Научная статья на тему 'Содержательные особенности локуса контроля юношей с различным уровнем Интернет-зависимости'

Содержательные особенности локуса контроля юношей с различным уровнем Интернет-зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
521
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ-ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ЮНОШИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щербинина О. А.

На примере эмпирического исследования учащихся 10-11 классов г. Оренбурга представлены общие и особенные содержательные характеристики локуса контроля юношей в статусе типичных пользователей, не имеющих проблем с Интернетом, и юношей, имеющих некоторые проблемы, связанные с их чрезмерным увлечением Интернетом. Выявлены прямые и обратные корреляции уровня Интернет-зависимости юношей и отдельных шкал интернальности-экстернальности локуса контроля: в сфере производства (в первом случае); в сфере семейных и межличностных отношений (во втором).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательные особенности локуса контроля юношей с различным уровнем Интернет-зависимости»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9.07

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ЮНОШЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

О.А. ЩЕРБИНИНА* Оренбургский государственный университет, Оренбург

На примере эмпирического исследования учащихся 10-11 классов г. Оренбурга представлены общие и особенные содержательные характеристики локуса контроля юношей в статусе типичных пользователей, не имеющих проблем с Интернетом, и юношей, имеющих некоторые проблемы, связанные с их чрезмерным увлечением Интернетом. Выявлены прямые и обратные корреляции уровня Интернет-зависимости юношей и отдельных шкал интернальности-экстернальности локуса контроля: в сфере производства (в первом случае); в сфере семейных и межличностных отношений (во втором).

Ключевые слова: локус контроля, интернальность-экстернальность локуса контроля, Интернет-зависимость, юноши.

Введение

Актуальность исследования Интернет-зависимости самой по себе и как «фона» изучения других психологических феноменов определяется рядом условий.

Во-первых, качественным подъемом в области развития компьютерных технологий, превратившим Интернет из системы хранения и передачи информации в сферу жизни большого количества людей.

Во-вторых, увеличением в современном мире факторов, повышающих привлекательность Интернета для пользователей и соответственно увеличением количества пользователей Интернетом, большую часть из которых составляет молодежь в возрасте от 17 до 24 лет. К названным факторам относят такие характеристики Интернета, как анонимность социальных взаимодействий, возможность получать множествен-

© Щербинина О.А., 2015.

* Для корреспонденции:

Щербинина Ольга Александровна кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности факультета гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета. E-mail: [email protected]

ную обратную связь, использовать множество ролей и, таким образом, реализовы-вать свои фантазии и др. В связи с этим в современном мире возникла проблема «патологического» использования Интернета.

В самом общем виде Интернет-зависимость (Интернет-аддикция) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом». Нами в качестве рабочего определения использовалось предложенное К. Янг: «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line» [6].

В литературе описываются симптомы и факторы, способствующие возникновению Интернет-зависимости (К. Янг, И. Голдберг, E. Freedman, М. Orzack и др.); личностные качества и особенности детей школьного возраста, которые предрасположены к Интернет-зависимости (Т.В. Коваль, В.Д. Менделевич, Ю.Н. Мураткина, В.В. Шаба-лина и др.); возможности психокоррекци-онной помощи Интернет-зависимым (Ц.П. Короленко, В.А. Лоскутова, С.М. Мосолов и др.); представлен портрет типичного Интернет-зависимого пользователя с учетом его возрастных, половых, социальных особенностей, «стажа» зависимости (В.А. Бурова и др.).

Нас проблема Интернет-зависимости интересует в связи с такой психологической категорией, как локус контроля личности. Последний определяется как тенденция личности приписывать ответственность за происходящее с ней своему окружению или самому себе (Дж. Роттер) и, по мнению ряда исследователей, влияет на различные аспекты ее поведения и деятельности, на формирование ее отношений с окружающими, на способ поведения в кризисных ситуациях и их разрешение (С.В. Быков, С.Ю. Алашеев, А.А. Реан, Л.К. Ксенофонтова и др.).

Цель исследования - изучить взаимосвязь уровня Интернет-зависимости личности юношеского возраста с типом ее ло-куса контроля.

Задачи исследования:

- Определить уровень Интернет-зависимости учащихся и объединение их в соответствующие группы.

- Выявить и осуществить сравнительный анализ результатов диагностики особенностей локуса контроля у юношей с различными уровнями Интернет-зависимости.

