Экстерналы менее терпимы к другим людям, как правило, не очень популярны в группах. Они более склонны к обману и совершению аморальных поступков [1]. К позитивным эффектам высокой экстернальности можно отнести легкость принятия роли «ведомых». Они хорошие исполнители, если задачи четко сформулированы и не требуют принятия самостоятельных решений.
Поскольку принятие или непринятие ответственности является системообразующим фактором развития личности, исследования локуса контроля весьма популярны. В отечественной психологии активные исследования локуса контроля начались со средины восьмидесятых годов, когда Е.Ф.Бажин,
Е.А.Голынина, М.А.Эткинд опубликовали адаптированную методику исследования уровня субъективного контроля (УСК) [2]. Область исследований быстро расширялась. Вначале уровень интернальности-экстернальности личности интересовал исследователей в области психотерапии. Позже стали активно изучать связь локуса контроля с девиантным поведением [1, 3, 4], совладающим поведением [5], обучением [6], профессиональным становлением [7,8], отношением ко времени [9] и т.д. Большинство исследований сосредоточены на возрастном промежутке от старших школьников до студентов вузов, то есть от 14 до 23 лет.
Методика УСК позволяет выявить не только общий уровень интерналь-ности-экстернальности (шкала Ио), но и провести оценку локуса контроля в шести специальных областях: в области достижений (Ид), в области неудач (Ин), в семейных отношениях (Ис), в производственных отношениях (Ип), в межличностных отношениях (Им) и в отношении здоровья/болезни (Из). Показатели по разным шкалам могут существенно различаться. Как правило, для большинства групп испытуемых высокими являются показатели интернально-сти в области достижений и низкими - показатели интернальности в области неудач, показатели по другим шкалам различаются в разных группах испытуемых.
Целью нашей работы является выявление особенностей локуса контроля студентов среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования: в профиле УСК находят свое отражение как профессиональный выбор, сделанный учащимися (работа в сфере человек - человек), так и социальный статус студента начальных курсов обучения.
Для выявления особенностей локуса контроля учащихся среднего профессионального образования, было проведено тестирование по методике УСК учащихся второго курса факультета "Туристский сервис". Общее количество респондентов - 68 человек, из них - 23,5% юношей и 76,5% девушек. Возраст
респондентов - 16-17 лет. Студенты находились на момент тестирования, практически, в самом начале получения профессионального образования (начало третьего семестра обучения). Таким образом, и по возрастным характеристикам и с точки зрения социального положения респонденты находились на этапе личностного становления, в том числе становления профессионально важных личностных качеств.
Полученные в ходе исследования числовые данные были переведены в стандартные баллы, рассчитаны математические средние стандартных баллов по шкалам. Результаты представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень интернальности респондентов в стандартных баллах
Шкала Ио Ид Ин Ис Ип Им Из
Математическое 4,64 5,73 4,29 4,74 3,71 6,22 6,85
среднее
Таким образом, в целом по выборке в зоне выше среднего (зона интер-нальности) находятся результаты по шкалам Ид, Им, Из. В зоне экстернально-сти находятся результаты по шкалам Ио, Ин, Ис, Ип. При этом результаты по шкале Ип находятся существенно ниже среднего. То, что баллы по шкале Ид находятся в зоне интернальности, а баллы по шкале Ин - в зоне экстернально-сти - нормальное явление. Обращают на себя внимание относительно высокая интернальность по шкалам Им, Из и низкая по шкале Ип.
Средний балл по выборке не позволяет судить о том, какой процент испытуемых имеет высокую интернальность, а какой низкую, т.е. не отражает разброс показателей. В то же время, эти результаты имеют теоретическую и практическую значимость. Они позволяют выделить подгруппы с разными нормами реакции и подобрать эффективные способы работы со студентами, имеющими те или другие психологические особенности.
Для более детального анализа результатов тестирования испытуемые были поделены на группы: с высокой, средней и низкой интернальностью по каждой из шкал. К группе с высокой интернальностью были отнесены студенты, чьи результаты по соответствующей шкале составляли 8 - 10 стандартных баллов. К группе со средней интернальностью - студенты, чьи результаты составили от 4 до 7 стандартных балла. К группе с низкой интернальностью - студенты, чьи результаты составили от 1 до 3 стандартных баллов. Результаты тестирования представлены на Рисунке 1.
