Научная статья на тему 'Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях'

Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10723
1049
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУЧЕБНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лингевич Ольга Владимировна

Данная статья раскрывает сущность, содержание, исторические аспекты понятия «внеурочной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лингевич Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях»

Этапы Цель, задачи Деятельность педагога Деятельность учащегося Технологическое обеспечение

3. Цель: Задачи:

п.

Представленные варианты речевых образовательных ситуаций могут реализовываться как устно, так и письменно, в индивидуальной и групповой форме, в аудитории и самостоятельно. Для оценки результата выполненной работы используются фонды оценочных средств, которые разрабатываются преподавателями.

Список использованной литературы:

1. Ксенофонтова А.Н. Педагогическая теория речевой деятельности: монография, Изд-во ФЛИНТА, 2014. - 209 с.

2. Ксенофонтова А.Н., Меркулова Л.В. Технология проблемно-поискового анализа / А.Н. Ксенофонтова, Л.В. Меркулова / Перспектива: сборник статей молодых ученых №7, Псков. Изд-во: П1ПИ им С.М. Кирова, 2012. - с.147-161

3. Леденева А.В. Сущность профессиональной активности магистранта В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 109-111.

© Леденева А.В., 2016

УДК. 377

Лингевич Ольга Владимировна

аспирант ТГПУ г.Томск, РФ Е-mail :672241@sibmail. com

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация

Данная статья раскрывает сущность, содержание, исторические аспекты понятия «внеурочной деятельности».

Ключевые слова

Внеклассная работа, внеурочная работа, внеурочная деятельность, внеучебная воспитательная работа.

Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях является важной составляющей воспитательного процесса. Она представляет собой, целенаправленную, образовательно -воспитательную работу с обучающимися, организуемую и проводимую педагогом, во внеурочное время в рамках школы.

В соответствии с индивидуальными способностями ребёнка создаются условия для развития личности, формируется его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит процесс социализации.

Внеурочная работа, по мнению Ш. А. Амонашвили, это составная часть учебно - воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. [1].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

Т.А. Ильина отмечает, что задача внеучебной работы состоит в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Так, внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса. [2].

Термин «внеурочная деятельность» не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». [4].

Для образовательных учреждений внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых ими функций. Однако научный смысл и содержание этого понятия изменялись в разное время в зависимости от приоритетов, мировоззренческих установок организаторов системы образования, которые в свою очередь, формировались под влиянием идеологических и культурных потребностей общества.

В теории и практике отечественного образования изначально доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые трактовались в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Её основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.

В результате анализа методико - педагогической литературы было выявлено, что термин «внеурочная деятельность» появился в 90-х годах 20века.

В Российской педагогической энциклопедии внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно - воспитательного процесса в школе, одна из форм организации сводного времени учащихся.

[3].

Существуют следующие виды внеурочной деятельности: научно - познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно - ценностное общение, досугово - развлекательная деятельность или досуговое общение, художественно - эстетическая деятельность, социальное творчество или социально -преобразующая добровольческая деятельность, спортивно - оздоровительная деятельность, туристско -краеведческая деятельность, духовно - нравственная работа, общественно - полезный труд, проектная деятельность.

Данные виды внеурочной деятельности реализуются в различных формах. Например, научно -познавательная деятельность может быть организована в виде интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, различных научных сообществ обучающихся, литературных салонов, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад и т.д. Формами проблемно - ценностного общения являются дебаты, этические беседы, проблемно - ценностные дискуссии, тематические диспуты и т.д. Досуговое общение проходит в рамках культпохода в музей, галерею, театр, концертный зал, на различные выставки и т.д. Основной формой игровой деятельности выступает игра с ролевым акцентом, социального творчества - форма социальной пробы, коллективного -творческого дела, социально - образовательного проекта и т.д. Занятия в спортивных секциях, беседы о здоровом образе жизни, участие в оздоровительных процедурах, организация походов, экскурсий, применение на уроках игровых моментов, физ. минуток, участие в городских и районных соревнованиях являются формами спортивно - оздоровительной деятельности. Художественно - эстетическая

деятельность - это организация экскурсий, проведение тематических классных часов, работа музыкальных и литературных клубов, работа кружков, участие в конкурсах, выставках на уровне школы, района, города, области. Духовно - нравственная работа с обучающимися проходит во время встреч с ветеранами ВОВ и труда, выставок рисунков, оформлении газет о боевой и трудовой славе россиян, встреч с участниками «горячих точек», тематических классных часов, оказании помощи ветеранам ВОВ и труда, фестивалей патриотических песен, смотра песни и строя. Формами общественно - полезного труда являются субботники, разведение цветов, трудовые десанты. Проектная деятельность реализуется в участии в научно - исследовательских конференциях на уровне школы, города, области, разработки проектов к урокам, участие в кружках.

Внеурочная деятельность имеет продолжение, например, в период каникул, в организации оздоровления и отдыха детей, в тематических лагерных сменах, в летних лагерях на базе образовательных учреждений.

Список используемых источников

1. Амонашвили Ш. А. Личностно - гуманная основа педагогического процесса. М., «Университет», 1990.

2. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984.

3. Российская педагогическая энциклопедия. под ред. В. В. Давыдова. М., 1993 - 1999.

4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. - М.: Педагогика, 1979.

© Лингевич О.В., 2016

УДК 37.013.31

Маннанов Марат Миргарифович

канд. физ.-мат. наук, доцент БГАУ,

г.Уфа, РФ E-mail:[email protected] Дик Елизавета Николаевна канд. псих. наук, доцент БГАУ, г.Уфа, РФ Е-mail: lizadik@mail. ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП

Аннотация

Статья посвящена вопросам образования и воспитания студенческих групп в свете повышения их интернациональности ввиду тенденций глобализации.

Ключевые слова

Образование, интернациональность, глобализация

С каждым годом глобализация на нашей планете всё увеличивает свои масштабы, не остаётся в стороне от этого процесса и наша страна, в том числе - система образования. Даже в число критериев эффективности вуза попало количество иностранных студентов. Различные вузы по-разному решили вопрос достижения нужного показателя по этому критерию, что, несомненно, нашло своё отражение в контингенте вновь принимаемых студентов. Разумеется, пёстрый национальный состав оказывает влияние на культурные, религиозные и прочие особенности коллективов, на разброс в уровне знаний и подготовленности, местами ставит языковые и эрудиционные барьеры, вынуждает постигать особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.