- Определить по результатам исследования основные направления сопровождения юношей с целью профилактики формирования у них компьютерной зависимости.

В качестве гипотезы исследования выступило следующее предположение: особенности взаимосвязи уровня Интернет-зависимости и локуса контроля личности старшеклассников проявляется в показателях общей интернальности-экс-тернальности и содержательных особенностях ее составляющих.

Методика

Для диагностики Интернет-зависимости использовался тест Кимберли Янг (в оригинале Internet Addiction test - тест на Интернет-аддикцию) в адаптации В.А. Буровой (Лоскутовой). По мнению автора,

Интернет-аддикция проявляется в поведенческом пристрастии и эмоциональной зависимости от определенной формы поведения. В этом случае в качестве основных рассматриваются следующие ее симптомы: наращивание дозы, изменение поведения, наличие синдрома отмены [6].

Использование данного теста позволяет дифференцировать обычных пользователей Интернета, умеющих себя контролировать; пользователей, имеющих некоторые проблемы, связанные с их чрезмерным увлечением Интернетом; пользователей, имеющих значительные проблемы, связанные с использованием Интернета, разрешение которых возможно с помощью специалиста [1, 4].

Для исследования содержательных особенностей локуса контроля юношей использовался опросник УСК А.А. Реана. Опросник включает в себя шкалы:

- общей интернальности (Ио);

- интернальности в области достижений (Ид);

- интернальности в области неудач (Ин);

- интернальности в семейных отношениях (Ис);

- интернальности в области производственных отношений (Ип);

- интернальности в области здоровья и болезни (Из) [5].

Анализ полученных данных осуществлялся с помощью применения методов математической статистики: описательная статистика, частотный анализ, сравнение независимых выборок с использованием t-критерия Стьюдента, критерия корреляции Спирмена.

Результаты

В исследовании приняло участие 84 учащихся 10-11 классов МОАУ «СОШ № 23» и МОАУ «СОШ № 67» г. Оренбурга. Из них попало в выборку 50 человек, из которых не испытывающих проблем с Интернетом - типичные пользователи (27 человек - 54%) - выборка I; чрезмерно увлеченных

(23 человека - 46%) - выборка II. Остальные не вошли в выборку по разным причинам (испорченные бланки, непонятая инструкция и др.).

Все вопросы теста на выявление Ин-тернет-аддикции были нами условно разделены на пять групп, характеризующих:

- снижение способности человека контролировать время пребывания в сети;

- снижение эффективности общения и деятельности человека на фоне его пребывания в сети;

- ухудшение самочувствия человека, связанное с необходимостью выйти из сети;

- улучшение самочувствия человека, связанное с приближением возможности войти в сеть;

- неэффективность деятельности человека по выходу из сети.

В соответствии с выделенными группами вопросов опишем эмоциональные и поведенческие реакции респондентов каждой выборки (табл. 1).

Таблица 1

Частота выборов вариантов ответов респондентами исследуемых выборок

(средние значения)

Группы вопросов Варианты ответов

Никогда Крайне редко Иногда Часто Очень часто Всегда

I II I II I II I II I II I II

Характеризующих снижение способности человека контролировать время пребывания в сети 0,065 0 0,805 0 0,129 0,337 0 0,5 0 0,125 0 0,012

Характеризующих снижение эффективности общения и деятельности человека на фоне его пребывания в сети 0,571 0 0,402 0,006 0,026 0,329 0 0,441 0 0,205 0 0,018

Характеризующих ухудшение самочувствия человека, связанное с необходимостью выйти из сети 0,601 0 0,389 0,011 0,009 0,315 0 0,456 0 0,217 0 0

Характеризующих улучшение самочувствия человека, связанное с приближением возможности войти в сеть 0,448 0 0,482 0,043 0 0,456 0 0,347 0 0,130 0 0,021

Характеризующих неэффективность деятельности человека по выходу из сети 0,444 0 0,543 0,101 0,012 0,521 0 0,275 0 0,101 0 0

Средние значения 0,4258 0 0,5242 0,0322 0,0352 0,3916 0 0,4038 0 0,161 0 0,0102

У респондентов выборки I преобладают варианты ответов «никогда» и «крайне редко». «Никогда» по вопросам, характеризующим снижение эффективности общения и деятельности человека на фоне его пребывания в сети; ухудшение самочувствия человека, связанное с необходимостью выйти из сети.