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
73.8
76.9
72.3
58.5
36.9
73.8
60
40
21.5
66.2
21.5
4.6
12.3
Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ. Выс. Ср. Низ.
Общий Достижений Неудач Семейн. отнош. Производст. отн. Межличн. отнош. Здоровья
Рисунок 1. Уровень интернальности по шкалам в % от числа респонден-
тов
Три четверти испытуемых (73,8 %) имеют средние показатели по шкале общей интернальности-экстернальности (Ио). Что касается уровня интернальности по специальным шкалам, то и здесь большинство студентов попадают в
0
группу со средними значениями. Таким образом, большинство испытуемых находятся в благоприятной зоне по фактору интернальности - экстернальности.
Рассмотрим результаты, отклоняющиеся от среднего по каждой из шкал.
Почти четверть испытуемых (23%) продемонстрировали низкую общую интернальность. То есть, они полагают, что большинство событий их жизни являются результатом случая или действий других людей. От них можно ожидать повышенную тревожность, внушаемость, конформное поведение в группе, отказ принимать на себя ответственность за последствия своих действий, требования поддержки и оправдания со стороны других людей и, одновременно, склонность обвинять в своих неудачах других людей или несчастливое стечение обстоятельств.
Только 3% испытуемых продемонстрировали высокую общую интернальность. Они считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. От них можно ожидать независимого поведения, открытости в высказывании своего мнения, целеустремленности, склонности к лидерскому поведению.
Сравним полученные нами результаты с данными других исследователей. Это позволит понять, являются ли такие показатели особенностями нашей выборки или характерны и для других представителей поколения. Провести подобное сравнение довольно сложно, поскольку разные авторы пользуются различными модификациями методики УСК и по разным основаниям выделяют группы респондентов с высокой и низкой интернальностью.
С.В. Быков и С.Ю. Алашеев проводили исследования четырех групп респондентов: асоциальные подростки; подростки, проживающие в интернатах; просоциальные подростки; студенты юридического вуза. Асоциальные респонденты - это те, кто состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолет-
них, учащиеся спецшкол и спецПТУ, воспитанники колоний. Просоциальные школьники - учащиеся старших классов школ и лицеев с углубленным изучением предметов. Всего в исследовании С.В. Быкова, С.Ю.Алашеева принимали участие 700 респондентов в возрасте от 11 до 21 года [3].
Сравнительные результаты исследования интернальности среди школьников и студентов проведенные С.В. Быковым и С.Ю. Алашеевым и данных нашего исследования представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Сравнительные результаты распределения типов общей интернальности,
%
Группы испытуемых Экстерналы Неопределенный тип Интерналы
асоциальные интернат просоциальные школьники просоциальные юристы студенты СПО МГИИТ 48 34 30 31 37 32 21 29 38
20 23,1 34 73,8 46 3,1
В исследовании С.В. Быкова, С.Ю. Алашеева в группу с неопределенным типом локуса контроля попадает около трети испытуемых, тогда как в нашем исследовании - три четверти всех испытуемых. Это определяется принципиальной разницей подходов. С нашей точки зрения неопределенный тип - это реакция большинства, тогда как о высоких или низких показателях имеет смысл говорить только в тех случаях, когда они характерны для немногих. Разница в подходах к выделению групп не позволяет провести количественное сравнение результатов. Однако можно провести сравнение результатов на качественном уровне.
В исследовании С.В. Быкова, С.Ю. Алашеева у просоциальных школьников и студентов-юристов процент испытуемых с высокой экстернальностью колеблется от 20 до 30. В нашей выборке это - 23,1 %, что близко. При этом
процент интерналов в нашей выборке гораздо более низкий, чем во всех группах, исследуемых вышеназванными авторами. Делая поправку на разницу в методике выделения групп, можно констатировать, что в нашей выборке относительно больше экстерналов.
Рассмотрим подробнее, показатели по каким шкалам и в какой степени вносят свой вклад в результаты по общей интернальности. В частности, на Рисунке 1 видно, что 40% респондентов продемонстрировали высокую экстер-нальность в области производственных отношений и 36% - в области неудач. Именно результаты по этим шкалам могли повлиять на общие высокие показатели экстернальности.
