УДК 378.637.015.3:373.2 ББК 74.489+74.10+88.6
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Гонина Ольга Олеговна.
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», доцент, о^[email protected].
Аннотация: В статье раскрывается актуальность исследования мотивационных особенностей студентов педвузов в аспекте их интернальности-экстернальности. Приводятся результаты качественного и количественного анализа диагностических данных. Делаются выводы о характере связи особенностей учебной мотивации и направленности локуса контроля будущих педагогов дошкольного образования. Определяются перспективы дальнейшего исследования данной проблемы.
Ключевые слова: учебная мотивация, мотивы, локус контроля, интернальность, экстернальность.
PECULIARITIES OF LEARNING MOTIVATION AND ORIENTATION OF LOCUS OF CONTROL OF FUTURE TEACHERS OF
PRESCHOOL EDUCATION
Gonina Olga Olegovna.
Tver state University, associate Professor, о[email protected].
Abstract. the article reveals the relevance of the study of motivational peculiarities of students of teacher training institutions in terms of their internality-externality factor. The results of the qualitative and quantitative analysis of diagnostic data are given. Conclusions are made about the nature of the communication features of learning motivation and orientation of locus of control of future teachers of preschool education. Perspectives for further research on this problem are determined.
Key words: educational motivation, motivation, locus of control, internality, externality.
Актуальность проблемы учебной мотивации обусловлена тем, что мотивационный компонент обучения не только обеспечивает высокие результаты при непосредственном педагогическом воздействии, но и обеспечивает пролонгированное влияние на познавательную активность обучающихся в будущей профессиональной деятельности [1]. Процесс совершенствования подготовки будущих педагогов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими
49
факторами, среди которых существенным является учебная мотивация. Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем в психологии. Запросы практики - обучения и воспитания - настоятельно требуют разработки данной проблемы. Исследования учебной мотивации студентов имеют существенное практическое значение для оптимизации учебного процесса. Локус контроля как свойство личности приписывать свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам, наряду с учебной мотивацией также оказывает значительное регулирующее влияние на многие аспекты поведения и деятельности студентов - будущих педагогов дошкольного образования. Исследование мотивационных особенностей студентов педвузов в аспекте их интернальности-экстернальности может служить исходным основанием для дальнейшего поиска и совершенствования организационных форм, способов, средств учебного процесса.
Целью нашего исследования являлось изучение характера связи особенностей учебной мотивации и направленности локуса контроля будущих педагогов дошкольного образования. Гипотезу исследования составило предположение о том, что особенности учебной мотивации будущих педагогов дошкольного образования связаны с направленностью их локуса контроля. Частные гипотезы: 1) мы предполагаем, что особенности учебной мотивации будущих педагогов дошкольного образования характеризуется определенным сочетанием внешних и внутренних учебных мотивов; 2) мы предполагаем, что общий уровень учебной мотивации будущих педагогов дошкольного образования связан с мотивацией успеха и избегания неудач; 3) мы предполагаем, что тип мотивации будущих педагогов дошкольного образования в зависимости от преимущественной ориентации на успех или неудачу связан с направленностью их локуса контроля.
Исследование проводилось на базе Института педагогического образования в период с 02.10.2015 г. по 02.12.2015 г. В исследовании приняли участие 20 студентов 2 курса бакалавриата очной формы обучения по направлению «Психолого-педагогическое образование» с профилем «Психология и педагогика дошкольного образования» в возрасте 18-19 лет. Выбор группы испытуемых обусловлен наличием в ней достаточного количества студентов и их желанием принимать участие в исследовании. Для исследования учебной мотивации и направленности локуса контроля использовались следующие методики: 1) методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной, 2) методика изучения мотивов учебной деятельности А.А.Реана, В.А.Якунина, 3) опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана, 4) методика определения локуса контроля Дж. Роттера [2].
Результаты диагностики по методике Т.И. Ильиной показали, что все три вида учебных мотивов достаточно представлены в группе. В целом уровень учебной мотивации можно считать средней степени выраженности (средний количественный показатель уровня учебной
мотивации в группе - 21,15). В результате диагностики учебной мотивации выяснилось, что в группе испытуемых в целом наиболее сильно выражен мотив - получение диплома (среднее значение - 8,35), несколько менее выражен мотив - овладение профессией (среднее значение - 6,9) и мотив получения знания (среднее значение - 5,85). Результаты диагностики учебной мотивации по методике А.А. Реана, В.А. Якунина показали, что наиболее выраженными мотивами в группе являются: стать высококвалифицированным специалистом (65%), получить диплом (80%), обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности (75%), добиться одобрения родителей и окружающих (65%). Наименее выраженными учебными мотивами являются мотивы: избежать осуждения и наказания за плохую учебу и достичь уважения преподавателей (по 20%), выполнять педагогические требования и быть примером для сокурсников (по 25 %). Остальные мотивы также присутствуют в группе и имеют среднюю степень выраженности. По результатам количественного анализа можно сделать вывод о соотношении внутренних и внешних учебных мотивов, оно оказалось примерно одинаковым (45,7 % и 54,3 % соответственно).