«Крайне редко» по вопросам, характеризующим снижение способности человека контролировать время пребывания в сети; неэффективность деятельности человека по выходу из сети.

У респондентов выборки II преобладают варианты ответов «иногда» и «часто». Вариант ответов «иногда» преобладает по группам вопросов, характеризующих улучшение настроения человека, связанное с приближением возможности войти в сеть; вопросов, характеризующих неэффективность деятельности человека по выходу из сети.

Вариант ответа «часто» преобладает по группам вопросов, характеризующих снижение способности человека контролировать время пребывания в сети; вопросов, характеризующих снижение эффективности общения и деятельности человека на фоне его пребывания в сети; характеризующих ухудшение настроения человека, связанное с необходимостью выйти из сети.

Расчет 11-критерия Стьюдента по средним величинам выявил значимые различия в частоте выбора вариантов ответов респондентами выделенных выборок: 1эмп =20,9, при р<0,05.

Далее представим некоторые общие особенности респондентов обеих выборок. К общим для респондентов всех выборок мы отнесли те характеристики, которые в каждой из выделенных нами групп вопросов набрали максимальное значение.

Респондентов каждой выборки в разной мере (в меньшей для I выборки и в большей для II) характеризуют:

- Снижение способности к контролю времени провождения в Интернете. Мак-

симальные баллы в этой группе вопросов получил следующий: «Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?».

- Снижение эффективности общения и деятельности на фоне его пребывания в сети. Максимальные баллы в этой группе вопросов получил следующий: «Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности для того, чтобы провести больше времени в сети?».

- Ухудшение самочувствия, связанное с необходимостью выйти из сети. Максимальные баллы в этой группе вопросов получил следующий: «Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?».

- Улучшение самочувствия, связанное с приближением возможности войти в сеть. Максимальные баллы в этой группе вопросов получил следующий: «Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?».

Результаты многочисленных исследований по данной теме позволяют говорить о наличии определенных черт Интернет-зависимой личности. Так, В.А. Буровой (Ло-скутовой) на основе многолетней работы с Интернет-зависимыми пациентами сделаны выводы о том, что Интернет-зависимость формируется у личности с соответствующими преморбидными характеристиками или является новой аддиктивной реализацией у личности со сформированной зависимостью [1, 4].

Вопрос о качествах и характеристиках Интернет-зависимой личности интересует нас в контексте проблемы ответственности личности за происходящие с ней события -проблемы локуса контроля личности.

Выполнен ряд исследований, доказывающих влияние локуса контроля личности на различные аспекты ее поведения и деятельности, на формирование ее отношений с окружающими, на способ поведения в кризисных ситуациях и их разрешение [2, 3].

В нашем исследовании мы попытались ответить на вопрос, существует ли содержательное своеобразие интерналь-ности-экстернальности локуса контроля по различным шкалам у юношей с разным уровнем Интернет-зависимости (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение средних значений показателей интернальности-экстернальности локуса контроля по показателям

Показатель Статистика Выборки

Обычные пользователи Чрезмерно увлеченные

Ид Среднее 5,51 5,21

Стандартное отклонение 1,12 0,67

Ин Среднее 5,29 4,73

Стандартное отклонение 1,46 1,05

Ис Среднее 5,44 4,60

Стандартное отклонение 1,21 0,94

Ип Среднее 4,66 5,47

Стандартное отклонение 1,30 0,84

Им Среднее 6,07 5,17

Стандартное отклонение 0,91 0,49

Из Среднее 5,74 5,60

Стандартное отклонение 0,71 0,65

Ио Среднее 32,71 30,78

Стандартное отклонение 4,23 3,54

Примечание: Ио - общая интернальность, Ид - ин-тернальность в области достижений, Ин - интернальность в области неудач, Ис - интернальность в области семейных отношений, Ип - интерналь-ность в области производственных отношений, Им - интернальность в области межличностных отношений, Из - интернальность в отношении здоровья и болезни

У респондентов обеих выборок средние значения интернальности-экстерналь-ности локуса контроля по большинству шкал приближаются к нормативному значению - 5,5 (А.А. Реан).

В выборке чрезмерно увлеченных пользователей преобладают респонденты с неопределенным типом интернальности-экс-тернальности локуса контроля (табл. 3).