Чаще всего опрошенные студенты демонстрируют готовность принимать на себя ответственность за то, как складываются их межличностные отношения и за свое здоровье (по 21,5% испытуемых относятся к группе с высокой интер-нальностью). Сравнение результатов исследования С.В. Быкова, С.Ю.Алашеева и наших данных по интернальности в области межличностных отношений представлено в Таблице 3.
Таблица 3
Сравнительные результаты распределения типов локуса контроля в об-
ласти межличностных отношений, %
Группы испытуемых Экстерналы Неопределенный тип Интерналы
асоциальные интернат просоциальные школьники просоциальные юристы студенты СПО МГИИТ 55 51 36 32 40 41 13 9 23
23 4,6 40 73,8 37 21,5
Результаты наших респондентов демонстрируют явное преобладание высокой интернальности, сравнимое с результатами группы просоциальных юристов. Все остальные группы в исследовании С.В. Быкова, С.Ю. Алашева демон-
стрируют преобладание экстернальности. Низкая интернальность в области межличностных отношений диагностирована всего у 4,6 % наших респондентов. Высокая интернальность в межличностных отношениях статистически значимо коррелирует с просоциальным поведением [3]. Таким образом, высокая интернальность по шкале Им, которую демонстрируют респонденты, позволяет прогнозировать низкий риск совершения ими асоциальных поступков.
Высокие показатели по шкале Им можно объяснить влиянием профессионального выбора, сделанного студентами. Сфера туризма и гостеприимства предполагает принятие на себя работниками ответственности за безопасность, благополучие других людей; в этой профессии необходимо уметь влиять на человека, определяя его выбор, его эмоциональное состояние, его отношение; вести за собой другого в межличностном взаимодействии.
Сравнить показатели в отношении здоровья/болезни, к сожалению, не удалось. С.В. Быков, С.Ю. Алашеев не приводят данных о распределении испытуемых по этой шкале. То, что в нашем исследовании выявлено довольно большое количество студентов, считающих, что состояние их здоровья находится в их руках, факт достойный внимания. С нашей точки зрения, было бы интересно посмотреть возрастную динамику локуса контроля по шкале Из, а также динамику в зависимости от изменений образовательного и социального статуса.
Рассмотрим результаты по шкале интернальности в области достижений. Сравнительные результаты исследований С.В. Быкова, С.Ю. Алашеева и наших приведены в Таблице 4.
Таблица 4
Распределение типов локуса контроля в области достижений, %
Группы испытуемых Экстерналы Неопределенный тип Интерналы
асоциальные 41 36 23
интернат 30 43 27
просоциальные школь- 36 37 27
ники
просоциальные юристы 20 36 44
студенты СПО МГИИТ 12,3 72,3 15,4
Сравнение показывает, что у наших респондентов интернальность преобладает над экстернальностью, такое соотношение демонстрируют только студенты-юристы, у всех групп подростков соотношение обратное.
Сравнительные результаты исследований по шкале интернальности в области неудач приведены в Таблице 5.
Таблица 5
Распределение типов локуса контроля в области неудач, %
Группы испытуемых Экстерналы Неопределенный тип Интерналы
асоциальные 34 45 21
интернат 36 39 25
просоциальные школь- 29 40 31
ники
просоциальные юристы 21 32 47
студенты СПО МГИИТ 36,9 58,5 4,6
Только 4,6% наших респондентов продемонстрировали готовность принять на себя ответственность за свои неудачи; 37% испытуемых склонны обвинять окружающих людей и неудачные обстоятельства в своих провалах. Такое соотношение не характерно для просоциальных студентов и ближе к результатам учащихся интернатов и асоциальных подростков.
В исследовании Л.В. Шиповой, О.В. Кухарчук, проведенном среди подростков 14-15 лет группа интерналов по данной шкале составила 45% опрошенных, экстерналов - 55%. [6]. Таким образом, можно считать, что нежелание принимать на себя ответственность за неудачи (экстернальность) у наших респондентов выше, чем у просоциальных сверстников, которые принимали участие в аналогичных исследованиях.