В результате диагностики по методике МУН А.А. Реана выяснилось, что из 20 человек в группе испытуемых мотивация боязни неудачи выявлена у 13 человек, что составляет 65 %, мотивация на успех выявлена у 7 человек, что составляет 35 %. Мотивационные полюсы у всех испытуемых оказались ярко выраженными. Мотивированных на успех испытуемых оказалось в меньшинстве (7 человек из 20). Эти данные свидетельствуют о том, что большая часть испытуемых характеризуется преобладанием мотивации боязни неудачи, они слабо мотивированны, избегают неудачи, учебные задачи средней трудности будут наименее привлекательны для них (по сравнению с очень легкими или очень трудными). В результате диагностики по методике Дж. Роттера выяснилось, что из 20 человек в группе испытуемых экстернальность выявлена у 12 человек, что составляет 60 %, интернальность выявлена у 8 человек, что составляет 40 %.
Общий уровень учебной мотивации испытуемых достаточно высок: у 12 испытуемых уровень учебной мотивации выше среднего, у 8 испытуемых - средний уровень учебной мотивации. Мотивированных на успех испытуемых оказалось в меньшинстве. Они при постановке учебной цели учитывают возможность успеха больше, чем возможность неудачи, оказываются сильнее мотивированными, они переоценивают вероятность успеха до начала выполнения учебного задания по сравнению с ориентированными на избегание неудачи. И хотя изначально свои шансы на успех они оценивают очень высоко, однако «под давлением реальности первых пробных попыток» оценка вероятности все больше соотносятся с результативностью выполнения задания и становится более реалистичной. Средние значения вероятности успеха сильнее всего побуждают человека к деятельности, если он настроен на успех. Они предпочитают учебные
задачи средней или чуть выше средней степени трудности. Легкие задачи не приносят им удовлетворения и ощущения настоящего успеха, а при выборе трудных - велика вероятность неудачи. При выборе же задач средней трудности успех и неудача равновероятны и максимально зависимы от собственных усилий. Подавляющее большинство испытуемых (12 из 20) с экстернальным локусом контроля, т.е. они склонны приписывать свои достижения внешним обстоятельствам -везению, судьбе или другим людям. Интернальность как склонность брать ответственность за результаты своей деятельности на себя выявлена у 8 испытуемых.
Таким образом, в группе студентов, принявших участие в исследовании, представлены все основные виды учебных мотивов. Среди доминирующих учебных мотивов отмечаются и внешние и внутренние, познавательные и социальные. Наше исследование показало, что в процессе обучения в данной группе действует в основном внешняя мотивация, но не игнорируется и внутренняя. Мотивы социальной идентичности (желание занять определенное положение в группе, одобрение преподавателей) меньше всего выражены и не имеют значения для мотивации учебной деятельности данной группы студентов.
Статистическая обработка результатов диагностики показала следующее. Связь между общим уровнем учебной мотивации и типом учебной мотивации в зависимости от премущественной ориентации на успех или неудачу не прослеживается (значение коэффициента Спирмена ге = 0.317). Из этого следует, что частная гипотеза о том, что общий уровень учебной мотивации связан с мотивацией успеха и избегания неудач, не подтверждена. Между типом мотивации и локусом контроля выявлена статистически значимая корреляция (значение коэффициента Спирмена ге = 0.929). Из этого следует, что частная гипотеза о том, что тип мотивации будущих педагогов дошкольного образования в зависимости от премущественной ориентации на успех или неудачу связан с направленностью их локуса контроля, подтверждена. Это доказало общую гипотезу исследования о том, что особенности учебной мотивации будущих педагогов дошкольного образования связаны с направленностью их локуса контроля. Перспективы дальнейшего исследования данной проблемы мы видим в более подробном детальном изучении динамики учебной мотивации и локуса контроля студентов - будущих педагогов на различных этапах профессионального обучения, в выявлении их связи с различными внешними и внутренними факторами, в разработке тренингов профессионально-педагогической направленности по формированию интернального локуса контроля.
Библиографический список:
1. Гонина О.О. Проблемы формирования когнитивного компонента психологической подготовки будущих педагогов в вузе // Вестник экспериментального образования. - 2015. - №2 1. - С.12-18.
2. Реан АА. Практическая психодиагностика личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2001. -224 с.