Таблица 3

Распределение интернальности-экстернальности локуса контроля у респондентов исследуемых выборок (в %)

Шкалы интернальности Обычные пользователи Чрезмерно увлеченные

Э Н И Э Н И

Ио 33 33 33 - 78 22

Ид 15 37 48 2 65 33

Ин 22 48 30 52 26 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ис 17 41 42 48 39 13

Ип 48 26 26 13 35 52

Им 48 30 22 - 87 13

Из 8 44 48 - 48 52

Примечание: Э - экстернальность; Н - неопределенный тип интернальности-экстернальности; И -интернальность

Расчет критерия корреляции Спирме-на выявил прямые и обратные связи между уровнем зависимости и отдельными шкалами интернальности-экстернальности локуса контроля. Прямая связь уровня Интернет-зависимости и интернальности в сфере производства; обратные связи между уровнем Интернет-зависимости и интернальностью в сферах семейных и социальных отношений (р<0,05).

Обсуждение

Использование методики К. Янг позволило нам разделить выборку на две группы: обычных пользователей - без признаков Интернет-зависимости (выборка I) и

чрезмерно увлеченных пользователей - с признаками Интернет-зависимости (выборка II). Использование методов математической статистики позволило нам на уровне значимости р<0,05 при 1Эмп =20,9 определить вопросы, в ответах на которые были выявлены различия между респондентами изучаемых выборок. Это вопросы, характеризующие снижение способности человека контролировать время пребывания в сети; снижение эффективности общения и деятельности человека на фоне его пребывания в сети; характеризующие зависимость настроения человека, связанного с необходимостью выйти из сети или с возможностью войти в нее. Чрезмерно увлеченные пользователи, отвечая на них, значимо чаще использовали такие варианты ответов, как «часто» и «очень часто», тогда как обычные пользователи - варианты ответов «никогда» и «очень редко».

Кроме того, у респондентов выборки II в некоторых ситуациях проявляются симптомы Интернет-зависимости: наращивание дозы, изменение поведения, наличие синдрома отмены (К. Янг). По данным В.А. Буровой, у респондентов данной группы возрастает риск замещения реального удовлетворения потребностей человека своеобразным, в том числе и социальных. Прежде всего, это относится к потребностям принадлежности (к значимой группе, Интернет-сообществу), любви и уважения (со стороны участников значимых групп, Интернет-сообществ) [1].

Использование методики УСК А.А. Ре-ана и расчет критерия корреляции Спир-мена позволили нам определить статистически значимые прямую и обратные корреляции (р<0,05) уровня Интернет-зависимости юношей и показателей интернально-сти-экстернальности их локуса контроля в сфере производства (в первом случае); в сфере семейных и межличностных отношений (во втором).

Выявленные корреляции означают, что повышение уровня Интернет-зависимости у юношей сопровождается:

- снижением их способности активно формировать свой круг общения;

- усилением склонности считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров по общению;

- усилением склонности считать членов своих семей ответственными за возникающие ситуации;

- возрастанием их убежденности в том, что за свои успехи в профессиональной (учебной) деятельности сами несут ответственность.

Данные о снижении значений интер-нальности в областях семейных и межличностных отношений у юношей с признаками Интернет-зависимости имеют чрезвычайно важное значение. В исследовании возможностей опросника УСК для диагностики локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах, проводимом под руководством С.В. Быкова, было показано следующее. Только для шкалы интернальности в области межличностных отношений была обнаружена ее статистически значимая различительная способность для групп по социальному поведению между выборками «асоциальные» и «интернат», «асоциальные» и «про-социальные школьники», «асоциальные» и «просоциальные студенты» [3].

Другими словами, шкала интернально-сти в сфере межличностных отношений, а в нашем исследовании и семейных отношений, работает на выделение асоциальных групп подростков. В контексте нашего исследования это означает, что подростки в статусе чрезмерно увлеченного пользователя Интернета составляют «группу риска» для формирования асоциальной личности.

Выявленные некоторые общие для респондентов обеих выборок особенности, описывающие их поведенческие и эмоциональные реакции, связанные с Интернетом, позволяют предположить, что все Интернет-пользователи находятся в группе риска по формированию у них Интернет-зависимости, а в перспективе - и асоциальной личности.

Вышесказанное дает возможность говорить о необходимости психолого-педагогического сопровождения школьников с целью профилактики формирования у них компьютерной зависимости, а в будущем и асоциальной личности.

В качестве основных направлений названного сопровождения мы предлагаем:

1. Формирование у школьников ответственности за свои действия, в том числе, навыков принятия решения, противостояния давлению группы, умения сказать «нет».