Рассмотрим результаты наших исследований по шкале производственных отношений (Таблица 6).
Таблица 6.
Распределение типов локуса контроля в области производственных отно-
шений %
Группы испытуемых Экстерналы Неопределенный тип Интерналы
студенты СПО МГИИТ 40 60 0
Никто из опрошенных не считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Вероятно, это связано с тем, что студенты второго курса еще не имеют опыта производственных отношений. Тем не менее, тот факт, что никто из студентов не продемонстрировал высокой интернальности в этой сфере, и, наоборот, 40% опрошенных считают других людей и обстоятельства ответственными за их продвижение в производственной сфере, настораживает. Это может свидетельствовать о наличии у студентов психологической установки на то, что их профессиональная успешность зависит исключительно от внешних факторов, либо о сильной отстраненности студентов от будущей профессии. Можно также предположить, что у студентов отсутствует понимания того, что их личные усилия по овладению профессиональными компетентностями в процессе обучении являются залогом будущих профессиональных успехов. Задачей профессорско-преподавательского состава
в этой связи может стать изменение данной психологической установки, установление связи между личной активностью, мотивированностью, ответственной учебой и профессиональным продвижением.
Известно, что уровень субъективного контроля является динамичным образованием, меняется как с возрастом, так и под влиянием среды, коррекцион-ного воздействия, самовоспитания. Он хорошо поддается воспитательному воздействию. Кроме того, в нормальных социальных условиях от подросткового к юношескому возрасту идет постепенное возрастание общей интернальности [1, 3, 4]. Неблагоприятным фактором, задерживающим развитие интернальности, и усиливающим экстернальность, является жесткий контроль над поведением молодых людей. Например, в условиях воспитательной колонии для несовершеннолетних интернальность снижается [4]. Наши респонденты могут стать успешными профессионалами, если научатся принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Преподавателям и администрации вуза необходимо помочь студентам осознать это, помочь чувствовать себя субъектами своих действий, творцами своего успеха и неуспеха, а не жертвами обстоятельств и игрушками в руках других людей. Для этого стоит предоставлять студентам возможность самостоятельного выбора, обязательно подробно пояснять как та или иная оценка, то или иное действие в отношении студента связано с его, студента, поступком, усилием, мотивацией, отношением и пр.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- особенностями локуса контроля студентов СПО являются высокая ин-тернальность в области межличностных отношений и в отношении здоровья/болезни; низкая интернальность в области профессиональной деятельности и в области неудач;
- полученные данные согласуются с нашей гипотезой, что в профиле УСК должны найти свое отражение как профессиональный выбор, сделанный учащимися, так и социальный статус студента начальных курсов обучения;
- высокая интернальность в межличностных отношениях, которую демонстрируют наши респонденты позволяет прогнозировать низкий риск совершения ими асоциальных поступков;
- локус контроля - динамичное образование, подверженное коррекции; повышение интернальности должно стать одной из основных задач учебно-воспитательного воздействия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова, 1991. 288c.
2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5. - №3. -С.152-162.
3. Быков С.В. Алашеев С.Ю. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах. // Социологический журнал - 2003. - № 1. - С.121 - 135.
4. Смолева Е.О. Особенности локуса контроля несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И.Вернадского. - 2009. - № 6 (20). - С.56 - 61.
5. Камнева Е.В., Анненкова Н.В., Ширванов А.А. Особенности совладаю-щего поведения студентов с разным уровнем субъективного локуса контроля. // «Экономическая психология и поведенческая экономика в условиях глобальных социальных и экономических изменений». Материалы Всероссийской научной конференции. 2014. С.191 - 195.
6. Шипова Л. В., Кухарчук О. В. Мотивация учения у старших подростков с разным уровнем интернальности и экстернальности // Теория и практика общественного развития - 2015. - № 19. - С. 243 - 245.
7. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. 308 с.
8. Тропотяга П.А. Локус контроля и эмоциональное отношение к будущему как психологические предпосылки профессионального становления личности. // Сибирский психологический журнал. - 2008. - № 27. - С. 102-106.
9. Никулина Д.С. Отношение ко времени у студентов с разным локусом контроля. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 10. - С. 41 - 45.