2. Формирование групповой сплоченности, создание условий для привлечения к участию в жизни коллектива группы ее членов.

3. Формирование, развитие и оптимизация коммуникативных качеств и умений школьников.

Заключение

Осуществленное нами исследование подтвердило гипотезу: у старшеклассников, не имеющих проблем с Интернетом, и старшеклассников, имеющих некоторые проблемы с Интернетом, различаются показатели общей интернальности-экстерналь-ности локуса контроля и существуют содержательные особенности его составляющих. Повышение уровня Интернет-зависимости у юношей сопровождается снижением показателей по шкалам интернальности в области семейных и межличностных отношений и повышением показателей по шкалам интернальности в сфере производства.

Осуществленное исследование подтвердило идею о том, что содержательные особенности локуса контроля личности могут выступать в качестве «маркеров» школьников группы риска по формированию асоциальной личности (наряду с уже существующими - С.Ю. Алашеев, С.В. Быков и др.), а также показало, что увлеченность школьниками Интернетом может способствовать формированию их асоциальной личности.

Полученные результаты позволяют определить направление дальнейших исследований по данной теме. Например, особенности общения выделенных групп школьников со сверстниками и взрослыми, эффективность решения ими психологических задач своего возраста и др.

Литература

1. Бурова В. А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме / Интернет-зависимость: психологическая природа, и динамика развития, ред.-сост. А.Е. Войскун-ский. - М.: Акрополь, 2009. - С. 152-164.

2. Быков С.В., Алашеев С.Ю. Локус контроля в подростковых группах // Социологический журнал. - 2003. - № 1. - С. 121-135.

3. Быков С.В. Возможности опросника УСК для диагностики локус-контроля личности в асоциальных подростковых группах // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2007. - № 2. -С. 45-59.

4. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: дисс... канд. мед. наук. - Новосибирск, 2004 [Электронный ресурс]. http://www.dissercat.com/content/internet-zavisimost-kak-forma-nekhimicheskikh-addiktivnykh-rasstroistv.

5. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. - СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2001. - 224 с.

6. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - № 2. - С. 24-29.

References

1. Burova V.A. Internet-zavisimost' v med-itsinskoy paradigme. Internet-zavisimost': psikhologicheskaya priroda, i dinamika raz-vitiya, red.-sost. A.Ye. Voyskunskiy. Moscow: Akropol' 2009: 152-164 (in Russian).

2. Bykov S.V., Alasheyev S.Yu. Lokus kontrolya v podrostkovykh gruppakh. Sotsiologicheskiy zhurnal 2003; 1:121-135 (in Russian).

3. Bykov S.V. Vozmozhnosti oprosnika USK dlya diagnostiki lokus-kontrolya lichnosti v asot-sial'nykh podrostkovykh gruppakh. Vestnik Samarskoy gumanitarnoy akademii. Seriya «Psikhologiya» 2007; 2:45-59 (in Russian).

4. Loskutova V.A. Internet-zavisimost' kak forma nekhimicheskikh addiktivnykh rasstroystv: diss... kand. med. nauk. Novosibirsk 2004 [Internet] http://www.dissercat.com/content/ internet-zavisimost-kak-forma-nekhimich-eskikh-addiktivnykh-rasstroistv (in Russian).

5. Rean A.A. Prakticheskaya psikhodiagnosti-ka lichnosti. St.-Petersburg: Izd-vo SPb un-ta 2001: 224 (in Russian).

6. Yang K. Diagnoz - Internet-zavisimost'. Mir Internet 2000; 2:24-29. (in Russian).

SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF LOCUS OF CONTROL YOUTHS WITH DIFFERENT LEVELS OF INTERNET ADDICTION

O.A. SHCHERBININA Orenburg State University, Orenburg

An empirical study of students of 10th and 11th grades in Orenburg provides general and specific substantive characteristics of locus of control in boys in the status of typical users who do not have problems with the Internet, and boys who have some problems with their excessive Internet use. Direct and inverse correlations of the level of Internet addiction in boys and some scales of inter nal-external locus of control: in production (in the first case); in the field of family and interpersonal relationships (in the second case).

Keywords: boys, Internet addiction, locus of control, internality-externality of locus of control.

Address:

Shcherbinina Olga

Ph.D.,

assistant professor of general psychology and personality psychology

of the Faculty of Humanities and Social Sciences of the Orenburg State University.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.